Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Цветовая картина мира Иосифа Бродского: когнитивно-функциональный подход Цегельник Ирина Евгеньевна

Цветовая картина мира Иосифа Бродского: когнитивно-функциональный подход
<
Цветовая картина мира Иосифа Бродского: когнитивно-функциональный подход Цветовая картина мира Иосифа Бродского: когнитивно-функциональный подход Цветовая картина мира Иосифа Бродского: когнитивно-функциональный подход Цветовая картина мира Иосифа Бродского: когнитивно-функциональный подход Цветовая картина мира Иосифа Бродского: когнитивно-функциональный подход Цветовая картина мира Иосифа Бродского: когнитивно-функциональный подход Цветовая картина мира Иосифа Бродского: когнитивно-функциональный подход Цветовая картина мира Иосифа Бродского: когнитивно-функциональный подход Цветовая картина мира Иосифа Бродского: когнитивно-функциональный подход Цветовая картина мира Иосифа Бродского: когнитивно-функциональный подход Цветовая картина мира Иосифа Бродского: когнитивно-функциональный подход Цветовая картина мира Иосифа Бродского: когнитивно-функциональный подход
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цегельник Ирина Евгеньевна. Цветовая картина мира Иосифа Бродского: когнитивно-функциональный подход : когнитивно-функциональный подход : диссертация... канд. филол. наук : 10.02.01 Ростов-на-Дону, 2007 157 с. РГБ ОД, 61:07-10/1284

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10

1.1. Картина мира как ключевое понятие когнитивистики 10

1.2. Цвет как феномен научных исследований 26

1.3. Теория поля и особенности индивидуально-авторского макрополя цветообозначений 41

Выводы по первой главе 50

ГЛАВА 2. АХРОМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА ИОСИФА БРОДСКОГО 51

2.1. Поэтическая картина мира Иосифа Бродского 51

2.2. Белый цвет как доминанта цветовой картины мира И. Бродского 60

2.3. Чёрный и тёмный в стихотворениях И. Бродского 73

2.4. Субъективизм восприятия: серый - цвет Времени 82

Выводы по второй главе 96

ГЛАВА 3. ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА В КАРТИНЕ МИРА ИОСИФА БРОДСКОГО 98

3.1. Гамма синего цвета: синий, голубой, фиолетовый 98

3.2. Жёлтый: цвет и свет в стихотворениях Иосифа Бродского 108

3.3. Зелёный цвет: изменчивость восприятия 116

3.4. Красный цвет в картине мира поэта 121

3.5. Коричневый цвет в "вещном" мире Иосифа Бродского ч 128

Выводы по третьей главе 132

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134

БИБЛИОГРАФИЯ 139

ПРИЛОЖЕНИЕ 157

Введение к работе

Интерес к специфике цветообозначений зародился ещё в 20-е гг. XX в., но обращение к цвету как объекту лингвистических исследований пришлось на конец 60-х гг. XX в. В настоящее время данная проблематика продолжает оставаться актуальной. Это подтверждается наличием достаточно большого количества работ, посвященных анализу цветонаименований в творчестве русских и зарубежных поэтов и писателей, направленному на выявление особенностей индивидуальной, специфичной манеры "рисовать" цветом (Дивина, 1996; Мерзук, 1997; Белобородова, 2000; Белый, 2001; Носовец, 2002; Бабулевич, 2004; Меньчева, 2004; Карташова, 2005; Коптева, 2005 и др.).

В художественном произведении цвет и свет выступают не только как средство создания художественной образности, но и как способ выражения "мировидения" автора. Современные исследователи - представители разных взглядов, культур и направлений (лингвисты, литературоведы, философы, культурологи) достаточно часто обращаются к поэтическому миру И. Бродского. "Бродский создал свой мир. По своему образу и подобию. Тем труднее читателю проникнуть в этот мир. Он должен отождествить себя с Бродским. А Бродский - далеко не обычный гражданин России или любой другой страны Земли. Бродский смотрел на Землю не с земной плоскости, а из других сфер" (Уфлянд, 1997:158).

