Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Восприятие, оценка и понимание орнамента различными возрастными группами учащихся Привалова Вера Михайловна

Восприятие, оценка и понимание орнамента различными возрастными группами учащихся
<
Восприятие, оценка и понимание орнамента различными возрастными группами учащихся Восприятие, оценка и понимание орнамента различными возрастными группами учащихся Восприятие, оценка и понимание орнамента различными возрастными группами учащихся Восприятие, оценка и понимание орнамента различными возрастными группами учащихся Восприятие, оценка и понимание орнамента различными возрастными группами учащихся Восприятие, оценка и понимание орнамента различными возрастными группами учащихся Восприятие, оценка и понимание орнамента различными возрастными группами учащихся Восприятие, оценка и понимание орнамента различными возрастными группами учащихся Восприятие, оценка и понимание орнамента различными возрастными группами учащихся
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Привалова Вера Михайловна. Восприятие, оценка и понимание орнамента различными возрастными группами учащихся : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05.- Самара, 2006.- 146 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-19/117

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретический анализ восприятия, оценки и понимания символических знаков культуры (социальная перцепция) 14

1.1. Постановка проблемы оперирования знаково-символическими средствами 14

1.2. Социально-психологические аспекты в культурно-исторических ритмах овладения знаками и символами 23

1.3. Социально-психологическая характеристика орнамента как знаково-символической формы социальной перцепции 3 5

Глава 2. Эмпирическое исследование «социальной групповой перщгщии» на материале орнамента 43

2.1. Описание методик и шкал исследования 43

2.2. Описание выборки исследования 47

2.2.1. Младшие школьники 47

2.2.2. Подростки 53

2.2.3. Старшие школьники 59

2.2.4. Студенты 64

2.3. Результаты исследования особенностей социальной перцепции. Психогеометрическое тестирование и орнаментальное тестирование в различных группах студентов 70

2.3.1. Исследование функциональной специфики различных видов орнамента 73

2.3.2. Исследование влияния тендерных, возрастных и профессиональных особенностей в социальной перцепции «сообщений и посланий» в орнаменте 76

2.3.3. Исследование особенностей социальной перцепции орнамента различными группами по шкале «Виды деятельности» 81

2.3.4. Особенности социальной перцепции орнамента различных групп учащихся по шкале базовых эмоций 85

2.3.5. Изучение социальной перцепции орнамента на основе использования психосемантического дифференциала 90

2.4. Результаты факторного анализа полученных данных 94

Заключение и выводы 102

Список литературы 105

Приложения 122

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В публикациях настоящего времени объективируется новое для психологии, общекультурное по природе и традиции, поле изучения действия ритмичности, единое по своей сущности (Бахтин ММ., Лосев А.Ф., Лотмап Ю.М., Рыбаков Б.А., Бранский В.П., Ва-хромое Е.Е., Зембатов М.П., Зыкова М.Н., Петров И.Г., Рец П.И., Поддубная Т.К., Поддубная О.Н., Кичеев А.Г., Козояупенко (Пашинина) Д.П., Костина А.В., Филиппов Ю..В., Сайко Э.В., Чурносов М.И., и др.). Ритмизация жизнедеятельности, как свойство биологической природы человека реализованное в культурных системах воспроизводимой размерности, последовательности, позволяет соотнести актуальные запросы современности с резервами, которыми располагает культурно-исторический контекст. В связи с жизнедеятельностью и функционированием человека в информационной и урбанизированной среде рассматриваются материалы культуры к постановке проблемы психологии ритма. В целом устойчивая сбалансированная адаптация и развитие личности в пространстве знаковых систем современного общества актуализирует исследование социальной перцепции орнаментальной культуры как знаково-символическоЙ деятельности. Символы и знаки в орнаментальной культуре, как содержание культурно-исторического контекста, представляют основания для изучения культурного ритма, что способствует социально-психологической практике рассматривать ритмы в конкретном социальном порядке.

Следует отметить, что освоение зиаково-символической картины мира в жизнедеятельности каждой личности так велико, что возможность использовать язык в качестве орудия мышления, возникает в ходе преобразования непосредственного опыта в соответствии с символической организацией картины мира, которая отчасти изоморфна со структурным принципом синтаксиса. Если ребенок не проходит специальных упражнений в знаково-символическом представлении непосредственного опыта, он вплоть до зрелого возраста в значительной степени зависит от наглядных и действенных

способов изучения организации мира независимо от того, на каком языке он говорит.

Проблемой овладения системами знаков, символов и способами переработки информации занимались многие зарубежные исследователи (Брунер Дж., ВернерХ,. ЛиндсейП.Х., Норманн Д. А., Пиаже Ж., Солсо Р.Л., и др.).

Культурно-историческая теория Выготского Л.С. лежит в основе мировоззрения отечественных ученых {Ананьева Б.Г., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Рубинштейна С.Л., Гамезо М.В., Глотова Г.А., Зинченко В.П., Салми-ной КГ, Семенова В.Е. и др.) и актуализирует тезис об отношениях человека с окружающим миром, в котором обнаруживается культурно-ценностный потенциал человеческой общности. Приобщение к нему осуществляется через медиаторы, которыми являются знак, слово, символ, миф, жест, движение, ритуал, а также этнокультурные признаки, которые воплощают в себе значения, как обобщенное отражение действительности. Таким образом, действительность содержит как базовые, так и ситуативные культурно-ценностные признаки потенциала человеческой общности, зафиксированные в сознании в форме знаний о способах организации и развития жизнедеятельности народа {Хотинец В.Ю., 2001).

В качестве исходных для выделения видов знаково-символической деятельности приняты: 1) функция знаково-символических средств в деятельности; 2) функция формы знака по отношению к содержанию.

Функция знаково-символических средств в деятельности - коммуникативная, познавательная и замещающая (Салмина Н.Г., 1998).

В такой постановке значимости, работа со знаками и превращением их в определенные символы путем генерации их значений, осуществляется, прежде всего, через замещение реального действия на действие со знаком, что и происходит в орнаментальной культуре и орнаментальной деятельности. Процесс повышения социальной перцептивной компетентности подрастающих поколений, как инициация в образно-символических системах общества, может быть как процессом орнаментальным, т,е. динамическим, множе-

ственным, повторяемым, ритмичным, так и статичным, единичным.

Акцент на протосимволическую активность, которая присуща человеку от рождения, указывает на традиционное использование орнамента в качестве органичного для человека средства и формы самопрезентации, синтез отражения и самовыражения, перцептивная организация своей картины мира в соответствии с определенными эталонами, а также этапами социально-культурного взросления.

Историко-психологический и социально-психологический подходы в анализе орнамента, его функций, содержания, эмоционального отношения к нему позволяют определить специфику и чувствительность социальной перцептивной компетентности по восприятию, оценке и пониманию орнаментов в зависимости от актуализации возрастных, тендерных и других особенностей развития. В связи с традиционным использованием орнамента в различных областях жизнедеятельности, декоративного и прикладного искусства выявляются объекты, которые чаще других подвергаются орнаментированию. Вместе с тем, сходство топографии, атрибутики, формы солярных знаков в орнаментах, а также основные геометрические формы орнаментального принципа подачи символического материала представляют орнамент общечеловеческим достоянием. Адрес орнамента и адресатов орнаментальных сообщений, (посланий, контекстов) указывают и раскрывают общие функции, (не только коммуникативную, заместительную, познавательную, но и мемориальную, знаковую, символическую, маркирующую, а также многие другие) орнамента у различных народов в культурно-историческом времени и в настоящее время. Эти функции и сегодня реализуются, например, в документообороте, и характеризуются повышенной сложностью и малой воспроизводимостью системы защиты ценных бумаг. Орнаментальные сетки, ленты на денежных купюрах, ценных бумагах и, наконец, на наших паспортах и других документах, предполагают различные степени защиты, которые имеют знаковые и орнаментные закономерности.

Знаково-символическая, как орнаментальная деятельность, имея потенциал введения в культурно-исторический контекст, актуальна в учебно-педаго-гическом процессе, в котором уровень овладения этим видом деятельности, в целом, определяет готовность к обучению, где осуществляется усвоение, кодирование и перевод усвоенных знаков из одной системы в другую. Например, есть опыт выявления умственной отсталости детей через орнаментальную характеристику учебного материала, поскольку дети, имеющие отставание в развитии, не воспроизводят ритмическую закономерность чередования элементов простого орнамента, известна методика пошагового (ритмически закрепляемого) формирования графического навыка с развивающей целью (МухинаB.C., Караванова О.Л.).

Орнаментальные формы являются знаками ритмической закономерности материального мира, а, следовательно, знаковой нагрузки, олицетворяя собой символ, значения которого свернуты в знаке (Лосев А.Ф.). Воспроизведение ритмической организации символов это процесс усвоения и планирования своего действия в ходе выявления значений, которые свернуты в знаках.

Процессы осуществления передачи культурно-исторической и других видов информации, посредством систем культурных знаков, связаны с процессами перцептивного освоения принципов организации социальных и лич-ностно значимых знаковых форм, символических представлений человека о мире на различных этапах жизненного пути. По мере освоения материала, организованного в культурно-историческом контексте, подрастающие поколения переходят к более высоким уровням знаково-символической деятельности, мобилизуя в развитии социальную тендерную, возрастную и другую актуальную динамику когнитивного ресурса личности (Дружинин В.Н., 2000).

7 Проблема исследования состоит в выявлении особенностей овладения знаково-символической формой освоения мира на основе орнамента в зависимости от возраста учащихся, пола и других групповых отличий.

В связи с системно организованным характером специфической культурно-исторической (мемориальной, мифологической, познавательной, заместительной, коммуникативной и др.) информации в орнаментах, в нашем исследовании мы выявляем содержательную, эмоциональную, функциональную и деятельностную составляющую орнаментальных посланий, актуализированную восприятием, оценкой и пониманием орнамента учащимися различных групп в ходе реализации социальной перцепции как единого многокомпонентного процесса.

Цель исследования состояла в сравнительном изучении восприятия, оценки и понимании (социальной перцепции) орнамента различными группами учащихся.

Объектом исследования является восприятие, оценка и понимание зиаково-символических средств (социальная перцепция) освоения мира.

Предмет исследования: особенности восприятия, оценки и понимания орнамента, как знаково-символического средства повышения социально-перцептивной компетентности, в различных группах учащихся.

Гипотеза исследования: восприятие, оценка и понимание (социальная перцепция) орнамента может быть структурировано по функциям - познавательной, коммуникативной, замещающей и др., дифференцируется по тендерному и возрастному признакам, а также в зависимости от вида профессионального образования учащихся (студентов).

Задачи исследования.

  1. Осуществить психологический анализ орнамента как знаково-символической формы познания и освоения мира.

  2. Выявить репрезентативные формы орнаментального материала в соответствии с уровнем отображения реального мира.

  3. Определить общее и особенное в восприятии, оценке и понимании (социальной перцепции) выделенных образцов орнамента в различных группах учащихся - младшего, среднего и старшего школьного возраста, студентов гуманитарных и технических специальностей, а также тендерную специфику внутри выявленных групп.

Для реализации поставленных задач использовались как традиционные методики исследования, так и авторские подходы к организации знаково-символического орнаментального материала культуры.

Методы исследования: культурно-исторический анализ; сравнительный анализ; контент-анализ (качественный); структурно-функциональный анализ; наблюдение; метод поперечных срезов; анкетирование; психогеометрическое тестирование; психосемантический дифференциал; «шкала базовых эмоций»; шкала «посланий и сообщений»; шкала «видов деятельности»; шкала «функций»; «Орнамент-тест». В качестве методов обработки эмпирических данных использовались стандартные методы математической статистики, факторный анализ.

Эмпирическая база и этапы исследования. Эмпирическое исследование проводилось несколькими этапами. 1) Подготовительный этап с выдвижением рабочих гипотез исследования. 2) Проектировочный этап исследования. 3) Пилотажный эксперимент. 4) Основной этап исследования с целью выявления параметров орнаментального материала. 5) Завершающий этап по различным направлениям исследования орнамента.

Первый подготовительный этап выдвижения рабочих гипотез проведен в рамках изостудии в ходе занятий с детьми дошкольного возраста, школьниками среднего и старшего школьного возраста. Этот этап не входит в рамки диссертационного исследования.

На втором проектировочном этапе, а затем в третьем пилотажном эксперименте и основном этапе исследования - испытуемыми были студенты факультета психологии Самарского государственного педагогического университета (240 человек студентов 1- 5 курсов), которые распределились в потоки - 59 человек, 59 человек, 70 человек, 72 человека. На этом этапе было выявлено то необходимое количество образцов орнамента (8 образцов), которое соответствует плану нашего исследования.

На завершающей стадии исследования были различные группы испытуемых - школьники 3 класса школы №3 (30 человек), подростки 7 класса школы № 16 (31 человек), старшеклассники 10 класса школы №16 (23 человека), студенты 2 курса (44 человек), 3 курса (41 человек) - общее количество испытуемых на этом этапе составило - 171 человек.

Таким образом, общая выборка с учетом подготовительного этапа выдвижения рабочих гипотез, как по годам (с 1986 года по 2006 год), так и по задачам исследования составляет около тысячи человек.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечена опорой на методологические и теоретические положения, разработанные в психологии изучения знаково-символической деятельности; использованием системы методов, адекватных психологической сущности изучаемого материала; целям и задачам исследования; эмпирической проверкой гипотезы; количественным и качественным анализом эмпирического материала.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

Труды по знаковым системам в культуре Бахтина М.М., Байбурина А.К., Глинки Г.А., Голана А., Кайсарова А.С., Леви-Брюля Л., Леви-Стросса К, Лосева А.Ф., Лопьчана Ю.М., Мыльникова А.С., Рыбакова Б.А., Топоркова П.Л., Храпченко М.Б. Наследие и труды отечественных и зарубежных социальных психологов Ананьева Б.Г., Выготского Л.С., Гамезо М.В., Глотова ГА., Згтченко В.П., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурия А.Р., Рубинштейна С.Л., Элъконина Д.Б. Исследования роли символа в знаково-сиволической деятельности в обучении Ильенкова Э.В., Салминой Н.Г., понятие социальной перцепцииДж.Брунера, социологов ТардтаГ., ТэрнераВ.

Современные публикации по психологии ритма, ритмичности, как единого по своей сущности пространства Бранского В.П., Вахромова Е.Е., Зем-батова М.П., Зыковой М.Н., Кичеева А.Г, Козолупенко (Пашшиной) Д.П., Костиной А.В., Петрова И.Г., Поддубной О.Н., Поддубной Т.К., Реца П.И., Сайко Э.В., Филиппова Ю.В., Чурносова М.И. Исследования биологических аспектов эстетики и психофизиологии работы мозга Блума Ф., Лайзерсона А., Ренчлера И., Херцбергергера Б., Хофстедтера Л., ЭпстайнаД.

Психология субъективной психосемантики Артемьевой Е.Ю., системный подход в описании психологических явлений Ганзена В.А. Идеи основ психосемантики Петренко В.Ф., где образы и символы, по аналогии с вербальными значениями, могут быть организованы в устойчивую систему отношений, которая фиксирует, как категориальная, дублирующая или заменяющая, в случае необходимости, естественные языки. Понятие множественности языков сознания Акопова Г.В. Широко аргументированная концепция психологии искусства для методологии социально-психологического исследования Семенова В.Е. Исследование Карабановой О.А. о роли пошаговой методики формирования графических навыков у детей, а также подходы количественного измерения искусства, которые собраны в коллективной монографии под редакцией Дорфмана Л.М., Мартиндеша К., Петрова В.М., Ма-

хоткиП., Леонтьева Д. А., Купчика Дж. и других отечественных (Абульхано-ва К.А., Дружинин В.К, Богоявленская Д.Б., Знаков В.В., и др.) и зарубежных авторов (Лочер П., Хеге X., ДриккерД., Рой Крозье У., и др.).

Эмпирическое исследование построено на принципах психогеометрии Делингер С. в переводе Алексеева А.А. и Громовой Л.А., а также прикладной психогеометрии Козача В.В., Гарбера Е.М., психосемантическом дифференциале Осгуда Ч., использованы исследования эмоциональной сферы лично-стиИзардаК., Запороэща А.В., Прохорова А.О. и др.

Научная новизна исследования:

Дополнено содержание «понятия знаково-символическая деятельность», с учетом психологических особенностей восприятия, оценки и понимания (социальной перцепции) орнаментального материала.

Показано значение культурно-художественного ритма, осуществляемого посредством орнамента, позволяющего изучать психологические особенности групп учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, студентов различного профессионального образования, а также гендерная специфика знаково-символической деятельности в форме орнамента.

Выявлена компонентная и функциональная структура социальной перцепции на материале орнамента, как формы знаково-символической (коммуникативной, замещающей, познавательной) функции (эстетической; коммуникативной; арттерапевтической; самовыражения; познавательной; исследовательской; воспитательной; научения; передачи опыта и знаний; подражания природе; интерпретации природы; моделирования жизненной реальности; этнической самопрезентации; проектирования картины мира; оздоровительной практики; магической, ритуальной; культурной; этнической), которая сопряжена с гуманистическим, эмоциональным, креативным и активным факторами.

Теоретическая значимость исследования. Проведенное исследование расширяет представления о социально-психологической роли искусства на материале декоративно-прикладного (орнамента), в связи с особенностями социально перцептивной активности человека в сфере осуществления мета-коммуникации.

В целом моделируется новый социально-психологический, уровень освоения материального и культурного пространства за счет повышения перцептивной компетентности в знаково-символической деятельности на материале орнамента.

Практическая значимость исследования.

Важность исследования определяется широкой палитрой прикладного использования орнаментального материала б жизнедеятельности.

Работа структурирует атрибутику знаков и символов, которые являются орнаментальными перцептами, для социально-психологических целей организации когнитивного поведения как в связи с дефектами развития, так и периодами техногенного влияния на сознание человека современной информационной и маскультурной цивилизации.

Основные подходы предъявления орнаментального материала в исследовании способствуют разработке аутотерапевтических и арттерапевтиче-ских тренингов, которые могут быть адаптированы к разновозрастным групповым, субъектам, в периоды адаптации и социально-психологической реабилитации в качестве психодиагностического средства, а таюке в терапии творческим самовыражением.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Восприятие, оценка и понимание орнамента (социальная перцепция) имеет функциональную структуру (познавательную, коммуникативную и замещения), дифференцируется по тендерному, возрастному признакам, а также зависит от различных видов образования учащихся (студентов).

  1. Функциями орнамента как знаково-символического средства являются: познавательная, замещающая, коммуникативная и многие другие, в связи с этим фиксируется определенное сходство и различия в восприятии, оценке и понимании (социальной перцепции) орнаментов, как формы знако-во-символической деятельности различными группами учащихся.

Апробация работы. Исследование отражено в 31 публикации автора по проблеме орнамента как психосемантической единицы культуры и других психологических аспектах исследования орнамента. С использованием орнамента, для синергетики изобразительной деятельности в форме знаково-символической кодировки содержания, разработана и опубликована программа «Изобразительная деятельность арттерапевтического направления». Подробное описание линий апробации проведено в методическом пособии автора «Орнамент. Штрихи психологического портрета», осуществленного в жанре аналитического обзора по проблеме психологических аспектов орнаментальной культуры. По методическому пособию разрабатывается новое поколение развивающих игр, проводятся аутотренинги и арттерапевтические занятия по овладению знаково-символическим материалом.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, содержащего 238 наименований, приложений. Работа иллюстрирована образцами орнаментов и таблицами.

Социально-психологические аспекты в культурно-исторических ритмах овладения знаками и символами

Далее рассматриваются процессы социальной перцепции культурного ритма, которые исторически изучаются параллельно ритмам астрономическим и биологическим. Трудовой и социальный ритм, танец, музыка, вынесенный в визуально-обозримое пространство времени и культуры феномен самого человека, рассматривается как способ упорядочивания жизни, овладения своими чувственными модальностями - зрением, слухом, обонянием, осязанием, неизбежно порождает культурные перцептивные регуляторы ритмов. В орнаментальной форме содержатся элементы различных научных знаний, а также картины мира различного времени. Следует заметить, что счет, зафиксирован через орнаментальное его прочтение. Все пять основных, известных сегодня плоских геометрических фигур осознаны в их первоначальном виде через орнаментальную культуру.

Современное состояние проблемы глубокого осмысления значения и силы действия ритма в мире и мира человека актуализирует повышение интереса к нему и стимулирует открытие новых ритмов, а также всеобщих зависимостей и закономерностей, связей ритмов Человека и Космоса. Ритм раскрывается в новых смысловых структурах и открывающихся познавательных пространствах. В частности, указывается, что исследование психобиологических ритмов открывает дополнительные закономерности культурных общечеловеческих форм организации жизнедеятельности в мире (Доскин В.А., Лаврентьева НА., Моисеева НО., Сал-змен Ф.). Ритмичность социальной активности является общей характеристикой живого от клеток до целостного организма. {Угрюмое М.В., 1999). Ритмы являются основной характеристикой временной организации жизненного цикла биологических систем (Сингурое А.Ю. ,1998). Обустраивая свою жизнедеятельность, человек вписывается в природные ритмы, формирует новый мир культуры, как условие своего существования и воспроизводства.

Широкое изучение ритмов со стороны исследователей в различных науках, культуры в целом, а также искусства (физиологов, медиков, лингвистов, культурологов, искусствоведов и, особенно, музыкантов и художников) актуализирует психологические проблемы зависимости внешней и внутренней синергированно-сти человека в жизнедеятельности. Требует дальнейшей аргументации и изучения не в полной мере сформированное общее познавательное пространство и задачи комплексного исследования этой важнейшей, недооцененной в полной мере проблемы, связанной с кардинальными законами жизни человека (Сайко Э.В., 2002).

Орнаментальное ритмическое использование знаково-символических средств культуры является проявлением разнообразных видов деятельности человека, а также различных функций, которые возложены на орнамент в жизнедеятельности и культурно-историческом времени. Носителями орнамента могут быть танец, песня, и другие системы орнаментальной, ритмической подачи изобразительного, звукового или любого другого материала, который используется человеком. Одновременно следует заметить, что в целом, в культурно-историческом времени у различных народов множество подобных орнаменту форм, которые имели значение, как ранняя форма информационного обмена и письменности (клинопись - Месопотамия, Египет, пиктограммы ацтеков - Мексика, руническое письмо древних викингов - Финляндия, Швеция, др.) и, в том числе, славянское символьное письмо [83].

Исследование культурно-исторической системы «Орнамент» напрямую связано с актуальной проблемой психического и нейропсихического функционирования человека в современной информационной цивилизации, а также в методологии наследования человеком огромного этнокультурного материала этнопсихологическая репрезентация в антропейной системе орнаментов для наших современников это проблема, которая, актуальна для общества с многоэтничными задачами.

Согласованность социальных, когнитивных и сенсорных характеристик жизненного пространства человека позволяет выявить на материале визуальной культуры орнаментов основные формы регуляторов (стимуляторов) воздействия, (перцепты - коды), на сознание человека. Изображения орнаментов при их восприятии стимулируют психические процессы. Закономерности ритмической ор 25 ганизации и формообразования в орнаментальных сообщениях обусловлены сенсорно-биологическими, нейропсихическими закономерностями и кодами, носителем которых является сам человек. Продукты деятельности человека в культуре созданы человеком и, по сути, представляют собой проекцию сознания и бессознательной активности человека в самоосуществлении в деятельности. В связи с этим, обозначаются пути по экологизации жизнедеятельности человека через че-ловекосообразные, традиционные в культуре пути и способы реализации творческого потенциала человека.

Орнаментальные системы содержатся во всех, без исключения, культурах, это обстоятельство говорит об универсальности орнаменталистики как культурно-исторического регулятора, и о том, что существуют различные стилевые особенности орнамента, которые составляют картины мира в сознании человека. Принципиальное присутствие ритмически, а значит орнаментально, организованного культурного субстрата пульсирует в культуре как общечеловеческое послание, манифестация порожденной сознательной деятельностью формы метакоммуника-ции для выражения антропейного содержания.

При сравнительном анализе основной атрибуции орнаментальной культуры в культурно-историческом контексте, следует обратить внимание на то обстоятельство, что в историческом развитии самыми ранними орнаментами, после простых наскальных насечек, считаются геометрические формы, затем условные растительные трансформации этих форм, следующий этап - анимализация и антро-пологизация орнаментальных форм.

Исследование культурно-исторических источников показывает, что характер использования орнамента имеет множество функций, которые связаны с ним, кроме того, орнамент используется как носитель художественного стиля - например первобытного стиля, античного, средневекового и т.д. Стиль орнамента складывается из множества реальных показателей. Одним из таких показателей является характер ритмов в орнаментальном сообщении, а также тип взаимоотношения и сочетания форм в динамике визуальной репрезентации сообщения через орнамент. Основная форма предмета при оформлении орнаментом преображается и функционально обогащается, так как через орнамент можно сообщить о предназначении вещи, ее культурно-семантической истории, а также другие психологически значимые для человека и в том числе гендерные отличия одной вещи от другой. Психологическая очевидность орнаментального послания представляет собой проективное воплощение конкретного ментально обусловленного этапа во времени и деятельности человека по преобразованию материала (уровень технологического развития культуры и цивилизации, а также личностного творческого преобразования материала по законам «красоты и пользы»).

Старшие школьники

Подросток стремительно вышел за рамки школьных интересов и, почувствовав себя взрослым, разными способами пытается приобщиться к жизни взрослых. Но, приобретя большую, чем раньше, самостоятельность, он остался школьником, все еще зависящим от родителей. Остался он и на уровне своей подростковой субкультуры. Фактически подростковый возраст - затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями «вырастает». Новый возрастной этап - ранняя юность - считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Психологические особенности юношеского возраста. Юношеский возраст - этап формирования самосознания и собственно мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

Самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания.

Собственное мировоззрение. Целостная система взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему, стремление заново и критически осмысливать все окружающее, самоутверждая свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья.

Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиниться его теориям, а не теории - дейст вительности, Стремление доказать свою независимость и самобытность сопровождается типичными поведенческими реакциями: «пренебрежительное отношение» к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противодействие. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции «повышенной подверженности» влиянию ровесников, которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали даже преступления среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направления: открытие своего внутреннего мира - юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется чувство одиночества.

Появляется осознание необходимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляют человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, но часто недосягаемого образца начинают вырисовываться несколько более или менее реалистических планов деятельности, между которыми предстоит выбирать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни, Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана - важный элемент самосознания.

Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности его тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые качества. На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей у юноши формируется самоуважение - обобщенное отношение к себе.

Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности. Юношеская сексуальности отличается от сексуальности взрослого человека. Если зрелая половая любовь взрослых людей представляет собой гармонические единство чувственно-сексуального влечения и потребности в глубоком духовном общении и взаимопонимании любящих людей, то в юности эти два влечения созревают не одновременно, и к тому же по-разному у девушек и юношей-Условия развития. Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростковым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем.

Но не у всех старшеклассников этот период оказывается напряженным. Наоборот, некоторые из них плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Им не свойственны романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, их радует спокойный, упорядоченный уклад жизни. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираясь на авторитет. У них, как правило, хорошие отношение с родителями, а учителям они практически не доставляют хлопот.

Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии (недостаточная самостоятельность, пассивность, поверхностность в своих привязанностях и увлечениях). Вообще считать, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях по сравнению с тем, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко.

Потребности и их развитие. Процесс развития личности связан с потребностями и их удовлетворением. Физиологические потребности (стремление к физической и сексуальной активности, к высокой оценке своего физического развития). Они основаны на биологических механизмах и индуцируются окружающей средой. Потребности в безопасности (причем ищут ее не в семье, а скорее, в группе ровесников).

Исследование функциональной специфики различных видов орнамента

. Исследование функциональной специфики различных видов орнамента Указанный этап исследования позволяет выявить специфику орнамента и динамику функциональной нагрузки каждого из образцов орнамента при общегрупповой картине исследования дополнительно изучаемых 19 функциях орнаментов:

Эстетическая (1-я); о Коммуникативная (2-я); о Арттералевтическая (3-я); о Самовыражения (4-я); о Познавательная (5-я); о Исследовательская (6-я); о Воспитательная (7-я); о Научения (8-я); о Передачи опыта и знаний (9-я); о Подражания природе (10-я); о Интерпретации природы (11 -я); о Моделирования жизненной реальности (12-я); о Этнической самопрезентации (13-я); о Пр оектирования картины мира( 14); о Оздоровительная практика (15-я); о Магическая, ритуальная (16-я); о Культурная (17-я); о Этническая (18-я); о Что-то еще (19-я).

В исследовании Салминой КГ. указаны функции знаково символических средств в деятельности (коммуникативная, познавательная и замещения), которые представлены в теоретическом обзоре эмпирического исследования. Далее в рисунке 1 представлены результаты, которые позво 74 ляют подтвердить функции названные у Салминой Н.Г. и дополнительно выявить новые функции орнамента как знаково-символического материала. Наиболее высокие баллы набрал орнамент №6 (О_растительный бал.) по «Эстетической функции», он признан самым эстетически совершенным.

Орнамент №1 (0_квадрат-65 бал.), по «Магической, ритуальной функции», он признан самым магическим и самым ритуальным. Орнамент №7 (0_с животным (тератологический)-бО бал.) по функции «Подражания природе».

Наименьшее количество баллов по определяемой функции набрали образцы орнаментов №3 (0_круг 7 бал.) по функции «Этнической самопрезентации», вследствие универсальности геометрической фигуры Круг, а также №5 (0_зигзаг 9 бал.) по функции «Этнической» вследствие «осовременивания» и «технизации символа» Зигзаг.

Изучение социальной перцепции орнамента на основе использования психосемантического дифференциала

Совпадения: 0_№5 (зигзаги) у 7 и 10 классов занял 3 место (у 7 класса 3 место так же получил 0_№7 (анималистический), 0_ №8 (антропоидный) занял 4 место, а вот 0_ №1 (квадраты) - 6 место. Так же нужно отметить что, 0_№4 (прямоугольники) у 10 класса получил отрицательное значение, значит этот орнамент, по мнению 10 класса, плохой, неприятный и некрасивый. 2. Фактор силы. Совпадения по 0_№7 (анималистический), он занял 3 место и 0_№1 (квадрат) -7 место. Что молено сказать об орнаментах, которые получили отрицательные баллы 0_№3 (круг), 0_№1 (квадрат), 0_№4 (прямоугольник) - эти орнаменты 10 классом определены «слабыми, маленькими и тихими».

3. Фактор активности. Совпадение по 0_№7 (анималистический) - 2 место. Здесь также имеются отрицательные значения у 10 класса 0_№2 (треугольник), 0_№4 (прямоугольник).

Резюме: Сходства. В результате проведенного исследования по «Психосемантическому дифференциалу» образцов орнамента, можно говорить об определенных о сходствах выборов в Факторе оценки между 7 и 10 классом. На первое место они выбирают 4 вида орнамента («0_зигзаг», «0_растительный», «0_анималистический» и «0_антропоидный»). Геометрические орнаменты выбирают следующим образом - «0_квадрат», «0_треугольник», «Ojcpyr» и «0_ирямоугольник».

Различия не существенны.

Семантический дифференциал орнамента по факторам (исследование среди студентов 2 и 3 курсов)

1. Фактор оценки. После проведенного исследования, такая оценка как хороший, приятный, красивый у студентов 3 курса, были больше всего присвоены 0_№6 (растительный). Следующий по значимости был 0_№7 (анималистический), затем в порядке убывания шли 0_№8 (антропоидный), 0_№3 (круг), 0_№1 (квадрат), 0_№4 (прямоугольник), 0_№2 (треугольник). Менее всего фактор оценки проявился в оценке 0_№5 (зигзаг).

По сравнению с 3 курсом, у студентов 2 курса качества хороший, приятный, красивый показатели меняются. На первом месте по значимости у них 0_№7 (анималистический), а затем в порядке убывания показателей шли 0_№6 (растительный), 0_№8 (антропоидный), 0_№4 (прямоугольник), 0_№2 (треугольник), 0_№1 (квадрат), 0_№3 (круг) и последний по значимости стоял 0_ №5 (зигзаг).

2. Фактор силы. По следующим качествам таким как: сильный, большой, громкий у студентов 3 курса были следующие показатели, на первом месте по значимости был 0_ №5 (зигзаг), а затем шли следующие образцы, в порядке убывания: 0_№4 (прямоугольник), 0__№6 (растительный), 0_№8 (антропоидный), 0_№1 (квадрат), 0_№3 (круг), 0_№2 (треугольник). Менее всего фактор силы проявился в 0_№7 (анималистический). По сравнению с 3 курсом, у студентов 2 курса качества сильный, большой, громкий показатели меняются. На первом месте по значимости у них 0_№8 (антропоидный), а затем в порядке убывания 0_№7 (анималистический), 0_№4 (прямоугольник), 0_№6 (растительный), 0_№3 (круг), 0_№2 (треугольник), 0_№5 (зигзаг) и последний по значимости стоял 0__№1 (квадрат). 3. Фактор активности. По следующим качествам таким как: актив ный, быстрый, жизнерадостный у студентов 3 курса были следующие по казатели, на первом месте по значимости был 0_№7 (анималистический), а затем шли следующие образцы, в порядке убывания: 0_№6 (растительный), 0_№8 (антропоидный), 0__№4 (прямоугольник), 0_№2 (треугольник), 0_№1 (квадрат), 0_№3 (круг). Менее всего по значимости фактор активности отра зился в образце 0_№5 (зигзаг). Резюме: 1. Фактор оценки. Сходства 2 курс и 3 курс на первые места ставят образцы 0_№6 (растительный), 0_№7 (анималистический), 0_№8 (антропоидный), а на последнее место образец 0_№5 (зигзаг). Различия трудно различимы. 2. Фактор силы. Сходства трудно различимы, Различия заключаются в том, что 2 курс на первые места выбирают 0_№7 (анималистический), 0_№8 (антропоидный), 3 курс 0_№5 (зигзаг), 0_№4 (прямоугольник). 3. Фактор активности. Сходства 2 курс и 3 курс на первые места ставят образец 0_№6 (растительный), а на последние места образцы 0_№3 (круг), 0_№1 (квадрат). Различия трудно различимы. Каждый предъявляемый образец в интервале от 3 до -3 получал баллы по «оценке», по «силе» и «активности» во всех группах испытуемых. Значения, полученные в этом виде исследования орнамента, позволили получить по каждому из образцов три факторных оценки, которые внутри выявленных групп имеют свои особенности. Для выявления групповых особенностей социальной перцепции по семантическому дифференциалу орнамента, полученные значения по «оценке», «силе» и «активности» сформированы в 120 шкал (семантический дифференциал и эмоциональная шкала), которые введены в матрицу для факторного анализа. Переменными значениями для анализа являются группы испытуемых.

Похожие диссертации на Восприятие, оценка и понимание орнамента различными возрастными группами учащихся