Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мир детства как философская проблема Попкова Татьяна Дмитриевна

Мир детства как философская проблема
<
Мир детства как философская проблема Мир детства как философская проблема Мир детства как философская проблема Мир детства как философская проблема Мир детства как философская проблема Мир детства как философская проблема Мир детства как философская проблема Мир детства как философская проблема Мир детства как философская проблема
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попкова Татьяна Дмитриевна. Мир детства как философская проблема : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Пермь, 2005 172 c. РГБ ОД, 61:05-9/579

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Онтология детства

1.1. Мир детства как онтологическая проблема

1.2. Социально-историческая природа детства

1.3. Детство - как целостный этап в становлении и развитии бытия человека

1.4. Онтология личности ребёнка

Глава 2. Феномен детства в контексте ценностной онтологии

2.1. Мир культуры

2.2. Мир сознания

2.3. Мир общения

Заключение

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное общество переживает период существенных эволюционных сдвигов в культурных, научных и социальных системах, демонстрируя их зависимость от происходящих с людьми изменений. В настоящее время актуализировалась потребность в глубинном понимании сущности человека, его особенностей и возможностей. Восприятие проблем человека стало носить общенаучный характер, выражаясь в обращении к таким вопросам, как взаимоотношение человека и природы, место человека во Вселенной, его роль в истории Земли и человеческого общества. Такая ситуация стимулирует развитие философского подхода к изучению социального аспекта бытия человека. Социальная философия ставит человека в центр социального мировоззрения и методологии, рассматривая связи, способы и формы реализации человеческого бытия, характеризующие человеческую природу, индивидность, онтогенез и филогенез человека. Соединение внешней «социальности» и присущей людям «индивидности», является для современной социальной философии актуальнейшей проблемой, которая предполагает создание и разработку картины основных структур социального бытия как формы деятельности, общения, самореализации людей (162; 49).

Идея становления личности человека органично включает в себя проекцию детского периода развития. Исследование Детства как предмета социально-философской проблематики (проблема человека, его становления, бытия, сущности и места в мире) выявляет в своём содержании ценностно-онтологический аспект становления личности ребёнка. В этой связи Детство перестаёт быть абстрактным понятием и становится объективной реальностью.

Современная эпоха отмечена печатью обыденного восприятия

детства, когда дети «становятся при живых родителях...социальными

сиротами» (285; 4). Ребёнок остаётся один на один со своими

переживаниями, проблемами, эмоциями, его не воспринимают как

полноценную и самобытную личность, готовую к созидательной деятельности. В погоне за временем, взрослые стали забывать о ценностном отношении к ребёнку, как преемнику духовной культуры человечества, бросив его в мир информационных технологий. Детское одиночество, как форма самосознания, предельно усложняет возможности ребёнка к установлению живого диалога с окружающим миром, нарастанием конфликтности в отношениях. Нарушение взаимосвязей между миром взрослых и детей, лишает последних способности гармонизировать отношения с миром природы, обыденной реальностью и искусством, с самим собой и другими людьми, что закономерно разрушает самобытность образа Детства.

В наши дни актуализировалась проблема осмысления Детства как целостного и уникального периода жизни человека, что вызывает необходимость изучения этого феномена путём интеграции знаний о природных, генетических, биографических, социальных и исторических компонентах бытийствования ребёнка. Философское осмысление предназначения детского периода в жизни человека - это познание целей и смыслов начала его бытия. Ребёнок, как «потенция» взрослой личности, подчинён всеобщим закономерностям бытия. Однако весь этот круг вопросов игнорируется современной наукой.

В контексте заявленной проблематики мы делаем преимущественный акцент на исследование онтологического аспекта процесса формирования ребёнка во взрослую личность — как бытия, органически связанного с ним аксиологическим и экзистенциональным аспектами, что позволяет говорить о ценностной онтологии детства. В работе выделяются подаспекты - гносеологический, праксиологический, — которые рассматриваются нами как проблемы ценностной онтологии детства.

Онтологический аспект детского этапа жизни человека рассматривается через призму идеи Детства как уникального периода пребывания ребёнка в его бытийствовании - единстве природной

сущности и существования, проявления потенциального совокупного отношения к миру, природе, другим людям и самому себе, этапа, выполняющего функцию смыслообразующей компоненты будущей взрослой личности, первоначальной среды бытия человека. Онтологический подход к осмыслению детства, как целостно-смыслового периода в развитии и становления бытия личности ребёнка заключается в раскрытии его диспозиции, потенциальных связей и отношений, выстраиваемых с окружающей действительностью, которые, в свою очередь, демонстрируют различные качества и свойства индивида. В данном контексте мы рассматриваем детство как специфическое бытие, служащее прообразом человеческого содержания. Позиция принятия сущности ребёнка как потенции будущей личности подводит нас к пониманию смысла Детства в жизни человека: кто есть ребёнок в соотношении с миром.

Аксиологический аспект выражается в ценностном осмыслении Детства, как структурированного периода раскрытия природно-духовной сущности ребёнка, в его потенции к созидательному, креативному бытию. Отражая витальную структуру индивида, выраженную в системе ценностных ориентации его бытия, аксиологическая составляющая личности является базовой основой для формирования концепции смысла жизни (связанная целостная конкретность) личности будущей. Исходным моментом формирования аксиологических установок служит индивидуально-личностная потенция ребёнка к их освоению и пониманию (смысл ценностей всегда отражает личностный характер и личностную ориентацию). Само бытие ребёнка как прообраза будущей личности является Ценностью. Ценностное осмысление детского периода как базового фундамента в становлении духовной сферы человека позволяет исследовать хронологическую последовательность возникновения в бытии ребёнка аксиологических понятий, уровней и структур.

