Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историческая наука как социальный институт Ладаускас, Сергей Викторович

Историческая наука как социальный институт
<
Историческая наука как социальный институт Историческая наука как социальный институт Историческая наука как социальный институт Историческая наука как социальный институт Историческая наука как социальный институт Историческая наука как социальный институт Историческая наука как социальный институт Историческая наука как социальный институт Историческая наука как социальный институт
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ладаускас, Сергей Викторович Историческая наука как социальный институт : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 Волгоград, 2006

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Институциональная природа исторической науки.

1. Наука как институт современного общества: основные подходы к исследованию 12

2. Организационные формы социального бытия исторической науки 33

3. Кризис современной исторической науки: социальный аспект 53

Глава II. Проблемы институционализации исторической науки в современном обществе

1. Историческая наука и социальная память 74

2. Фольк-хистори как альтернатива исторической науке 95

3. Институциональная миссия исторической науки 113

Заключение : 133

Список использованной литературы 136

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Изучение социального бытия науки приобретает особую значимость для современного общества, переживающего период кардинальной трансформации, связанной с информационным этапом научно-технической революции, ведущим к становлению "общества знаний". В ходе этого процесса изменяется как образ самой науки, так и ее место в обществе. Применительно к естественным наукам эти проблемы не раз становились предметом философского и науковедческого анализа. Гораздо сложнее дело обстоит с общественными и гуманитарными науками, важнейшей из которых является история. Ее институциональная природа не была еще предметом специального-рассмотрения.. Между тем в современном обществе наука, в том числе историческая, превращается в организацию, производящую, хранящую и транслирующую новое знание и тем самым становится одним из факторов оптимизирующих социум.

В последней трети XX века выявилось противоречие между возросшим познавательным потенциаломТІстбрической науки и резким падением ее социального статуса. Современная-'культура теряет историоцентричный характер, история не просто утрачивает свою прежнюю социальную нишу, но и оттесняется на периферию интеллектуальной и культурной жизни. Объяснение данных фактов затянувшимся доеаододогическим кризисом исторической науки сужает проблему, игнорируете социальный аспект, связанный с ди-намикой организационной структурьги функций исторической науки. Помимо организационной (структурно-функциональной) стороны положение исторической науки в обществе характеризуется ее обостряющейся конкуренцией с фольк-хистори как с псевдонаукрй«настойчиво стремящейся приобрести институциональный статус. .; - ку ;

Кризис идентичности, переживаемый современным обществом, имеет существенную историческую составляющую: самосознание личности и социальных общностей базируется налрс: социальной и, в конечном счете, на

исторической памяти. Поиск путей преодоления кризиса закономерно ставит вопрос о социальном статусе исторической науки и механизме ее воздействия на общественное и индивидуальное сознание.

Процессы глобализации и информатизации разрушают традиционную этническую и культурную идентичность, конструируя сообщества с виртуальной идентичностью. Зачастую это воздействие носит целенаправленный, организованный характер и "вызывает^деЩ)уктивные последствия. В этих условиях социальное управление не может ограничиваться формальной связью с наукой. Оно стоит перед задачей использования всех ее организационных возможностей влияния, как на элиту общества, так и на его широкие слои. Все это требует прояснения институциональной миссии исторической науки

-— '- -* i'.yr-Jfr--.-*--* * ,

;" , f*.^'V - *.*- "-

В СОВрЄМЄННОМ 0бщЄСТВЄ. !».-. . 'JMi«V

Эти обстоятельства обусловили потребность в философском осмыслении институциональной природы исторической науки и форм её реализации в современном обществе.

Степень разработанностипр^блемьі.і

Проблема исследования социального бытия науки носит междисциплинарный характер. Она разрабатывалась в философии науки, науковедении, социологии науки и социологии познания. Каждая из перечисленных дисциплин опирается на свою методологическую базу, присущий ей категориаль-ный аппарат. Необходимость синтеза^различных граней социального бытия науки на основе комплексного подхода і может быть реализована только в рамках социальной философии. ; \

Разработка понятия социальный институт в рамках социальной теории имеет давнюю традицию...Шуневдьем социальных институтов занимались многие зарубежные и отечественные ^ученые. В изучении различных сторон понятия «социальный институт» можно выделить несколько подходов к его трактовке:

- трактовка института как совокупности норм и правил долгое время

доминировала в социальной теории, причем не только в социальной философской, но и в юридической, политологической, социологической и эконо-мической литературе. При таком подходе социальный институт сводится, прежде всего, к комплексу норм (например, Т.Парсонс, П.Блау, Д.Норт, X. Кеман);

- трактовка института как организации, была характерна для советско-
го обществоведения. Так, в-русле Системного анализа институты истолковы
вались как форма организации человеческой деятельности, упорядочиваю
щая её (например, С.Г.Кирдина, Н.А.Коржевская, Я.Щепаньский)

- когнитивная трактовка института, в которой подчеркивается роль
объективно существующих, )надьіндивидуадьньіх духовных образований фе
номенов общественного сознания (например, Э.Дюркгейм, А.Вильдавски).

Исследование науки как института общества имеет богатую историю в рамках науковедения и социологии науки. В отечественной социальной теории заметный вклад в изучение темы институциональной стороны развития и функционирования науки, внесли:йіП.В.Волков, Г.М.Добров, И.И.Лейман. М.Э.Мирский, А.П.Огурцов, А.А.Зворыкин, С.Р.Микулинсткий, В.Ж.Келле, Э.Г.Юдин и многие другие. В данных работах определение науки как социального института разрабатывалось либо на основе нормативного подхода Р.Мертона, который обосновал: конг^шддр.-науки как специфической системы социальных норм и ценностей, либсг.на основе применения системного подхода к данной теме. При этом понятие социального института использовалось в расширительном толковании,'не проводилось четкой границы между ним и социальным явлением, социальной системой. Как следствие, довольно часто основы социального поведендяТнаучного сообщества сводились лишь к результату внутренних импульсов, :асвсе управление и контроль за функционированием науки как социального института - к области духовного воздействия.

В трудах историков-и, историографов чаще всего историческая наука рассматривалась в контексте её рблшв формировании исторического созна-

ния общества. Анализ работ, посвященных раскрытию отношений историче-ской науки и исторического сознания, показывает, что в центре внимания, как правило, находятся отдельные грани взаимодействия между ними. В отечественной социальной философии и историографии данная проблема рассматривалась чаще всего в двух аспектах:

— гносеологическом (Б.Г.Могильницкий, В.В.Балахонский, И.С.Кон,
А.И.Ракитов), трактующем'историческое сознание в основном как познава-
тельное отношение к прошлому и раскрывающем роль исторического знания
в становлении исторического сознания;

— функционал ьно-социологичесщэм. (ф.Ф.Гаврилов, В.А.Ельчанинов
Л.М.Дробижева, Г.Т.Журавлев, ВЛ#.Меркушин, Л.Г.Новикова), представите
ли которого акцентировали внимание на социальных функциях исторической
науки по отношению к историческому сознанию, её роли в формировании
исторического самосознания.

Следует отметить, что Гв Ътёчеогвённом. обществознании имелись и работы, посвященные взаимодействиюЩстории с различными сторонами общественной жизни и формами общественного сознания. Наиболее значительный вклад внесли Б.Г.Могильницкий, В.А.Ельчанинов, В.П.Мохначева, Л.М.Лотман и М.А.Киссель, изучавшие различные аспекты взаимодействия исторической науки и культуры. Большое количество работ в историографии посвящено проблемам взаимосвязи исторической науки и институтов власти (Ю.А.Афанасьев, И.М.Савельева, А.В.Полетаев, Р.Торстендаль).

Проблема кризиса исторической науки неоднократно поднималась в трудах историков А'.Я.Гуревича^с>ИД:Ковальченко; А.О.Чубарьяна; Е.Г.Плимака; Б.А.Рыбакова;-И.О.Галкина;.А.А.Искендерова. В данных работах он рассматривался как эпистемологический, связанный с теоретико-методологическими трудностями развития исторического познания.

В отечественной социально-философской литературе различные аспекты проблемы роли исторической наукихтали предметом обсуждения в начале 80-х годов. Можно отметить, в частности, исследования А.А.Бутенко,

И.А.Гобозова, Л.С.Васильева, В.М.Мёжуева, С.Ф.Мартыновича, .М.Никоно-
ва, А.И.Ракитова и др. і

Следует отметить, что определенной тенденцией последних лет в социально-философском исследовании роли истории в обществе, стало рассмотрение механизмов строения и^нкционирования исторического сознания и знания. Различные аспекты этих проблем изучались Р.А.Каменской, И.В.Рассадниковой, М.Н.ЧистановымУ О.Д.Агаповым, А.А.Андреевой, Л.Б. Поляковой, А.А.Ефимовым. Вместе с тем, указанные авторы затрагивали, как правило, когнитивные, а не институциональные аспекты социального бытия исторической науки . :-.-:"'M/;M?*!^.V^'"' '

Характеризуя основные направления изучения положения историче-
ской науки в обществе, необходимо подчеркнуть, что многие проблемы не
нашли еще должного освещения. Среди них организация исторической нау
ки, этика и нормы творчества, историков,.лопуляризация исторических зна
ний, анализ деформаций и динамики, исторического сознания российского
общества. глк.

Объектом исследования является социальное бытие исторической

НауКИ. . _l;:;-..

Предметом исследования-^организационные формы бытия истори
ческой науки. ': : -Г:-ран ; ;:

Цель исследования — рассмотреть сущность и формы проявлений институционального бытия исторической науки. Достижение поставленной цели предполагает решение следутощихгисследовательских задач:

Каменская Р.А. Историческое сознание: автореф. дисс. ... к.ф.н. - Волгоград, 1999; Рас-садникова И.В. Историческое познание: автореф. дис. ... к.ф.н. - Волгоград, 2003; Чис-танов М.Н. Генезис исторического сознания как проблема социальной философии: автореф. дис.... к.ф.н. - Томск, 2001; Агапов ОД. Метод интерпретации в историческом познании : автореф. дис. ... к.ф.нТ'^Казань^ЗШО^Андреева А.А. Взаимосвязь исторического прошлого и настоящего как предмет философского анализа: автореф. дис.... к.ф.н. - Красноярск: Аэрокосмический ун-т, 2004; Полякова Л.Б.Историческое познание в России как культурная традиция: авт. дис... к.ф.н. - Ставрополь: Ун-т, 2004 и т.д.

:-^5?ЙГСТ»7?тгт7ТГГ^:ї-:.-'

проанализировать возможности институционального подхода для исследования институциональной природы исторической науки;

рассмотреть специфику складывания исторической науки как института общества, его структуру и функции в социуме;

раскрыть институциональную составляющую кризиса исторической науки, её социальные аспекты; *

выявить возможные формы1 взаимодействия социальной памяти общества и исторической науки как социального института;

показать качественную специфику, фольк-хистори, как институциональной альтернативы историческойінауки;

дать анализ различных режимов детерминации обществом исторической науки как социального института;

вскрыть зависимость между ч процессами глобализации, информатиза-

ции в современном мире иизменениемсцелевои установки исторической науки как социального института в обществе.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют, прежде всего, общефилософские принципы и методы исследования. Методологическая позиция :диссерШнд^ базируется на синтезе получивших распространение в социальной теории общенаучных принципов детерми-низма, системности, а также институционального, аксиологического, дея-тельностного подходов к познанию социальных явлений.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

. '"~; 7Т . Г"-—*>»* .-г.: '".'

уточнены возможности институционального подхода в выявлении структуры и функционировании науки в современном обществе;

дана характеристика институциональной природы исторической науки;

- раскрыто содержание институциональной составляющей кризиса со-временной исторической науки; '

- показаны пути решения проблем, возникающих в ходе институциона-лизации исторической науки.

В результате исследования сформулирован ряд выводов, выносимых на защиту в качестве основных положений:

1. Оптимальным для анализа институциональной природы исторической
науки является методологический синтез нормативного, организационного и
когнитивного подходов, в свете которого социальный институт следует оп
ределить как социальную организацию, складывающуюся в определенной
социокультурной среде на основе регулярных и долговременных социальных
практик, а также осознания в обществе их смысла и предназначения, и вы
полняющую функцию управления деятельностью субъектов посредством её
программирования. Данное определение позволяет выявить потенциал со
циокультурной власти науки^вусло^ияхм не только социального, но и экзи
стенциального кризиса рубежа веков.

  1. Институциональная природа исторической науки раскрывается в процессе становления ее организационной инфраструктуры, норм и процедур познавательной и коммуникативной деятельности ученых, профессионального исто-рического сообщества, а также в>ходе*реализации ее институциональных функций - программирования сознания и поведения социальных субъектов.

  2. Кризис современной исторической науки помимо методологической (когнитивной) стороны, включает в себя институциональную (социально-организационную) сторону; ;Ее:лэлементами являются аксиологический,

«г*

структурный, функциональный, статусный кризисы. Стратегия преодоления кризиса исторической науки должна* быть ориентирована на кардинальное обновление форм ее социальной организации. 4. Институциональная природа исторической науки, формируясь под влия-

нием социальной памяти, воздействует, на хаму социальную память, качест
венно изменяя ее содержание и ориентации, играя ведущую роль в преодоле
нии кризисов идентичности. >!

-. і —?. J9тНи І--НIt*''

...- . - ftt-ifr, ,,,-„..,- ...

* ;*

-*^ч*ж .r?\'j

  1. Конкуренция исторической науки и феномена фольк-хистори является существенной особенностью институционального кризиса исторической науки. Преодоление кризиса невозможно; без противодействия попыткам создания институциональной альтернативы исторической науке.

  2. Среди различных режимов социокультурного воздействия общества на историческую науку - социокультурная обусловленность, политико-идеологическая детерминация, социокультурная детерминация - оптимальным является последний. Он позволяет полностью раскрыть институциональную природу исторической науки в ее инфраструктурном, когнитивном и ценностно-нормативном аспектах и реализовать ее социальные функции.

7. Институциональная миссия исторической науки в современном обществе
предполагает: — '-"—~*~ш.\гул н^

формирование концепции-национальной истории, органически связывающей национально-государственные, региональные и глобальные интересы;

противодействие попыткам замены традиционной социальной идентичности виртуальной идентичностью, созданию на этой основе виртуальных общностей и манипуляции пгарокяштелоямйнаселения;

предупреждение и урегулирование социальных конфликтов.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки проблем-функционирования и развития науки в условиях трансформации общества^-Результаты проведенного в ходе исследования анализа могут быть предложены для применения в курсах социальной философии, философии и социологии науки, философии истории, методологии истории.

Апробация данной * работйгОсновные положения и выводы диссертации нашли свое отражение-в>5 научных конференциях различного уровня, в том числе на VI Межвузовской конференции студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (Волгоград, 2001); на VII Межвузовской конференции студентов и молодых ученых г. Волгограда и

01--- тп ^4- .-.у 10

Волгоградской области (Волгоград, 2002); на VIII Межвузовской конференции студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (Волгоград, 2003); на научной конференции профессорско-преподавательского состава аспирантов и соискателей ВолГУ (апрель, 2004, Волгоград), на IV международных научных чтениях памяти проф. В.А. Козюченко, Волгоград, 21-22 марта 2005 г., а также в 6 научных публикациях в различных изданиях/:;--''—'":-'--7.*^^'?:~й'*0,

.UVrii;

. .:±

,- —*-*--іг-утуг

Т-!-гТ~-П—

Наука как институт современного общества: основные подходы к исследованию

В современной философии наука чаще всего является предметом анализа в рамках особой отрасли философского знания - философии науки, и рассматривается, как правило, с kof нитивно-гносеологической стороны. Гораздо реже наука становится предметом социально-философского анализа, основные аспекты которого могут, быть сведены к следующим. Во-первых, наука анализируется как особая форма общественного сознания, во-вторых, как отрасль духовного производствамиVipeTbHx, как социальный институт, в четвертых, как непосредственная производительная сила общества2.

Изучению проблемы рассмотрения науки как социального института посвящено большое количество работ3. Данный вопрос получил неоднозначное рассмотрение в рамках философии и социологии науки, а также науковедения. Между тем с появлением в институциональной теории новых подходов к определению социального института возникла необходимость уточнить понимание институциональной природы науки, в том числе в проблемном поле социальной философии.

