Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности формирования маскулинности в социализации городской молодежи Фомичев Филипп Игоревич

Особенности формирования маскулинности в социализации городской молодежи
<
Особенности формирования маскулинности в социализации городской молодежи Особенности формирования маскулинности в социализации городской молодежи Особенности формирования маскулинности в социализации городской молодежи Особенности формирования маскулинности в социализации городской молодежи Особенности формирования маскулинности в социализации городской молодежи Особенности формирования маскулинности в социализации городской молодежи Особенности формирования маскулинности в социализации городской молодежи Особенности формирования маскулинности в социализации городской молодежи Особенности формирования маскулинности в социализации городской молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фомичев Филипп Игоревич. Особенности формирования маскулинности в социализации городской молодежи : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 : Тюмень, 2004 174 c. РГБ ОД, 61:04-22/455

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию социализации современной городской молодежи 12

1.1. Особенности социализации молодого поколения в условиях социальных преобразований . 12

1.2. Концептуализация маскулинности в сфере молодежной культуры 51

Глава 2. Фактор маскулинности в процессах социализации молодежи города Тюмени. 77

2.1. Неформальные объединения как сфера формирования молодежной маскулинной культуры . 77

2.2. Содержательные особенности молодежной маскулинной культуры ПО

Заключение 131

Список использованной литературы 138

Приложения... 154

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В настоящее время
социологические исследования молодежных проблем, в том числе и
проблем социализации молодого поколения в современных условиях
реформирования социальной жизни общества постепенно преобразуются
из собственно академических вопросов научного познания в
неотъемлемую составляющую практического освоения социальной
действительности. Разнообразные современные программы

общественных преобразований уже трудно представить без использования результатов научного анализа соответствующих социальных процессов, без предварительного теоретического осмысления социальных реалий. Эффективные политические, экономические управленческие решения как в федеральном, так и в региональном масштабе невозможны без учета особенностей становления; новой молодежной культуры, которая с нарастающими темпами развивается в российском обществе, приобретая все большее влияние на протекание социальных процессов. Мировоззренческая система, которая складывается в молодежной; среде сегодня, через какой-нибудь десяток лет может стать основой ориентации российского общества в целом, ядром его культуры.

Особенно это касается социокультурной ситуации в российских городах, где с калейдоскопическим разнообразием формируются все новые и новые формальные и неформальные молодежные объединения. Современные социологи не просто фиксируют подобные социальные факты, а констатируют усложнение процессов в молодежной среде и увеличивающуюся сложность их адекватного понимания как на уровне

научного осмысления, так на уровне практики управления большими и малыми городами. В последние годы все острее ощущается потребность как науки, так и практики в фундаментальном анализе проблем городской молодежи, который предполагает целостный подход к изучению всего многообразия действительного осуществления социальных отношений в этой специфической области, общественных связей и проявлений молодого поколения.

Местная; дислокация молодежных, общностей вовсе не свидетельствует о том, что данные вопросы носят локальный характер. Проблемы социализации городской молодежи реально выходят за рамки только городской политики. Не только перед учеными и городскими властями, но и перед обществом и государством в целом стоит задача посредством продуманной, научно обоснованной молодежной политики обеспечить благоприятные предпосылки для использования^ потенциала молодых людей в решении насущных общественных проблем. Все более ощущается растущая потребность в создании механизмов поддержки; молодежи и ее социальных инициатив, помощи в определении и реализации своих социальных интересов, потребностей, жизненных перспектив.

В настоящее время взаимодействия молодежных субкультур между собой, а также с доминирующей культурой общества как на: уровне социума в целом, так и в масштабе отдельного города нередко приобретают напряженный, порой агрессивный характер с соответствующей активной демонстрацией неприятия "несвоей" культуры, уверенности в собственной правоте, которая порой доказывается с использованием физической силы и т.п. Поэтому в современной социологии молодежи особую актуальность приобретают

исследования маскулинности, призванные так или иначе описать и объяснить изменения, происходящие в репрезентации образцов мужской роли в обществе.

