Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Брачное объявление как речевой жанр рекламного дискурса Рогалева Ольга Сергеевна

Брачное объявление как речевой жанр рекламного дискурса
<
Брачное объявление как речевой жанр рекламного дискурса Брачное объявление как речевой жанр рекламного дискурса Брачное объявление как речевой жанр рекламного дискурса Брачное объявление как речевой жанр рекламного дискурса Брачное объявление как речевой жанр рекламного дискурса Брачное объявление как речевой жанр рекламного дискурса Брачное объявление как речевой жанр рекламного дискурса Брачное объявление как речевой жанр рекламного дискурса Брачное объявление как речевой жанр рекламного дискурса
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рогалева Ольга Сергеевна. Брачное объявление как речевой жанр рекламного дискурса : 10.02.01 Рогалева, Ольга Сергеевна Брачное объявление как речевой жанр рекламного дискурса (Коммуникативно-прагматический и когнитивный аспекты) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 Омск, 2005 187 с. РГБ ОД, 61:06-10/273

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Брачное объявление как жанр рекламного дискурса. Функционально-семантическая модель речевого жанра «брачное объявление» 12

1.1. Теория дискурса как интегральная методологическая основа описания современных брачных объявлений 12

1.1.1. Определения дискурса в современной лингвистике 12

1.1.2. Типология дискурса. Дискурс и речевой жанр 18

1.1.3. Специфика рекламного дискурса 22

1.1.4. Основные подходы к изучению брачного объявления. Конституирующие признаки брачного объявления как рекламного жанра 29

1.2. Теория речевых жанров: социопрагматический аспект 37

1.2.1. Речевой жанр как объект лингвистического исследования 37

1.2.2. Внутренняя структура речевых жанров. Речевой жанр как система субтекстов 42

1.3. Функционально-семантическая модель речевого жанра «брачное объявление» 46

1.3.1. Типология субтекстов речевого жанра «брачное объявление»46

1.3.2. Стилистические особенности речевого жанра «брачное объявление» 54

1.3.3. Эвфемизация как один из принципов коммуникативной организации текстов современных брачных объявлений 71

Выводы 77

Глава 2. Речевой жанр «брачное объявление»: коммуникативно-прагматический анализ 81

2.1. Прагматический контекст функционирования речевого жанра «брачное объявление» 81

2.2. О понятиях речевой стратегии и речевой тактики 86

2.3. Коммуникативные стратегии и тактики в рекламе 93

2.4. Типы коммуникативных стратегий в речевом жанре «брачное объявление» 97

2.4.1. Стратегия самопрезентации и способы создания положительного имиджа: основные тактические приемы 100

2.4.2. Стратегия оптимизации адресации 108

2.4.3. Стратегия прогнозирования 112

2.4.4. Стратегия привлечения внимания 114

2.5. Особенности брачной рекламы в сети INTERNET 116

Выводы 122

Глава 3. Когнитивный анализ брачных объявлений: к характеристике тендерных стереотипов 124

3.1. Речевой жанр «брачное объявление» в свете тендерной проблематики 124

3.1.1. Стереотип в социально-философских науках. Тендерные стереотипы 124

3.1.2. Понятие стереотипа и тендерного стереотипа в языке 128

3.2. Функционирование тендерных стереотипов в брачных объявлениях 141

3.2.1. Репрезентация тендерных стереотипов в брачных объявлениях 141

3.2.2. Субтекст самопрезентации: стереотипы образа мужчины и женщины 148

3.2.3. Субтекст адресата и субтекст будущего: идеальный образ брачного партнера 158

Выводы 163

Заключение 166

Библиография 172

Введение к работе

Развитие лингвистической науки конца XX века характеризуется началом формирования новой «интегральной» парадигмы знания, которая предполагает учет человеческого фактора, то есть многообразных личностных, социокультурных и познавательных аспектов деятельности говорящего. Происходит ярко выраженное смещение акцента с изучения внутреннего устройства языка на исследование процессуальных аспектов языковой деятельности.