Определение науки какхоциалънргр института представляет известную трудность, прежде всего, с;методологической стороны. Это объясняется рядом обстоятельств: во-первых, множеством подходов к определению понятия "социальный институт"; во-вторых, сложностью и многосторонностью самой науки как специфического системного явления.

При анализе конкретного соцйалБного института, можно столкнуться с тем обстоятельством, что само понятие «социальный институт» оказывается наименее разработанным в теоретико-методологическом плане, чем другие социальные понятия и категории. В традициях отечественной социальной теории было принято избегать употребления понятия «институт», заменяя его «похожими», но отнюдь не тождественными понятиями: «система», «организация» и т.п.

Категория «институт» была введена в научный оборот Г.Спенсером, затем широко использовалась в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера и других классиков социальной Теории, получила далее дальнейшую разработку в рамках различных методологачески рподходов и парадигм (системного подхода, функционализма, феноменологии, теории обмена и др.). Сегодня можно констатировать, что единого общепризнанного понимания природы и сущности социального.института. .Вінаунной литературе не существует. Не случайно в ней можно найти самыё.различные его определения.

В советском обществознании встречались утверждения, согласно которым "при очень широком использовании понятия "социальный институт", особенно в общественных науках, оно еще не приобрело категориального статуса"4. Еще более -. критичноу ннастроен западный исследователь О.Педерсен, который полагает, что:институциональные теории не способны дать четкое определение института5. Другой западный исследователь Х.Кеман настаивает на том, что не существует систематизированной или всеобщей теории институтов: "Институционализму как академическому подходу, в сущности, угрожает объяснительный эклектизм: слишком много разных определений, слишком много разнообразных характеристик, и слишком много смутных концепций, которые часто создаются искусственно"6.

Кризис современной исторической науки: социальный аспект

В последние годы одним из главных направлений исследований процесса взаимодействия науки и общества стала проблема кризиса науки. В работах, посвященных социальной стороне бытия науки, кризис чаще всего характеризуется либо как" эпйстемо Ьйїческий, связанный с проблемами и тенденциями развития научного познания80, либо как функциональный, связанный со сбоями в реализации функций науки в социуме81. При этом организационная, шире - институциональная сторона кризиса ещё не являлась предметом специального изучения. При институциональном подходе к проблеме кризиса науки в современном обществе представляется возможным выделить четыре аспекта, рассмотрение которых позволит раскрыть особенности положения науки в современной социокультурной ситуации: аксиологический, организационный,функциональный и статусный.-- Выдеяениечих связанно с анализом институциональной природы науки, специфики её внешней и внутренней структуры, функций и т.д. Все процессы, происходящие, в научном историческом познании во второй половине XX века, так или иначе, фокусируются в проблеме кризиса исторической науки как щентратцШэйгдля понимания ее современного состояния. Речь идет о явлении интернациональном, характеризующем современное состояние всей исторической: науки. В одних национальных историо-графиях кризис проявляется более глубоко, чем в других, везде он имеет свою национальную специфику, нодаїсврих. сущностных характеристиках он един. Для того чтобы понять специфику институциональной стороны кризиса исторической науки, обратимся к опыту развития отечественной истори ческой науки в XX веке. ." Обычно в работах историков этот кризис трактуется как теоретико-методологический, связанный с освоением исторической наукой достижений общенаучной методологии, а также методологии социально-гуманитарного познания XX века82. Такая трактовка отражает действительное положение вещей, обусловленное затянувшимся-процессом выработки новой парадигмы истории взамен рухнувшей, процессом, который и по сей день далек от своего завершения. Сегодня едва ли возможно говорить о существовании в научном сообществе историков общепризнанного вектора, определяющего направление их теоретико-методологических поисков. По выражению Д. Хар-лана, наступивший затяжной эпистемологический кризис "поставил под сомнение саму веру в неизменность и доступность прошлого, скомпрометировав возможности исторического постижения и подорвавший способность определять Себя ВО Времени" Эпистемологическая сторонакризисаистории как науки затронула и ее институциональную природу. Во-первых, «постмодернистский вызов», возвестив о распаде общества как единого социального целого, а вместе с ним и единого исторического процесса, превратил естественный процесс дифференциации исторической.; науки ;ла&ршныё і отрасли, в фактический распад профессиональной корпорации историков; на отдельные сообщества, плохо связанные друг с другом84. Во- вторых, «лингвистический поворот» поставил под вопрос традиционные нормы и стандарты работы с источниками и отношения к фактам. В-третьих, сблизив текст исторических трудов с публицистическими или философско-художественными, новые методологические подходы легитимировали различныерпроявления «фольк-хистори» как пара-науки.

Историческая наука и социальная память

Концептуальный аппарат и методологический инструментарий, связанные с исследованиями формирования и функционирования социальной памяти достаточно хорошо разрабо;щны и представлены в социально-гуманитарной (философской, социологической, психологической, лингвистической) литературе XX века. Уникальность социальной памяти в том, что ее нельзя представлять в какой-то одной социальной плоскости, свести к технологической, политической или духовной деятельности человека. Вопрос об общенаучном статусе категории-, социальная. память» был поставлен ещё В. А. Колеватовым103. В различных областях социального познания социальная память раскрывается через понятия; "коллективная память" (Ю.М.Лотман), "память социума", "память мира", "память традиций" (Г.Шуман, А. Моль), "внегенетическая система социального наследования" (И.Л.Андреев), "социальное наследование" (Н.П.Дубинин), «коллективный мозг» (В.Г. Алексеев, Л. Леви-Брюль) и т.д. Вместе с тем кгакое обилие понятий затрудняет выяснение общего смысла социальной памяти и исследование её взаимосвязи с исторической наукой.

Помимо понятия "социальная шамять Л:в;философской литературе можно встретить термины "историческая;.".память" (Э.В.Соколов), "социально-историческая память" (А.И.Ракитов)" "внешняя память" (А.А.Малиновский), употребляемые в близком значении к нему. Довольно часто термины "историческая память" и "социальная память" употребляются как синонимы, причём с нравственно-этический оттенкбм -Д. Гранин, А. Н. Сахаров, Д.С. Лихачёв, М.А. Киссель, И.Е. Кознова и др. Понятия «историческая память», как и «социальная память», не только у разных авторов, но и у одного и того же автора в разновременных публикациях, и иногда даже в одной и той же работе, могут употребляться в значении «общий опыт, пережитый людьми совместно» (речь может идти и о памятщпркрлений) и более широко — как групповая память104. Чаще всего в таких работах «историческая память» понимается как коллективная память (в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание группы) или как социальная память (в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание общества), или в целом — как сово купность вненаучных знании и массовых представлении социума о своем общем прошлом. Однако представляется неверным, как сводить историческое сознание к исторической памяти, так и ставить знак равенства между историческим и общественным сознанием, поскольку первое — лишь измерение, срез второго. Точно-так же .социальная память, в строгом смысле слова, есть только измерение, срез. исторической памяти. Социальная память наиболее активная, актуально функционирующая составляющая исторической памяти, представляет собой актуализированный социально-исторический опыт.

Довольно часто в историко-философских трудах можно встретить отождествление исторического сознания и социальной памяти (Ю.Левада, В.Яковлев, Ю.Афанасьев). При несомненной близости, сопряженности понятий «социальная память» и «историческое сознание», их следует четко разводить, поскольку они характеризуют разные уровни связи истории с современностью. Социальная память воплощает поверхностный уровень такой связи. Содержание исторического сознания образует ту матрицу, на которой вырастает социальная память: вне его она невозможна. Хранящаяся в ячейках исторического сознания информация очерчивает тот круг представлений о прошлом, которым оперируетсрцйальнаяспамять. В этом смысле историче-ское сознание оказывает могущественное влияние на социальную память, основывающееся на содержащихся в нем представлениях о прошлом.

Историческая память, сохраняющая материализованный в предметной и духовной сферах мир прошлого, представляет собой сложное социокультурное образование. Функционирование исторической памяти проявляется в двух направлениях: как накопление (создание) актуально действующим поколением того культурного комплекса, который должен быть передан потомкам и усвоен ими, так и воспроизведение последующими поколениями культурного комплекса, созданного предшественниками.

Похожие диссертации на Историческая наука как социальный институт