Изучение лексики с семантикой цвета и света в творчестве поэта позволяет сделать выводы об особенностях его "цвето- и световидения", маркируя субъективность его мировосприятия. С другой стороны, литературное творчество направлено на создание "вторичной" реальности -вымышленного мира художником слова. Эгоцентричность автора как субъекта, порождающего текст, позволяет представить читателю мир, не тождественный чувственно воспринимаемому, и избрать краски, релевантные для его картины мира, придать различным объектам художественной действительности определённые цветовые характеристики. Цвет является значимым компонентом ментального пространства художника

слова, поэтому анализ цветосемантики, цветописи, светописи помогает проникнуть в философско-мировоззренческую концепцию автора.

Введение в научный обиход такого понятийного конструкта, как языковая картина мира, объединяющего в единый комплекс достижения целого ряда наук - семасиологии, социо- и этнолингвистики, психолингвистики, культурологии и др. позволяет перевести исследование цвета в русло когнитивизма.

В рамках этой парадигмы наметились два направления в изучении цвета. Часть из них, имеющая психолингвистическую ориентацию, призвана установить особенности отражения чувственно воспринимаемых свойств объекта в языке. Иной подход связан с выявлением в тезаурусе каждой лингвокультурной общности национально-специфических особенностей цветообозначения. С этих позиций обозначения цвета исследуются с целью составления языковых таксономии, для проверки различных вариантов гипотезы лингвистической относительности. При этом в ряде исследований отмечается связь цветообозначений с определенными культурно-закрепленными эмоциональными состояниями и ситуациями, что позволяет рассматривать цвет как сквозной образ, значимый для конструирования национальных картин мира, своеобразный "концепт мировидения" (А.И. Белов).

Проблема концептуализации является ключевой в диссертации и рассматривается в тесной связи с проблемой языковой личности и индивидуально-авторской картины мира.

Говоря об индивидуально-авторской картине мира И. Бродского, следует отметить, что на фоне зарубежной бродсконианы отечественные изыскания выглядят довольно скромно. Тем не менее, исследования русскоязычного творчества И. Бродского в области литературы представлены на сегодняшний день многоаспектно. Наиболее освещенными темами и проблемами творчества поэта являются: проблема Пространства и Времени (Баткин, 1996; Баткин, 1996(a); Бруднэ-Уигли, 2000; Парчевская, 2000; Служевская, 2000; Журавлёва, 2003), античная лексика в поэтике, религиозно-философские мотивы поэзии (Ковалёва, 2000; Нива, 2000;

Ковалёва, 2003 и др.). Осуществляется также анализ экспериментов поэта в области языка (лексики, синтаксических конструкций) (Ахапкин, 2000; Уланов, 2000 и др.).

Фрагментарность анализа языка И. Бродского обусловливает актуальность диссертационного исследования, направленного на изучение языковой личности автора, его поэтической картины мира с позиций антропоцентризма. Цветовая картина мира (ЦКМ) И. Бродского не входила в исследовательское поле лингвистов как самостоятельный предмет изучения и не получала достаточного освещения.

Объектом исследования послужила поэтическая картина мира Иосифа Бродского.

Предмет исследования - функционирование лексем и словосочетаний, которые эксплицитно выражают цвет или включают передаваемые имплицитно семы цвета.

Материал исследования - тексты произведений Иосифа Бродского. Результатом обработки материала является авторская картотека (включающая 823 примера, содержащих наименования 45 цветов и оттенков), составленная по результатам сплошной выборки из стихотворений И. Бродского.

Цель настоящего исследования - дать комплексное описание цветовой картины мира как фрагмента поэтической картины мира Иосифа Бродского.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Выделить совокупность слов, используемых И. Бродским для
вербализации концепта "цвет"; описать структуру индивидуально-авторского
лексико-семантического поля цветообозначений.

  1. Выявить наиболее частотные цветовые наименования в произведениях И. Бродского; установить их парадигматику и синтагматику.

  2. Установить нецветовые значения (символические, метафорические), развиваемые цветовыми лексемами.

6 4. Охарактеризовать функциональные особенности цветовых лексем и способы создания цветовой картины мира И. Бродским.

Результаты исследования позволяют сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:

  1. Цвет - важнейшая зрительная характеристика - активно представлен в творчестве И. Бродского, что обусловлено ведущей системой представлений поэта - визуальной. Общее количество наименований цветов и их оттенков в творчестве И. Бродского равно 45. Совокупность языковых единиц цветовой семантики в произведениях поэта составляет индивидуально-авторское лексико-семантическое поле цветообозначений, которое представлено восемью микрополями: белого, чёрного, серого, синего, жёлтого, зелёного, красного, коричневого цветов. Наряду с узуальными, стилистически нейтральными цветообозначениями поэт использует стандартные денотаты, имплицитно содержащие сему цвета, а также индивидуально-авторские цветообозначения.

  2. Специфика ЦКМ И. Бродского состоит в том, что поэт предпочитает графический способ изображения художественной действительности: ахроматические цвета доминируют в его картине мира. Наиболее активно представлен белый цвет, являющийся основой для создания контрастных картин. Колоратив "чёрный" употребляется поэтом преимущественно в роли светообозначения "тёмный". Значимость серого цвета в ЦКМ Бродского подчёркивается использованием колоратива в авторском символическом значении: серый - цвет Времени.

  3. Меньшая значимость хроматических цветов (синий, жёлтый, зелёный, красный, коричневый и их оттенки) в картине мира поэта подтверждается статистически (42% против 58% случаев употребления трёх ахроматических цветов). Индивидуальная картина мира И. Бродского, формирующаяся на основе русской национальной картины мира, имеет ряд отличий. Так, устойчивые ассоциации с жёлтым цветом как цветом болезни, нездоровья, страданий в поэзии И. Бродского не возникают. Символическое значение

красного цвета как цвета крови, смерти, потери или как цвета революции, войны, эпохи в картине мира поэта отсутствует.

4. И. Бродский использует такие способы конструирования ЦКМ, как цветопись, цветосемантика, светопись. Цветопись поэт использует для создания образности, а цветосемантика позволяет выявить значимые для автора дополнительные внутритекстовые значения (метафорические, символические). В лирике поэта наблюдается активное использование цветовой лексики и как средства светописи для передачи динамики освещённости, изменчивого состояния изображаемой картины.

Методология и методы исследования. Методология диссертационного исследования основывается на общефилософских принципах, в соответствии с которыми язык представляется как материальная, объективная, динамическая, функционирующая и развивающаяся система. Общенаучные методологические принципы исследования опираются на следующую триаду: системность, антропоцентризм и детерминизм.

Для осуществления наиболее полного анализа использовались не только собственно лингвистические данные. В ходе исследования привлекались и сведения из литературоведения, культурологи, философии, семиотики, физики. Таким образом, проблемы, затронутые в работе, рассматриваются в свете современной интегральной парадигмы научного знания.

Настоящее исследование ведётся в русле такого современного направления, как когнитивно ориентированная лингвистика. Частнонаучной методологической базой исследования послужили идеи о языковой и концептуальной картинах мира, которые интенсивно и плодотворно разрабатываются в работах Ю.Д. Апресяна, Ю.С.Степанова, В.И. Постоваловой, Е.С. Кубряковой, Дж. Лакоффа, теория языковой личности Ю.Н. Караулова, В.И. Карасика и др., труды А. Вежбицкой, В.Г. Кульпиной, Е.К. Рахилиной, посвященные исследованиям когнитивных аспектов цвета.

