Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дейксис как актуализация компонентов речевой ситуации и денотативного содержания в повествовательном и описательном художественных текстах Мисайлова Татьяна Иннокентьевна

Дейксис как актуализация компонентов речевой ситуации и денотативного содержания в повествовательном и описательном художественных текстах
<
Дейксис как актуализация компонентов речевой ситуации и денотативного содержания в повествовательном и описательном художественных текстах Дейксис как актуализация компонентов речевой ситуации и денотативного содержания в повествовательном и описательном художественных текстах Дейксис как актуализация компонентов речевой ситуации и денотативного содержания в повествовательном и описательном художественных текстах Дейксис как актуализация компонентов речевой ситуации и денотативного содержания в повествовательном и описательном художественных текстах Дейксис как актуализация компонентов речевой ситуации и денотативного содержания в повествовательном и описательном художественных текстах Дейксис как актуализация компонентов речевой ситуации и денотативного содержания в повествовательном и описательном художественных текстах Дейксис как актуализация компонентов речевой ситуации и денотативного содержания в повествовательном и описательном художественных текстах Дейксис как актуализация компонентов речевой ситуации и денотативного содержания в повествовательном и описательном художественных текстах Дейксис как актуализация компонентов речевой ситуации и денотативного содержания в повествовательном и описательном художественных текстах
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мисайлова Татьяна Иннокентьевна. Дейксис как актуализация компонентов речевой ситуации и денотативного содержания в повествовательном и описательном художественных текстах : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01. - Улан-Удэ, 2005. - 171 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретический аспект изучения дейксиса. Прагматика типов речи

1.1. Дейктическое указание как способ актуализации высказывания 9

1.2.Современные проблемы теории дейксиса 12

1.3.Прагматика художественного текста и дейксис в художественной системе 22

1 ^.Функциональные типы речи и дейксис 30

1.5.Характер дейктического указания в системе типов речи: 1.5.1. Традиционная типология дейксиса 32

1.5.2. Вопрос о существовании денотативного дейксиса 33

ВЫВОДЫ 38

ГЛАВА 2. Дейксис в повествовательном тексте

2.1. Структурно-семантическая противопоставленность повествовательного и описательного текстов 40

2.2. Особенности функционирования личного дейксиса в повествовательном высказывании:

2.2.1. Способы обозначения говорящего в повествовательной микротеме 41

2.2:2. Роль адресата в дейктическом пространстве художественного произведения 47

2.3. Дейктическое содержание денотата в повествовательном высказывании:

2.3.1. Тип денотативного дейктического значения 52

2.3.2. Контекстуальное значение «третьего лица» 56

2.3.3. Денотативный дейксис как переходное явление в повествовательной микротеме 64

2.4. Хронотопический дейксис:

2.4.1. Актуализация времени грамматическими средствами 67

2.4.2. Актуализация времени лексическими средствами 75

2.4.3. Пространственный дейксис 78

2.4.4. Значение жестовой актуализации (вот, вон) в повествовательной микротеме 81

2.5. Семантика предикатов и дейксис 87

ВЫВОДЫ 96

ГЛАВА 3. Особенности употребления дейктических средств в описательном типе речи

3.1. Логико-семантическая основа описательного типа речи в контексте коммуникативной прагматики 101

3.2. Особенности функционирования личного дейксиса в описании

3.2.1. Формы выражения говорящего 102

3.2.2. Адресат описательного высказывания НО

3.3. Денотативный дейксис в описании 113

3.4. Хронотопический дейксис

3.4.1. Дейксис пространственного значения в художественном описании 121

3.4.2. Дейктическое выражение времени в художественном описании 141

3.4.3. Семантическое содержание дейктического указания «вот» 144

ВЫВОДЫ 148

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 156

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ 169

Введение к работе

Термин «дейксис» существует еще с античных времен, но его изучение никогда не выходило за пределы грамматики. Со второй половины XX в. дейксис приобретает новую актуальность в связи с тем, что получает характеристику универсальной категории, функционирующей на всех уровнях языка. В настоящий момент в лингвистике представлены различные мнения по вопросам сущности дейксиса как лингвистического понятия, количеству дейктических категорий, степени дейктичности слов (А.А. Уфимцева, И.А Стернин, Дж. Лайонз, Ю.Д. Апресян, Р. Якобсон, Е.Л. Ерзинкян, Ч. Пирс и др.).

Универсальность дейксиса заключается в том, что речевой процесс невозможно представить без дейктических единиц, ориентированных на говорящего и слущающего, высказывание не может быть произнесено вне указания на пространство и время. Суть этих онтологических категорий («субъект», «пространство», «время») всегда сводится к представлению о человеке. Поэтому в современной лингвистике ведущим становится принцип антропоцентризма, предполагающий исследование языка в непосредственной связи с человеческим фактором. Дейксис представляет собой естественное и закономерное воплощение языкового эгоцентризма, поскольку любое речевое высказывание содержит указание прежде всего на говорящего.

