Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Корреляция концептов "жизнь" и "смерть" в идиостиле Б. Л. Пастернака Чумак Оксана Сергеевна

Корреляция концептов
<
Корреляция концептов Корреляция концептов Корреляция концептов Корреляция концептов Корреляция концептов Корреляция концептов Корреляция концептов Корреляция концептов Корреляция концептов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чумак Оксана Сергеевна. Корреляция концептов "жизнь" и "смерть" в идиостиле Б. Л. Пастернака : 10.02.01 Чумак, Оксана Сергеевна Корреляция концептов "жизнь" и "смерть" в идиостиле Б. Л. Пастернака (На материале романа "Доктор Живаго") : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 Саратов, 2004 156 с. РГБ ОД, 61:05-10/316

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. К проблеме изучения концепта 9

1.1. Понятие «концепт» в современных лингвистических исследованиях 9

1.2. К вопросу интерпретации термина «художественный концепт» 24

Глава 2. Концепт «жизнь» 38

2.1. Средства языковой репрезентации художественного концепта «жизнь» в тексте романа «Доктор Живаго» 38

2.2. Структура художественного концепта «жизнь» 82

Глава 3. Концепт «смерть» 88

3.1. Средства языковой объективации художественного концепта «смерть» в тексте романа «Доктор Живаго» 88

3.2. Структура художественного концепта «смерть» 116

3.3. Символ как средство объективации концептов «жизнь» и «смерть» 120

Заключение 131

Примечание 136

Библиография 137

Введение к работе

В последнее время в связи с интеграционным подходом к изучению языка как развивающейся антропоцентричной системы особое внимание исследователей обращено на проблемы когнитивной лингвистики. Процесс становления и развития картины мира как социума, так и отдельной личности, проявляющийся в семантической динамике лексических единиц, находится в точке пересечения интересов культурологии, психолингвистики, когнитологии, лингвостилистики.

Проблема описания концептов с точки зрения средств их языковой объективации, структуры, взаимодействия, типологии исследуется с привлечением разнообразных методик, на материале отдельных языков и / или текстов различных функциональных стилей.

Экстраполяция лингвокогнитивной парадигмы на. художественный текст позволяет выявить доминантные концепты в творчестве писателя, которые составляют его концептосферу (Д.С. Лихачев), и описать средства их языковой объективации. Понимание концептосферы как ментальной базы идиостиля художника слова является причиной повышенного внимания когнитивистов и лингвостилистов к этой категории художественной стилистики в когнитивном аспекте. Все это обусловило актуальность настоящего исследования.

Предметом исследования являются художественные концепты «жизнь» и «смерть», объективированные в тексте романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», с точки зрения их структуры и средств языковой экспликации в тексте произведения.

В качестве объекта исследования выступают лексические репрезентации концептов «жизнь» и «смерть» в романе Пастернака «Доктор Живаго».

Цель работы — выявить специфику индивидуально-авторского содержания концептов «жизнь» и «смерть» в романе Б.Л. Пастернака «Док тор Живаго»; определить механизм их взаимодействия в идиостиле писателя.

В соответствии с целью и предметом диссертационного исследования предполагается решение следующих задач:

1. охарактеризовать различные направления в изучении концепта как основной единицы когнитивной лингвистики и рассмотреть специфические черты художественного концепта;

2. определить круг лексических единиц, вербализующих концепты «жизнь» и «смерть», путем анализа синтагматических и парадигматических связей ключевого слова-репрезентанта и родственных слов;

3. выявить структурное содержание художественных концептов «жизнь» и «смерть»;

4. описать содержание символов крест, чаша, сад, свеча как средств объективации в произведении концептов «жизнь» и «смерть»;

5. установить вид отношений исследуемых концептов в идиостиле Пастернака.

В основе методологии диссертационного исследования лежит комплексный подход, в котором в качестве основного выступает метод концептуального анализа текста, предполагающий рассмотрение способов языковой манифестации концептов с последующим моделированием их структуры. Используются приемы семантико-стилистического, контекстуального и интертекстуального анализа текста.

Материалом для настоящего исследования послужил текст романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» (1945 - 1955), являющийся вершиной творчества поэта и писателя и сочетающий прозаическое и лирическое начала.