Экзистенциональный аспект проявления сущностных потенций ребёнка раскрывает его личностную уникальность и неповторимость.

Экзистенция одновременно выражает подлинную внутреннюю природу ребёнка и его проявленность миру. Мир эмоций и чувств - это проекция внутреннего, субъективного отношения к окружающему миру, к самому себе, его экзистенциональное переживание. Общение с миром происходит в процессе диалога ребёнка с окружающими людьми и самим собой, предметами, природой, собственно с Бытием. Только в совместном событии возможно созидание человеческой личности, способной адаптироваться в жизни и изменять её. В этой области мировосприятия у ребёнка формируются собственное мировидение, миропонимание, мироощущение, закладывается ценностное отношение к миру через призму собственных взглядов.

Праксиологический аспект становления личности ребёнка касается деятельностной сферы его бытия, включающей в себя игровую, исследовательскую, трудовую, преобразующую и другие виды деятельности. Активная праксиологическая направленность детского сознания органично включает в себя освоение коммуникативных способов существования в окружающем мире, способствует обогащению личного опыта творческого преобразования природного и социального мира..

Большая часть жизни ребёнка протекает в игровом бытии. Игра является сложным многоуровневым феноменом, возникая и осуществляясь в сложном комплексе сознания, целостных действий и коммуникации. Это интегрированный феномен самостоятельного миропознания и миропонимания. Игровая деятельность начинается практически с момента рождения, сопровождая человека на протяжении всей его жизни, с тем лишь отличием, что содержание, мотивация, внешние атрибуты и отношение к игре претерпевает значительные изменения. Игра основывается на субъективной реальности, а в процессе своего развёртывания приобретает объективное существование.

Гносеологический аспект включает два аспекта:
- индивидуально-психологический (психофизиологическая и

эволюционно-историческая проблема становления личности),

реализуемый в процессе эмпирического освоения ребёнком окружающего

мира;

- социально-исторический (социальная история индивида)

характеризуется творческим преображением приобретённых ребёнком

знаний, умений, навыков, уровнем практического мышления.

В основе познавательных отношений ребёнка к миру лежат его практические действия, опосредованные отношением к окружающему пространству и людям, таким образом ребёнок деятельностно самоутверждается в мире.

Социально-философские, мировоззренческие проблемы становления личности ребёнка, исследуются нами в контексте онтологической проблемы взаимоотношений Ребёнка и Мира. Мы исследуем два одновременно протекающих, взаимозависимых процесса - формирование отношений ребёнка к окружающим людям и его отношение к своему существованию. «История мира неразделима от истории самого человека, потому что человек изначально связан с окружающим миром, влияет на него и сам испытывает воздействие со стороны окружающего мира как особой среды своего личностного развития» (126; 21). В чреде разнообразных форм и способов установления и взаимодействия ребёнка с Природой, Культурой, Обществом, Бытием, основополагающим является, на наш взгляд диалог - потенциальная возможность проектирования индивидуального бытийствования (выстраивание полноценных и полноправных взаимоотношений) как побудительная функция процесса созидания собственного жизненного пространства. Бытие ребёнка представляет собой со-бытие, бытие-в мире.

В основе нашей работы лежит представление, что на развёртывание телесной и духовной жизни ребёнка воздействует не только биогенетический потенциал и социальное окружение, но и биографический фактор, потенция к самосозиданию, органично включающая в своё содержание принятие, освоение и преобразование аксиологической сущности жизнебытия (т.е. смыслообразующее начало, возникающее на

основе получаемых извне знаний, информации, базирующейся на личном жизненном опыте (последние открываются в сознании как «Я» (глубочайшее сущностное ядро души).

Степень разработанности проблемы. Традиционно детский период развития человека изучается педагогикой, возрастной психологией и культурологией, однако в современных исследованиях ограниченно представлен философский аспект данной проблематики, что, на наш взгляд упрощает восприятие Детства. В настоящее время изучение формирования и становления личности ребёнка является актуальным темой междисциплинарных исследований. Изучение развития человека в раннем детстве, его вхождение в мир становится приоритетной сферой исследования социальной философии, педагогической антропологии, психофизиологии которые рассматривают мир ребёнка, бытие ребёнка как особый предмет познания. Проблема становления в сознании ребёнка образа мира раскрывается при помощи теоретико-методологических подходов к организации образовательного пространства, основанного на принципах гуманизации, интеграции, природосообразности и культуросообразности.

Основными теоретическими предпосылками нашего исследования послужили фундаментальные труды философов и «философствующих» психологов, рассматривающих проблему становления личности человека.

Теоретическая система К. Юнга, позволила выявить параллель с возникающими в мировосприятии общими для всех детей специфическими компонентами мировосприятия, которые объединяются в понятии»родового сознания». На основе возникающего первообраза формируется понятийное сознание ребёнка, которое включает в своё содержание компоненты сознательного и бессознательного.

