Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экология социальной среды в современной России Гольцова Евгения Викторовна

Экология социальной среды в современной России
<
Экология социальной среды в современной России Экология социальной среды в современной России Экология социальной среды в современной России Экология социальной среды в современной России Экология социальной среды в современной России Экология социальной среды в современной России Экология социальной среды в современной России Экология социальной среды в современной России Экология социальной среды в современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гольцова Евгения Викторовна. Экология социальной среды в современной России : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Иркутск, 2005 155 c. РГБ ОД, 61:05-9/414

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические проблемы исследования экологии социальной среды 14

1.1. Проблема взаимосвязи природного и социального в человеческой жизни 14

1.2. Актуализация экологического императива в современных условиях 32

1.3. Социальная среда: понятие, основные элементы и механизм воздействия на человека 50

Глава 2. Особенности экологизации социальной среды как условие безопасности российского общества 72

2.1. Углубление депривационных процессов в социальной среде 72

2.2. Экологизация социальной среды в аспекте обеспечения безопасности социума 97

2.3. Глубинная экология как основа экологизации сознания 117

Заключение 138

Библиографический список 142

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Актуальность темы исследования определяется наметившейся в последние десятилетия в России тенденцией к ухудшению состояния социальной среды, что приводит к росту различных девиаций, в особенности таких, как преступность, алкоголизм, наркомания, к усилению социальной аномии, росту социальной напряженности, и, в конечном счете - к ухудшению социального здоровья и демографических характеристик нации. По данным центра демографии и экологии человека, средняя ожидаемая продолжительность жизни россиян 2002-2003 годах составила 65 лет. При этом средняя продолжительность жизни мужчин в среднем по России не превышала 59 лет, а продолжительность жизни женщин - 72 лет[180]. По продолжительности жизни Россия занимает 191 место в мире. Коэффициент смертности в 2003 году вырос до 16,5 на 1000 человек[48, с.11]. С 1998 года в России продолжается устойчивый рост всех показателей, связанных со смертностью населения по неестественным причинам. Смертность населения от убийств выросла за период с 1985 по 2002 год в три раза. Рост алкоголизации населения ведет к росту алкогольной преступности и алкогольных отравлений: с 1985 по 2002 год количество смертей от отравления алкоголем увеличилось почти вдвое[121, с.119]. Количество наркоманов в России, по расчетам специалистов, превышает 10 млн. человек. Доминирующая тенденция депопуляции, превышение смертности над рождаемостью и рост суицида свидетельствуют о нарастании дегуманизационных процессов в российском обществе.

Социальное здоровье и благополучие нации являются основополагающими факторами национальной безопасности. Пределы безопасности, как писал О.Н. Яницкий, заложены в «средовом постулате»: среда, как природная система или как социальная сеть, производящая общество, не застрахована от природных мутаций и социальных опасностей[166, с.27]. Загрязненияе социальной среды, рост психических и

4 эмоциональных нагрузок ведут к снижению естественной биологической сопротивляемости организма, и некоторые специалисты утверждают, что адаптационные возможности человека подошли к критическому рубежу. В связи с этим значительно усиливается проблема социальной безопасности. При этом ведущим условием социальной безопасности выступает экологизация социальной среды, основная цель которой состоит в проникновении современных экологических идей и ценностей во все сферы общественной жизни.

Экологизация социальной среды является комплексной научной проблемой, для решения которой необходимо развитие экологического сознания, изменение ориентации социальных наук на основе гуманистических ценностей, т.е. переход от принципа «человек для социальной среды» к принципу «социальная среда для человека». Цель этого изменения заключается в создании такой социальной среды, которая будет способствовать сохранению здоровья и развитию человека. Необходимо, руководствуясь гуманистическими ценностями, исследовать взаимоотношения между человеком и его социальной средой и объединить усилия естественных, гуманитарных и технических наук, поскольку единство организма и окружающей среды предполагает системность и междисциплинарность их исследования. Для осуществления этой задачи следует, в первую очередь, проанализировать процессы, происходящие в современной социальной среде и разработать методологию оценки системного влияния комплекса социальных факторов на здоровье и развитие человека. Важно выяснить, какие именно элементы социально среды и какие ее факторы могут способствовать развитию человека, а какие, наоборот будут его ограничивать. Особенно это касается социальной среды современной России, находящейся в состоянии системного кризиса. Попытки поиска вариантов выхода из этого кризиса должны осуществляться на основе знания особенностей и методов регулирования социальной среды.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется: исключительной значимостью гуманизации социальной среды в интересах развития человека; необходимостью комплексного исследования социальной

5 среды и выявления ее факторов, влияющих на здоровье и социальное самочувствие человека; необходимостью оценки воздействия экологических факторов социальной среды на человека. Необходим социально-философский анализ экологии социальной среды и определение принципов формирования экологического сознания и поведения человека.