К настоящему моменту полное и детальное описание получили следующие художественные концепты: вода в разножанровых произведениях В.И. Даля (А.В. Костин), свобода, любовь, творчество, дружба в лирике А.С. Пушкина (Т.В. Медведева), роза в поэтическом творчестве В.А. Жуковского (Е.В. Иващенко), бесы в одноименном произведении Ф.М. Достоевского (Н.Ф.Истомина), истина в поэзии B.C. Высоцкого (Е.А. Сполохо-ва), душа в поэтическом мире Ф.И. Тютчева (Ю.Д. Тильман), любовь в индивидуальном стиле А. Ахматовой (Т.Н. Данькова), скука в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Гончарова (Е.Н. Сороченко), Москва в поэтическом идиолекте М.И. Цветаевой (Г.П. Корчевская), темный в цикле И.А. Бунина «Темные аллеи» (О.А. Мещерякова), огонь в поэзии А. Фета (Н.В. Познякова), язык в произведениях И. Бродского (Н.Б. Воронина, О.В. Орлова), лабиринт в прозе Дюренматта (Г.А. Затеева), жизнь, смерть, роза, полет, искусство, похороны Россия, душа, снег в творчестве Г. Иванова и И. Аненнского (И.А. Тарасова), ревность в художественной прозе Ф.М. Достоевского (Н.А. Юшкова), путь в мировоззрении Н.С. Лескова (Н.Ю. Кольцова), война, странствие, любовь в поэзии Н.С. Гумилева (О.Е. Беспалова).

Концепты «жизнь» и «смерть» подвергаются анализу в работах Л.О. Чернейко и Хо Сон Тэ, которые описывали структуры данных концептов абстрактных имен на материале русского языка (русской фразеологии, в частности). В исследовании Т.Ю. Хатунцевой сопоставляются способы вербализации и описывается содержание концепта «смерть» в русском и англо-американском сознании. И.А. Тарасова рассматривает способы языкового представления художественных концептов «жизнь» и «смерть» в творчестве Г. Иванова и относит их к числу концептов-гештальтов, а А.Г. Грек описывает пространственные характеристики одноименных концептов в лирических циклах Вяч. Иванова. Средства экспликации и содержание концептов «жизнь» и «смерть» в поэтической картине мира В. Ходасевича являются объектом наблюдения Е.Г. Малышевой.

Значимые для идиостиля Б.Л. Пастернака художественные концепты «жизнь» и «смерть» впервые становятся предметом анализа с точки зрения их объективации в прозаическом и лирических текстах романа «Доктор Живаго», хотя существуют исследования, преимущественно литературоведческие (В.Н. Альфонсов, B.C. Баевский, Д.П. Бак, С. Витт, А.С. Власов, А.А. Кретинин, Н.Б. Нехлюдова, О.В. Синева, И.П. Смирнов и др.), отдельные фрагменты которых посвящены проблеме соотношения данных философских категорий в творчестве писателя.

Научная новизна исследования заключается в дальнейшем развитии основных теоретических положений когнитивной лингвостилистики на материале творчества Б.Л. Пастернака, не подвергавшегося до настоящего времени комплексному концептуальному анализу. Впервые предпринята попытка сопоставительного анализа структур антонимичных концептов «жизнь» и «смерть» в идиостиле отдельного писателя (на материале лирики и прозы).

Теоретическая значимость определяется развитием основных положений когнитивного подхода к изучению идиостиля, а также привлечением термина «модус концептуализации» для описания структурного состава художественного концепта.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты и методика исследования могут служить базой для дальнейшего изучения творчества Б.Л. Пастернака и других писателей, а также использоваться при разработке и чтении курсов когнитивной лингвистики, семантики и стилистики художественного текста.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Вербализация художественного концепта в тексте произведения отражает индивидуально-авторское мировосприятие; исследование способов языковой объективации позволяет установить эстетиче ские связи компонентов текста с его концептуальной целостностью и определить особенности идиостиля художника слова.

2. Своеобразие экспликации концептов «жизнь» и «смерть» в тексте романа «Доктор Живаго» состоит в использовании тропеических оборотов и конструкций, в том числе имеющих интертекстуальную природу, а также амбивалентных символов сада, свечи, креста, чаши. Эти символы служат средством репрезентации обоих концептов, в тексте проявляют индивидуально-авторские ассоциации, возникающие на основе традиционных.

3. Специфика средств и способов эстетической репрезентации концептов «жизнь» и «смерть» в прозаическом корпусе романа и лирическом цикле «Стихотворения Юрия Живаго» дает возможность говорить о своеобразии жанровой экспликации художественного концепта.

