Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные тревоги как феномен общественной жизни : социально-философский анализ Баринов, Дмитрий Николаевич

Социальные тревоги как феномен общественной жизни : социально-философский анализ
<
Социальные тревоги как феномен общественной жизни : социально-философский анализ Социальные тревоги как феномен общественной жизни : социально-философский анализ Социальные тревоги как феномен общественной жизни : социально-философский анализ Социальные тревоги как феномен общественной жизни : социально-философский анализ Социальные тревоги как феномен общественной жизни : социально-философский анализ
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баринов, Дмитрий Николаевич. Социальные тревоги как феномен общественной жизни : социально-философский анализ : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Баринов Дмитрий Николаевич; [Место защиты: Моск. гос. технол. ун-т "Станкин"].- Москва, 2011.- 348 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-9/15

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Обращение к теме социальных тревог обусловлено особенностями развития современного общества. С одной стороны, оно предоставляет человеку широкие возможности познания и творчества. Научно-технический прогресс повлиял на образ жизни современного человечества, создав условия для его деятельности, способствуя укреплению его исторического оптимизма. С другой стороны, современный мир является неустойчивым, в нем сохраняются неопределенность и непредсказуемость, не позволяющие человеку ощущать себя защищенным. Глобальные проблемы, природные катаклизмы, новые, неизвестные ранее и неожиданно возникающие болезни, социально-экономические кризисы - все это не дает современному человеку гарантий безопасности, не вносит в его жизнь достаточно уверенности в завтрашнем дне, порождает тревогу. В этой связи философское исследование социальных тревог позволяет глубже осмыслить противоречия развития современной цивилизации.

Исследование социальных тревог актуально с точки зрения понимания специфики современной российской ситуации. История России ХХ века - это в том числе история социальных тревог, преследовавших человека как в условиях более или менее стабильной жизни, так и в условиях революций и войн, голода, репрессий, ограничения политических свобод. На исходе ХХ века Россия вновь подверглась преобразованиям. Распад командно-административной системы, ускоренное проведение реформ экономических и политических отношений, трансформация духовных ориентиров наряду с позитивными моментами имели и деструктивные последствия, отразившиеся на самочувствии населения. Современное российское общество также не лишено причин возникновения социальных тревог. Непрерывное реформирование отдельных сфер общества, неопределенность возможностей повышения уровня жизни населения, противоречивый характер модернизации России, терроризм порождают у россиян социальные тревоги. В этих условиях появляются разнообразные по своему характеру и профилю работы, содержащие методики преодоления страха и тревоги. Поэтому философское исследование социальных тревог предполагает разработку практических рекомендаций, связанных с пониманием предпосылок их возникновения и способов преодоления.

Необходимость философского исследования феномена социальных тревог обусловлена также тем, что это явление остается недостаточно изученным. В истории западноевропейской философии классического периода тревога изучалась в рамках проблематики страха. В философии ХХ века тревога исследовалась главным образом в экзистенциализме, психоанализе, персонализме. Большое количество работ, посвященных тревоге и страху, имеется в психологической науке. В философии и социологии изучался главным образом социальный страх. В то же время в философии практически нет работ, посвященных исследованию феномена социальных тревог. Поэтому перед философией стоит задача выработки базового определения понятия «социальные тревоги» на основе разграничения категорий «социальный страх» и «социальные тревоги». Это требует раскрытия сущности социальных тревог как самостоятельного, отличающегося от социального страха, феномена общественной жизни, выявления условий и предпосылок его возникновения, роли в жизни общества.

Таким образом, актуальность социально-философского изучения социальных тревог обусловлена необходимостью создания целостной концепции, которая включала бы систему теоретических представлений о социальных тревогах и разработку практических рекомендаций их преодоления.

