Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Своеобразие проявления сущности человека в условиях евразийского общества Ильин Александр Геннадьевич

Своеобразие проявления сущности человека в условиях евразийского общества
<
Своеобразие проявления сущности человека в условиях евразийского общества Своеобразие проявления сущности человека в условиях евразийского общества Своеобразие проявления сущности человека в условиях евразийского общества Своеобразие проявления сущности человека в условиях евразийского общества Своеобразие проявления сущности человека в условиях евразийского общества Своеобразие проявления сущности человека в условиях евразийского общества Своеобразие проявления сущности человека в условиях евразийского общества Своеобразие проявления сущности человека в условиях евразийского общества Своеобразие проявления сущности человека в условиях евразийского общества Своеобразие проявления сущности человека в условиях евразийского общества Своеобразие проявления сущности человека в условиях евразийского общества Своеобразие проявления сущности человека в условиях евразийского общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ильин Александр Геннадьевич. Своеобразие проявления сущности человека в условиях евразийского общества : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Ильин Александр Геннадьевич; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т]. - Елабуга, 2008. - 143 с. РГБ ОД, 61:08-9/104

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. РОССИЙСКИЙ ЧЕЛОВЕК В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 12

1.1. Проблема человека в евразийской теории 12

1.2. Российский человек как своеобразный «продукт» евразийского общества 37

1.3. Роль природного фактора России-Евразии в формировании российского человека 58

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ЧЕЛОВЕКА, КАК ЧЕЛОВЕКА ЕВРАЗИЙСКОГО 74

2.1. Сущность российского человек, как синтез качеств человека западного и человека восточного 74

2.2. Ментальность российского человека как человека евразийского 92

2.3. Состояние и перспективы развития российского человека в современном мире 104

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 128

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Кризисные явления в современной жизни российского общества поставили под сомнение возможность -реализации многих общечеловеческих ценностных установок без опоры на собственные культурные ценности. Это определяет повышенный интерес к евразийской мысли, стремящейся опереться на национальную ментальность, политическое, экономическое и духовное своеобразие отечественной культуры, ориентирующуюся на органическое сочетание интересов человека и общества, личности и государства.

Выявление антропологического потенциала евразийской мысли позволяет уточнить многие проблемы социально-философского знания, определить его особенности на российской почве, расширить теоретико-методологическую базу социально-философских исследований. Поэтому, научное осмысление понимания российского человека в евразийском контексте является актуальным, тем более, что проблема человека в современной философии евразийства разработана недостаточно.

В дореформенный период советский (российский) человек испытывал определённый дискомфорт, так как отсутствовала полноценная информация, не было гласности, господствовал бюрократизм и т.д. Советская идеология в целом не была тождественна, не раскрывала и не отвечала пониманию сущности российского человека, который является своеобразным «мыслящим субъек-том»1.

Актуальность исследования обусловливается также тем, что в формировании российского человека играли и играют большую роль две крупнейшие тенденции: влияние Запада и влияние Востока. По словам. Н.А.Бердяева «Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И все гда в русской душе боролись два начала, восточное и западное»1. Под влиянием этих тенденций («восточной» и «западной») в России сформировался особый тип человека, который требует своей идентификации как евразийский. Евразийская концепция, по мнению автора, является наиболее адекватно характеризующей Россию, её роль в мире; человек же в евразийской теории занимает центральное место .

Степень научной разработанности проблемы. Основоположниками теории евразийства являются такие выдающиеся мыслители начала ХХ-го века как Н.Трубецкой, П.Савицкий, Г.Флоровский, П.Сувчинский, Н.Алексеев и др.

Первым манифестом созданного ими течения был сборник «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев», изданном в Софии в 1921 году. В этом сборнике были определены основные положения евразийской теории: Н.Трубецкой выделил евразийство как особое направление философской мысли. П.Єавицкий - разработал учение о России-Евразии как особом географическом и культурно-историческом мире, резко отличающемся от европейского и азиатского миров, хотя-и содержащем в себе многие элементы обоих. И Н.Трубецкой, и П.Савицкий делали упор в своих работах на раскрытие исторических связей русских с тюркскими народами.