В теории «индивидуальной психологии» А. Адлера индивидуум рассматривается как неделимое целое в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, отражающей психическую жизнь. Доказывая необходимость сохранения единства в каждом индивидууме (мышлении,

чувствах, действиях, в сознании и бессознательном), Адлер проповедовал концепцию стиля жизни. В своей работе мы определяем направляющую линию «индивидуальной философии» жизни ребёнка - развития, побуждающего будущую самобытную личность к творческой самореализации.

Исследуя проблему развития личности, И.С. Кон обращает внимание на формирование образа «Я» как внутренней личности. Чувство личностного переживания (чувственное содержание) и осознающее себя «Я» является активно познающей и активно познаваемой стороной личности, способной к самооценке и к саморазвитию. На основании этой позиции мы изучаем побудительные мотивы и причины внешние и внутренние факторы, оказывающие различное влияние на формирование личности ребёнка.

В теории развития личности, созданной Э. Эриксоном, центральным является исследование универсальных для всего человечества стадий, которые проходит каждый человек в течение своей жизни. В соответствии с эпигенетическим принципом созревания личность развивается ступенчато, расширяя осознаваемое социальное пространство; при этом общество сохраняет такую же тенденцию развития, темп и последовательность перехода от одной стадии к другой. Однако игнорирование в изучении личности ребёнка «биографического фактора» не позволило автору раскрыть его креативную сущность как субъекта бытия.

Различия в личностной динамике развития и воздействия на этот процесс культурных факторов были исследованы в работах К. Хорни. Согласно её убеждениям, решающим фактором для развития личности являются социальные отношения между ребёнком и родителями. При таком подходе ребёнок воспринимается как пассивный объект воспитания, тогда как в реальной жизни собственная активная деятельность малыша способствует развитию самосознания, саморефлексии - базового фундамента самоактуализации в пределах возрастных возможностей.

Когнитивная теория личности Дж. Келли, отразила поход к человеку как к исследователю, стремящемуся понять, предвидеть и контролировать свои переживания во взаимодействии с окружающим миром. Его идея стала причиной возникновения интереса к проблеме осознания и переработки человеком информагщи о своём мире. Базируясь на философских положениях о природе человека, он создал целостную позицию конструктивного альтернативизма: «всё наше современное толкование мира нуждается в пересмотре или замене» (419; 15), при этом, утверждая, что не существует такой вещи в мире, относительно которой не может быть двух мнений. Данный подход ложится в матрицу нашего подхода к изучению проблематики детства.

Экзистенционалистский взгляд на человека как уникального бытийствующего существа, живущего в конкретный момент времени и пространства, представлен в теории А. Маслоу. Наиболее важной для него стала концепция становления личности, отражающая феноменологическое направление («здесь и сейчас»). Одним из фундаментальных тезисов учёного являлось представление о человеке, как о едином уникальном существе, а не наборе дифференцированных частей (физиология, психика, социальность и т. д.). Наша позиция заключается в признании совокупной конфигурации природного, социального, биографического и трансцендентного в развитии личностных потенций ребёнка.

Феноменологическое направление в развитии теории личности представлено в философии К. Роджерса, изучавшего концепцию «самости» и связанных с ней личностных переживаниях индивида. Самой сокровенной сущностью человека он назвал движение к конструктивным, определённым и реалистичным целям, считая вслед за Руссо, что если человеку будет представлена возможность раскрытия врождённого потенциала, то личность будет развиваться оптимально и эффективно. Однако в реальной жизни представить одинаково благоприятные условия для развития каждого индивида невозможно по нескольким причинам. Каждый человек находится на определённой первоначальной ступени, для

которой свойственен импульс развития и объективные природные (генетические и вновь полученные в процессе жизни) факторы ~ темп, ритм, насыщенность и содержательность процессов развития. Более того, механизм формирования индивидуальной творческой потенции абсолютно субъективен (что демонстрируется различными воспитательными результатами в реальной действительности), а композиция бытия, его составляющие имеют личностную направленность и сакральный смысл. И, наконец, существует потенциальная возможность коррекции собственного бытия, выраженная в свободе волеизъявления индивида.

В XX в. при исследовании бытия ребёнка стало постепенно выкристаллизовываться приоритетное направление - изучение психического развития. Многие философы и психологи (Л.С. Выготский, Э. Эриксон, А.В. Толстых, Ф.Т. Михайлов, Л.Ф. Обухова, Н.Б. Шумакова . М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Г. Крайг, Л. Хьелл, Д. Зиглер, Н. Хомский др.) стали уделять особое внимание проблеме становления ребёнка как личности, рассматривая отдельные аспекты этого процесса (развитие психических функций, формирование мировоззрения); при этом они анализировали исторические корни Детства обосновывая его тесную связь с культурой человечества. Данной проблеме уделяют адресное внимание и современные российские учёные: Б.Г. Ананьев, А.С. Арсеньев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, С.Д. Дерябо, М.В. Зиновьева, ВТ. Кудрявцев, Н.А. Менчинская, Т.К. Мухина, И.Э. Куликовская, В.М. Симонов, Д.И. Фельдштейн и др.

Изучение целостной картины мира Детства предполагает описания процесса становления в сознании ребёнка иерархической последовательности картин мира. В работах российских учёных (Л.А. Венгер, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин) отмечается, что у дошкольника в онтогенезе на первом месте находится сенсорный опыт, на втором -освоение языковой среды (Л.С. Выготский, А.Н. Леоньтьев, Н. Хомский), на третьем — личностная картина мира (В.М. Симонов). Анализ логики

становления в сознании ребёнка-дошкольника картины мира предполагает анализ понятий «мир», «мировидение», «картина мира» (СБ. Крымский, В.И. Кузнецов, С.Д. Смирнов, P.M. Чумичёва, И.Э Куликовская и др.). Проблема детского мироосознания исследуется чаще всего в рамках общих вопросов развития личности, формирования восприятия (Н.А. Менчинская, Т.К. Мухина, С.Д. Дерябо, М.В. Зиновьева и др.). Проблемой изучения отдельных аспектов мировоззрения детей в процессе «внесемейного» воспитания занимались М. Лисина, Д. Эльконин. Изучению специфики субкультуры детства уделили внимание М. Мид, А. Арсеньев, М. Осорина, Р. Чумичёва.

Обзор научной литературы первой и второй половины XX века показывает, что социально-философская сущность проблем Детства не рассматривалась в ценностно-аксиологическом аспекте.

Предметом исследования нашей работы является мир человека, объектом - мир ребёнка, бытие ребёнка в мире, как процесс его восхождения в образ Человека. В связи с этим ребёнок рассматривается нами как субъект всех форм жизнедеятельности.

В работе исследуются специфические особенности и закономерности онтологии Детства, как целостного этапа в становлении и развитии бытия человека; аксиологии Детства, как процесса раскрытия личностных потенций ребёнка (его уникальной природной целостности), раскрытие его креативной сущности (мира культуры, сознания, общения). Личностное развитие ребёнка понимается нами как реализация индивидом (возникновение, развитие) своей потенциальной универсальности, бесконечности, как духовное становление индивидуальности. Подобная позиция в изучении личности человека принадлежит Л. Фейербаху, К. Марксу, Н. Бердяеву, М. Бахтину, К. Домбровскому, В. Кайдалову, К. Роджерсу, А. Арсеньеву, В. Волкову, Д. Фельдштейну и др.

Основные проблемы исследования. Социально-философское осмысление Детства, как первообраза человеческой жизни органично

входит в онтологическую картину эволюции человечества. Проблема самореализации человека, изменения его внешних и внутренних сил, способностей характеризуются формами индивидного человеческого бытия (162; 6). Детский период в жизни человека является исходным образом его бытия (органика бытия ребёнка - императивна, т. к. ребёнок не выделяет себя из бытия). Детство выступает в качестве обобщённого субъекта в системе отношений ребёнка и мира, представляя собой специфический уровень взаимодействия человеческих индивидов. Общее видение природы Детства, социально-исторического пространства (условия, среда, окружение, система межличностных отношений, совокупно определяющих реальное развитие ребёнка), раскрывает субстанциональную сущность будущей личности. Базовой основой в становлении личности ребёнка-дошкольника является его субъективный опыт, то есть способ бытийствования. Поле опыта универсально для каждого человека. В соответствии с этим мы изучаем становление личности в хронологической последовательности: «начальный импульс» зарождения человеческого существа, пренатальный и перенатальный этап развития, дошкольный период. В осуществляемом временном акте взросления мы прослеживаем одновременно две линии: формирование мировидения ребёнка и интерпретация детского миропонимания взрослыми. Нами подробно исследуются: мир культуры, мир сознания и мышления, мир общения, комплексно организующие экзистенциональный образ бытийствования ребёнка, его аксиологическое содержание.

Цель и задачи исследования. В диссертации определены две генеральные цели: а) исследование Детства как целостного и ценностного этапа становления человека, б) изучение в аспекте ценностно-онтологического подхода процесса раскрытия личностных потенций ребёнка как «первообраза» будущей личности.

В своей работе мы поставили перед собой следующие задачи: - определить место представлений о мире детства в системе социально-философского знания;

раскрыть ценностно-онтологический подход к изучению проблематики детства;

исследовать в контексте философской проблематики проблему бытия ребёнка как реализации потенции саморазвития личности;

рассмотреть специфические особенности миросознания ребёнка-дошкольника и динамику его становления;

выявить реальные смысловые представления детей о жизни (их миропонимание).

Методологическая основа исследования. В своей работе мы
следуем принципам интегрированного философского подхода к изучению
поставленной проблемы, что позволяет анализировать и синтезировать
представления о закономерностях развития ребёнка и об особенностях его
личностных потенций его бытия, позволяет рассматривать
основополагающие черты миропонимания, зарождающегося в сознании
ребёнка. В работе рассматриваются специфические проявления будущей
духовной личности ребёнка, общие динамические признаки, свойства и
качества процесса её становления. Данный принцип широко применялся в
исследованиях Г. Крайга, Э. Эриксона, Л.С. Выготского,

С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д. Эльконина и других учёных.

Методологической основой исследования является также онтологический подход, раскрывающий сущностные стороны Бытия, Сущего и места в нём Ребёнка.

Социально-психологический подход осуществляется нами в рамках изучения ребёнка как субъекта деятельности, потенциально направленной на саморазвитие, самоактуализацию человеческой личности.

В основе работы лежит принцип деятелъностной сущности человека, являющийся фундаментом гуманистического подхода, нашедшего воплощение в трудах философствующих психологов (К. Юнг, А. Адлер, И. Кон, А. Маслоу, К.Роджерс, Э. Эриксон, С. Рубенштейн, Л. Выготский, Д. Эльконин) и современных прогрессивных учёных,

(Д. Фельдштейн, Т. Мухина, В. Кудрявцева, И. Куликовская,

В. Сержантов, Д. Чемберлен, В. Кемеров, В. Максаков и др).