Категория дейксиса относится к тем языковым категориям, которые позволяют глубже проникнуть в суть языковой коммуникации. Так, в последние годы исследователи обратились к понятию «текстового дейксиса», его референциальным свойствам, так как текст признается ведущей единицей коммуникации [Колшаиский 1980]. Суть референциальности текста заключается в том, что говорящий осуществляет соотнесение языковых выражений в языке с внеязыковыми объектами, что и составляет одно из главных условий связности текста [Падучева 1996; 244].

Настоящая диссертация посвящена исследованию дейксиса в высказываниях функционально-смысловых типов речи - в повествовании и

описании в составе художественного текста. Основой для исследования послужила теория актуализации, согласно которой дейксис, наряду с модальностью и референцией, является способом актуализации компонентов речевой ситуации.

Актуальность темы исследования обусловлена

антропоцентрическим подходом в лингвистике последних десятилетий, согласно которому язык рассматривается уже не как абстрактная модель, существующая сама по себе, а как основа для коммуникативно-когнитивной практики субъекта. Человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений [Человеческий фактор в языке; 9-Ю]. Важнейшей характеристикой антропоцентрической речи, другими словами, субъективности речи, признается интенция (или коммуникативное намерение) говорящего, согласно которой субъект речи осуществляет выбор языковых и внеязыковых средств в контексте каждого высказывания. В настоящее время не вызывает сомнения также и тот факт, что текст представляет собой продукт совместной эгоцентрической деятельности как говорящего, так и адресата высказывания, в связи с чем в лингвистике актуальна проблема текстовой коммуникации.

Известно, что такие функционально-смысловые типы речи как повествование и описание противопоставлены друг другу в плане пространственно - временной локализации. Очевидно, можно предположить, что дейксис как актуализационное качество высказывания в плане соотнесения с говорящим, адресатом и пространственно-временными ориентирами, служит дополнительным признаком, по которому данные типы речи противопоставлены. В ходе анализа описательного и повествовательного текстов были выявлены различные функции говорящего, а, следовательно, и проявления личного дейксиса. Кроме того, логико-смысловая основа текста (статика текста (описание) или его динамика (повествование)) влияет на содержание денотативного дейксиса и на характер функционирования хронотопических единиц.

Исследование референциальных свойств и дейктического значения в художественном описании и повествовании - это новая сторона в изучении коммуникативного содержания функционально-смысловых типов речи.

Целью данного исследования является изучение дейксиса как одного из способов актуализации компонентов речевой ситуации и денотативного содержания в таких функционально-смысловых типах речи, как описание и повествование.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1) уточнить общие проблемы дейксиса, соотношение дейксиса и текста, в том числе и проблему дейксиса в художественном тексте; в связи с изучением типов речи показать необходимость выделения денотативного компонента в дейктическом содержании монологических высказываний;

2) показать особенности функционирования личного дейксиса в
повествовании и описании;

3) исследовать новый тип дейктического значения - денотативный дейксис;
выявить характер проявления единиц денотативного дейксиса;

4) определить особенности реализации хронотопического дейксиса,
обусловленные динамикой текста (повествование) или его статикой
(описание); выявить особенности семантики некоторых единиц
пространственно-временного значения;

5) рассмотреть зависимость употребления хронотопического дейксиса от
семантики предиката в повествовательном высказывании.

Объектом исследования является монологическая форма

повествования или описания, представленная различными типами говорящего и адресата. Художественное повествование и описание рассматриваются как коммуникативная ситуация, производная от естественной речевой ситуации.

Предметом исследования служат дейктические единицы различного языкового уровня, которые указывают на участников речевого акта, а также

время, место и объект коммуникативной ситуации (категории личного, хронотопического и денотативного дейксиса).

Гипотеза исследования: Дейксис является одной из основных категорий (наряду с модальностью и референцией), «которые необходимо используются в процессе образования предложения и для «подготовки» его к «переводу» в речевое высказывание» [Актуализация предложения 1997 ]. Таким же образом дейксис служит одним из средств актуализации компонентов художественного высказывания. Дейктические средства (личный, денотативный и хронотопический) взаимодействуют по-разному в зависимости от роли говорящего и функционально-смыслового типа речи с таксисом последовательности в повествовании и одновременности в описании.

Материалом для исследования послужили произведения русской классической и современной художественной литературы.

Методологической основой исследования дейксиса в тексте является теория антропоцентрического подхода в рассмотрении явлений действительности и речи, прагматика с ее законами, функциональными свойствами говорящего, адресата, «актуализованных (включенных в речь) имен, выражений (именных групп или их эквивалентов) к объектам действительности (референтам, денотатам)» [Языкознание. БЭС 1998; 411].

