Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепты "жизнь" и "смерть" в лирике Н.А. Заболоцкого Талицкая, Анна Александровна

Концепты
<
Концепты Концепты Концепты Концепты Концепты
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Талицкая, Анна Александровна. Концепты "жизнь" и "смерть" в лирике Н.А. Заболоцкого : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Талицкая Анна Александровна; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского].- Ярославль, 2011.- 223 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/391

Введение к работе

В конце ХХв. в отечественной филологии оформляется новое направление, которое можно определить как «концептуально-культурологическое». Оно носит интегративный характер: слово изучается как целостный объект на стыке целого ряда гуманитарных наук - лингвистики, литературоведения, философии, психологии, логики, искусствознания и культурологии. Характерной чертой современной науки о языке является ориентация на «целостное синтетическое постижение языка как антропологического феномена» [Постовалова 1999: 25].

Лингвоконцептология синтезирует в себе идеи философского анализа познаваемого мира, когнитивного моделирования действительности, семантического структурирования реальности (В.И. Карасик).

В центре интересов современной концептологии - моделирование как базовых этноспецифических, так и индивидуальных концептов, обращение к которым позволяет дать описание художественного мышления автора, способов его оценки и осмысления им реалий окружающего мира и абстрактных сущностей. Особое внимание при этом уделяется изучению языковых концептов «жизнь» и «смерть». Анализируя фрагменты авторских текстов, исследователи выявляют индивидуальные представления поэтов и писателей о субстанциях жизнь и смерть, что расширяет традиционное понимание данных концептов [Бычкова 2004; Дзюба 2001; Ипанова 2005; Карпенко 2000; Кузьмина 1997; Осипова 2005; Скороходов 1995; Чернышева, Подвальская 1998].

Актуальность нашего исследования определяется необходимостью изучения художественной картины мира, охватывающей широкий спектр явлений, процессов, отношений субъекта с действительностью, способов объективации знаний о мире; необходимостью решения проблемы языковой репрезентации культурных концептов, в частности, базовых понятий человеческого бытия - жизни и смерти. Она также обусловлена недостаточной разработанностью методологии выявления концептуальных смыслов в художественном тексте и необходимостью исследования трансформации универсальных концептов «жизнь» и «смерть» в рамках поэтического текста, где они получают новые культурные и индивидуально-авторские трактовки.

Объектом настоящей работы являются контексты, включающие прямые номинации концептов «жизнь» и «смерть», их дериваты, близкие им по смыслу слова, метафорические, перифрастические и текстовые средства выражения семантики жизни и смерти.

Предметом диссертационного исследования являются структура концептов «жизнь» и «смерть» и особенности их функционирования в поэтических текстах Н.Заболоцкого.

Целью диссертационного исследования является выявление своеобразия идиолекта Н.Заболоцкого с точки зрения функционирования в нем лингвокультурных концептов «жизнь» и «смерть» посредством анализа их вербального выражения в произведениях поэта.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. представить анализ основных понятий концептологии, выделить базовые единицы метаязыка исследования;

  2. рассмотреть философско-эстетические воззрения Н.Заболоцкого, обусловившие специфику восприятия им концептов «жизнь» и «смерть»;

  3. описать понятийный слой концептов «жизнь» и «смерть», представленный в русской языковой картине мира;

  4. провести концептуальный анализ концепта «жизнь» в поэтических текстах Н.Заболоцкого, выделить основные концептуальные модели, характерные для его репрезентации в текстах поэта;

  5. провести концептуальный анализ концепта «смерть» в поэтических текстах Н.Заболоцкого, выделить основные концептуальные модели, характерные для его репрезентации в текстах поэта.

Научная новизна настоящей работы обусловлена недостаточной изученностью своеобразия идиостиля Н.Заболоцкого и особенностей его поэтической картины мира, в частности концептов «жизнь» и «смерть» как ее составных элементов, и определяется тем, что в диссертации представлено исследование концептов «жизнь» и «смерть», которые, с одной стороны, относятся к числу базовых культурных концептов, с другой -трансформируются в рамках образно-поэтического мышления, отражая уникальность идиостиля Н.Заболоцкого.