Основой интегральной парадигмы, по мнению Е. С. Кубряковой, выступает когнитивно-дискурсивный подход к языку и языковым объектам [Кубрякова 1997], который предполагает комплексное междисциплинарное исследование на основе учета и взаимодействия различных областей лингвистического знания. Особое внимание при этом уделяется исследованию функционирования языка в реальной коммуникации, установлению связи между когнитивными и речевыми явлениями, изучению особенностей «обыденного сознания» (Е. С. Кубрякова).

В различных направлениях лингвистики и смежных с ней дисциплинах изучаются разные аспекты дискурсивной деятельности. Все больше внимания уделяется дискурсу как «живой речи», протекающей в условиях реальной коммуникации. Одновременно современную лингвистику отличает возрастающая дифференциация изучения языковой деятельности, углубление отдельных дисциплин и их дробление на ряд частных учений. Это способствует, например, дифференцированному рассмотрению отдельных видов дискурса: политического, научного, рекламного и т. д.

В современной лингвистической парадигме особый интерес вызывает исследование рекламной коммуникации. Бурное развитие рекламы межличностных отношений как на страницах печатных периодических изданий, так и в сети INTERNET является импульсом для лингвистического анализа текстов брачной рекламы.

Настоящая работа посвящена комплексному многоаспектному исследованию современных брачных объявлений как одного из жанров рекламного дискурса.

Итак, в качестве объекта исследования выступает брачное объявление как составляющая рекламного дискурса. Предмет исследования - жанровые, коммуникативно-прагматические, когнитивные и языковые особенности брачных объявлений.

Согласно нашей гипотезе, брачное объявление является особым речевым жанром рекламной коммуникации, объединяющим жанровую специфику объявления и собственно рекламы.

Поскольку в диссертации брачное объявление рассматривается и как речевой жанр, она находится в русле проблематики эюанроведения. Речевой жанр «брачное объявление» в настоящей работе рассмотрен как сложная коммуникативная система: с одной стороны, как схема/модель речевого поведения, за которой стоит определенная целеустановка, с другой - как речевое произведение, соотнесенное с общением как деятельностью. Мы полагаем, что речевой жанр «брачное объявление» направлен на установление и поддержание межличностного контакта между субъектами коммуникации, но, кроме того, ориентирован на определенное регулирующее воздействие на адресата. Доминирующей интенцией автора является убеждение адресата в необходимости ответной реакции на предложение, содержащееся в тексте объявления.

Включение в диссертационное исследование прагматического аспекта позволяет изучать данный речевой жанр с точки зрения основных параметров коммуникативной ситуации, а также возможностей речевого воздействия.

Исследование текстов брачных объявлений в рамках рекламного дискурса требует привлечения некоторых понятий когнитивистики. Несомненно правомерным в контексте брачных объявлений оказывается выявление основных тендерных стереотипов через средства их языковой репрезентации.

Таким образом, брачное объявление находится на пересечении разных лингвистических направлений, проблем, что, несомненно, подтверждает необходимость его исследования с разных точек зрения.

Итак, интегральная парадигма применительно к нашей работе предполагает включение в исследование когнитивно-дискурсивного, прагматического, языкового и жанрового аспектов изучения текстов брачных объявлений, что и определяет актуальность данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена еще и тем, что авторами брачных объявлений выступают частные лица. Брачное объявление - жанр, доступный любому, кто хочет воспользоваться данным способом знакомства. Брачные объявления представляют интерес с точки зрения анализа когнитивных механизмов формирования и отражения тендерных стереотипных представлений обычных носителей языка.

Итак, актуальность данного исследования определяется потребностью в лингвистическом осмыслении и интерпретации разных типов и видов текста в их многообразных характеристиках, а также необходимостью интегрального описания коммуникативных и когнитивных свойств дискурсивной деятельности человека применительно к брачным объявлениям.

Целью работы является многоаспектная характеристика (дискурс-анализ) современных брачных объявлений в жанровом, прагматическом, когнитивном и языковом аспектах. Под дискурс-анализом в данной работе понимается «интегральная сфера изучения языкового общения с точки зрения его формы, функций и ситуативной, социально-культурной обусловленности» [Макаров 2003: 99].

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

определить место брачного объявления в системе рекламного дискурса и описать механизм его функционирования (основные экстралингвистические и текстовые параметры), отметив при этом его стилистические особенности;

разработать функционально-семантическую модель речевого жанра «брачное объявление» в виде системы субтекстов и описать каждый из них;

представить характеристику базовых для данного речевого жанра стратегий в виде набора коммуникативных тактик и приемов речевого воздействия на адресата;

определив структурные и содержательные особенности тендерных стереотипов, рассмотреть специфику их функционирования в текстах брачных объявлений, а также взаимодействие между собой.

Цель и задачи работы обусловили применение комплексной методики исследования, охватывающей контекстуально-семантический анализ, когнитивно-языковой и дискурс-анализ, статистический и интерпретационный методы.

В соответствии с задачами исследования определяется структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Материалом для работы послужили брачные объявления, размещенные в следующих источниках: центральные газеты «Семья» и «Иностранец» за 2000 - 20001гг., журнал «Работница» за 2003г., омская газета «Ореол» за период с 2001г. по 2003г., объявления с сайтов «Missing Heart» и «Доска знакомств» за 2004г. Общий объем составляет около 3000 текстов. В наше поле зрения не попадают тексты объявлений о знакомстве (для совместного проведения досуга, путешествий, переписки и т. д.) и реклама нетрадиционных форм межличностных отношений. Анкеты, получившие распространение в Интернете, рассматриваются нами как модифицированный вариант брачного объявления. В силу этого, интернетовский материал присутствует в перечне примеров во второй и третьей главах работы в том же объеме, что и печатный.

При всей возможной вариативности исходных позиций объектом анализа в данной работе является массив текстов, объединенных, главным обра-

зом, доминирующей интенциональной установкой - «я ищу человека». Нас интересуют тексты, удовлетворяющие данному коммуникативному намерению. Под определением «брачное объявление» объединяются различные по форме и, соответственно, по объему тексты. Как любой вид современной массовой коммуникации, брачная реклама - явление неоднородное. Мы исходим из следующего допущения: брачное объявление - результат творческой деятельности субъекта коммуникации. Возникает вопрос: насколько авторский текст брачного объявления и какова мера редакторского вмешательства в эту деятельность? Наши исследования показали, что в большинстве случаев роль редактора сводится к правке орфографических и пунктацион-ных ошибок, редукции сообщения (сведению к общепринятым сокращениям определенных фраз), но не касается содержания текста, его существа. Поэтому мы рассматриваем брачное объявление как продукт индивидуального творчества субъекта.

Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней брачное объявление впервые рассмотрено как рекламный жанр с позиций комплексного подхода (в жанровом, прагматическом, когнитивном и языковом аспектах); определено место брачного объявления в системе речевых жанров рекламного дискурса; разработана функционально-семантическая модель речевого жанра «брачное объявление» в виде системы субтекстов; представлена характеристика базовых для данного речевого жанра коммуникативных стратегий, тактик и приемов их языкового воплощения; рассмотрены особенности репрезентации тендерных стереотипов в текстах брачных объявлений.

Теоретическая значимость диссертации. Исследование вносит определенный вклад в разработку проблем жанроведения: расширяет представление о спектре рекламных жанров и методах их анализа. Дискурс-анализ рекламной коммуникации представляет интерес для лингвистики, поскольку обогащает знания о закономерностях функционирования языка в одной из сфер деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы на занятиях по стилистике и культуре речи, лингвистическому анализу текста, в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам изучения речевых жанров и языка современных СМИ. Практические рекомендации могут быть полезны составителям текстов брачных объявлений - как работникам брачных агентств, так и рядовым рекламодателям.

Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования были изложены на международной научной конференции «Язык. Время. Личность. Согщокулътурная динамика языковых явлений в общенародных и личностных репрезентациях» (Омск 2002), на международной научной конференции «Образ человека и человеческий фактор в языке: словарь, грамматика, текст» (Екатеринбург 2004), на заседаниях кафедры стилистики и языка массовых коммуникаций ОмГУ. Содержание работы отражено в 4 публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Брачное объявление - это синкретичный речевой жанр рекламного дискурса, сочетающий жанровую специфику объявления и собственно рекламы, имеющий целью предложить субъекта коммуникации в качестве брачного партнера определенной аудитории адресатов и представляющий субъекта коммуникации и адресата как носителей характеристик, существенных с точки зрения прогнозируемого изменения (повышения) социального статуса автора-рекламодателя.

  2. Композиционно-смысловая структура брачного объявления характеризуется наличием определенной системы субтекстов, репрезентирующих его типовое когнитивное содержание: субтекста автора (субтекста самопрезентации, субтекста адресата, субтекста будущего. Комплекс субтекстов обеспечивает относительное единство и стандартность построения брачного объявления при его вариативности в определенных пределах: модификации возникают как за счет комбинаторики субтекстов, так и в зависимости от стандартного/нестандартного способа их языкового оформления.

3. Языковая специфика речевого жанра «брачное объявление» создается взаимодействием разнонаправленных тенденций к стандартности и к выразительности, связанных с синкретичной природой жанра. Характерная особенность брачного объявления - эвфемизация, являющаяся одним из способов манипулирования информацией. В качестве объектов эвфемизации в брачном объявлении выступает цель знакомства, наличие/отсутствие материальных ценностей, наличие/отсутствие вредных привычек, некоторые статусные характеристики (семейное положение), возраст женщины.

  1. Речевой жанр «брачное объявление» характеризуется определенным набором коммуникативных стратегий и тактик, соотнесенных с различными субтекстами. В качестве общей стратегии выступает стратегия саморекламирования, в качестве частных - стратегия самопрезентации (реализованная в тактиках оценочного информирования, моделирования «проблемной ситуации», рациональной аргументации, отрицательной самооценки или самодискредитации), стратегия оптимизации адресации (тактики «подкупа» адресата, психологического вторжения, сужения круга адресатов), стратегия прогнозирования (реализованная за счет тактик явной/скрытой мотивации и моделирования идеала брачного союза). В коммуникативном пространстве брачного объявления стратегии взаимодействуют друг с другом: разные стратегии могут осуществляться с помощью одних и тех же тактик и использовать одни и те же языковые средства.

  2. В основе порождения речевого жанра «брачное объявление» лежит когнитивная деятельность автора, связанная с функционированием специфических представлений о мужчине и женщине - тендерных стереотипов. Тендерные стереотипы являются обязательным компонентом когнитивной семантики брачного объявления. В брачном объявлении тендерные стереотипы выступают как импликатуры, которые реализуются в языковых/текстовых единицах различной природы. Попадая в контекст брачного объявления, языковые единицы развивают добавочные тендерные смыслы. Каждый субтекст брачного объявления реализует определенные тендерные стереотипы, а

их комплекс в целом позволяет судить о динамике системы тендерных сте-
'* реотипов в современном обществе.

Теория дискурса как интегральная методологическая основа описания современных брачных объявлений

Понятие «дискурс» занимает особое место в современном гуманитарном знании: это термин не только лингвистики, он принадлежит, собственно говоря, всему комплексу гуманитарных дисциплин. Трактовки этого термина разнообразны. Но особенно острый интерес к данному понятию наблюдается в лингвистической литературе.

Характерной чертой современного употребления термина «дискурс» можно считать отсутствие какой-либо строгости и однозначности интерпретации: четкого и общепринятого определения, охватывающего все стороны данного понятия, не существует. Зачастую этот термин просто модифицирует более традиционные представления о тексте, речи, диалоге. Для обоснования собственной позиции по данной проблеме, обратимся к рассмотрению наиболее значимых точек зрения относительно понятия «дискурс».