4. В структуру индивидуальных художественных концептов «жизнь» и «смерть» входят модусы концептуализации - смысловые единства, характеризующиеся семантической общностью и разным числом составных элементов, неоднородностью используемых образов и оценок. Анализ средств языкового представления художественных концептов «жизнь» и «смерть» показал, что концепт «жизнь» структурирован модусами процессу ал ьность, духовное бытие, созидание, творчество, страдание, гармония (порядок), единение. Концепт «смерть» формируют, с одной стороны, модусы статичность и разрушение, а с другой стороны, духовное небытие и неспособность к творчеству.

5. Сопоставление модусов концептов «жизнь» и «смерть» позволяет заключить, что исследуемые художественные концепты находятся в отношениях корреляции, то есть взаимодействуют, дополняют и уточняют друг друга. Жизнь понимается как одухотворенная и одухотворяющая материя, находящаяся в вечном движении.

Смерть рассматривается как временный этап на пути человека от жизни к бессмертию. Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены на конференциях молодых ученых в Саратовском государственном университете (2000 г., 2001 г., 2002 г. и 2003 г., 2004 г.), на международных конференциях в Новосибирске (2000г.) и Санкт-Петербурге (2003 г.). По теме диссертации опубликовано 5 статей.

Понятие «концепт» в современных лингвистических исследованиях

В настоящее время проблема изучения концепта является одной из самых актуальных в современной лингвистической науке: активно разрабатываются теоретические основы изучения концептов, многие исследования обращены также к описанию отдельных концептов.

Можно заметить, что концепт в качестве объекта наблюдения избрали для себя многие лингвистические дисциплины: современная психолингвистика, лингвистика текста, когнитология и когнитивная лингвистика, лингвокультурология.

Для ученых, работающих в русле когнитивной лингвистики (Н.Ф. Алефиренко, А.П. Бабушкин, Г.И. Берестнев, С.Г. Воркачев, В.В. Красных, Е.С. Кубрякова, В.А. Пищальникова, И.А. Стернин, З.Д. Попова и др.), особый интерес представляет анализ семантического пространства языка, репрезентирующего тот или иной концепт, понятие концепт используется ими для ограничения исследуемого материала, а также для раскрытия «внутреннего единства и структурированности значительных участков лексико-фразеологической и синтаксической системы языка, объединенных репрезентацией одного концепта в разных его ипостасях» [Попова, Стернин, 2000. С. 27].

Психолингвистика обращается к проблеме моделирования значений слов как психологической реальности, вскрывает психологическую структуру значений языковых единиц, позволяет экспериментальными психолингвистическими методами описать структуру значения (работы Н.И. Жинкина, И.Н. Горелова, А.А. Залевской, К.Ф. Седова и др.). Полученные данные позволяют более полно описать концепты, объективированные в соответствующих значениях, выявить многие дополнительные семантические компоненты, ассоциации. Изучение моделирования концептов в сознании народа, в сознании определенной социальной или возрастной группы — предмет когнитологии. Когнитивная лингвистика, как и психолингвистика, дает когнитологии материал для осмысления и описания концептов.

Основным объектом наблюдения лингвокультурологов (В.И. Карасик, В.В. Колесов, М.М. Маковский, Ю.С. Степанов и др.) является культурный концепт, позволяющий говорить о «лингвокультурной специфике того или иного сообщества» [Карасик, 2002. С. 129] и моделировать языковую картину мира.

Концепт является, таким образом, точкой пересечения междисциплинарных интересов, причем к данному термину обращаются не только лингвисты, но и философы. Показательно мнение Ж. Делеза и Ф. Гваттари, которые рассматривают «концепт как некую «философскую реальность», а философию как науку, состоящую в творчестве концептов» [Делез, Гваттари, 1998. С. 14].

Такая многоаспектность подходов объясняет наличие большого числа разнообразных, подчас противоречивых определений термина «концепт». Обратимся к истории термина.

«Концепт» впервые как языковедческий термин был использован С. А. Аскольдовым в статье 1928 года «Концепт и слово», но затем данный термин, не получивший еще обстоятельного осмысления в отечественном языкознании, исчез из лингвистического лексикона и появился вновь в последнем десятилетии XX века.