Степень научной разработанности темы исследования

Проблема экологии социальной среды является сравнительно новой и малоизученной. Однако её междисциплинарный характер позволяет проанализировать и применить данные, накопленные экологией человека, психологией, социальной психологией, социальной экологией, философией, социологией управления, медициной, гигиеной.

Первые понятия естественного и социального появились еще в древневосточной философии и в классических трудах античных философов Гиппократа и Геродота, Платона и Аристотеля. Философы средних веков подчеркивали духовное равноправие человека с природой, проповедовали любовь и сострадание ко всему живому (Франциск Ассизский). Блаженный Августин утверждал зависимость природы и человека от Бога, а Фома Аквинский впервые заявил о единстве тела и души человека. Прогресс в развитии категорий природного и социального произошел в философии Возрождения и Нового времени. Французский философ Шарль Монтескье обосновал зависимость образа жизни, психологии людей, и во многом, политики и экономики, от естественных условий проживания. Одним из первых увидел аналогию общества с биотическим организмом О.Конт. Его органистический подход был развит в социальной философии Г.Спенсера. Натуралисты XIX - начала XX века считали, что развитие общества подчиняется природным законам и методами его познания должны быть методы естественных наук. Естественную предпосылку развития общества обнаружил также Г.В.Ф. Гегель, который считал, что в потребностях людей скрывается «хитрость исторического разума», которая проявляется в диалектике случайного и необходимого и прячется в потребностях людей. К.Маркс, развивая проблему возникновения общества из природы, выделил

предпосылки становления общества, которые легли в основу периодизации становления общества.

Термин «социальная экология», представляющий объединение научных отраслей, изучающих связь общественных структур (семейных и других малых социальных групп) с природной и социальной средой, впервые использовали американские социологи Р.Парк и Э.Берджесс в приложении к теории поведения людских популяций в городской среде. Они ввели также понятие «экосистема» в качестве системообразующей категории для характеристики города как результата взаимодействия большого числа индивидов. Р.Д.Маккензи первым применил экологический подход к изучению человеческого сообщества[78]. Период с 20-х и до 60-х годов XX века в целом можно назвать подготовительным этапом, включающим различные эмпирические исследования, связанные с изучением влияния на человека социальной среды, и оформление новых теоретических направлений в данной области. Логическим завершением этого этапа явились работы Римского клуба 1970-х годов, в которых проведен детальный анализ проблем, связанных с гармонизацией взаимодействия общества и природы. Первые проблемы, способствовавшие зарождению в рамках социальной экологии направления экология социальной среды, обозначились в Стокгольмской декларации, принятой на Конференции ООН по среде человека в 1972 году.

О «потребностях» природы, которые нужно учитывать людям при изменении и преобразовании ее в своих практических целях говорил Э.В.Гирусов[27]. О значении социальной среды для развития социального опыта писал С.С.Батенин. В.П.Тугаринов исследовал естественные и социальные предпосылки сознания человека, полагая, что оно детерминировано как законами природы, так и законами общественных отношений[142]. Изучая человеческое сознание, следует иметь в виду не только факторы чисто социальные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы психологические, подвластные этим же двум детерминаторам. В.А.Кобылянский, излагал в ряде своих работ теорию единства, соподчиненности и взаимодействия природы и общества, как отличных и взаимопроникающих образований[61].

О господстве социальных факторов высказывались в генетике академик Н.П.Дубинин, в психологии - А.Н.Леонтьев, в философии - Э. В.Ильенков. А.А.Меграбян отмечал, что высшие социальные закономерности играют ведущую роль в человеческом обществе и в биосфере до тех пор, пока они не вступают в противоречие с законами геологии, биологии, химии, физики и т.д. Высшая социальная закономерность не может вытеснить законов, действующих на низших уровнях развития природы.

Важный в теоретическом отношении материал содержится в трудах учёных, специализирующихся в области экологии человека. Н.А.Агаджанян, Б.А.Никитюк, Н.Н.Полунин, Г.П.Ступаков, И.Б.Ушаков, [3, 4], Т.Г.Дичев[40], В.П.Казначеев[57], и другие авторы[159] исследовали факторы социальной и природной сред, их комплексное влияние на функциональное состояние человека, зависимость здоровья людей от состояния среды их жизнедеятельности. Стимулы роста изучал английский философ А.Тойнби[140]. Соотношение биотической и социальной сторон в человеке рассматривали также Г.А.Давыдова и А.С.Мамзин[36, 79]. С позиций синергетики исследовали эту проблему В. В. Василькова и другие.

Из современных исследований наиболее важны в концептуальном плане
исследования эволюционизма Н.Н.Моисеева [90] и, посвященные теоретико-
методологическим и методическим основам социальной экологии и социально-
экологического мониторинга исследования И.А.Сосуновой[131]. Следует также
отметить исследования Н.Ф.Реймерса по проблемам частной экологизации.
А.И.Долгова и А.Н.Минкин исследовали влияние социальной среды на
формирование девиантного поведения и преступность, Н.П.Овчинникова,
Е.А.Когай и З.П.Чеснокова исследовали проблему человека в социально-
экологическом пространстве города, Э.М.Бочарова раскрыла специфику
взаимодействия человека с окружающей социальной средой[18]. В.Н.Кузнецов,
Н.Н.Ващекин, и В.В.Серебрянников рассматривали аспекты влияния
социальной среды на социальную безопасность[125]. Ю.А.Клейберг изучал
социоэкологию личности. Проблемы воспроизводства человека и среды жизни
исследовал А.В.Каверин, А.К.Маркин выявил взаимосвязь и
взаимообусловленность социально-экологических процессов при

8 взаимодействии социальных систем. Наиболее значимыми для разработки теории экологии социальной среды являются работы А.Д.Сирина, который впервые рассмотрел предмет экологии социальной среды как науки, и обозначил ее основную цель и задачи[127]. Большой вклад в формирование социально-экологического знания внесли А.Н.Кочергин и Ю.Г.Марков, А.В.Лосев, Г.Г.Провадкин, В.В.Вальковская, В.Е. Ермолаева и др.

Исследование влияния факторов социальной среды на здоровье и развитие человека, диагностика и разработка методов экологизации социальной среды только начинают утверждаться в научной практике. Большая часть экологических факторов социальной среды находится за пределами теоретического изучения и практической оценки, следовательно, их влияние не учитывается при формировании жизненной среды человека, прогнозировании показателей качества социальной среды на короткую и длительную перспективу. Результаты исследований, проведённых отечественными и зарубежными учёными, пока не находят достаточного практического применения в области оздоровления социальной среды. Философский подход к исследованию взаимодействия человека-субъекта с окружающей его социальной средой, позволит понять специфику современных социально-экологических процессов, а также определить механизм экологизации социальной среды и выработать основные принципы формирования экологического сознания.

Объектом настоящего диссертационного исследования выступает социальная среда.

Предметом исследования является экологическая человекоразмерность социальной среды в современной России.

Целью работы является исследование с позиций социальной философии специфики экологии социальной среды в современном российском обществе. В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:

выявить особенности взаимосвязи природного и социального в человеческой жизни в связи с проблемой экологизации социальной среды и определить основные методологические подходы в экологии социальной среды;

уточнить определение понятия «социальная среда» и рассмотреть основные элементы социальной среды и механизм их воздействия на человека;

вскрыть специфику депривационных процессов в социальной среде и их последствия для экологии социальной среды;

доказать значимость экологизации социальной среды для обеспечения безопасности социума и предложить методы экологизации социальной среды.

показать значение принципов глубинной экологии для формирования экологического сознания и новых правил экологического поведения.

Теоретико-методологической основой исследования являются
философские принципы всесторонности, и развития, общенаучные методы
познания, и, прежде всего, системный подход. В диссертации широко
использованы историко-философские, социально-философские,

социологические и другие работы отечественных и зарубежных исследователей, рассматривающих вопросы социально-экологического взаимодействия. В основу методологии работы положена диалектико-материалистическая методология, выраженная в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса. В исследовании используются теоретические положения, представленные в исследованиях по экологии и экологии человека

1 \

(Н.Ф.Реймерс , Н.А.Агаджанян, Н.Н.Полунин, В.П.Казначеев , А.Нейс и другие); концепция стресса или общего адаптационного синдрома Г.Селье4; концепция качества жизни (Н.А.Агаджанян, Г.П.Ступаков, И.Б.Ушаков5, и др.). При обосновании принципов и разработке комплекса мер по оптимизации экологического состояния социальной среды использованы теоретические положения по технологизации и управлению социальными процессами,

1 Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. - М., 1992; Реймерс Н.Ф.
Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы. - М., 1994.

2 Агаджанян Н.А., Никитюк Б.А., Полунин Н.Н. Экология человека и интегративная антропология. -М.
Астрахань, 1996.

3 Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. — М., 1983.

4 Селье Г. На уровне целого организма: Пер. с англ. - М., 1972; Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. - М.,
1979.

5 Агаджанян Н.А., Ступаков Г.П., Ушаков И.Б. Качество жизни, экология, здоровье. - М. - Астрахань, 1996.

10 изложенные в работах Л.Я.Дятченко , Н.С.Данакина, БоденкоБ.Н., В.П.Бабинцева8, В.Н.Иванова и В.И.Патрушева9 и др.

Методика исследования предполагает исследование работ отечественных и зарубежных авторов, обобщение философских и социологических исследований социальной ситуации в России.

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов, адекватных природе изучаемого явления и поставленным задачам: методы системного, сравнительно-сопоставительного и структурно-функционального анализа, систематизация данных статистики, контент-анализ современных социологических и философских работ, нормативных документов и прессы. Использован и метод включенного наблюдения, особенно в анализе экологической модели социальной работы.

Логика исследования предполагает первоначальное уточнение общих методологических вопросов, выработку понятия и структуры социальной среды. На этой основе становится возможным перейти к анализу депривационных процессов в социальной среде и их последствий.

Гипотеза исследования основывается на возрастающей роли экологизации социальной среды в обеспечении жизнедеятельности человека. Особое значение это имеет для современного российского общества, в котором развиваются депривационные процессы и экологизация становится условием обеспечения национальной безопасности. Социальная среда является конкретным выражением специфики социума, что позволяет исследовать экологизацию социальной среды в непосредственной связи с жизнедеятельностью людей. Показателем загрязнения социальной среды является рост девиаций в обществе. Вероятно, что повышение уровня девиаций в социальной среде становится источником социальной опасности.

1 Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. - Белгород, 1993.

Данакин Н.С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления. -Белгород, 1996.

Бабинцев В.П. Региональная программа улучшения качества жизни населения как социальный проект // Проблемы государственной службы и пути их решения на региональном уровне: Учёные записки. - Курск, 2003.-С. 34-48.

Иванов B.H. Разработка и внедрение социальных технологий в государственном управлении. - М., 1992; Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. - М., 2001.

Предполагается, что в качестве методов экологизации социальной среды можно рассматривать технологизацию управленческого воздействия и внедрение экологического подхода в социальной работе.

Научная новизна результатов исследования определяется тем, что в нем предпринята попытка целостного рассмотрения методологических проблем становления экологии социальной среды как научной дисциплины и рассмотрена экологизациия социальной среды как необходимое условие социальной безопасности.

Проведен анализ теоретических основ исследования социальной среды и ее экологических факторов, на основании которого уточнено понятие социальной среды, как совокупности окружающих человека общественных (материальных и духовных) условий жизнедеятельности, влияющих на его здоровье, социальное самочувствие, развитие и формирование его как субъекта.

Показана правомерность рассмотрения взаимоотношений человека и социальной среды как экологических и определены виды ее воздействия на человека: 1 )разрушающее (истощающее); 2)сохраняющее; Закрепляющее здоровье.

Исследована сущность социальной депривации, на основании анализа причин депривационных процессов выявлены их основные последствия.

