Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности (Соц.-психол. аспект) Ковалева Наталья Владимировна

Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности (Соц.-психол. аспект)
<
Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности (Соц.-психол. аспект) Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности (Соц.-психол. аспект) Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности (Соц.-психол. аспект) Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности (Соц.-психол. аспект) Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности (Соц.-психол. аспект) Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности (Соц.-психол. аспект) Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности (Соц.-психол. аспект) Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности (Соц.-психол. аспект) Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности (Соц.-психол. аспект)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ковалева Наталья Владимировна. Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности (Соц.-психол. аспект) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Москва, 1997 151 c. РГБ ОД, 61:97-19/191-6

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I Теоретико-методологические проблемы жизненного самоопределения молодежи 13 стр

Раздел II Становление "М ы-концепций" молодежи в условиях динамики общественных ценностей 51 стр

Раздел III Психологическое сопровождение молодежной политики в условиях социальных преобразований 106 стр.

Заключение 124 стр.

Список литературы 128 стр.

Приложение 139 стр.

Введение к работе

Разработка проблемы жизненного самоопределения молодежи как социальной группы имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение для решения важнейших задач общественной практики.

Юность достаточно сложный период в развитии и личности. Он характеризуется как время статусной и ролевой неопределенности, амбивалентности чувств, неуравновешенности Я-концепции, как период стресса и неустойчивости социальных ценностей молодого человека. Автор разделяет точку зрения Эриксона, который считает, что главной задачей индивидуального развития в период юности является самоопределение и формирование идентичности.1 Психологическое содержание этого периода в целом определяется той ситуацией множественных социальных выборов, в которой оказывается молодой человек.

Актуальной же ее особенностью является протекание процесса самоопределения в ситуации нестабильности общества в целом и, в частности, кризиса привычных норм и ценностей. Таким образом, потенциальная объективная заданность трудностей юношеского самоопределения вытекает прежде всего из самого факта дестабилизации социальной жизни, который выражается, возможно, не только и не столько в отсутствие норм поведения, сколько в том, что сегодня они не образуют четко структурированных нормативных

моделей.2

Обострение кризисных процессов в экономике, нарастание социальной напряженности порождают негативные процессы во всех

слоях общества, но особенно в среде молодежи. Социальное неблагополучие проявляется в изменениях семейных, родственных связей, безнадзорности, бродяжничестве детей, правонарушениях, пьянстве, наркомании. Повышается уровень групповых форм преступной деятельности в молодежной среде. Изменение политической формы власти привело к уничтожению ранее существовавшей системы профилактики, основанной на сочетании различных форм участия государства и общества в предупреждении преступности. Новой системы профилактики в обществе до сих пор не возникло.

Социальная нестабильность проявляется на трех взаимосвязанных уровнях: общества в целом, социальной группы и личности. В связи с этим общественные явления должны быть исследованы на индивидуально-психологическом, или личностном уровне, их влияние на факторы жизненного самоопределения молодежи и, как следствие - на гражданское самочувствие этой социальной группы.

Уродливые формы инициативы и предпринимательства приводят к

утрате таких общественных ценностей, как интерес к знаниям и к труду. Изменился процесс межпоколенной трансляции норм, во многом определяющий особенности юношеского самоопределения. Система среднего образования не обеспечивает молодежи необходимый уровень социализации. Молодые люди, не имеющие четких нравственных ориентиров, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями.

В докладе Комитета Российской Федерации по делам молодежи за 1995 год был дан глубокий социально-психологический анализ состояния условий формирования жизнеспособности современных юношей и девушек. Было отмечено, что в российском обществе обрел черты национального бедствия феномен бездуховности,

раскультуривания, расчеловечения.1 В результате разлома старого

социально-экономического и общественно-политического устройства и формирования нового, принципиально иного общественного уклада, новой системы требований к личности, которым она не соответствует , образовался феномен разрыва поколений. Налицо также стремительная экспансия западной цивилизации по захвату духовного и культурного пространства России. Новые требования, старые социальные установки породили множество проблем. Исследования показывают, что у определенных социально-психологических групп молодежи отсутствуют психологическая готовность жить и трудиться в новых условиях, а так же нравственная устойчивость, оберегающая личность от деформаций и деградации в условиях социальной нестабильности. Отсутствие инструментальных знаний, практических навыков, прагматического мышления делают молодежь неконкурентноспособной на рынке труда, отсюда падает ее экономический, социальный, политический статусы. Значительная ее часть несамостоятельна, неуверена в себе и социально неактивна. В юношеской среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне.

Молодежь в то же время содержит значительный социально-психологический потенциал - стремление к познанию и гармонии с окружающим миром, творчеству, самопознанию, развитию. Все это объективно порождает необходимость активных действий со стороны обществ и государства, направленных против негативных для нации процессов, способствующих сохранению, воспроизводству и развитию российской культуры, связи между поколениями, а также созданию условий для свободного развития личности и общества в целом. Эту функцию должна выполнять государственная молодежная политика.

Однако научно-практические рекомендации по формированию государственной молодежной политики реализуются в документах Российской Федерации и региональных органов крайне медленно, с определенными трудностями и недостаточно эффективно. О молодежи

всерьез вспоминают, в основном, в период кризисов, путчей и выборов. Высказывается мнение, что молодежные проблемы - это проблемы

исключительно гражданского общества, его институтов: общественных объединений, партий, профсоюзов, церкви и т.д., забывая при этом, что в России оно еще не сложилось.1 Общественно- политическая ситуация в стране меняется очень быстро, государство и научная мысль не всегда адекватно реагируют на нее.

Все это серьезно осложняет процесс жизненного самоопределения молодежи. Психические состояния, возникающие в сложных, экстремальных социальных условиях являются причиной социального травматизма, агрессии.

у Актуальность темы, таким образом, определяется тем значением, которое имеет для реформируемого российского общества проблема жизненного самоопределения молодежи, сложностью и

неоднозначностью социально-экономической ситуации, в которой она реализуется.

Состояние научной разработанности проблемы. В психологической науке проблема жизненного самоопределения личности и ее идентификации представляла и представляет интерес для многих известных психологов, представителей разных научных школ и направлений, как отечественных, так и зарубежных.

Так, например, представители теории психоанализа рассматривают влияние на идентификацию и самоопределение человека бессознательных процессов: желаний (3. Фрейд), целей (К. Юнг), стремления к лидерству (А. Адлер), межличностных отношений (Х.Салливан), социальных

условий и потребностей (Э. Фромм). Представители гуманистической психологии подчеркивают ведущую роль стремлений человека к самосовершенствованию, самовыражению, реализации своего потенциала в процессе жизненного самоопределения (А. Маслоу, К.

Роджерс). Сторонники интеракционизма основную роль в рассматриваемом процессе отводят коммуникации между людьми,

приспособлению их друг к другу, обществу, окружающему миру (Дж. Мид, Т. Шибутани).

В отечественной науке проблема идентификации личности в процессе жизненного самоопределения освещена в трудах многих ученых-психологов. В данной работе исследование проблемы жизненного самоопределения основывается на научных взглядах В.С.Агеева, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Н.А.Бердяева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, М.Р.Гинзбурга, Л.Н.Гумилева, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, В.Н.Маркина, В.Н.Мясищева, Ю.М.Орлова,

А.В.Петровского, В.Ф.Сафина, Д.И.Фельдштейна, В.Э.Чудновского,

В.А.Ядова и других.

Лосский Н.О. в своей работе "Характер русского народа" развивает мнение о том, что на характер человека, и , следовательно, на его жизнедеятельность, жизненное самоопределение накладывает отпечаток национальный характер. Он выделил следующие черты русского характера: религиозность, способность к высшим формам опыта, чувство и воля, свободолюбие, народничество, доброта, но в то же время и недостаток средней области культуры, нигилизм, хулиганство, которое не может не проявиться в противоречивом окружении молодого

человека.

На положения предлагаемого исследования оказали влияние идеи С.Л.Рубинштейна о том, что каждый этап жизни человека играет важную роль в жизненном пути личностей главным понятием в структуре жизни он определяет жизненные отношения к миру, другим людям, самому себе, которые определяют зависимость личности от жизни и, наоборот, зависимость жизни от личности.

Представляются интересными взгляды Абульхановой-Славской К.А., которая выделяет основные признаки стратегии жизни; Авдуевской Е.П. и Араканцевой Т.А.,-объясняющие процесс самоопределения в

самом широком его понимании как процесс полоролевого самоопределения, профессионального выбора, становления

идентичности, ценностно-смыслового самоопределения.

Как один из основных факторов жизненного самоопределения молодежи, процесс идентификации имеет особую значимость. Интересны теории кризисной идентичности Эриксона, социальной идентичности Тэджфела и Тэрнера, рассматривающих ее как основу межгруппового поведения; Б.Шефера и Б.Шлендера, исследующих групповое сознание. Автор разделяет идеи Эриксона, рассматривающего идентичность как тождественность и целостность индивидуального бытия,

\j

взаимосвязанного с социальными ценностями в определенный исторический период. Американский ученый рассматривает психосоциальную идентичность как признак полноценного бытия личности.

Анализируя концепции индивидуального и общественного сознания ("Я-концепция", "Мы-концепция") как проявление идентичности, автор опирается на исследования И.С.Кона, Р.Бернса, Б.Д.Парыгина, Н.И.Бетанели и др. Специфика молодежных проблем в российском обществе раскрывается автором с учетом научных исследований П.И.Бабочкина, Т.М.Барановой, И.М.Ильинского, В.Т.Лисовского, Б.А.Ручкина,В.И.Чупрова, А.В.Шаронова.

Группой ученых под руководством И.М.Ильинского разработана модель жизнеспособной личности и перспективная концепция воспитания жизнеспособных поколений, основу которой составляют знание общества, его структуры, системы воздействия, отношений в нем.1

В настоящее время серьезные исследования по проблемам становления, развития личности молодого человека проводятся научными коллективами Института молодежи ( Ильинский И.М., Ручкин

Б.А.), институтом социологии (Ядов В.А., ЧупровВ.И.), Академией образования (Газман О.С.) и др.

В то же время процесс формирования идентификаций, развитие идентичности молодого человека, индивидуального и общественного молодежного сознания, взаимосвязь этих процессов с жизненным самоопределением остаются актуальной научной проблемой. Все это определило цель, задачи и логику диссертационного исследования.

Объект исследования: жизненное самопределение молодежи как социальной и возрастной группы. Основная группа исследуемых - молодежь 18-26 лет Республики Адыгея.

Предмет - социально-психологические особенности формирования идентичности и "Мы-концепций" молодежи как основы ее жизненного

самоопределения.

Цель исследования - изучить состояние жизненного самоопределения молодежи в условиях реформируемого российского общества. Проследить связь содержания жизненного самоопределения с

"Мы-концепцией" определенного типа.

В связи с этим перед исследованием был поставлен ряд задач:

1. На основе исследования идентификационных связей определить виды "Мы-концепций" молодежи в условиях социальной

нестабильности.

2. Исследовать содержание "Мы-концепций" современной молодежи, определить типы ее жизненного самоопределения.

3. Выработать рекомендации по социально-психологическому сопровождению молодежной политики в условиях социальных преобразований.

Гипотезы исследования:

1. Развитие общества в переломные эпохи сопровождается сменой ценностей, углублением кризиса идентичности. Последнее делает проблемным процесс жизненного самоопределения молодежи как социальной группы.

2. В условиях социальной нестабильности на месте единой идентичности (с единонаправленным идеологическим вектором) возникает спектр разнонаправленных идентичностей. На их основе возникают разные типы жизненного самоопределения молодежи.

В основу теоретико-методологической базы исследования положены общенаучные принципы познания, положение о структуре и динамике личности, о характере её взаимодействий, о полидетерминированности психических процессов.

В основе исследования - психолого-социологический и социолого-психологический подходы с использованием категорий и понятийного аппарата таких отраслей научного знания, как философия, социология, социальная психология, общая психология, педагогика, политология. В целях сбора информации и анализа результатов был использован комплекс методов: семантический дифференциал, метод иерархического персонализма Н.Лосского, анализ существующих научных концепций и подходов к ним, анкетирование (экспертный опрос), контент-анализ открытых вопросов анкеты, корреляционный анализ.

Эмпирической базой исследования послужил экспертный опрос 300 учащихся, работающих и безработных юношей и девушек в возрасте 18 -26 лет Республики Адыгея; документы государственных и региональных административных органов, касающихся молодежной политики, концепции и материалы исследований ювенологов разных лет.

Научная новизна исследования определяется тем, что в ходе его

проведения:

1. Исследовано и уточнено содержание социально- психологического феномена "Мы-концепция", прослежена его значимость для жизненного самоопределения молодежи в условиях социальной нестабильности.

2. На основе исследования идентификационных связей выявлены виды "Мы-концепции", действующие в молодежной среде, предложен вариант их систематизации.

3. Определены типы жизненного самоопределения молодежи в условиях социальной нестабильности ("личностное", "личностно- групповое", "личностно-общественное"). Установлены их взаимосвязи с содержанием "Мы-концепций".

4. Обозначены взаимосвязи между "Мы-концепцией" и "Я- концепцией". Определена их зависимость от возраста, национальности, места проживания молодого человека.

5. Проанализирована роль идентичности в становлении содержания и направленности жизненного самоопределения молодежи.

Идентичность при этом рассматривается не как элемент самоопределения, а его обязательное условие; идентификация - механизм, лежащий в основе данной взаимообусловленности. Обозначенный механизм охватывает и пронизывает все виды жизненного самоопределения.

Ч 6. Проведен социально-психологический анализ взаимоотношений

государства и молодежи как социальной группы, реализации государственной молодежной политики (на примере Республики Адыгея).

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и выводы диссертации могут быть использованы в практике работы кадров государственного управления разных уровней, связанных с молодежной политикой; в работе с различными категориями молодежи как на уровне разработки концепций молодежной политики в регионе, так и в рамках отдельного учебного заведения или других общественных объединений молодежи; могут выступать научным обоснованием практической деятельности соответствующих социальных институтов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Кризис ценностей в российском обществе, углубив

закономерный юношеский кризис идентичности, вызвал кризис жизненного самоопределения молодежи как социальной группы,

который проявляется в психологической неподготовленности жить и трудиться в новых экономических условиях.

2. На месте единой идентичности (с единонаправленным идеологическим вектором) в российском обществе возник спектр идентичностей с разной жизненной направленностью, выражающийся в развитии концепций: "Мы-семья", "Мы-друзья (коллеги)", "Мы- россияне", "Мы-граждане национальной Республики", "Мы- представители национальности" и т.д.

3. Жизненное самоопределение современной молодежи складывается преимущественно по трем типам : личностное, личностно- групповое, личностно-общественное.

4. В условиях социальной нестабильности первичной функцией "Мы-концепции" становится защита личности, обеспечение ее социальной безопасности. Приоритетной становится ценностная система, в которой преобладают личные ценности (я сам, мое здоровье, близкие мне люди)

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были обсуждены на заседаниях кафедры социальной психологии РАГС, Международной научно-практической конференции "Преемственность поколений: диалог культур" (г.Санкт-Петербург, 1996 г.), региональной научно-практической конференции "Современные подходы к воспитанию и развитию личности в новых социокультурных условиях" (Майкоп, 1994г.), Международной конференции по защите прав ребенка в условиях детского оздоровительно-образовательного учреждения (г. Анапа, 1995 г.), семинарах директоров и работников детских оздоровительно-образовательных учреждений (1994 -1997 гг.)

Теоретико-методологические проблемы жизненного самоопределения молодежи

Современное Российское общество претерпевает значительные изменения в системе своего функционирования. Это происходит за счет усложнения его организации и содержания его жизнедеятельности. Во многом по новому встала проблема духовной идентичности россиян. Вакуум основных жизненных ориентации, эрозия духовной общности индивидов делают их "не своими", они теряют себя. Чтобы выйти из этого состояния, человек должен выработать адекватное самоопределение, как в индивидуальном, так и в общественном пространстве. Утверждение адекватной духовной идентичности оказывается в условиях тотального кризиса той опорой, с которой начинается консолидация здоровых сил общества На данном этапе оно содержит в себе одновременно две парадигмы развития - криминальную (деградации) и гуманистическую (прогресса). По какой из них будет осуществляться жизнедеятельность российского сообщества во многом зависит от молодежи как субъекта социальных отношений. Все это максимально актуализирует роль и значение человека, человеческого фактора, личностного начала во всех сферах общественной жизни. Важно понять при этом, с какими ценностями (системой или системами ценностей) идентифицирует себя молодежь, какова содержательная сторона этих ценностей - развитие или обогащение, созидание или разрушение, гражданственность или уход в утилитарный мир потребительства.

Проблема самоопределения молодежи в нынешнем российском обществе имеет три взаимосвязанных аспекта: 1) что общество может дать молодежи (накопление и развитие ресурса); 2) что молодежь может и должна дать сегодня обществу (каково состояние ресурса); 3) как мобилизовать и использовать молодежь как ресурс для целей создания новой России.

В сфере отношений "молодежь - общество", к сожалению, сложилась совокупность отрицательных тенденций: становится все более сложным доступ молодежи к образованию и культурным ценностям; нарастает молодежная безработица, увеличивается маргинальная прослойка; молодежь выталкивается на периферию общественной жизни, ей заведомо отводится роль аутсайдера; к нулевой отметке близится регулятивная роль нравственного идеала; в молодежной среде особо велики и нарастают агрессивность, экстремизм, алкоголизм, наркомания, преступность.

Молодежь, переживая глубокий кризис ценностей, остро нуждается в новой социальной философии и идеологии, которая бы объяснила ей смысл происходящих перемен. Пока же она, все более отчуждаясь от общества, пытается приспособиться к текущей ситуации главным образом материально, но не духовно;

В связи с этим представляется актуальным исследование проблемы ценностных ориентации молодежи, осмысление набора ценностей, несущих как социальный, так и антисоциальный заряд, так как система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Предмет данного исследования требует рассмотреть молодежь как социальную группу и особенности ее сознания.

Молодежь представляет собой социально-возрастную группу, которая находится в процессе активного профессионального и социального становления. В.Т. Лисовским было дано следующее определение: молодежь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших общеобразовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции".1 Это тот социальный слой, который является и носителем новых противоречий, и одновременно самых оптимальных свойств, идущих от поколения к поколению.

В силу своих возрастных и психических особенностей, эта категория эффективнее приспосабливается к системе рыночных отношений, быстрее включается в неё, чувствует себя увереннее и благодаря этому успешнее приобретает новый экономический и социальный опыт, тем самым опережая и помогая старшим, играя роль исследователей, осваивая новые ценности, нормы, модели поведения.Но такой вариант идентификации имеет и негативную сторону: отсутствие жизненного опыта, необостренного чувства самосохранения приводят к тому, что многие не могут правильно оценить ситуацию и определить перспективу, неоправданно идут на риск, вступают на путь преступности, становятся жертвами чужой воли, политики, безграмотного или корыстного управления. Кроме того, еще далеко не во всех регионах страны рыночные отношения стали нормой общественной и экономической жизни и большая часть молодежи не реализует свой потенциал, что серьезно осложняет процесс ее жизненного самоопределения.

Становление "М ы-концепций" молодежи в условиях динамики общественных ценностей

В начале раздела проанализируем взгляды и подходы различных научных школ, течений, направлений к процессу развития, формам проявления идентичности и структуре развивающейся юношеской личности и ее идентификационных связей с социальной средой.

В частности, В.Н. Маркин с экзистенциальных позиций рассматривает способность человека жить через свое "Я", т.е. через свой жизненный выбор и ответственность за него, как главную в его личностной характеристике. Для него соотношение таких понятий, как "Мы" и "Я" - сложнейшая проблема как теории, так и практики, так как индустриальная эпоха востребует не столько механизм "Я" (личность, индивидуальность), сколько адаптивного и исполнительного общественного индивида с минимумом "Я". Но постиндустриальная экономика поставила вопрос об опережающем и именно личностном развитиии массового человека, а не только элиты. Большую значимость он придает времени человеческой жизни, информации как новой форме капитала, творческим способностям человека, его профессионализму, подчеркивает при этом, что именно самоопределяющаяся, самоорганизующаяся личность выступает сознательным носителем обозначенных универсальных ресурсов. Но главным в его подходе является то, что противоречие между "Мы" и "Я"он считает надуманным и рассматривает понятие "Я" как социальное качество индивида с психологическим статусом "Мы".! Проанализируем вместе с самим исследователем данный аспект проблемы.

Личность - это социальное качество человека, индивидуальный уровень общественной жизнедеятельности. И чем более развита личность,тем более ярко, рельефно сформировано и выражено ее ядро -"Я". Для нас представляет интерес то, что в основе содержания системы "Я" лежит социальная память и механизм идентификации

(отождествления, уподобления), и как итог - открытие личностного смысла в явлениях окружающей действительности и психологическое "слияние" с ними (персонификацию), то, что человек пережил как "свое", входит в содержание его "Я".

Понять личность, ее "Я" можно только через общественный способ осуществления жизни. Только действие конституирует индивида как общественное явление, социальный факт. И только личностный смысл этого действия (вектор мотив-цель) отвечает на вопрос: кто и зачем пришел в этот мир.