Рассматриваемый термин восходит к понятию, введенному Б. А. Лариным, который в работе 1923 года выдвинул идею концептуальных различий в значении слова. Определяющей особенностью концептуального значения является то, что, относясь к тому же предмету или явлению, слова «соответствуют разным точкам зрения, разным представлениям (различие обусловлено не в мире бытия, а в мире сознания)» [Ларин, 1956. С. 122].

К проблеме идеологической наполненности слова особый интерес стали проявлять исследователи в связи с разработкой Б. А. Лариным принципов идеологического словаря писателя. В работах М. Б. Борисовой, Г. С. Лилич, Т. В. Бековой, Ю. С. Язиковой, Д.М. Поцепни и других была дана характеристика направлений и методов решения данной проблемы преимущественно на материале творчества М. Горького. В Словаре лексика классифицирована с точки зрения ее тематического состава, а тематические классы слов, в свою очередь, описаны как компоненты стиля Горького в свете его «идеологии, этических устремлений, противоборства с враждебными литературными течениями» [Борисова, 1977. С. 138]. Создатели Словаря, соотнося концептуально важные для мировоззрения писателя понятия, устанавливая ассоциативные связи слов, служащих определенным звеном в картине действительности, и отмечая разную степень их эстетической активности, стремятся воссоздать языковую картину мира художника слова.

Средства языковой репрезентации художественного концепта «жизнь» в тексте романа «Доктор Живаго»

В исследованиях, посвященных роману Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», произведение часто определяют как роман-эпопею. Данное утверждение справедливо, так как в произведении показаны судьбы многих героев на развернутом историческом фоне. Действие романа охватывает достаточно большой и насыщенный событиями период истории России, в который происходила ломка государственных устоев, смена культурных тенденций и пересмотр тех нравственных категорий, которые определяют систему ценностей каждого человека.

В письме от 13 декабря 1946 года к своей двоюродной сестре О. Фрейденберг Б.Л. Пастернак отмечал эпический размах будущего произведения и концептуальную всеохватность его замысла: «Я уже говорил тебе, что начал писать большой роман в прозе. Собственно это первая настоящая моя работа. Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжелого, печального и подробно разработанного, как в идеале, у Диккенса или Достоевского, - эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое. ... Атмосфера вещи — мое христианство, в своей широте немного иное, чем квакерское и толстовское, идущее от других сторон Евангелия в придачу к нравственным» [Пастернак, 1990. С.236].

Судьба главных героев романа, Юрия Живаго и Лары, с момента становления их личностного мироощущения до их ухода из жизни, процесс познания ими сути явлений жизни и смерти и их взаимосвязанности — смысловой центр произведения. Испытание войнами, потерями близких людей, разлукой, любовью, а также стремление воплотить в творчестве свои мысли и чувства формируют их особое представление о разумности мироустройства. Телеологическая идея является одной из основных в романе. Движение, самосовершенствование и развитие определяют вечность и абсолютность жизни, ее победу над смертью.

Исключительная роль определяющих бытие человека концептов «жизнь» и «смерть» в идиостиле Пастернака несомненна. Изучение средств языковой репрезентации данных художественных концептов в тексте романа, относящегося к позднему периоду творчества Б.Л.Пастернака и являющегося, по признанию создателя, своеобразным итогом его размышлений о человеке и его назначении, позволяет говорить об индивидуально-авторском осмыслении явлений жизни и смерти и об отличных от общеязыковых одноименных художественных концептах.

Обратимся к описанию концепта «жизнь». Ключевым словом-репрезентантом художественного концепта «жизнь» является лексема жизнь, поскольку она семантически наиболее близка к смысловому центру рассматриваемого концепта. Отбор и анализ контекстов произведения, в которых присутствует ключевое слово-репрезентант и (или) родственные ему лексемы, позволяет определить первоначальный круг лексических единиц, эксплицирующих художественный концепт.

В тексте романа Б.Л.Пастернака встречается 38 разнообразных одно-коренных лексем ключевого слова-репрезентанта жизнь. Нами было проанализировано 365 контекстов из прозаического корпуса романа и 14 контекстов из поэтического цикла «Стихотворения Юрия Живаго», в которых соответственно присутствовали следующие лексемы (первая цифра указывает количество словоупотреблений в прозаическом тексте, вторая - в поэтическом цикле).

