Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе Черных, Сергей Николаевич

Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе
<
Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черных, Сергей Николаевич. Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Черных Сергей Николаевич; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Воронеж, 2011.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/349

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На протяжении многих веков право и справедливость являлись важнейшими категориями социальной философии, политического и правового сознания. Войны, социальная и экономическая нестабильность, техногенные и природные катастрофы так или иначе вынуждают человека задумываться о справедливости в окружающем мире; любое ограничение каких-либо действий личности ассоциируется с нарушением ее «естественных прав». Начиная с древнейшего принципа «талиона», то есть возмездия, равноценного проступку («око за око»), проблема справедливости затрагивает самый болезненный нерв отношений между людьми с точки зрения соответствия деяния и воздаяния, преступления и наказания, выходя на новый политико-правовой уровень в государственно-организованных обществах.

История этической и политико-правовой мысли, культурное развитие человечества свидетельствуют о том, что справедливость всегда привлекалась в качестве оценки действующих правовых институтов и нравственных предписаний. На смену апелляции к справедливости как объективному закону мироздания пришло осознание ее зависимости от интенций человеческого разума и той социальной действительности, которая составляет суть человеческого бытия. Справедливость оказывается включенной в социальный процесс, и уже поэтому является сложным и многогранным явлением, константы которого позиционируются в онтологической, гносеологической и аксиологической плоскостях.

Право такой же феномен социальной реальности, как и справедливость. На протяжении многих столетий оно бессменно удерживает лидирующую роль в регулировании общественных отношений. Начиная от религиозно-мифических воззрений древности и до наших дней, апелляция к праву неизменно присутствовала при оценке социально-этических и правовых отношений. Вместе с тем, подобно справедливости право осознается не только как общественный институт и система норм, но и как имманентное человеку чувство, осознание себя. В дискурс справедливости и права включаются те сущностные особенности личности человека, которые придают процессу осознания ценности данных категорий иррациональный, субъективный характер.

Данное обстоятельство, несомненно, затрудняет изучение проблем, связанных со спецификой единства и борьбы права и справедливости в социальном процессе, что вызывает необходимость комплексного исследования взаимосвязи предлагаемых категорий.

Степень разработанности проблемы. Интерес к проблематике взаимодействия и взаимозависимости категорий «право» и «справедливость» прослеживается в истории философии с древних времен. Начиная с VII века до н. э., с зарождения собственно философии, мыслители предпринимали попытки выявления ос-

новных характеристик справедливости. Так, отдельные положения о справедливости и ее тесной связи с вечно становящимся миром присутствуют у Гераклита, в теоретических построениях Эмпедокла и Демокрита. Всестороннее обоснование справедливости как определяющего фактора правоотношений у Аристотеля и идеализация справедливости в диалогах Платона фактически предопределили наличие двух основных векторов в осознании справедливости и как следствие - права.

В эпоху Средневековья и последовавшего за ним Возрождения основной темой исследований становится вопрос о соотношении lex humana и lex divana, и соответственно взаимодействии божественной благодати и справедливости. В трудах Дунса Скота, Фомы Аквинского, Августина Блаженного, Николая Кубанского, Н. Макиавелли и др. во многом предопределена идея разделения на отдельные составляющие светской и религиозной справедливости. Большое значение для раскрытия специфических особенностей восприятия справедливости как социального феномена имеют работы Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Теоретическую основу для современных правовых концепций представляет философия Нового времени. Разработанные в это время теория «общественного договора» и концепция «естественного права» (Дж. Локк, Д. Юм, Т. Гоббс) поставили под сомнение теологическое объяснение сути категорий «справедливость» и «право». Попытка рационального объяснения природы и смысла понятия «справедливость» была предпринята, в том числе, Р. Декартом, Г.В. Лейбницем, Б. Спинозой, Ф. Бэконом.

Новые грани в осознании онтологических и гносеологических особенностей справедливости и права раскрыл моральный дискурс И. Канта и философия права Г. Гегеля. Обоснование И. Кантом морали в качестве источника знаний о справедливости фактически означало, с одной стороны, закрепление за человеком его права на справедливость, а с другой - создавало основу для концепции «правового государства». Г. Гегель, разработавший иерархическую систему сфер бытия права, обосновал принципы организации социально - правовой реальности и проявления объективного духа в трех ступенях его конкретизации. Проблематика взаимодействия объективного и субъективного в пространстве свободы человека и ее преломление в дискурсе справедливости и права отражена в произведениях Ф.В.Й. Шеллинга и И.Г. Фихте.

