Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие здравоохранения и Русской Православной церкви в формировании индивидуального и общественного здоровья (история, возможности, пути развития и перспективы) [Электронный ресурс] Манько Мария Владимировна

Взаимодействие здравоохранения и Русской Православной церкви в формировании индивидуального и общественного здоровья (история, возможности, пути развития и перспективы) [Электронный ресурс]
<
Взаимодействие здравоохранения и Русской Православной церкви в формировании индивидуального и общественного здоровья (история, возможности, пути развития и перспективы) [Электронный ресурс] Взаимодействие здравоохранения и Русской Православной церкви в формировании индивидуального и общественного здоровья (история, возможности, пути развития и перспективы) [Электронный ресурс] Взаимодействие здравоохранения и Русской Православной церкви в формировании индивидуального и общественного здоровья (история, возможности, пути развития и перспективы) [Электронный ресурс] Взаимодействие здравоохранения и Русской Православной церкви в формировании индивидуального и общественного здоровья (история, возможности, пути развития и перспективы) [Электронный ресурс] Взаимодействие здравоохранения и Русской Православной церкви в формировании индивидуального и общественного здоровья (история, возможности, пути развития и перспективы) [Электронный ресурс] Взаимодействие здравоохранения и Русской Православной церкви в формировании индивидуального и общественного здоровья (история, возможности, пути развития и перспективы) [Электронный ресурс] Взаимодействие здравоохранения и Русской Православной церкви в формировании индивидуального и общественного здоровья (история, возможности, пути развития и перспективы) [Электронный ресурс] Взаимодействие здравоохранения и Русской Православной церкви в формировании индивидуального и общественного здоровья (история, возможности, пути развития и перспективы) [Электронный ресурс] Взаимодействие здравоохранения и Русской Православной церкви в формировании индивидуального и общественного здоровья (история, возможности, пути развития и перспективы) [Электронный ресурс] Взаимодействие здравоохранения и Русской Православной церкви в формировании индивидуального и общественного здоровья (история, возможности, пути развития и перспективы) [Электронный ресурс] Взаимодействие здравоохранения и Русской Православной церкви в формировании индивидуального и общественного здоровья (история, возможности, пути развития и перспективы) [Электронный ресурс] Взаимодействие здравоохранения и Русской Православной церкви в формировании индивидуального и общественного здоровья (история, возможности, пути развития и перспективы) [Электронный ресурс]
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Манько Мария Владимировна. Взаимодействие здравоохранения и Русской Православной церкви в формировании индивидуального и общественного здоровья (история, возможности, пути развития и перспективы) [Электронный ресурс] : Диссертация ... кандидата медицинских наук : 14.00.33

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Обзор литературы 10

1.1. Вступление 10

1.2. История взаимодействия медицины и Православной религии 14

1.2.1. Библия и медицина 15

1.2.2. Врачебное дело в старинной России (I-ІІІ века) 17

1.2.3. Вклад монастырей в медицинское дело 17

1.2.4. Общины сестер милосердия в деле оказания помощи раненым и больным 30

1.2.5. Участие РПЦ в медицинском образовании 38

1.3. Организационные формы взаимодействия здравоохранения и РПЦ 40

1.4. Виды социально-медицинской помощи, оказываемой РПЦ 44

1.5. Общественное мнение по проблеме сотрудничества медицины и Православной религии 46

1.6. Заключение 48

Глава II. Материалы и методы исследования 50

Глава III. Сравнительный анализ мнений врачей и пациентов по проблемам сотрудничества здравоохранения и Русской Православной церкви 64

3.1. Анализ социально-демографического статуса респондентов 64

3.2. Анализ организационных аспектов проблемы взаимодействия здравоохранения и Русской Православной Церкви 72

3.3. Анализ оценки мнений пациентов по проблемам взаимодействия здравоохранения и Русской Православной Церкви в зависимости от их заболеваний 86

3.4. Заключение 92

Глава IV. Анализ гипотезы о связи веры пациента и течения его заболевания . 93

Глава V. Проект типового соглашения о сотрудничестве между лечебно-профилактическим учреждением и приходом Русской Православной Церкви 99

4.1. Нормативно-правовые основания для сотрудничества органов здравоохранения и врачей с РПЦ 99