Средства языковой объективации художественного концепта «смерть» в тексте романа «Доктор Живаго»

Роман «Доктор Живаго» и стихи, написанные от имени главного героя произведения, созданные в послевоенные годы, стали для Пастернака выражением радости, превозмогающей страх смерти. Предчувствие начала нового исторического времени в стране, отмеченного особым ощущением и желанием свободы (личной, духовной и творческой) и стремлением к созиданию в любой его форме, граничило у писателя с уверенностью. Своими мыслями он делился в письме 1944 года с актером Д.М. Лузановым: «Если Богу угодно будет и я не ошибаюсь, в России скоро будет яркая жизнь, захватывающе новый век и еще раньше, до наступления этого благополучия в частной жизни и обиходе, — поразительно огромное, как при Толстом и Гоголе, искусство. Предчувствие мне заслоняет все остальное: неблагополучие и убожество моего личного быта и моей семьи, лиц нынешней действительности, домов и улиц, разочаровывающую противоположность общего тона печати и политики и пр. и пр.

Предчувствием этим я связан с этим будущим, не замечаю за ним невзгод и старости и с некоторого времени служу каждой своей мыслью, каждым делом и движением» [Пастернак, 2000. С. 304]. Пастернак ощущал, что послевоенная одинокая и независимая жизнь должна стать (впоследствии он был тому свидетелем) каждодневным преодолением смертной тяжести, своеобразным вызовом смерти, небытию и ответом на разрушение и опустошение, произведенное войной.

«Смерти не будет» - первое черновое название произведения в карандашной рукописи 1946 года, которое имело эпиграф из Откровения Иоанна Богослова: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже: ни плача, ни вопль, ни болезни уже не будет, ибо прежнее проиио» [Откровение Иоанна Богослова 21: 4]. Свои мысли о духовном преодолении смерти, являющемся основой существования человека в истории, начавшеися с приходом в мир Спасителя, Пастернак вложил в уста главного героя романа. Юрий Живаго у постели умирающей Анны Ивановны Гро-меко, стремясь утешить больную женщину, охваченную в тот момент паническим страхом перед смертью, высказывает свои сокровенные мысли о жизни, смерти и бессмертии. По его мнению, страх ее не обоснован, так как после прекращения физического существования человеку, верующему в Христа и сознающему единство духовного пространства, дарована вечная жизнь в памяти других людей.

В понимании Пастернака человек навеки вписан в единую книгу жизни, растворен в божественном мироздании. По его мнению, каждому из нас стоит опасаться, что он совершил дела неправедные, или бояться, что не завершил начатое. Пережив зимой 1953 года обширный инфаркт миокарда (во время болезни находясь между жизнью и смертью), Пастернак в письме Н. Табидзе передал свои ощущения в этот момент: «В минуту, которая оказалась последнею в жизни, больше, чем когда-либо до нее, хотелось говорить с Богом, славословить видимое и запечатлевать его.

"Господи, - шептал я, благодарю тебя за то, что ты кладешь краски так густо и сделал жизнь и смерть такими, что твой язык - величественность и музыка, что ты сделал меня художником, что творчество — твоя школа, и что всю жизнь ты готовил меня к этой ночи"» [Пастернак, 2000. С. 350].

Так роман стал выражением взглядов Пастернака на жизнь и смерть - в произведении мы наблюдаем жизнь и кончину многих героев. Это явлено на композиционном уровне: роман начинается с похорон Марии Николаевны Живаго. Для ее сына это событие стало началом новой жизни, с этого переломного момента все его дальнейшее существование делится на «до» (счастливое время детства при жизни матери) и «после» (первое столкновение с одиночеством, понимание конечности существования). Смерть матери становится отправной точкой пробуждения его сознания, готового к собственному восприятию законов мироздания. Финал произведения - смерть главного героя, знаменующая естественное окончание его физического пребывания на земле. Однако эпилог и цикл лирических стихотворений являются отражением пастернаковского восприятия смерти как пограничного пункта на пути к бессмертию: воспоминания друзей о Живаго, их встреча с его дочерью и вечная память, запечатленная в слове, свидетельствуют об этом.

Революция и войны, приводящие к гибели людей, их кончины от болезней и старости - наблюдение этих событий формируют различное представление о смерти у героев произведения.

Антипов-Стрельников видит в ней неизбежный результат борьбы за торжество в жизни светлых сил. Постоянное созерцание смерти приводит к тому, что он утрачивает понимание ценности жизни.

Похожие диссертации на Корреляция концептов "жизнь" и "смерть" в идиостиле Б. Л. Пастернака