Степень научной разработанности темы. На протяжении истории философии мы встречаемся с попытками постичь тревогу, показать ее экзистенциальный смысл, социальную и практическую роль. В учениях Платона, Аристотеля, Эпикура, Н. Макиавелли, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Дж. Локка, П. Гольбаха, Д. Дидро, И. Канта, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше внимание уделялось преимущественно страху, а тревога рассматривалась как его составная часть. В работах этих философов обнаруживается стремление осмыслить причины страха, рассмотреть его формы и виды, показать его связь с другими психическими состояниями. Важной стороной теорий указанных мыслителей является анализ социальных аспектов страха как элемента социального поведения и управления, как источника и компонента религии. В трудах С. Кьеркегора разграничиваются понятия страха и тревоги, которая предстает самостоятельным феноменом. Философия экзистенциализма в лице М. Хай- деггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, П. Тиллиха, Р. Мэя придала тревоге онтологический статус, усматривая в этом эмоциональном переживании симптом обретения подлинного бытия.

В русской философской мысли в трудах Д.С. Аничкова, М.М. Щербатова, Д.И. Фонвизина, П.Я. Чаадаева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, В.И. Иванова, И.А. Ильина, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, П.Б. Струве, Е.Н. Трубецкого, С.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, Л.И. Шестова, Г.Г. Шпета страх и тревога исследовались в рамках проблематики политико-правового регулирования общественной жизни, социального и духовного кризиса, познания, духовной активности личности, смысла и цели мировой истории, исторической судьбы России.

Проблема страха и тревоги актуальна и для современной философской мысли. В сочинениях Ж. Делюмо, Д. Дюкло, П. Киньяра, Ю. Кристевой, Э. Му- нье, К. Робина, В.А. Андрусенко, А.С. Ахиезера, П.П. Гайденко, П.С. Гуреви- ча, Ю.Н. Давыдова, В. Кавторина, Л.С. Липавского, И.С. Хорина рассматриваются экзистенциальные, этические, гносеологические, социокультурные аспекты страха, тревоги и их форм, исследуется соотношение страха и знания, место и роль страха и тревоги в отдельных сферах общественной жизни.

В рамках философского осмысления феномена смерти страх изучался в работах Ф. Арьеса, Ж. Батая, И.В. Вишева, А.В. Демичева, К.Г. Исупова, В.А. Кувакина, А.М. Положенцева, В.М. Розина, В.Ш. Сабирова, В.А. Сакути- на, В.А. Тихонова, А.Н. Чанышева.

Солидная традиция изучения тревоги сложилась в отечественной и зарубежной психологии, во многом опирающейся на предшествующую философскую традицию. В рамках данной науки ученые стремились найти специфику соотношения страха и тревоги, показать их взаимосвязь с другими явлениями психики, раскрыть психофизиологические механизмы их возникновения, их биолого-эволюционную роль. Наряду с этой проблематикой исследовалась специфика детской и школьной тревожности, роль межличностных отношений и морально-психологического климата, стилей воспитания в формировании тревожности. Эти аспекты рассмотрены в трудах Х. Айзенка, П. Жане, К. Изарда, Ж. Нюттена, Ф. Перлза, Я. Рейковского, Дж. Рейнгольда, Ч. Рикфорда, Ф. Ри- мана, Ч. Спилбергера, Х. Хекхаузена, В.М. Астапова, Ф.Б. Березина, Л.С. Выготского, А.И. Захарова, Е.П. Ильина, Н.Д. Левитова, Д.А. Леонтьева,

  1. Д. Ноздрачева, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханина, Ю.В. Щербатых.

Среди психологических исследований следует выделить работы, посвященные психотерапевтическим методам преодоления страха и тревоги. Несмотря на свой прикладной характер, в работах Л. Бурбо, Дж. Нардонэ, И. Яло- ма, В.Н. Карандашева, В.Л. Леви уделяется внимание вопросам происхождения и сущности тревоги и страха.

Своеобразный подход к изучению тревоги сложился в психоаналитической традиции (З. Фрейд, О. Ранк, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, А. Фрейд, Д. Айке), характеризующейся тенденцией к биологизации этого феномена в рамках сексуальной этиологии, постепенно уступающей место исследованию социальных аспектов тревоги, связанных с особенностями межличностных отношений, социально-экономическими и социально-политическими условиями жизнедеятельности человека.

