Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии Белова Любовь Владимировна

Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии
<
Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Белова Любовь Владимировна. Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Улан-Удэ, 2000.- 134 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/247-9

Введение к работе

Буддизм, как одна из ведущих религий в Восточной Азии, оказал значительное влияние на формирование всех восточно-азиатских культур, включая и культуру японцев. Процесс воздействия буддизма на материальную и духовную культуру в Японии был, в целом, в основных чертах схож с аналогичными процессами, имевшими место в Корее, а также в государстве киданей - Ляо и чжурчженей - Цзинь. Объясняется подобное сходство прежде всего тем, что источником этого процесса воздействия послужил Китай и китайский буддизм,,

Вместе с тем, в каждой культуре буддизм приобрел свой специфический облик и исполнял специфическую функцию. В предлагаемом исследовании анализируется своеобразие влияния категорий буддийской философии на культуру одного из сословий социальной структуры средневековой Японии - саму-райетва.

Актуальность избранной темы определяется прежде всего тем, что по сравнению с другими отраслями японоведения исследование социально -философских аспектов культуры воинского сословия является область;© сравнительно малоизученной, что никак не согласуется с той действительно важной ролью, которую сыграло учение буддизма для развития культуры еамурайства.

Между тем, без адекватного представления о роли и месте буддизма з становлении культуры данного сословия, об характерных основных особенностях в процессе влияния философских школ буддизма невозможно составить правильного суждения о японской культуре в целом.

Культура самураев, имея при своем возникновении четкую принадлежность правящему сословию, в дальнейшем выходит за рамки сословной ограниченности и становится важной составной частью культуры нации. В связи с этим, аналитическая разработка вопроса концептуальной философской основы культуры одной из социальных групп позволит пролить свет на процесс трансляции буддийских идей на культуру всего японского социума. Таким образом, с точки зрения социальной философии изучение ншро= комасштабной рецепции самурайской культурой целого комплекса буддийских концепций представляется весьма ценным и заслуживающим внимания. Это исследование важно еще и потому, что позволит пролить свет на типологически сходные процессы воздействия доктриыальных религиозных систем на идеологию и культуру различных социальных групп народов восточноазиатского региона.

Фундаментальных социально-философских исследований по проблеме влияния философских концепций буддизма на культуру воинского сословия Японии в отечественной научной литературе фактически не имеется. Лишь отдельные аспекты этой темы рассматриваются в некоторых публикациях отечественных и зарубежных исследователей.

Необходимо отметить слабую разработанность в отечественной социальной философии проблемы сословной структуры общества в целом и ее специфических для Востока характеристик в частности. Частично теория сослов= ной стратификации рассмотрена в работах B.C. Барулина, С.Э. Крапивенского, джяна . .значительным вкладом з развитие данной проблематики ста-ли монографические труды В.П. Илюшечкина .

Крайне неудовлетворительно и в российской, и в западной науке изучен вопрос генезиса социальной структуры феодальной Японии и места в ней сословия самураев. Главный недостаток имеющейся литературы по данной теме -противоречивость и поверхностность.

Наиболее адекватно сословная структура японского средневекового об-щеетва отражена в трудах таких российских востоковедов, как Н.И. Конрад, А.А. Искандеров, З.Я. Ханин , а также некоторых зарубежных исследователей .

Более глубокое научное осмысление получила проблема культуры и идеологии самурайетва. Некоторые аспекты изучения культуры воинского сословия средневековой Японии рассматриваются в ряде работ российских и зарубежных исследователей".

Вместе с тем, не достиг достаточного уровня разработанности вопрос о воздействии буддизма на формирование культуры сословия воинов. БОЛЬШИЕ-стзо исследователей настаивает на том, что философской основой данной культуры явился лишь один дзэн-буддизм „ Тем самым упрощенно воспринимается проблема синкретизма концепций различных буддийских школ Японии в их воздействии на культуру самурайетва.

История японской буддийской философии в целом стала объектом внимания российских и зарубежных ученых сравнительно недавно. Основополагающим в процессе изучения отечественной наукой данной проблемы явились труды О.О. Розерберга1.

В настоящее время в российской философии накоплен значительный материал по японскому буддизму J обобщенный в трудах таких исследователей;, как Горегляд В.Ы, Григорьева ТІЇ., Померанц Г.С., Игнатович А.Н., Мещеряков АЛ, Кабанов A.M., Светлов Г.Е., Сафроноза E.G., Фесгон А.П, Ленехов С.Ю.9 Трубникова Ы.Н., Гарри И.Е. Обширнейшая литература по философским проблемам буддизма в Японии имеется за рубежом.2

Щель ш задачи шеотедоташшш

Целью диссертационного исследования является социально» философский анализ процесса формирования культуры воинского сословия Японии и роли влияния на этот процесс различных философских концепций буддизма. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- исследовать генезис сословной структуры средневекового японского общества и определить место в ней воинского сословия;

- определить роль философских концепций буддизма в формировании идеологии и культуры самураев;

- выявить специфические особенности возникновения и функциониро вания комплекса элементов культуры, характерных только для воєнно» служилого дворянства;

= определить степень влияния культуры самураев на развитие японской

Являете диалектический анализ истории общественно=философекой мысли, в частности, его принцип единства научной объективности и конкретно-исторического под= хода. В исследовании конкретного текстологического и исторического мате= риала также использованы общенаучные принципы познания, особенно принципы системности, структурности и целостности, а также методы анализа, синтеза, аналогии, сравнения и прочие.

В работе используются труды российских и зарубежных востоковедов, в частности, его японоведческого направления, представляющих социально-философские принципы, разработки и концепции, касающиеся общих и особенных черт культуры народов Востока.

Научшаж шкпжшзша шеселсдавашпшш заключается, прежде всего, в том, что диссертация представляет собой один из первых опытов социально-философского анализа влияния философских концепций школ буддизма на культуру воинского сословия Японии.

В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие результаты: = дана социально-философская характеристика сословной структуры средневековой Японии, выяснены предпосылки ее эволюции и уровень социальной мобильности различных общественных групп;

определено место в социальной структуре еамурайетва, исследована его внутрисословная иерархическая организация, дан общий анализ идеологии правящего сословия;

- охарактеризованы основные философские концепции тех школ японского буддизма, которые явились основной кулыурообразующей силой сословия воинов;

- проанализированы специфические особенности становления и функ-ционирования элементов культуры самурайства, дана общая оценка их роли и значения в процессе развития национальной культуры.

Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут иметь значение при изучении культурных и общественно-политических процессов в Японии, при анализе динамики социальной структуры японского народа.

Материал исследования может быть использован при разработке курсов лекций и подготовке учебных пособий "Восточная философия", "Культурология", "Литература народов Востока", "История зарубежного театра", а также спецкурсов по истории, культуре, философии и литературе Японии.

Отдельные положения и выводы, содержащиеся в данном исследовании, докладывались на Конференции молодых ученых Бурятии (май 1999 г,), Меж « f ЙОТГ"» "Т"Т °ы дународнои школе-семинаре молодого оуддолога Буддизм в Центральной и Восточной Азии" (сентябрь 1999 г., октябрь 2000 г.), Международной конференции "Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии" (июнь 2000 г.), Межрегиональной конференции "Культура и образование XXI века" (сентябрь 2000 г.). Данные, полученные в процессе исследования, использовались автором при подготовке курсов лекций "Философия", "Этика", "Эстетика", "История культуры стран Дальнего Востока" в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (1996-2000 гг.), "Основы философии" в Бурятском финансово-кредитном колледже (1999-2000 гг.), "Зарубежная история" з Бурятском республиканском училище культуры и искусств (1998 г.).

По теме диссертации опубликовано 8 работ.

Диссертация обсуждена и одобрена на заседании Отдела философии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО1 РАН, на заседании кафедры философии БГУ и экспертной группы специализированного Совета Д. 113.36.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Бурятском государственном университете. 

Похожие диссертации на Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии