Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Песенно-поэтическое творчество Н. Е. Палькина Черкасова Татьяна Алексеевна

Песенно-поэтическое творчество Н. Е. Палькина
<
Песенно-поэтическое творчество Н. Е. Палькина Песенно-поэтическое творчество Н. Е. Палькина Песенно-поэтическое творчество Н. Е. Палькина Песенно-поэтическое творчество Н. Е. Палькина Песенно-поэтическое творчество Н. Е. Палькина Песенно-поэтическое творчество Н. Е. Палькина Песенно-поэтическое творчество Н. Е. Палькина Песенно-поэтическое творчество Н. Е. Палькина Песенно-поэтическое творчество Н. Е. Палькина Песенно-поэтическое творчество Н. Е. Палькина Песенно-поэтическое творчество Н. Е. Палькина Песенно-поэтическое творчество Н. Е. Палькина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черкасова Татьяна Алексеевна. Песенно-поэтическое творчество Н. Е. Палькина : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Саратов, 2003 198 c. РГБ ОД, 61:04-10/110-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Жанрово-стилевые особенности песенной лирики Н.Е. Палькина 16

1 Теоретические основы жанрово-стилевого анализа песенной лирики 16

2 Жанр лирической песни в поэзии Н.Е. Палькина 32

3 Романсовая традиция в поэзии Н.Е. Палькина 67

4 Частушечная традиция в песенной лирике Н.Е. Палькина 80

Глава 2 Фольклорно-литературные традиции в песенной лирике Н.Е.Палькина 100

1 Песенная лирика Н.Е.Палькина и фольклорная традиция 100

2 Песенная лирика Н.Е.Палькина и традиции русской литературной песни 130

Заключение 162

Список использованной литературы 169

Введение к работе

Содержание научной проблемы и её актуальность.

Песня является древнейшим универсальным жанром, который вписывается в самые различные эстетические системы как факт литературы, музыкальной или театральной культуры, как факт национального бытия и сознания, культурно-исторической эпохи. Исключительная значимость песни определяет актуальность обращения к этому феномену в разных ракурсах и аспектах его бытования.

Песня как литературный жанр изучена меньше, нежели как часть музыкальной культуры и фольклорный жанр. Тем естественнее внимание к её литературному статусу, генезису и жанровым очертаниям.

Песенная лирика Н.Е.Палькина представляет собой благодатный материал для понимания песни как литературного жанра и изучения его генезиса, места в национальной культуре.

Песня занимает наиболее видное и почётное место в его творчестве . Поэтом написано более 150 песен, десятки из них широко известны как среди профессионалов, так и в народе: например, «Что хотите говорите» (1955), «От тебя не закроюсь я ставнями» (1957), «Травушка-муравушка» (1961),

«Никогда не спешил ты за мною» (1965), «Метелица» (1968), «Вальс при свечах» (1975) и многие другие .

Известные композиторы пишут музыку на слова Н.Палькина: В.Захаров, С.Туликов, Ю.Левитин, Г.Пономаренко, Е.Бикташев и др. Песни поэта поют видные исполнители: хор имени Пятницкого, Сибирский народный хор, Кубанский хор, Ансамбль песни и пляски им. Александрова, Н.Обухова, Л.Зыкина, О.Воронец, А.Стрельченко, И.Кобзон, В.Трошин, В.Толкунова и др.3 В фондах всесоюзного радио находятся свыше сорока песен Н.Палькина.

Всё это заставляет говорить о том, что песенная лирика поэта занимает достойное место в отечественной культуре. Это признано многими критиками, однако признание носит не столько аналитический, аргументированный, сколько декларативный характер.

Материалом исследования в данной работе стали поэтические тексты Н.Е.Палькина, отнесённые самим автором к жанру песни. Это обусловлено интересом не только к бытованию многих лирических стихотворений поэта в виде песен, но и к жанровому сознанию автора, то есть к тому, как он сам понимает феномен песни.

Объектом исследования является, таким образом, песенно-поэтическое творчество Н.Е.Палькина.

Предмет исследования: жанровые разновидности песен Н.Е.Палькина, их системное соотношение, преемственные связи с фольклорной и литературной песенной традицией.

Методологической основой работы являются положения классиков отечественной филологии, основанные на понимании лирического жанра как идейно-художественной, формально-содержательной динамичной структуры, которая является хранительницей определенной поэтической философии. Кроме того, мы учитывали научные концепции, согласно которым важнейшим критерием жанра и его истории являются формы выражения авторского сознания, его соотношения с лирическим субъектом, персонажем и т.д. Методологические принципы изучения жанра и исторического развития жанровой системы, лёгшие в основу нашего практического анализа, содержатся в работах М.М.Бахтина, Л.Я.Гинзбург, В.М.Жирмунского, Ю.Н.Тынянова, Б.М.Эйхенбаума, Е.Г.Эткинда и др.4

Методы анализа. В диссертации использованы традиционные методы анализа лирического текста в аспекте проявления в нём жанровой традиции. Рассматриваются в определённой иерархической последовательности доминантные, системообразующие, а также периферийные признаки жанра как в плане содержания, так и в плане выражения. К числу жанрообразующих критериев мы относим такие, как форма взаимосвязи автора и героя, круг тем, эмоциональный тон, философия жанра, то есть тот взгляд на жизнь, который ассоциируется с данной жанровой традицией, сюжетно-композиционные, образные, языковые, метроритмические » особенности. Стремление к системному анализу соответствует представлению о том, что жанровая система в творчестве поэта отражает глубинные свойства его мироощущения.

Анализ фольклорной и литературной традиции, представленный в данной диссертации, дискретен и фрагментарен вследствие обширности самой традиции. Преемственные связи рассматриваются в ключе репрезентативного обозначения наиболее характерных линий и форм связи песенной лирики Н.Е.Палькина с традицией.

Степень изученности проблемы.

Творчество Н.Е.Палькина вызвало широкий резонанс не только в литературных, но и з музыкальных кругах. В местной и столичной прессе на протяжении литературного пути поэта появлялись многочисленные рецензии на его очередные сборники, отдельные произведения5. В пору зрелости Н.Е.Палькина, когда его поэтическая манера определилась в своих основных чертах, стали выходить очерки, где была сделана попытка бросить общий

взгляд на его произведения, оценить его место в литературном развитии России (См. напр.: Ильин О. Здесь всё родное //Наши современники. -Саратов, 1975.- С. 188-207; Ломунова М. Отразилась в Волге вся Россия //Белые цветы иван-чая. - М.,1976.- С.275-288; Белова М. Я всё о ней, всё о России //Портреты. Очерки о писателях Саратова. - Саратов, 1986.- С.66-76). Книга очерков жизни и творчества Н.Е.Палькина, принадлежащая Ю.С.Воронову (Воронов Ю.С. Эхо русского поля // Очерки жизни и 5 7 творчества Николая Палькина. - Саратов, 2001. - 336 с). В этой книге рассматриваются самые различные аспекты литературного пути поэта, его гражданской и литературной позиции, его преемственных связей с культурным наследием прошлых эпох. Многоаспектность и панорамность охвата материала вполне соответствуют жанру книги, в котором литературно-критическое и публицистическое начало предстают в сложном, интересном единстве.

Несмотря на наличие обширной литературы о Н.Е.Палькине, следует признать, что его поэзия не подвергалась детальному аналитическому рассмотрению в русле академического литературоведения. В частности, жанровая природа поэзии Н.Е.Палькина, система жанров в их внутренней соотнесённости с поэтическим мироощущением автора, жанровые традиции, - всё это было предметом внимания критиков, но выводы при этом носили декларативный характер, а сами наблюдения не являлись результатом тщательного анализа большого корпуса текстов. Тем не менее ряд важных и интересных наблюдений критиков может служить отправной точкой для исследователя. Констатация определённых фактов и их литературно- критическая оценка могут восприниматься как информация, которая требует опровержения или подтверждения в литературоведческом исследовании, опирающемся на широкую теоретико-литературную базу и развёрнутую систему детального доказательного анализа.

Песенно-поэтическое творчество Н.Е.Палькина, несомненно, лежит в Ф центре внимания авторов, пишущих о поэте. Обращает на себя внимание тезис о песенности как об органическом качестве поэзии Н.Е.Палькина. (См.напр.: Видищев.В. Поле золотое //Балашовская правда. - 1957. - 3 нояб; Ладонщиков Г. Н.Е. Палькин. Берёзонька-берёза//Наш современник. - 1968. -№4. - С.З; Михайлов О. Наша окрылённая душа//Лит.Россия. - 1979. - 9 марта. - №10. - С.5). О.Михайлов, к примеру, считает, что песенная поэзия -это поэзия чувства, именно это и является самой яркой гранью художественного дарования Николая Палькина (Михайлов О. Наша окрылённая душаУ/Лит.Россия. - 1979. - 9 марта. - №10. - С.5). В русле нашего исследования наибольший интерес представляют те высказывания критиков, в которых сделана попытка обозначить связь между песенностью и мироощущением Н.Е.Палькина, его поэтической философией. Жанр песни, по мнению некоторых авторов, (См.напр.: Белова М. Всё - от земли//Коммунист. - 1 977. - 26 мая. - №121; Осетров Е. Песня над Волгой //Н.Е. Палькин. Вёрсты. - Саратов. - 1987. - С.187-188) - это то, что позволяет поэту познавать глубины народной этики, народного самосознания (Белова М. Почерпни из родного колодца/ЛСоммунист. - 1990. - 4 апр. - С.4), прикоснуться к основам национального характера.

Именно в подобной перспективе следует рассматривать всё жанровое разнообразие песен Н.Е.Палькина, соотношение и взаимодействие жанровых разновидностей. Жанр в таком понимании предстаёт не только как канал культурной памяти, но и как воплощение специфического диалога авторского и народного сознания, выразившегося .в частности, в своеобразии лирического героя (героини).

Генезис песенной лирики Н.Е.Палькина обозначен точно и единодушно, она возводится к народной песенной традиции. «Близостью к народным истокам отмечена многолетняя и плодотворная работа нашего земляка в жанре песни», - писал в 1974 году В.Фёдоров (Фёдоров.В. Люби эту землю...//Коммунист. - 1974. - 24 мая. - №119). Рецензенты отмечают в песенной поэзии Н.Е.Палькина «точное ощущение духа народной песни» (Степнов Я. Запою я песню новую//Коммунист. - 1970. - 15 сент.). Так, например, О.Михайлов пишет: «Здесь сама тоска-печаль обнажает внутреннюю силу и крепость души, выявляет стойкое русское терпение вблизи любых невзгод» (Михайлов.О. Наша окрылённая душа//Лит.Россия. -1979. - 9 марта.- С.5). Говорится также, что песня Н.Е.Палькина всегда сюжетна, а это качество характерно для народной песенной лирики (См.: М. Ломунова. Белые цветы иван-чая.-М.,1986.-С279). Упомянуто использование изобразительных средств народной песни фольклорного песенного лада (См.:

Видишев В. Поле золотое/УБалашовская правда. - 1957. - 3 нояб.; Котов М. Чувство слова/ЛСоммунист. - 1959. - 8 авг.; Степнов Я. Запою я песню новую...//Коммунист. - 1970. - 15 сент.). Так, Я. Степнов указывает на зачины в народном стиле, «постоянные образы и эпитеты... ёмкие частушечные ритмы» (Я.Степнов. Запою я песню новую). Важными представляются замечания критиков о лирическом пейзаже в песнях Н.Е.Палькина, о его понимании и восприятии природы, родственном народной песне (См.напр.: Марченко А. Земля, освещенная солнцем//Мол.колхозник. - 1958. - №6. - С.30). При этом критики отмечают отсутствие у Н.Е.Палькина стилизации, поверхностного подражания народной песне, стремление поэта наполнить традиционные формы новым содержанием, что, в частности, ярко выразилось в попытке создать современную обрядовую поэзию (См.: Степнов Я. Запою я песню новую/ЛКоммунист. - 1970. - 15 сент.).

Конкретные жанровые разновидности народной песни называются в связи с культурными истоками Н.Е.Палькина. Богатый материал об этом содержится в обобщающих очерках о жизненном и творческом пути поэта. Речь идёт о плачах и причитаниях, в которых мастерицей была мать Н.Е.Палькина, о саратовских «страданиях», о частушечной и плясовой культуре, о народной обрядовой поэзии. Всё это с детства окружало Н.Е.Палькина, входило в его культурную ауру. Позднее он сознательно культивировал именно эту часть народного духовного наследия, занимаясь собирательством, осмыслением и пропагандой народной песни.

Относительно жанровых разновидностей песенной лирики и их системного соотношения сказано немного, выделяется частушечная интонация (Ладонщиков.Г. Палькин.Н. Берёзонька-берёза//Наш современник. - 1968. - №4), обрядовые песни (Я.Степнов. Там же). Более или менее отчётливого представления о жанровой системе лирики Н.Е.Палькина в критической литературе нет.

Литературная традиция, преемственные связи Н.Палькина с поэзией предшественников также входят в среду внимания критиков. Ряд имён, который можно выстроить, обобщая наблюдения разных авторов, весьма пёстрый и разнообразный. Звучат имена Пушкина, Кольцова, Тютчева, Некрасова (Белова М. Всё - от земли//Коммунист. - 1977. - 26 мая; Воронов Ю. Эхо русского поля.- Саратов, 2001. - С. 137-149; Его же. В русле вековых традиций: Н.Палькин. Собр.соч.: В 2 т..l.: Стихотворения, песни, поэмы. -Саратов, 2002. - С.4-8), Есенина, Исаковского (Марченко А. Земля, освящённая солнцем//Молодой колхозник. - №6. - С.30; Осетров Е. Голоса поэтов. - М., 1990. - С.274-276; Воронов Ю. В русле вековых традиций //Н.Палькин. Собр.соч.: В 2 т. и др.). Ощущается стремление выделить специфическую песенную традицию, однако оно остаётся скорее на уровне намерений и декларативных утверждений. В большинстве работ вопрос о преемственности рассматривается бегло. Ни один из авторов не делает его предметом специального анализа. Самый богатый материал на эту тему содержится в книге Ю.С.Воронова «Эхо русского поля», однако его интересный очерк нуждается в детализации и дифференциации различных пластов традиции. Русская песенная лирика литературного происхождения не выстраивается в более или менее цельный ряд разнообразных, но объединённых жанровой традицией фактов, которые осмысляются, осваиваются, творчески развиваются Н.Е.Палькиным. Проблема генезиса и преемственности в отношении песенной лирики Н.Е.Палькина так и не стала предметом целостного анализа.

К сказанному имеет смысл добавить, что многие критики косвенно подходят к проблеме жанрово-стилистического своеобразия и жанровой традиции, констатируя те или иные особенности песен Н.Е.Палькина безотносительно к поэтике жанра. В целом внимание авторов критических работ привлекает прежде всего тематика творчества Н.Е.Палькина, особенности его поэтического мироощущения. Делаются попытки связать поэтическую философию Н.Е.Палькина с его тяготением к песне, но эта проблема остаётся не до конца прояснённой, требует детального и аргументированного рассмотрения.

Целесообразно отметить, что авторы литературно-критических отзывов указывают и на творческие неудачи поэта, в том числе и в песенной лирике. Например, А.Марченко в ранней рецензии (1958г.) писала о том, что Н.Палькину удаются лирические пейзажи, а вот люди у него лишены индивидуальности. Возможно, что эта особенность некоторых произведений поэта отчасти связана с обобщающей тенденцией жанра песни.

Отмечалась также некоторая идилличность Шоздняев М. Сблизила Волга//Сов.Россия. - 1979. - 20 июня), поверхностно-сентиментальные строчки в любовной лирике (Белова М. Всё - от земли//Коммунист. - 1977. -26 мая). Существует также мнение, что обрядовым песням Н.Е.Палькина не хватает лиричности и задушевности, что в некоторых стихах поэт использует отработанные сюжетные ходы. Подобные замечания убеждают в необходимости пристальней взглянуть на вопросы о фольклорных и литературных традициях, о формах их воплощения в авторской песенной лирике, о жизнеспособности тех или иных фрагментов культурной традиции (напр. обряда), о художественном методе и жанрово-стилистической специфики песен Н.Е.Палькина в связи с проблемой преемственности.

Таким образом, наличие точных наблюдений и выводов, содержащихся в обширной критической литературе о Н.Е.Палькине, позволяет опираться на определённую базу при осуществлении обобщающего, систематизирующего, аналитического подхода к его песенному творчеству.

Научная новизна диссертации заключается в том, что песенное творчество Н.Е.Палькина, получившее многочисленные отклики в критике, практически не подвергалось серьёзному литературоведческому изучению. Впервые оно рассматривается как своеобразная жанровая система, находящая соответствие в поэтическом миросознании Н.Е.Палькина. Также впервые детально рассматриваются конкретные связи песенной лирики поэта с фольклорной и литературной традицией.

В связи с этим мы ставим перед собой следующую цель: изучить песенную лирику Н.Е.Палькина с точки зрения жанровой традиции. Подобная цель влечёт за собой постановку следующих конкретных задач: -выявить теоретические основы изучения песни как литературного жанра; -обозначить и описать координаты песенной традиции, в которые вписывается песенная лирика Н.Е.Палькина; -исследовать песенно-поэтическое наследие поэта с точки зрения его художественного единства; -определить особенности жанровых разновидностей и жанровой системы песенной лирики Н.Е.Палькина; -выявить характер преемственных связей песен поэта с фольклорной и литературной традицией; -определить в общих чертах место поэта в национальной песенной культуре.

Избранный нами подход представляет особую ценность в теоретическом и практическом планах. Теоретическая значимость обозначенных проблем мотивируется следующими соображениями.

Процесс современного песенного творчества усложняется.

Исконная национальная песенная традиция нашла наиболее органичное воплощение в массовой лирической песне и в так называемой «русской песне», ориентированной на фольклор. Наряду с этим существует такое интересное и важное явление, как авторская песня, восходящая, по мнению исследователей городскому романсу.

Влияние устного народного творчества ослабевает в современной популярной песне и песенной рок культуре. С теоретической точки зрения важно выявить меру устойчивости и формы бытования фольклорной песенной традиции в конкретных литературных фактах. Кроме того, изучаемый материал позволяет уточнить синхронные и диахронные аспекты жанровой системы лирики, конкретизировать каналы развития преемственных связей, особенности сопряжения стихотворной и музыкальной систем.

Практическая значимость данного исследования определяется не только пристальным вниманием саратовцев к культуре родного края, но и стремлением к научному её изучению. Кроме того, обозначенный нами подход позволяет расширить знания об отечественной песенной культуре. Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории русской литературы, фольклора, в спецкурсах и спецсеминарах.

Всё вышесказанное заставляет думать, что существует настоятельная потребность, обобщив опыт прежних толкователей, обратиться к систематическому научному изучению песенной лирики Н.Е.Палькина.

Источниковедческую базу диссертации составили:

1) песенная лирика Н.Е.Палькина, выделенная им в особый раздел «Песни»;

2) для сопоставления привлекаются другие лирические произведения поэта, отличающиеся песенным характером;

3) публицистические произведения Н.Е.Палькина, в которых затрагиваются проблемы истории и теории песни;

4) фольклорные песни (обрядовая и необрядовая песенная лирика);

5) песенное творчество поэтов-предшественников Н.Палькина (Н.Г.Цыганова, А.В.Кольцова, С.А.Есенина, М.В.Исаковского);

6) литературно-критические работы, монографические исследования, посвященные творчеству Н.Е.Палькина, фольклорной и литературной песне;

7) труды литературоведов и фольклористов, освещающие теоретические аспекты проблемы.

На защиту диссертантом выносятся следующие положения: 1) Песенная лирика Н.Е.Палькина является органичной частью национальной песенной традиции, поскольку она преемственно связана

с фольклорной и литературной песенной лирикой, творчески развивает её особенности.

2) Песенное творчество Н.Е.Палькина выстраивается в определённую жанровую систему, развивая такие разновидности как традиционная протяжная лирическая песня (любовная, патриотическая, обрядовая), плясовые и частушечные песни, романсы. В подобной жанровой системе просматривается особое авторское понимание различных сторон национального характера.

3) Фольклоризм поэта выражается в том, что его песни близки народным по духу, совпадают в коренных свойствах народной этики и эстетики. В то же время это главное условие народности определяет тяготение к творческому восприятию и развитию поэтики фольклорной песни.

4) Преемственные связи Н.Е.Палькина-песенника с литературной песней чрезвычайно разнообразны. Здесь имеет место сходство, объясняемое общим фольклорным генезисом и индивидуальными особенностями того или иного авторского стиля. Отношение к данной традиции у Н.Е.Палькина избирательно, и воспринимает он её как непосредственно, так и опосредованно, через напластования иных влияний.

Апробация работы.

Основные положения диссертации изложены в статьях (15)6, опубликованных в научных сборниках, периодической печати (9)

Материалы исследования по отдельным вопросам проблемы представлены в сообщениях на научно-теоретических конференциях в Педагогическом институте (1995, 1996, 1997, 1998, 2001,2002) и в областной научной библиотеке.

Результаты исследования по диссертации обсуждались на заседаниях кафедры литературы Саратовского педагогического института. Ряд положений исследования выверялся в лекционной работе, на семинарских и практических занятиях со студентами Энгельсского педагогического училища.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Структура диссертации мотивируется исследовательской логикой.

Теоретические основы жанрово-стилевого анализа песенной лирики

Изучение песенной лирики Н.Е.Палькина ставит перед исследователем целый ряд теоретических проблем. Главные из них целесообразно выделить априорно, абстрагируясь от конкретного материала, с тем чтобы обозначить проблемную перспективу.

1.Прежде всего необходимо очертить контуры и обозначить гипотетически художественную природу песенной лирики в целом, в русле национальной культурной традиции и в творчестве изучаемого поэта. Это поможет осуществить отбор конкретного материала для анализа. Попутно решаются вопросы терминологии, ибо в научной литературе приняты разные обозначения: песенная лирика, вокальная лирика, напевная лирика.

2.Жанр песни как поэтический вид нуждается в более чёткой дифференциации литературоведческих и музыковедческих критериев, чем это имеет место в нашей науке. Вместе с тем нельзя не учитывать специфические формы соотношения музыки и поэзии в каждом конкретном литературном факте и в жанровой форме в целом.

3.Родо-видовая специфика песни выясняется как в отношении конкретных образцов с современной жанровой системой, так и в ретроспективе жанровой традиции. Последняя включает в себя и генезис жанра, и наиболее характерные его проявления в национальной литературе. В ходе решения данного комплекса вопросов исследователь непременно столкнётся с принципиальной проблемой существования лирического жанра как такового в поэзии XIX и особенно XX веков, а также с проблемой соотношения жанра и стиля.

4.Жанровые классификации в лирике строятся на различных критериях. Единый базовый классификационный признак отсутствует. Исследователю конкретного жанрового материала приходится избирать или заново выстраивать иерархию жанровых параметров, указывая на центральные, жанрообразующие, и периферийные.

5.Наконец, внутри песенной лирики существует своя динамическая система жанровых разновидностей (песня, романс, частушка, баллада и т.д.), которая во многом и определяет структуру анализа поэтического материала в данной главе. В этом вопросе в научной литературе нет единообразия и чёткости, что делает анализ жанровых разновидностей песенной лирики Н.Е.Палькина теоретически и практически актуальным.

Начнём с решения кардинального вопроса: Что же такое ПЕСНЯ? КЛЭ определяет этот жанр следующим образом; «одна из форм словесно-музыкального искусства»1. Это слишком расплывчатая дефиниция; статья в КЛЭ не указывает ни на литературную специфику жанра лирической песни, ни на особенности внутренней классификации песенной лирики. Например, романс определяется как «стихотворение, положенное на музыку или рассчитанное на такое переложение»

В «Словаре литературоведческих терминов» песня определяется столь же широко, как «музыкально-поэтический вид искусства» , и далее автор статьи о песне, фольклорист СТ. Лазутин, указывает на два принципиально разных направления внутри жанра: 1) фольклорную песню, в которой текст и мелодия создавались одновременно, и 2) литературную песню, которая могла служить основой для одной или даже нескольких музыкальных обработок.

Уникальность фольклорной песни заключается в том, что она представлена в разных родовых и межродовых разновидностях (эпических, лирических, лиро-эпических, лиро-драматических). Судя по историческому обзору литературной песни, приведённому в «Словаре литературоведческих терминов», она наиболее популярна в древние эпохи, очевидно, в силу близости к синкретизму народного творчества, а также в эпохи, когда повышается интерес к эмоциональной стороне жизни человека и к истокам народной культуры (сентиментализм, романтизм). Песни гражданского и интимно-лирического содержания могли становиться массовыми в определённых историко-культурных условиях.