Научная новизна материалов исследования состоит в том, что дейксис имеет непосредственное отношение к функционально-типологической категории речи. Была предпринята попытка разработать обоснование функционирования дейктического актуализатора в отдельном функционально-смысловом типе речи. Последовательно выявляются принципы функционирования личного и хронотопического дейксиса в описании и повествовании. Впервые рассматривается категория денотативного дейксиса, имеющего непосредственное отношение к функционально - смысловым типам речи, причем как в прямом своем назначении, так и в переходном состоянии. Кроме того, была сделана

попытка определить обусловленность употребления хронотопического дейксиса и денотативного значения от семантики предиката в повествовательной ситуации. Методологической основой к такому подходу послужила теория Н.Д. Арутюновой о референциальном подходе к семантике предиката в предложении.

Теоретическая значимость работы определяется необходимостью исследования прагматической стороны функционально-смысловых типов речи. В аспекте изучения типов речи, наряду с рассмотрением традиционных типов (личного Д., хронотопического Д.), особенно актуально введение дополнительного, денотативного, типа дейктического значения. Исследование референциальных свойств повествования и описания дополняет концептуальную, логико-смысловую, основу выделения типов речи в тексте, а также расширяет границы исследования дейксиса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы могут быть использованы в курсах по теории текста, в спецкурсах по коммуникативному синтаксису и интерпретации текста. Элементы анализа могут быть использованы на уроках русского языка и литературы.

На защиту выносятся следующие положения.

  1. Личный (ролевой) дейксис в повествовании и описании реализуется различными способами.

  2. Указание на предметы и лица как на объекты ситуации уместно обозначить термином «денотативный дейксис». В контексте повествовательной или описательной ситуации денотативный дейксис может иметь отдельные разновидности.

  3. Характеристика единиц хронотопического дейксиса обусловлена логико-семантической основой повествовательного или описательного типа речи.

  4. Употребление хронотопического элемента и типа денотата находится в определенной зависимости от семантики предиката.

Дейктическое указание как способ актуализации высказывания

В лингвистике отправной точкой в изучении языковых понятий стало исследование их реализации в речи, получившее название «теория актуализации» [Баллы 1955]. Согласно этой теории, «общее имя без актуализатора существует лишь в абстракции» [Актуализация предложения 1997;47\, поэтому актуализированным понятие будет тогда, когда произойдет его локализация в речи. Иначе говоря, актуализация - это соотношение сообщаемого с ситуацией речи, что предполагает «соотнесение действия с моментом речи по признаку времени, установление отношения к обозначаемому событию по признаку модальности, соотнесение участников события и участников коммуникации» [ Арутюнова 1972; 269 ].

За соответствие понятий действительности несут «ответственность» три основные языковые категории, «которые необходимо используются в процессе образования предложения и для подготовки его в речевое высказывание, - это категория модальности, референция и дейксис» [«Актуализация предложения» 1975;6 ].

Данное исследование ставит перед собой цель рассмотреть прагматику высказывания через актуализацию дейктического компонента, хотя нужно заметить, что категории модальности, референции и дейксиса очень близки друг другу и даже пересекаются по некоторым аспектам. Прежде всего они рассматриваются с позиции субъекта речи.

Модальность определяется как «динамический процесс языка, мышления и психологического переживания, который в тексте проявляется как авторская интенция, выражающаяся в системе рациональных и эмоциональных оценок» [Прокофьева 1990; 5]. Не вызывает сомнения тот факт, что эмотивное значение - одно из наиболее антропоцентрических значений высказывания [Телия 1991]. В лингвистике и социолингвистике явлению модального и эмотивного значения посвящено много работ [Вольф 1988, Телия 1991; Шаховский 2002 и др.].

Референция, по П.Ф. Стросону, представляет собой то, для чего говорящий может употребить выражение [ Сшросон 1982; 63 ]. Анализируя референциальный механизм высказывания, Стросон заключает, что для осуществления единичной референции необходим контекст высказывания, включающий в себя «время, место, ситуацию, личность говорящего, предмет, который находится в центре внимания, личный опыт говорящего и тех, к кому обращена речь» [Стросон 1982; 55].

Термин «дейксис» тесно связан с понятием референции. Его функциональное значение в том, что он служит «ориентационным» свойствам языка, соотнося объекты и ситуации, относительно которых в языке осуществляется референция с пространственно-временной нулевой отметкой - здесь-и-сейчас - в контексте высказывания» [Лайонз 1978; 291]. Другими словами, ключевым в понятии деиксиса является то, что он предназначен для указания [Пирс 2001; 94] с помощью вербальных и невербальных средств, которые, во-первых, «отражают систему оценок человека» [ Сребрянская 2003; 6], во-вторых, являются залогом успешности акта коммуникации при условии общих с собеседником ориентиров. Выбор средств указания происходит только под влиянием коммуникативного намерения говорящего. Иначе говоря, дейксис, в отличие от языка в целом, «откровенно демонстрирует свою субъективность», которая «видна прежде всего в том, что весь отсчет единиц ведется с точки зрения говорящего» [«Актуализация предложения» 1997; 105].