В соответствии с поставленными задачами в работе использовались методы и приёмы концептуального и контекстуального анализа, компонентного анализа, метод сплошной выборки, а также статистический метод. Особое место в исследовании занимает когнитивно-семантический метод, который позволяет не останавливаться на уровне семантики, эксплицированной словарями, а находить семантические компоненты, выводимые путём интроспекции.

Соответственно, научная новизна исследования заключается в когнитивно-функциональном подходе к описанию цветовых наименований, используемых поэтом в его стихах, в выявлении специфики ЦКМ поэта, новых значений узуальных номинаций и собственно авторских характеристик цвета. В диссертации впервые представлено индивидуально-авторское лексико-семантическое поле цветообозначений в поэзии И. Бродского.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что анализ ЦКМ И. Бродского в когнитивно-функциональном аспекте позволяет выявить и уточнить черты речевой личности и психологического портрета автора, что вносит определённый вклад в теорию языковой личности. Введённый в научный оборот фактический материал и теоретические выводы диссертации углубляют знания о концепте "цвет" и способах его вербализации, а также расширяют представление о цветообозначениях как специфических единицах художественного текста.

Практическая ценность работы состоит в том, что материалы диссертации, её основные положения, результаты и выводы могут быть использованы в ряде областей теоретической и прикладной лингвистики, в практике преподавания курсов "Современный русский язык", "Лингвистический (филологический) анализ художественного текста", специальных курсов по изучению идиостиля Иосифа Бродского, а также при создании словаря языка писателя.

Логика изложения результатов исследования, его цель и задачи определили следующую структуру работы. Диссертация состоит из

введения, трёх глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка, приложения "Цветовой спектр в творчестве И. Бродского" (названия цветов с указанием частотной характеристики употребления).

Апробация работы. Основные положения диссертации представлены в различных публикациях по теме исследования и обсуждались на всероссийских и международных конференциях, в частности, на Международных научных конференциях "Филология и культура" (19-21 октября 2005 г., г. Тамбов), "Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность" (22 ноября 2005 г., г. Ростов-на-Дону), на Всероссийской конференции "Активные процессы в современном русском языке" (11 - 13 сентября 2006 г., г. Таганрог). По теме диссертации опубликовано 8 работ.

Картина мира как ключевое понятие когнитивистики

В последние десятилетия отмечается всё возрастающий интерес со стороны специалистов в области искусственного интеллекта, психологии, лингвистики, логики, философии, систем обработки знаний к проблемам мышления, понимания естественного языка. Этот интерес не случаен и обоснован, так как решение обозначенных проблем способствовало бы значительному продвижению учёных в прояснении многих важных закономерностей функционирования человеческого мышления. Мнение о том, что мышление представляет собой манипулирование внутренними (ментальными) репрезентациями, обусловило изучение естественного языка в рамках достаточно молодой дисциплины - когнитивной лингвистики (КЛ).

В зарубежной науке за когнитивной лингвистикой закрепляется прежде всего та область анализа, которая связана с семантикой языковых единиц и категорий, репрезентирующих (объективирующих) в языке и речи определённые концепты. Предмет КЛ - семантика единиц, выражающих в языке тот или иной концепт (Попова, Стернин, 2002).

Когнитивная лингвистика (cognitive linguistics), по определению В.З. Демьянкова и Е.С. Кубряковой, - лингвистическое направление, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент - система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и в трансформировании информации (цит. по Шаймиев, 2002:52).

Внедрение в лингвистику когнитивного подхода позволяет акцентировать внимание на единстве и взаимопроникновении таких аспектов, как внутреннее строение единиц языка и их функционирование в речевом общении, и представить языковую систему как сложную, многокомпонентную программу (или даже операционную систему), благодаря которой становятся возможными как порождение высказывания, так и его восприятие и понимание.

Общепринятым является положение о том, что каждый естественный язык отражает определённый способ восприятия и организации (концептуализации) действительности (Апресян, 1995; Урысон, 2003). Это говорит о том, что в основе каждого конкретного языка лежит особая модель, или картина (образ) мира, и говорящий организует содержание своего высказывания в соответствии с этой моделью. Значения, выражаемые в языке, объединяются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая и "навязывается" (характеристика Ф. де Соссюра) в качестве обязательной всем носителям языка. "Когнитивная база ... оказывается результатом действия специфических для каждого языкового сообщества моделей восприятия и обработки информации", -подчеркивают исследователи (Гудков и др., 1997:116). Бесспорно, свойственный языку способ концептуализации действительности (взгляд на мир) отчасти универсален, отчасти национально специфичен, поэтому носители разных языков могут представлять мир по-разному, через призму своих языков.

В современной науке о языке значительно возрос интерес исследователей к проблеме языковой картины мира (ЯКМ) (работы Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, А. Вежбицкой, Ю.Н. Караулова, Е.С. Кубряковой, В.И. Постоваловой, Е.В. Рахилиной, Б.А. Серебренникова, Е.В. Урысон, А.А. Уфимцевой, А.Д. Шмелёва, Е.С. Яковлевой и др.).

Проблема отражения объективного мира человеком и его взаимодействия с ним в современной науке представляется в виде соотношения двух миров: концептуальной картины мира и языковой картины мира. П.В. Чесноков разграничивает языковую картину мира на статическую и динамическую. По его мнению, принцип лингвистической относительности Э. Сепира - Б. Уорфа сводит обе модели языковой картины мира к одной -статической. Такая модель исторически изменяется в соответствии с изменениями в языковой системе, однако в каждый данный период она относительно устойчива. Существовавшая ранее концепция зависимости языковой картины мира от системы конкретного языка теперь не отвечает всем потребностям постоянно развивающегося процесса общения и познания. П.В. Чесноков обосновывает понятие динамической картины мира. Данная картина мира создаётся языком, но определяется степенью развития познающего субъекта, объёмом его знаний в конкретных областях. Концептуальная (динамическая) языковая картина мира является ведущей частью всеобщей картины мира (Чесноков, 1989).

Поэтическая картина мира Иосифа Бродского

В литературно-критических работах неоднократно отмечается уникальность и "многогранность" поэтической фигуры Иосифа Бродского. Уникальность эта проявляется в его поэтическом мастерстве, самобытности, нестандартной проблематике стихотворений, неподражаемости стиля. ЦКМ И. Бродского представляется значимым фрагментом поэтической картины мира, причём важным является и то, каким образом она создаётся, в чём заключаются её особенности, в какие цвета окрашен мир самим поэтом, какие "цветные" объекты и предметы окружают лирического героя его произведений.

Иосиф Бродский - великолепный поэт и философ, его поэзия - "одно из самых многослойных по смыслу, глубоких и загадочных явлений в русской и мировой литературе" (Гордин, 2000: 6). В многочисленных интервью, в нобелевской лекции, в своих эссе И. Бродский говорил о сущности поэзии. Смысл его высказываний неизменен: поэзия - это искусство, предмет и цель которого - язык, а поэт есть средство существования языка. "Человек принимается за сочинение стихотворения по разным соображениям: ... чтоб выразить своё отношение к окружающей его реальности, будь то пейзаж или государство, чтоб запечатлеть душевное состояние, в котором он в данный момент находится, чтоб оставить след на земле" (Бродский, 2006: 253). "Поэт - трагическая смесь мира, создаваемого на листе бумаги, и мира, вне этого листа лежащего" (Лотман, 1996: 746): сильных чувств динозавра и кириллицы смесь.