Диалектический принцип используется нами в изучении вопроса о единстве, взаимосвязях между внутренними и внешними изменениями, протекающими в онтогенезе ребёнка, обусловленными пространственно-временными факторами, что подчёркивает органическую взаимосвязь его организма с природой и социальным окружением. Подобный подход к исследованию процессов развития ребёнка использовали С. Холл, Д. Болдуин, Г. Спенсер, Т.Р. Рибо, Ж. Пиаже, А. Валлон, Дж. Локк, А. Бандура.

Выделенные принципы лежат в основе методологии исследования наряду с иными философскими понятиями - такими как бытие, бытийствование, диалектика развития, ценность, культура, личность, субъект, «Я-концепция», индивид, сознание, самосознание, самопознание, мировоззрение, саморазвитие, телосознание, диалог, саморефлексия и др.

Новизна диссертации.

  1. Впервые реализован ценностно-онтологический, интегративный подход к исследованию становления личности ребёнка, его бытия в контексте реально существующего мира Детства. Философские, социальные, психологические, социологические, биологические и культурологические представления о Детстве объединены в целостный, концентрированный и динамический образ. Данная идея лежит в основе наших представлений о процессе осуществления индивидуального сценария бытия ребёнка в его онтогенезе, реализации аксиологических, праксиологических, гносеологических, экзистенциональных и компонентов.

  2. Конкретизирован метафизический проект развития личностных потенций ребёнка в системе философских категорий (самобытие, сознание, самосознание, самоутверждение, самоорганизация, саморазвитие).

  3. Представлена аксиологическая модель развития личности ребёнка.

  1. Выявлены не отмечавшиеся ранее специфические виртуальные компоненты психологической реальности в развитии ребёнка (непривыкаемость, спонтанность, фрагментарность, объективность).

  2. Заявлена проблема эмоционально-этической специфики русского языка в процессе формирования языковых представлений дошкольников.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Детство - это специфическое бытие, первообраз человеческого содержания. Развитию отношений «Ребёнок-Мир» присущи собственные специфические особенности, тенденции и закономерности.

  2. Детство - это целостный этап становления и развития бытия человека, ценностно-ориентированный на создание «образа Человека» как будущей личности (личность в обществе, личность в коллективе, личность в «самости»).

  3. Пренатальный период развития ребёнка является аксиологически детерминированным и онтологически основополагающим. Феноменом пренатального развития человека является диалогизм человеческой природы и сознания в бытийственности двух индивидов в одном организме.

4. Аксиологическая модель развития ребёнка отражает
многоуровневый, интегрированный процесс становления личности
ребёнка (включая в своё содержание системы и структуры, синтез
которых выступает в определённый период жизни как специфическое
проявление личности).

5. Детство - начальный период реализации метафизического проекта
развития личности - самоутверждение человека в мире.

Научно-практическая значимость исследования.

Теоретическое значение выводов, полученных в результате данного диссертационного исследования, состоит в том, что они могут быть использованы для развития и обогащения фундаментальных разделов философского знания - онтологии, гносеологии, аксиологии и праксикологии, а так же в дисциплинах нового поколения -

педагогической антропологии, философии образования, углубляя раздел философского осмысления дошкольного воспитания.

Практическое значение философского осмысления детства, как первообраза начала человеческого бытия, заключается в доказательности актуальности переоценки социальной практики и научно-педагогического подхода к воспитанию ребёнка в обществе и семье. Исследование аксиологического аспекта в бытийствовании ребёнка будет способствовать укреплению в общественном, педагогическом и научном сознании понимания того, о чём писал в своё время Б.Г. Ананьев: полноценное развитие каждого человека возможно только при условии того, что он сам является субъектом этого процесса.

Материалы данной работы могут быть использованы при чтении специальных курсов «Воспитание и обучение дошкольников», «Педагогическая антропология»; в качестве разработки спецкурсов «Философия образования», «Философии детства», «Культурологический аспект детства» для вузов и средних учебных профессиональных заведений; при создании пособий для воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, занимающихся инновационной деятельностью по вопросам интегрированного подхода к воспитанию ребёнка.

Апробация работы. Идеи, разрабатываемые в диссертации, результаты работы, были представлены в качестве докладов на международных, всероссийских, областных, региональных и межвузовских научно-практических конференциях и практических семинарах, проходивших с 1997 - 2005 гг. в Индии, Венгрии, Перми и Пермской области (Карагай, Оса, Чайковский, Фоки), Ижевске, Самаре, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. Отдельные положения диссертации были внедрены автором в читавшийся им курсы «Психофизиологии» (Чайковский филиал Челябинского государственного института физической культуры), «Основы философии» (Чайковский гуманитарно-промышленный колледж), в практику лекций и семинарских занятий с

педагогами ДОУ № 42 пос. Марковский Чайковского района Пермской области, с руководителями и педагогами Удмуртской республики (Дом учителя, Ижевск). Основные положения диссертации отражены в 14 публикациях (статьи, тезисы, научно-методические труды). Автором диссертации было опубликован ряд статей по вопросам модернизации образовательного процесса в дошкольных учреждениях.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

  1. «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина (смысловые аспекты содержания) // Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи: Сборник статей Всероссийской (с международным участием) научной конференции (Соликамск, 20-22 февраля 2002 г.): В 3 т. — Т. 1. — Соликамск, 2002. — С. 186-192.

