Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Устойчивое развитие как особое состояние взаимодействия социума и природы Айзятов Фярит Ахметович

Устойчивое развитие как особое состояние взаимодействия социума и природы
<
Устойчивое развитие как особое состояние взаимодействия социума и природы Устойчивое развитие как особое состояние взаимодействия социума и природы Устойчивое развитие как особое состояние взаимодействия социума и природы Устойчивое развитие как особое состояние взаимодействия социума и природы Устойчивое развитие как особое состояние взаимодействия социума и природы Устойчивое развитие как особое состояние взаимодействия социума и природы Устойчивое развитие как особое состояние взаимодействия социума и природы Устойчивое развитие как особое состояние взаимодействия социума и природы Устойчивое развитие как особое состояние взаимодействия социума и природы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Айзятов Фярит Ахметович. Устойчивое развитие как особое состояние взаимодействия социума и природы : Дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 Саранск, 1999 387 с. РГБ ОД, 71:00-9/84-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Устойчивое развитие: общая методология проблемы 18

1. Устойчивое развитие в свете категории "состояние": анализ социальных и природных систем 18

.2. Системный анализ структуры детерминированного развития.. 57

3. Фундаментальная схема воспроизводства устойчиво развивающихся состояний 82

4. Понятие "общество устойчивого развития" 112

Глава 2. Взаимодействие общества и природы как естественные предпопосылки исторического процесса 142

1. Природные основания общественного развития 142

2. Динамика роста народонаселения и проблема устойчивого развития общества 161

3. Философская рефлексия на эволюцию взаимоотношений общества и природы 180

Глава 3. Концепции общественного развития: альтернативные подходы к традиционной проблеме 205

1. Классические теории общественного развития (0. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс) 206

2. Неклассические концепции общественного развития второй половины XX века (теории индустриального, постиндустриального, информационного общества) 227

3. Идея экологического общества как основа формирования стратегии устойчивого развития 248

Глава 4. Перспективы становления устойчивой цивилизации в России 270

1. Российский путь к устойчивой цивилизации третьего тысячелетия 270

2. Россия на пороге XXI века: экологическая политика 286

Глава 5. Основные факторы стратегии развития цивилизации устойчивого типа 301

1. Устойчивое развитие: неизбежность экологической перестройки 301

2. Человеческий фактор устойчивого развития 326

3. Методология воспроизводства экологических состояний как путь к устойчивому социальному развитию 339

Заключение 356

Литература 363 387

Введение к работе

Актуальность исследования. Интерес к проблеме общественного развития в той или иной степени прослеживается на протяжении всей истории человечества. Две мировые войны и длительное напряженное противостояние супердержав, угроза, а затем начало глобального экологического кризиса, этнические и расовые конфликты - вот лишь отдельные звенья того многопланового и сложного процесса, вследствие которого данная тема в конце XX в. обрела особую актуальность. На современном этапе общественного развития человечество ищет ответ на экологический вызов цивилизации XX в., представляющий собой квинтэссенцию результатов его безрассудной деятельности на протяжении всей истории.

Основанная преимущественно на философии и методологии Нового времени, наша цивилизация вступила в глубокое противоречие с возможностями природы, сущностью человека, историческим развитием в целом. В связи с этим человечеству чрезвычайно важно решить следующие задачи:

1) осмыслить итоги исторического процесса и определить конкретные цели дальнейшего развития;

2) преодолеть стихийный характер общественного развития и наметившиеся негативные тенденции в развитии цивилизации;

3) создать на базе методологии устойчивого развития эффективную, научно обоснованную концепцию управления развитием социальных систем.

Императивы человеческого выживания требуют более активной разработки и реализации единой глобальной стратегии общемирового развития, обеспечивающей качество окружающей среды цивилизации XXI в., гарантирующей переход к обществу с устойчивым развитием, где будут учтены не только интересы общества и человека, но и

природы. Для решения названных задач нужно целенаправленное движение к качественно новому состоянию, которое отличается от предшествующего необходимостью поддерживаемого развития, приближающего взаимоотношения общества, человека и природы к некоторому динамическому, устойчивому и безопасному развитию.

Новая модель общества предполагает реализацию следующих мер:

1) уменьшение антропогенного прессинга на природу;

2) выработку новой стратегии глобальной безопасности, стабильности экономики, политики, социальной жизни, экологически безопасного развития системы "общество - человек - природа";

3) усиление внимания к вопросам нравственности и морали, экологизации всех областей жизни человека [См.: 131].

Необходимость выработки стратегии устойчивого развития общества обусловлена динамикой социального развития, глобальными экологическими проблемами в системе "общество - человек - природа", а также духовно-нравственным кризисом индивидуального и социального уровней.

Идеи устойчивого развития оказываются чрезвычайно созвучными традициям, духу и менталитету России. Они могут сыграть важную роль в консолидации российского общества, в определении государственных приоритетов и перспектив социально-экономических преобразований, в решении проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешного и будущих поколений людей [См.: 207; 130].

Степень разработанности проблемы. Для решения названных выше задач требуется целенаправленное движение к качественно новому состоянию общества и человека. Отдельные вопросы этого сложного процесса раскрыты как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе.

При исследовании механизма устойчивого развития использованы труды Р.Ф.Абдеева, И.С.Алексеева, В.Г.Афанасьева, Л.Б.Баженова, Б.Ф.Кевбрина, Б.М.Кедрова , В.И.Кемкина, В.А.Коптюга, Н.А.Мещерякова, Н.Н.Моисеева З.М.Оруджева, Н.С.Савкина, В.И.Столярова, Г.И.Рузавина А. СПанарина, И.Пригожина и др. Анализ категории "состояние" опирается в первую очередь на работы В.И.Демидова, Б.Ф.Кевбрина, В.И.Кемкина, Г.Я.Мякишева, Г. А. Свечникова и др. Теоретическими источниками для изучения взаимоотношений человека, общества и природы явились труды философов как прошлого, так и настоящего.

На роль естественных предпосылок (природных факторов и народонаселения) в развитии общества обратили внимание мыслители древности и средневековья: Геродот, Гиппократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель, Конфуций, Лао-цзы, Ибн-Рушд, Ибн-Хальдун, Тертуллиан, Фома Аквинский и др. В Новое время данная проблема находится в центре внимания Ф.Бэкона, Б.Спинозы, Ш.Монтескье, Л.И.Мечникова, Г.Бокля, Ж.Ж.Руссо, К.А.Гельвеция, П.А.Гольбаха, Т.Р.Мальтуса, И.Канта, Э.Реклю, Г.Гегеля и др. Однако в качестве предмета целостного концептуального философского анализа проблема взаимодействия человека с природой впервые обнаруживается в теориях общественного развития К.Маркса, О.Конта и Г.Спенсера.

Анализ естественных предпосылок исторического процесса показывает, что в мировой науке до последнего времени доминировали социологизаторские концепции общественного развития, наблюдалось определенное пренебрежение к природным предпосылкам исторического процесса, что прослеживается в работах мыслителей XVIII, XIX вв. и первой половины XX в. Это было обусловлено, с одной стороны, абсолютизацией роли науки и техники в общественном развитии, значительным ослаблением (во многом вследствие бурного развития

техники) непосредственной взаимозависимости человека, общества и природы, с другой - иллюзорными представлениями о "господстве человека над природой", "бесконечности" ее ресурсов и подобными, восходящими к интеллектуальному климату Нового времени, а в ряде отношений - к истокам западной культуры и западноевропейского мышления в целом. Это привело к доминированию антропоцентричной и социоцентричной парадигм мышления, отразивших и соответствующую им ценностно-идеологическую парадигму общественного сознания с культом прагматического, потребительски-экспансионистского отношения к природе.

По существу, только в конце XX в. человечество начало осознавать свое реальное место в природном комплексе и плачевные результаты разрушительной хозяйственной деятельности, что обусловило понимание необходимости привести свои потребности в соответствие с возможностями природы. В рамках социальной экологии впервые выдвигается концепция целостного социально-экономического и экологического развития, призванного преодолеть тотальный кризис современной цивилизации. Большое методологическое значение в разработке данной концепции имели учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере, а также результаты, полученные в докладах различных международных комиссий, и особенно Римского клуба.