Теория дискурса берет свое начало в трудах Э. Бенвениста, который писал: «С предложением мы покидаем область языка как системы знаков и вступаем в другой мир языка как средства общения, выражением которого является речь (la discours)» [Бенвенист 1974: 139].

В конце 80-х гг. сложилось понимание дискурса как «связной последовательности предложений или речевых актов» [Караулов, Петров 1989: 8], но в дальнейшем он стал рассматриваться как «сложное коммуникативное явление, включающее, кроме текста, еще и экстралингвистические факторы знания о мире, мнения, установки, цели адресата, - необходимые для понимания текста, т. е. дискурс сегодня осознается как «сложная система иерархии знаний» [Там же].

Концепция Т. А. ван Дейка строится на вовлечении в анализ таких факторов, в которых текст актуализируется. По мнению Т. А. ван Дейка, «дискурс является сложным единством языковой формы, значения и действия, которые могут быть наилучшим образом охарактеризованы с помощью понятия коммуникативного события» [ван Дейк 1989: 113]. При этом дискурс «не ограничивается рамками конкретного языкового высказывания, то есть рамками текста..., а включает в себя говорящего, адресата, их личностные и социальные характеристики, а также другие параметры социальной ситуации» [ван Дейк 1989: 122]. Ученый рассматривает это явление в рамках коммуникации, что дает ему возможность определять его не просто как вербальный объект, но и как форму социального взаимодействия.

Представляется, что изучение любого типа дискурса требует обращения к смысловой, содержательной стороне. Так, Т. А. ван Дейком были введены понятия макро- и суперструктуры. Макроструктура предназначена для абстрактного описания глобального содержания дискурса и, следовательно, его глобальной связности. По мнению ученого, и основное содержание, и макроструктура дискурса, «подобно всяким значениям», не существуют сами по себе, они приписываются ...автором или читателем и являются когнитивными, а следовательно, и дискурсивными категориями» [ван Дейк 1989: 240]. Макроструктура основывается, с одной стороны, на выраженной в тексте поверхностной структуре и структурах значений, а с другой - на различных видах знаний или каких-либо когнитивных структурах [там же]. Единицей макроструктуры дискурса, по ван Дейку, является так называемый топик, понимаемый как один из смысловых компонентов тематической иерархии. Под суперструктурой понимается способ построения дискурса, принцип связи однотипных и разрозненных компонентов, согласованных между собой и целым [ван Дейк, Кинч 1988: 169]. Суперструктура способствует наиболее полному развертыванию макроструктуры дискурса, ее максимальному информативному членению: «...схематические суперструктуры организуют тематические макроструктуры аналогично тому, как синтаксис предложения организует его значение» [ван Дейк 1989: 229]. Итак, дискурс обладает определенной «схемой, организующей заключенное в ней общее содержание» [там же: 253]. Представляется, однако, что, когда речь идет о суперструктурной схеме, содержание термина «дискурс» сужается до текста. Поэтому, на наш взгляд, при вычленении элементов суперструктуры необходимо опираться на текстовые компоненты.

Следует отметить, что в работах Т. А. ван Дейка и его соавторов был утвержден переход к междисциплинарному исследованию дискурса: ученый рассматривает это явление в масштабах коммуникации, что дает возможность учитывать как структурный, так и когнитивный и социально-психологический параметры.

Прагматический контекст функционирования речевого жанра «брачное объявление»

Брачное объявление относится к рекламному дискурсу также на основании соответствия его прагматических характеристик основным параметрам рекламной коммуникативной ситуации.

Целью любого речевого общения, особенно в сфере рекламной коммуникации, к которой и принадлежит общение посредством брачных объявлений, является побуждение аудитории к некоторой деятельности. Базовой коммуникативной интенцией брачного объявления является, на наш взгляд, убеждение адресата в необходимости ответной реакции (в качестве которой может выступать любое положительное речевое/неречевое действие, совершенное адресатом по отношению к рекламодателю в посткоммуникативном пространстве). Такая интенциональная установка позволяет интерпретировать речевой жанр брачного объявления как рекламный, использующий механизм рекламного воздействия в виде цепочки восприятия: привлечь внимание, вызвать интерес, активизировать желание «покупки» при помощи «аргументов в пользу товара» (см. параграф 1.1.4.).

Роль адресанта брачного объявления заключается в том, чтобы убедить адресата в необходимости ответной реакции, в целесообразности совершения некоторой посткоммуникативной деятельности. Фигура автора очень важна в процессе рекламной коммуникации: именно он задает стратегию общения. Так, например, автор брачного объявления может ограничиться исключительно перечислением автобиографических фактов или, наоборот, демонстрировать пристальное внимание к фактору адресата. В любом случае особое значение придается таким социально значимым параметрам, как пол, возраст, национальность, профессия, семейное положение и т. д. В сущности, адресант и адресат брачного объявления вступают в коммуникацию как обладатели определенных социальных, возрастных, образовательных статусов и как исполнители социальных ролей. «Говорящий вступает в коммуникацию не как глобальная личность, а как личность «параметризованная», выявляющая в акте речи одну из своих социальных функций или психологических аспектов, в связи с которыми и должно пониматься его высказывание» [Арутюнова 1981: 357].

По мнению авторов монографии «Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации», «социальная определенность ситуации общения в целом и понимание коммуникантами собственной социальной роли, реализуемой в данной ситуации общения, а также роли партнера есть та первоначальная платформа, которая является непременной предпосылкой любого общения» [Речевое воздействие 1990: 136]. С точки зрения Е. Ф. Тарасова, «речевое общение происходит на фоне социального взаимодействия личностей. Коммуниканты предстают друг перед другом в своих социальных ипостасях...» [Тарасов 1974: 271]. В ходе социального взаимодействия каждому человеку приходится «проигрывать» более или менее обширный репертуар социальных ролей и вступать в различные ролевые отношения - такие, как, например, «учитель - ученик», «начальник - подчиненный», «муж - жена» и др. Вообще, понятиями «социальная роль» и «социальный статус» оперирует социолингвистика. А. Д. Швейцер [Швейцер 1989] предлагает использовать данные термины дифференцированно, не «в качестве терминологических дублетов», а в качестве «двух соотнесенных друг с другом терминов, входящих в разные понятийные ряды». Термин «статус» определяется совокупностью постоянных социальных и социодемографических характеристик информанта». Так, к компонентам статуса А. Д. Швейцер относит следующие показатели: возраст информантов, их пол, принадлежность к той или иной социальной группе. В то же время ролевые отношения, по мнению исследователя, - это отношения между участниками коммуникативного акта, определяемые социальной ситуацией и варьирующиеся вместе с ней.

В речевом жанре «брачное объявление» совокупность характеристик, составляющих социальный статус и автора и адресата, варьируется в каждом отдельном объявлении. Описание же ролевых отношений в контексте брачных объявлений можно свести к модели «муж - жена; жена - муж:» с некоторой оговоркой: участников коммуникативного акта связывают отношения равноправного сотрудничества. Автор и адресат в определенной мере свободны в своих действиях и поступают в соответствии со своими желаниями и потребностями. Представляется, что границы между социальными ролями в брачном объявлении акцентируются особым образом: характер устанавливаемых ролевых отношений оказывается в брачном объявлении доминирующим. Это находит свое отражение в номинациях адресата: ищу мужа; партнера; спутника жизни и т. д.

Текст, созданный адресантом, всегда является обращенным к кому-либо. По словам М. М. Бахтина, «слушающий, воспринимая и понимая значение речи, одновременно занимает по отношению к ней активную ответную позицию: соглашается или не соглашается с ней, дополняет, применяет ее, готовится к исполнению и т. п.» [Бахтин 1986: 437].

Стереотип в социально-философских науках. Тендерные стереотипы

Проблемы стереотипизации мышления, сознания и языка находятся в центре современных гуманитарных исследований. Стереотипные единицы рассматриваются как в социально-философских науках (психологии, социологии, социальной психологии, культурологии), так и в лингвистике, причем каждая дисциплина подходит к изучаемой категории со своими методологическими принципами и установками. Однако отсутствие общепринятой комплексной теории стереотипов вызывает ряд неясностей и противоречий в представлениях об этом феномене.