Особое место в общем контексте молодежной проблематики принадлежит городским неформальным молодежным общностям (объединениям, группировкам), которые формируют совершенно новую (как для ученых, так и для практиков-управленцев) социокультурную (в данном случае - субкультурную) среду, актуализируют нетрадиционные поведенческие практики, формируют специфические идеалы и ценности. Научное осмысление особенностей молодежных субкультурных феноменов и их роли в общественной жизни, в социализации молодого поколения в неидеологизированном понимании этого процесса в отечественной социологии в основном осуществляется с девяностых годов двадцатого века. Ранее, как известно, различные неформальные молодежные общности в силу доминирующих в то время научных парадигм воспринимались как властями, так и большинством исследователей как определенная социальная патология. В настоящее же время, когда реально возникла необходимость управленческого разрешения возникающих в данной социальной среде проблем, научная общественность не всегда готова предложить адекватные выводы для практического использования. Такая ситуация обусловливает актуальность темы диссертационной работы.

Объектом настоящего исследования являются неформальные (самоорганизующиеся) молодежные общности, существующие в настоящее время в городе Тюмени, а предметом исследования выступают особенности формирования маскулинности в данной социальной среде.

Целью диссертационного исследования является выявление структурных групп в городской молодежной субкультуре и определение характерных черт маскулинности, актуальных для социализации городской молодежи. Достижение поставленной цели предполагается осуществить посредством решения следующих задач:

  1. Определить особенности неформальных молодежных объединений и выявить их роль в социализации молодого поколения города.

  2. Концептуализировать маскулинность в сфере молодежной субкультуры.

  3. Выявить роль фактора маскулинности в социализации городской молодежи.

  4. Разработать классификацию типов маскулинных субкультур городской молодежи.

Гипотезы, верификация которых осуществлялась в рамках настоящего диссертационного исследования, состоят в следующем:

  1. Для исследования процессов социализации в современной городской молодежной среде эвристический потенциал традиционных теорий развития данного процесса не является в достаточной степени продуктивным.

  2. В городе Тюмени в конце двадцатого - в начале двадцать первого века сформировались неформальные молодежные общности, в процессе деятельности которых продуцируются нетрадиционные, особенные поведенческие практики.

  3. Фактор маскулинности в различных его проявлениях играет определяющую роль в процессе социализации молодежи города, прежде всего в неформальных объединениях.

Степень научной разработанности проблемы. При подготовке и проведении исследования был использован широкий круг идей, затрагивающих наиболее важные аспекты настоящей работы. В его методологической и теоретической основе лежат исследования отечественных и зарубежных ученых. Анализ научных концепций различных авторов в области молодежной проблематики выявил определенную стратификацию исследуемых работ по предметно-дисциплинарному признаку, а именно дифференцированное изучение молодежных проблем в социологическом, философском и культурологическом аспекте.

Становлению социологии молодежи и формированию общих принципов исследований в этой области способствовали работы Ю.Р.Вишневского, В.В.Гаврилюк, С.Н.Иконниковой, О.И.Карпухина, А.И.Ковалевой, В.Т.Лисовского, Е.Ю.Мещеркиной, Е.Л.Омельченко, А.В.Пыжикова, БА.Ручкина, ВА.Родионова Н.Н.Слюсаревского, В.Т.Шапко,

Продуктивные предпосылки для исследования культурологических аспектов в молодежной проблематике содержатся в трудах Ю.М.Беспаловой, Ю.Б.Борева, П.С.Гуревича, В.Е.Давидовича, Б.С.Ерасова, Ю.А.Жданова, Л.Д.Ионина, Э.С.Маркаряна, М.С.Кагана, В.М.Межуева, В.И.Полищука,

При анализе проблем маскулинности, в том числе и в молодежной культуре, автор опирался на работы таких исследователей как НАберкромби, Х.Бхабкха, В.В.Гаврилюк, М.Киммел, И.С.Кон, Р.Коннел, С.Коэн, А.Макробби, Е.Ю.Мещеркина, Е.Омельченко, Н.Смелзер, З.Фрейд.

Общесоциологическую базу исследования составили

фундаментальные работы Г.С.Батыгина, З.Т.Голенковой,

Ю.Н.Давыдова, Г.П.Давидюка, И.Ф.Девятко, Л.Н.Когана,

А.И.Кравченко, В.Ф.Молевича, П.Сорокина, Ж.Т.Тощенко, В.Н.Турченко, Г.Ф.Шафранова-Куцева, В.А.Ядова, а также зарубежных социологов Р.Арона, Д.Батлера, Э.Гидденса, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, М.Киммела, Р.Мертона, Б.С.Тернер, СХилл, Р.Хоракса.

Философские вопросы, связанные с методологией исследования молодежных проблем содержатся в работах Н.А.Бердяева, А.П.Бутенко,. А.Г.Здравомыслова, М.Мамардашвили, К.Х.Момджяна, Л.Н.Коптюга, X. Ортега-и-Гассета, АА.Радугина, В.С.Степина.

