Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Композитные структуры в языке романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" Каменская, Евгения Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каменская, Евгения Владимировна. Композитные структуры в языке романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Каменская Евгения Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2013.- 147 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/523

Введение к работе

Интегративными признаками художественного текста принято считать связность и целостность содержания (Ю.М. Лотман, В.В. Виноградов, М.М. Бахтин, Б.А. Успенский, В.Н. Топоров, И.Р. Гальперин и др.). Текст организуется как целостное системно-структурное образование и обладает параметрами (информативностью, членимостью,модальностью, категориями, внутритекстовыми связями и т.д.). Традиционным для лингвистики является мнение, что организация текста осуществляется при помощи лексических, морфологических, словообразовательных, грамматических и иных средств (А.М. Пешковский, Л.А. Булаховский, И.А. Фигуровский, Г.Я. Солганик, Е.И. Диброва). Сам термин «текст» используется в лингвистике, литературоведении, семиотике, поэтике, эстетике, культурологии и философии. В данной работе впервые рассматриваются фрагменты текста, получившие наименование «композит» (Е.И. Диброва 1999). Композит представляет собой минимальную структурно-содержательную единицу текста, которая обладает определенной автономностью в литературном произведении и характеризуется особыми структурными параметрами. Н.И. Жинкин (1998) считает, что во всяком тексте имеется смысловая скважность, которая воспринимается партнерами во взаимопонимаемой коммуникации.

Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» является одним из наиболее значительных произведений мировой литературы XX века. В его составе имеются две авторские концептуальные единицы - «Степь» и «Дон», которые характеризуются спецификой рамочного строения, гиперо-гипонимическим устройством, словоупотребления, авторского переосмысления лексики и фразеологии и анафорических соотношений между отдельными предложениями.

Актуальность. В диссертации исследуется структура и семантика двух композитных единиц в тексте романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». В языке романа композит с гиперонимом «Дон» встречается в количестве 26-и структур; композит с гиперонимом «Степь» встречается 32 раза. Лексическая связность структуры композита выполняет основную текстообразующую функцию. Рамочность и гиперо-гипонимическая организация, лексический и словообразовательный повтор являются доминантными средствами связи в композите. В процессе изучения композита было выявлено, что данная минимально-содержательная единица текста связана с речевой структурой описания, а также описания-повествования и описания-рассуждения.

Целью исследования является рассмотрение структуры, содержания и атрибуций в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Цель предполагает режим осмысления содержания конструкции композита, его родо-видового устройства, а также лексических приоритетов. Цель исследования определила задачи, поставленные в работе:

  1. Описание развития микротемы, которая содержится в предметном пространстве романного текста М.А. Шолохова.

  2. Параметризация гиперо-гипонимических средств связности в составе композита.

  3. Установление типологии лексическо-фразеологических, морфологических и грамматических средств связности самостоятельных предложений в композите.

  4. Параметризация самостоятельных предложений, которые раскрывают в художественном изложении микротематику композита.

  5. Характеризация поэтики лексических и грамматических средств, реализующих лейтмотивную структуру композита.

Объектом исследования является лексико-грамматическая специфика композитных структур, основанных на ключевых словах–текстемах в творчестве М.А. Шолохова – «Степь» и «Дон», а также семантика и эмоционально-оценочная функция композита.

Предмет исследования представлен осмыслением и описанием композитных структур и их содержания в авторском миропонимании и миропредставлении.

Методы исследования: лингвистическое наблюдение и описание использовались в качестве структурно-семантических методов и стилистический метод, заключающийся в «разыскании тончайших смысловых нюансов отдельных выразительных элементов» (Л.В. Щерба), а также лингвокультурологическая характеристика языкового материала. В работе широко использовался метод семного анализа при описании гиперонимо-гипонимических рядов, парадигматических отношений, лексических средств повтора и синтагматики лексического повтора. Материал для диссертации подбирался методом сплошной выборки.