  2. Университет и проблема преемственности образования // Университетское образование и регионы: Тезисы докладов Международной научно-методической конференции (Пермь, Пермский ун-т, 16-19 октября 2001 г.) / Перм. ун-т. - Пермь, 2001. -С. 85-86 (в соавт. с Кондаковым Б.В.).

  3. Родовое сознание и проблема воспитания в семье // Родовое сознание и духовное предпринимательство: Материалы международной молодежной научно-практической конференции (г. Пермь, 27-30 марта 2002 г.): В 2 ч. Ч. 2. - Пермь, 2002. - С. 72-74.

  4. Родовое сознание и проблема воспитания в семье // .

  5. Философские проблемы дошкольного воспитания // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе: Материалы V региональной научно-практической конференции (23 апреля 2002 г.): В 2 т. Т. 1 / Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 2002. -С. 113-115.

  6. Child' Speech Skills Development and Language-Created Picture of the World [Развитие речи и языковая картина мира ребёнка] // Dunaujvarosi Nemzetkozi Alkalmazott Nyelveszeti, Nyelvvizsgaztatasi es medicinalis Lingvisztical Konferencia. A Dunaujvarosi Foiskola Idegen Neylvi Lektoratusa altal 2004, marcius 18-20. — Dunaujvaros, 2004. — P. 24 (в соавт. с Кондаковым Б.В.).

  7. Культура и система образования // Учебный процесс в современной высшей школе: содержательные, организационные и научно-методические проблемы: Материалы международной научно-методической конференции. (Пермь, Пермский университет, 19-21 мая 2004 г.) / ГОУ ВПО «Пермский государственный университет». — Пермь, 2004. — С. 57-58 (в соавт. с Кондаковым Б.В.).

  8. Развитие речи и языковая картина мира ребёнка // Dunaujvarosi Nemzetkozi Alkalmazott Nyelveszeti, Nyelvvizsgaztatasi es medicinalis Lingvisztical Konferencia. [VI International Conference of Language

Examination, Applied and Medical Linguistics. Dunaujvaros, 18-20 March 2004]. A Dunaujvarosi Foiskola Idegen Neylvi Lektoratusa altal 2004, marcius 18-20, kozott megrendezett. — Dunaujvaros, 2004. — P. 189-192.

9. Ребёнок и мир культуры II Формирование гуманитарной среды и
внеучебная работа в вузе, техникуме, школе: Материалы

VI Всероссийской научно-практической конференции (г. Пермь,
29 апреля 2004 г.). — Т. I. — Пермь, 2004. — С. 165-167.

10. Специфика субкультуры детства // Современное общество: вопросы
теории, методологии, методы социальных исследований. Материалы

VII Всероссийской . научной конференции, посвященной памяти
профессора З.И. Файнбурга (г. Пермь, сентябрь, 2004 г.). — Т. I /
Министерство образования и науки РФ; Пермский гос. техн. ун-т;
Кафедра социологии и политологии, Пермское отделение Российского
общества социологов. — Пермь, 2004. — С. 230-232.

  1. Мониторинг воспитательного процесса в ДОУ (статья) Мониторинг и управление качеством образования: Труды научно-методического семинара / Под ред; А.И. Севрука. — Пермь: Изд-во ПРИЛИТ, 2002. — С. 54-65.

  2. О диалоге Педагогической риторики и Образовательной программы «Школа 2100» риторической культуры: Из опыта работы специалистов и воспитателей ДОУ №42 «Источник» Чайковского района по проблеме взаимодействия Педагогической риторики и Программы «Школа 2100». Серия «Образование в аспекте риторической культуры» {статья) I Под ред. Е. А. Юниной. — Пермь: Изд-во ПРИЛИТ, 2003. — С. 8 - 17.

  3. Современная детская и юношеская субкультура в России. International Seminar: Russian Language, Literature & Culture Today. 8-9 March 2005. Souvenir and Abstracts. Organized by Department of Russian Language, Ch. Charan Singh University, Meerut (India) I Co-sponsored by Indira Gandhi national Centre for the Arts, New Delhi (India). — P. 16-19.

  4. Детство как целостный этап в становлении человека. — Екатеринбург, 2005 (в печати).

Мир детства как онтологическая проблема

Современная социальная философия стремиться к многомерному, интегрированному отображению общественного процесса, вводя в сферу своей проблематики реальные стороны человеческого бытия. В этой связи можно говорить о социальной онтологии, как о системе, описывающей социальный процесс, его динамику и структуру, конкретные формы, реализующиеся в реальной деятельности людей. При таком подходе общество перестаёт быть абстракцией, и предстаёт в качестве обобщённого образа духовно-теоретической и обыденно-практической деятельности индивидуумов, характеризуемой разнообразными способами их самореализации. Человек - это реальное, материальное и сознательное существо, субъект действия. Включение в состав сущего, бытия человека позволяет рассмотреть проблему познаваемости бытия с внутриличностных позиций. В определённом смысле слова, человек эквивалентен всему бытию, поэтому рассматривать его вне бытия нелогично, он является «не чем иным, как объективно существующей отправной точкой всей системы координат» (300; 327), он есть Начало, через понимание которого возможно понимание всего бытия. Бытие является процессом и результатом познания и осознания мира человеком, при этом сознание и бытие соотносятся как категории внутреннего и внешнего, во взаимосвязи явлений психического и материального мира. Л.С. Рубинштейн рассматривал проблему места человека в мире, об отношении человека к миру, бытию, другому человеку во взаимозависимости и взаимообусловленности (301; 19). В данной связи он исследовал исходное соотношение человека и бытия как реальную конкретность, реальное существование мира. А.С. Арсеньев в своей работе «Философское понимания личности» подчёркивал, что взаимоотношения человека с миром и мира с человеком должны строиться в объективной связи. Развивая точку зрения С.Л. Рубинштейна о соотношении человека и мира, он определил предметом философии отношение Человека и Мира (20; 29). Таким образом обозначается проблема «о способе существования человека в соотношении его с бытием, сущим вообще» (301; 6). Бытие человека органически включает в себя отношение человека к бытию, к другим людям, к материальному миру, открывая тем самым вопрос о специфическом способе существовании человека как субъекта познания, самопознания и действия.