Проанализированы теоретические основы безопасности социальной среды, доказана необходимость ее экологизации и предложены методы и механизм экологизации. Показано значение принципов глубинной экологии для формирования экологического сознания и новых правил экологического поведения.

Положения, выносимые на защиту:

1.Социальная среда - это категория социальной философии, которая представляет совокупность окружающих человека общественных (материальных и духовных) условий жизнедеятельности, влияющих на его здоровье, социальное самочувствие, развитие и формирование его как субъекта. В качестве методологической основы разрешения кризиса современной

12 социальной среды могут выступать экологический императив и глубинная экология.

2.Депривационные процессы в социальной среде - это кумулятивные социальные процессы, происходящие в объективных и субъективных условиях деформированной антиэкологичной социальной среды и ведущие к углублению депривации субъектов социума. Депривационные процессы носят системный характер, ограничивают бедные слои, исключая их участие в социальном развитии, что представляет угрозу для функционирования и развития российского общества.

3.Необходимым условием обеспечения безопасности социума выступает экологизация социальной среды, предметом которой является оптимизация механизмов функционирования социальной среды, а итогом - гармонизация отношений между человеком и окружающей средой. Специфика экологизации заключается в проведении социально-экологических мероприятий, направленных на регулирование социальной среды. Они должны включать в себя меры по повышению уровня обеспеченности человека и качества социальной среды, укреплению традиционных для общества норм и ценностей.

4. Социальная безопасность общества является стратегической целью государства, а экологизация социальной среды - средство достижения этой цели. Методами экологизации социальной среды могут выступать технологизация управленческого воздействия и внедрение экологического подхода в социальной работе. Формирование экологического сознания и новых правил экологического поведения возможно на основе принципов глубинной экологии.

Теоретическая и практическая значимость работы

Теоретическое значение результатов исследования заключается в том, что они являются этапом в расширении и продвижении теории и методологии экологии социальной среды. Особенно важным является детализация понятия социальная среда в связи с ее экологизацией. Материалы диссертации, а также опубликованные по ее теме работы могут способствовать более полному освещению проблем экологизации и гуманизации социума.

13 Практическая значимость заключается в том, что положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при, изучении социально-экологических процессов и тенденций их развития, в ходе подготовки и реализации комплексных программ улучшения качества жизни населения посредством гуманизации социальной среды жизнедеятельности человека. Они также могут найти применение при разработке учебных пособий и программ спецкурсов, в преподавании ряда тем социальной философии, социологии, антропологии, в том числе в плане расширения сферы ведения социальной экологии. Теоретические положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе в вузах Российской Федерации при чтении общих и специальных курсов по дисциплинам «Социальная экология», «Социология управления», «Социальная коммуникация», а также при подготовке и переподготовке управленческих кадров.

Апробация работы

Основные разделы исследования обсуждались на семинарах кафедры Социальной философии и социологии ИГУ, на ежегодных научно-практических конференциях студентов и соискателей (Studium-IV, 28 марта 2003г., Studium-V, 22 апреля 2004г., 7 апреля 2005г.). Полученные в ходе работы результаты исследования были апробированы на Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы совершенствования социологического образования в экономических вузах» (Иркутск, 7-9 октября 2003 г.), на Всероссийских научных конференциях «Наука Технология Инновация» (Новосибирск, 4-7 декабря 2003г. и 2-5 декабря 2004г), на IV Международном социальном конгрессе (Москва, 25-26 ноября 2004 г.), на Всероссийских Сорокинских чтениях (Москва, 7 декабря 2004 г.) По теме диссертации опубликовано научных работ общим объемом 3.1 п. л.

Структура диссертации

Структура диссертации была определена задачами, стоящими перед
автором. Диссертация состоит из введения, двух глав, которые включают шесть
параграфов,
заключения и списка литературы.

Проблема взаимосвязи природного и социального в человеческой жизни

В основе становления экологии социальной среды лежит проблема соотношения природного и социального в человеческой жизни, которая является предметом дискуссий на протяжении всего процесса развития философии. Логическое разграничение этих категорий в истории философии базируется на двух крупнейших составляющих мира: естественном и социальном. Под естественным подразумевается природа и то, что относится к природе и порождается ею; под социальным - общество и все, что принадлежит обществу и порождается им. Хотя общая составляющая этих двух категорий основана на принципе принадлежности, представления о сущности и качественном отличии естественного и социального значительно расходятся.

Понятия естественного и социального впервые появились еще в древневосточной философии. Мысль о производности социального от естественного прослеживается в классических трудах античных философов Гиппократа, Геродота и Платона. Аристотель, развивший идеи Платона, считал, что специфика человека и общества порождены природой, и человек, будучи политическим, т.е. социальным существом, иначе как в обществе жить не может[7]. Только в обществе может сформироваться нравственность человека и, только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость, только человек из всех живых существ одарен речью.

Философы средних веков подчеркивали духовное равноправие человека с природой, проповедовали любовь и сострадание ко всему живому (Франциск Ассизский). Блаженный Августин утверждал зависимость природы и человека от Бога, а Фома Аквинский впервые заявил о единстве тела и души человека. Дальнейшее развитие категории природного и социального получили в философии Возрождения и Нового времени.

Французский философ Шарль Монтескье писал, что до возникновения общества у человека существовали «естественные законы», обозначенные им как «мир», «стремление добывать себе пищу», «просьба одного человека другому», «желание жить в обществе». Монтескье развил, возникшую в античности, позицию, получившую название «географического детерминизма», в соответствии с которой существует зависимость образа жизни, психологии людей, и, во многом, политики и экономики от естественных условий проживания. Законы развития общества «должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату - холодному, жаркому или умеренному, качествам ее почвы, ее положению, размерам, образу жизни ее народов -земледельцев, охотников, пастухов, степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам и обычаям; наконец, они связаны между собой и обусловлены обстоятельствами своего возникновения, целями законодателя, порядком вещей, на котором утверждаются»[97, с. 168]. Таким образом, Монтескье расширил сложившиеся в его время взгляды на естественные предпосылки возникновения общества и на роль естественных предпосылок (природных условий) в функционировании общества.

Немецкий философ И.Гердер в своих работах говорил, что история развития общества является естественным продолжением истории развития природы, а законы общества также естественны, как и законы природы. Он утверждал, что история развития общества непосредственно примыкает к истории природы и сливается с ней, а законы развития общества, как и законы развития природы, носят естественный характер. И.Гердер подразделял факторы развития общества на внешние и внутренние. Главным внешним фактором, по его мнению, является климат, представляющий всю совокупность условий существования человека. Но, в отличие от Монтескье, И.Гердер отдавал преимущество внутренним факторам над внешними, считая, что история развивается благодаря живым человеческим силам. И.Гердер подчеркивал сплачивающую роль культуры, как продукта деятельности людей, а также отмечал роль языка, обычаев и традиций в осознании идентичности людей друг с другом. По И.Гердеру, социальное возникает на основе естественного (природных условий), которое является постоянным условием существования социального. Специфику же социального составляют, прежде всего, культура и язык, которые сплачивают людей воедино.

Французские материалисты 18 века признавали большую роль природы и общественных потребностей в жизни человека. Убежденным сторонником учения о решающей роли среды в формировании личности был Гельвеций. В своих работах «Об уме» и «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» Гельвеций обосновывал зависимость различия в человеческих воззрениях, идеях и умственных способностях от влияния внешней среды, т.е. общественной обстановки[141, с.91]. Он считал главной силой развития общества сознание и страсти человека, и утверждал, что духовный мир подчинен закону интереса. По его мнению, личный интерес должен быть и действительно есть единственный двигатель наших интересов, а единственный способ сделать людей добродетельными - это связать их личный интерес с интересом общественным[25].

В философии Нового времени становится актуальным вопрос о том, чем является общество для человека: естественным образованием, или искусственным. Ответ на него зависел от того, как определялся сам человек: как существо социальное, или асоциальное. В истории философии известны два варианта ответа на этот вопрос.

Первый вариант наиболее точно выражен у Т.Гоббса, по мнению которого, противоборство двух начал - естественного тела и «истинного разума» порождает двойственность человека. Причем, дух человека изначально имеет нравственные установки, но при отсутствии государственной власти они начинают подавляться естественными страстями. Асоциальное поведение Т.Гоббс объясняет инстинктом самосохранения, проявляющимся в двух желаниях: сохранить собственную свободу и приобрести власть над другими. Т.Гоббс говорил, что до возникновения государства люди испытывали «естественное желание» зла друг другу и непрерывно воевали между собой. Эта теория получила название «негативной утопии», так как в таких условиях человечество обречено на самоуничтожение, и, следовательно, существование общества невозможно.

Социальная среда: понятие, основные элементы и механизм воздействия на человека

Одна из методологических предпосылок исследования включает анализ и уточнение содержания основных теоретических понятий «социальная среда», «элементы социальной среды», «экологические факторы социальной среды», «экологическое состояние социальной среды», которые мы определим в последующем рассмотрении.

«Социальная среда» - центральное понятие данного исследования, поэтому, прежде всего, необходимо выяснить значение этого термина применительно к рассматриваемой теме.

Современная социальная наука рассматривает социальную среду с различных точек зрения: содержания, структуры и динамики, а также в плане значимости ее структурных элементов для жизнедеятельности и развития общества. Имеющиеся в научной литературе определения социальной среды весьма многочисленны и разнообразны в зависимости от того, в каком аспекте рассматривается понятие.

Так, в философской литературе социальная среда определяется как окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Социальная среда в широком смысле охватывает общественно-экономическую систему в целом производительные силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру данного общества. Социальная среда в узком смысле, будучи элементом социальной среды в целом, включает непосредственное окружение человека - семью, труд, учебные и другие коллективы и группы[144, с. 624].

В Социологическом энциклопедическом словаре под «социальной средой» понимается: во-первых, «совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп»; во-вторых, «часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур»[136, с.338].

Отличное от вышеприведенных определение содержится в официальном документе Минздрава России: «Социальная среда - окружающие человека общественные, материальные, духовные условия его существования, формирования и деятельности»[53, с.41].

Учитывая разнообразие трактовок и экологическую направленность нашего исследования, считаем необходимым уточнение формулировки понятия социальной среды, поскольку в ней должны быть учтены все основные компоненты (составляющие) социальной среды, а также принято во внимание влияние социальной среды на жизнедеятельность и развитие человека. Объектом анализа является существующая научная литература, в которой представлены различные подходы к определению социальной среды.

Одно из первых определений социальной среды было дано Г.Н.Драчевой, которая определяла социальную среду в широком смысле слова как совокупность материальных и духовных факторов, непосредственно и опосредованно, положительно и отрицательно воздействующих на личность и изменяющихся в процессе практической деятельности людей[44, с. 12] и в узком смысле как часть среды, непосредственно действующую на личность и включающую такие элементы, как «...трудовой, учебный или другой первичный коллектив, семья, школа, близкие друзья, интересующие человека информационные источники и другие явления личной жизни[44, с. 16].

Рассматривая социальную среду в широком и узком смыслах, Г.Н.Драчева упускает очень важный момент - не раскрывает специфики социальной среды, то есть, не дает ответа на вопрос, чем же социальная среда отличается от другой среды, например, природной? В определенной степени это было учтено А.Д.Налетовой, которая определяет социальную среду как совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяя в социальной среде макросреду (характер общественного разделения труда, вытекающая из него социальная структура общества, система образования, воспитания и т.д.) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа), А.Д.Налетова говорит, что социальная среда личности определяется общественными отношениями на уровне общества в целом, на уровне социальных классов, отраслей общественного труда, региона, города и деревни, социальной организации, социальных ценностей и норм[161,с.763]. А.Д.Налетова считает микросреду специфическим проявлением общей социальной среды, опосредующим звеном между обществом и индивидом и отмечает, что процесс взаимодействия идет не прямо от общества к индивиду, а через непосредственный круг общения, через приобретенный индивидуальный опыт. Социальная микросреда есть самое близкое, относительно устойчивое окружение личности.

Социальный аспект проблемы рассматривает Г.С.Антипина, которая называет социальной микросредой совокупность малых групп, контактных коллективов и организаций, в которые включается личность в процессе социального общения и деятельности. Эти группы служат для человека проводником идей, ценностей и норм общества, посредством их деятельности человек участвует в общественной жизни и через них осознает свою принадлежность к обществу и свои общественные интересы[161, с.409].

Таким образом, в рассмотренных выше подходах социальная среда имеет четкую иерархизацию, т.е. подразделяется на макросреду (совокупность объективных факторов), воздействующих на личность и микросреду -совокупность малых групп, организаций и явлений, в которых происходит социализация человека.

Углубление депривационных процессов в социальной среде

Для того чтобы проанализировать современное экологическое состояние социальной среды, рассмотрим происходящие в ней социальные процессы.

Социальные процессы протекают в конкретных социальных условиях и заключают в себе взаимодействие следующих структурных элементов:

1) субъект социального процесса, т.е., человек, действующая личность, различные общности людей, трудовые коллективы, общество в целом и присущие ему социальные отношения;

2) объективные условия социального процесса - сама общественная система, окружающая среда, вещественная сфера;

3) субъективные условия социального процесса, т.е., способность людей действовать определенным образом;

4) объективно существующие потребности и интересы субъекта социального процесса, которые выступают источником деятельности личности или социальной группы.

Социальные отношения - это отношения, складывающиеся между различными социальными субъектами - индивидами, их различными общностями и объединениями, а также между индивидом и социумом любого масштаба - по поводу схожести или различий в социальном статусе, в возможностях удовлетворения жизненных потребностей и способах жизнедеятельности[23, с.38]. Эти отношения либо сплачивают, либо напротив, разъединяют социальных субъектов, то есть воплощают в себе расхождение или даже противостояние в их интересах и характере жизнедеятельности.

В результате преобладания разъединяющих социальных отношений возникает социальная поляризация общества: закрепление высокого статуса и его дальнейшего повышения высокоресурсными группами и накапливание неблагоприятных социальных обстоятельств низкоресурсными группами населения. Так возникают депривационные процессы, субъектами которых являются люди, испытывающие лишения и ограничения в социальной жизни и страдающие от них.

Депривация (от лат. deprivatio - потеря, лишение чего-либо) понимается в в социологическом смысле как последствия относительной бедности, предполагающие не невозможность удовлетворить свои элементарные потребности, а лишение благ «сверх первой необходимости». В психологическом смысле депривация - это субъективные ощущения и психосоматические реакции личности, вызванные недостаточностью нагрузки на сенсорные анализаторы у человека в условиях полной изоляции или частичного ограничения жизненных условий.

Исследования данного явления начались сравнительно недавно, поэтому единого понятия социальной депривации пока не выработано. Н.Тихонова под депривацией подразумевает тот конкретный набор лишений, те поддающиеся измерению реальные проявления неравенства в доступе к материальным и социальным благам, которые характеризуют положение бедных индивидов, семей или групп на фоне местного сообщества или общества в целом[139, с.51]. Другими словами, депривация — это нарушения в доступе индивидов к различным благам.

Анализируя виды депривации, социологи, прежде всего, обозначают шесть позиций неравенства: 1)работа, 2)осуществление интересов, 3)наличие квартиры, 4)материальные условия, 5)образ жизни, 6)состояние здоровья.

Применяемый социологами математико-статистический метод оценки депривации основан на том, что подвергшимся депривации можно считать лицо, ущемленное, по крайней мере, по четырем позициям из шести, если лишь по двум-трем то - находящимся под угрозой депривации. С этим подходом, основанном на количественной оценке, можно согласиться лишь отчасти. Индивид может испытывать высокую степень депривации даже по одной-двум позициям, например: длительная застойная безработица, отсутствие жилья и невозможность его получения, инвалидность и т.д. Поэтому, для более полной характеристики видов депривации необходимо учитывать не только количественную, но и качественную ее стороны.

Наиболее полную классификацию ступеней депривации, основанную на результатах обследования бедных домохозяйств, содержащую качественное наполнение различных ступеней депривации, дает Н.М.Давыдова:

IV степень депривации - ступень нищеты, когда ресурсов не хватает даже на нормальное питание, семья экономит на предметах гигиены, не обновляет одежду детей по мере их роста, отказывает им в покупке фруктов, соков, не имеет таких предметов длительного пользования, как телевизор и холодильник.

III степень депривации - ступень острой нуждаемости (бедности), когда лишения продолжают концентрироваться на качестве питания, нехватке одежды и обуви; семье трудно поддерживать жилье в порядке, иметь в достаточном количестве простую доступную мебель, приобрести жизненно важные лекарства; ограничиваются возможности общения.

Похожие диссертации на Экология социальной среды в современной России