Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансцендентальный метод в философии истории Ломоносов Александр Геннадиевич

Трансцендентальный метод в философии истории
<
Трансцендентальный метод в философии истории Трансцендентальный метод в философии истории Трансцендентальный метод в философии истории Трансцендентальный метод в философии истории Трансцендентальный метод в философии истории
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ломоносов Александр Геннадиевич. Трансцендентальный метод в философии истории : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Ломоносов Александр Геннадиевич; [Место защиты: Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого].- Великий Новгород, 2009.- 203 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/79

Введение к работе

Актуальность темы исследования Глобальный кризис, охватывающий в наши дни уже все сферы человеческой жизни, чрезвычайно обостряет потребность в объективном научном исследовании хода истории, в постижении сущности современной эпохи и в обоснованных представлениях о перспективах исторического процесса в целом Необходимость обращения к проблемам философии истории вызвана поэтому не одним только теоретическим интересом, но и практическими потребностями человечества, его стремлением найти выход из кризиса Классическая трансцендентальная философия, разработанная И.Кантом, И Г Фихте и Ф В Й Шеллингом, позволяет методически рассмотреть всеобщее содержание всемирной истории, включая ту ее особенную форму, которая представлена историей нашего народа вплоть до сегодняшнего дня

В рамках трансцендентальной философии история человечества предстает как история единого разума, раздваивающегося, вступающего в борьбу с самим собой, преодолевающего эту раздвоенность и возвращающегося к себе самому На вопрос о том, как возможна такая история, во многом удалось ответить уже И Г Фихте, хотя вытекающая из предложенного им ответа проблема преодоления раздвоенности разума в истории не была решена Дело здесь не столько в недостатках его философского учения, сколько в степени зрелости самого предмета философии истории, поскольку этот предмет не остается неизменным, а развивается В настоящий момент сама история демонстрирует нам то состояние, когда раздвоенность и борьба разума с собой достигла своего предельного напряжения с одной стороны, это противоречие цивилизации и природы, с другой - противоречие Востока и Запада

Трансцендентальная философия, взятая как определенный способ самопознания духа, является логически необходимым моментом истории философии, тем моментом, в котором философия впервые приобретает форму науки, или, по выражению Фихте, всеобщую форму разума Для русской философской мысли усвоение этой формы выступает как важнейшая задача, первая, хотя и не окончательная, так как вслед за ее решением предстоит освоение гегелевской философской системы как более развитой формы Русской философской мысли прежде чем взойти на платформу спекулятивного и логического способа мышления, необходимо самоутвердиться в трансцендентальной форме разума Время, когда можно было оставаться в рамках традиции русской историософии, от П Я Чаадаева и АС Хомякова и до Н А Бердяева и С Н Булгакова, ушло навсегда, возможно, еще в 1922 г, вместе с печально знаменитым «философским пароходом»

В настоящий момент в России созрели необходимые предпосылки для того, чтобы поднять эту традицию на уровень классической трансцендентальной философии и тем самым преодолеть присущий русской религиозной философии разрыв между бесконечным предметом религиозного сознания и конечной формой самосознания, между верой и рассудком Именно это противоречие в начале XX в.

приобретает форму идейного раскола, выраженного в противоположных позициях «Логоса» (философского журнала, ставшего центром неозападнического движения в России) и «Пути» (религиозно-философского издательства, ставшего центром неославянофильства) Представители «Логоса» (Ф А Степун, Б В Яковенко и др) отводят главную роль «знанию современной техники мышления», а «путейцы» (В Ф Эрн, Н А Бердяев, С.Н Булгаков) отстаивают религиозное философствование в стихийной форме мышления В советский период положительным моментом господствовавшего материалистического понимания истории было стремление рассматривать процесс развития человеческого общества как исторически необходимый Однако раскрыть конкретное тождество логического и исторического, выступающее основанием всякого исторического процесса развития, на основе материалистического понимания истории было невозможно, так как это понимание продолжало оставаться в рамках рассудочного способа познания

Теоретическая актуальность темы исследования обусловлена потребностью в освоении разумного метода познания, разработанного классической трансцендентальной философией, а также связанной с этим методом потребностью в решении вопроса о научной периодизации всемирной истории Без ответа на этот вопрос невозможно понять, на какой ступени развития в настоящий момент находится мировая история (в частности, западноевропейская цивилизация, продолжающая оказывать самое активное влияние на современный мир), и в каком направлении может сегодня развиваться Россия, если она не будет забывать о своих действительных интересах Практическая актуальность темы исследования обусловлена тем, что само стихийное развитие человеческого общества, оказавшегося в настоящее время у критической черты, ставит перед философией истории задачу формирования действительного разума, не ограничивающегося пассивным созерцанием и изложением хода всемирной истории, но понимающего себя в качестве мыслящего слова самого сущего, без которого дальнейшее историческое движение человечества становится невозможным

Степень научной разработанности проблемы Непосредственным логическим следствием применения трансцендентального метода является проблема объективной периодизации истории Так, у И Г Фихте периодизация предполагает деление истории в зависимости от степени разумности предмета философии истории (им устанавливается пять основных эпох разумного инстинкта, принудительного авторитета, пустой свободы, разумной науки и разумного искусства), у Ф В Й Шеллинга — в зависимости от лика Святой Троицы, олицетворяющего историческую эпоху (времена Ветхого Завета, Нового Завета и Святого Духа), у Г В Ф Гегеля - в зависимости от типа духовности, характерной для всемирно-исторического народа (восточный мир - греческий мир - римский мир - германский мир) Такое же многообразие подходов к проблеме периодизации характерно и для исторической науки с самых первых ее шагов, и если ФГизо выделяет три периода в западноевропейской истории (хаотически варварская эпоха, позднее средневековье с характерным для нее формированием

национальных государств и начинающееся с XVI века формирование культурного единства стран Запада), то Л фон Ранке считает необходимым разделение истории на девять периодов, представляющих собой политические и культурные модификации римского мира В отечественной философии истории по понятным причинам общепринятой становится периодизация К Маркса, разделявшего историю на пять общественно-экономических формаций

Однако если все эти подходы к проблеме периодизации объединяло представление о несомненном единстве всемирно-исторического процесса, то в настоящее время многие философы и историки предпочитают ставить это единство под сомнение. Либо за историей признается лишь тот смысл, который ей сообщает познающий и действующий человек (К Поппер, П Вен, А Данто, А Юрганов и др), либо история рассматривается как сосуществование замкнутых и непроницаемых культурно-исторических типов (О Шпенглер, АТойнби, Е Рашковский, М Барг, Б Ерасов, А Панарин и др)

Применение трансцендентального метода в философии истории предполагает отрицательное отношение и к первому и ко второму подходу Трансцендентальный метод исходит из принципа единства разума, поэтому методологический плюрализм, т е представление о возможном множестве разумов и равноправных рациональных форм, типов рациональности, присущих той или иной культурно-исторической формации, не имеет отношения к научному, объективному пониманию истории Отрицание же имманентного смысла истории на деле неизбежно влечет за собой и отрицание признания за историей статуса науки. Это справедливо и для концепций, противопоставляющих историческое познание как познание индивидуального научному познанию как познанию общих закономерностей, так как индивидуальное, как правило, рассматривается как изолированное и не связанное с всеобщим Историческое знание оказывается продуктом эмпирического анализа и сводится лишь к обобщению и классификации исторических фактов, не претендуя на знание закона истории. Критика концепции исторической закономерности апеллирует к необходимости изучения частностей исторической действительности и указывает на внутреннюю противоречивость, логическую несообразность самого понятия «исторический закон» (К Поппер, Ф.Хайек, И Берлин, Э Мейер) Более близкой классической трансцендентальной философии является позиция Дж Коллингвуда, отвергающего сведение исторической науки к рассказам о последовательности событий или к описаниям происходящих изменений Историк должен заниматься событиями только в той мере, в какой они являются внешним выражением мысли Это созвучно утверждениям И Г Фихте, что в научной форме философии индивидуальность должна непрерывно умирать Более того, умирать должно не только представление об индивидуальности, но и всякое представление о Боге, так как в трансцендентальном отношении духа к самому себе умирает всякое представление Только познание чистого, сущего в себе и для себя мышления позволяет приступить к научному познанию мировой истории

Важнейшей исторической и теоретической предпосылкой для решения задач исследования является русская религиозная историософия, начиная от П Я Чаадаева, А С Хомякова, И В Киреевского и заканчивая работами Е Н Трубецкого, И А Ильина, Н.А Бердяева, Л П Карсавина и др Однако, в той мере, в какой ее религиозный характер требует мыслить божество как действующую извне, трансцендентную миру силу, для русской религиозной философии Бог остается источником мирового исторического субъекта, но не его субъектом Развитие оказывается атрибутом сотворенного мира, в котором Бог раскрывается и воплощается Борьба и страдание, неотъемлемые от истории человечества, мыслятся как свойства, свидетельствующие об относительности и ограниченности человека и не могущие быть характеристиками абсолюта Неисповедимость путей абсолюта препятствует раскрытию вечного содержания всемирной истории, выражающего себя в следовании друг за другом во времени различных формаций свободы духа, в логике его самодвижения Мистерия Духа развертывается в самой человеческой истории, которая тем самым оказывается исповедью самого Бога Только так Бог может быть понят как имманентный и спасающий человечество дух.

Таким образом, применение трансцендентального метода в философии истории открывает возможность преодоления ограниченности как позитивистского подхода, где за историей признается лишь субъективный, привносимый самим человеком смысл, так и подхода к истории как к чередованию независимых друг от друга, развивающихся по своим собственным законам культурно-исторических типов Более того, применение трансцендентального метода в философии истории позволяет преодолеть ограниченность русской религиозной историософии

Объектом исследования являются всеобщие закономерности мировой истории, совпадающие своим содержанием с логическими закономерностями раскрытия принципов трансцендентального разума

Предметом исследования выступает всемирная история, ее три основные эпохи - реализма, идеализма и идеал-реализма

Цель исследования заключается в том, чтобы, используя метод, выработанный классической трансцендентальной философией, раскрыть закономерность развития всеобщего содержания всемирной истории и, показав необходимость раздвоения мира на католически-протестантский Запад и мусульманский Восток, определить всемирно-историческое место России в современной эпохе

Данная цель предполагает последовательное решение следующих задач

раскрыть содержание эпохи реализма как периода выхода разума из непосредственного единства с природой;

выявить содержание эпохи идеализма как периода, где главную роль играет категория отрицания,

определить содержание эпохи идеал-реализма как периода возникновения представлений о религии единого разума,

- на основе анализа деятельности принципа самосознания разума рассмотреть
сферу материальных и экономических отношений западноевропейской
цивилизации,

раскрыть содержание сферы социально-политических отношений западноевропейской цивилизации с точки зрения воплощения принципа формальной свободы,

на примере национальных форм философии Нового времени (английской, французской, немецкой) показать важнейшие особенности духовной сферы западноевропейской цивилизации,

раскрыть содержание допетровского периода русской истории как формы непосредственного единства жизни русского духа,

определить особенности петербургского периода истории России как формы отрицательного единства русской идеи,

раскрыть содержание советского периода истории России как предсказанного П Я Чадаевым апокалиптического синтеза

Методологические и теоретические основы исследования Методологической основой диссертации является разработанный в немецкой классической философии трансцендентальный метод познания, который, в отличие от позитивистского подхода, сводящего историческое познание к описанию событий, и в отличие от традиционного религиозно-философского подхода, догматически исходящего из внешне данного основания, все многообразие явлений и событий сводит к их единому духовному основанию - к всеобщему способу деятельности и познания, который действительно осуществляется во всемирной истории Трансцендентальный метод исходит из принципа единства разума и оставляет в прошлом тот этап развития философского знания, когда оно могло опираться на неограниченное число начал, основополагающих принципов Трансцендентальный метод представляет собой раскрытие внутреннего принципа самого предмета философии - законодательствующего и формообразующего духа (логоса) Трансцендентальная философия в лице И Г Фихте выявила предмет, с которым ученому не требуется производить какие-либо теоретические или практические операции, поскольку этот предмет самостоятельно полагает себя, исходя из своего основания и в силу исключительно своей собственной необходимости Поэтому деятельность нашего мышления не зависит от нашего произвола, а представляет собой необходимый способ самодеятельности, или свободы духа как таковой.