Следует отметить, что различные стороны развития человека в российском социокультурном пространстве рассматривали в своих трудах Л.Карсавин, Н.Бердяев, И.Ильин, Л.Гумилёв, Г.Вернадский1.

Так, Н.Бердяев не являясь сторонником евразийских взглядов, тем не менее, признавал, что Россия находится не в одной только Европе, но и в Азии тоже. Указывая в «Русской идее» на противоречивость русского характера, он понимал, что анализирует не только характер русских, но и других народов России. Работы Н.Бердяева сыграли большую роль для формирования евразийского учения.

Г.Вернадский рассматривал проблему евразийства в историческом контексте. Он считал, что на формирование России - Евразии повлияло длительное сосуществование различных народов на её территории, которое имело своим итогом формирование особого евразийского типа общества и типа культуры. Он делает вывод о том, что на жизненный уклад русских значительное повлияли различные виды социальных отношений и коммуникации с представителями тюркских народов.

Оригинальным исследователем евразийства как социокультурного явления был советский учёный Л.Гумилёв, который, как и Г.Вернадский, полагал, что содружество русских с представителями тюркских народов положительно повлияло на формирование российской государственности. Он также доказал, что на формирование народов Евразии повлияла особая географическая среда.

После крушения Советского Союза, в 90-е годы XX века, интерес к евразийским идеям обострился. Это было вызвано кризисом социальной идентичности, в котором оказалась Россия. Общество, находящееся на перепутье, пыталось понять, каким путем идти: обозначить свою европейскую, восточную или евразийскую идентичность. В этих условиях евразийство как теория показала путь России в современную цивилизацию.

Среди современных исследователей евразийства можно назвать такие имена, как А.Панарин, И.Новикова, И.Сиземская, В.Ильин, А.Сабиров, В .Барулин, С.Кара-Мурза, Т.Айзатулин, ВіХазиев, Ф.С.Файзуллин, Б.С.Галимов, У.С. Вильданов, Р.Р.Вахитов1 и др.

В настоящее время многообразие подходов и концепций, связанных с использованием евразийской теории для анализа современных социальных изменений в России, обуславливает необходимость их систематизации.

Первое направление исследует евразийство с либеральных позиций. Это рабо-ты Л.Новиковой, И.Сиземской, О.Волкогоновой, Н.Омельченко и др. В них отмечается, что российский человек является особым социально-культурным типом, сочетающим в себе черты восточного и западного.

С другой стороны, в работах Л.Понамарёвой, В.Хачатурян1 делаются попытки вписать евразийскую теорию в мировую культурную и философскую традиции. Так, человека они рассматривают с точки зрения мировой культурологической практики, выявления в ней общечеловеческих ценностей и приобщения к ним.

Второе направление трактует евразийство как продолжение «русской идеи». Среди представителей данного направления можно назвать С.Хоружего, А.Соболева, В.Холодного . В их работах подчёркивается, что для русского человека не чужды универсальные ценности, однако он является носителем уникальной сущности, которая делает егоне похожим на восточный и на западный тип человека.

Третье направление пытается «осовременить», модернизировать теорию ев-разийства. Главные его представители - А.Панарин; В.Зорин и В.Пащенко . Особое внимание следует уделить работам А.Панарина. Рассматривая проблему российской идентичности, автор отмечает, что «драма нашей идентичности связана с тем, что она с самого начала носила не натуралистический характер; не довольствовалась наличностями этнического, географического и административно - державного толка, а являлась, по преимуществу ценностно - нормативной, духовной»4.

Проблемой «сущности» человека занимались такие учёные как П. Гуревич, А. Сабиров, О. Базалук, В. Баруллин5 и другие. Из анализа их работ можно заклю чить, что сущность человека определяется совокупностью факторов, (природных, социальных,, духовных и т.д.)- Определять сущность человека по? его национальной принадлежности (русский- по национальности, значит русский; человек), означает рассматривать его только как «частичного» человека. Для; А.Єабирова; «русский и русский человек - это разные характеристики человека: Для того; чтобы различать эти характеристики логичнее- под словосочетанием; «русский человек» понимать его этническую принадлежность. Для обозначения і его системной характеристики, лучше: применять словосочетание «российский; человек»1.