А.П.Квятковский связывает с функциональными особенностями песни её «обязательную строфичность, простоту текста, отсутствие сложных приёмов, точную рифму»4, частое использование рефрена или припева. В подтексте этого стремления обозначить литературное своеобразие жанра лирической песни лежат как социокультурные факторы (предназначенность для пения, т.е. для определённого круга слушателей), так и эстетические факторы (соотнесённость с музыкальной формой, синтез двух искусств).

Таким образом, определяя родовые (лирические, эпические, лирико-драматические и т.д.) разновидности песни и её исторические формы, авторы статей в словарях и энциклопедиях далеко не всегда пытаются рассматривать песню как жанр лирической поэзии.

Словарные статьи не могут дать развёрнутый анализ определяемого явления, поэтому содержат в скрытом или явном виде ряд вопросов, требующих детализации, а иногда страдают описательностью.

Посмотрим, как понимают природу песни авторы конкретных работ, посвященных различным аспектам этого жанра либо косвенно касающихся их. Так, например, М.А.Палкин напоминает о древнем происхождении песни и её изначальной связи не только с различными родами литературы, но и с искусством музыки, танца, с обрядовой театральностью. В дальнейшем главными факторами становятся музыка и слово. Вопрос об их иерархическом соотношении остаётся открытым. М.А.Палкин утверждает, что «музыкально-мелодическое начало в песне - ведущее; в точном смысле слова песней называют то, что поётся. Поэт может создать лишь слова песни, но по настоящему песня возникает лишь тогда, когда у неё появляется мелодия». Однако существуют стихотворения с авторским жанровым обозначением «песня», которые не были положены на музыку. Не всегда ясно, какими соображениями руководствовался автор, давая такое обозначение, и как соотносится такое словоупотребление с традиционным («то, что поётся»).

Жанр лирической песни в поэзии Н.Е. Палькина

В рубрике «Песни» Н.Е.Палькин публикует самые различные виды песенной поэзии: романсы, частушки, песни в плясовых, танцевальных ритмах, песни, связанные с обрядовой лирикой, лирические любовные (преимущественно девичьи).

Чёткую грань между ними провести трудно, тем более, что в большинстве текстов имеет место синтез и взаимодействие разных жанровых традиций. Тем не менее некоторые доминантные признаки позволяют определить и обозначить группы песен, развивающих ту или иную жанровую традицию. К числу жанрообразующих критериев мы относим такие, как форма взаимосвязи автора и героя, круг тем и характер их художественного воплощения (например, отношение к предмету изображения, эмоциональный тон), своеобразная философия жанра (т.е. тот взгляд на жизнь, который ассоциируется с определённой жанровой традицией), сюжетно-композиционные, образные, языковые, метроритмические особенности (т.е. мелодика стиха и другие стиховые формы).

Самой характерной для Н.Е.Палькина является лирическая песня. Тематика её разнообразна: чаще всего это песни о любви, о родине. Среди любовных преобладают девичьи признания. Тема женщины одна из самых сокровенных у Н.Палькина. Он боготворит женщину как возлюбленную, жену, мать. Этим объясняется и его тяготение к ролевой девичьей лирике, т.е. стремление в песне проникнуть в тайные глубины девичьей души.

Сразу следует оговорить, что любовные лирические песни Н.Палькина нелегко отделить от его романсов, а иногда они написаны в частушечных ритмах. Поэтому с самого начала стоит обозначить те отличительные признаки, которые позволяют проводить дифференциацию. Прежде всего есть тексты, которые можно отнести к песням романсового типа, а есть лирические любовные песни, в чём-то близкие частушкам. Подобные тексты составляют промежуточное или синтетическое жанровое образование. Они могут рассматриваться в разных группах. Однако поскольку нас интересуют основные тенденции жанро-стилевого комплекса или доминанты стиля в той или иной жанровой традиции, - мы не настаиваем на чёткой и категоричной классификации и группировке. Так, например, такие песни, как «Зацвели Саратовские вишни», «У омута», «Не жду я в гости никого», «На тропинке, луной запорошенной», «Ты не о чём меня не спрашивай» и другие косвенно, через традицию советской массовой песни, связаны с русским романсом. Их вполне можно было бы назвать песнями романсового типа.

А такие любовные песни, как «Слёзы, слёзы», «Ой ты, лодка быстроходная», «Посмотри, какая ночка», соединяют в себе черты лирической протяжной песни и частушки.

Мы будем рассматривать наиболее характерные стилевые особенности жанровой традиции любовной песни, памятуя о новом качестве жанрового синтеза. В любовной песне Н.Палькина прослеживается фольклорная линия; ей свойственна родовая память о жанровом каноне, который перестаёт быть устойчивым элементом, но варьируется в индивидуальном контексте, сохраняя глубинную философско-поэтическую суть. Это касается прежде всего восприятия природы и психологического параллелизма. Любовная песня Н.Палькина связана с корневой системой крестьянской культуры, тогда как романсовая стихия всё же восходит к городской. Сам характер изображения чувства в этой песне отличается сдержанным лиризмом, чужд взрывов страсти и безудержных порывов. Случайно ли, что почти все романсы Н.Е.Палькина написаны от мужского имени, а почти все песни, восходящие так или иначе к народной традиции, осложнённой опытом «русской песни» XIX в. и массовой песни XX, - от женского? Ведь женская любовная песня - это как бы ядро народной лирики.

Приведённые аргументы позволяют нам обозначить круг текстов, которые в той или иной степени могут рассматриваться как образцы лирической любовной песни Н.Палькина, восходящей к фольклорному аналогу, к «русской песне» XIX в. и массовой песне XX в. Это «Последнее письмо», «Не зови меня спать, перепёлка», «Ноченька», «Зацвели саратовские вишни», «Не ругай меня, мама», «Берёзонька-берёза», «Разговоры», «Иду на свадьбу», «Не жду я в гости никого», «Русские морозы», «А я не верю», «На тропинке, луной запорошенной», «Любовь не делят пополам», «Ты ни о чём меня не спрашивай», «Никогда не спешил ты за мною», «Как взять себя в руки», «Не верь молве», «Посоветуй, как быть», «У нас в селе гармонь настроили» и другие.

Песенная лирика Н.Е.Палькина и фольклорная традиция

Единодушно признанная связь песенного творчества Н.Палькина с фольклорной песенной традицией нуждается в более пристальном, научном анализе. Именно её очевидность и органичность способствуют скорее декларативному, нежели проблемному подходу. Идейно-тематические, образные, сюжетно-композиционные, жанрово-стилистические параллели с народной песней присутствуют в лирике Н.Палькина весьма многообразно. Однако одна только их констатация не раскрывает глубинной сути бытия фольклорной традиции в творчестве поэта. Ведь у каждого из русских поэтов, чья связь с фольклором была сущностной, определяющей, будь то А.В.Кольцов, Н.А.Некрасов, С.А.Есенин и др., эта связь приобретала неповторимые черты.

Нам представляется, что начинать нужно с размышления о том, как соотносятся авторское и народное сознание в творчестве поэта, в его осмысленной художнической позиции, наконец, в субъектно-объектной организации его лирики (лирическое переживание - лирический герой -лирический персонаж).

Кроме того, важной проблемой является песенность как некое особое качество, подчас выходящее за пределы одного из жанров. О.И.Ильин говорил о «разговорно-стиховом и песенно-музыкальном начале»1 в творчестве Н.Палькина. Очевидно, этим началам соответствуют разные пути воплощения авторского сознания, разная степень его личностной рефлексии, отделённости от народного бытия и народного взгляда или, наоборот, спаянности с ними.

Только поняв, как ощущает себя поэт в народном мире, мы сможем решать вопрос о формах бытования фольклорной традиции в его творчестве, будь то органическое родство мироощущения и эстетики, стилизация, сознательная трансформация народной поэтики, или её авторский аналог . Место так называемой «русской песни» в нашей национальной поэзии настолько прочно и своеобразно, что каждая конкретная фаза развития этой традиции нуждается в пристальном, непредвзятом рассмотрении.

О фольклорном начале в творчестве Н.Е.Палькина писали многие рецензенты и исследователи. Отмечена тематическая близость к народной лирической песне (Л.Заком, Я.Степнов и др.)3, разнообразие жанровых форм, связанных с фольклором (Г.Ладонщиков)4, сюжетность лирических песен Н.Палькина в духе народной лирической песни (М.Ломунова)5. Критики обращают внимание на поэтическую образность, интонационный строй, близкие фольклорной лирике (В.Видищев, В.Мильков и др.)6.

Интересные наблюдения над своеобразием ролевой лирики Н.Е.Палькина и народным характером его лирических персонажей сделаны О.И.Ильиным7. Об осмыслении Н.Е.Палькиным народной традиции пишет Ю.С.Воронов8.

В целом же ощущается необходимость собрать воедино выводы и соображения на этот счет, с тем чтобы определить неповторимые черты диалога Н.Е.Палькина с народной песенной культурой.

Нам представляется целесообразным предпослать анализу поэзии Н.Е.Палькина в избранном ракурсе размышления о том, как сам поэт относился к народной песне, как интерпретировал эту традицию и свое место в ней. В этом плане важной является одна из последних публикаций поэта «Окрасился месяц багрянцем...». Как пишет Ю.С.Воронов, «в книге автор попытался вместе с читателем увидеть, в чем красота и сила русской песни; поделился своими размышлениями о том, как уберечь и сохранить вековые традиции песенного искусства»9.

Поэт связывает народную песню с историей, судьбой и характером народа, называет ее «лирической летописью судеб человеческих»10. «Только песне о судьбе, судьбе отдельного человека или целого народа, уготовано долголетие»11, - размышляет поэт. Он считает, что опора на народное творчество - обязательное условие создания достойного литературного произведения.

Задумываясь о национальном характере, который нашёл выражение в русских песнях, Н.Е.Палькин говорит о доброте, милосердии, любви-жалости, о том, что «чувства выше рассудка, как того требует наивная русская душа» , о безмерности русской души и в радости, и в горе, и в разгулье, озорстве, и в невыразимой тоске.

Поэт замечает, размышляя о песнях от имени женщины: «Подобное перевоплощение характерно особенно для русской поэзии»13. Таких песен много и у Н.Е.Палькина. Видимо, здесь действительно имеет место глубоко национальная поэтическая черта сострадания женской судьбе. Это было характерно и для Н.А.Некрасова, и для Ф.И.Тютчева, любимейших поэтов Н.Е.Палькина. В женской судьбе поэтам подчас виделась судьба самой России.

Песенная лирика Н.Е.Палькина и традиции русской литературной песни

В вопросе о литературной песенной традиции, с которой связано творчество Н.Е.Палькина, так же, как и в вопросе о народной песенной традиции, царит единодушие и в то же время некоторая декларативность. Называется «целый ряд имён от Н.А.Некрасова и до М.Исаковского»54, соотносимых с богатым пластом литературной песенной традиции. В этот ряд вписывается и имя Н.Е.Палькина.

Целая глава посвящена «предтечам и собратьям по перу» в книге Ю.С.Воронова о Н.Е.Палькине «Эхо русского поля»55. Здесь речь идёт о непосредственных отзывах поэта, посвященных Т.Г.Шевченко, Н.А.Некрасову, А.С.Пушкину, С.А.Есенину, а также о преемственности, о творческом воплощении мотивов и некоторых черт мироощущения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева в поэзии Н.Е.Палькина.

В частности Ю.С.Воронов указывает на то, что у Н.Е.Палькина «встречаются стихотворения, которые и по идейно-тематической направленности, и по своей стихотворной форме, мелодике, ритмике напоминают отдельные некрасовские строки»5 . При этом детальный анализ «некрасовской» линии в поэзии Н.Е.Палькина не входит в задачи исследователя. Подобным образом представлена и перекличка с творчеством С.А.Есенина, поэта, близкого Н.Е.Палькину «по тематике, по лиричности» .

Итак, литературная песенная традиция в работах о Н.Е.Палькине скорее обозначается, чем анализируется. Что касается серьёзного исследования Ю.С.Воронова, то в нём дан очерк общей поэтической традиции. Песенный жанр или песенное начало никак не выделяется. Всё это оправдывает и делает актуальным наше обращение к более детальному рассмотрению вопроса о традициях русской литературной песни в творчестве Н.Е.Палькина.

Прежде всего мы вынуждены ограничить себя в этой обширнейшей среде, отобрав лишь отдельные моменты преемственности. Строго говоря, в общем плане песни Н.Е.Палькина продолжают более чем двухвековую историю литературной песни, прежде всего в той её части, которая ориентирована на народную песенную лирику. В то же время отдельные особенности песенного творчества Н.Е.Палькина: тематика, лирический герой, образная структура, специфика сюжетно-композиционной организации, и т.д.,- заставляют акцентировать внимание на определённых фрагментах указанной традиции. Другими словами, в каждом конкретном случае речь идёт о перекличках на разных уровнях художественного текста. При этом сохраняются и какие-то общие черты жанра, которые и позволяют говорить о вполне очерченной традиции: например, сюжетность или ситуативность, массовость и типичность героя и ситуации, различные варианты параллелизма, которые свидетельствуют о своеобразной философии природы и человека и т.д.

Русская литературная песня изучалась в работах И.Н.Розанова, В.Е.Гусева, А.М.Новиковой, А.Бихтера, В.А.Васиной-Гроссман, И.Глебова, А.Баженовой58. Отделив те работы, которые посвящены русскому романсу, ибо мы считаем, что эта городская песенная традиция не является приоритетной в творчестве Н.Е.Палькина, обратимся к общим исследованиям.

И.Н.Розанов обращается к истории литературной песни, а точнее, «стихотворений, сочинённых для пения и воспроизводящих в большей или меньшей степени поэтику старинной народной песни»59. Постепенно, по мнению И.Н.Розанова, устанавливается термин «русская песня» и изменяется сам характер связи с фольклором: от сентиментально-романтической стилизации до глубокого проникновения в самое существо народного сознания, как оно отразилось в лирической песне.

И.Н.Розанов выделяет и не связанные с фольклором застольные, студенческие, военные, цыганские песни. Основной же массой в литературном песенном наследии являются любовные песни.

И.Н.Розанов совершенно справедливо полагает, что вхождение той или иной литературной песни в массовый репертуар зависит не столько от внешних примет фольклорного стиля, сколько от народности её содержания, не говоря уже об удачном сочетании мелодии, текста и исполнения.

И.Н.Розанов связывает углубление народности с развитием литературных направлений, дифференцируя само понимание народности у романтиков различного толка (В.А.Жуковского и декабристов, например), у А.С.Пушкина, прошедшего и в своём фольклоризме стремительную качественную эволюцию, у крестьянских поэтов и других авторов «русских песен», сумевших приблизиться к реалистическому изображению крестьянской жизни, у русских демократов и поэтов второй половины ХІХв, поры появления множества авторов из демократической среды.

Похожие диссертации на Песенно-поэтическое творчество Н. Е. Палькина