Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная специфика неортодоксального христианства в современной России Сухоруков Дмитрий Сергеевич

Социальная специфика неортодоксального христианства в современной России
<
Социальная специфика неортодоксального христианства в современной России Социальная специфика неортодоксального христианства в современной России Социальная специфика неортодоксального христианства в современной России Социальная специфика неортодоксального христианства в современной России Социальная специфика неортодоксального христианства в современной России Социальная специфика неортодоксального христианства в современной России Социальная специфика неортодоксального христианства в современной России Социальная специфика неортодоксального христианства в современной России Социальная специфика неортодоксального христианства в современной России Социальная специфика неортодоксального христианства в современной России Социальная специфика неортодоксального христианства в современной России Социальная специфика неортодоксального христианства в современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сухоруков Дмитрий Сергеевич. Социальная специфика неортодоксального христианства в современной России: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Сухоруков Дмитрий Сергеевич;[Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет"].- Ставрополь, 2014.- 169 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования социальных и мировоззренческих истоков неортодоксального христианства 18

1.1. Разномыслие в эпоху становления христианства 18

1.2. Генезис неортодоксального христианства . 39

1.3 Развитие отечественных неортодоксально-христианских воззрений 60

Глава 2. Особенности неортодоксального христианства в современном российском обществе 82

2.1. Христианские течения в современной России .82

2.2. Социальная специфика неортодоксального христианства в современной России 106

2.3. Перспективы российского неортодоксального христианства в контексте глобализации 124 Заключение 147

Библиография .

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современном российском обществе на фоне распада СССР, гласности и объявления свободы слова вновь возросла роль религии, что исторически соответствует культурным традициям народов, населяющих территорию современной России. Реставрация православия выглядит исторически обоснованной, поскольку во все времена, начиная с Крещения Руси, эта ветвь христианства доминировала в России. При этом помимо традиционного для нашей страны православия образовалось большое количество других христианских движений, суммарно имеющих немалый вес. Причем, речь идет как о традиционных в других регионах мира христианских конфессиях, таких, как католицизм, так и об околохристианских деструктивных сектах.

Каждое из этих религиозных движений оказывает изнутри влияние на российское общество. Национальная идентичность напрямую связана с религиозной, поэтому нельзя недооценивать значение христианства в его различных формах в плане влияния на социум. Сознательное следование положениям той или иной конфессии накладывает заметный отпечаток на личность ее адепта, что сказывается, в том числе, на его поведении в обществе. Влияние неортодоксального христианства на общество, таким образом, осуществляется путем внедрения среди своих последователей разнообразных мыслительных и поведенческих стереотипов, причем, как позитивного, так и негативного характера. То есть, неортодоксальные христианские движения в современном российском обществе могут оказывать на него положительное или отрицательное влияние.

Также не следует забывать, что последователями неортодоксального христианства являются граждане РФ. Они – неотъемлемая часть современного российского общества, меньшая, но от этого не менее значимая. Поэтому исследование разнообразных процессов, происходящих внутри социума, не может быть полным без рассмотрения религиозного вопроса.

Мировые интеграционные процессы не могут проходить безболезненно, поскольку у каждой страны есть собственные культурные традиции, подчас не вписывающиеся в модель глобализации, по сути являющейся адаптацией «западных» ценностей в условиях конкретного государства. Кроме того, большое количество людей придерживается консервативных взглядов, особенно это касается развивающихся стран. Эти и другие факторы способствуют появлению религиозного фундаментализма и даже экстремизма. Россия как страна с большим количеством социальных потрясений за последние сто лет тоже не осталась в стороне от данных явлений. Поэтому помимо распространения различных нетрадиционных религий и неортодоксального христианства в противовес ему появляются организации фундаменталистского толка, которые по сути являются тем же, с чем борются – ригористами и ревнителями истинной веры, но исключительно в том виде, как сами ее понимают. При этом, несмотря на борьбу фундаменталистов за консервативные семейные ценности, из виду, возможно, упускается, что часто христиане, входящие в различные организованные секты и деноминации, не менее строго и почтительно относятся к семье. Их подход необходимо рассмотреть подробнее, поскольку государство строится, прежде всего, на ячейках общества; возрождение роли семейного воспитания особенно актуально в современных условиях.

Принимая во внимание заметное суммарное количество последователей неортодоксального христианства в России, выяснение его места и роли в современном обществе является актуальной проблемой для социальной философии, решение которой необходимо начать с всестороннего анализа влияния неортодоксального христианства на жизнь социума и оценки последствий этого влияния, учитывающей рост глобализационных процессов.

Степень научной разработанности проблемы. Для того, чтобы раскрыть тему исследования, необходимо обратиться к ряду научных литературных источников, принадлежащих как современным авторам, так и написанных в предшествующие века.

При проведении исследования важны были классические работы, посвященные рассмотрению исторического пути христианства (С.С. Аверинцева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, В.В. Зеньковского, П.В. Знаменского, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, А.Ф. Лосева, М.Э. Поснова, В.С. Соловьева, Л. Фейербаха, Г.В. Флоровского), а также процессу развития неортодоксального христианства в исторической ретроспективе, в том числе апологетического характера: Августина Аврелия, H.A. Бердяева, А. фон Гарнака, Ансельма Кентерберийского, Т.Ф. Климента, К.С.Ф. Тертуллиана, Л.Н. Толстого.

Также помогли раскрыть историю отношений социума и христианской религии в историческом процессе работы по истории неортодоксального христианства таких современных авторов, как А.Н. Анисин, В.А. Баранов, В.Г. Богораз, П. Браун, А. Бренон, М.А. Буданов, С.А. Воробьева, Т.В. Душина, А.В. Дьяков, свящ. П. Иванов, Е.В. Каверина, Р. Каратини, В.Н. Катасонов, Л.Р. Кызласов, А.А. Лагунов, Н.А. Митрохин, Р. Нелли, Н.А. Осокин, Ф. Рудольф, С.В. Санников, Р. Скальфи, Е.Б. Смагина, С.В. Смирнов, Ю.А. Табак, А. Тамборра, З.С. Тышкевич, З.Н. Хабибуллина, А.Л. Хосроев, прот. А. Шмеман.

