Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профессиональная культура социальной работы с населением в современной России : социально-философский анализ Маряшин Андрей Владимирович

Профессиональная культура социальной работы с населением в современной России : социально-философский анализ
<
Профессиональная культура социальной работы с населением в современной России : социально-философский анализ Профессиональная культура социальной работы с населением в современной России : социально-философский анализ Профессиональная культура социальной работы с населением в современной России : социально-философский анализ Профессиональная культура социальной работы с населением в современной России : социально-философский анализ Профессиональная культура социальной работы с населением в современной России : социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маряшин Андрей Владимирович. Профессиональная культура социальной работы с населением в современной России : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Москва, 2006.- 169 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-9/691

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Содержание и особенности социальной работы в России на современном этапе . 17-54

Раздел II. Понятие и содержание профессиональной культуры социальной работы . 55 - 86

Раздел III. Социокультурные противоречия, закономерности и принципы социальной работы в России . 87 - 114

Раздел IV. Актуальные проблемы и пути формирования профессиональной культуры социальной работы в российском обществе . 115 -147

Заключение 148 -156

Литература 157-169

Введение к работе

Проблемы развития социальной сферы российского общества стали ак-тивно'разрабатываться и практически решаться с середины 80-х годов XX века. Одновременно в России стало уделяться все более пристальное внимание осуществлению социальной политики государства. Конкретным воплощением этой политики является социальная работа в трудовых коллективах и с отдельными категориями населения российского общества. К середине 90-х гг. в стране возник и новый слой профессионально занятых людей - социальных работников, непосредственно обеспечивающих проведение социальной работы с населением на всех уровнях функционирования российского общества.

Как разновидность профессиональной деятельности социальная работа также подвержена культурному измерению. Отсюда возникает проблема профессиональной культуры социальной работы с населением российского общества, которая пока еще активно не разрабатывалась в отечественной науке.

Актуальность социально-философского исследования профессиональной культуры социальной работы в трудовых коллективах российского общества обусловлена следующими обстоятельствами и факторами.

Во-первых, относительной новизной социальной работы как сферы профессиональной занятости отдельных слоев российского общества. В советское время на социальном фронте официально работали так называемые собесы -отделы социального обеспечения, занимавшиеся в основном пенсионерами и инвалидами. В настоящее время социальная работа в России существенно обогатила свое содержание и получила институциональный статус в профессиональном разделении общественного труда. Она представлена на всех уровнях социальной организации общества - на государственном, политическом и негосударственном, общественном. Объектами социальной работы являются уже не только социально незащищенные, слабые слои, но и фактически все население российского общества. Решить проблему качества и повышения эффективности социальной работы поможет теоретическая разработка ее профессиональной культуры на социально-философском уровне.

Во-вторых, высокой ролью и значением нравственно-гуманистического содержания социальной работы с населением. Действительно, средоточием социальной сферы общественной жизни является человек, а сама социальная работа призвана удовлетворить его самые насущные и жизненные потребности. Это человеческое измерение социальной работы необходимо требует высокого качества, эффективности и профессионализма. Мерой такого качества всегда выступает культура, которая по своей природе не только эстетична, но и нравственна, гуманистична. И поэтому социальная работа в России необходимо требует своего окультуривания, которое прежде, чем воплотиться на практике, должно быть освещено теоретическим содержанием. Отсюда также возникает потребность в специальном и обобщенном исследовании социокультурных проблем социальной работы в современной России.

В-третьих, постоянным усложнением содержания и задач социальной работы в России. Как уже отмечалось, сегодня социальная работа призвана охватить своим влиянием все население. Она осуществляется и на уровне государственной социальной политики. Особую значимость социальная работа приобретает в трудовых коллективах, среди работающего и трудоспособного населения, т.е. наиболее активной части российского общества. Эту задачу призваны выполнять штатные социальные работники, которые далеко не всегда находятся «на своем месте». И в этом плане теоретическая постановка проблемы профессиональной культуры социальной деятельности поможет уточнить ее цели и задачи, содержание и объем, а соответственно ее роль и место в структуре профессиональной занятости всего населения России.

В-четвертых, повышением роли социокультурных аспектов в профессиональной деятельности российского общества. В последние годы все больше внимания уделяется усилению культурного измерения в исполнении профессиональных обязанностей. По сути дела культурная составляющая должна выступать необходимым элементом профессионализма каждого работника, частью его профессиональной культуры. Иными словами, каждый работник, в том числе и социальный, должен не только успешно решать все специальные задачи, но и работать по законам гуманизма и красоты, как того требует общая культура. Тем самым социальная работа освободится от таких пороков, как черствость, волокита, бумаготворчество, бюрократизм. Отсюда также вытекает потребность в социально-философском осмыслении профессиональной культуры социальной работы в России на современном этапе.

Научная разработка проблемы. Философские проблемы социальной работы в XX веке решались многими зарубежными философами, социологами, психологами, специалистами других отраслей гуманитарного знания. В частности, как отмечают исследователи, ключевыми теориями в начале становления теории социальной работы как науки были теории Курта Левина, Джорджа Хо-уманса, Алвина Зандера. Дальнейшее развитие эта теория нашла в трудах таких исследователей, как М.П. Фоллетт, Ф. Селзник, Р.Мертон, М.Залд, ЕХоффман, Р. Кантер, М. Ричмонд и других1. В своих исследованиях каждый из них в той или иной мере опирался на конкретные философские и социологические концепции

В России актуальные проблемы теории и практики социальной работы, как уже отмечалось, стали активно разрабатываться с середины 80-х годов XX в., особенно в условиях постсоветской России, когда страна вступила в период социальной модернизации на базе рыночной экономики. За последние 15 лет были изданы такие крупные и обобщающие труды, как Антология социальной работы в 5 томах, Энциклопедия социальной работы в 3-х томах, Энциклопедия

! Подробный анализ развития теоретических основ социальной работы см.: Фирсов М.В. История социальной работы. - М.: Академич. проект, 2004; Кузьмин К.В., Суторин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древних времен и до начала XX века). - Уч. пособие, - М: Академии, проект, 2005 и др.

социальной работы (Избранные статьи), Российская энциклопедия социальной работы в 2-х томах, а также «Права человека и работа в социальной сфере», «Этика социальной работы: принципы и стандарты», «Кодекс социального работника» и другие. Большой вклад в теоретическую разработку общих проблем социальной работы в России внесли такие авторы, как Бочарова В.Г., Бербеш-кина З.А., Горячев М.Д., Жуков В.И., Козлов А.А.„ Медведева ГЛ., Некрасов А.Я., Никитин В.А., Павленок П.Д., Попов В.Г., Тетерский СВ., Холостова Е.И., Фирсов М.В., Шапиро И.Б., Ярская С.Н. и другие. Они в своих крупных трудах, по сути дела, заложили теоретические основы социальной работы в новой России.

В частности, в работах названных и других авторов2 нашли отражение такие вопросы, как сущность и характерные особенности социальной работы, ее содержание, структура и выполняемые функции, закономерности и принципы, специфика ее отдельных направлений по отношению к различным категориям населения и многие другие проблемы. -

Отдельно следует выделить ряд работ3, в которых обобщен зарубежный -опыт социальной работы в таких государствах, как США, Великобритания, Германия, Австралия, Израиль, Швеция, Норвегия и других. Немало работ оте-

См.: Духовно-нравственные и ценностные императивы социальной работы // Философия: Учебник. Под ред. 0-А.Митрошенкова. - М., 2002; ; Кадомцева СВ. Социальная защита населения. - М.: РАГС, 1999; Лепихов М.И. Право и социальная защита населения. -М.:Былина, 2000; Медведева Г.П. Аксиологические аспекты социальной работы. - М.: Вла-дос, 2002; Ее же. Проблемы н тенденции развития социальной работы как феномена современной цивилизации. - М.: Изд-во РГСУ, 2004; Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. - М, 2002; Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. - М„ 1997; Социальная геронтология: современные исследования: Сб. рефератов. -М., 1994; Социальная работа с пожилыми/Под ред. Е.И.ХолостовоЙ.-Мч 1995; Социальная работа с инвалидами / Под ред. Е.И.Холостовой; Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. И-Холостовой. - М., 1998; Сулейменова Г.В. Социальное обеспечение н социальное страхование. - М, 1997; Социальная защита в регионе: Учеб. Пособие. - Екатеринбург, 1999; Теория и методика социальной работы. Под ред. ПД.Павленка. - М., 1995; Теория и методика социальной работы: Учебное пособие в вопросах и ответах / Под ред. А.М.Панова и Е.И.Холостовой. - М., 1996; Теория социальной работы / Под ред. ЛХ.ГусляковоЙ и Е-И-Холостовой. - М., 1997; Фирсов М.В. История социальной работы, - М.: Аккадем. проект, 2004; Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 1995; Холостова. Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Уч. пособие.- М, 2003; Шапиро ВД. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни). - М., 1980; Якушев Л.П. Социальная защита: Учеб. пособие. - М., 1998;ЯрскаяС.Н. Философия социальной работы.-Саратов, 1994 и др.

3 См.: Книги 90-х годов в серии «Социальная работа в меняющемся мире» под ред. И.Б.Шапиро; Козлов А.А. Социальная работа за рубежом. Состояние, тенденции, перспективы. - М., 1998; Энциклопедия социальной работы / Пер. с англ.: В 3 т. - М., 1993-1994; Аль Асиби Юсуф. Социальная работа как средство воспитания и социализации молодежи в бедуинском обществе Израиля: Автореф. дисс.... кандид. филос наук. - М-, 2002; Бат- Шева Пе-нер. Социальная работа как фактор совершенствования сферы здравоохранения в израильском обществе: Автореф. дисс. ...кандид. филос. наук.-М„ 2002 и др. .

чественных авторов посвящено исследованию проблем социальной политики государства \

Наконец, применительно к теме исследования нельзя не указать на многочисленные работы, посвященные теории общей и профессиональной культуры, а также законодательные акты федерального, регионального, городского и муниципального уровней, особенно распоряжения Мэра и Постановления Правительства Москвы, касающиеся всех сторон социальной работы исполнительной власти и системы местного самоуправления в столице России.

Изучение отечественной и зарубежной литературы по данной проблеме свидетельствует, что вопросы профессиональной культуры социальной работы в современной России пока еще недостаточно разработаны. Больше всего эти вопросы ставились и решались в рамках научной организации труда. Но научная организация труда - это еще не культура профессиональной деятельности, а лишь ее необходимая предпосылка. По сравнению с НОТ профессиональная культура труда требует более серьезных усилий и широких способностей, навыков и умений. Да и вообще профессиональная культура труда по содержанию значительно шире и богаче его научной организации, и потому НОТ не может подменить ее собой.

Большое значение для социально-философского осмысления профессиональной культуры социальной работы имеет научно-теоретическая разработка вопросов профессиональной культуры. Однако и здесь содержание профессиональной культуры нередко зауживается до качественного решения лишь специальных задач. Между тем, культура любого вида профессиональной деятельности должна включать три необходимых слоя: общий, специальный и специфический. В такой постановке проблема профессиональной культуры социальной работы пока еще специально не рассматривалась в отечественной литературе. Отсюда вновь вытекает необходимость общетеоретической разработки вопросов культуры социальной работы как профессиональной разновидности общественного труда.

Объект исследования - социальная работа с населением Российской Федерации как относительно новый вид профессиональной деятельности на этапе коренного обновления всех сфер общественной жизни.

См.: Аверин A.M. Социальная политика государства. - М., 2002; Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. - М.Гелиос, 2000; Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах, - СПб, 1998; Дурова Л.И. Ин-ституционализация региональной социальной политики, - М„ 2000; Жуков В.И. Социальная политика, - М„ 2000; Ракитский Б.В. Концепция социальной политики для современной России. - М., 2000; Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. - М.: Гелиос, 1999; Социальная политика: Учебник / Под общей ред. Н,А.Волгина. - М.: Экзамен, 2002; Социальная политика в странах с переходной экономикой. - М.Д997; Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения. - М., 1996; Социальная политика и проблемы подготовки кадров. - М, 1999; Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики. - М.: РАГС, 1996; Холостова Е.И. Социальная политика. - М., 2000; Шарков Ф.И. Основы региональной социальной политики: Учеб. пособие. - М., 2000 и др.

Предмет исследования - понятие и содержание, закономерности и принципы, состояние н тенденции развития, а также основные направления формирования профессиональной культуры социальной работы с населением на современном этапе развития российского общества.

Цель исследования - на базе социально-философского анализа вопросов профессиональной культуры социальной работы выработать и предложить обоснованные рекомендации и предложения по ее формированию и совершенствованию в России, определить наиболее приоритетные и перспективные социокультурные модели организации и практического осуществления социальной работы с населением российского общества.

Основные задачи исследования: уточнить содержание и объем понятия «культура социальной работы с населением» российского общества, а также представить ее содержание как социального процесса, включающего в себя необходимые компоненты профессиональной деятельности социальных работников; выявить сущность и содержание профессиональной культуры социальной работы с населением российского общества, сформулировать ее определение и рассмотреть характерные особенности; определить состояние, противоречия, уровни профессиональной культуры социальной работы, ее закономерности и тенденции развития, а также обосновать и сформулировать ее основные принципы; на основе теоретического анализа методов и форм социальной работы обосновать наиболее приоритетные и перспективные модели и пути формирования профессиональной культуры социальной работы с населением в России.

Теоретико-методологическая н эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование опирается на концепцию культуры как специфически творческой деятельности человека, теорию профессиональной деятельности как закономерное взаимодействие субъекта и объекта для достижения спланированных результатов, а также на общую теорию социальной работы с населением и концепцию социальной политики государства. В диссертации применены социально-философские и общенаучные принципы познания общественных явлений, в особенности социокультурный, системно-структурный, социологический и функционально-деятельностный подходы, а также диалектический, исторический, логический, диагностический и конкретно-социологический методы научного познания.

В работе проанализированы отечественные и зарубежные источники, раскрывающие историю и теорию социальной работы и социальной политики в России, а также деятельность городской и районной исполнительной власти г. Москвы в области социальной работы с населением. Диссертационное исследование основывается на современных нормативно-правовых документах Российской Федерации, города Москвы, на исследовательском материале отдельных районов московского мегаполиса, а также на монографиях, статьях, материалах научно-практических конференций и семинаров, посвященных процессу становления и развития профессиональной культуры социальной работы в Российской Федерации.

II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ» ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна диссертационного исследования состоит: в обосновании сущности и определении понятии «культура социальной работы» и «профессиональная культура социальной работы»; раскрытии содержания, структуры и уровней профессиональной культуры социальной работы с населением; анализе современного состояния, особенностей и противоречий, закономерностей и тенденций развития профессиональной культуры социальной работы в современной России; определении перспективных моделей и принципов, а также приоритетных путей формирования профессиональной культуры социальной работы в России на современном этапе.

Основные результаты исследования выражаются в следующих положениях, выносимых автором на защиту.

1. Авторское определение культуры социальной работы с населением как
меры ее качественного совершенства, выражающейся в уровне развития систе
мы доктринально-теоретических, государственно-политических и организаци
онно-практических средств, способов и форм деятельности государственных и
негосударственных институтов, органов и профессиональных работников соци
альной сферы с целью обеспечения достойного уровня жизни и условий сво
бодного развития человека.

Основными элементами ее содержания выступают: культура социального обеспечения и обслуживания населения; культура социальной защиты и поддержки отдельных категорий населения; культура социальной профилактики, коррекции и диагностики, а также культура социальной адаптации и реабилитация населения в изменившихся условиях и обстоятельствах жизнедеятельности. Оценка состояния и зрелости культуры социальной работы предполагает характеристику и выделение ее различных уровней: высокого (сверхдостаточного), среднего (достаточного) и низкого (недостаточного). По такой шкале уровней в зависимости от состояния и результатов социальной работы можно оценивать и уровень профессиональной культуры социальных работников.

2. Профессиональная культура социальной работы представляет собой
качественную меру развития системы ценностных ориентиров, норм морали и
права, уровня осознания целей и задач удовлетворения социальных потребно
стей и интересов людей, а также целостную совокупность зрелых профессио
нальных знаний, умений и навыков, опыта практической деятельности субъек
тов при осуществлении функциональных полномочий в социальной сфере жиз
недеятельности российского общества. Она несет в себе общие признаки и су
щественные черты культуры (социальность, гуманизм, трудовую природу, об
щественную полезность, одухотворенность, благотворность, эстетическую при
влекательность, совершенство), формируется в развитом демократическом об
ществе, где социальная работа институциализирована, и проявляется как на

уровне общества в целом, так и на уровне личности каждого работника социальной сферы.