Попытка использовать возможности евразийской теории; ее трактовку сущности! человека для анализа состояния и развития, современного; российского общества,составили проблемное: поле1 настоящей"диссертации.

Объект исследования - человек--.в российском евразийском обществе.

Предметшсследован ия - особенности формирования. и-проявления - сущности человека в условиях евразийского общества:

Целы диссертационного исследования;- выявление своеобразия проявления сущностичеловека в условиях евразийского общества.

Реализация; данной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

- рассмотреть проблему человека вевразийской теории;

- доказать, что российский человек есть своеобразный «продукт» евразийского общества;

- показать роль природного;фактораРоссии-ЕвразииїВіформированиифоссий-ского человека;:

- обосновать.сущность.российского человека каксинтез качеств человека.западного и человека восточного;

-выявить ментальность.российского человека как человека евразийского; .

- описать перспективы развития человека в современном:российском обществе... ..••; Методологические основания работы. Методологической основой исследования? является? социокультурный подход, который позволяет увидеть, культурное: своеобразие современного российского человека..

Кроме того, автором используются возможности компаративистского подхог да, который позволяет сравнивать; различные типы человека, в\- том - числе российского, отличающегося: по основным;, качественным, характеристикам от западного wвосточного; элементы синергетического подхода; который позволяет рассматривать общество как достаточно устойчивую функционирующую систему социальной жизни- и как хаотическое: многообразие различных: культурных традиции;

Шработе использованы адекватные поставленной• цели; возможности• диалек-тико-материалистического метода,, принципы, объективности; историчности; и системности. Принцип объективности предусматривает анализ проблемы российского человека в контексте влияния; природной, социально-исторической и культурной реальности. Принцип-системности нацелен на всестороннее: позна-ниє предмета исследования; 0НШОЗВОЛЯЄТ. рассматривать российского человека в системах: «человек — общество» и- «человек - природа».

Научнаятовизнашсследованиязаключаетсявтом чтоавтором:

• выявлены- в контексте евразийской:концепции черты» российского-человека! («симфоническая» личность,,содержащая»вхебе:элементыщелого(- общества;, историческое влияние: туранского1 элемента,, опора на собственные традиции), которые помогают трактовать его как особый этнокультурный тип;

• обосновано, что с учетом актуальной социокультурной ситуации,, необходимо понимать Россию-Евразию не с позиций традиционного понятия- «русский человек», а с позиций понятия «российский человек». При этом объяс няется правомерность включениям системное понимание современного российского человека знаний о формировании этноса в обстановке взаимодействия различных культур;

• представлен вариант системы характерных, сущностных черт российского человека в.условиях евразийского общества, выявленных в результате синтеза принципов- евразийства и общих философских идей (ориентация на близких людей, ограничение в обладании собственностью, покорное подчинение власти, бесхозяйственное отношение к природе, вера в быстрое счастье, коллективизм, интернационализм и др.);

• определены основные перспективы развития российского человека в евразийском этнокультурном пространстве: приближение к традиции- своего культурного наследия; осознание себя не как уникального и неповторимого существа, но и как человека, способного гармонично вписываться- в современный мир,, имеющего в своей генеративной предпосылке типичные общемировые факты и условия приближения.к общемировым ценностям;

•- показано, что положениями только евразийской концепции не возможно объяснить всей сложности и противоречивой сущности российского человека; необходимо также учитывать.и конвергентные процессы, в современном мире, наличие открытых обществ, и большую социальную мобильность людей.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы в том, что результаты могут быть применены при изучении проблемы взаимодействия» человека и общества на современном этапе в России с её тенденциями, направленными, на создание постиндустриального общества и интеграцию в мировое сообщество. Данное исследование может быть полезным при раскрытии сущности российского человека для понимания его исторической роли в России и в мире. Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в, диссертации положения и выводы могут быть использованы при изучении различных философских дисциплин, Вс частности, философской антропологии, социально-философской антропологии, в преподавании вузовского курса философии.