Исследованиями социальной специфики неортодоксального христианства занимались такие современные авторы, как А. Баркер, Т.Ю. Бородай, А.В. Бузгалин, Г. Гартфельд, В.В. Гурский, А.Л. Дворкин, В.Л. Задворный, прот. М. Зноско-Боровский, С.А. Иваненко, М. Лось, А.В. Матецкая, прот. А. Новиков, И.С. Проханов, А.В. Пузынин, Н.В. Ревуненкова, Э.А. Саракаева, А.Н. Сыроваткин, А.Л. Хосроев, В.Ф. Чеснокова, А.В. Щипков, В.К. Шохин, И.Н. Юркин.

Поскольку христианство не развивалось изолированно, неполной была бы картина, если бы не были привлечены труды исследователей других религий: М. Аджи, А.Г. Алексаняна, С.И. Брука, Т.К. Ибрагима, Ю.А. Иоаннесяна, Р. Мацуха, Л. фон Паля, Б.А. Рыбакова, О.В. Творогова.

Ценными источниками для понимания неортодоксального христианства послужили работы современных авторов – исследователей апокрифической литературы (таких, как Д.А. Алексеев, П.В. Берснев, Г. Виденгрен, М.М. Кубланов, П.-Л. Кушу, Р.А. Лопаткин, Ч.Б. Уайт, О.М. Чунакова, А.Л. Хосроев); труды авторов, рассматривающих вопросы глобализации и социума: Г.С. Абилова, М. Алле, Р.Х. Аль-Хуссаини, Г.Л. Аналионис, Р.Г. Апресян, Х.А. Барлыбаев, З. Бауман, У. Бек, Е.С. Бирюков, В.Ю. Большаков, Ю.Ю. Булычев, А.Г. Бутенко, И. Валлерстайн, Е.Н. Васильева, А. Вебер, М. Вебер, А.А. Герасименко, М.Г. Делягин, А. Ибтисам, О.Е. Казьмина, Н.С. Кирабаев, Г.С. Киселев, М.В. Козлова, В.Д. Лаза, Н.В. Лашко, М.В. Малыгина, Е.О. Муравьева, Ю.М. Почта, Ю.Ю. Синелина, Р. Форнет-Бетанкур, А.В. Хохлова, В.М. Черновецкий, И.Ю. Шевченко, И.А. Шмерлина, В.А. Ядов, Ю.В. Яковец.

Поскольку длительное время авторы находились под влиянием той или иной идеологии, в своих работах они часто не уделяли должного внимания всестороннему рассмотрению неортодоксального христианства. В досоветский период православие являлось той единственной отправной точкой, с которой можно начинать исследование, причем остальные конфессии априори рассматривались либо как чуждые, либо как враждебные. То есть, авторы всегда в той или иной мере полемизировали с еретиками и схизматиками, осуждая их. Несколько веков вся подобная литература носила характер апологетики в большей или меньшей степени.

В советский период исследователи могли себе позволить рассуждать и о православии, и об инославии с равной эмоциональной окраской. Но в то же время официальная атеистическая идеологическая база не позволяла говорить о христианстве любого течения в положительном ключе.

Только в постсоветский период стали издаваться материалы, беспристрасно оценивающие неортодоксальное христианство. Несмотря на значительное количество работ, посвященных рассмотрению различных аспектов неортодоксального христианства, исследование его социальной специфики требует дальнейшей углубленной разработки.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. История христианства в России насчитывает более тысячи лет, все это время в нашей стране существовало не только общепринятое православие, но и иные неортодоксальные течения. Поэтому вопрос влияния на общество и религиозное мировоззрение христианских конфессий, отличных от православия, возник практически одновременно с Крещением Руси.

Поскольку на протяжении большей части своей истории наше государство было страной с официальной религией, вопрос взаимодействия с иными христианскими конфессиями поднимался практически исключительно в контексте попыток запретить населению исповедовать религию, отличную от православия, и не допустить дальнейшего распространения влияния на умы иных конфессий. Только в XIX-начале XX в. мыслители и философы стали высказывать точки зрения, в той или иной мере выходящие за рамки официально-церковных.

В советский период официальной идеологической базой был атеизм, поэтому доступ к христианству (как ортодоксальному, так и неортодоксальному) был ограничен, его адепты осуждались в той же мере, в какой до этого подвергались гонениям не принадлежащие к православию христиане.

Таким образом, социальная специфика неортодоксального христианства рассматривалась исключительно в негативном контексте. Для всестороннего ее рассмотрения необходимо прибегнуть к исследованиям последних лет, выполненных уже в рамках светского государства, также теоретической базой будут служить труды ученых и мыслителей, рассматривающих развитие христианства и его взаимодействие с обществом в исторической ретроспективе.

В качестве методологической основы для проведения диссертационного исследования использовался ряд общенаучных и традиционных для философии методов. Важную роль при рассмотрении разнообразия неортодоксальных христианских течений сыграла социологическая типологизация религиозных движений М. Вебера. Историко-генетический метод позволил проследить генезис современного неортодоксального христианства, выявить причины возникновения характерных черт его социальной специфики. Важным методом, нашедшим применение в ходе проведения, является системный подход. Рассмотрение каждого из крупных неортодоксальных христианских течений позволяет, обобщив, делать выводы о значении неортодоксального христианства в целом. Также использовался диалектический метод в процессе изучения обеих сторон христианства (ортодоксальной и неортодоксальной), рассмотрение их мнений и аргументов по различным вопросам, что позволило сделать обобщённые выводы.

В процессе проведения исследования были использованы общенаучные методы, такие как анализ, синтез, дедукция, индукция, эмпирическое обобщение, формализация, сравнение и пр., в соответствии с поставленными задачами.

Объект исследования: неортодоксальное христианство как социальный феномен.

Предмет исследования: особенности современного неортодоксального христианства и его влияние на российскую социальную действительность.

Цель работы состоит в проведении социально-философского анализа особенностей неортодоксального христианства и оценки его влияния на современное российское общество.