Экологические аспекты общественного развития рассматривались в докладах Римскому клубу - А.Печчеи, Д.Медоуза, Дж.Форрестера, М.Месаровича, Э.Пестеля, Я.Тинбергена, Э.Ласло, Д.Габора, А.Кинга, Б.Шнайдера и др. Особое внимание в них было уделено необходимости выработки новых форм человеческих, социальных, политических отношений, что и легло в основу формирования стратегии устойчивого развития. В концепции общественного развития Римского клуба был найден симбиоз общественных идеалов с новой глобальной целью

человечества. Сохранение целостности и устойчивости биосферы обосновано как онтологическое условие предотвращения дезинтеграции и гибели человеческой цивилизации. Обстоятельный анализ деятельности Римского клуба как важнейшей ступени в становлении и развитии социально-философской мысли, формировании нового глобального способа мышления дан в работах Д. М. Гвишиани, В. В. Загла-дина, И.Т.Фролова и др.

Поиск путей выхода из глобального экологического кризиса, формирование основных положений устойчивого развития были бы невозможны без трудов Д.Белла, Р.Баро, О.Тоффлера, У.Хармена, П.Гудмана, Г.Кана, Г.Брауна, Дж.Оруэлла, О.Хаксли, Дж.Пасмора, Дж.Мак-Хейля, Ж.Дорста, К.Боулдинга, В.Феркисса, О.К.Флехтайма, П.Друена и др.

В документах, принятых на конференциях ООН по окружающей среде и развитию (в Рио-де-Жанейро - в июне 1992 г.: "Повестка дня на XXI век", в Каире - в 1994 г., в Копенгагене - в 1995 г.), провозглашается необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития, обеспечивающего должный баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворение основных жизненных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких возможностей для будущих поколений. На этой основе сформулирована новая модель общества - общества устойчивого развития.

"Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" (1996), "Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (1994) и др. документы, принятые российским правительством, являются основными и раскрывают приоритетные направления на этом пути.

Отдельные аспекты социального развития в связи с экологической проблематикой рассматривались в работах Э.В.Гирусова, И.М.Забелина, Б.Коммонера, В.А.Коптюга, И.И.Кравченко, И.В.Крутя, Г.А.Кузнецова, В. А. Лося, Н.М.Мамедова, Н.Н.Моисеева, Л.Н.Пайковой, Л.Е.Серебрякова, А.Д.Урсула и др. Частные вопросы устойчивого развития общества, и прежде всего проблемы экологического образования, воспитания и просвещения, формирования новой личности носителя экологической культуры, анализируются в трудах A.M. Га-леевой, Э. В. Гирусова, А.А.Гусейнова, Д.С.Лихачева, Н.М.Мамедова, Л.Е.Серебрякова, А.Д.Урсула и др.

В этих работах показано, что человечество вступило в такую эпоху, когда его дальнейшая судьба зависит от того, сумеет ли общество в исторически короткие сроки перейти от деструктивно развивающейся культуры к сознательно направляемому развитию , ориентированному на экологические приоритеты.

Особенности перехода России к устойчивой цивилизации анализируются в работах О.К.Дрейера, В.А.Коптюга, В.А.Лося, Н.Н.Моисеева, А. Д. Урсула и др.

Региональные аспекты экологически безопасного развития рассмотрены в материалах Всероссийской конференции "Экологическая безопасность и социально-экономическое развитие регионов России" (Саранск, 1994).

В работах Р.И.Александровой, А.В.Каверина, В.А.Писачкина, Н.С.Савкина, А.И.Сухарева, А.Ф.Фролова и других авторов анализируются отдельные региональные аспекты устойчивого, экологически безопасного социально-экономического и духовно-нравственного развития Мордовии.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что до сих пор в отечественной философской литературе проблема устойчивого развития

и особенно его экологический аспект) не стала предметом специального изучения.

Цель и задачи исследования. В 1980 г. впервые в докладе "Всемирная стратегия охраны природы", представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, был употреблен английский термин "sustainable" (поддерживающий, длительный, устойчивый, непрерывный) в словосочетании "sustainable development", переведенном как "устойчивое развитие".

На пути к устойчивому развитию цивилизации возникают многочисленные проблемы методологического, мировоззренческого и предметно-практического плана. Естественно, следует провести их дифференциацию в интересах процесса познания. Синтез этих аспектов представляет собой общую модель социального развития.