Анализ социальных страхов предпринимается в социологической науке. В исследованиях Я.У. Астафьева, В.Э. Бойкова, М.И. Витковской, М.К. Горшкова, Л.Д. Гудкова, В.А. Ивановой, Ю. Левады, С.Я. Матвеевой, П. Митева, Ж.Т. Тощенко, Ф.А. Хохлушкиной, М.Ф. Черныша, В.Э. Шляпентоха,

  1. Н. Шубкина, В.А. Ядова дается анализ катастрофического сознания, выделяются функции и типы социальных страхов, рассматривается их динамика, региональная, социокультурная и этнополитическая специфика.

Ряд направлений в современной науке исследует не столько страх и тревогу, сколько обращается к смежной проблематике. Таковыми являются исследования риска, раскрывающие потенциальные угрозы, провоцирующие тревогу и страх. В работах У. Бека, Э. Гидденса, Н. Лумана, Ф. Найта, Х. Ливраги, О.Ф. Гефеле, В.С. Диева, Ю.А. Зубок, К.И. Исаева, Т.А. Колесниковой, А.В. Мозговой, В.Б. Устьянцева, В.И. Чупрова, И.Г. Яковенко, О.Н. Яницкого исследуются детерминанты рисков, обосновываются принципы их типологиза- ции, анализируется бытие различных социальных общностей в условиях неопределенности, раскрывается специфика управления рисками.

Возможности предотвращения различных угроз, их профилактики связаны с проблемой безопасности общества, разрушение которой чревато распространением тревоги. Различные аспекты безопасности общества и личности, разновидности форм и видов безопасности (духовной, информационной, экономической, национальной, экологической), особенности безопасности молодежи, женщин, общества в целом, детерминанты безопасности рассматриваются в работах А.А. Возьмителя, С.И. Григорьева, В.Н. Иванова, В.Н. Кузнецова, В.К. Левашова, Ф.Н. Мукулова, Г.Г. Силласте, А.Я. Флиера.

Необходимо выделить исследования, посвященные анализу социального кризиса, его сущности, источников, воздействия на человека и общество. Это работы А. Вебера, Э. Гуссерля, Г. Зиммеля, А.И. Пригожина, П.А. Сорокина, Э. Тоффлера, А. Швейцера, О. Шпенглера, П. Штомпки, В.Г. Белоуса, А.А. Овсянникова, Т.А. Семченко, Т.Ю. Сидориной. Исследования этих ученых позволяют рассматривать кризис в качестве важнейшего фактора возникновения тревоги.

Близка к названной, но вместе с тем и специфична проблематика эмоционального самочувствия в кризисных, экстремальных ситуациях, в условиях посттравматического синдрома, исследованная в трудах Р. Лазаруса, Е.М. Бабосо- ва, А.Г. Злотникова, Г.И. Мимандусовой, В.А. Моляко, Ю.А. Привалова, Ю.И. Саенко, Н.Г. Титаренко.

В ряде работ исследуется влияние массовой коммуникации на общественные настроения. При этом акцент делается преимущественно на манипулировании СМИ страхами и тревогами в ходе информационного воздействия. Такая проблематика характерна для исследований Я.У. Астафьева, И. Дзялошин- ского, Д. Дондурея, А.С. Заворуевой, С.Г. Кара-Мурзы, Д. Комма, В.С. Поляковой, Г.Г. Почепцова, А. Цуладзе.

Об актуальности изучения страха и тревоги свидетельствует и довольно значительное число диссертационных исследований, появившихся за последнее десятилетие и посвященных социологическим, культурологическим, этическим и эстетическим аспектам страха. Эти аспекты рассматриваются в диссертациях Е.М. Борового, А.С. Гагарина, Е.Г. Логиновой, Ю.В. Пустовойт, Е.Ю. Райковой, А.В. Романовой, Е.Н. Романовой, М.О. Савиной, О.С. Фроловой.

Несмотря на многообразие трудов в области социальных и гуманитарных наук, посвященных изучению тревоги, в философии практически нет работ, содержащих целостное исследование феномена социальных тревог. Это определяет направленность настоящего диссертационного исследования, обращенного не столько к социальным страхам, сколько к социальным тревогам как явлению общественной жизни.

Объектом исследования является жизнь и деятельность общества. Предметом исследования выступают социальные тревоги. Целью исследования является разработка философской концепции социальных тревог как феномена общественной жизни, что определяет необходимость постановки следующих исследовательских задач.

    1. Определить аспекты философского понимания социальных тревог на основе изучения эволюции представлений о тревоге в истории философии.

    2. Выявить сущность и основные характеристики социальных тревог.

    3. Установить особенности социальных тревог как явления общественного сознания.

    4. Показать антропологические предпосылки и социальную основу возникновения социальных тревог.

    5. Выявить роль отчуждения в формировании социальных тревог.

    6. Раскрыть влияние социальных тревог на социальное действие.

    7. Выделить социальные факторы возникновения социальных тревог в

    современном российском обществе.

      1. Выявить динамику социальных тревог в современной России.

      2. Раскрыть особенности воздействия средств массовой информации на

      социальные тревоги в современном обществе.

      Теоретические и методологические основы исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составили принципы объективности, системности, историзма, принципы гуманитарного познания, общенаучные и философские методы, теоретические положения и категории, разработанные социально-философской теорией. В диссертации использовались:

      1. ключевые положения философской, социологической и психологической теории эмоций, позволившие раскрыть специфику тревоги как единства субъективного и объективного, социального и биологического, рационального и иррационального;

      2. системный подход, принципы структурно-функционального анализа, раскрывающие особенности социальных тревог как феномена, порожденного системно-структурной организацией общества;

      3. социально-философская концепция духовной сферы общества, общественного сознания, давшая концептуальную модель анализа социальных тревог в духовной сфере общества;

      4. синергетическая парадигма, постмодернистский философский дискурс, концепция «общества риска», обосновывающие нестабильность общества как социальной системы;

      5. экзистенциальный, психоаналитический и антропологический подходы к трактовке природы человека, а также философская, социологическая и психологическая парадигмы исследования личности, давшие возможность рассмотреть тревогу как имманентный бытию человека феномен;

      6. принципы междисциплинарного исследования, позволившие более полно раскрыть специфику социальных тревог посредством привлечения к исследованию данных таких наук, как психология, социология, религиоведение, лингвистика.

      Научная новизна исследования.

        1. Проанализированы воззрения на тревогу в истории философии, на основе чего выделены антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический и праксеологический аспекты понимания данного явления, составившие основу философской концепции социальных тревог.

        2. Разработано понятие «социальные тревоги» как феномена общественной жизни, сущностью которого является состояние беспокойства социального субъекта по поводу неопределенности возможностей удовлетворения его насущных потребностей и интересов в условиях противоречий общественного развития.

        3. Раскрыта специфика социальных тревог как духовного явления, состоящая в том, что они предопределяют социально-психологические состояния субъекта общественного сознания и выступают предпосылкой развития его активности.

        4. Определены антропологические предпосылки и социальная основа возникновения социальных тревог. Антропологические предпосылки состоят в стремлении человека преодолеть ограниченность биологической адаптации к природе посредством развития способности к созидательной деятельности. Сложности осуществления этой деятельности предопределяют состояния тревоги. Социальная основа заключается в системе общественных отношений, в ее противоречиях, порождающих неопределенность перспектив реализации насущных интересов субъекта.

        5. Доказано, что отчуждение как разрыв связей и отношений человека с обществом, выражающийся в различных формах (экономической, политической, духовной и т.д.), лишает человека условий и средств осуществления его интересов и притязаний и тем самым выступает в качестве фундаментального источника порождения социальных тревог.

        6. Показана роль социальных тревог в условиях социального действия, которая заключается в стимулировании активности социального субъекта, направленной на удовлетворение его потребности в безопасности. Выявлена роль ментальных моделей в преодолении социальных тревог, состоящая в конструировании образа непротиворечивой реальности.

        7. Рассмотрены социальные факторы возникновения социальных тревог в современной России, в качестве которых наряду с отчуждением выступают конкуренция, конфликты, кризисные ситуации в экономике и других сферах общественной жизни, определяющие самочувствие тех или иных социальных общностей.

        8. Раскрыта специфика изменений социальных тревог в современном российском обществе, состоящая в том, что эти изменения обусловлены противоречиями развития российского общества, отражающими социокультурные особенности переходного характера социально-экономического развития страны.

        9. Показана двойственная роль средств массовой информации в динамике развития социальных тревог, выражающаяся, с одной стороны, в способности снижать тревожность социального субъекта, а с другой, в манипулировании общественным мнением, составной частью которого являются не только реальные, но и мнимые тревоги. Выделены обусловленные природой СМИ компоненты информационного процесса, воздействующие на социальные тревоги: информационная энтропия, новости, «повестка дня», «присвоение статуса».

        На защиту выносятся следующие основные положения.

        1. Содержание разработанной в диссертации философской концепции социальных тревог включает вопросы методологии, определение сущности социальных тревог как феномена общественной жизни, его взаимосвязи с общественным сознанием, выявление антропологических предпосылок и социальной основы его возникновения, его особенности в развитии современного российского общества, места и роли средств массовой информации в динамике этого феномена. Решение этих вопросов достигается в ходе анализа следующих аспектов, выделенных в процессе историко-философского исследования тревоги.

        Антропологический аспект социальных тревог позволяет установить их связь с родовым понятием «страх», который непосредственно связан с потребностью человека в самосохранении и воспроизводстве своей жизни. Онтологический аспект заключается в раскрытии природы социальных тревог как духовного явления, в уяснении их места в системе общественного сознания, а также их структуры и типологии. Гносеологический аспект состоит в осознании социальных тревог как специфической формы отражения реальности, их причин. Аксиологический аспект заключается в соотнесении социальных тревог с миром социальных ценностей, что позволяет глубже понять их природу, их роль в жизненных проявлениях. Праксеологический аспект раскрывает роль тревог в стимулировании практической социальной активности, усилении волевого фактора, направленного на предотвращение социальных угроз.

        2. Социальные тревоги как феномен общественной жизни - это эмоционально-когнитивное состояние беспокойства социального субъекта по поводу неопределенности осуществления его жизненных планов и притязаний в данной системе общественных отношений. Основанием этой дефиниции выступает разграничение категорий «социальные тревоги» и «социальный страх». Социальные тревоги, как и социальный страх, имеют причинную обусловленность в виде конкретных социальных угроз, но в отличие от страха они характеризуются опережающей оценкой сознанием развития опасности и меньшей глубиной переживания. Поэтому социальные тревоги - это результат предвосхищения возникновения опасности как возможного развития социальной угрозы. В силу этого обстоятельства субъект сохраняет способность к более рациональной оценке сложившейся ситуации. В то же время социальные тревоги и социальный страх диалектически взаимосвязаны между собой. Страх выражает куль- минационно более высокую степень переживания непосредственной опасности. В этом плане социальные тревоги могут выступать как начальная и конечная степень социального страха. Переходы от тревоги к страху и обратно обусловлены взаимодействием субъекта с внешним миром, а также степенью развития социального характера субъекта (его самообладания, воли и т.д.).

            1. Дифференциация социальных тревог имеет своей непосредственной основой разграничение форм и уровней общественного сознания, обусловленных в свою очередь общественным разделением труда и соответствующих общественных отношений. Эта дифференциация конкретизирует картину их функционирования (экономические, политические тревоги и т.д.) как духовного явления. В качестве общественного умонастроения социальные тревоги оказывают воздействие на субъекта, обусловливая его специфические социально- психологические состояния от беспокойства и разочарования до выражения протеста в различных формах социального действия. В то же время социальные тревоги как разновидность общественного умонастроения обладают аксиологическим измерением. Структура ценностей общества обусловливает иерархию социальных тревог.

            2. Трудности инстинктивной адаптации человека к природе в отличие от животного восполняются развитием его способностей к преобразованию окружающей среды. Такая преобразовательная деятельность осуществляется на основе развития приобретенного социального опыта, а ее составными частями являются целеполагание и проектирование нового. Однако относительная ограниченность познания и прогнозирования ведет к неопределенности в процессе достижения поставленных целей, что становится условием развития тревоги.

            Институциональные механизмы организации общественной жизни и регулирования поведения людей обеспечивают предсказуемость и стабильность отношений между ними. Это снижает риски дезорганизации жизни общества и предупреждает возникновение социальных тревог. Однако в социальных системах сохраняется развитие спонтанно-стихийных процессов, которые характеризуются нестабильностью и неподконтрольностью. Поэтому достижение результатов социальной деятельности людей, осуществление их социальных притязаний и жизненных интересов становится негарантированным, что выступает основой возникновения социальных тревог.

                1. Одним из главных источников возникновения социальных тревог является отчуждение, которое угрожает полноценному существованию человека в обществе. Отчуждение в его различных формах (от собственности, власти, образования, других людей) ограничивает возможности человека в развитии его способностей, удовлетворения его насущных потребностей, реализации жизненных интересов и притязаний. В результате отчуждения бытие представляется человеку враждебным и опасным, что порождает социальные тревоги. Преодоление социальных тревог в условиях отчуждения возможно посредством активного участия в совместной жизнедеятельности людей (со-бытия) на основе развития доверия к институтам общества. В свою очередь, стабильное функционирование социальных институтов на базе неизменяемых принципов и правил формирует чувство уверенности и безопасности. В то же время в ситуации дезинтеграции общества и разрушения уверенности доверие выступает фактором, стимулирующим самоорганизацию людей (социальный капитал), которая способствует реализации их интересов и тем самым позволяет преодолеть последствия отчуждения в виде чувства беспомощности и тревоги.

                6. В условиях нарушения привычного хода повседневной жизни тревоги активизируют деятельность когнитивных структур (социальные представления, фреймы, «когнитивные карты» и т.д.). Данные структуры обеспечивают объяснение кризисных ситуаций на уровне здравого смысла и создают образ стабильной повседневной жизни, снижающий интенсивность переживания тревоги. Однако репрезентация социальной среды в сознании как предсказуемой не обязательно соответствует действительности. Этим обусловлено сходство влияния ментальных моделей на тревоги и социальное действие с древними мифами, которые поддерживали и регулярно воспроизводили в архаичном сознании представления о привычном мироустройстве. В то же время социальные тревоги усиливают общественную активность в виде действий (социальные движения, протестные акции, массовая миграция), направленных на изменение условий жизнедеятельности общества или создание новой стабильной общественной системы, которая позволяет социальному субъекту реализовать жизненные интересы и притязания. В таких условиях преодоление социальных тревог осуществляется либо путем подчинения волевого начала формальным нормам, либо посредством диалога как альтернативы конвенциональному статусно- ролевому взаимодействию.

                      1. Социальными факторами возникновения социальных тревог в современном российском обществе, находящемся в процессе перехода к постиндустриальному обществу, помимо отчуждения выступают конфликты, конкуренция и кризисные явления в различных сферах общественной жизни. Эти факторы оказывают воздействие на взаимоотношения между социальными общностями (классами, стратами и т.д.) и определяют их самочувствие. Они ограничивают возможности реализации жизненных планов человека в рамках существующей социальной структуры, что, с одной стороны порождает умонастроение тревожности, чувство беспомощности, а с другой, служит предпосылкой активизации протестного потенциала. В условиях социально-политической и экономической стабильности действие этих факторов ослабевает, но не исчезает совсем, а в ситуациях социальных кризисов - обостряется. Это усиливает различия в образе жизни социальных общностей, неравенство между ними и провоцирует рост социальных тревог.

                      2. Динамика социальных тревог в современном российском обществе отражает изменения текущей объективной ситуации. Решающую роль здесь играют противоречия общественной жизни: между трудом и капиталом; между объективными потребностями модернизации общества и менталитетом россиян; между коммерциализацией всех сфер общественной жизни и объективной необходимостью развития культурной, духовной основы модернизации; между потребительскими ориентациями и идеалами трудовой этики. В условиях этих противоречий сохраняется действие традиционных для российской ментально- сти установок (двойственное отношение к богатству, труду, патерналистские настроения), что сказывается на степени активности россиян в направлении своевременного предотвращения социальных угроз.

                      Главным условием преодоления социальных тревог является развитие у населения критического сознания, способности самостоятельно принимать жизненно важные решения, стимулирование свободного творчества в различных сферах жизнедеятельности. Такое поведение предполагает установление отношений доверия между обществом и государством, основанных на признании значимости принципов права и моральной ответственности, и позволяет преодолеть установки российской ментальности, ограничивающие социальную активность людей.

                      9. Влияние средств массовой информации на динамику социальных тревог носит противоречивый характер. СМИ обладают способностью снижать уровень тревожности путем представления общественной жизни как стабильной и предсказуемой. Однако этот образ стабильности жизни либо соответствует действительности, либо является продуктом мифологизации социальной реальности. В то же время СМИ провоцируют распространение социальных тревог в силу действия следующих компонентов массово-информационного процесса. Во-первых, это информационная энтропия, обусловливающая способность массовой информации увеличивать неопределенность. Во-вторых, специфика новостей, которые демонстрируют события сенсационного катастрофического характера и дестабилизируют общественную психологию, порождая социальные тревоги. В-третьих, «повестка дня», образующая изоморфизм производства и потребления массовой информации, на основе которого формируется перечень наиболее волнующих социальных проблем. В-четвертых, это функция присвоения статуса, состоящая в том, что, выделяя из однородной массы событие, СМИ повышают в общественном мнении не только статус этого события, но и его эмоциональную составляющую.

                      Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется возможностью дальнейшей научной разработки проблематики социальных тревог, их роли в жизни общества, необходимостью изучения способов воздействия на социальные настроения и посредством них на происходящие в обществе процессы. Теоретические положения исследования могут быть использованы при планировании общественных преобразований, подготовке мероприятий, направленных на снижение или предупреждение социального беспокойства, в процессе определения принципов информационной политики в сфере деятельности СМИ.

                      Материалы диссертации могут быть применимы для разработки программ учебных дисциплин «Философия», «Социология», «Политология», «Теория массовых коммуникаций», подготовки различных спецкурсов.

                      Апробация работы. Основные положения и выводы исследования были представлены на международных научных конференциях: в рамках Международного коллоквиума «Социальные трансформации» (Смоленск, 2005-2007), на IV Международной научной конференции «Философия ценностей: религия, право, мораль в современной России» (Курган, 2008), III Международной научно-практической конференции «Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития» (Санкт-Петербург, 2008), VI Международной научно-практической конференции (заочной) «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2008), Международной научно-практической конференции «X Невские чтения» (Санкт-Петербург, 2008), IX Международной теоретико-методологической конференции «Интеллигенция и власть» (Москва, 2008), Международной научно-практической конференции «Художественный текст и текст в массовой коммуникации» (Смоленск, 2009), V Всероссийском философском конгрессе (Новосибирск, 2009), XIII Международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, 2010), Международной научно- практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества» (Саратов, 2010), III Международной научно-практической конференции «Современные проблемы естественных и гуманитарных наук» (Москва, 2010), а также в монографиях: Феномен социальной тревожности. Смоленск: Смол. фил. Рос. ун-та кооп., 2009; Страхи и тревоги в духовной жизни общества. Смоленск: Издательство «Маджента», 2009; Социальные тревоги: понятие, природа, роль в жизни общества. М.: Издательство «Алекс», 2010.

                      Результаты исследования использовались при чтении лекций по курсам «Философия», «История социологии», «Массовые коммуникации», а также при чтении спецкурса «Феномен социального страха».

                      Структура и объем диссертации. Структура диссертации определяется поставленными задачами и логикой последовательности их решения. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

                      Похожие диссертации на Социальные тревоги как феномен общественной жизни : социально-философский анализ