Основанием и началом антропогенеза являются сложноуровневая система взаимоотношений Человека и Мира. В понятие целостной системы «Человек- Мир», на первое место выдвигается человек, как интегративно-конструктивная функция созидающего начала (146;. 28). Метафизическим центром мира называет В.Н. Волков (62; 26,27) человека, подчёркивая при этом, что только через отношение «я-мир» происходит становление личностного «Я» (свободной воли, жизненной силы и творческой потенции). Личность никогда не сможет развернуться, «если человек не выберет - сознательно и с осознанным моральным решением -собственный путь» (408; 193). Потенция личности заключается в механизме осознания мира человеком. Специфика человеческого способа существования заключается в соотношении самоопределения и определения другими людьми личности. Характеристикой существования, является отражённостъ, представленность индивида в другом, т. е. существование - это участие индивида в процессе жизни (301; 5). Бытие человека разворачивается в пространстве и во времени в автономной хронологической системе. Изучение становления, бытия личности заключается в раскрытии его диспозиции, потенциальных связей и отношений, выстраиваемых с окружающей действительностью, которые, в свою очередь, демонстрируют каждый раз различные качества и свойства индивида. В этой системе личность формируется в условиях взаимодействия с миром других людей и материальным миром в значимой и ценностной шкале. В процессе своего деятельностного бытия человек создаёт свой собственный мир (виртуальный, материальный), который для него ценностей в плане удовлетворения человеческих потребностей. «Ценность—это не чисто не «чисто» природное (естественное) бытие, «жизненно», экзистенционально прочувствованное бытие... Ценность — это скорее личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека» (20; 29). При этом сама личность пластична в рамках самоопределения и самоактуализации. Следовательно, ценностью для человека является собственно бытие, наделённое человеческим смыслом.

В своей работе мы сделали попытку раскрытия специфики человеческого существования (полноты природного, индивидуального и общественного бытия) в детском возрасте, раскрывая ребёнка во всех его существенных связях и отношениях, в которых он каждый раз выступает в новом качестве.

Детство - как целостный этап в становлении и развитии бытия человека

По своему происхождению и организации ребёнок всегда един с миром и имеет с ним общую судьбу. По мнению М. Хайдеггера люди не имеют существования, отдельного мира, и мир не имеет существования, отдельного от людей (373). Взаимодействие мира и человека становится решающим фактором и условием их взаимного развития, совместной эволюции. Структурное и функциональное единство проявляется в изоморфности, гомотеичности, в единстве принципов формообразования законов функционирования и порядке структурирования бытия. Человек является естественным результатом саморазвития мира, продуктом не только земной, но и космической эволюции. А. Л. Чижевский выдвинул гипотезу о том, что существует реальная взаимосвязь между астрофизическими воздействиями и всеми процессами, протекающими на нашей планете, включая процессы социальные (390; 35). К представлениям о неразрывной связи человека и космоса, единства вселенной писали В.И. Вернадский, Ю. Лотман, Н.К. Рерих. С самого начала антропогенеза, назначение человека выражено в реализации себя как универсального существа. Поэтому все фазы и периоды онтогенеза, антропогенеза и истории следует рассматривать как практическое воплощение данной цели.

Единство человека и мира обнаруживается на онтологическом, аксиологическом, гносеологическом, структурном и функциональном уровнях. Онтологическое единство проявляется в диалектике взаимопревращений и переходов его составляющих частей (периодов), объединённых гармонией законов и принципов бытия. Аксиологическое единство - в интеграции подлинной духовности, переживании всеединства мира как духовного начала. Гносеологическое единство — в потребности человека с помощью различных моделей познавать самого себя и мир.

Дошкольный возраст - это целая эпоха в развитии ребёнка как будущей личности. Г. Крайг писал, что «Развитие ребёнка - продукт совокупного действия многих сил: биологического и культурного начал, переплетения мыслей и чувств, синтеза внутренних побуждений и внешних воздействий» (182; 15). Целостное осмысление детства как этапа в становлении и развитии бытия человека предполагает нахождение таких измерений, внутри которых прослеживаются качественные характеристики потенций будущей взрослой личности. Рассмотрим основные этапы становления ребёнка как полноправного субъекта бытия. Ребёнок является:

- участником историко-эволюционного процесса, обладающим возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого осуществляется изменение окружающей его природы, общества и самого себя (функция «личность в обществе»);

- носителем особого человеческого качества, приобретённого им в процессе совместной деятельности и ансамбле межличностного общения (функция «личность в коллективе»);

- целостным системно-смысловым образованием, возникающим в процессе усвоения культурных ценностей (функция «личность в самости») (87; 211).

Ребёнок как участник историко-эволюционного процесса. Личность в обществе. В процессе развития человека детство занимает хотя и не центральную, но одну из наиболее значимых ступеней. Человеческое существо (в том числе и ребёнок) находится в центре созданного им предметного мира; иными словами, он является продуктом природных условий и процессов социального развития, «автором своей жизни» и личной истории. О. Конт в своём «Курсе положительной философии» вывел формулу, согласно которой не человечество следует определять, исходя из человека, а напротив, человека, исходя из человечества.

Природой в ребёнке заложены разнообразные способности и возможности, однако, в его жизни проявляются только те из них, которые актуальны в сложившемся жизненном контексте. Человек сам по себе является не средством, а целью развития (И. Кант). Практическая задача каждого вновь рождённого человека состоит в том, чтобы он выполнил личный «идеальный проект» и стал личностью, представляющей собственный род. К. Маркс писал: «Как родовое сознание, человек утверждает свою реальную общественную жизнь и только повторяет в мышлении своё реальное бытие, как и наоборот, родовое бытие утверждает себя в родовом сознании и в своей всеобщности существует для себя как мыслящее существо» (223; 591). Восхождение ребёнка в личность протекает через разрешение метафизических проблем: «кто Я», «откуда Я появился», «кто и зачем создал Мир» и т. п. Диалектика раскрытия человеческого существа как личности лежит в плоскости понимания его духовно-психологического мира.

Мир культуры

Существующая культура, какой бы богатой она не была, не является гарантом формирования "культурной личности. Для того чтобы определить воздействие культуры на организацию представлений ребёнка о мире и о себе, необходимо рассматривать культуру как на одно из важнейших условий его эюизни. Исследователи отмечают, что ещё до рождения ребёнок испытывает на себе влияние культуры и появляется на свет с определённым уровнем готовности к её воспроизведению. «Культура - это не совокупность культурных достижений, ценностей; она есть творческое проявление духа, ибо нет культуры вне духовной деятельности» (62; 31) Культура человечества - это своеобразное информационное поле, в котором заложены все события, происходившие с людьми на протяжении земной цивилизации. Истина, Добро, Красота — являются выражением совокупного духовного опыта человечества. Новорождённый постепенно вбирает в себя весь накопленный человечеством опыт, приобретая его извне, или «извлекая» его из коллективной памяти, сохраняющейся культурой, или из родовой генетической памяти. Именно эта последняя способность и позволяет говорить о наличии у человека родового сознания. Подобная генетическая готовность является фундаментом, на котором базируется дальнейшее вхождение ребёнка в мир культуры, развитие потребности во взаимодействии с ней. Основным отличительным признаком человеческого существа является наличие у него сознания , сознание же возникает лишь тогда, когда субъект оказывается способен понять свою родовую сущность. С родом тесно связана внутренняя жизнь человека. Он фактически «формируется и живёт как индивидуальное воплощение родового ритуала, родового мифа, повторяя (и тем самым сохраняя) в своём поведении издавна сложившиеся формы общения и действия» (162; 57).

Одним из свойств человеческого мышления является способность к внутреннему диалогу, т. е. к разговору с самим собой. Человек осознает себя одновременно и как «Я», и как «Ты»; он может стать на место другого именно потому, что субъектом сознания оказывается не только его индивидуальность, но и весь его род. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих «выживание» общества, является сохранение в нём традиций, которые «выражают весь комплекс связей прошлого с настоящим» (341; 154). Исторически сложилось, что главным носителем традиций является семья. «Любовная и счастливая семья есть живая школа - сразу и творческого равновесия души и здорового органического консерватизма», - писал русский философ И.А. Ильин в книге «Путь духовного обновления». Культурная инициатива принадлежит взрослым, которые трансформируют накопленный культурный опыт следующему поколению. Лишь по мере активного присвоения культурных норм ребёнок и становится собственно человеком. Развитие ребёнка определяется его врождёнными особенностями, соотношением семейных традиций и внешних социальных условий, его внутренней позицией, складывающейся из отношений к миру людей и вещей, к самому себе. Ребёнок приходит в мир для того, чтобы не просто повторить родительский опыт, но и открыть свой собственный путь, смысл собственного бытия.

Развитие ребёнка - это путь становления личности в особом «пространстве» исторически сложившейся культуры. Культура существует как специфическая система символических форм и проявляется в различных сферах -природе, предметном рукотворном мире, общении, искусстве, науке, «Я-концепции». Генетически полученная ребёнком культура закодирована. Расшифровать её ребёнок сможет только при помощи окружающих его людей и собственной активной деятельности. Существует три типа культур (218; 56-58), которыми человек овладевает в течение своей жизни: постфигуративная (дети учатся у своих предшественников), кофигуративная (дети и взрослые учатся у сверстников) и префигуративная (взрослые учатся у своих детей).

Постфигуративная модель отражает пережитое время. Констатирующая преемственность культуры передаётся предшествующим поколением будущему в различных формах. Опыт поколений фиксируется в неизменном содержании устоев, постулатов и обычаев, морали и нравственности. Каждому ребёнку родители передают уникальный набор культурного опыта и создают уникальную среду для формирования собственного культурного пространства. Преодолевая трудности, ребёнок раздвигает границы своего познания, присваивая культуру в личностное достояние.

Похожие диссертации на Мир детства как философская проблема