Задачи диссертационного исследования:

исследовать зарождение неортодоксальных христианских движений, предварительно дав авторскую интерпретацию понятия неортодоксальности;

рассмотреть судьбу неортодоксального христианства в период средневековья и Реформации, обращая внимание на движения, сохранившиеся до наших дней или оказавшие заметное влияние на современные;

выявить истоки неортодоксального мышления в русской религиозной мысли, указав на его древние корни;

рассмотреть наиболее многочисленные и значимые неортодоксальные христианские движения в современной России;

проанализировать социальную специфику неортодоксального христианства в современной России и его влияние на различные стороны жизни общества;

дать оценку воздействию неортодоксального христианства на жизнедеятельность современного российского общества, определив перспективы этого влияния в контексте мировых интеграционных процессов.

Научная новизна результатов исследования:

представлена авторская интерпретация понятия неортодоксального христианства, на основе которой исследован период зарождения неортодоксальных христианских движений в античности и раннем средневековье;

рассмотрен генезис неортодоксальных христианских движений в период от средневековья до Реформации, при этом особенное внимание уделено тем движениям, которые сохранились до наших дней; сделаны выводы о преемственности неортодоксальной мысли в христианской философии;

выявлены истоки неортодоксальных элементов в русской религиозной мысли, при этом обосновано, что исконно русские неортодоксальные движения обычно не имеют стремление выйти за пределы православия, вместо этого предлагая реформировать его изнутри;

охарактеризованы наиболее значимые и многочисленные неортодоксальные христианские движения, присутствующие в современном российском обществе, рассмотрены механизмы и результаты их влияния на социальную жизнь;

определена социальная специфика неортодоксальных христианских конфессий в современной России, аргументирована неоднозначность их влияния на общество, требующая проведения всестороннего диалога с их представителями;

исследованы изменения специфики неортодоксального христианства, обуславливающиеся глобализационными процессами, обозначены перспективы дальнейшего развития христианства, в котором будет усиливаться влияние интеграционных факторов.

Основные тезисы, выносимые на защиту:

  1. К неортодоксальному христианству можно отнести все те течения в этой религии, которые не относятся к православию. Социальную специфику христианского движения автор определяет как особенности его взаимодействия с обществом и их взаимное влияние. С самого момента своего зарождения, то есть, после телесной смерти Иисуса, христианство, не будучи строго кодифицированной при жизни своего основателя религией, было по-разному понято его учениками, а затем учениками учеников и так далее. Таким образом, христианство практически со времени своего появления стало пониматься по-разному, что привело впоследствии к появлению в нем множества течений, количество которых с каждым годом только увеличивалось. При этом, быстро распространившись на просторах античного мира, христианство, в той или иной мере, смешивалось с местными верованиями и подвергалось критическому осмыслению с использованием образов и понятий, знакомых местному населению. Так, смешавшись с эллинской философией, мог образоваться гностицизм, с иудаизмом – иудео-христианство, также появилось большое количество чисто христианских движений эсхатологического характера, кроме того, различные общины имели ряд разногласий в обрядовой стороне. Государству же подобное разделение не было выгодно, поскольку эта религия выполняла роль официальной идеологии, поэтому оно поддерживало только одну партию, чаще всего – ортодоксальную. Таким образом, с самого момента своего появления, включая апостольский век, христианство не было монолитным движением.

  2. Для кодификации христианства после прекращений гонений созывались Вселенские Соборы, но политика компромиссов не могла устроить представителей всех течений, поэтому в 1054 г. религия раскололась на две основные ветви, количество же более мелких подсчитать невозможно. Падение Западной Римской империи оказало грандиозное влияние на всю последующую историю. Население большей части Европы было неграмотным и некультурным, включая бывших подданных Рима. При этом оставались небольшие области, сохранившие республиканскую форму правления и выгодно отличавшиеся в лучшую сторону в культурном плане. Такие области, как Окситания на юге современной Франции, опередили собственное грубое время, отличаясь известной веротерпимостью, отсутствием ксенофобии и более высоким культурным уровнем жителей. Помимо римского наследия важную роль в этом сыграло неортодоксальное христианское вероисповедание ее населения. Автор отмечает, что несмотря на традицию западной науки преуменьшать роль славянских народов в истории Европы, болгарские богомилы имели прямую связь с окситанскими катарами и сыграли важную роль в становлении их взглядов. Ситуация подобная окситанской повторилась во времена Реформации, когда протестанты предложили не только пересмотреть религиозные взгляды, но и построить иную модель общества. Таким образом, неортодоксальное меньшинство в средневековье было весьма активно в социальном смысле. Так, в протестантизме первой волны заложены капиталистические идеи, что было в новинку для того времени. Неортодоксальное христианство предлагало не только верить иначе, но и жить по-другому. В то же время на Руси старообрядцы, как показало время, сохранили и древний вариант православия, и аутентичный жизненный уклад, превратившись в субэтническую группу.

  3. Неортодоксальные взгляды в русском христианстве проявлялись как в виде отдельных внецерковных движений, которых было меньшинство, так и в виде инородных элементов, вплетенных в православие. Исследовав проблему, можно сделать вывод, что языческие верования, сменяя друг друга, переплетались, оставляя глубокий отпечаток в сознании народа Руси. Начиная с общих индоевропейских религиозных воззрений и заканчивая языческим пантеоном князя Владимира – все это нашло свое отражение в верованиях славян. Несмотря на христианизацию, элементы язычества столь плотно вошли в русское православие, что могут казаться исконно христианскими. Обрядовая часть, возможно, наиболее сильно обогащена инородными элементами, множество традиций берут свое начало в древних аграрных верованиях. То есть, народная разновидность православия изначально содержала неортодоксальные элементы. В то же время со стороны клира православие обогащалось разнообразными взглядами, почерпнутыми из апокрифической литературы. Позднее, подобно Реформации, русские внецерковные неортодоксы – хлысты, духоборы, скопцы, молокане – предложили не только собственный взгляд на христианство, но совершенно иную социальную специфику общинной жизни, основанную на отрицании государственных институтов. Появление первых русских философов в собственном смысле этого слова способствовало расширению мышления в сторону неортодоксальных взглядов по той причине, что личностное любомудрие неизбежно приводит к индивидуальному осмыслению любой проблемы, которое выходит за общепринятые рамки.