В то же время необходимо отметить, что разработка проблем деятельности молодежных (в том числе и неформальных) объединений в городе Тюмени пока еще находится в своей первоначальной стадии. Видимо поэтому на обращение диссертанта с просьбой предоставления информации в городские и областные структуры, связанные с молодежной политикой, не было дано ответа, который можно было бы использовать в настоящем исследовании. Публикаций научного характера, посвященных каким-либо аспектам формирования черт маскулинности в неформальных молодежных объединениях города автору также обнаружить не удалось.

Эмпирическая база и методы исследования. Эмпирической базой данной работы явились результаты конкретного социологического исследования, проведенного автором в 2002 -2003 годах в областном центре. Объектом изучения выступили 16—17 летние юноши, т.е. подростки одной возрастной группы. Опрос проводился в школах города Тюмени по квотной выборке, главным признаком которой был тип

учебного заведения - обычная общеобразовательная школа, гимназия, школа; с профильными классами. Было опрошено более пятисот подростков, к машинной обработке принято 489^ анкет. Одной из основных задач обследования было выявление проявлений фактора маскулинности в ареале молодежной субкультуры и его роли в формировании особенностей социализации городской молодежи. При? этом опрос проводился как в среде «нормальных» подростков, так и (по той же самой методике) в среде 16-17 летних осужденных, отбывающих наказание в колонии для несовершеннолетних под г. Тюменью, что дало возможность получить дополнительную информацию при сравнении того, какое значение придается фактору маскулинности в различных социальных группах молодых людей. Заметим,, что при анализе использовались анкеты только тех заключенных, которые были городскими жителями). Заключенных - респондентов был 201 человек.

Эмпирической базой диссертационной работы послужили также результаты применения для достижения целей настоящей работы таких методов социологического исследования как наблюдение и: неформализованное интервью.

Научная новизна работы состоит прежде всего в том, что в ней впервые поставлена и решена проблема выявления структурных групп в городской; молодежной субкультуре и определение характерных черт маскулинности, актуальных для социализации тюменской молодежи. В процессе достижения поставленной цели и решения задач диссертационного исследования автор методически и теоретически обосновал ряд положений, которые в целом определяют научную новизну данной работы:

во-первых, концептуализирован категориальный аппарат исследования процессов формирования маскулинности в молодежной среде, в частности, понятия «маскулинность», «молодежь», «молодежная субкультура», «социализация» и т.п.

- во-вторых, выявлены специфические структурные группы в среде
тюменской городской молодежи: «активные индивидуалисты»
(«мачо»), «активные патриоты», «пассивные индивидуалисты»,
«хиппи» («нигилисты»), «неопределившиеся».

;- в-третьих, определены особенности функционирования отдельных
неформальных молодежных объединений в тюменском социуме, такие,
как отсутствие четких организационных структур,

детерминированность деятельности внешними факторами, запаздывание по времени (по отношению к столичным городам) утверждения поведенческих стереотипов;

- в-четвертых, выявлена определяющая роль качеств маскулинности в
молодежной субкультуре в городе Тюмени — иерархическая структура
неформальных объединений, лидерство и подавление, стремление к
поведенческой экстремальности (в одежде, спортивных увлечениях),
тело как арена телесных практик (татуировки, пирсинг, шрамирование),
утверждение через культ силы и т.п.

Положения, выносимые на защиту:

1 Сегодняшнее российское молодежное общество объективно развивается более путем дифференциации (нежели чем интеграции) по различным социальным признакам.

2. Неформальная молодежная среда в Тюмени в основном представлена следующими субкультурными объединениями: «гопники», байкеры, скейтеры, рокеры.

3 Для тюменских молодежных субкультур характерно а)
неокончательная сформированность принципов функционирования
организационных структур; б) отсутствие аутентичной идеологической
платформы, в) идеологическая несамостоятельность, зависимость от
лозунгов и принципов, сформированных в центральных городах.

4 Качества маскулинности играют ведущую роль в процессе
становления и закрепления неформальных молодежных объединений
города, доминированию индивида в группе, утверждению
соответствующего неформального статуса

5 Среда тюменской городской молодежи с учетом ранжирования
маскулинных качеств в целом характеризуется наличием следующих
структурных групп юношей - учащихся тюменских школ:

  1. «Активные индивидуалисты» («Мачо»)

  2. «Активные патриоты»

  3. «Пассивные индивидуалисты»

  4. «Хиппи» («Нигилисты»).