4.2. Текст документа 104

4.3. Экспертная оценка проекта соглашения 108

Выводы 114

Практические рекомендации 116

Список литературы 118

Приложения 134

Введение к работе

Актуальность проблемы. Организация медицинской помощи в нашей стране, как и во всем мире, является приоритетной задачей органов здравоохранения и государства, поскольку здоровье населения является важнейшим условием и целью социально-экономического развития страны, ее процветания и политической стабильности. При этом лечебно-диагностический процесс представляет собой сложнейшую систему, включающую различные факторы, условия, технологии. Условно факторы, влияющие на здоровье, можно разделить на медицинские и парамедицинские, но при этом важно заметить, что и та и другая группа факторов тесно взаимосвязаны и представляют собой сложно разделимый комплекс. В условиях масштабных общественно-экономических и политических реформ современного общества связи между отдельными факторами и процессами постоянно видоизменяются, что влечет за собой проблему определения в каждый временной период приоритетных звеньев в этой системе, поскольку необходимость в этом определяется стремлением к оптимизации и повышению качества медицинской помощи для обеспечения удовлетворенности пациентов.

На наш взгляд одним из важных парамедицинских факторов является духовная помощь, оказываемая пациентам. При этом здоровье человека рассматривается с позиции нравственности и веры. Наиболее квалифицированную, доступную и адекватно воспринимающуюся пациентами духовную помощь могут оказать представители религиозных конфессий.

Из истории известно о роли Русской Православной Церкви в создании и развитии медицины, чье традиционное наследие призывает врачей всех специальностей внимательно относиться не только к вопросам физического здоровья их пациентов, а также к духовной стороне существующих проблем. В настоящее время Русская Православная Церковь занимает достойное место в жизни российского общества и имеет возможности по содействию в оказании как социально-психологической, так и медицинской помощи.

Актуальность вопроса подтверждается существующим соглашением о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Московской Патриархией Русской Православной Церкви, целью которого является обеспечение неразрывной связи между физическим и духовным здоровьем населения, формирование здорового образа жизни и сохранение генофонда нации. Существующий позитивный опыт такого взаимодействия, сложившийся на протяжении последних нескольких лет, является основой для такого сотрудничества и активации совместных усилий не только в сфере оказания медицинской помощи и профилактики различных заболеваний, но и в возрождении духовных традиций русской медицины и общественной жизни в целом.

Изучению особенностей сотрудничества здравоохранения с РПЦ было посвящено ряд научных работ, в которых были доказаны актуальность и значимость темы и рассмотрены некоторые аспекты взаимодействия [Т.И. Тулякова, 2004; С.В. Филимонов, 2004; А.Е. Черкасова, 2005], однако, развитие современного здравоохранения и общества в целом ставит задачу и диктует необходимость углубленного изучения и разработки, соответствующих времени, рекомендаций для органов здравоохранения и РПЦ по сотрудничеству.

Являясь развитием научного направления по изучению сотрудничества здравоохранения с Русской Православной Церковью, настоящая диссертационная работа отличается от ранее выполненных работ впервые проведенным комплексным изучением отношения пациентов, врачей и руководителей лечебно-профилактических учреждений к потребности, целесообразности, необходимости и практической осуществимости такого взаимодействия.

Цель работы: выявить недостаточно используемые малозатратные резервы воздействия на состояние индивидуального и общественного здоровья и разработать рекомендации по взаимодействию органов управления здравоохранения и врачей с Русской Православной Церковью.

Задачи исследования: 1. Изучить историю взаимодействия здравоохранения и врачей с Русской Православной Церковью, а также выявить перспективные направления совместной деятельности здравоохранения, врачей и Русской Православной Церкви для удовлетворения потребности населения в здоровом образе жизни и профилактике заболеваний.

2. Провести исследования по изучению организационных аспектов взаимодействия и выявить потребность населения в участии РПЦ в организации медицинской помощи, а также определить готовность системы здравоохранения и РПЦ к сотрудничеству.

3. Провести исследование взаимосвязи духовного и физического здоровья населения в условиях общественно-экономических реформ.

4. Изучить нормативно-правовую базу для сотрудничества органов здравоохранения и врачей с РПЦ.

5. Разработать проект типового соглашения о сотрудничестве между лечебно-профилактическим учреждением и Приходом РПЦ.

6. Разработать и внедрить методические рекомендации для врачей и органов управления здравоохранением по взаимодействию с Русской Православной Церковью в вопросах укрепления индивидуального и общественного здоровья.

Научная новизна: Научная новизна заключается в проведенном изучении истории взаимодействия медицины и РПЦ, на основании которого выполнен анализ по решению организационных вопросов участия РПЦ и его формах по сотрудничеству со здравоохранением.

Впервые, на основании проведенного исследования, выявлены закономерности в потребности населения в участии Русской Православной Церкви в организации медицинской помощи, нуждающимся в ней пациентам, а также готовность к такому взаимодействию врачей и представителей Православной Церкви и перспективы его развития.

На основании анализа существующей нормативно-правовой базы определены наиболее перспективные формы сотрудничества.

Практическая значимость работы: Впервые на основе научного анализа существующих законодательных и юридических актов, способствующих или препятствующих взаимодействию медицины и Православной Церкви, разработан проект типового документа «Соглашения о сотрудничестве между лечебно-профилактическим учреждением и приходом РПЦ» и новейшие методические рекомендации, внедрение которых осуществляется в три этапа: а) экспертиза ведущими учеными в области общественного здоровья и здравоохранения, руководителями органов управления здравоохранением и крупнейших лечебно-профилактических учреждений страны; б) пилотажный проект внедрения на модельных регионах (территориях) с оценкой эффективности; в) направление окончательного варианта (с учетом экспертных заключений и результатов мониторинга) на утверждение в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и на согласование в Синодальный отдел по социальному служению и благотворительности Русской Православной Церкви.

Внедрение в практику

Научные положения и рекомендации внедрены в учебный процесс у студентов, а также на курсе ФПДО кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО МГМСУ Росздрава; результаты исследования, выводы и практические рекомендации доложены на собрании комиссии по реализации Соглашения о сотрудничестве между Московской Епархией Русской Православной Церкви и Министерством здравоохранения Правительства Московской области, 2007 г.; подготовлен проект методических рекомендаций и направлен в соответствии с планом внедрения на расширенную экспертизу в ведущие научно-клинические центры, кафедры общественного здоровья и здравоохранения и иерархам Русской Православной Церкви.

Апробация работы: По теме диссертации опубликовано 4 печатные работы. Материалы диссертации доложены на Всероссийской научной конференции «Здоровье молодежи и будущее России» 2006, г.Тверь.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Целесообразность и полезность взаимодействия здравоохранения и Русской Православной Церкви признается большинством врачей, причем чаще специалистами с более высоким стажем работы и должностью, а также пациентами, преимущественно страдающими заболеваниями крови, нервной системы, болезнями системы кровообращения, органов дыхания, состояниями, возникшими вследствие наркотической зависимости.

2. Вера в благоприятное течение заболеваний, по мнению врачей и пациентов, существенно влияет на эффективность и качество оказываемой им медицинской помощи.

3. Отсутствие формализованных регламентаций затрудняет взаимодействие здравоохранения с РПЦ; их разработка и реальное внедрение позволит разграничить взаимную ответственность.

Объем и структура диссертации: Диссертация изложена на 147 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, описания материалов и методов, результатов собственных исследований, обсуждения полученных данных, выводов, практических рекомендаций, обзора литературы и приложений. Библиографический указатель содержит 165 источников, в том числе 163 отечественных и 2 зарубежных авторов. Диссертация иллюстрирована 16 таблицами, 6 рисунками и имеет 6 приложений.

Вклад монастырей в медицинское дело

У всех народов на самой ранней эпохе их исторической жизни врачевание было тесно связано с религией [158]. Например, в Греции в ряду других Олимпийских божеств фигурирует Эскулап - бог врачебного дела и врачей. У первобытных народов жфецы и волхвы исполняли сразу две обязанности - были служителямт алтаря и врачами. Заклинания, заговоры и т.п., основанные на вере в силу природы, служили предметом религиозного культа и являлись главным орудием медицины того времени. Так было и в древнейшей Руси, в дохристианском периоде [45]. Появившееся позднее христианство вступило в борьбу с языческой медициной и взяло под свое непосредственное покровительство все врачебное дело. Церковный устав Св. Владимира объявляет все больницы - церковными учреждениями, а врачей, как тогда их называли «лечцов» - людьми церковными, подведомственными епископу.

В самые первые века христианства церковь, исполняя евангельские заповеди милосердия, считала своим долгом заботиться о бедных и больных [42]. Первыми кто, помимо других обязанностей, посвятил себя этому делу, были женщины - диаконисы, известные уже во времена апостолов [41]. Как отмечается в православном календаре [93], диаконисы назначались преимущественно из дев и вдов, и были своеобразными организаторами медицинской помощи. Они выполняли поручения епископа, посещая больных и бедных на дому. В Русской Церкви они практически не существовали. Единственным опытом введения подобной практики на Руси была основанная великой княги1ей Елизаветой Федоровной Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия [10], где были попытки ввести в жизнь РПЦ диаконисское служение [58].

В исторических документах имеются свидетельства того, что к нам христианство было принесено из Византии [45]. Вместе с ним из Византии перешли на Русь и взгляды на врачебное дело, которое должно было находиться в ведении и под попечительством церкви. В Византии, как и долгое время в западной Европе, медицина располагалась главным образов в монастырях и церквах, при этом именно монахи и священники считали врачебное дело и благотворительность своим призванием. В 370 году в Кесарии Каппадокипской Св. Василий Великий создал больницу при монастыре, в которой оказывалась помощь прокаженным, и на собственном примере показал необходимость другим людям побороть отвращение к таким больным [133]. Это была довольно большая больница, впоследствии разросшееся до целого города [68]. Существовало много древнейших иноческих уставов, призывающих к необходимости заботиться о больных и увечных. Устав Пахомия Великого (IV век) предусматривал организацию при каждом монастыре гостиницы, куда могли обратиться все страждущие, независимо от их веры, пола и состояния и получить необходимую им помощь. Наряду с увеличением количества монастырей, разрастались и благотворительные учреждения, такие как приюты для стариков, детей и инвалидов, больницы и госпиталя. Например, в монастыре Христа Вседержителя, основанном имп. Ириной имелась больница, насчитывающая несколько отделений и рассчитанная на 50 больных [133].

С уверенностью можно сказать, что Византия явилась основоположницей монастырской христианской помощи. Соответственно такой же порядок устанавливается и на Руси. При религиозном укладе жизни в нашей стране врачебное дело развивалось именно под влиянием РПЦ. Проникнутые рвением к новой вере, князья в древней Руси, вместе с другими богоугодными делами, брали на себя заботу о здоровье больных. Св. Владимир, например, велит разыскивать по всему городу страждущих и больных и доставлять им на дом пропитание. В нашей стране первые упоминания, о наличии при монастыре больницы, относятся ко времени княженья Св. Владимира (X век). В это время врачебное дело находит приют в стенах древнейшей русской обители - Киевского Печерского монастыря, получившего свое название от пещер (древнерусское: «печеры»), в которых первоначально селились монахи [117]. Исторические факты [45] указывают на то, что данный монастырь становиться преемником традиций греческого монастыря - Афонской Горы, где, в годы правления императора Романа, св. Афанасием была организована «больница больныхъ ради». Первые монахи Печерского монастыря пришли с Афона. Они имели богатый запас медицинских знаний, которые стали активно применяться во вновь созданной русской обители. Организованное медицинское учреждение включало в себя больницу [4], хоспис, и дом престарелых [67]. Все расходы по лечению этих больных взял на себя монастырь. До нас до сих пор доходят сведенья о подвижниках Печерского монастыря, прославившихся своими медицинскими знаниями и стремлениями в помощи больным [45]. Во главе них преподобный Антоний - «пречудный врачъ», изучавший врачебное дело в разных греческих монастырях, лично ухаживал за больными, оказывая помощь всем, кто в ней нуждался. В литературе имеется много упоминаний о монахах - врачах, преуспевших на этом поприще [22]. Ближайшим учеником преп. Антония был инок преп. Агапит. Унаследовав от него все медицинские знания и прозванный «врачемъ безмезднымъ», он лечил не только монастырскую братию, но и мирян, сам, ухаживая за ними в процессе лечения. Истории известны много примеров врачевания преп. Агапита. Так он исцелил внука Ярослава Мудрого, который в последствии стал Киевским князем, известным как Владимир Мономах [117].

Пример Кнево-Печерской Лавры в последствии отразился и на других открывающихся монастырях древней Руси. Традиция создания при монастыре больницы распространилась далее - в Троицкий монастырь [9], основанный преп. Сергием Радонежским [18] и следом по всей Руси.

Безусловно, наряду с церковно-монастырской медициной на Руси в XI -XIII веках начала появляться и светская, мирская медицина, отграничивавшаяся как от монастырской медицины, так и от языческого знахарства. Сведенья, дошедшие до нас с того периода очень скудны и поверхностны. Но, можно сделать вывод о том, что долгое время только больницы при монастырях были местом, где больные с различными заболеваниями, в т.ч. и душевнобольные могли найти приют и получить помощь [80;81]. В дальнейшем с появлением светской медицины [65] данные приюты и богадельни немного отошли на второй план, но не утратили своего значения и роли в лечебном деле. Общественный и интеллектуальный регресс, последовавший в эпоху татарского ига, безусловно, отразился и на медицине того времени. Зачатки светской медицины, заложенные в XI - XIII веках, начинают постепенно умирать, а медицина полностью удаляется в монастыри [45]. И снова лишь они остаются тем местом, где люди могли получить медицинскую помощь в облегчении или исцелении своих болезней.

Только во времена правления великого князя Иоанна III, свергнувшего татарское иго, практически 300 лет тяготевшее над нашей землей, начинается возрождение внутренней жизни русского народа. Вновь появляется мирская медицина, но и в делах РПЦ также намечаются некоторые сдвига. Строится большое количество церквей и монастырей, при которых, используя положительный исторический опыт, открываются больницы, отделения и богадельни для оказания помощи страждущим и больным. По данным некоторых авторов к середине XIV века количество их уже достигает 150 [133].

Виды социально-медицинской помощи, оказываемой РПЦ

На основании изученных работ, посвященных взаимодействию медицины и религии, можно выделить следующие виды помощи, оказываемые РПЦ, в зависимости от категории граждан, ее получающих.

1. Помощь лицам, относящимся к категории больных: дети с неврологическими расстройствами [108], люди с алкоголыю-[39;69;103;154], токсико- и нарко -зависимостью, ВИЧ-инфицированные пациенты, граждане с заболеваниями, передающимися половым путем [123], психические больные [1;148], инвалиды и терминальные больные [67], сюда же относятся различные группы больных с соматическими заболеваниями. Этим группам оказывается как организационно практическая профилактическая и лечебная работа, так и духовная помощь.

2. Помощь социально-незащищенным контингентам граждан. В этой категории РПЦ оказывает медико-социальную помощь следующим лицам: детям-сиротам, пенсионерам, многодетным семьям, малоимущим гражданам, одиноким матерям и т.п.

3. Помощь лицам, попавшим в трудные жизненные ситуации [29]. Среди них беженцы, люди без определенного места жительства, жертвы тоталитарных сект [62;91;105], пострадавшие от стихийных бедствий, военных действий или террористических актов. 4. Помощь практически здоровым гражданам. Оказание РПЦ помощи этой категории населения является немаловажным, поскольку именно эти люди в дальнейщем могут переходить в выше описанные категории. Церковь стремиться заложить в людях духовные основы их будущей жизни еще с детства [146]. Она разрабатывает основные концепции по воспитанию и оздоровлению российских детей [25;75], пропагандирует среди взрослого населения здоровый образ жизни [11; 126; 127]. К этой же категории стоит отнести влияние религии на беременных женщин [35; 164], направленное, как на сохранение беременности, так и на воспитание здорового поколения. Основываясь на перечисленных категориях населения России, получаемых поддержку со стороны РПЦ, всю помощь можно разделить па несколько видов [138]:

1. Медицинская помощь. Сюда относится стационарное и амбулаторное лечение, а также диспансерное наблюдение, проводимое либо в учреждениях, относящихся непосредственно к ведомству Церкви, либо в организациях системы здравоохранения при непосредственном участии со стороны РПЦ.

2. Психологическая помощь [12]. Здесь можно выделить пспхологаческие консультации граждан разных категорий, психотерапевтическую помощь [52], медико-психологаческую реабилитацию [2].

3. Социальная помощь, К данному виду помощи относится разнообразный круг проблем, охватываемый Православной Церковью: уход за больными на дому, помощь по хозяйству, материальная помощь, обеспечение нуждающихся бесплатными лекарствами, транспортировка и сопровождение больных, помощь в жизнеобеспечении инвалидов и многое другое [29]. 4. Педагогическая помощь. Представители со стороны РПЦ курируют детей-сирот в детских домах и приютах, проводят занятия среди глухонемых детей [60] и детей с отставанием в развитии и с нарушениями психики, с беспризорными детьми, организуют экскурсии и праздники, проводят обучение в церковно-приходских школах. Таким образом, вклад РПЦ в медицину и общественную жизнь в целом огромен (приложение 2). Несмотря на это, в соглашении о сотрудничестве между здравоохранением и РПЦ еще имеются некоторые намеченные, но пока не разработанные направления их совместной деятельности. К ним можно отнести совместную организацию образовательных учреждений, факультетов и учебных групп, совместное издание литературы медицинской направленности, совместную подготовку передач и статей для средств массовой информации, координацию в вопросах подготовки священнослужителей для работы в больницах и свободный их допуск к больным, участие в международных гуманитарных программах.

Анализ организационных аспектов проблемы взаимодействия здравоохранения и Русской Православной Церкви

Одной из интересующих нас проблем являлась организационная сторона взаимодействия органов здравоохранения, врачей и представителей РПЦ. Всем группам респондентов были заданы одинаковые вопросы, что дало возможность сравнить и проанализировать взгляды представителей различных социальных групп.

На вопрос о необходимости взаимодействия здравоохранения с Русской Православной Церковью в вопросах формирования здоровья людей 82,4% врачей дали положительный ответ, 5,2% отрицательный, оставшиеся 12,4% врачей затруднились ответить. Таким образом, подавляющее большинство медиков заинтересованы в таком сотрудничестве, и готовы поддержать совместную деятельность учреждений здравоохранения, врачей и Православной религиозной общественности.

Ответы среди пациентов на данный вопрос распределились иным образом. Необходимым считали такое взаимодействие 69,1% больных, что на 13,3%) меньше, чем в группе врачей; отрицательно отнеслись - 6,8% (данный показатель выше, чем в предыдущей группе на 1,4%); затруднились ответить - 21,9% опрошенных, что превышало значение аналогичного показателя в группе врачей на 9,5% . Оценивая достоверность различия сравниваемых групп по критерию соответствия хн - квадрат, был получен следующий результат: хи - квадрат = 30,565, число степеней свободы (п) = 2, уровень вероятности подтверждения «нулевой гипотезы» (р) - 011% (табличное значение хи-квадрат = 13,816). Приведенный анализ дает основание опровергнуть «нулевую гипотезу» и признать существенным различия в распределении ответов на данный вопрос в группах врачей и пациентов. Учитывая существующие различия, представляется возможным проанализировать ответы на вопрос о взаимодействии здравоохранения и РПЦ с точки зрения социально-демографического статуса респондентов, таким образом, выделив группу опрашиваемых наиболее склонных к такому сотрудничеству.

Используя методику детерминационного анализа и сравнивая результаты мнений респондентов в зависимости от их пола, были получены следующие данные (таблица 7). Выявлено детерминирующее влияние женского пола на положительный ответ о необходимости данного взаимодействия. При этом мужской пол не оказывает детерминирующего влияния на отрицательное мнение о необходимости сотрудничества, т.е. нет резкого отторжения данного предложения. Можно предположить, что некоторые представители мужского пола раньше не задумывались над этой проблемой, и вопрос застал их врасплох. С точки зрения гендерной теории [113], многие не связанные с полом понятия и явления ассоциируются с «мужским/маскулинным» и «женскнм/фемининным» началом. Возникает символический смысл «мужского» и «женского». «Мужское» ассоциируется с творчеством, силой, активностью, рациональностью и тому подобным. «Женское» начало отождествляется с противоположными понятиями и явлениями, а именно с подчинением, слабостью, пассивностью и беспомощностью. Вероятно, именно это заставляет женщин на подсознательном уровне искать защиту и помощь у окружающих, в данном случае у Русской Православной Церкви, готовой оказать содействие в лечении духовного здоровья пациентов. Это не отрицает положительного отношения мужчин к такому сотрудничеству, наоборот, представители сильного пола в данной ситуации действуют с точки зрения активности и рациональностн.

По результатам исследования среди врачей было женщин на 16,4.% больше, чем среди пациентов, следовательно, и процентное соотношение положительных ответов о взаимодействии в группе медицинских работников выше. Выявив подобное влияние, имеет смысл рассмотреть и другие факторы, а также их потенциальное воздействие на ответы о необходимости взaимодeнcтвия. К одному из таких факторов можно отнести возрастные особенности респондентов (таблица 8). Наблюдается приращение показателей интенсивности при высоких показателях емкости, что свидетельствует об увеличении детерминирующего влияния на положительное мнение о взаимодействии в зависимости от старших возрастных групп респондентов.

Таким образом, чем старше человек, тем больше осознание необходимости сотрудничества здравоохранения и РПЦ. Вероятно, переходя в более старшие возрастные категории, накапливая жизненный опыт, и по мере этого пересматривая собственные догмы и мировоззрения, люди становятся более терпимыми к религии и ее представителям, в нашем случае к священникам РПЦ и их помощникам, а также ищут поддержку и понимание у них. Найдя ее не в полной мере в представителях официальной медицины, они стремятся к сотрудничеству с религиозной общественностью.

Эта гипотеза подтверждается ответами на вопрос о необходимости духовной помощи от РПЦ для пациентов, находящихся в стационаре. Сами больные в подавляющем большинстве - 76% случаев рассматривают духовную поддержку со стороны Церкви исключительно необходимой, 5,4% отказываются от нее и 18,6% - затрудняются ответить. Причем, как видно из таблицы 9, превалирующее большинство пациентов, среди которых были лица не только Православного вероисповедания, но и исповедующие другие религаи, н затрудняющиеся сказать о своих религиозных взглядах, подтверждают необходимость для них духовной поддержки со стороны РПЦ. Можно предположить, что больные другого вероисповедания настолько нуждаются в духовной поддержке и помощи, что им важен сам факт, а не конфессия. Даже среди 31,2% людей из общего числа атеистов считают для себя такую помощь необходимой. Вероятно, врачи не могут оказать данным больным душевную и психологическую помощь в том объеме, в котором она востребована и необходима.

Врачи также в подавляющем большинстве случаев - 91,5% сситают духовную помощь со стороны РПЦ полезной и нужной для их пациентов, 7,2% - затрудняются в высказывании своего мнения по данному вопросу и только ничтожно малое число медиков (1,3%) отрицают такую необходимость. Учитывая тот факт, что 91,7% врачей признают взаимосвязь между физическим и духовным здоровьем пациентов (1,1% - считают отсутствие такой связи и 7,2% - затрудняются ответить), и считают необходимым своим пациентам оказание духовной поддержки, то можно сделать вывод о том, что врачи воспринимают эту помощь как способствующий фактор, входящий компонентом в комплексное лечение. Возвращаясь к факторам, потенциально оказывающим влияние на проблемы взаимодействия и применяя методику детерминационного анализа, можно сделать вывод о том, что чем выше уровень образования, тем больше положительных ответов, поскольку как видно из таблицы 10, наблюдается приращение интенсивности при высоких показателях емкости на положительное мнение по мере повышения уровня образования.

Нормативно-правовые основания для сотрудничества органов здравоохранения и врачей с РПЦ

Развитие теории и практики социального служения в России имеет многовековую традицию, в которой центральная роль принадлежит Русской Православной Церкви, вносящей реальный вклад в дело помощи страждущим и больным. Учитывая обоюдное стремление органов здравоохранения, врачей и представителей РПЦ к взаимодействию, необходим детальный анализ тех законодательных и юридических актов, которые способствуют или препятствуют их совместной деятельности.

Исходя из исследований A.E. Черкасовой [151] данное взаимодействие возможно на трех уровнях: федеральном, при этом заключается соглашение о сотрудничестве между министерством здравоохранения и социального развития и Московской Патриархией РПЦ; региональном уровне, где возможно подписание аналогичного соглашения между департаментом здравоохранения региональных администраций и, соответственно, епархией РПЦ. На последнем уровне - местном - возможно и целесообразно заключение «договоров», например, между лечебно-профилактическим учреждением и Приходом РПЦ, либо ЛПУ и Православным сестричеством и т.п. Составление юридически грамотно оформленных документов является важной составляющей осуществления совместной деятельности столь разных организаций, поскольку это дает возможность четко регламентировать права и обязанности обеих сторон.

Медицине, как и религии для успешного взаимодействия нужна правовая ясность. Впервые врачевание и судебное искусство сопоставил древнегреческий философ Платон, который узаконил их на следующем условии: «они оба будут заботиться о гражданах, полноценных как в отношении тела, так и души» [161]. В настоящее время для тесного сотрудничества здравоохранения с РПЦ имеется ряд нормативно-правовых оснований [66].

Годы, губительно отразившиеся на состоянии православия в России, привели к разрушению и потере огромного количества помещений и учреждений РПЦ. В конце 80-х церковь, вновь возобновляя свою медико-социальную деятельность, сталкивается с рядом проблем. В их числе разрушенные храмы и монастыри, ограниченное число действующих приходов и многое другое. В 90-е годы начинается сближение интересов государства и РПЦ в деле охраны здоровья. Президент РФ в своем указе № 281 от 23.04.1993 г. отдает распоряжение «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества». 14.03.1995 года выходит следующий Указ «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения». [133]. Таким образом, как следствие, заметно расширяется социально-медицинская деятельность РПЦ: увеличивается количество монастырей и богаделен, организуются новые сестричества и братства, открываются душепопечительские центры и т.п. В Конституции РФ, принятой в 1993 году нет запрета на сотрудничество РПЦ и здравоохранения. Наоборот, 28 статья Конституции РФ гарантирует свободу вероисповедания, а ст.41 П.2 поощряет любую деятельность, направленную на поддержание и укрепление здоровья человека [63]. Для продолжения успешного сотрудничества представителей РПЦ в учреждениях системы здравоохранения в 1997 году государственной думой был принят Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Как значится в ст. 18 п.1. упомянутого выше Закона «...религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций». При этом государство готово «...оказывать содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятии» (п.З статьи 18-й Федерального закона) [120]. Ст. 16 п. 3 данного Закона гласит, что «Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях ... по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей» [66]. Таким образом, церковь получила законодательную основу для своей благотворительной деятельности [160].

Впервые в нашем законодательстве прямо говорится о правах пациентов, с религиозными мировоззрениями. В «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» имеются ряд статей, посвященных данной проблеме [86]. В статье 20 говориться о том, что медицинская помощь оказывается медицинскими и социальными работниками в разных сферах здравоохрннения, а именно в государственной, муниципальной и частной системах, а также в учреждениях системы социальной защиты. В статье 30 отмечается о правах верующего пациента на допуск к нему священнослужителя, а в медицинских учреждениях па отведение специального помещения, для совершения религиозных обрядов, если это не противоречит распорядку данного учреждения. То же касается и пациентов, находящихся в психиатрических стационарах на основании закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» ст.37 [142]. Здесь также идет речь о соблюдении больными религиозных обрядов и канонов, в том числе поста, о разрешении администрацией данного медицинского учреждения иметь пациентам при себе религиозную атрибутику и литературу.

Важными для любого верующего человека являются правовые аспекты [161]. В ст.48 «Основ законодательства РФ об охране здоровья» граждан говорится о возможности отказа самим больным или его родственниками по религиозным или иным мотивам от вскрытия в случае его смерти, если отсутствует подозрение на насильственную смерть. А статьи 32 и 33 этого же документа предусматривают отказ больных от любого вмешательства и дачу врачом полной информации о состоянии здоровья и диагнозе [73]. Православные взгляды на эту проблему следующие: в Библии подчеркивается недопустимость любого принуждения. Насильственное исцеление — это зло. Иисус исцелял только тех, кто хотел этого, тех, кто сам приходил к нему и просил о помощи. Исключением были больные дети, за которых просили родители [83].

Похожие диссертации на Взаимодействие здравоохранения и Русской Православной церкви в формировании индивидуального и общественного здоровья (история, возможности, пути развития и перспективы) [Электронный ресурс]