Научная новизна работы. В диссертации впервые осуществляется типологическое, системное и речевое описание композита как минимального доминантного фрагмента текста художественного произведения. В работе дано комплексное рассмотрение композита как особой единицы текста в ее семиологическом представлении: системно-структурном, лексико-фразеологическом и этнографо-этнолингвистическом. Новым является исследование содержания и функции рамочной и гиперо-гипонимической структуры, выполняющей выделительную роль формации, которая до настоящего времени не подвергалась специальному анализу. Новым является рассмотрение функции гиперонимов «Степь» и «Дон», которые раскрываются внутрикомпозитными гипонимами. Лексические скрепы самостоятельных предложений в композите представлены родо-видовыми связями слов, лексическими повторами слов, однокоренными словами и др. Впервые при комплексном анализе композита учтены дейктические средства организации единства композитности.

В исследовании удалось установить как традиционный тип композитной организации, так и собственно шолоховскую окказиональность. В обоих случаях были отмечены стилистические спецификации и интерпретация лексики и фразеологии с точки зрения казачьего видения мира.

Теоретическое значение диссертации заключается в рассмотрении структуры содержания композита, которая представляет собой минисочинение прозаического типа в режиме описания, а также описания-повествования и описания-рассуждения. Композит по своей структуре включает преамбулу (введение), развитие содержания темы и резюме (финал). В связи с этим композит обладает четко выраженной рамочной конструкцией и построен по гиперо-гипонимическому принципу. Как правило, введение и заключение (финал) композита содержат один и тот же гипероним минисочинения.

Континиум художественного текста романа обеспечивается конструктивными элементами, которые по смыслу скрепляют части текста, предложения, композиты, фрагменты главы, главы, главки и др. Настоящее исследование имеет значение не только для параметризации композитных структур в языке М.А. Шолохова, но может послужить источником дальнейшего изучения членимости текста художественного произведения.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут найти применение при анализе структуры произведения, при чтении курсов по филологическому анализу текста, лингвокультурологии, исследованию языка художественного произведения, стилистике русского языка, изучению индивидуального стиля художника слова при изучении текста в вузе и в школе.

Источники исследования. Языковым материалом для диссертации послужил текст романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» (Михаил Шолохов. Собрание сочинений в восьми томах. М., 1957). Иллюстративный объем анализируемого материала составил по гиперониму «Степь» - 13 композитов, по гиперониму «Дон» - 11 композитов. Всего в работе было проанализировано 40 композитных структур.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Исследование структурно-содержательной параметризации автономного фрагмента текста – композита с его специфической организацией построения.

  2. Выделение композитной структуры определяет научный принцип членения текста, который характеризуется интегральностью когниции и атрибутивностью структуры, составляющей содержание композита.

  3. Парадигматика и синтагматика романного текста представляет собой органическое объединение лексико-грамматических средств связности: ведущую роль выполняет гиперонимо-гипонимическое построение композита, определяющее рамочность структуры.

  4. Параметризация рамочности структуры выражается в наличии преамбулы (введения), собственно содержания композита и резюме (итога) содержательной минимальной единицы текста.

  5. Композитное представление связано с двумя авторскими концептуальными единицами – «Степь» и «Дон», которые анализируются с точки зрения пейзажного описания, представленного хронотопическим осмыслением.

  6. Художественная авторская речь представлена органическим объединением общеязыковой, региональной (казачьей) и индивидуально-авторской лексики и фразеологии. Региональные и авторские компоненты выполняют функции стилизации языка писателя и позволяют представить особенности речи донского казачества.

Апробация. Результаты исследования были изложены на международных, межвузовских научно-исследовательских и научно-студенческих конференциях в МГГУ им. М.А. Шолохова (2002 – 2010гг.); на XIII международной конференции «Михаил Шолохов в современном мире». По теме диссертации опубликованы пять статей; в изданиях, рекомендованных ВАК, – три статьи.

Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Композитные структуры в языке романа М.А. Шолохова "Тихий Дон"