  5. «Неопределившиеся»

Особенности социализации молодого поколения в условиях социальных преобразований

В современной отечественной социологии молодежь является наиболее широко изучаемой социальной группой российского населения, а социология молодежи вполне может быть причислена к наиболее интенсивно развивающейся сфере современной социологической теории. Это обусловлено прежде всего общемировыми тенденциями, а точнее тем обстоятельством, что молодежь - это весьма многочисленная группа населения и молодому поколению во всем мире уделяется значительное внимание, поскольку со временем эта социальная группа неизбежно занимает ведущие позиции во всех сферах жизни общества. Мировоззренческая система, которая складывается в молодежной среде сегодня, через какой-нибудь десяток лет может стать основой ориентации российского общества в целом, ядром его культуры. Характерно, что в Основном документе Конференции ООН по окружающей среде и развитию- подчеркивается, что "молодежь-составляет почти 30% численности населения мира. Вовлечение современной молодежи в процесс принятия решений по вопросам окружающей среды и развития имеет в долгосрочном плане чрезвычайно важное значение для осуществления Повестки дня на XXI век" [79].

Российские социологи разделяют такой подход к значению данного рода исследований и рассматривают молодежь как "стратегический ресурс" развития российского общества. В частности отмечается, что "молодежь - не только будущее, она - "живое настоящее". При этом отечественными учеными подчеркивается, что общее число граждан в возрасте 15-29 лет - свыше 30 млн. человек, чуть более 21% численности населения страны и важно, чтобы в раскладе действующих в обществе социально-политических сил молодежь занимала место сознательного сторонника прогрессивных преобразований, вносила свой вклад в возрождение России [121].

В то же время нельзя обойти вниманием тот факт, что российская молодежь на современном историческом этапе оказалась в весьма специфическом положении, которое зафиксировал В.Т.Лисовский: "Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь на стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления "отцов", их попыткам реставрировать прошлое... В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу маргинальное ее социального положения. Сегодняшние молодые россияне поставлены в двойне экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания" [86]. И хотя со времени этой публикации (1998 год) прошло несколько лет; можно утверждать, что положение российской молодежи в этом аспекте его рассмотрения мало в чем изменилось.

Фактически наш известный социолог обратил здесь внимание на проблему нарушения социальной преемственности поколений, то есть общественно необходимой взаимосвязи различных поколений в процессе развития социума. Преемственность вообще можно рассматривать как некое свойство общественной жизни, обеспечивающее ее постоянное и уникальное воспроизведение, поддерживающее непрерывность в прерывном, сохраняющее сущность и целостность общественного организма, несмотря на ситуативные изменения, которым с неизбежностью подвергаются отдельные его части.

Безусловно, преемственность охватывает все слои общества и имеет место не только в связи со становлением и развитием молодого поколения. Однако именно для данной социальной группы характерна проблемносте принятия и усвоения ценностей и смыслов предыдущих поколений, которую исследователи общественного процесса объясняют разными причинами (инфантилизм, нигилизм, эдипов комплекс и т.п.). Нужно подчеркнуть, что такая проблемность порождает определенные формы социальных напряжений, дестабилизирует общественное развитие. В связи с этим становится понятным и оправданным то пристальное внимание, которое уделяется в настоящее время российскими обществоведами данным проблемам. В последние годы все острее ощущается потребность как науки, так и практики в фундаментальном анализе проблем молодежи, который предполагает целостный подход к изучению всего многообразия действительного осуществления социальных отношений в этой специфической области, общественных связей и проявлений молодого поколения. Без такого анализа невозможно системное построение обоснованной молодежной политики и воспитательной работы на всех ее уровнях. Особую актуальность эта проблема приобретает сегодня, когда на социальную арену выходит новое поколение, сформировавшееся в посткоммунистической России.

В процессе развития отечественной социологической мысли сформировалась специфическая область исследований, получившая наименование "социология молодежи" и включающая в себя тематически определенный ряд социологических практик, как непосредственных, так и опредмеченных в текстах. Используя в данном контексте термин "практики", которые понимаются как события социального мира, воспроизводимые социальными агентами, и не сводятся полностью ни к объективному научному познанию, ни к субъективному опыту, автор подчеркивает тот факт, что, несмотря на значительный объем исследовательской деятельности в данной сфере,, социология молодежи еще не приобрела вида теоретически оформившейся отрасли современной социологической мысли, избежавшей понятийной неоднозначности, рефлективной неопределенности и дискурсивной незаконченности. Вместе с тем, сказанное вовсе не означает, что данная проблематика не имеет своей сложившейся концептуальности в современной социологической литературе. Основополагающие моменты социологии молодежи содержатся в трудах известных отечественных исследователей, таких как Ю.Р.Вишневский, С.Н.Иконникова, И.С.Кон, В.ТЛисовский КЛ.Омельченко, Б А.Ручкин, В.Т.Шапко, Ю А. Зубок, В.И.Чупров, и др., которые и послужили методологической базой для данного исследования.

Неформальные объединения как сфера формирования молодежной маскулинной культуры

В процессе изучения молодежных субкультур исследователями особо выделяется роль городской молодежи. И это неудивительно. Исторически различные городские общности, в том числе и молодежные, демонстрировали гораздо большую социальную мобильность по сравнению с сельскими. В городах вершились судьбы социумов, более активно возникали формальные и неформальные социальные структуры, объединения и организации. Городское население более остро реагировало на действия власти, веяния моды, различные социальные инновации. В городах зарождались все буржуазные и социалистические революции. И всегда активным участником этих социальных движений была городская молодежь. Один из характерных и ярких примеров -активное участие молодежи в революционных событиях 1848-1849 гг. К.Маркс писал об этом: "Суровые революционные испытания в ряде стран Европы доказали, что боевым ядром пролетариата в классовых схватках была его городская промышленная молодежь" [ 92, С. 89.].

Активно-творческая роль городской молодежи сохраняется ив современных условиях. Весьма заметно она проявилась в период социальных реформ девяностых годов двадцатого века и в начале третьего тысячелетия. Важно отметить, что городская молодежь (что, впрочем справедливо и для всего молодого поколения) долгое время была лишена права "исповедовать" свою культуру. В условиях социалистического общественного устройства, ограниченности внешних связей, господства идеологии и сложившихся на этой базе традиций в социальном устройстве особые черты самосознания молодежи были малозаметны. Подобная социальная ситуация не оставляла места для свободной игры ее духовных сил. Она просто не имела возможностей проявить себя иначе, чем через официально организованные структуры, такие как комсомол, ударные молодежные стройки, общества научно-технического творчества молодежи и т.п. Нужно подчеркнуть, что эти каналы репрезентации молодежной активности во многом; способствовали проявлению лучших социально одобренных качеств молодого поколения. Более того, необходимо признать и существенный вклад советской молодежи в социально-экономическое развитие Советского Союза.

В тоже время, учитывая замкнутость советского социального и духовного пространства (здесь имеется в виду ограниченность контактов с представителями молодого поколения других стран, особенно стран Запада, и идеологическая отграниченность от чуждого социалистическому строю влияния), можно говорить лишь о единой молодежной культуре (это утверждение верно и для городской молодежи в частности), циркулирующей в пределах данной общности. Она жила по законам советского общества, в конкретной социальной системе навыков, унаследованных от старших поколений. Молодежь и старшее поколение были объединены общими представлениями о жизненных ценностях, они вполне осознанно передавали от поколения к поколению умения и навыки производительного и целесообразного преобразования и использования веществ и сил природы. Это являлось достоянием всех слоев общества. Данные условия городской жизни формировали и определяли главные черты, характерные для городской молодежи.

Социалистическое общество настроено было прежде всего на сохранение идей, ценностей и традиций. Процесс формирования духовного облика молодежи, в том числе ив городах, происходил исключительно по образу и подобию старших поколений. В подобной исторической ситуации молодежь как субъект неформальных видов деятельности проявляла себя в крайне ограниченных масштабах.

В период кардинального реформирования социально-экономической жизни российского государства произошла существенная корректировка общественных представлений о сущности, содержании всех сторон жизни. В переходных условиях именно городская молодежь продемонстрировала существенную (а иногда совершенно полную) смену социальных стереотипов, исповедуемых, норм, ценностей, представлений и т.п. Это представляется вполне естественным и закономерным, также как и тот факт, что старшее поколение проявило в этом смысле известную инерционность, осмотрительность и осторожность.

Городская молодежь, как социально активный слой, постепенно заявляла о себе по мере того, как размывались возрастные различия и ограничения. Исторически она всегда стремилась к свободе самовыражения. Вместе со сменой способов духовно-практического воспроизводства общественного уклада жизни, городская молодежь шаг за шагом приобретала собственные ориентации в социуме и навыки самостоятельного освоения новой социокультурной ситуации. Вполне закономерно, что радикальные преобразования в экономике, в быту, в способах передачи информации, в формах воспитания и обучения, должны были повлечь за собой существенные изменения в сознании молодежи, в ее мироощущении.

С изменением социальных диспозиций у городской молодежи формируется и нарастает осознание ею роста своего непосредственного влияния на развитие различных сфер городской жизни. Вместе с этим постепенно возрастает понимание молодежью своих групповых интересов и в то же время осознание своей ответственности за положение дел во всем обществе. Вместе с развитием молодежного сознания, развивается и молодежная субкультура, возникают различные неформальные молодежные структуры, " запрограммированные" властями и, соответственно неконтролируемые последними. В частности подобная ситуация характерна для города Тюмени. Диссертант в процессе своей исследовательской работы многократно обращался в различные городские управленческие структуры и выяснил, что в настоящее время у городских властей нет сколько-нибудь оформленного, систематизированного представления о тюменских неформальных молодежных движениях.

Содержательные особенности молодежной маскулинной культуры

В результате данного диссертационного исследования можно сделать следующие выводы. Во - первых, в рамках обшей культуры всех сложных обществ, всегда наличествуют специфические культуры, которые принято называть субкультурами. Генератором субкультурных ценностей является конкретная социальная группа, которая имеет отличительные культурные особенности, выделяющие ее среди других общностей. Такая группа должна обладать достаточным социальным потенциалом для воспроизведения собственной идеологии, особенных ценностей, верований и символики, поведенческих стереотипов, что могло бы способствовать развитию собственной социальной оформленности. специфических коммуникативных взаимодействий. В социокультурном пространстве субкультуры обнаруживают себя не только и не столько в качестве составляющего элемента соответствующей поддержки заданного развития социума, сколько в качестве своеобразного культурного антитезиса, одной из альтернатив такого развития.

Анализируя молодежную субкультуру можно обоснованно утверждать, что молодежь является наиболее мобильной частью общества, оказывающей активное воздействие на динамику социальной структуры, на стратификационные изменения в данном обществе, поскольку для молодежи характерна высокая интенсивность как межгенерационной, так и внутригенерационной мобильности (перехода из одних социальных групп в другие). При этом важной содержательной чертой специфического облика молодого поколения является процесс активного освоения социальных образцов и норм. Характеристики молодого поколения подвижны, можно говорить о региональных, национальных, социально-экономических особенностях различных групп молодежи.

Во-вторых, с учетом ранжирования маскулинных качеств, выявлены следующие структурные группы среди тюменских юношей-учащихся школ:

1) «Активные индивидуалисты» («Мачо») - самая активная группа среди подростков, составляет около 5 % молодежи. Следуют типичным маскулинным идеалам: силе, агрессивности, подавлению. На наш взгляд, таким людям присущи свойства лидера, хотя и можно говорить о том, что это является предметом дополнительного психологического исследования. Такие молодые люди эгоистичны, не пойдут на ущемление собственных интересов ради общей цели. В отношениях с противоположным полом исповедуют патриархат. Не считают нужным входить в какие-либо группировки, а сами их формируют.

2) «Активные патриоты» - размер группы — около 10% от общего числа учащихся. Также как и первая группа не брезгуют силой для достижения целей, но уже не своих, а навязанных другими, т.к. уровень интеллекта молодого человека не позволяет сформировать собственные цели в такой глобальной постановке проблемы. Охотно идут как в армию, так ив агрессивные молодежные группировки. Патриотичны, с высоко развитым чувством долга.

3) «Пассивные индивидуалисты» - наиболее крупная группа - около половины школьников. Заявляют о своей поддержке ценностей общества, армии, равноправия в семье и обществе, однако если вопросы касаются конкретных действий, стараются сделать так, как удобно в данный момент. Формально не привязаны к каким-либо политическим движениям, идеологии, но заявляют о своей активной гражданской позиции. После школы идут продолжать образование в ВУЗе, после этого могут уехать за рубеж в поисках лучших условий. Однако при наличии хороших условий, готовы работать ив России, причем с энтузиазмом и изобретательностью. Не агрессивны, стараются решать проблемы путем переговоров. Дорожат мнением окружающих, уровнем престижности всего, с чем сталкиваются.

Похожие диссертации на Особенности формирования маскулинности в социализации городской молодежи