За восемнадцать лет отдельные вопросы устойчивого развития в научной литературе были рассмотрены, однако комплексного анализа, который позволил бы обобщить философско-методологические и специально-научные результаты исследования устойчивого развития, до последнего времени не было проведено, что делает данную работу особенно актуальной для познания динамики социальных систем. Ее цель - комплексное исследование проблемы и раскрытие методологических, социально-философских, экологических, духовно-нравственных предпосылок становления экологически безопасного, устойчиво развивающегося общества, а также определение возможностей реализации модели устойчивого развития в общественной жизни и выработка механизма становления и функционирования устойчивых социопри-родных систем.

В диссертации в соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

- выявить механизм устойчивого развития как общей логики

развития и логики социального устойчивого развития в аспекте экологической проблематики;

- определить общую структуру устойчивого развития в логике диалектических понятий и раскрыть общий механизм устойчивых состояний;

- рассмотреть внешние (природные) и внутренние (социокультурные) условия, предпосылки становления, функционирования и воспроизводства устойчивых состояний в системе "общество - природа";

- проследить эволюцию воззрений на роль природных факторов и народонаселения в истории;

- проанализировать динамику формирования идеи устойчивого развития в концепциях общественного развития О.Конта, Г.Спенсера, К.Маркса;

- выявить теоретические и философские основания становления модели общества устойчивого развития через анализ специфики концепций индустриального, постиндустриального, информационного общества;

- обосновать роль экологических императивов в становлении концепции экологически безопасного и устойчивого общества (концепция экологического общества);

- проанализировать философско-социальные, экологические вопросы и главные принципы, основания стратегии устойчивого развития цивилизации XXI в.;

- исследовать отличительные черты стратегии устойчивого развития России;

- выявить региональные особенности Мордовии при переходе к устойчивому развитию;

- создать методологическую модель воспроизводства экологи ческих состояний как возможных вариантов становления устойчивого социального развития.

Объектом исследования являются процессы становления общества устойчивого развития на глобальном, федеральном и региональном уровнях.

Предметом исследования является динамика механизмов взаимодействия социума и природы.

Исходя из цели и задач диссертационного исследования, методологической основой работы является системно-функциональный подход, опирающийся на анализ категории состояния. Данный выбор обусловлен общей логикой процесса познания и структурной организацией категориального аппарата, отражающего структурно-системную целостность объекта и предмета исследования.

Методы анализа, обобщения и систематизации применялись при исследовании литературы в областях философии, социологии, физики и др., общественной практики, что позволило проследить путь общественной мысли к стратегии устойчивого развития.

В частности, конкретно-исторический подход дал возможность комплексно рассматривать вопросы природопользования и народонаселения в различные эпохи, проанализировать связи между ними, историческим процессом и современностью. Вспомогательные методы индуктивный, абстрагирования, прогнозирования и моделирования позволили проследить эволюцию концепций общественного развития к более целостной системе - модели общества устойчивого развития.

В исследовании использованы также синергетический, аксиологический подходы. Метод диалога культур, который положен в основу новой парадигмы познания и стратегии развития человечества в XXI в., нашел применение при анализе теорий общественного развития второй половины XX в.

Разумеется, предлагаемый методологический подход не отвергает иные варианты подходов к анализу и трактовке устойчивого развития современного общества.

Соискатель опирался на три группы теоретических источников.

Во-первых, на труды мыслителей античности и средневековья -Геродота, Гераклита, Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Тертуллиа-на, Фомы Аквинского, а также Нового времени - Бэкона, Декарта; XVIII-XIX вв. - Годвина, Бокля, Гольбаха, Гельвеция, Канта, Гегеля, Монтескье, Конта, Спенсера, Маркса и др.

Во-вторых, на работы зарубежных и отечественных ученых, которые анализируют причины кризиса современной цивилизации и раскрывают механизм устойчивой динамики социоприродных систем. К их числу относятся: Р.Ф.Абдеев, Э.А.Араб-Оглы, В.Г.Афанасьев, Р.Ба-ро, Д.Белл, Д.И.Валентай, В.И.Вернадский, Д.Р.Винер, Ф.Н.Гиренок, Э.В.Гирусов, Ж.Дорст, Б.Коммонер, В.А.Коптюг, В. А. Лось, С.Наср, А.Печчеи, О.Тоффлер, А.Д.Урсул и др. Сюда же можно включить документы различных конференций по окружающей среде международного и всероссийского уровней и доклады Римского клуба.