При выполнении настоящей работы использовались такие методы, как метод сплошной выборки, метод компонентного, этимологического и дефиниционного анализа, метод контекстуального, концептуального и сопоставительного анализа. При анализе текстов Н.Заболоцкого учитывался опыт анализа культурных и художественных концептов, представленных в исследованиях О.А. Ипановой, СМ. Карпенко, Н.А. Кузьминой, А.А. Осиповой, Ю.С. Степанова и др. Эти лингвисты в своих работах уделяют особое внимание контексту, который раскрывает специфическое смысловое наполнение слова-концепта, а контекстуальный анализ позволяет выявить концептуальное содержание языкового выражения, если само слово-концепт не эксплицировано.

Теоретической основой исследования послужило разработанное в лингвокультурологии и когнитивной лингвистике, а впоследствии и в концептологии представление о том, что явления реальной действительности отражаются в сознании человека в виде национально-специфичных концептов и объективируются посредством номинативных средств языка. Теория концепта, способы и методы анализа его структуры, проблемы концептуализации и категоризации действительности рассматриваются в работах А.П. Бабушкина, А.Вежбицкой, С.Г. Воркачева, А.А. Залевской, В.И. Карасика, Е.С. Кубряковой, З.Д. Поповой, Г.Г. Слышкина, Ю.С. Степанова, И.А. Стернина и др.

Материалом для диссертационного исследования послужили поэтические тексты произведений Н.Заболоцкого, в которых регулярно используются лексические средства обозначения единиц, моделирующих образный слой концептов «жизнь» и «смерть». Для анализа привлекались

произведения, представленные в I томе трехтомного Собрания сочинений (Н.Заболоцкий. Собр. соч.: В 3 т. - М.: Художественная литература, 1983). Общий объем выборки - 375 поэтических контекстов Н. Заболоцкого.

Теоретическая значимость исследования определяется детальным описанием концептов «жизнь» и «смерть», играющих важную роль в духовной жизни человека, на материале поэтической речи, выделением репрезентирующих их концептуальных моделей, разработкой методологии их анализа.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что содержащийся в ней фактический материал и его описание могут использоваться в школе и вузе при проведении занятий по лексикологии и стилистике, чтении спецкурсов по творчеству Н.Заболоцкого, а также при лингвистическом анализе художественного текста. Методика исследования может быть применена к анализу текстов других авторов.

Положения, выносимые на защиту:

1.В современной концептологии наибольшее распространение получил интегративный подход к пониманию концепта. Концепт определяется как культурно обусловленное, сложное структурно-смысловое, преимущественно лексически вербализованное образование, базирующееся на понятийной основе, включающее в себя образ и оценку и вызывающее в процессе рефлексии и коммуникации пристрастное отношение к нему человека. Особым видом концепта является художественный концепт, основными признаками которого служат эстетическая сущность, ассоциативность, диалогичность, возможность личностных интерпретаций, индивидуальность, наличие образных средств выражения;

2.Концепты «жизнь» и «смерть» - это универсальные концепты культуры, занимающие важнейшее место в языковой картине мира в целом и индивидуальной поэтической картине мира Н.Заболоцкого. Эти концепты образуют бинарную структуру и часто представляют собой неделимое сочетание, в котором каждый элемент оказывается значимым. Важная роль исследуемых концептов в творчестве Н.Заболоцкого подтверждается высокой частотностью употребления в его произведениях лексем, репрезентирующих указанные концепты;