Апробация работы. Основные идеи работы были изложены на научных и научно-практических конференциях, в том числе: международной научно-практической конференции «Этнокультурные и этнополитические процессы в XXI веке». (Уфа, 2007г.); всероссийской научной конференции «Перспективы развития современного общества». (Казань, 2002 г.; Казань, 2003 г.); региональной научно-практической конференции преподавателей «Проблемы человека в свете современных социально-философских наук». (Елабуга, 2004 г.); региональной научно-практической конференции преподавателей «Проблема человека в современных социально-философских науках». (Елабуга, 2007); а также в 8 публикациях автора общим объёмом 2,3 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, по три параграфа каждая, заключения и списка литературы. Общий объём диссертации - 143 страницы.

Проблема человека в евразийской теории

В настоящее время проблема человека является одной из актуальных для гуманитарных наук. В современном, быстро меняющемся мире, труднее становится проводить национальные границы, выявлять национальные различия. Немаловажное значение для них имеет выявление сущности и своеобразия того или иного типа человека, пути его формирования в социокультурном пространстве, с учётом различных факторов.

По сути, проблема человека затрагивается в любой социально — философской теории и концепции. Теория евразийства, по мнению автора, даёт наиболее адекватное представление о человеке, проживавшем и живущем в,России-- Евразии. Главная проблема, которая всегда стояла перед человеком в России — это определение своей идентичности. Стоит указать на тот факт, что идентичности не всегда придавалось соответствующее значение. Вопрос о идентичности можно представить как о достижении человеком какой — то высшей цели, как это было в Советском Союзе. Тогда идея мировой революции и строительства социализма была чуть ли не главной в умах советских людей. Однако идентичность необходимо рассматривать как развитие в рамках собственной социально - культурной традиции. В данном случае не происходит отрыва=от истоков бытия, онтологических предпосылок существованиями развития.

В современной науке существует множество Определений понятия «человек». В новейшем философском словаре о человеке пишут следующее: «Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку человек - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Тем самым философское постижение Ч. всегда разворачивается не просто через реконструкцию1 его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире,.человеческого мира, где «человек -это в известном смысле все» (Шелер). В рамках истории философии Ч. традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух»1.

BJработе «Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения» под редакцией П.С.Гуревича, даётся следующее определение человека: «Человек — общественное существо, его жизнь возможна лишь при условии коммуникации отдельного индивида с другими»2. Учитывая многогранную сложную природу человека; его одновременную принадлежность материальному и духовному миру, можно заключить, что-человек - это биосоциальное существо, обладающее разумом и осуществляющее целенаправленную) деятельность по преобразованию мира. Под «природой человека» «подразумеваются стойкие, неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа, которые присущи Homo sapiens во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса»3.

Важной онтолого-гноссеологической характеристикой человека является способность преобразовывать внутренний, духовный мир, служащий источником сущностных качеств человека и выражающийся в трудовой деятельности и жизни в обществе.

Мыслители пытались понять самобытный характер «русского человека». «Есть очень большая трудность в определении национального типа, народной индивидуальности. Тут не возможно дать строго научного определения. Тайна всякой индивидуальности узнаётся лишь любовью, и1 в ней всегда есть что-то непостижимое до конца, до последней глубины» 1. Как показывает современная обстановка, вопросы, касающиеся культурной и социальной принадлежности российского общества и человека, остаются открытыми и по сей день не теряют своей актуальности. В настоящее время термин «Евразия» можно употреблять в двух значениях:

Во-первых, в географическом, когда речь идет об одном суперконтиненте — Евразии, расположенном в Европе и Азии;

Во-вторых, в «более узком региональном и культурологическом смысле как о пространстве, занимающем если не промежуточное положение между Европой и Азией, то, во всяком случае, не укладывающемся ни в одном из.этих понятий» . Добавим - принадлежа им.

