Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Здоровое тело как ценность в социальных ориентациях современной молодежи Медведев Дмитрий Станиславович

Здоровое тело как ценность в социальных ориентациях современной молодежи
<
Здоровое тело как ценность в социальных ориентациях современной молодежи Здоровое тело как ценность в социальных ориентациях современной молодежи Здоровое тело как ценность в социальных ориентациях современной молодежи Здоровое тело как ценность в социальных ориентациях современной молодежи Здоровое тело как ценность в социальных ориентациях современной молодежи Здоровое тело как ценность в социальных ориентациях современной молодежи Здоровое тело как ценность в социальных ориентациях современной молодежи Здоровое тело как ценность в социальных ориентациях современной молодежи Здоровое тело как ценность в социальных ориентациях современной молодежи Здоровое тело как ценность в социальных ориентациях современной молодежи Здоровое тело как ценность в социальных ориентациях современной молодежи Здоровое тело как ценность в социальных ориентациях современной молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Медведев Дмитрий Станиславович. Здоровое тело как ценность в социальных ориентациях современной молодежи : Дис. ... канд. социол. наук : 14.00.52 Волгоград, 2004 132 с. РГБ ОД, 61:04-22/617

Содержание к диссертации

Введение

1. Концепция «здорового тела» в западной социологии медицины 11

1.1. Теоретические подходы к проблеме здорового тела в западной социологии медицины 11

1.2. Результаты конкретных социологических исследований: хорошая форма тела и соматическая репрезентация здоровья 22

1.3. Результаты конкретных социологических исследований: бодибилдинг как борьба против старения 35

2. Отношение к здоровью и физическая активность 45

2.1. Отношение россиян к физической культуре и спорту 45

2.2. Физиологическая ценность и социальная востребованность различных видов физической активности 59

3. Здоровье как ценность в бодибилдинге 83

3.1. Изменение отношения к здоровью и здоровому образу жизни в процессе занятий бодибилдингом 83

3.2. Социальные риски в фармакологии бодибилдинга 97

Заключение 113

Список литературы 116

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Ценностные ориентации населения в современной России представляют собой достаточно пеструю и быстро меняющуюся картину [65,78]. Важное место в ней занимают ценности здоровья и здорового образа жизни [1,29,60,100]. К сожалению, они пока не являются приоритетными ни для индивидов, ни для государства [36,45,139]. Вместе с тем, риски в сфере здоровья увеличиваются с каждым годом. Это объясняется как макросоциальными процессами, так и конкретной российской ситуацией [83,98,120,123]. Страдают при этом, в основном, молодые люди. Может показаться удивительным, что уровень качества жизни 72-летнего и 32-летнего мужчины в России, примерно, одинаков [33].

На самом деле это естественно, ведь старшее поколение сформировало «запас здоровья» в голодные годы естественной диеты, в экологически безупречной среде обитания, в условиях техногенной безопасности - как психологической, так и физиологической [53,101,104]. Всего этого у нового поколения нет. Но обязательно ли расплачиваться здоровьем за блага цивилизации? Нет, если здоровье воспринимать как одно из таких благ. По этому пути пошли развитые страны, создав культ здоровья, здорового тела, здорового образа жизни [9,12,90,91].

Характерной чертой такого культа является социальная аранжировка всех оздоровительных мероприятий. Создается целостный культурный комплекс вокруг идеи оздоровления по определенной системе. Характерным примером является бодибилдинг. Цель - построение собственного здорового и красивого тела. Компоненты программы - сопутствующие цели (это способствует карьере, снижает расходы на лечение, поднимает социальный статус человека), эмоционально-психологическая поддержка (персонификация идеала, в основном, при помощи кино, телевидения и других СМИ), индустрия услуг и товаров (тренеры, спортзалы, учебники, спортивная форма и т.п.), а также многое другое, что составляет стандартный культурный комплекс [72]. Более того, суще-

ствует очевидная «привязка» идеологии бодибилдинга к философии постмодерна, что обеспечило ему успех не только в Америке, но и в Европе, хотя и в меньшей степени.

В последние годы бодибилдинг активно развивается и в нашей стране. Но характер его развития противоречив. Если бы речь шла только о новом оздоровительном направлении, вопросов бы не возникало. Но бодибилдинг развивается в России как заимствованное культурное направление. При этом заимствуются отдельные элементы данного культурного комплекса, которые, к тому же, на российской почве приобретают своеобразную окраску.

Из тех равнозначных ценностей тела, которые составляют аксиологическую структуру бодибилдинга - здоровое тело, красивое тело, сильное тело -формируется иерархия, в которой на первом месте стоит сила (естественно, ведь богатыри на Руси всегда водились), на втором - красота, и только на третьем - здоровье. Мировоззрение бодибилдинга в России противоречиво и носит ярко выраженный социокультурный, а не оздоровительный характер. Более того, такая ориентация приводит к деформациям в развитии этого направления, связанным с рисками для здоровья.

Кроме того, в современной российской ситуации очень важно знать, а как именно и для каких целей будет использована физическая сила, за которой идут в залы бодибилдинга молодые люди. Кстати, косвенным подтверждением низкого уровня ориентации на здоровье в отечественном бодибилдинге является то, что он почти не распространен среди пожилых людей.

У бодибилдинга в России много горячих сторонников и столь же горячих противников. Скорость распространения бодибилдинга (от 1% населения в 2000 г. до 3% в 2002, а в Южном федеральном округе (ЮФО), по нашим данным, до 8% среди молодежи) заставляет некоторых авторов даже относить увлечение им к нехимическим зависимостям. Самое интересное, что здесь есть физиологическое обоснование. Но достоинства бодибилдинга столь же очевидны. Ясно одно - последователи бодибилдинга уже могут характеризоваться как

определенная социальная группа со своими установками и ориентациями, обладающая определенным статусом и влиянием на другие социальные группы.

Нам представляется, что нужно четко знать распределение социальных и физиологических ценностей в этом, сравнительно новом для нас, но уже ставшем массовым направлении, чтобы не потерять его оздоровительные достоинства и воспрепятствовать появлению культурных рисков, связанных с его неправильным использованием.

Степень разработанности проблемы. Исходя из сказанного, очевидно,
что анализировать бодибилдинг как спортивное, оздоровительное и культурное
явление нельзя в рамках какой-то отдельной науки. Существует большое коли
чество работ, посвященных технологии бодибилдинга
[14,31,58,105,106,125,138]. В них рассматриваются методики тренировок, ре
жим питания, особенности фармакотерапии. Особенностью этих работ является
их апологетический характер и активное использование эмоциональных факто
ров. Аргументы часто заменяются фотодокументами. Изображение красивого,
сильного тела в сочетании с данными о персональном плане тренировок -
обычный прием для такой литературы. Многие культуристы имеют персональ
ные сайты в интернете, но ведущими выступают западные образцы.

Между тем, на Западе проблемы бодибилдинга изучаются весьма серьезно как в философии, так и, в основном, в социологии медицины. В работах Crawford R., Crossley N., Featherstone M., Foucault M., Glassner В., Gordon С, Hart G., Klein A., Monaghan L., Pope H., Schulman S., Wachter F. обосновываются мировоззренческие позиции по вопросам телесности, проблемам соотноше ния различных «тел» человека, влиянии этого соотношения на его психологический и социальный статус.

В социологии медицины США, Великобритании, Франции и Германии эта проблема является одной из самых популярных [149,150,158,159,160,165,173]. Многочисленные исследования позволили определить основные черты представителей социальной группы приверженцев бодибилдинга, при этом отдельно рассматриваются проблемы пожилых людей,

что представляется нам весьма ценным. Социологические данные сопоставляются с результатами исследований физиологов и фармакологов. Без фармакологических исследований проблему социальной роли бодибилдинга вообще рассматривать нельзя. Отрадно, что в этом смысле в России также есть очень интересные работы [5,132].

Поскольку в нашей стране бодибилдинг распространен, преимущественно, среди молодежи, интерес представляют исследования по отношению молодых людей к своему здоровью, к здоровому образу жизни и тому, какое место отводят они в этом данному направлению [10,13,16,21,47,48,56,89].

Однако, в отечественной социологии медицины пока нет работ, посвященных социокультурному статусу нового оздоровительного направления, даже термины для его обозначения выбираются разные - культуризм, бодибилдинг, пауэрлифтинг (хотя это лишь субнаправление), часто для всех занятий, связанных с использованием тренажеров, употребляют термин «фитнес». Социальные последствия распространения бодибилдинга не исследованы. Особенности его становления в России как культурного комплекса не изучены. Более того, вопрос так и не ставился.

Цель исследования - выяснить причины социальной притягательности бодибилдинга для молодежи, соотношение риска и пользы в его оздоровительном эффекте и варианты управления развитием этого направления в России.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи:

рассмотреть концепцию «здорового тела» в западной социологии медицины;

проанализировать отношение к телу как соматической репрезентации здоровья;

определить соотношение физиологической ценности и социальной востребованности различных видов физической активности в контексте отношения россиян к физической культуре и спорту;

проследить изменение отношения к здоровью и здоровому образу жизни у молодежи в процессе занятий бодибилдингом;

эксплицировать социальные риски в фармакологии бодибилдинга;

предложить прогноз развития бодибилдинга в России как культурного комплекса.

Методологическую основу исследования составили классические положения социологии медицины, а также общенаучные принципы теоретического познания - системный подход, структурно-функциональный анализ, единство исторического и логического. Автор опирался на современные исследования в области философии телесности и некоторые принципы постмодернистской философии.

Прикладными методами в исследовании были интервью, анкетирование и фокус-группы.

Рабочая гипотеза исследования. Диссертант исходил из предположения, что в России, в результате технологических и социально-экономических преобразований изменяется структура ценностных ориентации населения, особенно молодежи. Одной из ценностей, осознание которой пришло в недавнее время, стало человеческое тело. Возможность изменять свое тело в соответст вии с идеалом реализуется разными способами, одним из самых распространенных стали занятия бодибилдингом.

Бодибилдинг как культурный комплекс сформировался в постмодернистском западном обществе. Заимствование его в России осуществляется специфическим образом - ценности построения тела зачастую связаны не с оздоровлением, а, наоборот, с нанесением вреда здоровью. Это предположение подтвердилось в исследовании лишь частично. Занятия бодибилдингом формируют определенную социальную группу, в которой приоритеты сильного и красивого тела превалируют над приоритетами здоровья. Но эта ситуация может быть изменена, если социальный контроль в этой области будет реализован в плане создания культурного комплекса, аналогичного западному, но имеющего собственную специфику.

Для того, чтобы приоритеты здоровья актуализировались в культуре бодибилдинга, необходимо изучить причины его притягательности, эффект воз~ действия как на организм, так и на психологические и социальные ориентации. При этом речь не может идти о замене паттерна «красивое тело» или «сильное тело» паттерном «здоровое тело», поскольку они, в идеале, тождественны.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной социологии медицины спортивное, оздоровительное направление - бодибилдинг - изучено как культурный комплекс и разработаны способы профилактики социальных рисков его развития в России.

Научная новизна исследования раскрывается в положениях, выносимых на защиту:

  1. В конце XX - начале XXI века телесные проблемы в качестве моральных проявлений пересекаются с традиционными социальными ценностями. Происходит концептуализация здоровья как созидания и достижения успеха, формируется новое оздоровительное направление - бодибилдинг, которое вскоре обретает в развитых странах статус культурного комплекса.

  2. В современной западной социологии медицины считается, что бодибилдинг, как экспериментальное развитие тела, наиболее перспективен, потому что здесь соприкасаются социальные и физические границы тел. Однако в этом смысле он подпадает под описание нехимических зависимостей.

  3. Число россиян, регулярно занимающихся физкультурой и спортом постепенно растет (с 20% в 1998 г. до 24,5% в 2002 г.), большая часть из них считают целью занятий здоровье, меньшая - совершенствование тела (8% по ЮФО среди людей в возрасте от 16 до 39 лет). Установка на разделение и даже противопоставление красивого тела и здорового тела является ошибочной и требует изменения.

  4. Наиболее распространенным видом физической активности среди россиян является утренняя гимнастика, на втором месте - занятия на тренажерах, которые обозначаются различными терминами (бодибилдинг, пауэрлифтинг, фитнес, культуризм). Третье место по степени распространенности занимает

бег. Физиологическая ценность этих видов активности сопоставима только по показаниям укрепления здоровья, в остальном она персонифицирована.

  1. Оздоровительная составляющая бодибилдинга не является очевидной для тех, кто собирается им заниматься. При этом, многие из тех, кто отдает себе отчет в оздоровительном результате занятий, воспринимают его не как цель, а как средство достижения другой цели - обретения красивого тела и физической силы.

  2. Хотя ценности здоровья и здорового образа жизни и становятся более значимыми для тех, кто занимается бодибилдингом по мере продолжения тренировок, они все равно не становятся для них приоритетными. При определении ценности бодибилдинга на первом месте стоит сила (22%), на втором -сексуальная притягательность (21%), на третьем - красота тела (20%) и только на четвертом - здоровье (14%).

  3. На основании анализа фармакологических и биохимических компонентов бодибилдинга можно оценить его социальные позитивные и негативные эффекты. К позитивным относятся: оздоровительный эффект, эстетический эффект, легитимизация агрессии, снижение риска девиантного поведения молодежи, структурирование новых социальных групп с позитивной направленностью. К негативным относятся: вред для здоровья, обусловленный некомпетентным употреблением стероидов, непрофессиональным употреблением анаболиков, биологически активных добавок (БАДов), стимулирование безрецептурного распространения стероидов и анаболиков, стимулирование распространения низкокачественных БАДов.

8.Поскольку положительные и отрицательные последствия в занятиях бодибилдингом всегда персонифицированы, необходимо:

а) активизировать медицинский контроль как социальный в этой сфере
деятельности;

б) обеспечить более широкую информационную базу бодибилдинга как
оздоровительного направления,

в) ужесточить санкции по отношению к нарушениям, вызванным коммерциализацией этой сферы оздоровительных услуг. Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что проблема бодибилдинга рассмотрена в контексте соотношения социального и физического тела человека, что может служить методологической базой для оценки развития его различных направлений.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы как спортивными и общественными организациями, так и органами здравоохранения для формирования системы социального контроля и протекционистской деятельности в вопросах оздоровления населения и структурирования установок на здоровый образ жизни у молодежи.

Апробация работы. Материалы исследования обсуждались на научно-практических конференциях разных уровней (Краснодар, 2000, 2001, Ставрополь, 2002, Волгоград, 2003, 2004). Разработанные диссертантом методические руководства для реабилитационных и оздоровительных учреждений подтверждены актами внедрения (РСГЦ ВолГМУ, 2003, ВНЦ РАМН, 2004). Диссертантом опубликовано 12 научных работ, в том числе по теме диссертации - 7.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения. Список литературы насчитывает 206 источников. В диссертацию входят 18 таблиц и 13 рисунков. Объем диссертации - 132 стр.

Теоретические подходы к проблеме здорового тела в западной социологии медицины

По наблюдениям Shilling С. тело имеет «отсутствующее присутствие» в социологии [188]. Растущий объем научной социологической литературы о теле в западных странах, начиная с 1980-х годов, частично противодействует этому пренебрежению, но еще недостаточно. Реальные живые тела из плоти и крови редко можно найти среди недавних исследований по социологии, социология тела развивается теоретически и ей не хватает практики. Она также хромает из-за отторжения индивидуума и игнорирования практических переживаний совершенствования тела. Социологию здоровья и болезни, однако, можно частично извинить.

Как показано в недавних исследованиях тела в обычной жизни, медицинская социология все же проливает свет на телесные вопросы. Тем не менее, делая это, ударение ставится скорее на болезни, чем на здоровье. Недостаток эмпирических данных о теле, в том виде, как оно переживается, контрастирует с количеством относящихся к нему областей исследований, главной из которых является социология хронических болезней и инвалидности. Работа в этой области явно предлагает ясное продвижение к пониманию тела. В ней доминировали исследования опыта хронической болезни и инвалидности, и они принесли большое количество эмпирических данных [44,107,130,143].

Несомненно, медицинскую социологию можно поздравить с такой концентрацией внимания. Исключительная работа над хроническими болезнями может быть принята за категорический отказ от предположения, что социальная научная дискуссия о «теле» является абсолютно абстрактной и бесплодной. Однако, имеют ли медицинские социологи дело с отдельными телами или с коллективными телами, лишенными преимуществ из-за социальных структур ных установок, фокус внимания, как показано в исследовании хронической болезни и инвалидности, находится в основном скорее на больных телах, чем на телах, демонстрирующих и переживающих активную физическую деятельность [23,178].

Для этого, конечно, существуют важные основания, но асимметрия, характеризующая социологию здоровья и болезни не должна изолировать социологию здорового тела. В настоящий момент медицинская социология предлагает очень мало идей в области исследования «здорового тела» в специфических овеществленных социальных мирах.

Как ни парадоксально, проводя конкретные эмпирические исследования «здоровых тел» в контексте обычной жизни, медицинские социологи могут оказаться в лучшем положении, чтобы найти более интимное, подробное и обоснованное понимание телесных социальных практик, которые умножают, а возможно и ухудшают телесный капитал. Конечно, специалисты в области общественных наук в сфере медицины сосредотачивали свои исследования в большой степени, но отнюдь не исключительно, на заболеваниях и нездоровье, тем самым слабо освещая исследования хорошего здоровья и общего состояния.

Для этого, несомненно, существуют важные причины, но значимость изучения здоровых организмов требует их выделения и более широкого признания в рамках современной (материализованной, недуалистичной) социологии здоровья и болезни.

С помощью этнографических данных о субкультуре бодибилдинга можно по-новому подойти к социологии «здоровых (трансгрессивных) тел». Для этого необходимо описать соматическое представление здоровья и молодости, так называемую эротику спортивного зала и ощутимую пользу от анаэробных упражнений для повседневного прагматичного совершенствования тела.

В противопоставление критическим феминистическим исследованиям, целесообразно рассмотреть с позиций позднего постмодернизма обычную «работу здорового тела» и подчеркнуть значимость введения в социологию меди цины исследований отношения людей к своим нормально функционирующим, здоровым (а не больным) телам.

Совершенствование тела, эмоции, телесные нагрузки, наконец, риск в управлении своим телом являются ключевыми темами современной социологии здоровья и болезни на Западе, и, как утверждает Williams S., они настолько же «важны для здоровья, как и для основной социальной теории» [200]. Однако этот важный вопрос о социальном теоретизировании и «здоровье» (скорее чем «болезни»), постоянно имеет своих исследователей, как бы широко он не исследовался.

Рассуждения о здоровье, несомненно, определяемые в современной и не столь уж недавней медицинской социологии и антропологии продолжаются и поддерживаются в русле сугубо материалистической традиции, на основе богатого эмпирического материала [149,155,162,179,185]. Изучение здоровья на Западе обязательно влечет за собой объединение и соединение с современными теориями тела таким образом, который объединяет подробное этнографическое понимание тела в повседневной жизни [113,177,192].

Здоровье формирует социальную и полностью телесную логическую структуру, которая принимает разные формы в соответствие с социальным контекстом, оно является более чем простым дополнением к социальным исследованиям здоровья и болезни [117,119,148,182].

Вслед за недавними социологическими работами, предметом которых являлось здоровое тело, и быстро растущим количеством научной социологической литературы о здоровье существуют работы, которые подчеркивают необходимость ясной и эмпирически обоснованной попытки привнести «здоровые тела» «обратно» в медицинскую социологию [158,184,193].

Это является полезным, так как даже среди тех медицинских социологов, которые делают ударение на важности теоретического описания тела, основной акцент сделан на болезни, инвалидности и смерти, в противоположность живой физической активности и ассоциируемыми с ней телесными удовольствиями. Такой акцент широко распространен, он отражает более общую тенденцию медицинской социологии и общественного резонанса обсуждения вопросов здоровья. Например, как утверждаются Hart G. and Carter S.: «Хотя об идее хорошего состояния здоровья и говорится много неискренних слов, и существует необходимость избегать патологической биомедицинской точки зрения, большая часть написанного о «здоровье» на самом деле касается только болезней» [160].

Такое отрицательное отношение можно понять. После Gadamer Н. здоровье могло быть описано как загадка [156]. Подобно само собой разумеющемуся телу, которое исчезает из (социологического) поля зрения, здоровье, в основном, это «состояние бытия, не присутствующее в сознании, переживаемое только через его отрицание болезнью или повреждением» [167,193]. Более того, существуют важные моральные и политические причины для долговременного фокусирования социологии на болезни или здоровье, определяемом в негативных терминах.

Как свидетельствуют медицинские социологи, придерживающиеся коллективистского подхода, болезнь это не просто заболевание тела, но и общественное преступление. Однако, как это будет аргументировано ниже, озабоченность болезнью, будучи чрезвычайно важной, не должна ограничивать социологию хорошего здоровья и самочувствия. Это так, потому что конкретные телесные проявления «здоровья» в повседневной жизни - составляющие и предпосылки воплощенных общественных устоев - могут, как это ни парадоксально, уменьшать телесный капитал, в то же время, пополняя его [35,80,147,169].

Результаты конкретных социологических исследований: бодибилдинг как борьба против старения

«Ты не прекращаешь тренироваться, потому, что стареешь, ты стареешь, потому, что прекращаешь тренироваться» (Интервью 38. Мужчина- культурист).

Одним из представлений о старении является стареющий индивидуум, переживающий резкое ухудшение состояния тела из-за нетрудоспособности, до такой степени, что тело лишается свободы и маскирует внутренне «я». Это контрастирует с образом «героев старения», которые вырабатывают положительное отношение к процессу старения и кажутся остающимися «всегда молодыми» [152]. Бодибилдинг является деятельностью, явно находящейся в одном ряду с позитивным представлением о старении.

Многим культуристам знакома концепция «мускульной зрелости». Она относится к качеству и состоянию мышц после долгих лет продолжительных упражнений и диеты. Подобно марочному вину, тренированное тело, как говорят, улучшается с возрастом. Отмечая этот аспект субкультуры, Klein А. приводит фрагмент из местного журнала: «бодибилдинг является одним из нескольких видов спорта - и возможно единственным - занимаясь которым, атлеты могут честно сказать, что они наконец-то достигают пика в среднем возрасте» [163]. Тридцатисемилетний мужчина-культурист заметил:

«Я потратил всю свою жизнь на то, что я считаю хорошей физической формой и, становясь старше, мне все труднее потерять силу до незаметности. И я хотел бы превзойти то, что делал в прошлом. Я хотел бы быть лучше, чем уже был» (Интервью 24).

Если линейность человеческой жизни с точки зрения модернизма часто нарушается в постмодернизме, тогда бодибилдинг является постмодернистским экземпляром по отношению к соматическому представлению молодости [141]. Действительно, в то время как «гены» могут быть ограничительным фактором для успешного бодибилдинга, возраст не обязательно является препятствием. С помощью бодибилдинга старые тела могут однозначно демонстрировать молодость, так же, как и здоровье:

«Карьера культуриста может действительно длиться неопределенное время. Я знаю парней, у которых отличная физическая форма и в 60 и в 70 лет. Я знаю парня, который в 60 мог стоять среди двадцатилетних, и кроме шеи (выше), вы так и не увидели бы разницы. И есть такие ребята в свои шестьдесят, которые не великолепны, но для своего возраста выглядят фантастически. У меня есть друг, которому 68 и которому гены не позволяют иметь хорошую форму, но его тело в таком тонусе и хорошей форме выглядит таки здоровым, даже при плохой генетике. Я надеюсь, что когда мне будет 80, я смогу выглядеть также хорошо, как и он» (Интервью 24).

Задержка старения с помощью спорта, прекрасное тело и сохранение молодого вида - вот основные социальные заботы как у мужчин, так и у женщин. Они же являются темами западной социологической литературы о теле [151,190]. Важно отметить, что поскольку владение собой и способность сохранять молодость доминируют среди социальных проблем личности, бодибилдинг хорошо ориентирован на то, чтобы воспользоваться преимуществом этого интереса к телу [164]. Ниже приводится рассказ женщины-культуристки о ее желании улучшить свое тело со временем:

R30: Примерно через пять лет мне будет 34 года, и если я смогу достичь чего-нибудь вроде этого (смотрит на фотографию тела участника соревнований), я буду счастлива.

М: Так что, кода вы будете становиться старше, ваша задница с вашей точки зрения будет становиться лучше, потому что это то, чего вы хотите достичь. И многие женщины, когда они приближаются к 30 годам думают, что на заднице многовато жира...

R30: Ну, когда я дожила до 29 я вдруг подумала: «Мой Бог, мне в следующем году будет 30 лет и я должна к чему-то стремиться». Потому что, как вы говорите, многие люди думают «30, мой Бог»! Вы знаете «этого слишком много». Я просто хотела достичь, я хотела улучшить себя. (Интервью 30).

Что касается замедления или поворота вспять процесса старения, фрагменты интервью переполнены ссылками на ощутимые преимущества и ассоциируемые удовольствия от бодибилдинга. Интересно, что данные, полученные как от мужчин-респондентов, так и от женщин, поддерживают недавние заявления социологов о том, что последствия старения часто видятся не имеющими отношения к полу [161].

Однако, обсуждение половых проблем, обязательств могут быть наиболее важными для женщин, желающих отдалить старение с помощью тренировок. И, наконец, следующие данные заново поднимают указанные выше вопросы о соматическом представлении хорошего здоровья. В культуре «стремящихся к здоровью» следующий рассказ, состоящий из суждений о себе и других, отражает общую морализацию здоровья под знаком ответственности за себя» [149].

«Ну, они (друзья, не занимающиеся бодибилдингом) думали, что я был слегка глуповат. Знаете? Ну и тому подобное: «Ну и куда это однажды денется? Что ты собираешься делать со всем этим? Разве не ясно, что ты теряешь время?" Теперь, смотрите, я действительно думаю, что я умнее их всех, потому что я смотрю, как мы изменились за последние пять лет, и они стали с физической точки зрения развалинами. Они постарели и их лица стали хуже, их кожа. Ну, в общем это и все. Их осанка. И я смотрю на себя и выгляжу моложе и в более лучшей форме, чем я был шесть лет назад. Я чувствую себя великолепно. На вершине мира. Они смотрят на меня и теперь завидуют мне» (Интервью 18. Мужчина-культурист).

Физиологическая ценность и социальная востребованность различных видов физической активности

В гипотезе исследования мы исходили из того, что бодибилдинг является «модным» и «престижным» видам спортивных занятий, поэтому молодежь так стремится им заниматься. Эта престижность, в свою очередь, определяется идеалом «хорошей фигуры», пришедшем к нам, в основном, из западного кинематографа. Это допущение можно как подтвердить, так и опровергнуть. Прежде чем говорить о результатах опроса тех, кто занимается бодибилдингом, необходимо выяснить объективные основания выбора этого вида физической нагрузки. Какое место по своим оздоровительным возможностям он занимает среди других видов?

Разумеется, мы взяли только общераспространенные виды физических нагрузок, включая утреннюю гигиеническую гимнастику. К сожалению, точных данных по степени распространения этих видов в нашей стране получить не удалось, однако, опросы позволили выделить те виды, которые распространены, примерно, одинаково, хотя и по-разному представлены в разных группах населения. Нельзя при этом не учитывать склонности людей, особенности физической конституции, даже склад характера нельзя сбрасывать со счетов [30,82].

Одним кажутся невыносимо скучными общеразвивающие упражнения, другим представляется утомительным и однообразным бег, третьих тянет к воде, четвертых привлекает эмоциональность тенниса или волейбола и т.д. К тому же, различные виды спорта имеют свои особенности и определенную направленность действия на организм человека. С этой точки зрения выбор также может быть оправдан, особенно, если поставлена цель укрепить какое-то слабое звено в своем организме: силу, выносливость, быстроту реакции или гибкость и подвижность, а возможно, и скорректировать небольшой физический дефект [47].

Среди всех средств физической активности привлекает к себе наибольшее внимание прежде всего потому, что он не требует никаких спортивных снарядов и сооружений. Популярность бега росла после выхода в свет книги Гилмора Г. «Бег жизни», которая в свое время наделала много шума, собрала вокруг себя как сторонников, так и противников. Первые всячески рекламировали «бег от инфаркта», другие не упускали возможности сделать достоянием гласности любой несчастный случай на беговой дорожке. Отзвуки этой полемики слышны и сейчас.

Предлагаются и разные методики бега. Если Гилмор Г. главным считает научиться бегать медленно (около 6 км в час) и долго (от 30 мин до 4-5 ч), то Купер К. в своей книге «Новая аэробика» создал таблицу очков для оценки физической подготовки человека, в основу которой положил расход энергии в единицу времени. По этим таблицам лучшие результаты оказываются у тех, кто выполняет физические упражнения или бег с большей интенсивностью. Согласно системе оценок Купера К., джоггеры (бегуны трусцой) оказались физически малоподготовленными. Гилмор Г. считал, что бег полезен всегда — в любом возрасте, даже болезнях сердца, легких, желудочно-кишечного тракта «при треске» в суставах. У многих есть мнение, что бег отрицательно действует на суставы бедер и коленей, что увеличивает риск травм.

Бег — универсальное средство физической активности физического воздействия на организм человека. Каждый высококвалифицированный спортсмен, каким бы видом спорта он ни занимался — будь то тяжелая атлетика, гимнастика или плавание, обязательно включает бег в программу своей общефизической подготовки. Делает он это потому, что бег более других видов вырабатывает выносливость — повышенную способность организма противостоять утомлению, необходимую как в спорте, так и в труде, обыденной жизни. Выработка выносливости вязана с развитием резервных мощностей всех систем организма, и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. Регулярные занятия бегом увеличивают мышечную массу и размеры сердца, значительно повышают сердечный выброс и минутный объем кровообращения, увеличивают жизненную емкость легких, повышают кислородные запасы в крови. Такова реакция организма на бег сравнительно медленный, но длительный.

Быстрый, скоростной, или, как говорят в спорте, спринтерский бег вырабатывает у человека скоростные качества, быстроту реакции нервной системы. Во время такого бега из-за интенсивной, почти предельной работы сердца и легких стремительно нарастают изменения во внутренней среде организма, происходит быстрое накопление молочной кислоты. Использование в тренировке скоростного бега приучает организм в короткое время перестраивать се свои функции на максимальный режим работы. Поскольку такие нагрузки непродолжительны, в сердце и легких не возникает серьезных анатомических изменений.

В оздоровительных целях можно использовать бег разного вида. Медленный бег (бег трусцой) хорош для начинающих и лиц пожилого возраста. Быстрый бег отлично тренирует хорошо подготовленных физкультурников.

Длительный и медленный бег практически не создает кислородной задолженности, т.е. проходит в аэробных условиях. Постепенно растущая способность тканей пользовать кислород стимулирует тканевой обмен, повышает общий уровень физической подготовки организма. Улучшается функция нервной системы, нормализуется жировой и углеводный обмен, снижается содержание холестерина и сахара в крови, что является отличной профилактикой атеросклероза, ожирения и сахарной болезни.

Ближайший и отдаленный результаты занятий зависят от многих факторов: индивидуальных особенностей человека, исходного состояния его здоровья и физической подготовленности, а главное, от того, насколько правильно используются упражнения.

Изменение отношения к здоровью и здоровому образу жизни в процессе занятий бодибилдингом

Оздоровительная составляющая бодибилдинга, как нам удалось выяснить в предыдущих разделах работы, не является очевидной для тех, кто собирается им заниматься. При этом, многие из тех, кто отдает себе отчет в оздоровительном результате занятий, воспринимают его не как цель, а как средство достижения другой цели - обретения красивого тела и физической привлекательности [133]. Естественно, возникает вопрос, изменяются ли такие установки в ходе занятий бодибилдингом. Конкретно - изменяются ли эстетические, карьерные и т.п. мотивы начала занятий на оздоровительные мотивы продолжения занятий?

Для выяснения этого вопроса нами было организовано наблюдение и мониторинг на базе спортивного клуба « Геракл» (Краснодарский край). Данный спортклуб является лицензированной организацией, имеющей штат квалифицированных сотрудников, включая опытных тренеров и спортивных врачей. В нем занимаются как профессионалы-участники многочисленных соревнований по бодибилдингу, так и любители. Мы проводили исследование среди любителей. Оно проводилось в два этапа.

Проводилась паспортизация тех, кто выразил желание заниматься в клубе. Новички проходили обязательное в данной организации медицинское обследование, их персональные данные фиксировались в личной карточке члена клуба и текущих документах. Эти данные были нам предоставлены с согласия членов клуба. Кроме того, мы провели опрос с целью выяснить мотивы начала занятий бодибилдингом.

По результатам исследования удалось выяснить следующее. Абонемент для занятий в клубе выдавался сроком на один месяц и стоил 470 рублей. В эту стоимость входил медосмотр, разработка индивидуальной программы тренером и занятия на тренажерах и с предметами под наблюдением тренера три раза в неделю по 1, 5 часа, водные процедуры после занятий, взвешивание, контроль давления и пульса. Дополнительные услуги (увеличение количества или продолжительности занятий, разработка специальных методик, массаж, сауна, другие виды физической нагрузки, специальный медицинский контроль) оплачивались отдельно.

В течение трех месяцев наблюдений (сентябрь - ноябрь 2002 г.) в группу новичков было набрано 109 человек. Из них в возрасте до 18 лет - 6, от 18 до 24 - 34, от 25 до 39 - 48, от 40 до 55 - 21, от 56 и старше - 0. Мужчин - 106, женщин - 3. Высшее образование имели 41 человек, незаконченное высшее - 18, среднее специальное (или учились в колледже) - 23, среднее и незаконченное среднее - 27. Уровень дохода на одного члена семьи у опрошенных составлял от 3000 в месяц на человека и выше (более точные данные не являются достоверными). По поводу мотивов начала занятий опрошенные высказали следующие мнения (табл. 12). Но для того, чтобы его проверить, мы провели специальный опрос по оздоровительным ориентациям начанающих. Чтобы не повлиять на их суждения, мы разработали анкету, которая включала вопросы, относительно всех перечисленных установок на занятия бодибилдингом. Но для анализа были выбраны только ответы по «оздоровительной тематике (табл. 13).

Как видно из табл. 13, почти половина респондентов (42,3%) посчитали, что они ведут, по их мнению, достаточно здоровый образ жизни. Однако одна треть (36,9%) опрошенных лиц считают, что не ведут такой образ жизни, и пятая часть (20,8%) в этом сомневается.

Следует отметить, что из членов наблюдаемой группы, которые хотят вести здоровый образ жизни больше, чем тех, кто сомневается и не желает соблюдать вышеуказанный образ жизни (78,3% против 21,7%; р 0,001).

На то, что физические упражнения способствуют повышению уровня здоровья, указали 54,2% опрошенных. При этом 37,1% респондентов не могли аргументировать данное утверждение и почти каждый двенадцатый (8,7%) отрицал значимость физических упражнений для поддержания или улучшения собственного уровня здоровья.

Большая часть (53,6%) опрошенных лиц ответили, что знают о том, что физические упражнения положительно влияют на уровни умственной и физической работоспособности. Однако более одной трети (39,9%) не знали о влиянии физической культуры на это. Вообще отрицал положительное воздействие физических упражнений на работоспособность каждый пятнадцатый респондент (6,5%).

За необходимость знаний основ личной гигиены и их соблюдение при занятиях физическими упражнениями высказалась большая часть респондентов (81,2% против 18,8% лиц, которые сомневаются в правильности данного утверждения и отрицательно к нему относятся; р 0,001).

Принципы организации рационального питания, по мнению респондентов, знают и соблюдают более половины (56,0%) опрошенных лиц. При этом почти каждый третий (38,1%) указал на то, что не понимает значение этих принципов и определённый процент (5,9%) учащихся не знает их.

В тоже время, респондентов, которые соблюдают принципы закаливания, было большинство (81,0% против 19,0% лиц, не закаливающих свой организм и не придерживающихся вышеуказанных принципов; р 0,001).

Среди причин, мешающих вести здоровый образ жизни, у респондентов встречались: материальные проблемы (24,6%); семейно-бытовые проблемы (18,8%); недостаток времени (15,4%); вредные привычки (12,7%); отсутствие «силы воли» (5,2%); отсутствие знаний (4,1%). Однако имелись респонденты, у которых состояние их здоровья не требует ведения здорового образа жизни (7,9%).

Своё негативное отношение к курению табачных изделий отметило более половины (63,9%) опрошенных. В тоже время, каждый шестой респондент (16,3%) 1-2 раза в неделю выкуривает 2-3 сигареты, каждое седьмое анкетируе мое лицо (14,2%) курит почти каждый день по 3-5 сигареты и есть лица (5,6%), которые выкуривают ежедневно по 10 и более сигарет.

Исследование показало, что две трети (70,7%) респондентов употребляют алкоголь содержащие напитки 1-2 раза в месяц 100 мл вина или 50 мл водки и каждый двенадцатый (8,3%) отметил, что выпивает 1-2 раза в неделю около 500 мл вина или 200-300 водки. Следует указать, что имеется определённый процент (3,4%) лиц, которые употребляют алкоголь содержащие напитки чаще (почти ежедневно около 500 мл вина или 200-300 мл водки). Однако только 17,6% респондентов не употребляют их вообще.

Далее для оценки информативности и правомерности использования данной анкеты был применён экспертный опрос по принципу так называемого нюрнбергского метода [37,43,136]. Данный метод предполагает, что объектом предварительного опроса будут не случайно отобранные лица, а знакомые социолога, которые гораздо полнее и откровеннее выскажутся об анкете, её утверждениях, самом исследовании.

Похожие диссертации на Здоровое тело как ценность в социальных ориентациях современной молодежи