3.Значимость концептов «жизнь» и «смерть» в художественном мире Н.Заболоцкого обусловлена философскими идеями поэта о всеобщих метаморфозах природы и человека, в которых смерть является лишь одним из этапов бесконечной жизни. Мировосприятию поэта свойственна амбивалентность взгляда на мир, в котором каждая вещь может обернуться своей противоположностью. Исследуемые концепты часто взаимоперетекают: лексические средства, репрезентирующие в языковой картине мира концепт «смерть», в поэзии Н.Заболоцкого служат воплощением концепта «жизнь», и наоборот;

4. Основными языковыми средствами, вербализующими концепты «жизнь» и «смерть», являются лексемы «жизнь», «смерть», однокоренные с ними слова («животворный», «бессмертный» и др.), их синонимы и антонимы,

а также единицы, включающие данные семантические компоненты («гроб», «могила» и др.);

5. В поэзии Н.Заболоцкого концепт «жизнь» репрезентируется в следующих концептуальных моделях: «жизнь как цепь бесконечных метаморфоз», «жизнь как история души», «жизнь как «густое пекло бытия», «жизнь как существование природы», «жизнь как свеча». Их вербализация осуществляется как с помощью традиционных устойчивых символов (например, жизнь-свеча, восприятие догорающей свечи как указания на приближение смерти), так и с помощью индивидуально-авторских средств: анафор, олицетворяющих деталей, оксюморонных метафор, метаморфоз, экспрессивных синтаксических конструкций, окказиональной лексической сочетаемости и др.;

6.Концепт «смерть» в лирике поэта реализуется через концептуальные модели «смерть как переход в иное бытие», «смерть как разрушительная сила», «смерть как забвение», «смерть как геометрическая фигура или архитектурное сооружение», «смерть как неизбежный конец жизни», «смерть как страдание любви», «смерть как насилие», «смерть как отдаленный край», «смерть как отражение душевного труда человека и природы», «смерть как гибель души». Образными средствами вербализации этих моделей являются как традиционные, так и индивидуально-авторские средства: метонимически смещенные наименования, сравнительные обороты, употребление лексем со сниженной стилистической окраской, риторические восклицания, перифразы, олицетворение и др.;

7. Структура концептов «жизнь» и «смерть» и моделей, их репрезентирующих, подвижна и динамична. Концепт «смерть» получает более широкое и разнообразное воплощение в произведениях поэта: он репрезентируется с помощью 68 лексем, в то время как концепт «жизнь» - с помощью 28 лексем. В произведениях 1921-1933гг. концепт «смерть» играет ведущую роль, оказываясь смыслообразующим фактором в текстах Н.Заболоцкого. В последующие периоды творчества концепт «смерть» сохраняет значимость, но при этом часто взаимодействует с концептом «жизнь» и рассматривается как одно из ее проявлений. В произведениях 1933-1938гг. концепт «жизнь» становится более продуктивным, что связано с восприятием поэтом концепции метаморфоз, которая полностью организует его художественный мир. Стихотворения 1942-1958гг. также демонстрируют большую значимость концепта «жизнь», который получает все более полное качественное и количественное воплощение.

Апробация исследования. Основные теоретические положения диссертации изложены в 9 научных статьях, в том числе 2 - в изданиях, рекомендованных ВАК. Материалы исследования обсуждались на аспирантском объединении кафедры русского языка ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (июнь 2009), на международной научной конференции «Семантика и функционирование языковых единиц в разных типах речи» (Ярославский государственный педагогический университет, 2010), на всероссийских научных конференциях «Русское слово: литературный язык и народные

говоры» (Ярославский государственный педагогический университет, 2007), в рамках фестиваля «Учитель русской словесности» (Московский педагогический государственный университет, 2007); на областной научно-практической конференции «Ярославский край. Наше общество в третьем тысячелетии» (Департамент по делам молодежи Администрации Ярославской области, 2007), в рамках ежегодной региональной научной конференции «Чтения Ушинского» (Ярославский государственный педагогический университет, 2008, 2009).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертации на Концепты "жизнь" и "смерть" в лирике Н.А. Заболоцкого