Содержание профессиональной культуры социальной работы многогранно и включает в себя целостную совокупность элементов, в частности: а) систему общекультурных ценностей профессиональной деятельности - развитых знаний, взглядов и убеждений, а также практических навыков и умений профессиональной деятельности в социальной сфере общественной жизни; б) совокупность духовных, материальных (технических) и технологических компонентов профессиональной социальной работы; в) наличие общих, специальных и специфических элементов профессиональной культуры, представленных на различных уровнях социальной зрелости (высоком, среднем и низком), а также на разных уровнях общественной организации - государственно-федеральном, национально-региональном, городском, муниципальном (местном), институциональном и личностном.

3. Источниками и движущими силами развития профессиональной куль
туры социальной работы выступают многообразные противоречия, а также те
субъекты, в профессиональной деятельности которых они разрешаются. 6 со
вокупности противоречий культуры социальной работы выделяются внешние и
внутренние, объективные и субъективные, существенные и несущественные,
основные и производные проблемы, механизм разрешения которых включает:
познание всего комплекса противоречий; анализ и выделение из них основных
и существенных проблем; определение целей и задач социальной работы; раз
работка программ, способов и форм практической деятельности по разрешению
противоречий и трудностей социальной работы в специфических условиях кон
кретно-исторической ситуации.

Профессиональная культура социальной работы в своем развитии подчиняется действию закономерностей - устойчивых и существенных факторов, определяющих тенденции ее развития и функционирования. В ее развитии специфически проявляется действие трех групп закономерностей - закономерностей развития культуры в целом, закономерностей развития деятельности и закономерностей развития социальной работы как специфической разновидности профессиональной деятельности. В совокупности закономерностей профессиональной культуры социальной работы в России выделяются две основные группы устойчиво действующих зависимостей и факторов: группа внесистемных (внешних) закономерностей и группа внутрисистемных закономерностей.

4. На основе выявления и рассмотрения закономерностей профессио
нальной культуры социальной работы представляется возможным обоснование
и формулировка ее основных принципов. В системе принципов социальной ра
боты выделяются три нх группы: а) группа общих принципов; б) группа специ
альных принципов; в) группа специфических принципов. Среди общих прин
ципов профессиональной культуры социальной работы выделяются принципы
гуманизма, законности, социальной справедливости, социальной дифференциа
ции, эффективности и компетентности.

Специальные принципы конкретизируют требования общих принципов при осуществлении специальных задач и функциональных обязанностей социальной работы с населением. В данном аспекте действуют принципы социального обеспечения, обслуживания и страхования, социальной защиты и поддержки, адаптации и реабилитации населения. Таковы принципы оперативности и мобильности, адресности и благотворительности, упреждения и профилактики, нормативности и умеренности в осуществлении различных мероприятий социальной работы. Их требования фиксируются в кодексах социальных работников, специальных инструкциях и наставлениях, а также в традициях, сложившихся в практической деятельности.

Специфические принципы профессиональной культуры социальной работы обусловлены воздействием на нее специфических факторов. Среди них выделяются: принцип сочетания открытости и конфиденциальности в социальной работе с отдельными людьми и категориями населения, принцип социального доверия в отношениях между профессиональными работниками социальной сферы и их клиентами, принцип социальной терапии - повседневной и постоянной, кропотливой и скрупулезной, умеренной и взвешенной, глубоко продуманной и нравственно обоснованной социальной работы с отдельными категориями населения.

5. Формирование профессиональной культуры социальной работы является следствием взаимодействия объективных социальных условий (развитого индустриального общества, демократического, правового государства, гармоничных социальных отношений, богатой культурной жизни) и субъективных факторов - познавательных, доктринально-политических, воспитательных, образовательных, правовых, нравственных, эстетических и других. В каждом цивилизованном обществе формируется профессиональная культура социальной работы, адекватная его историческим, политическим, культурным и национальным традициям.

Профессиональная культура социальной работы в России находится в стадии становления, что обусловлено недостаточной решенностью социально-экономических проблем и актуальных задач развития социальной сферы российского общества. Процесс формирования профессиональной культуры социальной работы включает в себя совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как: создание развитой системы социальной работы с населением, отвечающей современным требованиям к социальному благополучию российского общества; совершенствование материального, экономического, финансового и технического обеспечения социальной работы с населением; развитие и внедрение инновационных средств, методов и технологий социальной работы; создание и реализация устойчивых и эффективных социальных моделей поддержки и помощи наиболее уязвимым категориям граждан; подготовка высококвалифицированных кадров социальной работы в соответствии с ее основными функциональными направлениями.

Приоритетными направлениями развития профессиональной культуры

социальной работы российского общества в современных условиях выступают: формирование эффективных комплексных центров социального обслуживания всех категорий населения; создание развитой системы социальной поддержки и помощи наиболее проблемным категориям граждан; расширение сети наиболее эффективных моделей социальной защиты населения — детских домов и приютов, жилых домов для инвалидов и ветеранов, реабилитационных центров, учреждений медицинского обслуживания, центров духовной терапии населения и т.п.; усиление государственной помощи и поддержки первичных звеньев социальной работы - районных и местных учреждений и органов; формирование оптимальных форм и способов взаимодействия государственных и общественных институтов и органов социальной работы с населением.

Содержание и особенности социальной работы в России на современном этапе

В статье 7 действующей Конституции Российской Федерации говорится: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» .

Конституционный принцип социального государства означает возложение на государство определенных социальных задач, обусловленных экономическим и социальным развитием общества. Он является юридическим выражением обязанности и ответственности государства перед обществом и личностью за осуществление социальной программы, заложенной в экономических, социальных и культурных правах граждан России. Одновременно этот принцип означает перераспределение национального дохода в пользу социально слабых, не способных своим трудом или иным законным способом обеспечить себе достойную жизнь и свободное развитие.

Принцип социального государства практически реализуется в осуществлении государством продуманной и взвешенной социальной политики2, цель которой состоит в равномерном содействии благу всех граждан и распределении материальных забот пропорционально их экономическому потенциалу. Тем самым государство посредством социальной политики выступает условием социальной стабильности и прочности конституционного строя, создавая широкую социальную базу его поддержки и атмосферу общественного доверия к институтам власти.

Обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека - значит создать необходимые условия, возможности и гарантии удовлетворения материальных и духовных потребностей людей на уровне, соответствующем реальной природе человека и стандартам развитого общества, обладания социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и ценности культуры для физического, умственного и нравственного совершенствования.

Основу социальной политики государства составляет программа обеспечения и реализации социальных, экономических и культурных прав граждан России, закрепленных в Конституции РФ. В отличие от гражданских и политических прав граждан, социальные, экономические и культурные права содержат в себе широкую социальную программу и требуют от государства, помимо признания, соблюдения и защиты, конкретной положительной деятельности по реализации этой программы, основные направления которой выражены в конституционной формуле социального государства.

Реализация таких прав, как право на труд и отдых, защита семьи, материнства и детства, право на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование и благоприятную экологическую среду требует от государства обширной и разнообразной деятельности. Это, например, создание системы трудовой занятости, научная организация и охрана труда, развитие системы здравоохранения, санаторно-курортного лечения, образования и просвещения, пенсионное обеспечение граждан, обеспечение населения жильем и т.д. В общем и целом совокупность практических мер по реализации социальной политики государства на всех уровнях общественной организации называется социальной работой ].

Социальная работа по своему содержанию и объему не сводится ни к социальной политике государства, ни к социальной защите населения, как это представляется в массовом сознании или даже в некоторых научно-публицистических работах. В общем и целом она представляет собой многообразную деятельность официальных и неофициальных учреждений, органов и конкретных лиц в социальной сфере общественной жизни. А средоточием этой сферы является человек во всем богатстве своих измерений и проявлений. В Конституции РФ так и записано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» . Значит, по своей природе и назначению социальная работа является в высшей степени человечной, гуманистичной. Она и призвана обеспечивать, поддерживать, обслуживать и защищать человека. Это - первая существенная особенность социальной работы.

Вторая особенность социальной работы тесно связана с первой и является ее продолжением. Она состоит в том, что социальная работа по своей природе благотворна, нравственна, доброжелательна. Можно сказать, что социальная работа нацелена на реализацию добра и блага в пределах экономических, политических, социальных и культурных возможностей государства и общества. И если это так, то в сфере социальной работы должны предъявляться особые требования к нравственному облику ее профессиональных работников. В социальной сфере нравственные нормы, понятия и категории действуют на уровне руководящих правил и принципов профессиональной деятельности. Таковыми, к примеру, выступают социальное равенство, социальная справедливость, соблюдение достоинства и чести, благонамеренность и добропорядочность, свобода личности и права человека.

Третья особенность социальной работы состоит в ее профессионализме. Из предыдущих рассуждений можно сделать вывод, что социальная работа в силу своей благотворности, гуманистичности является не столько профессией, сколько призванием того или иного человека, что она не только благотворна, но и благотворительна по своей природе. Не умаляя элементов и роли благотворительности в содержании социальной работы, следует все-таки указать, что в социальном государстве, каким является и Россия, эта работа прежде всего и главным образом должна быть официальной, конституированной, профессиональной.

Социальная работа не может быть отдана на откуп стихийной и неуправляемой благотворительности со стороны отдельных собственников-благодетелей. Как было уже отмечено, доктринально-политические основы этой работы заложены в Конституции Российской Федерации, а потому в России она выступает официально признанной сферой профессиональной занятости и направлением деятельности, восходящим к официальной политике государства. Это значит, что социальная работа должна быть упорядоченной, организованной, законной и профессиональной.

Четвертая существенная черта социальной работы - широта и качественное многообразие ее задач. Помимо социальной политики и разработки правовых основ на государственно-политическом уровне, социальная работа включает в себя следующие основные направления деятельности:

а) Социальное обеспечение населения - совокупность мероприятий по реализации официально установленных государством гарантий удовлетворе ния социальных потребностей и интересов различных групп и категорий на селения.

б) Социальное обслуживание населения - комплекс практических мер по удовлетворению социальных потребностей и интересов различных групп и категорий населения путем предоставления им широкого спектра социальных услуг.

в) Социальная поддержка населения - система мероприятий по перио дическому удовлетворению социальных потребностей отдельных категорий населения, находящихся в данный период времени в состоянии социального кризиса.

г) Социальная защита населения - система мероприятий по удовлетво рению необходимого минимума достаточных социальных условий жизнедея тельности отдельных категорий населения, которые в данный период времени терпят угрозы своему нормальному существованию.

Понятие и содержание профессиональной культуры социальной работы

Кажется, что о культуре вообще, в том числе и культуре различных видов деятельности сказано и написано немало. Однако при специальном обращении к данной проблеме приходится констатировать, что применительно к деятельности органов, учреждений и конкретных субъектов (агентов) социальной работы в России понятие культуры пока еще рассматривалось недостаточно глубоко. Достаточно широко распространен тезис о том, что в плане культурности можно ограничиться рассмотрением лишь нравственных аспектов человеческой деятельности. Такой подход методологически неприемлем в силу его очевидной ограниченности. Поэтому следует специально остановиться на методологических аспектах культуры социальной работы в трудовых коллективах Российской Федерации.

Сущность и выражающее ее понятие культуры социальной работы предстает как единство родовых и видовых аспектов. Видовые аспекты характеризуют специфику этого вида культуры, его отличие от других сфер культуры. Родовая его сторона определяется сущностными характеристиками культуры как целостного социального феномена и характеризует его общность с иными проявлениями культуры. Без рассмотрения этих характеристик невозможно углубиться в сущность культуры социальной работы в России.

В этом плане несостоятельными представляются утверждения о том, что успех исследования частных областей культуры может быть обеспечен без обращения к общеметодологическим проблемам: «Было бы неверным утверждать, что пока не выработано общего определения культуры, нельзя приступать к изучению более частных аспектов»1. Верно, что от исследователя частных проблем культуры не требуется «отточенной», «завершенной» дефиниции, однако определить свои «общекультурные» позиции он обязан, поскольку в противном случае исследователю все равно придется пользоваться общим подходом к культуре, но уже на интуитивном, зачастую эклектическом уровне.

Культурологическое измерение социальной работы получает методологическую ценность лишь тогда, когда оно представлено во всех своих основных аспектах, соответствующих содержанию понятия «культура» применительно к любому виду профессиональной деятельности. Ныне сформировалось значительное число подходов к определению сущности и содержания культуры, в том числе и в отечественной литературе.

Представляется справедливым замечание А.С. Кармина о том, что «культура - не просто слово обыденного языка, а одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного познания, которое играет в нем такую же важную роль, как понятие массы - в физике или наследственности -в биологии»1. Этим понятием характеризуется многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется во множестве самых разнообразных феноменов социальной жизни, и составляет их общую основу.

Термин «культура» многозначен, он восходит к лат. «culture», означая возделывание, обработку, уход, воспитание, образование, учение, поклонение, почитание, почет, культ. В разные эпохи понимание культуры существенно различалось: в эпоху древности культура означала возделывание и обработку прежде всего земли; в средние века выступала как поклонение, почитание, культ на религиозной основе; в эпоху Просвещения - как воспитание, образование и просвещение.

Для целей нашего исследования небезынтересно отметить период европейской истории, когда понимание культуры особенно тесно смыкалось с правом. XVII век в социальной философии был эпохой господства «юридического мировоззрения», суть которого состояла в интерпретации всех связей и отношений людей в обществе в первую очередь как отношений право-субъектов: общества - как системы законодательства и организации власти, а человека — как гражданина, носителя прав, свобод и обязанностей.

С точки зрения одного из основоположников концепций «естественного права» и «общественного договора» - Т. Гоббса, возникшее в результате договора государство - это не просто главное из искусственных тел, а «все искусственное»: законы, языки, мораль, механические искусства, обычаи - все, возникшее благодаря человеческой воле, существует как части государства. Для него государство и общество совпадают, а значит, нет нужды еще в одном термине для обозначения «искусственного» - таком, как «культура». Уже в XVIII в. обнаружилось, что значительная часть общественных процессов и отношений необъяснима в рамках юридически-правовых концепций. Тем не менее, еще на рубеже XVIII-XIX вв. в учениях Канта, Фихте и Шеллинга правовой порядок рассматривался в качестве искусственно созданной «второй природы» человека и существенной части культуры.

Если учесть, что содержание культуры крайне разнородно и включает в себя материальные, духовные, и художественные разновидности человеческой деятельности; ее процессы, продукты, проявления в самом человеке, то станет понятным, почему культура изучается самыми разными науками. Однако это приводит к тому, что этнограф и социолог, психолог и технолог, искусствовед и педагог смотрят на культуру разными глазами и видят в ней разное, по-разному ее определяют. Еще в 50-е гг. нашего века А. Кребер и К. Клакхон, анализируя только лишь американскую культурологию, приводили цифру - 237 дефиниций (определений) культуры1. А вышедшая двадцать лет спустя «Теория культуры» Д. Каплана и Р. А. Меннерса1 показала, что это число может быть еще большим. Об этом же свидетельствуют и обобщающие издания зарубежных культурологов2. В отечественной литературе готовность сопоставить различные дефиниции культуры позволила Л.Е. Кертману насчитать более 400 определений3.

Отечественные исследователи неоднократно предпринимали попытки сгруппировать существующие подходы к определению культуры. В частности, А.С. Карминым среди таких подходов выделены описательные, антропологические, ценностные, нормативные, адаптивные, исторические, функциональные, семиотические, символические, герменевтические, идеацион-ные, психологические, дидактические, социологические4. Представители ростовской школы культурологов выделяют ценностный (аксиологический), дезаксиологический, семиотический, информационный, гуманистический, технологический и иные подходы5. В обстоятельной монографии П.С. Гуре-вича рассмотрено более десятка определений культуры6. Существуют и другие классификации.

Большинство из упомянутых подходов мы можем найти у отечественных исследователей. Так, вплоть до середины 60-х годов доминирующее положение в отечественном культуроведении занимала аксиологическая концепция культуры, представляющая ее как совокупность материальных и духовных ценностей. Именно такая трактовка нашла отражение во втором издании Большой советской энциклопедии, в Философской энциклопедии и других довольно многочисленных публикациях. К сторонникам этой концепции могут быть отнесены Г.Г. Козлов, А.А. Зворыкин, Г.П. Францев1.

Этот подход позволяет выявить общую социальную направленность культуры - содействовать общественному прогрессу, ибо ценностью является то, что имеет положительную социальную значимость: «Во всех явлениях культуры мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления или созданы, или, если они уже существовали раньше, взлелеяны человеком»2.

Социокультурные противоречия, закономерности и принципы социальной работы в России

Несмотря на кажущуюся ясность категорий «противоречия», «источники» и «движущие силы» развития, среди философов и социологов нет единства по поводу содержания этих понятий, хотя отечественные философы уделяли и уделяют этой проблеме как специальное внимание, так и обращаются к ней при исследовании других философских проблем.

Так, в 60 - 70-е годы в советской философии утвердилось мнение, что «противоречие и движущие силы развития представляют одно и то же»1. Однако такой подход не позволяет выявить различный характер и роль источников и движущих сил в процессе развития культуры правоохранительной деятельности: источники представляют лишь возможность развития, в реальный фактор они превращаются в результате действия движущих сил.

Вместе с тем существовали попытки все факторы детерминации общественного развития свести к понятию «движущие силы»2. Утверждалось, например, что движущие силы — это факторы, которые «вызывают активную осознанную деятельность»; среди них главенствующее положение занимают социальные потребности и интересы. Но тут же отмечалось: «Основным стержнем категории «движущие силы» выступают общественные противоречия (прежде всего на фазе их разрешения»3.

Существуют разные подходы к соотношению понятий «противоречия», «источники» и «движущие силы развития». В. Н. Асташов отмечал в свое время, что «понятие «социальное противоречие» отражает сущность самодвижения общества, а понятие «движущие силы» развития общества — способ существования противоречий, их самодвижение в обществе» . Распространенной является точка зрения, что источником развития являются не внутренние противоречия, а их разрешение под влиянием ведущей стороны противоречия2, та сторона противоречия, которая обусловливает его разрешение3.

Но выдвижение в качестве источника развития лишь ведущей стороны противоречия является недостаточным, ибо лишь единство и борьба противоположностей как двух тенденций, заключенных в противоречии, ведут к развитию. С другой стороны, неправомерно рассматривать в качестве источника развития и разрешение противоречия, ибо разрешение есть уже одна из ступеней развития. Справедливости ради отметим, что наряду с подобными взглядами существовала точка зрения о том, что «источник дает импульс, мотив развития, движущие же силы реализуют импульсы развития, заложенные в источнике»4.

Современные исследователи далеко не всегда жалуют вниманием рассматриваемые проблемы. Так, в многократно переиздаваемом курсе лекций по философии А.А. Радугина места этим категориям не нашлось5. В популярном учебнике В.В. Миронова вся совокупность факторов исторического развития отражается понятием причины, а категория источник приводится лишь в связи с описанием гегелевской концепции исторического развития6. Аналогичный подход разделяется в широко распространенном учебном курсе В.А. Канке1. СИ. Попов, поместив в название соответствующего параграфа понятие «движущие силы социальных изменений», тем не менее определения этого понятия не дает, ограничиваясь общим замечанием, что «объединяясь в социальные группы, классы, партии и т.п., индивиды превращаются в реальную, а при благоприятных условиях -решающую силу истории»2.

Вместе с тем большинство авторов считают необходимым уточнение методологических позиций при рассмотрении сущностных сторон общественного развития. Так, B.C. Барулин обстоятельно рассматривает сущность и структуру движущих сил развития общества, подчеркивая при этом: «По нашему мнению, движущие силы общества, - это деятельность людей, раскрытая с точки зрения ее внутреннего механизма, ее факторов и причин»3.

Проблему источников общественного развития исследует ростовская школа философов: «Можно обозначить первый источник саморазвития общества, а именно противоречия природной и культурной организации человека и его сообществ»4 (Выделено мной. - А..М.). В другом пособии они отмечают, что источники саморазвития общества заключаются «во взаимодействии трех сфер реальности:

- мир природы и вещей, существующих независимо от воли и сознания людей,

- человеческая субъективность,

- мир общественного бытия вещей и предметов»5.

Какой же подход считать методологически наиболее плодотворным?

Понятно, что отождествление категорий «источники» и «движущие силы» резко сокращает методологическое значение этих понятий, заставляет искать новые категории для обозначения того содержания, которое «выпадает» при отождествлении источников и движущих сил.

По мнению диссертанта, целесообразно сопоставить категорию «источник» с понятием «возможность», категорию «движущая сила» с понятием «действительность». При таком подходе противоречие выступает именно как источник, ибо само по себе существование противоречия еще не означает развития, оно создает лишь возможность для развития. Развитие будет действительным лишь в случае разрешения противоречия. Поэтому движущие силы развития— это те социальные силы, которые содействуют разрешению противоречий, т. е. это конкретная деятельность людей и совокупность тех факторов, которые стимулируют эту деятельность.

Существует специфический момент в соотношении источников и движущих сил социального развития, не отраженный пока специально в исследованиях по этому вопросу. Он обусловлен различиями в иерархии социальных систем. Внутреннее противоречие достаточно узкого социального явления зачастую не может быть разрешено в рамках данного явления, а требует действия факторов, внешних по отношению к нему. Тогда, во-первых, движущие силы развития данной системы будут лежать вне этой системы, за пределами этого противоречия. Во-вторых, появляется иерархия источников ее развития: внутренние, собственные противоречия данного явления и внешние противоречия той системы, элементом которой является данное явление, причем главную роль играют как раз внешние противоречия. Эта диалектика наглядно проявляется в процессе развития системы элементов культуры социальной работы.

Наиболее глубокими и существенными источниками являются не столько внутренние противоречия самой культуры социальной работы, а внешние по отношению к ней противоречия: между надежным обеспечением социальной безопасности и стабильности в системе данного общества как целью и эффективной социальной политикой государства как средством. Вместе с тем существенную роль в данном процессе играют и внутренние противоречия самой социальной деятельности как относительно самостоятельного общественного явления.