"Личность выступает носителем и выразителем совокупного социального качества (общественного, национального, профессионального, группового и т.д.). Другого содержания в ней просто нет. Но не механически, а через самоопределение: социальное авторство, выбор своего жизненного пути, биографию, судьбу, т.е. через свое "Я". Общество и личность - это две взаимосвязанные и взаимообусловливающие друг друга стороны человеческой действительности. Нет общества без личности, нет личности без общества. Абсолютизация "Я" приводит к разрушению личности, ее обезличиванию или перерождению (проблема злого ума, антиобщественная направленность)."1

Касаясь самой "системы - Я" или "Я-концепции" личности, ее содержания и структуры, В.Н. Маркин выделяет в ней различные модусы: - "Я - физическое" (Я-сексуальное); -"Я - социальное" (Я-семейное, Я-профессиональное, Я этническое) Имидж Госслужбы . Сборник научных трудов./ М.: "ИДС"-"СПА Консалтинг", 1996, с.127. -"Я -рефлексивное" (Я-зеркальное); -"Я -трансцендентальное" (Я-духовное).

Их синтез, в самосознании личности находит выражение в таких интегральных образованиях, как "образ-Я" и "концепция-Я", при этом каждый модус также может быть рассмотрен в относительной статике (Я-реальное) и в потенциальной динамике развития (Я-идеальное).

В модус "Физическое -Я" включается пол, возраст, рост, телосложение - внешний вид, состояние здоровья, физический облик (визуальный эффект - мимика, жесты и т.д.), окружающая обстановка, аксессуары и т.д. - все, что включается в самооценку и становится личностным. Сексуальное "Я"- аспект "Я" физического. Мужское и женское начало, аура мужественности или женственности играют важную роль в популярности того или иного человека.

Социальное-Я включает в себя групповую принадлежность, статус, общественные роли личности, образование, профессиональную квалификацию, притязания.Самое интересное в личности - ее идеалы, убеждения, верования, мировоззрение, концепция жизни. В массовом сознании российского общества четко проступила потребность в своеобразной "идеологии развития", в определении оснований цивилизационной идентичности России.

Человек существо не только витальное, но и метафизическое, религиозное, духовное, испытывающее потребность в осознании смысла. Потеря смысла жизни является для человека не меньшей, а часто большей катастрофой, чем материальные лишения. Сегодня происходит смена многих оснований жизни россиян. И важно культивировать недеструктивные способы перестройки ценностных стереотипов людей, учитывать, что многие из них связаны с глубинными установками, архетипами. Сегодня же в нашем обществе доминирует разрушительное отношение ко всему "традиционному", "старому". Именно здесь объяснение "кризиса ценностей", наличие когнитивного диссонанса и, как следствие, психическая напряженность, стресс, фрустрация, страх перед будущим (неогенные неврозы). Подобные психические состояния блокируют механизм социальной идентификации: процесс реформ и процесс конкретной повседневной жизни значительной части населения не накладываются друг на друга, внутренне как бы не связаны между собой. Система идентификаций прошлого должна быть не просто подвергнута сомнению, сломана, так как тем самым мы наносим очередную "историческую травму" самосознанию народа (человека), разрываем "связь времен" и вытесняем все это в подсознание социума со знаком "минус", повышая индекс тревожности общества, увеличивая количество " невротических личностей", имеющих разбалансированное (а то и расщепленное) социальное Я.

Рефлексивное Я означает самопознание своих внутренних психических актов и состояний, способность человека к самоанализу и самоотчету, интерес к тому, как он воспринимается и оценивается глазами других людей, и одновременно умение мысленно поставить себя на место другого человека.

Психологическое сопровождение молодежной политики в условиях социальных преобразований

Как известно, молодежь оказывает значительное влияние на качественное изменение социальной структуры общества По мере вхождения в социально-психологическую структуру каждого нового поколения, осуществляется не только передача из прошлого в будущее социально-психологических норм, ценностей, способов поведения, но и процесс их обновления. Таким образом обеспечивается социальное развитие и молодежи, и общества. Успешность данного процесса зависит от статуса, который занимает молодежь в обществе. Под статусом в данной работе понимается место молодежи в социальной структуре общества и осознание молодежью этого места. Расмотрим его экономическую, социальную и политическую стороны.

Экономический статус молодежи как важного элемента производительных сил общества, экономическое участие молодежи очень низки. Расшатанная государственная экономика не в состоянии востребовать и использовать трудовой потенциал молодежи на разрушающемся производстве. Возможности экономического участия молодежи в управлении производством в условиях приватизации, распада сложившихся общественных связей, сокращения численности работников и закрытия предприятий практически сведены к нулю.

Снижение роли молодежи в экономической реформе объясняется ее отношением к проводимой реформе: вследствие допущенных ошибок большинство (от 40 до 70 % в зависимости от категории) относится к ней отрицательно. Помимо того, для большинства молодежи труд утратил смысл как средство самоутверждения, самореализации. Следствием падения ценности труда является нарастание в молодежной среде социального пессимизма, трудовой пассивности. Преобладание торгового бизнеса над производственным и производительным во многом объясняется отсутствием у молодежи интереса к сложным видам трудовой деятельности,что объясняется искаженными ценностями и ориентациями в сфере труда.

Социальный статус молодежи также быстро снижается. Инновационный потенциал не востребован, репродуктивная функция реализуется крайне слабо. Приведенные выше данные исследования свидетельствуют о том, что усиливается материальная зависимость молодых людей от своих родителей. Идет вытеснение молодежи с рынка труда.Имеет место процесс десоциализации, маргинализации молодежи -увеличения количества молодых наркоманов, алкоголиков, "профессиональных" нищих, бродяг, лиц, отбывших заключение в исправительно-трудовых колониях. Многие из них стремятся быть социально-полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Процесс маргинализации молодежи является опасным, так как затрагивает глубинные пласты сознания значительного количества молодых людей, что может сказаться на обществе в будущем. В условиях, когда большинство населения России считает себя бедными, происходит сдвиг в сознании и массовой психологии в сторону "слабости", "беззащитности" и социальной пассивности миллионов1.

Огромными темпами происходит криминализация детей и молодых людей. Этому способствуют прежде всего резко ухудшившиеся социально-экономические условия, психологическая обстановка распада, крушение прежних идеалов и моральных устоев, которые служили стабилизирующим фактором, трудности переориентации молодежи на новые, еще не сложившиеся и неосознанные идеалы. В обществе нарастает конфликтная обстановка, что провоцирует рост экстремизма, агрессивности, наличия культа силы.

Общественные перемены стали потрясением политического сознания молодежи. Произошел массовый отказ молодежи от коммунистической идеи. Параллельно с этим быстро нарастал идеологический и политический плюрализм, и, как следствие, плюрализм организационный. Вялость и непоследовательность перестроечных процессов породили среди молодежи разочарование в политике перестройки. Политическая пассивность молодежи многими рассматривается как показатель ее деполитизации и даже аполитичности, но скорее всего это депрессия, реакция усталости и разочарования от неоправдавшихся ожиданий перестроечных замыслов, обещаний и реформаторских заверений политиков разных уровней. Действующие политические партии, движения не внушают доверия молодежи, ожидавшегося взлета молодежного движения не произошло. Новые молодежные организации не имеют развитой организационной структуры, серьезной материальной и финансовой базы, малочисленны, их роль в развитии молодежной политики и политики в целом ничтожно мала. Субъектность молодежи и ее роль в общественной жизни, защите своих интересов не возросла, а еще более упала. Фактически молодежь с ее бедами и проблемами брошена на произвол судьбы, оказалась в положении жертвы политических, сепаратистских, националистических амбиций.1

В значительной мере это является следствием безразличия властей к жизни молодежи, их неспособности осуществить серьезную молодежную политику.

Основанием для выработки государственной молодежной политики и определений ее приоритетных направлений являются адекватные знания о положении молодежи в обществе, уровне ее доходов, профессиональной подготовке и образовании, о месте в структуре власти, состоянии самочувствия и т.д.

В целях изучения логики исторического развития отношений между молодежью, как социально-психологической группой, и государством, то необходимо отметить, что до октября 1917 года в России они регулировались через систему государственных институтов (образовательных, воспитательных) и семью. В основе их лежали складывающиеся веками народная педагогика, укоренившиеся в сознании традиционные иерархические отношения между старшими и младшими, стереотипное восприятие. Данная система благоприятно сочеталась с уровнем социально-экономического развития России того периода.

Похожие диссертации на Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности (Соц.-психол. аспект)