Трансцендентальный метод познания, обращенный на область философии истории, дает возможность по-новому рассмотреть мировую историю, сведя ее к трем эпохам всеобщего самосознания, к эпохам реализма, идеализма и идеал-реализма Применительно к русской истории этот метод позволяет раскрыть ее внутреннюю необходимость перехода от одной формы национального самоопределения к другой

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые конкретизировано общее теоретическое изображение всемирно-исторического

процесса посредством более детального раскрытия принципа самодвижения предмета философии истории - действующего в истории разума. Кроме того, в исследовании три сферы западноевропейской цивилизации - экономическая, социально-политическая и духовная - рассмотрены как особенные формы исторической реализации разума Наконец, предпринята попытка постичь смысл современной эпохи как эпохи начала конца диалогического процесса существования истины, или эпохи существования раздвоенного разума, и перехода к тому времени, когда этот принцип деятельного познания, исторически являющий себя в форме особенных формаций религии, должен благодаря деятельности человека выступить в чистой форме «всеобщей религии разума»

Основные концептуальные положения, отражающие новизну исследования и выносимые на защиту:

исторически первая эпоха всемирной истории, эпоха реализма представлена как период непосредственного тождества бытия и мышления, в рамках которого посредством практического отношения человека к природе существенным становится момент различия, и самосознание, выходя из-под опеки природной стихии, начинает господствовать в форме внешнего авторитета, характерного для монотеистических и политеистических религий,

эпоха идеализма реализуется во всемирной истории в форме отрицания непосредственного единства духовной жизни, в форме безличного закона, олицетворяющего идею божественной справедливости;

эпоха идеал-реализма воплощает собой момент тождества, или реальности (греко-византийское православие), момент отрицания, или различия (римский католицизм) и два момента синтетического единства, выраженные в форме мусульманской религии (абсолютизации бесконечного предмета сознания) и протестантизма (абсолютизации конечного самосознания),

материальные и экономические отношения западноевропейской цивилизации представляют собой результат свободной деятельности принципа самосознания, утверждающего себя через отрицание всех особенных форм самоопределения капитала и превращение последних в свои подчиненные моменты,

сфера социально-политических отношений западноевропейской цивилизации является следствием утверждения принципа формальной свободы, находящего выражение в создании формально-правового, т н «секуляризованного» государства, подчиненного в своей деятельности частным интересам членов и организаций гражданского общества,

духовная сфера западноевропейской цивилизации в высшей форме своего развития — философии - характеризуется тем, что дух отрицательной свободы достигает своей полноты, поднимаясь не только над внешним материальным миром, но и над внутренней реальностью опыта и рассудка,

допетровский период русской истории находит свое основание в принципе соборности как формы непосредственного единства жизни русского духа,

петербургский период истории России характеризуется принципом абсолютизма как формы отрицательного единства русской идеи, отделенной от непосредственности жизни русского духа формой закона;

советский период истории России, представленный исторической формацией тоталитаризма, рассматривается не только как конечная фаза русской идеи, но и как конечная фаза христианской идеи как таковой, знаменующая собой конец бессознательного исторического развития человечества

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сознательное и целенаправленное применение в новых исторических условиях трансцендентального метода познания позволяет прояснить скрытую в многообразии явлений логику всемирной истории, согласно которой диалектика сознания и самосознания приводит человечество к глобальному противоречию и его возможному разрешению русским духом Выводы диссертации и разработанные в ней методологические подходы доказывают, что трансцендентальная философия истории сегодня может и должна стать наукой, полагающей новое регулятивное основание для развития социальной теории и практики

Положения, выводы и материалы диссертации могут быть использованы при разработке методических пособий и программ, подготовке лекционных курсов, семинарских и практических занятий по социальной философии, теории и истории культуры, философии религии, философии истории в российских и зарубежных высших учебных заведениях

Апробация работы. Материалы и выводы диссертации были апробированы на лекционных и семинарских занятиях по философии в Санкт-Петербургском колледже строительной индустрии и городского хозяйства, в работе историко-методологического семинара Русской Христианской Гуманитарной Академии «Русская мысль», теоретического семинара Санкт-Петербургского общества классической немецкой философии «Немецкая классическая философия и современность», на занятиях со студентами философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета и факультета философии человека Российского государственного педагогического университета им. А И Герцена Основные положения диссертации излагались в докладах и сообщениях на научных всероссийских и международных симпозиумах и конференциях «Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В С Соловьева» (СПб, 14-15 02 03), «История философии как философия» (СПб, 24-25 10 03), «Проблемы становления правового государства и гражданского общества в России» (Адлер, 22-26 05 09)

Похожие диссертации на Трансцендентальный метод в философии истории