Поскольку государство выступает системообразующим центром современной политической сферы общества, то существенную роль в развитии профессиональной культуры социальной работы играет характер противоречий в сфере политики. Будучи относительно самостоятельным социальным явлением, главное содержание которого составляют политические отношения по поводу государственной власти, политика развивается, прежде всего, и скорее всего в силу собственных внутренних противоречий.

Актуальные проблемы и пути формирования профессиональной культуры социальной работы в российском обществе

Социальная работа в России осуществляется социальными службами, к которым относятся государственные, муниципальные и негосударственные органы, организации, специализированные учреждения и предприятия. К первым относятся официальные учреждения и органы министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится проведение социальной работы с населением. К муниципальным социальным службам принадлежат те учреждения и предприятия, которые находятся в ведении органов местного самоуправления. Негосударственные социальные службы - это учреждения и органы социальной работы, создаваемые общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями и частными лицами.

Процесс формирования профессиональной культуры социальной работы включает в себя совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как: создание развитой системы социальной работы с населением, отвечающей современным требованиям к социальному благополучию российского общества; совершенствование материального, экономического, финансового и технического обеспечения социальной работы с населением; развитие и внедрение инновационных средств, методов и технологий социальной работы; создание и реализация устойчивых и эффективных социальных моделей поддержки и помощи наиболее уязвимым категориям граждан; подготовка высококвалифицированных кадров социальной работы в соответствии с ее основными функциональными направлениями.

Профессиональная культура социальных работников российского общества формируется под воздействием целостной совокупности объективных условий (экономических, социальных, политических и духовных), а также субъективных факторов их жизнедеятельности -познавательных, правовых, нравственных, эстетических, психолого педагогических и сакральных, в которых выражается уровень зрелости их сознания, гуманистический характер личных взглядов и убеждений, благотворная направленность ценностных ориентации, совершенство навыков и умений практической работы с населением в соответствии с профессиональным предназначением. По мере совершенствования культуры социальной работы российского общества будет постепенно нарастать уровень профессиональной культуры работников социальной сферы.

Приоритетными направлениями развития профессиональной культуры социальной работы российского общества в современных условиях выступают: формирование эффективных и устойчивых комплексных центров социального обслуживания всех категорий населения; создание развитой системы социальной поддержки и помощи наиболее проблемным категориям граждан - инвалидам, пенсионерам, ветеранам войны и труда, одиноким родителям и безнадзорным детям; расширение сети наиболее эффективных моделей социальной защиты населения - детских домов и приютов, жилых домов для инвалидов и ветеранов, реабилитационных центров, учреждений медицинского обслуживания, центров духовной терапии населения и т.п.; усиление государственной помощи и поддержки первичных звеньев социальной работы - районных и муниципальных учреждений и органов; формирование оптимальных форм и способов взаимодействия государственных и общественных институтов и органов социальной работы с населением.

Для осуществления профессиональных, специализированных форм социальной работы в России функционируют следующие социальные службы:

- пенсионного обеспечения;

- социально-бытового обслуживания;

- материальной помощи; социального обслуживания на дому; специализированного стационарного социального обслуживания; протезирования, протезирования и протезостроения;

- технических средств реабилитации;

- специального транспортного обслуживания;

- медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

- медико-социальных, социально-психологических и социально педагогических услуг различным группам населения;

- детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учреждения;

- специальные профессиональные образовательные учреждения;

- поддержки семьи, женщин и детей;

- реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;

- по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и мигрантов, безработных;

- кризисные центры (для лиц страдающих алкоголизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному и физическому насилию), регулирующие гуманитарную и техническую помощь России и ее отдельным регионам;

- по взаимодействию с негосударственными организациями инвалидов, ветеранов, семей с детьми и другие.

Социальные службы функционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли - социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населения РФ, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях.

Значимым достижением в плане формирования профессиональной культуры социальной работы с населением в России стало создание широкой сети социальных служб и института социальной работы за необыкновенно короткий срок. Начиная с 1989 г., и особенно в период с 1993 по 1996 гг., стране появилось большое число разнообразных социальных служб. Более чем в 50 высших профессиональных образовательных учреждениях открылись факультеты социальной работы. Переориентацию на подготовку работников среднего звена в системе социальной работы получили средние профессиональные образовательные учреждения.

Однако все эти усилия были нацелены на решение проблем наиболее социально уязвимых граждан в период сложнейших политических и экономических процессов, происходящих в стране. Они инициировались государственными структурами и лишь в зачаточном виде получили поддержку общественных организаций по линии гуманитарных акций и благотворительности. По-прежнему практически нерешенными остаются вопросы профилактики социальных рисков в институциональном и правовом поле, в том числе в аспекте социальной работы и социальных служб.

В течение последних лет в России социальная работа как институт, ее технологии, организационные формы претерпевают существенные изменения. Несмотря на всевозможные и прежде всего экономические трудности растет число социальных учреждений. Ниже приведены некоторые результаты изучения обеспеченности населения социальными услугами, а также инновационных подходов в социальном обслуживании населения, представленные в марте 2001 г. на Всероссийской конференции «Реальная социальная политика в период модернизации в России» одним из крупных специалистов в этой области профессором Е.И. Холостовой.

По данным этого автора, за последние шесть лет в России численность учреждений социального обслуживания семьи и детей возросла в 21 раз и составляет в настоящее время около 2300 учреждений, предоставляющих более 23 млн. различных видов социальных услуг.

Быстрыми темпами развиваются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (рост составил более чем в 5 раз за 6 лет), реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, численность которых выросла в 2 раза.

Похожие диссертации на Профессиональная культура социальной работы с населением в современной России : социально-философский анализ