Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в России Башкатова Татьяна Борисовна

Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в России
<
Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в России Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в России Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в России Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в России Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в России Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в России Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в России Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в России Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в России Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в России Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в России Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Башкатова Татьяна Борисовна. Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в России : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 Иркутск, 2007 182 с. РГБ ОД, 61:07-22/297

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ГУМАНИЗМ И ГУ МАНИТ АРИ АНИЗМ: ПРОБЛЕМА КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ 16

1.1. Гуманизм как социальное и идейное основание гуманитарианизма 16

1.2. Сущность и особенности проявления современного гуманитарианизма 36

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 66

2.1. Современные социально-гуманитарные организации: цели, функции, приоритетные направления деятельности 66

2.2. Реализация принципа гуманизма в деятельности социально-гуманитарных организаций в поликультурных регионах России (на примере Сибирского региона) 89

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 125

ПРИЛОЖЕНИЯ 146

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема гуманизации социальных отношений была актуальна во все времена. В современных условиях потребность в комплексном решении проблемы связывается с расширением социальных и идейных основ гуманитарианизма как международного общественного движения, объединяющего гуманитарные организации по всему миру в единую систему. В то время как гуманитарная деятельность за рубежом приобрела широкие масштабы и получает необходимую поддержку со стороны правительства и бизнеса, в России до сих пор не уделяется должного внимания роли социально-гуманитарных организаций, отсутствует соответствующая законодательная база на федеральном и региональном уровнях. Принятый в начале 2007 г. ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» свидетельствует о понимании важности наличия НКО как оплота гражданского общества в России.

Привлечение внимания к гуманизму как регулятивному принципу деятельности социально-гуманитарных организаций в России также обусловлено тем обстоятельством, что в последнее десятилетие переосмысливается значение гуманизма, изменилось его содержание, появились новые формы в соответствии с нуждами и требованиями времени. Одни авторы интерпретируют этот процесс как объективный и имеющий прогрессивную направленность, другие подчеркивают его негативные последствия, аргументируя тем, что российское общество становится всё более чёрствым, а такие понятия, как доброта и милосердие отходят на второй план.

В течение последних лет проводимые социально-экономические преобразования в России и возрождение благотворительной деятельности непосредственно связаны с гуманизацией государственных решений и реализацией инновационных проектов. Данные действия требуют по-новому взглянуть и переосмыслить гуманизм как методологический принцип

деятельности социально-гуманитарных организаций в условиях глобализации.

Поскольку Россия страна многонациональная, то работа социально-гуманитарных организаций осуществляется в поликультурных регионах, что предъявляет к ним особые требования. Так, социально-гуманитарные организации, работающие в Сибирском регионе, осуществляют свою деятельность с учётом межэтнического и религиозного многообразия. Существенные изменения в их работе связаны и с воздействием глобализации, что выражается в международном сотрудничестве данных организаций как профилирующем направлении их работы.

Учитывая место и роль социально-гуманитарных организаций в России, масштабность и специфику их деятельности, недостаточную концептуальную и функциональную определённость социальных и идейных основ, полагаем, что обращение к исследованию указанных проблем является важной задачей, обусловленной требованиями времени и науки.

Степень научной разработанности проблемы. В 1991 г. Россия впервые столкнулась с деятельностью международных гуманитарных организаций, действующих на её территории. В это время гуманитарианизм уже получил широкое распространение во всем мире. Однако нежелание страны присоединиться к движению гуманитарианизма приостановило этот процесс на 15 лет. Только в 2000-х гг. отечественное научное сообщество признало необходимость проведения комплексных сравнительных исследований, посвященных выявлению роли социально-гуманитарных организаций в условиях глобализации. Между тем, такой вид социально-гуманитарных организаций, как благотворительные организации, для России явление не новое.

Благотворительная деятельность в России привлекала к себе внимание самых разных специалистов - социологов, историков, философов, политологов, экономистов, а также государственных и общественных деятелей. В научной литературе имеются разработки по истории развития,

целям и функциям благотворительных организаций, их видам, месте и роли в общественной жизни (А.В. Клубов, Н.М. Ковалёва, М. Мархинина, Н.Д. Середа, О. Тульчинская, Т.Ю. Хамова).

Типологический анализ показал, что на современном этапе развития России деятельность социально-гуманитарных организаций представлена социальной работой. Гуманистической специфике социальной работы посвящены труды Э. Грасси, В.И. Грии, О.В. Дорохиной, И.А. Зимней, Н.В. Искорцевой, Е.В. Решетниковой, В. Хазиева, Е.А. Цыбулевской, Е.Р. Ярской-Смирновой.

Изучение проблем современного гуманитарианизма требует по-новому взглянуть на социальные и идейные истоки гуманизма, которые нашли широкое отражение в трудах классиков социальной мысли - Ф. Аквинского, Д. Дидро, К. Гельвеция, Дж. Локка, К. Маркса, Ф. Ницше, русских философов и социологов Н. Бердяева, B.C. Соловьёва, П.А. Сорокина.

Различные аспекты и общие проблемы гуманитарианизма представлены в работах отечественных и западных авторов. В последние годы получило развитие направление социализации гуманизма, развиваемое Иркутской научной школой под руководством проф. В.А. Решетникова.

На Западе анализ сущностей и особенностей современного гуманитарианизма прослеживается в работах таких известных учёных как М. Барнет, Д. Льюис, М. Лукас, Дж. Саш, Дж. Стейн, П. Окойе, Дж. Ритцер, Ф. Робинсон, Т. Хатори. К сожалению, приходится констатировать, что их труды до сих пор не переведены на русский язык, не получили должного освещения и глубокого анализа в реферативных журналах. В процессе диссертационного исследования на русский язык было переведено 37 научных работ по проблемам гуманитарианизма и гуманизации социальных отношений. Тот аспект гуманитарианизма, который все-таки затронут российской научной мыслью, связан с проблемой соблюдения прав человека и функционированием социальных организаций. Он представлен в работах И.М. Борзенко, Ю.Г. Волкова, Г.Е. Зборовского, В.А. Кувакина,

А.А. Кудишиной, И.И. Шайхисламовой, в целом, в публикациях членов Российского гуманистического общества.

Исследование деятельности социально-гуманитарных организаций в контексте специфики реализации гуманистических принципов предполагает учёт и осмысление теоретических положений, находящих отражение в теории организаций. В этом случае представляют интерес те работы, в которых получили освещение цели и функции современных организаций. Видится плодотворным анализ деятельности некоммерческих организаций, отражённый в трудах Г. Добротворского и В.Л. Римского.

Исследуя специфику реализации принципа гуманизма как регулятивного принципа в деятельности социально-гуманитарных организаций в поликультурных регионах России, выяснилось, что данная проблематика в основном изучается в религиозном контексте (Л.С. Васильев, Е.М. Главацкая, К. Фролов).

Проблема антигуманного отношения в обществе отражена в работах В. Аксючица, Д. Гранина, Т. Ландмана, К. Оббо, П. Окойе, Ф. Робинсон, Д.Рубиноф.

Содержательный материал представлен в научных разработках ученых-социологов по проблемам социального управления в контексте глобализации Н.Г. Веселовой, Л.П. Евстигнеевой, П.Н. Евстигнеева, В.Н. Иванова, В.Т. Пуляева, Т.Н. Изотовой, Н.П. Федоренко.

Анализ состояния исследования проблемы позволяет заключить, что обоснование гуманизма как регулятивного принципа деятельности социально-гуманитарных организаций, особенностей его реализации в поликультурных регионах России, пока не нашло должного отражения в трудах учёных, работающих по данной проблематике. Гуманитарианизм как международное общественное движение гуманитарных организаций и его социальная практика в России должны стать предметом глубокого научного анализа. В этой связи, представляется актуальным теоретическое осмысление и эмпирическое изучение деятельности социально-гуманитарных

организаций, реализующих свои базовые принципы в условиях глобализации. Данные обстоятельства объясняют выбор объекта и предмета, целей и задач исследования, в котором гуманизм рассматривается в широком смысле как регулятивный принцип социальных отношений.

Объектом исследования выступают социально-гуманитарные организации, реализующие свои базовые принципы в условиях глобализации.

Предметом является специфика гуманизма как регулятивного принципа деятельности социально-гуманитарных организаций в России.

Цель работы - выявить сущность гуманизма как регулятивного принципа деятельности социально-гуманитарных организаций и проанализировать особенности его реализации в современной России.

Реализация поставленной цели предполагала решение следующих приоритетных задач:

- охарактеризовать суманизм как социальное и идейное основание
гуманитарианизма;

проанализировать сущность и особенности проявления современного гуманитарианизма в условиях глобализации;

определить цели, функции, приоритетные направления деятельности современных социально-гуманитарных организаций и обосновать их дифференциацию;

исследовать место и роль гуманизма как регулятивного принципа в деятельности социально-гуманитарных организаций в поликультурных регионах России (на примере Сибирского региона).

Гипотеза исследования заключается в предположении, что гуманитарианизм как международное общественное движение гуманитарных организаций в условиях глобализации получает развитие в России и находит отражение в деятельности социально-гуманитарных организаций, функционирующих в поликультурных регионах страны и имеющих своим целевым назначением распространение гуманистических ценностей,

оказание содействия органам государственной власти и местного самоуправления в гуманитарной деятельности. Особенностью реализации гуманизма как регулятивного принципа деятельности российских социально-гуманитарных организаций на современном этапе является её прогрессивный и профилирующий характер.

Теоретико-методологическая основа исследования. Содержание и логику научного исследования в значительной степени определяют три базовых принципа: принцип адекватности основных тенденций развития гуманитарианизма в России специфике его развития как международного общественного движения гуманитарных организаций в условиях глобализации; принцип системности, отражающий взаимосвязь деятельности социально-гуманитарных организаций в России с особенностями государственной политики, проводимой в поликультурных регионах; принцип дифференциации, предусматривающий многообразие общественных организаций и их различие по целям, функциям, специализации деятельности, регулятивным механизмам.

При анализе проблем гуманитарианизма и гуманизации социально-структурных отношений, проявляющихся в деятельности социально-гуманитарных организаций, автор опирается на социологический, социально-философский, исторический, управленческий, нормативно-правовой и междисциплинарный подходы в рамках гуманистической парадигмы. Основные положения работы стали возможны на базе комплексного институционально-гуманистического подхода. В основу авторского подхода легли работы М. Барнета, Дж. Стейн, П. Окойе, Т. Хатори и др.

Социологическая интерпретация гуманизма как регулятивного принципа деятельности социально-гуманитарных организаций в России основывается на современных моделях анализа и объяснения гуманизма В.А. Кувакина (идея о зарождающейся системе благотворительности и филантропии как новых факторах международного развития), П. Куртца

(обоснование новой гуманистической парадигмы), Дж. Сороса (предложение о выпуске СПЗ (специальных прав заимствования).

Методы и методика исследования. Для достижения поставленной цели необходимо было осуществить анализ и синтез имеющихся знаний по истории, теории и практике гуманизма, произвести парадигматическое сопоставление основных положений социологических теорий относительно особенностей деятельности социально-гуманитарных организаций в современном мире.

Практическая реализация поставленных задач осуществлена посредством применения таких методов, как: статистический анализ, теоретический анализ документальных источников, вторичный анализ материалов социологических исследований и экспертный опрос.

В качестве инструмента эмпирического исследования предложена комплексная методика, отражающая специфику проведения экспертных опросов руководителей и специалистов социально-гуманитарных организаций в России и за рубежом.

Эмпирическую базу исследования составили:

1. Общественные документы, выражающие мнение передовых
политических и научных деятелей о гуманистическом развитии общества, а
также документы международного гуманитарного права (Гуманистический
манифест 2000, Женевская конвенция об улучшении участи раненых и
больных в действующих армиях, Женевская конвенция о защите
гражданского населения во время войны, «План Маршалла»).

2. Международные документы, касающиеся защиты прав человека
(Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о предупреждении
преступлений геноцида и наказания за него, Международная конвенция о
ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о защите прав
человека и основных свобод, Конвенция о правах ребёнка).

3. Федеральные и региональные нормативно-правовые акты,
касающиеся вопросов гуманизации социального управления (Декрет ВЦИК о
страховании на случай болезни, Российская Декларация прав и свобод
человека и гражданина, Конституция РФ, Федеральные законы РФ
«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»,
«О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях»,
«О свободе совести и религиозных объединениях», «О порядке
формирования и использования целевого капитала некоммерческих
организаций», Закон Иркутской области «О благотворительных
попечительских советах в Иркутской области»).

  1. Материалы отчётного доклада Иркутского областного отделения Российского Красного Креста «Итоги деятельности за 2001 -2005 гг.» и отчета о деятельности Международного детского фонда «Дети Саха-Азия» за 2001-2005 гг.

  2. С целью статистического анализа численности религиозных и общественных организаций использовались данные комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области, Министерства юстиции РФ Управления Федеральной регистрационной службы Иркутской области и Бурятского АО.

6. С целью вторичного анализа использовались данные всероссийских
исследований:

- Материалы исследования «Развитие форм и методов политического участия и социальной самоорганизации населения как условие становления гражданского общества в России», проведённого в июне - августе 2003 г. Институтом сравнительных социальных исследований совместно с Институтом государства и права РАН и Фондом ИНДЕМ по заказу Института развития избирательных систем (ИРИС). В исследовании использовался метод выборочного формализованного анкетного опроса граждан России и активистов. Общий объем выборки составил 1400 респондентов.

- Данные аналитического отчёта по результатам Всероссийского опроса
общественного мнения «Отношение населения к деятельности
некоммерческих организаций в России», проведённого в октябре 2004 г. в
40 субъектах РФ группой «Циркон» по заказу НПГО «Форум Доноров».
Результаты данного опроса были подвергнуты сравнительному анализу с
данными всероссийских опросов общественного мнения по схожей
проблематике, проводимыми Фондом «Общественное мнение» в 2001 г.

7. Данные экспертного опроса руководителей и специалистов социально-гуманитарных организаций г. Иркутска на тему «Особенности становления гуманитарианйзма в России (на примере Сибирского региона)», проведённого автором в декабре 2006 г. В экспертном опросе (сплошная выборка) приняли участие 9 руководителей из 9 социально-гуманитарных организаций, занимающихся вопросами благотворительности и общественно значимой деятельностью.

Научная новизна исследования видится в разработке социологической концепции деятельности социально-гуманитарных организаций в России в условиях глобализации, в соответствии с которой:

- обоснован комплексный подход к анализу гуманитарианйзма как
международного общественного движения гуманитарных организаций конца
XX - начала XXI столетий;

введено в категориальный аппарат социологии общественных организаций понятие «социально-гуманитарная организация», позволяющее всесторонне рассматривать её общественно значимую и гуманитарную деятельность;

проведён типологический и факторный анализ особенностей функционирования социально-гуманитарных организаций в поликультурных регионах России (на примере Сибирского региона), доказаны прогрессивный и профилирующий характер их деятельности, локальность, зависимость от государственной политики и относительная закрытость;

определена взаимосвязь гуманистической составляющей с материальной и политической как основных показателей регулятивного принципа деятельности социально-гуманитарных организаций в России.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Гуманизм как социальное и идейное течение послужил основой формирования современного гуманитарианизма. Гуманитарианизм следует рассматривать как международное общественное движение гуманитарных организаций в условиях глобализации, имеющее сильную политическую и финансовую поддержку со стороны государств и правительств. Среди основных показателей современного гуманитарианизма выступает эффективность реализации прав человека, которая, в свою очередь, рассматривается как индикатор уровня жизни цивилизованного общества. Практическое применение гуманизма как регулятивного принципа деятельности гуманитарных организаций в настоящее время претерпевает кардинальные изменения, связанные с его институционализацией и возрастающими социальными потребностями. Структуризация и институционализация изучаемого движения явились результатом активной деятельности целого ряда гуманитарных организаций конца XX в.

  1. Комплексный подход к анализу особенностей функционирования социально-гуманитарных организаций с позиций гуманитарианизма выступает методологическим основанием изучения целей, функций, приоритетных направлений деятельности социально-гуманитарных организаций в России. Адекватная социологическая интерпретация изучаемых проблем целесообразна с позиции его как институционально-гуманистического подхода.

  2. В России гуманитарное движение нашло отражение в деятельности социально-гуманитарных организаций, осуществляющих гуманитарную и общественно значимую деятельность. Её характерной чертой является наличие и специфика собственных программ и уставов. Обязательным критерием выступает осуществление международной деятельности. Среди

проблем, возникающих в работе с зарубежными гуманитарными организациями и фондами, выделяются: бюрократия; разные требования в системе финансовой и другой отчётности; слабая визовая поддержка; необходимость внедрения специализированных образовательных программ в российских вузах по обучению работе в гуманитарных организациях. Обнаружилось, что количество организаций, приверженцев гуманитарианизма в России, носит не достаточно оформленный характер.

4. Отличительной чертой деятельности социально-гуманитарных
организаций в Сибирском регионе является активное сотрудничество с
международными гуманитарными организациями, что значительно
расширяет их возможности. В зависимости от уставных целей деятельности
организаций меняется их целевая аудитория и направление программ.
Масштабность социальных проблем, стоящих перед государством,
побуждает к стимулированию активности благотворительных организаций
как института гражданского общества, призванного реализовывать
гражданские инициативы в социальной сфере. Автором обнаружено, что
количество подобных организаций в Сибирском регионе крайне
немногочисленно, однако их деятельность носит прогрессивный и
профилирующий характер.

5. Деятельность социально-гуманитарных организаций в
поликультурных регионах России имеет расширенную функциональную
направленность, что выражается в уважении к религиям, обычаям и
традициям других народов.- Приоритетными направлениями их деятельности
являются благотворительная деятельность, носящая как материальный, так и
духовно-нравственный характер, и разработка гуманитарных социальных
программ.

Научно-практическое значение результатов исследования. Представленные в работе теоретические положения дополняют и развивают теоретико-методологическую базу изучения деятельности социально-гуманитарных организаций в современной России в условиях глобализации.

Полученные автором данные способствуют развитию гуманистического направления в отечественной социологической теории, расширяют содержание методологии изучения гуманизма как регулятивного принципа деятельности социально-гуманитарных организаций в рамках социологии социальной структуры, социальных институтов и процессов.

Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при подготовке гуманитарных социальных программ в рамках государственной социальной политики, представлять интерес для органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей благотворительных организаций. Также работа может представлять интерес для специалистов социальной сферы и гуманитарных миссий. Результаты и выводы могут быть использованы в образовательном процессе при разработке программ лекционных курсов и семинарских занятий, учебных пособий по «Социологии организаций», «Социологии благотворительности», «Социологии глобальных процессов».

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования изложены при обсуждении диссертации на заседании кафедры социальной философии и социологии Иркутского государственного университета. Результаты диссертационного исследования нашли своё отражение в научно-исследовательской деятельности диссертанта. Полученные в ходе работы результаты исследования прошли апробацию на международных, всероссийских и региональных конференциях: на Международной социологической конференции «The Quality of Social Existence in a Globalizing World» (Дурбан, ЮАР, 2006), на Международной научной' конференции «Социально-стратификационная дифференциация российского общества в современных условиях» (М.-Улан-Удэ, 2006), на Международной научно-практической конференции «XVI Уральские социологические чтения: социальное пространство Урала - XXI век» (Челябинск, 2006), на Всероссийской научно-практической конференции «Третьи Забайкальские социологические чтения» (Чита, 2006),

на региональной научно-практической конференции «Сибирь сегодня и завтра: проблемы регионального развития» (Иркутск, 2006).

Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в 7 научных публикациях общим объёмом 2 п.л.

Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа каждая, заключения, библиографического списка в объёме 205 источников и 8 приложений. Объём работы составляет J_82 стр.

Гуманизм как социальное и идейное основание гуманитарианизма

Для понимания сущности и проблем современного гуманитарианизма необходимо обращение к социальным и идейным истокам гуманизма. Проведённый анализ специальной литературы уже на первом этапе исследования позволяет рассматривать гуманизм с более широких позиций.

Мы обнаружили, что гуманизм как социальное течение уходит корнями во времена становления человека. Впервые в культуре он заявляет о себе в Древней Греции, руководствуясь принципами демократии, уважения прав и свобод человека, частной собственности. Как показывает история, гуманизм - исключительно адаптивное, динамичное мировоззрение, возникающее там и тогда, где человек обращает внимание на свою, присущую ему толику человечности. Попытка ограничить или проконтролировать свои ресурсы зла и бесчеловечности является трансформацией гуманности в гуманизм. Следовательно, гуманизм можно трактовать как осознанную гуманность. Объективное проявление осознанной гуманности мы наблюдаем в таком структурном социальном образовании конца XX - начала XXI вв. как гуманитарианизм. На сегодняшний день гуманитарианизм представляет собой мощную движущую силу мировой цивилизации, призванную посредством действий различного рода организаций спасать миллионы людей, улучшать их жизнь, руководствуясь принципом гуманизма. Несмотря на свою миссию и цели, гуманитарианизм как социальное и идейное течение образовался сравнительно недавно, предпосылки же его развития мы наблюдаем с давних времён. Отличие современного гуманитарианизма состоит в том, что он основан на базовых идеях исторически сложившегося гуманистического движения. Выделим и охарактеризуем некоторые из них -концепцию человеколюбия, идею о благе и добродетели,- идею о нравственности, концепцию о свободе человеческой личности, идею о духовно богатой личности.

Прежде всего, обратим внимание на концепцию «человеколюбия», которая нашла своё отражение в конфуцианстве. Ту Вейминг (Гарвард) в своей работе «Экологическая сторона нового конфуцианского гуманизма: союз Китая и всего мира» утверждает, что современная рыночная экономика, демократическая политика, гражданское общество означают защиту человеческих прав. Однако существуют сторонники и неоконфуцианства, например, Луй Шу-хсейн (Академия 8іпіса,Таиланд), который утверждает:

«... Земля и Вселенная - это единое целое. Западная цивилизация исчерпала свой конкурентоспособный лимит и может начать разрушительные действия, если не остановится. Ведущим принципом нового тысячелетия является китайская идея tiao-he-gong-cun (существование в гармонии). Это приведёт нас к созданию новой цивилизации, предотвращению разрушения и взаимного уничтожения» [193, с. 155]. В своем исследовании мы учитываем обе точки зрения.

С течением времени гуманизм претерпевал различные подходы и трактования. Привлекают к себе внимание идеи о благе и добродетели, которые встречаются ещё у античных философов Платона и Аристотеля. Известно, что Цицерон использует понятие «humanit» в значении близком к гуманизму Возрождения. Итальянский гуманизм XIV-XV вв. отличен от современного гуманизма, это - не человеколюбие в сегодняшнем понимании этого термина, а гуманизм как особым образом ориентированное построение научных интересов.

В различные исторические эпохи претерпело трансформацию и отношение к человеку. Так Григорий Палама изображает человека, двигающегося внутрь духовных миров по сложнейшей лестнице, растворяющегося в Божественном свете, способного преображаться, преодолевать все онтологические и антропологические пределы. У Фомы Аквинского человек строго ограничен заведомо поставленными видовыми рамками, он возвышается только намерением, верой и поступками. И это тоже гуманизм, только в схоластическом, утяжеленном развитой догматикой виде.

Отметим, что гуманизм явился ответной реакцией на возрождение христианства в его средневековой форме, как государственной идеологии. Представляется, что уже в эти времена началась институционализация гуманизма. В числе первых гуманистов европейской культуры выделился Франческо Петрарка. Основным принципом гуманизма он провозгласил -лучше желать добра, чем знать добро. На наш взгляд, такой принцип может быть положен в основу девиза современного гуманитарианизма как социального движения.

Известно, что формирование гуманизма в эпоху Возрождения обусловлено гуманизмом- Средневековья: «На место человеку-рабу, служителю или администратору, строго ограниченного видовыми и социальными «аквинатскими» рамками приходит человек-маг, человек-титан, человек-вселенная» [73]. Не случайно, что у классиков социальной мысли тема нравственности, гуманизации, добродетели занимает центральное место. Зарождающиеся идеи и вопросы в социальном смысле получают дальнейшее развитие у ярких представителей других эпох.

Сущность и особенности проявления современного гуманитарианизма

Как мы отметили ранее, движение гуманитарианизма нельзя назвать принципиально новым, его истоки прослеживаются с давних времён. Структуризация и институционализация изучаемого движения явились результатом активной гуманитарной деятельности целого ряда организаций конца XX в. Анализ проблем с позиции глобализации показывает, что она оказывает решающее влияние на все сферы человеческой жизни, способствует формированию новой государственной идеологии. При неизменных морально-нравственных установках модернизируется и расширяется содержание современного гуманитарианизма, проявляются его особенности.

Анализ научной литературы показал, что гуманитарианизм получил широкое распространение на Западе. К началу XXI в. уже насчитывалось 43 тыс. неправительственных организаций по всему миру [151, с.882]. В России же даже сам термин «гуманитарианизм» пока не вошёл в лексику деятелей науки и общественности. Россия, имея большое количество общественных, благотворительных, неправительственных организаций до сих пор формально не примкнула к данному движению. Между тем, прошло уже полвека с того времени, когда президентом Труманом была произнесена речь «Пункт четыре», где он затронул распространённый по всему миру феномен, известный как иностранная помощь [175, с. 229] и более тридцати лет с утверждения ООН целевого уровня отчислений стран - доноров на поддержку развития бедных стран в размере 0,7 % от ВВП [139]. Одновременно со второй половины XX века интеграционные процессы принимают глобальный характер. В социальной эволюции прослеживается процесс объединения (глобализации) всех типов обществ в сверхобщество. В основе процессов глобализации лежит множество причин геополитического, экономического, демографического, экологического, конфессионального, профессионального и нравственного порядков. Рост производства, увеличение плотности населения на Земле ведут к дефициту природных ресурсов, усложняя и усиливая тенденции интеграции и глобализации. Глобализация представляет собой социальный процесс, в ходе которого стираются географические границы социальных и экономических систем, происходит превращение мира в единое целое. Сегодня неправительственные организации выступают нб только как распространители информации или источники услуг, но и всё заметнее претендуют на роль активных участников разработки политики и подготовки многосторонних соглашений и деклараций в самых разных областях человеческой деятельности.

Обращаясь к истории вопроса, мы обнаружили, что первые предпосылки гуманитарианизма наблюдались уже в XVII в. Вспомним действия Святого Винсента де Поля по борьбе с бедностью во Франции. Позднее его действия будут названы «пионерным гуманитарным опытом». XVII - XIX вв. характеризуются также идеями западных учёных о социальном равенстве мужчины и женщины, что является основой гуманного отношения и зарождения теории прав человека как базовой идейной основы гуманитарианизма. В это же время произошли и крупные гуманитарные операции: в 1793 г. осуществлена спасительная операция французской аристократии в Санто-Доминго во время восстания; в 1812 г. произошло землетрясение в Каракас, и США оказали помощь; в 1821 г. оказана помощь Греции во время войны с Турцией.

В век глобализации и технологического прогресса, отличительной чертой которого выступает всеобщее равнодушие, отсутствие желания помочь ближнему, особое внимание заслуживают люди, которые выбрали человечность и милосердие своей профессией. Мы говорим о работниках гуманитарных организаций как особой социально-профессиональной группе. Спектр их деятельности очень широк - это помощь всем страждущим и угнетённым, раненым и военнопленным, оперативное развёртывание госпиталей, ортопедические программы для инвалидов, эвакуация сотрудников посольств и мирного населения, сопровождение автоколонн и воздушных судов с грузами гуманитарной помощи и вынужденными переселенцами, эвакуация населения из затопленных районов, доставка продовольствия пострадавшим жителям и др. Следует отметить тот факт, что гуманитарные организации несут просветительскую роль - напоминают государству и военным о пропорциональном применении оружия, в соответствии с военной необходимостью согласно Женевской конвенции. К самим гуманитарным организациям также предъявляются жесткие требования в беспристрастности и независимости. Нельзя помогать жертвам конфликта, будучи врагом одной из сторон, гуманность и милосердие должны проявляться в равной степени ко всем. Существует очень сложная проблема нейтральности в вопросе о правах человека. Так, во время Второй мировой войны Красный Крест знал о нацистских лагерях смерти, но не предпринял радикальных мер. В 1996 году, в ответ на общественное давление по этому вопросу представители Красного Креста заявили, что их организация придерживается принципа нейтральности, а нацисты отвергали присутствие Красного Креста в своих лагерях. Противоположная точка зрения свидетельствует о том, что правительства Швейцарии и Германии тесно сотрудничали во время Второй мировой войны и здесь уже приходится говорить о политизации гуманитарного движения [168, с. 580]. Между тем, международная финансовая помощь необходима для множества целей, подразделяющихся на два направления: производство общественных благ в глобальном масштабе и обеспечение экономического, социального и политического прогресса в отдельно взятых странах [140].

Современные социально-гуманитарные организации: цели, функции, приоритетные направления деятельности

В данном параграфе в фокусе нашего внимания находятся вопросы реализации принципа гуманизма в социально-гуманитарных организациях России. Рассмотрение целей и функций деятельности социально-гуманитарных организаций является основой для выявления приоритетных направлений их функционирования в контексте глобализации.

Как мы уже писали ранее, гуманитарные организации — явление не новое и история России служит этому явным подтверждением. Считаем, что

Россия изначально стояла на пути гуманитарианизма. Российский Императорский Дом начала XX в., как правило, приветствовал создание благотворительных обществ и организаций, в отличие от педагогических, просветительских и медицинских.

Следует отметить тот факт, что от общего числа благотворительных учреждений Российской империи частные составляли менее одной трети. Однако это не уменьшает их роли, так как частным учреждениям принадлежит первенство во многих видах благотворительной деятельности: почти половина заведений для детей состояла в ведении частных лиц и благотворительных обществ (45%), а также большая часть благотворительных заведений для дешевого и бесплатного проживания и лечебной помощи [70].

К началу XX в. в России насчитывалось 7349 благотворительных обществ и 7505 благотворительных заведений, т.е. 14 854 благотворительных учреждения [70]. Для сравнения в современной России насчитывается 3 тыс. [99], в США, по данным ежегодного общенационального доклада «Giving USA, 2004», действует 64843 благотворительных организаций [84].

Судя по данным I Всероссийского съезда деятелей по общественному и частному призрению, состоявшегося 8-14 марта 1910 г. в Санкт-Петербурге, бюджет благотворительной системы складывался неравномерно: 25% его составляли поступления из казны, земств, городов и сословных учреждений, а 75% - средства от частной благотворительности и добровольных пожертвований. Общее число лиц, прибегнувших к благотворительной помощи в течение 1899 г., исчислялось 7 077 129 человеками. При этом благотворительные общества оказали содействие 1 858 573 чел., а заведения - 5 218 556 чел. Еще 20 392 675 чел. обратились в благотворительные заведения «в виде посещений» [70].

Представляется, что если бы не катаклизмы, происходившие в России на протяжении XX в., мы наверняка бы были полноправными участниками мирового гуманитарного движения.

90-е годы XX в. ознаменовались началом поступления в Россию гуманитарной помощи из-за рубежа. Это время как раз и должно было послужить зарождением современного гуманитарианизма, но возникшие организации представляли собой «объединения благополучателей». Свою задачу на этом этапе они видели в том, чтобы «помощь» оказалась у них [69]. Яркий пример зарождающегося гуманитарианизма в России был представлен Дж. Соросом: «... потратив более 1 млрд. долларов США и давая гранты России на протяжении 15 лет, Сорос пришёл к заключению, что его миссия завершена» [91, с. 58].

Следует отметить, что, несмотря на долгую историю благотворительной деятельности в России, определение подобных организаций в словарях отсутствует. Мы можем встретить определение «формальная и неформальная организация», либо «организация», «социальная организация». Понятие же «гуманитарная организация», несмотря на актуальность и частое употребление, в социологических словарях отсутствует.

Очевидно, что любая организация «... выполняет определённые намерения или цели, характеризуется формальной структурой правил, властными отношениями, разделением труда, ограниченным членством или приёмом» [37, с. 526]. Неоспоримым является и тот факт, что «любая организация имеет свою структуру» [142, с 286], которая зависит от деятельности данной организации. Следующий момент, на который мы хотели бы обратить внимание, это то, что любая социальная организация, является «устойчивым образцом в пределах общества» [38, с. 234], выступает в качестве «социального института с известным статусом и рассматривается как автономный объект-система отношений» [143, с. 949]. Немаловажным признаком-социальной организации является цель, в связи с этим она выступает как «целевая общность» [144, с. 116].

Похожие диссертации на Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в России