Изучение феномена стереотипизации сознания было начато в рамках социальной психологии. Термин стереотип введен в научный обиход в 1922 году американским психологом Уолтером Липпманом в работе «Общественное мнение». Социальные стереотипы, по мнению У. Липпмана, - «упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценностные позиции и права», влияющие на его мировосприятие [цит. по: Прохоров 1996: 70]. Понятие стереотипа привлекало внимание к реальным и социально важным процессам психической жизни, поэтому уже в 1920-30-е годы начались активные исследования сущности и структуры стереотипа, механизмов и форм стереотипизации сознания. Со временем стереотипы стали изучаться как необходимые атрибуты человеческой психики - «закрепленные в общественном сознании «сгустки» общественного опыта» [Мельник 1996: 90].

На современном этапе развития социальных наук стереотип рассматривается как ментальное образование. Исследователи выделяют несколько аспектов в изучении стереотипов - когнитивный, аффективный и соъ иалъно-поведенческий [Григорьева 2003: 15].

С когнитивной точки зрения [Кубрякова 1996; Шихирев 2000; Мерен-ков 2001] стереотипы - это представления об объектах или ситуациях реального мира. Стереотип отражает, хотя и с искажением, некоторый факт действительности, объективную реальность. Процесс стереотипизации состоит в том, что «сложное индивидуальное явление механически подводится под простую общую формулу или образ, характеризующие (правильно или ложно) класс таких явлений» [Кон 1966: 187]. Стереотипизация мышления основана на способности человеческой психики редуцировать и закреплять информацию об однородных явлениях, фактах, предметах и т. д. В основе стереотипизации лежат психические процессы фиксации, схематизации данных опыта, категоризагщи (подведение объекта под обобщающее понятие, которым является стереотип), а также каузальной атрибуъщи (объяснение человеком причин своего и чужого поведения).

Один из важнейших категориальных признаков стереотипа - схематичность: стереотип представляет собой шаблон, формулу, схему, «работающую в виде программы, с определенным набором элементов четко фиксированными связями и отношениями между ними» [Меренков 2001: 15]. Поэтому стереотип «не объемлет всех сторон и связей явления и предмета» [Мельник 1996: 94] и характеризуется стандартизированностъю иупрогцен-ностъю. Схематичность стереотипа ведет и к его однозначности: стереотип «делит мир на две категории - на «знакомое» и «незнакомое» [Мельник 1996: 89 - 90], при этом знакомое априори расценивается как «хорошее», а незнакомое - как «плохое».

Стереотипы характеризуются стабильностью, хотя она относительна, поскольку «при поступлении новой информации их содержание или даже направленность могут изменяться» [Стефаненко 2000: 243].

Стереотип является необходимым и неотъемлемым элементом познания и сознания в современном обществе. Он осуществляет когнитивные функции экономии мыслительных усилий и упрощения и систематизации информсщии, что характерно для повседневного человеческого мышления: «Люди не стремятся реагировать на окружающие явления каждый раз по-новому, а подводят их под уже имеющиеся категории» [Платонов, Харитонов 1995: 91]. В сознании каждого человека существует целый комплекс осознанных и неосознанных представлений, через призму которых он воспринимает и анализирует реальность.

Аффективность считается одним из базовых признаков стереотипа [Карбовский 1984; Стереотипы 1988; Мельник 1996; Шихирев 2000; Меренков 2001]: он отражает чувства симпатии или антипатии относительно объекта стереотипизации, осуществляет взаимодействие рационального и эмоционального элементов в сознании. Стереотип характеризуется, как правило, эмоциональной насыщенностью, «чувственной окрашенностью образа», оце-ночностью. Это связано с тем, что в любом стереотипе отражена система ценностей и оценок социума.

Похожие диссертации на Брачное объявление как речевой жанр рекламного дискурса