В-третьих, на публикации отечественных ученых, философов, раскрывших основные моменты устойчивого развития для России в целом и Мордовии в частности (О.К.Дрейер, А.В.Каверин, В.А.Коптюг, В.А.Лось, Н.С.Савкин, А.И.Сухарев, А.Д.Урсул и др.).

Научная новизна диссертационного исследования. Впервые в отечественной литературе проведен комплексный анализ стратегии устойчивого развития.

В работе решена научная проблема теоретического обоснования методологии и методов социально-философского анализа становления общества с устойчивым развитием.

Новизна диссертационного исследования конкретизирована в

следующих обобщениях и выводах:

- выявлен общий механизм устойчивого развития на основе анализа категорий состояния;

- комплексно представлены методологический и философский "фундаменты" общества с устойчивым развитием;

- как ступень на пути к устойчивому обществу рассмотрены роль природных факторов и народонаселения в историческом процессе;

- раскрыто методологическое значение философских воззрений на взаимодействие общества и природы в разработке концепций общественного развития;

- выявлены некоторые из наиболее важных черт, принципов, аспектов, уровней устойчивого, экологически безопасного состояния общества;

- показаны социально-экономические, мировоззренческие факторы перехода цивилизации к устойчивому типу развития;

- рассмотрены особенности пути России при переходе к обществу с устойчивым развитием;

- проанализированы региональные вопросы устойчивого развития общества;

- создана методологическая модель воспроизводства экологических состояний устойчиво развивающихся социоприродных систем.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования выводов и обобщений при создании спецкурсов по философии, социологии, социальной философии, социальной экологии, посвященных актуальным проблемам, связанным с осмыслением исторического процесса и экологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Устойчивое общественное развитие должно иметь методологическое и эмпирическое обоснование. С методологической точки зре ния оно может быть представлено как изменение иерархически организованных биологических и социальных состояний. Анализ проведен с помощью иерархии следующх категорий: "устойчивость", "устойчивое развитие", "устойчивое общественное развитие".

2. Системы "человек - природа" и "общество - природа" взаимосвязаны, действуют в рамках единого целого, поэтому общественное развитие не может быть должным образом отображено без учета взаимоотношений социального и природного, индивидуального и природного, интеграции социологических и естественно-научных подходов.

3. Философские представления о взаимоотношении общества и природы выступают важнейшей основой научно-теоретических концепций социального развития. Понятия "гармония", "устойчивое развитие", "динамическое равновесие", "органический рост", обоснованные в философии, определяют суть современных концепций общественного развития.

4. Ранние (классические) концепции общественного развития базируются на методологии классической науки (монистическом подходе), "линейном" способе мышления. Научность, однако, нельзя отождествлять с однозначностью, а теоретичность - с монистич-ностью. Реальные процессы, происходящие в мире, преимущественно нелинейны, поэтому принципы альтернативности, дополнительности стали основой неклассических концепций общественного развития.

5. Переживаемое нами время характеризуется как вхождение в эру постиндустриального общества, становление которого связано с переходом от индустриального к информационному, а от него - к экологическому обществу. Основными отличительными чертами этого общества, судя по всему, будут его ориентация на коэволюцию социального и природного развития, высокий уровень информатизации.

экологической культуры, что позволит обеспечить устойчивое экологически безопасное состояние.

6. Постиндустриальная эпоха раскрывается в постнеклассичес-ких концепциях общественного развития. Они характеризуются интег-ративностью, ориентацией на отображение комплексных явлений и процессов, связанных с человеком, его деятельностью, социокультурным и природным окружением. Наиболее важная задача постнеклас-сических концепций общественного развития - определение технологических, культурологических, социальных оснований гармоничного развития человечества в постиндустриальном обществе.

7. Переход к устойчивому развитию рассматривается как выход из создавшейся критической ситуации во взаимоотношениях человека, общества и природы. Главное содержание будущей эпохи обусловлено становлением социально-экономических основ цивилизации устойчивого типа и формированием новой личности - это исходная точка для преодоления цивилизационного кризиса. Становление такой личности предполагает возвращение человека к природе, но уже с экологизированным духовно-этическим содержанием.