Структурно-семантическая противопоставленность повествовательного и описательного текстов

Сюжетное построение повествовательного и описательного текстов основано, в первую очередь, на глаголах - предикатах, которые образуют рематическую доминанту: видо-временная система глаголов образует ряд семантических компонентов текстов повествовательного и описательного типа (последовательность, одновременность и т.д.) [Бронская 1985; 7] Таксисные, акциональные, аспектуальные и темпоральные значения, переплетаясь и взаимодействуя, выступают как элементы комплексного функционально-семантического поля и являются компонентами, обязательными для повествовательного и описательного текста» [Бронская 1985; 7]. Фактический материал показывает, что таксис (относительное время) в описании и повествовании тесно связаны с аспектуальностью действий, с видом глагола. Таксис со значением синхронности выражается глаголами несовершенного вида, кроме аориста (Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною.), т.е. создается некая длительность действий, которая позволяет быть действиям одновременными. Глагол же совершенного вида с их внутренней предельностью действий выражает значения недлительности, сменяемости действий, что и соответствует речи типа повествование [Нечаева 1999; 5].

Построение сюжетного движения в повествовательной микротеме характеризуется антропоцентричностью, поскольку все события рассматриваются с позиции говорящего субъекта. Отбор динамичесих признаков события при создании высказывания происходит в сознании самого автора. Следовательно, главная роль в художественном повествовании принадлежит субъекту со значением «лица». Эгоцентрический характер повествовательной ситуации обусловливает наличие в речи дейктического компонента. В первую очередь, художественное повествование характеризуется наличием в нем личного (ролевого) дейксиса, составляющего основу речевой ситуации высказывания. Часто завязка событийной линии начинается с ролевого дейксиса («Я возвращался с охоты и шел по алее сада. Собака бежала впереди меня» Тургенев). Дейксис денотативного и хронотопического содержания находится как бы в подчинении личному дейксису, раскрывая или дополняя параметры, названные в личностной референции. Говорящий прежде выбирает объекты (денотаты), а затем указывает на их хронотопические координаты.

Рассмотрим последовательно коммуникативную стратегию единиц личного, денотативного и хронотопического дейксиса в повествовательном типе речи.

Логико-семантическая основа описательного типа речи в контексте коммуникативной прагматики

Микротематическая полисубъектность [Нечаева 1999] позволяет выделить «актантное ядро» любого описательного текста, которое «передает основную его содержательную часть, перечисляя предметы внеязыкового ряда, существующие в представленной говорящим пространственно-временной точке», выполняя таким образом текстообразующую функцию [Хамаганова 2000;57]. Отражение говорящим внеязыковой действительности реализуется прежде всего через пропозициональную структуру, поэтому важное значение приобретает актантное ядро описания или ядро «участников ситуации» [Хамаганова 2000; 78]. На логической структуре описания базируется, по Л. Ельмслеву, система детерминаций, суть которой в том, что обобщающий элемент содержания существует на основе взаимной зависимости целого и его частей» [Хамаганова 2000; 84] Целое в структуре описательного текста обозначается термином «холоним», части целого - «партонимы». Понятие «холоним» обозначает объект действительности, о котором должно быть выражено суждение, он определяет содержание всего описания, являясь гипертемой сообщения» [Хамаганова 2000; 85].

С коммуникативной точки зрения эгоцентрическая направленность описательного типа речи не вызывает сомнения. В. М. Хамаганова анализирует построение художественного описания (описание-портрет, описание-пейзаж, описание-интерьер и описание предмета), в котором не всегда содержится полный набор структурированных элементов, части холонима описываются в соответствии с замыслом автора и отбираются прежде всего по степени значимости, отражению индивидуальности внеязыкового объекта описания. А это есть не что иное, как прагматическое свойство языкового знака [Хамаганова 2000; 110-115].

Очевидно, что индивидуализация каждого отдельного описательного высказывания зависит от коммуникативной интенции говорящего. Выбор тех или иных признаков объекта описания представляет собой указание на предмет речи, выраженный конкретным денотатом статичного значения. При этом, если высказывание имеет локализацию во времени и пространстве, то происходит актуализация компонентов ситуации дейктическими средствами пространственного и временного значения.

Рассмотрим функционирование типов дейктического значения в описательном пространстве.

Похожие диссертации на Дейксис как актуализация компонентов речевой ситуации и денотативного содержания в повествовательном и описательном художественных текстах