Позднее И.Бродский обозначит это как служение языку: "...поэт всегда знает, что то, что в просторечии именуется голосом Музы, есть на самом деле диктат языка; что не язык является его инструментом, а он средством языка к продолжению своего существования... Зависимость эта абсолютная, деспотическая, но она же и раскрепощает. Ибо будучи всегда старше, чем писатель, язык обладает ещё колоссальной центробежной энергией, сообщаемой ему его временным потенциалом, то есть всем лежащим впереди временем" (Бродский, 2006: 251). Язык, по мнению поэта, вечен, он вне времени. Само существование мира для Иосифа Бродского невозможно и неинтересно без языка. "Он практически отождествлял себя с Языком: был им. Если Язык - это Бродский, то его антагонист, собеседник, противник, тень, Бог, довлеющее, разрушающее и дарующее Начало, метафизический Источник упругого диалога с собой и с миром, с бытием и небытием, бесконечность и бренность - это Время. Настигнуть или удержать утраченное или текущее Время - вот что волнует поэта. Он имеет дело только со Временем, даже когда говорит с Пространством" (Журавлёва, 2003: 156-157).

Язык - главное средство, с помощью которого Бродский борется с тем, что он называет Пространством - во имя того, что он называет Временем. Пространство - это география и расположенные в ней предметы. Время же предстает как место обретения всяческих высоких смыслов существования, как просто обретение смыслов и самой способности к мыслеполаганию -"мысль о вещи".

Иосиф Бродский считал, что Время избывает человека, разрушает, погружает его в холод небытия - область, где по мысли поэта, "ничего не тикает". Своё отношение ко Времени он высказал в интервью Джону Глэду: "Дело в том, что меня более всего интересует и всегда интересовало на свете (хотя раньше я полностью не отдавал себе в этом отчёта) - это Время и тот эффект, какой оно оказывает на человека, как оно его меняет, как обтачивает, то есть это такое вот практическое Время в его длительности. Это, если угодно, то, что Время делает с человеком, как оно его трансформирует. С другой стороны, это всего лишь метафора того, что вообще Время делает с пространством и миром. ... Во всяком случае, Время для меня куда более интересная, я бы даже сказал, захватывающая категория, нежели Пространство, вот, собственно, и всё ..." (цит. по Полухина, 1992:192).

Иосифу Бродскому принадлежат слова: "У каждого крупного поэта есть свой собственный, внутренний, идеосинкретический ландшафт, на фоне которого в его сознании - или, если угодно, в подсознании - звучит его голос..." (Бродский, 2006:35).

Индивидуальная модель мира художника слова рассматривается нами как совокупность представлений поэта о мире. Представления - идеи, принципы кодирования и хранения сенсорной информации разумом -уникальны, потому как основываются на индивидуальном восприятии и личном опыте индивида. Индивидуальные особенности восприятия в современной психолингвистике описываются через понятия систем представлений (репрезентационные системы) и субмодальности. Физиологическое подобие органов чувств различных субъектов обусловливает лишь частичное тождество формируемых представлений.

Гамма синего цвета: синий, голубой, фиолетовый

По данным энциклопедии символов, синий цвет традиционно символизирует небо, чистоту, верность. Также этот цвет - символ бесконечности, истины, преданности, веры, целомудрия. Это небесный цвет, в мифологии ассоциируется с богами неба. Голубой цвет также символизирует небо, океан, простор воздушной и морской стихии.

В стихах Бродского прослеживаются аналогии в употреблении двух цветов: синего и голубого. Голубой цвет характеризует такие же объекты художественного мира, как и синий цвет: небо, воздух, море.

Синий - "имеющий окраску одного из основных цветов спектра -среднего между голубым и фиолетовым; цвета цветов василька" (Евгеньева, 1987 (т.З): 96). Словарная дефиниция лексемы "голубой" представлена следующим образом: "имеющий окраску одного из основных цветов спектра- среднего между зелёным и синим; цвета ясного неба; светло-синий, лазурный" (Евгеньева, 1981 (т. 1): 328).

Необходимо отметить, что синий цвет - понятие синкретическое, включающее в себя различные цвета и оттенки, относящиеся к голубой, синей, а также в некоторой степени зелёной и фиолетовой части солнечного спектра. Это позволяет определять синий цвет как цвет василька, спелой черники, яркого неба, фиалки и др.

Сходны и оттенки этих двух выделяемых цветов. В словарях синонимов фиксируются цветовые прилагательные, обозначающие оттенки синего цвета: кубовый, васильковый, индиговый, ультрамариновый, сапфирный, сапфировый, электрик (Евгеньева, 1971: 420; Кожевников, 2003 (т.1): 286). Оттенки голубого цвета обозначают синонимичные лексемы: лазурный, небесно-голубой, небесный, светло-голубой, аквамариновый, бирюзовый, зеленовато-голубой, цвета бирюзы, цвета морской волны (Кожевников, 2003:166).

В творчестве Бродского синюю и голубую цветовую характеристику получают такие реалии художественного мира:

1) небо, воздух, море;

2) внешность человека, его одежда;

3) городские реалии.

Синяя цветовая характеристика возникает в стихотворениях Иосифа Бродского 56 раз, голубая - 21, их оттенки суммарно - 19 (12+7). От общего количества употреблений колоратиюв в поэзии (823) слов, обозначающих гамму синего, используется 96, что составляет «11%.

В русской национальной картине мира, в художественной литературе синий цвет традиционно считается цветом яркого чистого неба, безграничного небесного свода. Иосиф Бродский при описании неба, воздуха, горизонта использует цветовые лексемы "синий", "синь", "синева", "голубой". Существительные "синь" и "синева" являются синонимами и обозначают "синий цвет, синеватую окраску; синее пространство, синюю поверхность (о море, небе, воздухе)" (Евгеньева, 1987 (т.З): 95), например: "Зима. Звенит хрусталь фонтана. / Цвет неба - синий. / Подсчитывает трамонтана / иголки пиний" ("Пьяцца Матте и", 1981); "И бескрайнее небо над черепицей / тем синее, чем громче птицей / оглашаемо" ("В Англии", 1977); "Дела, не знавшие родства, / и облака в небесной сини" ("Откуда к нам пришла зима", 1962); "... А небо над Колизеем / такое же голубое, / как над родиной нашей" ("Гладиаторы", 1964); "он парит в голубом океане, сомкнувши клюв" ("Осенний крик ястреба", 1975); "Невероятно синий горизонт. / Шуршание прибоя" ("Post aetatem nostrum", 1970).

Воздушное пространство представляется поэту безграничным, как океан, морская стихия. В анализируемом тематическом разряде наблюдается следующая регулярная сочетаемость: синее небо (5), небосвод (5), синий горизонт (4), синий воздух (3), небесная синь, голубой воздух, голубое небо.

Наряду с этим Бродский также использует цветообозначение "синий" и при описании моря, океана, волн: "И становится ясно, что нечего вопрошать / ни посредством горла, ни с помощью радиозонда / синюю рябь, продолжающую улучшать / линию горизонта" ("Новый Жюль Верн", 1976); "Лопатками, как сквозняк, / я чувствую, что и за моей спиною / теперь тоже тянется улица, заросшая колоннадой, / что в дальнем её конце тоже синеют волны / Адриатики" ("Вертумн", 1990).

Лирический герой находится в любимом городе Бродского, "затерянном в углу Адриатики". Венеция окружена водой, в дальнем конце одной из улиц виднеются, синеют волны Адриатики. В стихотворении "Вертумн" волны представляются художнику слова именно синими в солнечный день, а не серыми или серебристыми, какими они бывают в туманную сырую погоду. Это наблюдение говорит о том, что собственная (локальная) окраска предметов, реалий действительности, картин природы изменяется в связи с освещением, потоком световых лучей, наделённых окраской.

Похожие диссертации на Цветовая картина мира Иосифа Бродского: когнитивно-функциональный подход