Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологические установки к смерти личности в малой контактной группе в условиях хосписа Кукина, Маргарита Владимировна

Социально-психологические установки к смерти личности в малой контактной группе в условиях хосписа
<
Социально-психологические установки к смерти личности в малой контактной группе в условиях хосписа Социально-психологические установки к смерти личности в малой контактной группе в условиях хосписа Социально-психологические установки к смерти личности в малой контактной группе в условиях хосписа Социально-психологические установки к смерти личности в малой контактной группе в условиях хосписа Социально-психологические установки к смерти личности в малой контактной группе в условиях хосписа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кукина, Маргарита Владимировна. Социально-психологические установки к смерти личности в малой контактной группе в условиях хосписа : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Кукина Маргарита Владимировна; [Место защиты: Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова].- Ярославль, 2011.- 203 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-19/410

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 . Теоретическиеаспекты;изучения проблемы социально-психологических установок к смерти 11

1.1. Осмысление феномена смерти и умирания в философской

и культурнойітрадициях 11

1.2. Понятие «Социальная установка» как предмет научного анализа. 35

1.3. Социально-психологические установки к смертиj их виды и особенности .. 45

1.4. Выводы...59

Глава 2. Особенности личности при различном статусе в.малой контактной группе в хосписе 62

2.1. Статус личности в малой контактной группе. 62

2.2. Этапы.умирания и особенности переживанияумирания; и смерти инкурабельными больными и их родственниками 78

2.3. Психологические особенности медицинского персонала хосписа 94

2.4. Взаимосвязь психологических особенностей личности и локализации онкологического заболевания; оказание социально-психологической помощи .. .99

2.5. Выводы... ...109

Глава 3. Эмпирическое исследование социально-психологических установок к смерти при различном статусе личности в малой контактной группе в хосписе 111

3.1. База и методы исследования... 111

3.2. Сравнительный анализ социально-психологических установок к смерти при различном статусе личности в малой контактной группе в условиях хосписа 118

3.3. Результаты изучения ценностно-смысловых характеристик, черт личности и механизмов психологической защиты приразличном статуселичности; в малой контактной группе.. 127

3.4. Взаимосвязь социально-психологических установок к смерти и ценностно-смысловых характеристик, черт личности, механизмов психологической защиты при различном статусе личности в малой контактной,группе в хосписе 149

3.5. Рекомендации по оказанию психологической помощи членам малой контактной группы в условиях хосписа 156

3.6. Выводы. 162

Заключение... 167,

Литература:.. 173

Приложения... 192

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена ростом смертности от онкологических заболеваний. Согласно статистическим данным, в прошлом году в России зафиксировано более 2 млн. онкологических пациентов, состоящих на учете в территориальных онкологических учреждениях, ежегодно регистрируются еще 400 тыс. заболевших. В России смертность от онкологических заболеваний в количественном отношении занимает третье место среди всех причин смертности. По статистике Всемирной организации здравоохранения, более 70% всех случаев смерти от рака имеет место в странах с низким и средним уровнем доходов, где ограничены или вовсе отсутствуют доступные ресурсы, необходимые для профилактики, диагностики и лечения рака. К сожалению, сегодня в этот список попадает и Россия.

Среди отечественных ученых отношение к смерти рассматривалось А.В. Гнездиловым, А.Ш. Тхостовым. За рубежом над этой темой работали К. де Вальден-Галушко, П. Вонг, С. Гроф, Э. Кюблер-Росс, Я. Лучак, Р.А. Неймер и Б. Фортнер, К. и С. Саймонтон, Ц. Саундерс, В. Франки, К. Уилбер, И. Ялом. Были исследованы различные реакции личности на смерть свою и близких, изучались этапы умирания, влияния различных условий, при которых человек умирает. Многие ученые в своих исследованиях изучали страх смерти. Было установлено, что существует три уровня страха смерти - сознательный страх, фантазии и бессознательный страх. Изучались реакции личности на смерть, а так же влияние на страх смерти пола, возраста, религиозности, целей и смысла жизни личности. Были исследованы механизмы психологической защиты тех, кто ожидал приближения смерти; взаимосвязь между отношением к смерти и психологическим здоровьем. Предложена многоуровневая модель отношения к смерти, которая основана на экзистенциональной теории. Между тем, социально-психологические установки к смерти личности в условиях хосписа не выступали предметом научного анализа.

Актуальность и социальная востребованность диссертационного исследования определяется следующими противоречиями:

отмечается рост численности онкологических заболеваний и смертности, связанной с этим, но отсутствуют научно обоснованные программы помощи инкурабельным онкологическим больным, их родственникам и медицинскому персоналу в условиях хосписа;

имеется противоречие между теоретическими взглядами на социально-психологическое состояние умирающих и практическим подходами к их психологическому сопровождению.

Актуальность исследования обусловлена малочисленностью теоретических подходов в изучении социально-психологических закономерностей умирания и смерти инкурабельных онкологических больных и их минимальной экзистенциальной обоснованностью. В сущности, отсутствует концепция понимания взаимосвязей между социально-психологическими установками к смерти и особенностями личности. Существует необходимость разработки практиче-

ских методов социально-психологической помощи инкурабельным онкологическим больным, их семьям и медицинскому персоналу в условиях хосписа.

Цель исследования - выявить социально-психологические установки к смерти личности при различном статусе в малой контактной группе в условиях хосписа.

Объект исследования - социально-психологические установки к смерти.

Предмет исследования - социально-психологические установки к смерти при различном статусе личности в малой контактной группе в условиях хосписа.

Гипотеза исследования:

Существуют особенности социально-психологических установок к смерти при различном статусе личности в малой контактной группе в условиях хосписа, при этом:

  1. социально-психологические установки к смерти и их структура отличаются при различном статусе личности в малой контактной группе в условиях хосписа. Статус рассматривается нами как положение объекта в системе межличностных отношений: статус онкологических больных, статус их родственников и статус медицинского персонала;

  2. связи между социально-психологическими установками к смерти личности и ценностно-смысловыми характеристиками, механизмами ее психологической защиты, а так же чертами личности имеют определенную специфичность при различном статусе личности в малой контактной группе в условиях хосписа.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи:

  1. На основе теоретического анализа определить социально-психологические особенности установок к смерти у личности в малой контактной группе в условиях хосписа.

  2. Изучить особенности и структуру социально-психологических установок к смерти при различном статусе личности в малой контактной группе в условиях хосписа.

  3. Выявить взаимосвязь между социально-психологическими установками к смерти и ценностно-смысловыми характеристиками, чертами личности, механизмами психологической защиты у онкологических больных, их родственников и медицинского персонала.

4. Определить специфику взаимосвязей между социально-психологи
ческими установками к смерти и ценностно-смысловыми характеристиками,
чертами личности, механизмами психологической защиты при различном ста
тусе в малых контактных группах в условиях хосписа.

Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические принципы отечественной и зарубежной психологии. Мы опирались на концепцию о сущности и эффективности установки Д.Н. Узнадзе, на разработки У. Томаса, Ф. Знанецкого о социальной установке и ее свойствах, позднее дополненных Ш.А. Надирашвили, П.Н. Шихиревым. Кроме этого мы опирались на теорию отношений В.Н. Мясищева, диспозици-

онную концепцию регуляции социального поведения В.А. Ядова, концепцию А.Г. Асмолова о функциях и уровнях установок; концепцию П. Вонга о социально-психологических установках к смерти. Так же мы базировались на теории В.Н. Мясищева о структуре личности, А.Г. Ковалева о духовном облике личности, концепции К.К. Платонова о сторонах личности и концепции В.В. Козлова о работе с кризисной личностью. Для изучения влияния друг на друга членов малых групп мы опирались на теорию социостаза Дж. Морено, теорию поля К. Левина, на концепцию о свойствах и групповой динамике Г.М. Андреевой, исследованиях личности и группы Р.А. Кричевского, Е.М. Дубовской, исследованиях психологических особенностей малых групп Л.Г. Почебут и В.А. Чикер. Мы опирались на экзистенциально-психологический подход К.Г. Юнга, И. Ялома, М. Хайдеггера, теорию поиска смысла В. Франкла. Работы о социально-психологической помощи умирающим Ц. Саудерс, об этапах умирания Э. Кюблер-Росс, об отношении к смерти больного и его семьи К. Уилбера, о психотерапевтической помощи умирающим, их родственникам и медицинскому персоналу Я. Лучака, А.В. Гнездилова, К. и С. Саймонтон, К. де Вальден-Галушко, А.А. Налчаджяна. Р. Кочюнаса, А.Ш. Тхостова послужили основой для описания изменений личности, отношения к смерти во время умирания и опеки инкурабельных больных.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы исследования - наблюдение, беседы, психодиагностические методики. Для исследования социально-психологических установок к смерти испытуемых использовалась психометрическая методика П. Вонга «Отношение к смерти». Ценностно-смысловые характеристики личности исследовали с помощью теста «Смысло-жизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, являющегося адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Дж. Крамбо и Л. Махолика, и «Профильного теста личностной значимости» П. Вонга. Для исследования черт личности использовался «16 - факторный личностный опросник Р.Б. Кэттела. Для исследования психологических защит испытуемых использовался опросник Плутчика - Келлермана - Конте Life Style Index. Для выявления взаимосвязей между социально-психологическими установками к смерти и особенностями личностей участников исследования проводилась статистическая обработка с использованием программы Биостатистика с применением критерия ранговой корреляции Спирмена.

База исследования. Исследование проводилось на базе хосписа - онкологического отделения городской больницы № 7 г. Иркутска Муниципального управления здравоохранения. В исследовании приняло участие 130 человек, было выделено 3 группы испытуемых.

Группа онкологических больных в терминальном состоянии - 55 человек, средний возраст составил 49,7 лет, из них 33 женщины и 22 мужчины. Это особая категория больных, и работа с ними занимала большую часть времени. Из-за тяжести состояния, интоксикации, некоторые больные заполняли опросники в течение нескольких недель, тогда как большинство делало это в течение 5 -6 часов. В 15% случаев пациенты не успели заполнить необходимые анкеты из-за внезапного ухудшения состояния.

Группа родственников онкологических больных - 43 человека. Из них 13 мужчин и 30 женщин, средний возраст группы составил 39,1 лет. Часть из них заполняла анкеты параллельно со своими подопечными, другая часть - спустя несколько месяцев или лет после смерти близких. В группе родственников были и те, кто сопровождал второго и даже третьего члена своей семьи.

Группа медицинских работников - 32 человека, состоящая из врачей, среднего и младшего медицинского персонала, имеющих стаж работы в стационаре хосписа не менее 1 года. Средний возраст группы составил 46,5 лет, из них 7 мужчин и 25 женщин.

Теоретическая значимость работы. Диссертационная работа раскрывает специфику содержания отношений между больным и медицинским персоналом, между родственниками и больным, между медицинским персоналом и родственниками. В диссертационном исследовании установлены взаимосвязи социально-психологических установок к смерти и особенности личности.

Научная новизна работы:

  1. Впервые исследование проводилось с участием пациентов хосписа, находящихся в терминальном состоянии. Это позволило выявить их социально-психологические установки к смерти и ценностно-смысловые характеристики, черты личности и механизмы психологической защиты тех, кто переживает неизлечимое заболевание на последней стадии.

  2. Выявлены социально-психологические установки к смерти и особенности личности родственников инкурабельных онкологических больных с целью изучения возможностей оказания социально-психологической помощи самим родственникам и умирающим больным.

  3. Установлены особенности взаимосвязей между социально-психологическими установками к смерти и ценностно-смысловыми характеристиками, чертами личности, механизмами психологической защиты при различном статусе в малых контактных группах в условиях хосписа.

Практическая значимость работы. Полученные данные позволяют организовать работу по оказанию социально-психологической помощи инкура-бельным больным, их семьям и медицинскому персоналу хосписов. Социально-психологическая помощь поможет повысить уровень качества жизни не только больных, но и их родственников, что необходимо для сокращения процента заболеваемости среди тех, кто сопровождает пациента до конца жизни, а также переживания кризиса утраты и личностной реабилитации.

Результаты, полученные в ходе исследования, используются на лекциях и тренингах при повышении квалификации практических психологов, работающих в сфере психологического консультирования, специалистов кризисных центров, а так же медицинских работников хосписов и паллиативных отделений, и в системе образования и профессиональной подготовки студентов психологических и медицинских факультетов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социально-психологические установки к смерти и их структура отличаются при различном статусе личности в малой контактной группе в условиях хосписа. Для инкурабельных онкологических больных характерны страх смер-

ти и избегание смерти, для их родственников - избегание смерти и нейтральное отношение к ней, у медицинских работников доминируют страх смерти и нейтральное отношение к смерти. Независимо от статуса личности в контактной группе, страх смерти взаимосвязан с избеганием смерти, чем сильнее выражен страх смерти, тем больше личность избегает разговоров и напоминаний о смерти.

  1. Социально-психологические установки к смерти связаны в структуре личности с ценностно-смысловыми характеристиками, чертами личности и механизмами ее психологической защиты. Независимо от статуса личности в малой контактной группе, у участников исследования выражена утилитарная или показная религиозность. Для больных с выраженным страхом смерти характерны тревожность, напряженность, депрессивность, использование психологической защиты для сдерживания чувства печали, неполноценности, утраты. У родственников с выраженной непосредственностью и прямолинейностью в общении доминирует страх смерти. У медицинских работников при выраженном страхе смерти больше проявлялись осторожность, молчаливость. Медики, не стремящиеся избегать упоминаний о смерти, характеризуются доброжелательностью и альтруизмом.

  2. Характер и теснота связей социально-психологических установок к смерти и другими личностными образованиями специфичны при различном статусе личности в малой контактной группе. Онкологических больных отличает высокая теснота связей социально-психологических установок к смерти как с ценностно-смысловыми характеристиками, чертами личности, так и с механизмами ее психологической защиты. Это показывает, что длительно переживаемый страх смерти способствует развитию депрессивности, ранимости, возбуждению, в отличие от группы медицинских работников, в которой социально-психологические установки к смерти значимо коррелируют с устойчивыми чертами и ценностно-смысловыми образованиями. У родственников наибольшая теснота связей социально-психологических установок к смерти выявлена с устойчивыми чертами личности.

  3. Важнейшей задачей психологической помощи, направленной на повышение уровня качества жизни онкологических больных в терминальной стадии, находящихся в условиях хосписа, является формирование адекватного отношения к себе, к своей болезни, ориентированное на принятие своей ситуации и смерти, переосмысление и самореализацию в новых жизненных условиях вопреки деструктивным личностным и соматическим тенденциям.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения и результаты работы обсуждались на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права, экономики и управления в Сибирском регионе» (Иркутск, 2006), на Всероссийской конференции «Психология развития и образования: теория и практика» (Иркутск, 2009), Международном конгрессе «Психология XXI столетия: теория, эксперимент, социальная практика» (Кострома, 2009), на II Международной практической конференции «Интегративная психология: практические методы нового поколения» (Москва, 2009), Конференции, посвященной 125-летию Московского Психологического Общества (Мо-

сква, 2010), на научно-практической конференции «Культура психологического здоровья педагога» (Иркутск, 2010).

Диссертант участвовал в организации и проведении учебно-методических семинаров «Достойно жить до последней минуты» в НОУ ДПО «Социальная школа Каритас» (Санкт-Петербург, 2000-2004).

По материалам исследования опубликовано 10 печатных работ, в т.ч. 2 -в реферируемом ВАК журнале.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 226 источников, в т.ч. 75 - на иностранных языках, и приложений. В диссертации имеется 1 таблица и 19 рисунков. Объем диссертации составляет 191 страницу.

Социально-психологические установки к смертиj их виды и особенности

Понятие смерти в общественном сознании привычно окружено, негативным отношением, но это стереотип, навязанный атеистической идеологией. Бесконечная жизнь — не меньшее проклятие, она куда страшнее жизни, идущей к смерти. Смерть — естественный процесс, во многом напоминающий рождение [15], [26]; [27].

Представление о смерти как уничтожении, исчезновении всего и вся, — крайне тяжело для человека. Безысходность пациента, окруженного ложью не желающих «сдаваться» близких, на фоне его собственного понимания того, что он умирает, невероятно трагична. В противовес этому уход с верой в иную жизнь, завершение жизненного пути с надеждой и осознанием исполненного долга, могут дать смерть умиротворенную, исполненную душевного покоя, красоты и смысла [122]. Еще Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, а за— ними и В. Франкл утверждали эту идею осмысленной смерти, пусть даже ранней и нелепой. Осмысление смерти ведет и к более осмысленному подходу к жизни, ведь именно смерть, как ничто иное, показывает ценность жизни [26, с. 15-19].

Нам очень близки тезисы И. Ялома, которые он представляет в книге «Экзистенциальная психология» [149]: 1. Жизнь и смерть взаимосвязаны; они существуют одновременно, а не последовательно; смерть, непрерывно проникая в пределы жизни, оказывает огромное воздействие на наш опыт и поведение. 2. Смерть - первичный источник тревоги и тем самым имеет фундаментальное значение как причина психопатологии. Именно такой подход к смерти помогает раскрыть исследуемую нами тему. Всему на свете приходит конец, мы боимся этого конца, и, тем не менее, должны жить с сознанием его неизбежности и своего страха перед ним. Стоики говорили, что смерть — самое важное событие в жизни. Научиться хорошо жить - это значит, научиться хорошо умирать, и наоборот, уметь хорошо умирать, значит уметь хорошо жить. Св. Августин писал, что только перед лицом смерти по-настоящему рождается человек [29].

Невозможно оставить. смерть умирающим. Биологическая граница между жизнью и смертью относительно четка, но психологически они переходят друг в друга. Смерть — это факт жизни, это не просто последний момент жизни. Смерть — неотъемлемая часть жизни, и, постояннопринимая ее Ві расчет, мы обогащаем жизнь, а не обкрадываем ее. Физически смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его [128] [149].

В 1926 г. М. Хайдегтер изучал вопрос о том, от чего идея смерти уберегает человека, у него состоялся важный инсайт: сознание предстоящей личной смерти побуждает нас к переходу на более высокий модус существования. М. Хайдеггер считал, что имеются два фундаментальных модуса существования в мире: 1) состояние забвения бытия, 2) состояние сознавания бытия [18].

Забвение бытия означает жизнь в мире вещей, погружение в жизненную рутину. Человек капитулировал перед повседневностью, перед заботами о том, «каковы» вещи.

Сознавая бытие, человек сосредоточен на том, что вещи есть, и они обладают бытием. Существование в данном модусе, который называют онтологическим, значит не только непрерывно сознавать бытие — мимолетность бытия, но и ответственность за свое бытие. Лишь в онтологическом модусе существования человек соприкасается с собой, как творением собственной самости и потому обладает властью изменить себя. Именно в этом модусе мы существуем аутентично, приемля свои возможности и ограничения. М. Хайдеггер отдавал себе отчет, что просто-благодаря раздумьям не перейти к состоянию сознания бытия. Нужны неотвратимые и непоправимые обстоятельства, определенный экстремальный опыт, который «вырывает» человека из повседневного модуса существованиям состояние сознания бытия. В качестве такого опыта (К. Ясперс называл это «предельным» или «пограничным» состоянием) смерть превосходит все остальное: смерть есть условие, дающее нам возможность жить аутентичной жизнью [149], [177]. .

Мы смертные создания, обладающие самосознанием и потому знающие о своей смертности. Отрицание смерти на любом уровне есть отрицание собственной природы, ведущей к все большему сужению поля зрения и опыта. Интеграция идеи смерти спасает нас: она действует отнюдь не как приговор, обрекающий нас на пожизненный ужас или на мрачный пессимизм,.а скорее, как стимул к переходу в более аутентичный модус существования. Она увеличивает наше удовольствие от проживания своей жизни [74], [181].

Сознание собственной смертности, а, следовательно, страх перед смертью, также отличительная черта психики человека. Более того, И.И. Мечников в своей работе «Биология и медицина» отмечал, что страх смерти - один из главных признаков, отличающих человека- от животных. Все животные инстинктивно избегают смерти, но не осознают этого. Ребенок, избегающий ее подобным образом, также не имеет никакого представления о неизбежности смерти. Сознание этого приобретается только позднее, благодаря необыкновенному умственному развитию человека. И.И. Мечников утверждал, что во все времена страх смерти «составлял одну из величайших забот человека», и осознание неизбежности своего конца не дает в полной мере наслаждаться жизнью многим людям. Решение проблемы он искал в науке, которая могла бы, с одной стороны, удлинить срок жизни человека, а с другой - помочь ему осознать естественность и закономерность умирания, тогда этот процесс перестает вызывать ужас и отчаяние. И.И. Мечников создал учение об ортобиозе - такой жизни человека, когда на смену активной деятельности приходит спокойная старость, страх смерти исчезает, уступая место чувству пресыщения жизнью и желанию смерти.

С полной определенностью люди знают только одно, что все когда-нибудь умрут. Завтра или через несколько десятков лет, но это обязательно произойдет. Страх рождается от неизвестности. Абсолютная неизбежность конца земного существования вызывает сильнейшее чувство тревоги. Большинство предпочитает неведение. Как можно ощущать себя, зная, что рано или поздно тебя не будет? Как жить, творить и действовать .в мире, зная; что все закончится для тебя? Как общаться с людьми, зная, что каждый-из них раньше или позже будет закопан в!землю? Человек остается со смертью один-на один.- Несмотря» на все научные объяснения; смерть остается непостижимой. Внезапно предстающая жуткая картина собственной смерти со всей, ее неизбежностью вызывает шок. В самой глубине личности открывается незаживающая язва. В первую очередь страх относится к собственной смерти [64, с. 6-7].

Религия примиряет человека с осознанием его смертности, ослабляет его страх перед небытием, придает жизни разумность и смысл, вводя понятие ответственности человека за свои поступки.

Этапы.умирания и особенности переживанияумирания; и смерти инкурабельными больными и их родственниками

Смерть является органичной частью жизни каждого из нас, она так же естественна, как и рождение, и встречи с ней не избежать никому, зачастую именно переживание смерти позволяет оценивать качество жизни.

Ю. Крупное отмечает, что качество жизни — категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека [60]. Практическое значение категории качества жизни состоит, прежде всего, в способности, конкретно задаваемой для данной личности или общности нормы выступать формой представления и обеспечения достоинства и свободы людей. Качество жизни означает субъективное удовлетворение, испытываемое или выражаемое индивидуумом. Оно относится и находится под влиянием всех параметров личности - физических, психологических, социальных и духовных. Ю. Крупное в своей работе подчеркивает, что жизнь по-настоящему качественна, когда идеал и действительность приближены, и теряет свое качество, когда существует большой разрыв между идеальным и действительным [60].

О качестве жизни инкурабельного больного решает разница между тем, чего он сам желает, и реальность, в которой он находится. Чем больше эта разница, тем хуже больной оценивает собственное качество жизни [41], [981, [102], [161]. В.А. Горбунова, В.В. Бредер определяют качество жизни онкологических больных как совокупность параметров, отражающих измерение течения жизни с оценкой физического состояния, психологического благополучия, социальных отношений и функциональных способностей в период развития заболевания и его лечения [31].

В учебнике по паллиативной медицине, изданном Оксфордским Университетом, отмечается, что паллиативная медицина изучает и оказывает помощь пациентам с активными, прогрессирующими, далеко зашедшими формами заболеваний, чей прогноз продолжительности жизни ограничен, и помощь сфокусирована на создании лучшего качества жизни [171, с. 3]. А.В. Гнездилов, Ю.М. Губачев акцентируют внимание на принципах паллиативной медицины, которые положены в основу философии хосписной службы и заключают в себе следующие положения: 1) смерть — это естественный процесс, который, как и роды, нельзя ни ускорять, ни тормозить; 2) паллиативный подход не создает условия для легкой жизни, но обеспечивает качественную жизнь до конца; 3) качество жизни обеспечивается умелым контролем симптомов; 4) чуткая коммуникация позволяет динамически менять назначения в зависимости от состояния больного [27]. Главной целью паллиативной помощи является, достижение и удержание наилучшего в этот период качества жизни больного и его семьи. Вырабо-тано два направления действий для достижения этой цели: проба изменить реальную ситуацию, т.е. более четкий- контроль симптомов, избегание агрессивных методов лечения, стремление к удовлетворению всех потребностей пациента и его семьи; пробаизменить содержание ожиданий, больного на более реальные. Если пациент до самого концаживет настолько активно и полноценно, насколько это возможно для него, и на протяжении всего периода болезни, а-. также в момент смерти не оставлен один, а его семье предоставлена система поддержки, то можно считать цель помощи достигнутой [171], [211]. Каждый уход из-жизни, после перенесения онкологического заболевания затрагивает в-разной мере очень большое количество людей, поэтому важно и специалистам, и волонтерам объединять свои усилия в решении этой проблемы. Комплексный подход к нуждам пациента ставит паллиативную медицину не просто в разряд прикладной науки, но превращает ее в практическую философию. Качество жизни - это принцип, позволяющий перевести бессмысленность последней борьбы в достойный уход из жизни [26], [121], [122], [136], [151]. Умирание можно считать не только концом жизни, но и исключительной фазой развития зрелости личности человека. Однако можно легко согласиться с неизбежностью смерти, но трудно принять факт, что наступит она в ближайшем будущем; несмотря на то, что многие глубоко убеждены, что смерть — это не конец. Даже глубоко верующие люди, осознавая, что время жизни очень невелико, должны снова оценить крепость своей веры. Одни делают это в тишине и покое, другим необходимы беседы и дискуссии с теми, кто не осудит их за пошатнувшуюся веру, как на первый взгляд может показаться. Многие никогда до конца не определили, во что верят. Исследования показали, что те, кто в чем-то убежден, без страха смотрят в будущее, несмотря на то, верят или нет, что смерть — это конец всего или начало лучшего, очем даже и не мечтали: Неуверенные ш нерешительные находятся! в более трудной ситуации;[111]; [207], [212].

Авторы исследований, проводимых в разных странах; отмечают, что несмотря на отработанные схемы по обезболиванию онкологических пациентов для улучшения их состояния необходим индивидуальный подход к каж-дому из них. При этом обязательно учитывается эмоциональное состояние, окружение больного в палате и в семье, духовное и психологическое сопровождение пациента и его социальная ситуация [2], [94], [121], [122], [140], [153], [165], [166], [176], [191], [193], [212]. В российских хосписах чаще всего прибегают лишь к фармакологической помощи больным, находящимся в терминальной стадии. Опыт зарубежных хосписов убедительно доказывает, что постоянно оказываемая психологическая помощь пациенту, работа с его семьей, позволяет не только контролировать физическую боль, но и улучшать качество жизни больных, сохранять их двигательную активность [121], [122], [169]; [195], [202], [203], [205], [207], [209], [210].

Взаимосвязь психологических особенностей личности и локализации онкологического заболевания; оказание социально-психологической помощи

Если они способны обсуждать и принимать решения совместно, то самые важные проблемы будут взяты под контроль сразу, без потерь времени и без изнурительных эмоций. Если же все пытаются что-то скрыть друг от друга, то между родными людьми выстраиваются искусственные барьеры, сильно затрудняющие постепенную подготовку семьи и пациента к печальному событию. Конечный результат получается значительно более тяжким, чем в той семье, где умеют вместе поговорить и поплакать. Как сам пациент переживает стадию гнева, точно так же и вся семья проходит через этот эмоциональный этап. Их гнев попеременно направляется то на врача, который раньше обследовал пациента и не заметил болезни, то на врача, который поставил их перед жестоким фактом. Они могут направить свой гнев на больничный персонал, который никогда не обеспечивает надлежащего ухода, независимо от того, насколько это соответствует действительности. В такой реакции есть значительная доля ревности, поскольку члены семьи обычно чувствуют себя обманутыми и отстраненными от пациента, который нуждается в их помощи. Большую роль играет и чувство вины, желание исправить или искупить упущенные ранее возможности спасения. В данном случае необходима психологическая помощь, чтобы помочь родственникам выразить эти эмоции до кончины любимого человека. Когда гнев, возмущение и чувство вины преодолены, наступает стадия подготовительной скорби, так же как и у самого умирающего. Чем лучше удается вьфазить эту скорбь до смерти, тем легче будет вынести ее впоследствии. Часто приходится слышать от родных пациента гордые заявления о том, как они не расстаются с улыбкой в присутствии умирающего; но приходит день, когда они больше просто не в состоянии удерживать этот камуфляж. Им очень трудно понять, что искренние эмоции члена семьи больной воспринимает гораздо легче, чем лицемерную маску, которая его все равно не обманывает, а лишь демонстрирует желание утаить, а не разделить печальную реальность. Если члены семьи способны переживать эти страдания совместно, то они постепенно осознают приближение неотвратимой разлуки и вместе принимают ее. Самым трудным для семьи является терминальный этап, когда больной медленно отдаляется от всего мира, включая и родных: они не понимают, почему умирающий, обретя мир и принимая свою смерть, шаг за шагом отделяет себя от окружающих и даже от самых любимых. Когда пациент просит, чтобы к нему приходили лишь немногие друзья, а затем родные дети и, наконец, только жена, то следует понимать, что таким образом он постепенно отрешается от жизни.

Невозможно существенно помочь пациенту, если не будет взаимодействия с его родственниками. В некоторых случаях самые близкие отказываются от помощи онкологическому больному, тогда у него нет смысла бороться с болезнью, он чувствует себя обузой для всех, постоянно находится в угнетенном состоянии. Чаще всего семья оказывает значительную роль в течение всей болезни, помощь ее членов существенно влияет на то, как пациент справляется со своей бедой. В 80% случаях встречаемся с ситуацией, когда с умирающим больным остается лишь один из членов семьи, который жертвуя своим временем, работой, здоровьем пытается восполнить недостающий уход за больным в стационаре и дома.

В случае, когда состояние больного позволяет, то он остается в семье, тогда появляются проблемы другого рода. Если больна жена, то муж такую ситуацию переживает тяжелее, поскольку обычно мужчина менее гибок и меньше осведомлен о положении дел у детей, об их школьной и внешкольной деятельности, о пище и одежде. Ощущение потери возникает по мере того, как жена слабеет или ее функции ограничиваются. Происходит некоторый обмен ролями, и мужчине он дается труднее, чем женщине. Он привык, что его обслуживают, теперь сам должен обслуживать жену. Он жалуется, что болезнь пришла совсем не вовремя. Ощутимой помощью в этом случае может быть предоставление возможности дать волю своим чувствам, найти ему замену хотя бы на один вечер в неделю. Родственники не должны постоянно присутствовать: стационаре. Ни больной,, ни члены, его семьи не смогут эффективно, функционировать, если ни на секундуне забывать о болезни:непостоянно думатьо;смерти:т самочувствия ближайших родственников зависит не только1 качество жизни боль-.ного;-,, но? и; состояние, ия климат всейі семьи;. Для самого? больного важнее: -знать, что его і болезнь»не разрушила его семью; и с его?уходом онш смогут жить и далее,, приспособившись; к новым; условиям:. Нередко случается? психофизическое истощение родственников еще до смерти больного.1 Важно чтобы сохранялось равновесие между обслуживанием, больного и удовлетворением собственных нужд членов его семьи.

Статистика показывает, что после смерти- больного, родственники в 70% случаев заболевают сами. Это может быть обострение хронических заболеваний возникновение новых, или появление опухолевых процессов; ко-торые развиваются на почве постоянного чувства вины и утраты; Многие ав- , торы, среди них В; Волкати;Э1 Зйнтл обращают внимание,на?важность пси-хологическойшомощи после утраты, в процессе горевания: [23].

В нашем постсоветском обществе широко распространено; убеждение,. что все несчастья обрушиваются на человека из-за. того, что наказывает Бог, поэтому чрезвычайно важна духовная помощь, чтобы, восстановить отношения с Богом, и ближними; С родственниками, как; и с больными, должны встречаться психологи; священники медицинские и социальные работники. Опыт работы российских хосписов показывает, что в большинстве случаев родственники предоставлены самим себе, лишь немногие получают необходимую помощь и информацию.

Дети так же являются членами.семей; и нуждаются в особой помощи. Дети воспринимают смерть по-разному. До трехлетнего возраста5 ребенок воспринимает только отделение, отсутствие другого существа; позже появляется страх увечья, физического разрушения. Это возраст первых самостоятельных действий; первых путешествий по тротуару на трехколесном велосипеде. В этот период ребенок может впервые увидеть, как автомобиль neper ехал четвероногого друга или как кошка растерзала воробья. Именно в этом возрасте ребенок уже осознает целостность своего тела и способен представить, что нечто подобное может случиться и с ним самим. Смерть не является вечным фактом, для трех-пятилетнего малыша. Это такое же временное явление, как закапывание цветочного корнеплода в землю осенью, с тем чтобы весной из него снова вырос тот же цветок. После пяти лет смерть обычно представляется в виде человека, страшного призрака, который приходит и забирает людей с собой. Смерть мыслится как вторжение извне.

На девятом-десятом году жизни у ребенка формируется более или менее реалистичное понятие о смерти как о неминуемом биологическом процессе. На смерть отца или матери дети могут реагировать совершенно различно, от тихого молчаливого уединения до отчаянных рыданий и криков, которые привлекают внимание и тем самым способствуют замене, замещению любимого и необходимого объекта. Поскольку у ребенка нет четкого различия между желанием и действием, то он может испытывать сильные угрызения совести и чувство вины. Он может чувствовать себя виноватым в убийстве отца (матери) и ожидать страшной кары за это. В другом случае малыш может воспринять утрату относительно спокойно, утешая себя фразами вроде: «Она возвратится перед летними каникулами» или время от времени откладывая для нее яблоко, чтобы ей хватило еды в далеком путешествии.-Если взрослые не поймут такого ребенка и станут ему выговаривать или даже прибегнут к наказанию, то он затаится со своим переживанием траура, но в дальнейшем это нередко становится первоначальной причиной эмоциональных отклонений.

Сравнительный анализ социально-психологических установок к смерти при различном статусе личности в малой контактной группе в условиях хосписа

Исследование проводилось на базе хосписа — онкологического отделения городской больницы № 7 г. Иркутска Муниципального управления здравоохранения. Работа продолжалась с 2007 по 2010 гг.

Первый этап (2007-2008 гг.) включал в себя разработку плана диссертационного исследования, обоснование актуальности проблемы исследования, определения объекта и предмета исследования, постановки цели и задач работы, проведение теоретического анализа научной литературы, передового практического и теоретического опыта, тематически близкого нашему исследованию. Проводилось определение эмпирических методов диагностики адекватных цели, задачам и предмету нашего исследования. Начат сбор эмпирических данных.

Второй этап (2008-2009 гг.) Работа была сосредоточена на сборе эмпирических данных для исследования. На третьем этапе (2009-2010 гг.) был проведен анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования. На основе методов математической статистики подведены итоги и сформулированы выводы диссертации. В исследовании приняло участие 130 человек, было выделено 3 группы испытуемых: Группа онкологических больных в терминальном состоянии из 55 человек, средний возраст составил 49,7 лет, из них 33 женщины и 22 мужчины. Это особая категория больных, и работа с ними занимала большую часть времени. Из-за тяжести состояния, интоксикации некоторые больные заполняли опросники в»течение нескольких недель, тогда как большинство делало это в течение 5-6 часов. В 15% случаев «пациенты не успели заполнить необходимые анкеты из-за внезапного ухудшения состояния.. Группа! родственников онкологических больных 43 человека. Из них 13 мужчин и 30 женщин, средний возраст группы составил 39Ц лет. Часть из них заполняла1 анкеты параллельного своими, подопечными, другая-часть -спустя1 несколько месяцев или лет после смерти близких. В группе родственников были и те, кто сопровождал второго, и даже третьего члена своей семьи. Инкурабельные онкологические больные и их родственники соглашались на работу с психологом после медицинского консультирования4 по вопросам «Паллиативной медицины» или совместного проведения паллиативной реабилитации и психологического консультирования. Группа медицинских работников 32 человека. Все проработали, в стационаре хосписа не менее 1 года. Мы работали с младшим и средним медперсоналом, а так же с врачами. Средний возраст группы составил 46,5 лет, из них 7 мужчин и 25 женщин. Медики легко соглашались на участие в ис- следовании, т.к. практически все обращались за психологической консультацией, слушали лекции или участвовали в беседах с психологом. Для проведения подобного исследования в. хосписе психолог должен быть членом коллектива хосписа, с такими отличительными чертами как эм-патия, такт, доброжелательность, отзывчивость. Оптимальным вариантом является наличие, кроме психологического, высшего медицинского образования, т.к. это позволяет не только качественно помочь больному, правильно ответить на вопросы родственников, но и заметить, и исправить ошибки медицинского персонала. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы исследования — наблюдение, беседы, психодиагностические методики. Для исследования? отношения к смерти испытуемых использовалась психо 113 метрическая методика П. Вонга «Отношение к смерти». Ценностно-смысловые характеристики исследовали с помощью теста «Смысло-жизненные ориентации» Д1А. Леонтьева, который является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, РІЬ) Дж. Крамбо и Л. Махолика, «Профильного теста личностной значимости» ГГ. Вонга, шчер-ты личности — с помощью««16 - факторного личностного опросника Р.Б. Кэт-тела. Для исследования психологических защит испытуемых использовался» опросник Плутчика — Келлермана - Конте Life Style Index. Остановимся на характеристике методов исследования. Для изучения отношения к смерти использовалась методика «Отношение к смерти», разра-ботанная-П. Вонгом и др. [218]. Она является точным психометрическим инструментом как в отношении, валидности, так и в отношении достоверности [199], [218] и считается одним из лучших существующих тестов, исследующих отношение к смерти [199]. Данная»методика создана на основе экзистен-ционального подхода к смерти, измеряет различные величины (страх смерти, избегание смерти, принятие смерти, нейтральное отношение к смерти непонимание смерти как освобождение от проблем), и продемонстрировала высокую внутреннюю значимость, надежность, подтвержденную повторным тестированием, конвергентную достоверность, конструктивную и факторную валидность [200]. Отношение к смерти в. мето дике измеряется через ответы респондентов, которые должны указать степень своего согласия с 32 утверждениями по семи балльной шкале Ликерта от «полностью согласен» до «полностью не согласен» (Приложение 3). Преимуществом методики «Отношение к смерти» является ее способность непосредственно выделить тип и величину принятия смерти, а не только предположить, что она является результатом низкого уровня страха смерти [200]. П. Вонг дает определения всех пяти величин. Страх смерти — это чувство страха, возникающее тогда, когда человек сталкивается со смертью. П. Вонг разграничивает страх смерти и обеспоко 114 енность приближением смерти, определяя первое как «специфическийі и осознанный страх», а второе — как «более общий и, возможно, недоступный осознанию страх» [218, с. 122]. Избегание смерти — это. опыт избегания мыслей или разговоров о смерти для того, чтобы уменьшить чувство страха, вызываемое-ими. Итак, избегание смерти - это защитный-механизм, направленный на то, чтобы не подвергать смерть,осознанию. Нейтральное отношение к смерти — это уверенность в том, что смерть является неизбежной частью жизни, и не важно, «боится ли человек смерти или же приветствует ее. Он просто принимает ее как одно из неизменных явлений жизни и стремится, как можно лучше прожить отведенную ему жизнь» [218].

Принятие приближения смерти, по определению П. Вонга - это вера в. загробную жизнь и в то, что смерть - это ворота в мир иной. П. Вонг полагает, что принятие приближения смерти может быть оптимальным отношением к смерти [220].

Понимание смерти как освобождение от проблем, — это вера в то, что смерть положит конец физическим или психологическим страданиям. Это уверенность в том, что, когда жизнь полна боли и- страданий, смерть может быть ее желанной альтернативой [218].

В России тесты П. Вонга «Отношение к смерти» и «Профильный тест личностной значимости» анализировались и использовались М.И. Ивановичем и М.А. Соломатовым в Иркутском государственном педагогическом университете. Результаты проверки надежности по внутренней согласованности исследуемой выборки представлены в Приложениях 2 и 3.

Похожие диссертации на Социально-психологические установки к смерти личности в малой контактной группе в условиях хосписа