  4. Наибольшего расцвета неортодоксальное христианство приобрело в постсоветской России после того, как коммунистическая, а вместе с ней и атеистическая идеология пали. Длительный период нестабильной экономической обстановки и духовного голода способствовал тому, что люди, желая приобщиться к христианской вере, присоединялись не только к православию, но часто – к иным неортодоксальным движениям. В России действует множество христианских течений, каждое из которых можно классифицировать в соответствии с типологией М. Вебера. Это ряд крупных церквей, имеющих давнюю историю, более молодых деноминаций и организованных сект, и множество малочисленных, в том числе, деструктивных, сект, борьба с которыми осуществляется и государством. Суммарная численность неортодоксальных христиан не может сравниться с православными, но по причине большей социальной активности они играют заметную роль в современном обществе, занимаясь благотворительностью, прозелитизмом. В то же время абсолютное большинство российского населения позиционирует себя в качестве православных, что говорит о национальной идентичности, прочно связанной с ортодоксальным христианством.

  5. Каждое из множества неортодоксальных христианских движений имеет свои особенности не только в вероучительных вопросах, но и в социальной специфике. Сказать обо всех не представляется возможным, но в соответствии с типологией М. Вебера, можно обобщить, выделив общие черты. Социальная специфика организованных сект такова, что адепты часто противопоставляют себя обществу, практически образуя государство в государстве и народ в народе или, иначе говоря, субэтническую группу. Именно это является сильной стороной таких сект – семейным ценностям отдается должное, что особенно важно в условиях современного мира. В то же время добровольная изоляция от остальной части общества дробит его, что является оборотной стороной такой социальной специфики. Протестантские деноминации также часто обращаются к семейным ценностям и благотворительности, но для них характерны и капиталистические идеи, столь сильно вплетенные в доктрину, что находят свое отражение в социальной специфике. Протестантская социальная специфика отличается от традиционной русской, поэтому эти иностранные деноминации, в том числе, служат и проводником иной культуры. Более крупные организации-церкви представлены минимально, поскольку традиционной церковью в России является православная. Заметной чертой социальной специфики неортодоксально христианства является тот факт, что в его доктрине часто встречается изначальное неравенство: деление на пневматиков, психиков и гиликов в гностицизме, сектантов («спасенных») и всех прочих в различных сектах – то есть, они отказывают многим людям в самом праве на спасение, внося дополнительный раскол в общество. Носителями неортодоксальной христианской идеологии являются российские граждане, поэтому социум должен очень внимательно относиться к этому меньшинству, отдавая должное преимуществам и осуждая недостатки социальной специфики их конфессий.

  6. Исторически российское общество строится на фундаменте православно-христианской идеологии, после периода атеизма прослеживается возвращение к этой общественной парадигме. Поскольку социум развивается, включает в себя также представителей неортодоксального христианства, возрождая позиции христианства в обществе, нельзя основываться только на православии. В условиях глобализации религия также испытывает на себе определенное культурное давление, хотя с трудом ему поддается. Экуменизм, наиболее ярко отражающий идею интеграционных процессов, не принимается рядом крупных церквей. Включенное в глобализационные процессы российское общество для сохранения даже в этих условиях собственной монолитности требует некой идеи, такой, как христианство. Но поскольку условия изменились сравнительно с дореволюционными, христианство должно учитывать это, основываясь на своем фундаментальном принципе соборности.

Теоретическая и практическая значимость работы. В ходе исследовательской работы, отраженной в тексте диссертации, был получен ряд выводов, которые могут способствовать дальнейшим исследованиям социальной проблематики, связанной с уяснением места и роли неортодоксального христианства в современном российском обществе.

Теоретическая значимость работы проявляется в том, что представленные в ней выводы могут помочь углубленному рассмотрению данной темы, особенно с социальной точки зрения, при исследовании всестороннего влияния неортодоксального христианства на социум.

Практическая значимость работы состоит в том, что на основе изложенного в ней материала представляется возможным пересмотреть отношение к неортодоксальным христианским движениям, увидеть в них не только положительные или отрицательные стороны по отдельности, но и влияние их на общество в целом. Наиболее важным при этом понять, что неортодоксальное христианство в России XXI в. – неотъемлемая часть современного социума, поэтому отношение к нему должно выстраиваться соответствующим образом.

Материалы диссертации могут быть использованы в образовательном процессе при подготовке курсов лекций и методических материалов по ряду дисциплин, таких как «Философия», «Социальная философия», «История философии», «Социология», «История», «Культурология», «Политология», «Религиоведение», различные факультативные курсы.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Научные положения диссертации соответствуют по своему содержанию области специальности 09.00.11 «Социальная философия», особенно в следующих ее пунктах: 3. Основные этапы развития социально-философской мысли. 20. Философия политики. 21. Общественные отношения как проблема социально-философского анализа. 33. Глобальные проблемы современной цивилизации. 34. Исторические судьбы России, перспективы ее развития в ХХI веке.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагаются в 12 публикациях общим объемом 3,75 п. л., в том числе в четырех работах, опубликованных в изданиях, включенных в список ВАК РФ.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социологии и теологии Северо-Кавказского федерального университета. Основные положения диссертации докладывались в ходе второй международной научной конференции в «Актуальные вопросы современной философии и политологии» (Липецк, 2011); на сорок первой научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава вуза за 2011 год (Ставрополь, 2012); на второй международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проблемы современного общества глазами молодежи» (Ставрополь, 2012); на первой ежегодной научно-практической конференции Северо-Кавказского федерального университета «Университетская наука – региону» (Ставрополь, 2013); на третьей международной заочной научно-практической конференции «Современное социально-гуманитарное знание в России и за рубежом (Пермь, 2013); в ходе второй международной научно-практической конференции «Наука в современном информационном обществе» (Москва, 2013).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографии, содержащей 190 наименований. Общий объем диссертации – 169 страниц.

Генезис неортодоксального христианства .

Поскольку христианство не развивалось изолированно, неполной была бы картина, если бы не были привлечены труды исследователей других религий: М. Аджи, А.Г. Алексаняна, С.И. Брука, Т.К. Ибрагима, Ю.А. Иоаннесяна, Р. Мацуха, Л. фон Паля, Б.А. Рыбакова, О.В. Творогова.

Ценными источниками для понимания неортодоксального христианства послужили работы современных авторов – исследователей апокрифической литературы (таких, как Д.А. Алексеев, П.В. Берснев, Г. Виденгрен, М.М. Кубланов, П.-Л. Кушу, Р.А. Лопаткин, Ч.Б. Уайт, О.М. Чунакова, А.Л. Хосроев); труды авторов, рассматривающих вопросы глобализации и социума: Г.С. Абилова, М. Алле, Р.Х. Аль-Хуссаини, Г.Л. Аналионис, Р.Г. Апресян, Х.А. Барлыбаев, З. Бауман, У. Бек, Е.С. Бирюков, В.Ю. Большаков, Ю.Ю. Булычев, А.Г. Бутенко, И. Валлерстайн, Е.Н. Васильева, А. Вебер, М. Вебер, А.А. Герасименко, М.Г. Делягин, А. Ибтисам, О.Е. Казьмина, Н.С. Кирабаев, Г.С. Киселев, М.В. Козлова, В.Д. Лаза, Н.В. Лашко, М.В. Малыгина, Е.О. Муравьева, Ю.М. Почта, Ю.Ю. Синелина, Р. Форнет-Бетанкур, А.В. Хохлова, В.М. Черновецкий, И.Ю. Шевченко, И.А. Шмерлина, В.А. Ядов, Ю.В. Яковец.

Поскольку длительное время авторы находились под влиянием той или иной идеологии, в своих работах они часто не уделяли должного внимания всестороннему рассмотрению неортодоксального христианства. В досоветский период православие являлось той единственной отправной точкой, с которой можно начинать исследование, причем остальные конфессии априори рассматривались либо как чуждые, либо как враждебные. То есть, авторы всегда в той или иной мере полемизировали с еретиками и схизматиками, осуждая их. Несколько веков вся подобная литература носила характер апологетики в большей или меньшей степени.

В советский период исследователи могли себе позволить рассуждать и о православии, и об инославии с равной эмоциональной окраской. Но в то же время официальная атеистическая идеологическая база не позволяла говорить о христианстве любого течения в положительном ключе.

Только в постсоветский период стали издаваться материалы, беспристрасно оценивающие неортодоксальное христианство. Несмотря на значительное количество работ, посвященных рассмотрению различных аспектов неортодоксального христианства, исследование его социальной специфики требует дальнейшей углубленной разработки.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. История христианства в России насчитывает более тысячи лет, все это время в нашей стране существовало не только общепринятое православие, но и иные неортодоксальные течения. Поэтому вопрос влияния на общество и религиозное мировоззрение христианских конфессий, отличных от православия, возник практически одновременно с Крещением Руси.

Поскольку на протяжении большей части своей истории наше государство было страной с официальной религией, вопрос взаимодействия с иными христианскими конфессиями поднимался практически исключительно в контексте попыток запретить населению исповедовать религию, отличную от православия, и не допустить дальнейшего распространения влияния на умы иных конфессий. Только в XIX-начале XX в. мыслители и философы стали высказывать точки зрения, в той или иной мере выходящие за рамки официально-церковных.

В советский период официальной идеологической базой был атеизм, поэтому доступ к христианству (как ортодоксальному, так и неортодоксальному) был ограничен, его адепты осуждались в той же мере, в какой до этого подвергались гонениям не принадлежащие к православию христиане.

Таким образом, социальная специфика неортодоксального христианства рассматривалась исключительно в негативном контексте. Для всестороннего ее рассмотрения необходимо прибегнуть к исследованиям последних лет, выполненных уже в рамках светского государства, также теоретической базой будут служить труды ученых и мыслителей, рассматривающих развитие христианства и его взаимодействие с обществом в исторической ретроспективе.

В качестве методологической основы для проведения диссертационного исследования использовался ряд общенаучных и традиционных для философии методов. Важную роль при рассмотрении разнообразия неортодоксальных христианских течений сыграла социологическая типологизация религиозных движений М. Вебера.

Историко-генетический метод позволил проследить генезис современного неортодоксального христианства, выявить причины возникновения характерных черт его социальной специфики. Важным методом, нашедшим применение в ходе проведения, является системный подход. Рассмотрение каждого из крупных неортодоксальных христианских течений позволяет, обобщив, делать выводы о значении неортодоксального христианства в целом. Также использовался диалектический метод в процессе изучения обеих сторон христианства (ортодоксальной и неортодоксальной), рассмотрение их мнений и аргументов по различным вопросам, что позволило сделать обобщённые выводы.

В процессе проведения исследования были использованы общенаучные методы, такие как анализ, синтез, дедукция, индукция, эмпирическое обобщение, формализация, сравнение и пр., в соответствии с поставленными задачами.

Объект исследования: неортодоксальное христианство как социальный феномен. Предмет исследования: особенности современного неортодоксального христианства и его влияние на российскую социальную действительность. Цель работы состоит в проведении социально-философского анализа особенностей неортодоксального христианства и оценки его влияния на современное российское общество.

Развитие отечественных неортодоксально-христианских воззрений

Во все времена вера и религия оказывали существенное влияние на жизнь человека и общества, в котором он находился. Культ загробной жизни Древнего Египта подвигал фараонов и просто знатных людей вкладывать колоссальные средства в строительство гробниц и храмов. Масштабные человеческие жертвоприношения ацтеков вошли в легенду. Различные войны веры (достаточно вспомнить только крестовые походы) объединяли одних людей против других по религиозному признаку. Появление в I в. нашей эры христианства оказало существенное влияние на ход дальнейшей истории. Переход от языческого эллинистического общества к христианскому имел ряд как положительных, так и отрицательных сторон. В рациональной Римской империи религия была поставлена на службу государству в качестве фактора, объединяющего различные народы. Непризнание языческих богов приравнивалось к государственной измене. Но духовный кризис заставил Империю отказаться от старой веры и принять новую, сделав ее также одним из государственных институтов. Таким образом, император Константин сделал православное христианство новым государственным культом. Однако ошибочным будет полагать, что православная или католическая ветвь христианства были во все времена доминирующими, а все прочие являлись лишь тупиковыми ветвями развития, например, арианство получило значительное распространение среди готских народов и даже было поддержано рядом римских императоров, впрочем, их мотивы были скорее политическими.

Христианство I-III вв. не было единым движением, напротив, существовали десятки различных направлений, зачастую прямо противоположных по толкованию священных текстов или даже не признававших ряд писаний в качестве вероучительных. Как православное христианство, так и католицизм имеют двухтысячелетнюю историю, которую можно проследить от апостолов до современности, то есть, апостольскую преемственность. Обе ветви стараются сохранить традиции древности, не слишком поощряя нововведения, хотя католицизм менее конформен, поэтому, говоря о неортодоксальном христианстве, мы будем иметь в виду те течения, которые не относятся к православию. В более узком смысле католицизм для нашей страны тоже является неортодоксальным или, скорее, нетрадиционным видом христианской религии, поэтому мы условно причислим его к неортодоксальному христианству. Основной темой работы является рассмотрение взаимодействия неортодоксального христианства и общества, поэтому собственно вероучительному аспекту будет уделяться меньше внимания, нежели чем социальной специфике. Социальная специфика христианского течения – это особенности его взаимодействия с обществом, их взаимного влияния, внутренней структуры.

Итак, на смену имперскому культу пантеона божеств пришел православный христианский культ. Император Константин Великий признал новую веру, к тому времени широко распространившуюся не только среди беднейших слоев населения, как прежде, но также и среди знатных, образованных людей. Признав христианство одной из имперских религий, он также оставил за собой и своими преемниками право председательствовать на Вселенских соборах и выносить решения по догматическим вопросам, тем самым превратив религию в еще один инструмент управления населением государства.

Однако нельзя не задаться вопросом, почему именно православное христианство позднее было объявлено государственной религией. Утверждение православной церкви о якобы изначальной многочисленности и неизменности традиции имеет под собой мало оснований. Для ответа на этот вопрос следует подробнее остановиться на неправославных христианских конфессиях и их влиянии на жизнь человека в обществе.

Изначально в христианстве не было единства учений, даже апостолы понимали учение Христа по-разному. «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19). Еще в книге «Деяния апостолов» упоминается некий Симон Волхв, ставший первым еретиком и, по мнению Церкви, родоначальником всех ересей. «Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. … Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян. 8:9-20). Дальнейшую судьбу Симона Волхва можно проследить по сочинениям ересиологов, таких как Ириней и Ипполит. Он прибыл в Тир и выкупил блудницу Елену, которую объявил Эпинойа, то есть, творческой мыслью Бога-Отца. Самого себя же он нарек воплощенным Богом-Отцом, сошедшим для спасения людей в образе Симона, как прежде сходил Сын в образе Иисуса Христа. Картина мира, нарисованная Симоном, представляет собой ряд последовательных эманаций, что впоследствии станет характерной чертой гностических систем верования. Подробно останавливаться на учении Симона мы не будем, стоит лишь отметить, что секта симониан просуществовала до третьего века, его учение было поддержано Менандром. Сам же Волхв был значительной фигурой, однако, ни один из письменных источников, дошедших до нас в цитатах ересиологов, не может быть приписан ему со всей определенностью. По разным источникам («Псевдоклиментины», «Страсти апостолов Петра и Павла» и др.) Симон неудачно пытался летать, вознестись на небо, воскреснуть из мертвых на третий день. В любом случае, он оказался достаточно значимой фигурой, чтобы его учение было опровергаемо спустя века после смерти.

В «Апокалипсисе» есть сразу два упоминания секты николаитов, названных так по имени Николая, одного из семи дьяконов изначальной апостольской церкви. «Николаиты суть ученики Николая, одного из семи диаконов, поставленных апостолами. Они живут развратно. Свойства их вполне обозначены в апокалипсисе Иоанна, где сказано, что они учат, что ничего нет законопреступного в нецеломудрии и в еде идоложертвенного. Поэтому сказано об них (Отк. 11:6): “в тебе хорошо то, что ты ненавидишь дело николаитов, которые и я ненавижу”»1. Как видно из приведенной цитаты, николаиты по Иринею являются сектантами либертистской направленности. Однако, для нас важнее тот факт, что уже в апостольское время многие толковали христианское учение по-своему. Возможно, с современной точки зрения их учение не кажется нам христианским, но поскольку апологеты считали нужным полемизировать с ними, мы тоже рассматриваем их как христиан.

Благодаря миссионерской деятельности среди язычников апостола Павла, христианская вера была выведена из изначальных иудейских общин, церковь стала носить универсалистский характер. Естественным процессом было привнесение в учение Христа разными народами своих устоявшихся взглядов. Эти взгляды в первые века нашей эры часто служили источником появления различных учений. Обобщенно можно сказать, что христианство распространялось в двух средах: иудейской и языческой – что порождало две разные социальные специфики. Там, где проповедь Христа встречалась с иудаизмом, часто образовывались синкретические верования, именуемые иудео-христианскими. На языческой же почве всходили ростки гностицизма.

Социальная специфика неортодоксального христианства в современной России

Первая волна протестантизма: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство – все же в первую очередь добивалась реформы именно религиозной системы. На втором, пусть и немаловажном месте, стояли социальные свободы. Но, как это часто бывает, некоторые люди попытались использовать религию для прикрытия собственных политических амбиций. Вторая волна сектантского протестантизма носила характер более социальный, нежели религиозный.

Несмотря на декларируемую протестантизмом первой волны свободу мышления, оказалось, что эта свобода возможна лишь в том направлении, в котором это дозволено основателем того или иного движения. Унитаризм, развившийся как протестантизм второй волны, отрицал все церковные таинства, обряды, почитание икон и многое другое. Основным же его отличием был строгий монотеизм, то есть признание только одного лица Бога. Испанец-проповедник унитаризма Сервет за свои идеи погиб на костре по настоянию самого Кальвина.

Анабаптизм, основанный в 1520 г. Томасом Мюнцером, был резко осужден Мартином Лютером. Это движение получило свое название за то, что перекрещивало всех, вступающих в него, оно провозгласило полную социальную свободу для своих последователей. Анархизм и неподчинение официальной светской власти были поставлены во главу угла. Общность жен и имущества являются наиболее характерными чертами анабаптизма. Школьный учитель Мюнцер обладал даром красноречия и умел вести за собой людей. После диспута с Лютером, последователи анабаптизма рассеялись по городам Германии, постепенно обретая все больше последователей. Видимо, картины грядущего Страшного Суда и адских мук были столь красочны, что Мюнцер попытался поднять восстание, заручившись помощью некоторых немецких рыцарей. Восстание было подавлено, а зачинщик казнен, но его последователи разбрелись по всей Западной Европе, чтобы уже в городе Мюнстере некий булочник Бокгольд провозгласил себя царем всех людей. «Чтобы сделать всех равными не только по общественному положению, но и по образованию, Бокгольд приказал предать сожжению библиотеки и истребить произведения искусства»1. После взятия основного оплота анабаптистов – города Мюнстера – в 1535 году их движение стало приходить в упадок.

Прямые наследники анабаптистов меннониты были гораздо менее радикальны, но все же анархизм, протест против службы в армии и светских судов занимали центральную роль в их вероучении. Бывший католический священник Меннон возродил и обновил анабаптизм в виде меннонитства. Меннониты в отличие от своих предшественников были пассивно настроены по отношению ко всему светскому, они не стремились уничтожить мировой порядок, но отрицали его ценность для настоящего христианина. Ссылаясь на стихи из Библии, меннониты запрещали клятвы и войны. Подобные утверждения не раз уже встречались в истории неортодоксальных христианских движений, в частности таких влиятельных, как уже рассмотренный катаризм.

В итоге Реформация породила протестантизм, расколовшийся впоследствии на десятки или даже сотни отдельных течений. С социальной точки зрения Реформацию сложно переоценить – появление гуманизма, свободных искусств и стремительное развитие экономики являются несомненными плюсами. С точки зрения вероучительной, постоянное дробление и без того многочисленных движений – явление неоднозначное.

В России XVII и последующих веков протестантизм также получил некоторое развитие, хотя исконно русских ересей подобного рода мы практически не встречаем. В основном русские протестанты – это либо эмигранты и наемные иностранные специалисты, особенно немцы при Петре I, либо же заразившиеся от них инакомыслием местные жители.

Однако и Русская Православная Церковь в своей истории знала раскол, оказавший значительно влияние на дальнейшее развитие религиозной жизни 1 Прот. Зноско-Боровский, М. Православие, римо-католичество, протестантизм, сектантство. Сравнительное богословие [Текст] / Прот. М. Зноско-Боровский – М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. – С. 99-100. русского народа. Речь идет о реформе патриарха Никона 1653 г. К тому времени между русскими и греческими обрядами накопилось достаточно много разногласий канонического и богослужебного толка. Поэтому патриарх Никон пожелал привести русскую обрядовую практику в соответствие с греческой. Трехперстное крестное знамение вместо традиционного для России того времени двуперстного, редактирование богослужебных книг, трегубая аллилуйя вместо двугубой – вот основные изменения, проведенные реформой Никона. Реакция на эту реформу была неоднозначной. С одной стороны, русская традиция имеет своим началом традицию именно греческую, с другой – русская традиция основана на древних канонах Византии, но никак не Греции XVII в., оказавшейся под властью Турции и вследствие этого вынужденной изменить некоторые канонические правила. «Однако новая одежда русского духовенства соответствует при этом не той одежде, которую греческие духовные лица носили в Византии, а той, которую они начали носить при турках, после падения Византийской империи: так появляется камилавка, форма которой восходит к турецкой феске, и ряса с широкими рукавами, также отражающая турецкий стиль одежды»1. Очевидно, что реформы Никона, призванные якобы вернуть традицию в древнее русло, на самом деле носили противоположный характер.

Однако не все так однозначно. Немалая доля духовенства того времени была слабо образованна, кое-кто не умел читать и писать, священники перенимали упрощенные и искаженные взгляды своей паствы на православие, считая языческие вкрапления особыми русскими традициями – особенно ярко это проявлялось в богословских спорах с еретиками. Никон был вынужден что-то делать в сложившейся ситуации. Тем не менее, реформа патриарха вызвала более социальные, нежели религиозные последствия в жизни русского народа. Поскольку русский народ ревностно

1 Успенский, Б.А. История русского литературного языка (XI—XVII вв.) [Текст] / Б.А. Успенский. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 417. относился к хранимым им традициям, особенно это казалось религиозной жизни, реформа вызвала резкое отторжение у множества людей, тем более что она имела под собой более политическую, а не вероучительную подоплеку. По утверждению ряда историков, Алексей Михайлович и Никон рассматривали возможность освобождения Греции от власти турок и создания своего рода православной империи во главе с общеправославными императором и патриархом. Как известно, этого не произошло, но обряды по греческому образцу сохраняются и поныне.

Реформа Никона вызвала церковный и народный раскол, поставив Московское государство на грань гражданской войны. Русская идентичность того времени была весьма устоявшейся, и принятие непонятной для простого народа реформы от павшего Константинополя шла вразрез с ней. К тому же малограмотные люди обычно весьма консервативны, и, привыкнув жить в условиях двоеверия, они всячески сопротивлялись попыткам очистить православия от языческих наслоений. Двумя веками ранее русская церковь получила административную независимость, выбрав митрополита без участия греков. Развитие национальных церквей обычно идет собственным путем, общим остается лишь «ядро» – Священное Писание и Предание, Никон же попытался уничтожить, запретить все древнерусские православные традиции, что ему с успехом удалось, если заглянуть дальше в историю, вплоть до нашего времени. Ни восстания старообрядцев, ни их массовые казни и уход с обжитых мест не смогли повернуть реформу вспять. Долгое время старообрядцы официально именовались раскольниками, что выражало позицию официальной Церкви на эту проблему, только в XX в. появились намеки на терпимость и примирение.

Перспективы российского неортодоксального христианства в контексте глобализации

Казалось бы, в таких «неблагоприятных» условиях католицизм в России не стоило бы рассматривать как значительную духовную силу. Однако не стоит забывать, что, несмотря на небольшое число русских католиков и не слишком активный (тем более осуждаемый) в сравнении с протестантами прозелитизм, католичество – это крупнейшая в мире ветвь христианства, объединяющая множество стран и народов. Поэтому даже если католицизм не имеет заметных сил для развития изнутри российского общества, он может получить эти силы снаружи, из Ватикана в виде финансирования. Поэтому можно лишь говорить о том, что в современном нам российском обществе Западное христианство только начинает набирать силу.

На данный момент в течение вот уже двадцати лет в России действует единственная католическая семинария «Мария – Царица Апостолов», основанная в 1993 г. архиепископом Тадеушем Кондрусевичем. Изначально семинария располагалась в Москве, затем была перенесена в Санкт-Петербург. Для сравнения, на данный момент в России действует 56 православных семинарий. То есть, внутренне влияние католицизма ограничено, в том числе и небольшим количеством церковнослужителей. В России также публикуются русскоязычные католические журналы, распространяемые через подписку и в католических приходах.

Таким образом, можно сказать, что внутренне влияние католицизма на российское общество минимально, практически незаметно. Однако помимо него есть влияние внешнее, основывающееся на всей мощи Папского Престола.

Показательна недавняя история с Украиной, когда агрессивная политика Ватикана была направлена на то, чтобы поддержать инициативу полного отделения национальной церкви от Русской Православной и создания института украинского патриаршества. «Намерение Римского Понтифика посетить Украину уже раскололо украинцев, часть которых в ходе крестных ходов в Киеве, организованных Союзом православных граждан Украины, протестует против приезда Папы. Визит Иоанна Павла II способен мобилизовать антироссийские силы на Украине, активизировать противостояние прозападнических и пророссийских сил и усилит противоречия между Западной и Восточной Украиной»1. Учитывая сложную внутри- и внешнеполитическую обстановку на Украине, подобное обособление церквей привело бы к еще большему непониманию между братскими народами, что отразилось бы негативно в том числе и на российском обществе.

Православие трактует социальное равенство людей, каждый из которых имеет возможность на спасение и будущую жизнь, причем ни уровень достатка, ни положение на общественной лестнице не играет роли в этом процессе, даже принадлежность к христианской вере является спорным условием для спасения: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их» (Рим. 2:14-15). В то же время неортодоксальное христианство часто изначально разделяет людей, отказывая некоторым из них в праве на спасение. Как было сказано выше, гностические секты делят людей на три типа: пневматиков, психиков, гиликов – последние из которых не могут надеяться на спасение. Секты иного толка часто говорят о том, что все люди, не принадлежащие к их движению, не наследуют Царства Божия. Доктрина предопределенности, характерная для некоторых протестантских деноминаций, также говорит об отсутствии возможности спасения для каждого. Таким образом, особенностью социальной специфики неортодоксального христианства сектантского и деноминационного типа является то, что оно изначально создает условия для неравенства.

Резюмируя, необходимо отметить, что социальная специфика неортодоксальных христианских групп такова, что сложно сделать общие 1 Визит Иоанна Павла II на Украину [Электронный ресурс] // http://niiss.ru/ioan.shtml выводы как в целом, так и по отдельным группам в соответствии с классификацией Вебера. Тем не менее, эта сложность является в какой-то мере уже выводом, проще говоря, влияние их на социум крайне непросто оценить однозначным образом. Причина кроется как в неоднородном составе и численности самого неортодоксального христианства в России, так и в различном отношении и религиозной принадлежности к нему наших соотечественников.

В первую очередь хотелось бы отметить, что, несмотря на большое количество разнообразных сект и культов, люди XXI века стали отдавать предпочтение более солидным организациям: крупным деноминациям и церквам. В сравнении с культурным и религиозным голодом 90-х гг. ситуация в российской религиозной жизни заметно более стабильна и предсказуема. Как было показано выше, экономический рост и повышение общей образованности сопровождается оттоком людей из эсхатологических сект, которые объективно являются вредоносными и опасными для индивидуума. Не последнюю роль сыграло вмешательство государственного аппарата, более пристально следящего за деятельностью религиозных организаций. Христианство вновь становится тем камнем, на котором стоит общество, возрождаются традиционные ценности, но мир заметно изменился со времен Российской, а тем более Византийской империи, поэтому религия уже не может быть официальной идеологией, только неофициальной. Поэтому неортодоксальное христианство имеет самую большую силу, наибольшее влияние на общество, чем когда бы то ни было за всю историю нашего государства. Не считаться с ним нельзя, также как нельзя забывать, что паству этих сект и деноминаций составляют наши соотечественники, может, даже родственники. Необходимо вести диалог. В любом случае, Россия – традиционно христианская страна, поэтому распространение хоть и неортодоксального, но все же христианства, с социальной точки зрения лучше, нежели, например, кришнаизма – проводника чужой культуры.

Религиозная грамотность и терпимость последовательно воспитывались, начиная с момента образования РФ, однако, благодаря СМИ, большинство россиян не знает истинного значения слова секта, считая, что априори это что-то плохое. Впрочем, христианство сектантского типа нередко в самом деле, как было показано выше, выдергивает человека из общества, противопоставляет их друг другу, могут ли все остальные плюсы компенсировать этот минус? Протестантские деноминации воспринимаются заметно терпимее, но иная модель богослужения и общественной жизни подчас вызывает удивление у окружающих. Могут ли положительные моменты членства в таких христианских движениях достойно оттенить минусы насаждения чужой культуры? Пока эти вопросы остаются без ответов.

Можно резюмировать, что влияние неортодоксальных христианских течений на современное российское общество неоднозначно, есть как положительные, так и отрицательные черты, но само наличие этих течений и их независимое положение вполне соответствует концепции светского многонационального государства.

Похожие диссертации на Социальная специфика неортодоксального христианства в современной России