8. Переход России к устойчивому социоэкоразвитию будет характеризоваться специфическими чертами российской духовности и менталитета, истории и национальных традиций.

Становление гражданского общества и переход России к устойчивому типу социального развития будут осуществляться через освобождение от негативных моментов тоталитарного и посттоталитарного прошлого, духовное возрождение, утверждение нравственных норм и гуманистических принципов, экологии культуры.

На пути к устойчивому развитию России должны создаваться предпосылки для гармоничного сочетания региональных, национальных и интернациональных интересов, повышения качества жизни человека,

обеспечения стабильности исторически сложившихся локальных, региональных экосистем.

9. Становление устойчивого типа цивилизации в России во многом зависит от решения региональных проблем, что обусловливает необходимость разработки новой стратегической программы развития Мордовии. Данная программа должна включать в себя меры по решению острых социально-экономических проблем, по охране природы региона, обеспечению его экологической безопасности, рациональному природопользованию, повышению уровня экологических знаний и культуры населения.

Требуется изменить к лучшему сложившуюся критическую ситуацию с воздействием вредных производств на здоровье населения. Для этого нужно:

1) выносить за пределы городов вредные промышленные производства;

2) создавать санитарно-защитные зоны;

3) улучшать медицинское обслуживание населения.

Апробация результатов исследования.

Основные положения работы, полученные в ходе диссертационного исследования, соискатель имел возможность высказать и обсудить на международных конференциях, посвященных памяти М.М.Бахтина (Саранск, 1995), памяти С.Д.Эрьзи (Саранск, 1996),на первом международном симпозиуме "Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения" (Зеленоград, 1999), на межвузовской научно-практической конференции "Динамика состояний социума" (Саранск, 1999), на ежегодных научных конференциях преподавателей, аспирантов и студентов МГПИ им.М.Е.Евсевьева и МГУ им.Н.П.Огарева, на заседаниях кафедры философии, социологии и экономики МГПИ им.М.Е.Евсевьева.

Основное содержание диссертации отражено в 18 публикациях автора, в том числе в монографии "Устойчивое развитие: состояние, модель, стратегия (методологический и философско-экологический анализ)". (Саранск, 1998. 298 с).

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы. 

Устойчивое развитие в свете категории "состояние": анализ социальных и природных систем

Понятие устойчивости занимает важное место в современном научном познании, в частности, в сфере системно-структурного подхода, поскольку одним из характерных свойств любой системы, как конкретной формы бытия материи, является ее способность сохранять состояние устойчивости. Последнее связано с поддержанием системой существенных переменных в пределах меры. Понятие меры охватывает область количественных характеристик системы, способной сохранять минимально или максимально возможное значение при данных условиях.

Для живых организмов (в нашем случае: общество как сложная, многоуровневая, самоорганизующая и саморазвивающаяся система) поддержание значений существенных переменных в допустимых границах выражает устойчивость . данной системы. Понятие гомеостаза, описывающее данное явление, отражает два основных свойства живой системы: самообновление и самосохранение.

Самообновление социальной системы связано с тем, что устойчивость не является ни простым сопротивлением изменению, ни простым следованием за внешними сигналами. Оно достигается благодаря компенсаторным приспособлениям, способным перерабатывать, поглощать с помощью устойчивых взаимосвязей внутренних элементов поступающую информацию в результате взаимодействия с природной средой. Несмотря на высокую чувствительность к изменениям, живые системы поддерживают свое равновесие с определенной точностью. В этом находит конкретное проявление диалектическое единство изменчивости и устойчивости жизненных процессов, протекающих в обществе.

Способность сохранять определенные состояния выработалась в ходе индивидуального (социального) и природно-исторического развития социальных систем и возникла как результат совершенствования регуляторных механизмов в условиях постоянных изменений внешней - природной среды и состояний отношений внутренних элементов. Поддержание состояния подвижного равновесия служит выражением устойчивости системы, означающей допустимую меру отклонения заданных свойств системы от нормы, вызванной некоторой мерой возмущающих внешних воздействий. В данном случае устойчивость есть мера отклонения от нормы изначально заданных свойств, обусловленных возмущающей мерой внешнего воздействия. Сопоставление оценок, выражающих меру возмущающих воздействий и меру отклонений свойств от нормы, является условием определения степени устойчивости системы.

Устойчивость - это способность системы воспроизводить определенное стабильное состояние независимо от внешних воздействий и внутренних изменений в рамках меры ее существования. Понятие меры охватывает область количественных характеристик системы, способной сохранять минимально или максимально возможное значение при данных условиях.

Система, находясь в устойчивом состоянии, во времени тождественна себе, в то же время, в некотором отношении появляется момент изменчивости, и она теряет тождественность сама собою. Устойчивость системы (активное сопротивление внешнему воздействию) обеспечивается в пределах определенных границ, заданных внутренними связями и силами, и процессами, имеющими запас устойчивости (стабильности). При изменении внешнего воздействия на систему механизм внутренней устойчивости (в определенном диапазоне) претерпевает лишь известную перестройку, позволяющую ослабить это воздействие и продолжить существование. Но, если сила внешнего воздействия превышает пределы возможностей сопротивляемости системы, то это приводит к разрушению механизма внутренней устойчивости и переходу объективной (социальной) действительности от одного состояния бытия к другому.

В масштабах всей материи изменение и развитие носит абсолютный характер, а устойчивость всего лишь - аспект этого всеобщего процесса. В таком случае, момент устойчивости позволяет определенным образом характеризовать изменение и подвижность системы. То есть движение находит меру существования в своей противоположности, в покое.

Природные основания общественного развития

Общество, как известно, не может существовать и функционировать без определенной природной среды [См.: 12]. До недавнего времени философы уделяли недостаточное внимание особенностям взаимодействия природы и общества. Обычно считалось, что природа для общества - источник безграничного потребления. Общество (высшая, социальная форма движения материи) представляет собой качественно новое образование, поэтому природа (низшая форма движения материи) оказывает все меньшее влияние на общество.

Вместе с тем развитие теоретической мысли в истории свидетельствует о том, что многие ученые задумывались над многоплановой ролью природной среды в жизни общества. В дальнейшем проблемы многоплановости мы коснемся лишь в некоторых учениях, но оказавших существенное влияние на последующее развитие философской мысли в этом направлении. Еще в древние времена делались попытки выяснить, в какой степени и в каком плане природа влияет на человека и общество.

Родоначальниками учения о влиянии природных условий на человеческое общество, на наш взгляд, можно считать естествоиспытателя и врача Гиппократа, историка и географа Геродота.

Гиппократ рассматривал влияние совокупности факторов природной среды на человека, а не одного какого-либо относительно самостоятельного (и тем более изолированного) фактора, в чем на много столетий опередил взгляды некоторых мыслителей, абсолютизировавших роль того или иного природного фактора.

Анализируя природные условия различных стран, Гиппократ приходит к выводу, что характер людей определяется особенностями шмата. Так, говоря об умеренном поясе Азии, он писал, что благодаря климатическим условиям этих стран, их жители не могут быть энергичными и жизнеспособными, не могут выдерживать напряженного труда, они робки, отличаются отсутствием мужества, мало воинственны и обладают более кротким характером, чем европейцы. Причем, главную причину этого следует искать в характере климата [См.:64, с. 279 - 281; 295 - 296; 304 - 305]. Гиппократ также отмечал и влияние общественных факторов на особенности организма человека (физиологию и психику). Но он не считал, что только природные условия являются единственной причиной развития общества, у Гиппократа речь идет главным образом о воздействии природы на человеческий индивид, а не на общество в целом.

Почти одновременно с Гиппократом идеи о зависимости поведения человека от природы, о необходимости оценки природных условий, с точки зрения их влияния на здоровье человека, были высказаны Геродотом.

Образ жизни населения Геродот ставит в зависимость от климата страны. Он объяснял историю развития общества исходя из природного фактора. Царю Киру он приписывает мысль о том, что "... Одной и той же земле не свойственно производить и достойные удивления плоды, и храбрых на войне людей." [61, с. 369].

Можно сказать, что Гиппократ и Геродот считают черты характера людей и политический строй страны в значительной мере связанными с плодородием почвы, с благоприятностью или неблагоприятностью природных условий.

О роли географических условий в жизни общества писал и Ксено-фонт. В своем сочинении "Доходы города Афин" он могущество Афин объясняет обилием полезных ископаемых, плодородием земли и удобным географическим расположением. В его работе Проклу приписывается мысль о происхождении гегемонии Афин на море, Спарты на суше: "Это разграничение не есть человеческое установление, оно предопределено природой и божественным промыслом. Этому в высшей степени соответствовали прежде всего географическое положение вашей страны (Аттики), также как и Спарты" [142, с. 168 - 169]. Различие в общественном устройстве стран для него, определяется "божественным промыслом" через особенности природных условий.

Классические теории общественного развития (0. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс)

В философской литературе XVIII - XIX вв. прослеживается возрастание интересов к проблемам общественного развития. Причину данного явления следует искать, прежде всего, в особенностях того времени. Европа вступила в эпоху, которая характеризовалась бурным промышленным подъемом в большинстве стран. На арену европейской жизни вышли пролетариат и буржуазия, которые нуждались в новой идеологии и философии.

Вместе с тем происходят изменения в отношении к самой идее общественного прогресса. Общественные науки начинают признавать прогресс человеческого общества, пытаются обосновать первопричины и источник его самодвижения, определить условия, ускоряющие или замедляющие общественного развитие [См.: 96; 103].

Основатель позитивизма Огюст Конт, затрагивая проблемы общественного развития и стараясь выявить общие тенденции исторического процесса, объяснял социальный прогресс как "продолжение животного мира" и создал идею социального эволюционизма. Духовная жизнь, идеи в социальном организме для О.Конта есть главное, поскольку в них концентрируется основное содержание всех изменений в обществе. Развитие человеческого разума (сознания) определяет материальное производство. Согласно О.Конту, история развития человеческого ума и есть история общества. С этих же позиций он рассматривал взаимоотношения общества и природы.

О.Конт утверждал, что человек должен не исследовать внутренние законы природы, а ограничиться лишь поисками сходства в явлениях.

Общество в философии О.Конта выступает как аналог живого тела, как органическое целое (гармоничное и противоречивое), объяснить которое можно только с помощью биологической теории человеческой природы. Законы развития общества можно обнаружить, используя метод наблюдения и сравнения исторических фактов.

В своей социологической концепции О.Конт (как и его наставник Сен-Симон), следуя общему духу механистического естествознания, полностью игнорировал всю проблему многоступенчатой и иерархической организации материи и природы (с механистической точки зрения существует только один уровень организации материи). Отсюда же он вывел основные принципы (принцип целостности, гармонии, непротиворечивости составных частей социального организма) существования общества. Целостность - (об этом принципе мы более подробно остановимся позже, когда речь пойдет о социальной статике) - это главное отличие органических систем от неорганических. Без учета этих принципов невозможно понять природу исторического прогресса. Развитие любого общества сопровождается возникновением дисгармонии внутри самой системы между обществом и природой. Нарушенная гармония должна быть восстановлена путем социальных преобразований. Общество движется от старой гармонии через дисгармонию к гармонии новой. О.Конт был свидетелем революционных событий первой половины XIX века в Европе. Он знал о противоречиях капиталистического общества и стремился создать свою концепцию общественного развития, придать ей форму позитивной науки и называл ее социологией (сам термин удачное его изобретение). Его учение об обществе должно было следовать главному принципу "позитивного метода" - представлять собой "описательное обобщение" наблюдаемых явлений и не задаваться вопросами о "скрытых механизмах" и первопричинах общественого развития. А в качестве перводвигателя социальной эволюции он предлагал саморазвитие ума. Причиной этого процесса он считает инстинкт, побуждающий развивать нравственность.

Практическая рекомендация О.Конта для преобразования общества звучит так: сначала преобразовать взгляды, чтобы затем перейти к нравам, а за ними - к учреждениям. "Великий политический и моральный кризис современного общества, - пишет О.Конт, - зависит в конце концов от умственной анархии. Наша опаснейшая болезнь состоит в глубоком разногласии умов относительно всех основных вопросов жизни... Равным образом достоверно и то, что если только такое единение умов на почве принципов состоится, то соответствующие учреждения создадутся сами естественным образом, без всякого тяжелого потрясения, так как самый главный беспорядок рассеется благодаря одному этому факту" [128, с. 21].

Похожие диссертации на Устойчивое развитие как особое состояние взаимодействия социума и природы