Фундамент диалектико - материалистического обоснования специфики категорий «справедливость» и «право», созданный К. Марксом, был дополнен В.И. Лениным и Г.В. Плехановым. Их идеи указывают на существование зависимости специфики понимания справедливости от конкретных исторических и социально - экономических условий.

В отечественной философской мысли проблематика взаимодействия категорий «право» и «справедливость» является одной из самых дискуссионных.

Предметом полемики являлся вопрос о роли личности в обществе в целом и ее функциональной возможности понимания «что есть справедливость»? В дореволюционной философской мысли данная дискуссия получила отражение в работах И.С. Аксакова, А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, М.А. Бакунина, Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева. К дискурсу по праву и справедливости в разное время обращались B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, И.А. Ильин, С.Н. Булгаков. Исследование категории справедливости в нравственно - духовном и общественном пространстве русской культуры предпринимались П.И. Новгородцевым, Б.А. Кистяковским, П.В. Струве, Б.Н. Чичериным, Н.М. Коркуновым, Г.Ф. Шершне-вичем.

В XX веке исследование проблематики справедливости и права в аспекте категории «свобода» в XX веке было осуществлено в философии Ж.П. Сартра, А. Камю, М. Хайдеггера. Различные аспекты дискурса справедливости раскрываются в работах X. Арендт, Э. Кассирера, П. Тиллиха, М. Хаузера, Л. Фуллера, Ж. Бодрийяра, Э. Левинаса, Ж. Ф. Лиотара, П. Рикера, С. Жижека и др.

В философской мысли советского периода исследователи акцентируют внимание на изучении различных вариаций функционирования категории «справедливость» и «право» как идеологических и надстроечных понятий. Большое значение для раскрытия своеобразия сосуществования данных категорий имеют труды С.Ф. Кечекьяна, А.А. Меграбяна, Б.А. Блюмкина, А.А. Тарасова.

Современные пертурбации дискурса справедливости и права отражены в специальных социально - правовых исследованиях Дж. Ролза, Р. Дворкина, А. Макинтайера, М. Дж. Сэндела, В. Майхофера, идеи которых в той или иной степени использованы в диссертационном исследовании.

Существенный шаг в изменении классических представлений о природе справедливости и права осуществлён в рамках работ таких исследователей, как А.А.Гусейнов, В. Софронов - Антомони, Б.Н. Кашников, М.Л. Бурова, К.С. Гад-жиев, Т.А. Дмитриев. Место, роль и функции справедливости в системе права привлекали пристальное внимание специалистов в области правоведения и философии права: Н.В. Варламовой, Т.А. Алексеевой, С.С. Алексеева, В.З. Джантуха-нова, Р. Инглхарта, Н.И. Лапина.

Вместе с тем, несмотря на достаточно интенсивную разработку проблемы единства и противоречия категорий «право» и «справедливость» в социальном процессе классической мыслью и современной философией, вопрос о том, что обуславливает существование связи и противоречий между данными концептами, ещё не получил достаточного осмысления.

Объект исследования: право и справедливость в социальном процессе.

Предмет исследования: взаимодействие категорий «право» и «справедливость» в социальном процессе.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является анализ категорий «справедливость» и «право» как социальных феноменов, выявление сущностных особенностей их взаимосвязи и взаимопротиворечий.

Реализация обозначенной цели предполагает необходимость решения следующих задач:

выявить философские основания феноменов права и справедливости;

дать анализ субъективных и объективных предпосылок и специфики преломления права и справедливости в человеческом сознании;

определить специфику взаимодействия категорий «право» и «справедливость» в рамках социального процесса;

охарактеризовать пути взаимозависимости права и справедливости. Методы исследования:

историко - генетический метод, выявляющий узловые моменты формирования и развития представлений о праве и справедливости;

историко - сравнительный метод, обнаруживающий основные константы категорий «справедливость» и «право» и позволяющий проследить процесс изменения подходов к их трактовке;

компаративистский метод, основывающийся на сопоставлении и сравнении философских систем, подходов к трактовке проблематики единства и противоречия категорий «право» и «справедливость»;

диалектический метод, связанный с рассмотрением категорий «право» и «справедливость» с учетом их единства и противоположности.