Роль природного фактора России-Евразии в формировании российского человека

Исходя из вышесказанного можно заключить, что общество с его культурно - социальной традицией играет решающую роль в формировании и развитии человека в современном мире. Однако есть факторы, значение которых не нужно упускать из виду. Так «основу евразийской концепции культурно-цивилизационного развития России образуют представления о его детерминации естественно-географической средой» .

Человек существует не только в обществе, он так же взаимосвязан с природной, географической средой. Стоит заметить, что природа, как «первый дом бытия человека», непосредственно влияет на формирование его сущности. Человек является результатом- специфических факторов, носящих цивилизацион-ный характер. По словам А.С.Панарина: «Человек живёт не только небом, но и землёй, территориально -географические детерминанты в немалой степени ответственны за склад характера, образ жизни.и мирочувствия народов, живущих в определённой части ойкумены»2.

Необходимо рассмотреть факторы, влияющие на формирование и развитие человека, исходя из конкретных культурно - исторических условий. Главными факторамиявляются:

1) природно — климатические условия (непосредственная среда обитания иразвития того или иного народа);

2) географические особенности местности проживания человека, (сочетание различных ландшафтов);

3) культурный фактор (формирование определённого типа культуры, языка при активном взаимодействии с соседними народами);

4) цивилизационный фактор (влияние сложившегося, того или иного типа цивилизации в определённом обществе).

Важное место в концепции евразийцев, занимает учение о «месторазви-тии». Суть его сводится к тому, что географическое положение страны играет определяющую роль в её развитии. «Под месторазвитием человеческих обществ мы понимаем определённую географическую среду, которая налагает печать своих особенностей на человеческие общности. История распространения российского государства есть в значительной степени история приспособления русского народа к своему месторазвитию Евразии, а также и приспособление всего пространства Евразии к хозяйственно-историческим нуждам русского народа...» .

Необходимо сконцентрировать внимание на геополитических, географо-климатических и исторических факторах. К сожалению, этот аспект проблемы зачастую до сих пор остается в тени, в то время как он, по нашему мнению, обладает исключительной значимостью.

Государство в России не может «отпустить» человека, так как нужно кому-то работать и поддерживать само государство. Российское общество имеет большие социальные ресурсы для реализации многих задач государства. Главная цель в этой реализации - наладить гармоничное, взвешенное взаимодействие человека, общества и государства. По нашему мнению, евразийские идеи, имеют большие возможности для реализации этой гуманистической установки. К тому же в современном мире происходят тенденции объединения и взаимосвязи экономики разных стран, что в свою очередь позитивно повлияет на экономику России, так как она сохранила во многом свои ресурсы.

Гарантом стабильности евразийского пространства должно являться строго централизованное, сильное государство, которое бы препятствовало обособлению приморских окраинных районов. Негативным следствием из этого бы вытекало превращение центральных районов в придаток приморской экономики1

П.Н. Савицкий обратил внимание на определенные особенности географического и климатического пространства, в котором проходит историческое развитие западной (романо-германской) цивилизации: «На Западе в смысле географических очертаний - богатейшее развитие побережий, истончение континента в полуострова, острова, на Востоке - огромная равнина, только на краях окаймленная горами...» . Причем, евразийцы настаивали на том, что географические особенности, пусть и не в виде прямой механической детерминации, обусловливают также и особенности культуры западного мира, вплоть до его политических форм: «Мозаически-дробное строение Европы... содействует возникновению небольших, замкнутых обособленных мирков. Здесь есть материальные предпосылки для существования малых государств, особых для каждого города и провинции культурных укладов, экономических областей, обладающих большим хозяйственным разнообразием на узком пространстве»3. Структура ментальности многократно увеличивает возможности народа в противостоянии сложным климатическим и геополитическим условиям. Выжить можно лишь, имея определённую приспособленность, сформированную на протяжении истории.

Говоря о «евразийской» культуре, необходимо указать, что природный фактор не определяет культуру человека, он лишь придаёт ей некоторую направленность, обозначает рамки её зависимости. (Так, например, в Китае делают водку из риса, а в России нет, потому что в России не растёт рис). Отсюда следует, что во взаимодействии природы и человека, детерминирующим является всё -таки человеческий фактор, т.е. культурный.

Сущность российского человек, как синтез качеств человека западного и человека восточного

В современной философии под категорией «сущность» понимают внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия»1. Так определяет понятие «сущность» О.Базалук. Далее он пишет: «Вопрос о сущности человека емкий и масштабный. Сущность человека просматривается через антропогенез, историческое прошлое, фиксирующее этапы становления человеческого общества, через современные проблемы глобализации, экологии, психосинтеза. Сущность человека— это комплекс наиболее общих законов системы разумного вещества. Ее нельзя умозреть в целом только в экзистенциональном или в эмпирическом измерениях. Любое ее рассмотрение вне категории Единой истины, т. е. вне наиболее общих законов мироздания, приводит к ее искажению. Рассматривать вопрос о сущности человека нужно лишь опираясь на устоявшиеся истины, на фундаментальные законы» (курсив мой - Ильин А.Г.). С данным определение «сущности» можно согласиться, так как в действительности основные качества человека, его «самость», не могут быть данными единожды и навсегда, без возможности развития. К тому же, человек, являясь существом историческим, может проявлять свою сущность лишь в истории, которая сопряжена с реализацией тех или иных качеств человека и сама способна оказывать влияние на сущность человека. По мнению П.С.Гуревича «Человеческая натура проявляется в разном,.но в чем-то надо полагать, обнаруживается верховное, державное качество человека. Выявить эту главенствующую черту означает постичь сущность.человека»1. Следовательно, сущность человека не является чем —то завершённым, она формируется у человека под воздействием определенных условий. Можно говорить сущности европейца или азиата;. Их сущность будет отличатьсядруг от друга.. Сущность человека не является одинаковой для всех людей; в планетарном мас штабе, но она может характеризовать человека, как представителя того или ино го типа общества. Говоря о евразийской сущности человека в России, стоит ска зать, что «евразийство есть единство двух (Западного и Восточного) способов человека быть,Человеком, а не: просто разумным животным...Разумность, уп рощаемая; до рациональности, как это принято в Западной парадигме бытия,.не единственный качественный признак человека. Восток нашёл: и сделал доми нантным: другой способ торможения человеком, своей зоологической природы, освобождая-место для накопления культурных форм бытия» . Ещё одна точка зрения о сущностном определении человека, имеющая для? данного исследования: большое значение: «В настоящее время в философии; существуют две основные концепции человека: человек как, функциональная (ролевая) характеристика; человек как: сущностная характеристика. Первая; концепция-опирается на понятие социальной функции человека,, а точнее сказать, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности он не позволяет нам раскрыть внутренний, глубинный: мир человека, фиксируя только внешнее поведение его;, которое в этом случае: не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека:. Более глубокое/ понимание понятия человек раскрывает последнюю уже не в функциональном; а в сущностном плане::она здесь— сгусток ее регулятивно-духовных потенций. Центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во внутренней жизни человека. Человек формируется в процессе деятельности, общения. Этот процесс происходит путем внутреннего формирования неповторимо-уникального его облика» \

На протяжении развития российского общества, сущность человека изменялась. С течением времени, как у отдельного человека, так и у целого общества, меняются ценностные ориентиры. С появлением новых ценностных установок и социальных норм в обществе, сущность человека меняется исходя из сложившихся условий. В данном случае необходимо говорить о том, что сущность служит выражением тех свойств и качеств человека, которые с необходимостью требуются конкретной исторической ситуацией. Сущность человека «не момент состояния сознания, психики, тела, а все это одновременно, как целое. Но в потоке времени возможна данность каждый раз лишь одного из моментов этого целого. Следовательно, бытие самого этого целого не может быть ограниченно временем, в котором наличествуют все проявления»2 личности.

Похожие диссертации на Своеобразие проявления сущности человека в условиях евразийского общества