Теоретическую основу составляют труды зарубежных и отечественных философов, культурологов и правоведов, специалистов в области философии культуры, ценностей и права.

Научная новизна работы:

осуществлён целостный анализ категорий «право» и «справедливость» в рамках социального процесса, раскрыта специфика взаимодействия категорий «право» и «справедливость»;

доказано, что этические константы категории «справедливость» раскрываются в ее соприкосновении с концептами «честность» и «благо», обосновывается мнение о справедливости как категории, призванной оценивать нормы права;

на основе анализа специфики правоотношений и правосознания доказывается, что справедливость является персоналистскои ценностью, практическая реализация которой происходит в рамках права;

проанализирована природа существующих между справедливостью и правом противоречий, представлено развернутое доказательство того, что источником противоречий между данными категориями являются претензии человека на абсолютную свободу в достижении справедливости и ограничение таковой со стороны права.

На защиту выносятся следующие положения:

Справедливость как категория реализует себя в двух ипостасях. При сопряжении справедливости с концептами «истина» и «благо» раскрываются гносеологические и онтологические константы данной категории. При этом истина оказывается предикатом справедливости, а благо позиционируется как ее конечная цель;

Из анализа специфики категорий «право» и «справедливость» очевидно, что каждая из них функционирует в пространстве социальной реальности. Это значит, что правоотношения, в рамках которых происходит осознание справедливости или несправедливости того или иного события, явления или поступка, в своей основе имеет феномен оценивания. Фактически, в процессе правоотношений при оценке справедливости или несправедливости того или иного деяния индивид исходит из сложившихся в его сознании представлений о праве и справедливости;

На процесс формирования в сознании homo sapiens представлений о справедливости, наряду с традициями и нормами общежития, оказывают влияние те особенности социального взаимодействия, которые сложились в его социальном окружении. Одним из важнейших источников субъективной трактовки права и справедливости является сопряжение концептов «признание», «заслуга» и «честность» с феноменом «справедливость»;

В рамках межличностного взаимодействия происходит процесс этизации категории «справедливость». Одним из концептов, позволяющих выявить те характеристики справедливости, которые придают ей этический характер, является понятие «честность». «Честность» оказывается не только средством оценки справедливости, но и ее условием;

Система ценностей играет роль той структуры, которая отражает значимые для индивида характеристики справедливости и права. Право расценивается как некая объективно существующая для того или иного типа общества система правил, реализация которых осуществляется по принципу справедливости. Поэтому право, подобно справедливости, является той ценностью, значимость которой определяется необходимостью фиксирования гражданских прав и свобод;

Функционирование системы, образованной переплетением концептов
«справедливость» и «право», протекает на двух уровнях социальной реальности.
Первый уровень позиционируется как правила и нормы общежития, т.е. представ
ляет собой отраженные в праве представления о справедливости. Ко второму
уровню относится справедливость, которую, однако, можно расценивать как
квинтэссенцию желаний и предпочтений человека, формируемых в тех социо
культурных условиях, в которых осуществляет свою деятельность индивид.

Практическое значение диссертации:

результаты исследования, представленные в работе, могут способствовать более глубокому пониманию сложной и противоречивой проблемы единства и противоречия категорий права и справедливости в социальном процессе на уровне фундаментального философского и общенаучного дискурса; создают перспективу дальнейшей разработки указанного вопроса в контексте пересечения психологических, культурологических, философско-антропологических и иных научных сфер, посвященных попыткам разрешения правовых проблем;

материалы диссертации могут быть использованы при чтении общих курсов социальной философии, истории философии, культурологии, а также специализированных курсов, посвященных различным аспектам как философской, так и психологической антропологии.

Апробация работы. Основные идеи диссертации представлены на конференциях различного уровня (1 международной, 1 всероссийской и 3 региональных). По теме исследования опубликована 21 работа. Из них три - в изданиях, входящих в перечень, рекомендованный ВАК РФ.

Структура и объём работы. Диссертация изложена на 178 страницах, машинописного текста, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 219 наименований (из них 214 отечественных и 5 иностранных).

Похожие диссертации на Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе