Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Практики брачно-семейных отношений в студенческой среде Стельмах, Анастасия Михайловна

Практики брачно-семейных отношений в студенческой среде
<
Практики брачно-семейных отношений в студенческой среде Практики брачно-семейных отношений в студенческой среде Практики брачно-семейных отношений в студенческой среде Практики брачно-семейных отношений в студенческой среде Практики брачно-семейных отношений в студенческой среде
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Стельмах, Анастасия Михайловна. Практики брачно-семейных отношений в студенческой среде : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Стельмах Анастасия Михайловна; [Место защиты: Сарат. гос. техн. ун-т].- Саратов, 2011.- 147 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-22/81

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию брачно-семейных отношений студенческой молодежи 17-48

1.1. Брачно-семейные отношения студентов: социологическая проблематизация 17-36

1.2. Социализационные возможности формирования брачно-семейных ориентиров студентов в вузовском пространстве 36-48

Глава 2. Особенности брачно-семейных отношений в студенческой среде 49-106

2.1. Социальная обусловленность выбора брачно-семейных практик студентов 49-82

2.2. Активизация социальной политики государства в отношении студенческих семей 82-106

Заключение 107-110

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Изучение брачно-семейных отношений студенческой молодежи актуализируется, во-первых, в силу того, что именно молодёжь выступает социальной детерминантой процесса воспроизводства населения и социальной структуры общества в целом, а феномен студенческого родительства может быть рассмотрен как потенциальный резерв для трансляции опыта поколений. Во-вторых, важным обстоятельством, актуализирующим тему диссертационного исследования, является осмысление брачно-семейных отношений студенческой молодежи в контексте исследований проблем семьи и семейной политики в условиях трансформации ценностно-ориентационного каркаса социального института семьи. При этом особого внимания заслуживает система социально-правовых гарантий, призванных обеспечить современной семье, в частности, студенческой, стабильный социальный статус.

Актуальность исследования определяется также тем, что брачно-семейные отношения в студенческой среде коррелируются с кризисом семьи, проявляющимся в снижении престижа института семьи и его неспособности удовлетворительно выполнять основные функции, что принципиальным образом изменяет социальную значимость брачно-семейных практик. Так, показатель брачности россиян, по данным Территориального органа Росстата, в 2008 году составил 8,9 (на 1000 человек), в 2009 году – 8,3, в 2010 – 8,5. В Саратовской области он также снижался с 8,2 (2008 год) до 7,7 (2009 год), и в 2010 году составил - 7,6. Показатель разводимости населения в прошедшем году составил 4,9 – в России и 4,8 – в Саратовской области. С 2008 года наметилась положительная динамика по количеству браков и разводов. В 2009-2010 гг. – при сохранении этой тенденции по отношению к разводам, в динамике заключения брака наметилась тенденция к снижению. С начала 2010 года в области зарегистрировано 19519 браков и 12208 развода. Число браков сократилось почти на 3%, доля разводов увеличилось на 1%. В расчете на 100 образовавшихся брачных союзов пришлось почти 160 расторгнутых. Иными словами, россияне реже стали жениться, но чаще – разводиться. Причем, 2/3 всех разводов (66%) составляют семейные пары с «брачным стажем» до 9 лет.

Повседневные брачно-семейные практики студенческой молодежи оформлены в специфическую ценностную систему и представляют синтез формальных правил и неформальных договоренностей, в рамках которых складываются статусные взаимодействия молодых людей, воспроизводятся семейные практики, формируются социальные ценности и нормы, обусловливающие соответствующие образцы действий. Вследствие чего социальная значимость изучения брачно-семейных отношений студенческой молодежи определяется в силу их биполярности: с одной стороны, студенты как передовая когорта молодежи обеспечивает обществу инновационное развитие, избавление от застывших социальных форм; а с другой – именно студенческая молодежь призвана обеспечивать обществу сохранение его социально-значимых ценностей и норм.

Фокусирование научного интереса на исследовании брачно-семейных отношений студенческой молодежи напрямую связано с усилением интеграционных процессов в обществе посредством конструирования социально значимого поведения, формирующего позитивные семейно-ценностные ориентации молодежи.

Степень разработанности проблемы. Социологический анализ брачно-семейных отношений студенческой молодежи до последнего времени осуществляется эклектично. Брачно-семейные отношения студенчества как предмет научной рефлексии социологии встречается в исключительно редких публикациях. Внимание в научных трудах чаще всего уделяется студенчеству в целом, молодежи, семье, рождаемости, брачности (Г. Беккер, В. Боровик, С. Голод, И. Дементьева, Г. Карелова, Е. Иванова, Ю. Левада, В. Медков, С. Мезенцев, В. Пуляев, С. Сивахина, А. Соколов, И. Щербакова, В. Ярская).

Проблемы добрачных отношений, распределения супружеских ролей в браке и перспективы их реализации рассматривались в работах И. Бестужева-Лады, А. Волкова, М. Денисенко, Л. Карцевой, Б. Кваши, Г. Навайтис. Важное место в брачно-семейных отношениях студенческой молодежи принадлежит сожительству (данное понятие подразумевает отсутствие штампа в паспорте). Изучению и анализу нерегистрируемых браков посвящены работы Т. Богдановой, Е. Вовк, Е. Лаптевой, И. Самойловой, В. Сысенко, Ю. Талалай, А. Щукиной. Причины распространенности и влияние сожительства на институт семьи анализируют Т. Долбик-Воробей, Е. Иванова, А. Лёвин, Л. Лёвина, Л. Михеева, А. Синельников.

Общетеоретические основания исследования института семьи, проблемы брачно-семейных отношений, некоторые аспекты жизнедеятельности студенческой семьи, представлены в работах А. Авдеева, И. Голода, Т. Гурко, О. Конта, Ю. Кострова, А. Кузьмина, В. Лисовского, С. Мезенцева, А. Харчева. Проблемы стабильности семьи и брака в современном мире были сформированы в трудах Н. Дунаевской, Е. Кожевникова, С. Сивохиной, П. Сорокина, Е. Холостовой, З. Янковой. Т. Асташев, Б. Бим-Бад, В. Боровик, Н. Гордиенко, С. Лозанский, Г. Силласте, Н. Шевченко изучают влияние университетской (вузовской) среды на формирование ценностной системы студенческой молодежи. Исследование роли образования в процессе социализации, в формировании конструктивных ориентиров и развитии творческого потенциала студентов отражено в работах отечественных и зарубежных социологов: П. Бурдье, Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, Д. Зайцева, И. Захарова, Д. Константиновского, Е. Ляхович, Т. Стюарта.

Концептуально важным для диссертационного исследования является рассмотрение социального пространства студенческой молодежи, ее жизненного пути, проблем сексуальных и внутриличностных отношений описанных в работах А. Антонова, И. Волосковой, И. Кона, В. Магун, В. Медкова. Особое место в изучении брачно-семейных отношений занимает вопрос о социализационных практиках. Механизмы осваивания социального мира и причины появления новых социальных практик в процессе социализации анализируются в работах П. Бергера, П. Бурдье, Э. Гидденса, Т. Лукмана, Т. Парсонса, Э. Эриксона.

Особое значение для понимания социальной реальности имеет анализ гендерных отношений в семье и гендерных стереотипов в обществе, рассматриваемых в трудах Л. Бондаренко, О. Ворониной, Е. Здравомысловой, М. Римашевской, А. Темкиной, М. Тулузаковой, Е. Ярской-Смирновой. Гендерный анализ социальной семейной политики, а также ее реализация отражены в трудах Н. Ловцовой, Е. Ярской-Смирновой. Характер внутрисемейного распределения обязанностей и власти изучался в работах Е. Балабановой, И. Козиной.

Определенный вклад в изучении института семьи и брака, а также реализации социальной политики внесли саратовские исследователи. Особенности развития социального пространства молодежи и их проблемы описаны в работах Л. Яковлева, В. Ярской. Сущность социальной политики как объекта социологического исследования раскрывают такие ученые как И. Григорьева, П. Романов, В. Ярская.

Однако, несмотря на значительный массив литературы, за пределами социологического осмысления остаются вопросы институциального статуса студенческой семьи, социальной защищенности, отсутствуют работы, посвященные разработке направлений стабилизации жизнедеятельности семейных студентов. Исследование названных проблем скорее намечено, чем глубоко проанализировано. Это позволяет считать изучение брачно-семейных отношений студенческой молодежи актуальным в теоретическом и практическом плане. Тема диссертационного исследования в определенной мере носит междисциплинарный характер. В рамках работы акцент сделан на рассмотрении социологических аспектов брачно-семейных отношений студенческой молодежи.

Цель диссертационной работы – выявление практики брачно-семейных отношений в студенческой среде с исследованием их проблемного поля. Реализация поставленной цели предполагает решение серии взаимосвязанных задач:

осуществить социологическую рефлексию теоретико-методологических подходов к институту брачно-семейных отношений;

эксплицировать и систематизировать практики институциальной трансформации брачно-семейных отношений студенческой молодежи;

провести анализ теоретических источников и раскрыть сущность вузовского пространства как поля формирования брачно-семейных отношений студенческой молодежи;

разработать программу, инструментарий и провести авторское социологическое исследование с целью выявления брачно-семейных практик в студенческой среде; провести вторичный анализ данных по тематике диссертационного исследования;

классифицировать, типологизировать брачно-семейные практики студенческой молодежи и конфигурируемые ими проблемные поля;

исследовать основные направления социальной политики государства в области брачно-семейных отношений студентов, с последующей оценкой возможности конструирования в студенческой среде социально-значимых образцов поведения;

предложить направления по поддержке семейной студенческой молодежи в условиях изменяющегося социума.

Объект исследования – брачно-семейные отношения студенческой молодежи.

Предмет исследования – социальная обусловленность выбора брачно-семейных практик в студенческой среде.

Гипотеза исследования. В современной ситуации полярности традиционных и модернистских брачно-семейных ценностей социума, в студенческой среде наблюдается ряд противоречий процесса реализации брачно-семейных установок. В условиях, затрудняющих реализацию традиционного подхода к брачно-семейным отношениям, студенческая молодежь предпочитает фактические брачные отношения и квазисемейный образ жизни. Подмена традиционного института брака фактическим сожительством не означает отрицания его как такового, но предполагает изменение официального статуса в неопределенном будущем.

Теоретико-методологические основы диссертации. Методологи-ческой основой диссертации выступают положения структурно – функционального подхода, заложенные в трудах Т. Парсонса, П. Сорокина, позволяющие проанализировать брачно-семейные отношения как часть социальной системы и способы ее приспособления к более широкой системе. Особую значимость представляют идеи эволюционной теории развития института брачно-семейных отношений, представленные в работах И. Бахофена, Л. Моргана, Ф. Энгельса. Полезным для осмысления институциальных изменений брачно-семейных отношений оказался подход П. Бергера и Т. Лукмана. Теоретические разработки П. Бурдье позволили рассмотреть брачно-семейные отношения с точки зрения конструирования социальных ролей. Работы П. Блау, Дж. Хоманса способствовали объяснению сожительства в рамках теории социального обмена. Тематический дискурс фактического брака анализировался в рамках модели публичных арен С. Хилгартнера и Ч. Боска. Автор опирался на фундаментальные идеи социального времени, пространства и культуры, разработанные В. Ярской. Методология инструментария исследования основана на разработках следующих авторов: П. Романова, А. Страуса, В. Ядова, Е. Ярской-Смирновой.

Эмпирическая база диссертационной работы сочетает триангуляцию количественных и качественных социологических методов, позволивших выявить брачно-семейные отношения студенческой молодежи, типизировать их проблемное поле в зависимости от выбранной стратегии. С помощью количественного исследования был накоплен массив данных, который помог выявить основные брачно-семейные практики студенческой молодежи, определить степень распространенности сожительства, узнать отношение студентов к этой и другим формам брака. Количественные данные получены методом анкетирования студенческой молодежи города Балаково с сентября по ноябрь 2010 года. Исследование проводилось среди студентов Балаковского филиала Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина (ПАГС) и Балаковского института техники, технологии и управления (БИТТУ). При формировании выборочной совокупности учитывались пол, возраст и форма обучения. Объем выборки составил 182 человека.

Для целостного понимания проблемы диссертационного исследования проведено 10 интервью (февраль-март 2010 года), в ходе которых изучались мотивы сожительства молодых людей и проблемы семейных студентов, независимо от официального статуса. Интервьюировались студенческие семьи, молодые люди, проживающие фактическим браком. При проведении интервью соблюдались основные этические принципы: осознанное согласие, конфиденциальность. Поиск респондентов происходил через профком (студенческие семьи), а также через знакомых молодых людей соответствующего возраста. В отличие от количественного исследования, рассматривающего факты и проблему с количественной стороны, качественное исследование направлено на индивида, его внутренний мир, мотивацию. Данное исследование позволило автору описать проблему изнутри, понять причины, обусловливающие выбор определенной брачно-семейной практики студентами.

Значимым эмпирическим источником для диссертационного исследования является экспертное интервью с председателем студенческого профсоюзного комитета Балаковского института техники, технологии и управления, специалистами социальной работы Балаковского центра социальной помощи семье и детям «Семья», инспекторами управления социальной защиты населения Балаковского района, в силу специфики должностного функционирования занимающихся проблемами студентов, вступивших в брак. В результате было получено 8 экспертных интервью.

Результаты диссертационного исследования дополняет контент-анализ материалов трех периодических печатных изданий: «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Аргументы и Факты - Саратов», а также некоторые Интернет-ресурсы за 2006-2010 гг.. Общий объем интерпретируемых источников составил 236 газетные статьи и 11 Интернет-ресурсов. Для анализа печатных изданий использовался сплошной тип выборки. Единицей контент-анализа были заявлены смысловые категории – фактический брак, «гражданский брак», сожительство, студенческая молодежь, ценности. Целью контент-анализа являлось изучение репрезентации сожительства в прессе. В указанный анализируемый период была выявлена временная эскалация исследовательской тематики, что по нашему мнению связано с объявлением 2008 года «годом Семьи».

Надежность полученных результатов обеспечивалась научно-методологической обоснованностью исследования, использованием необходимого комплекса методов, обоснованностью целевой выборки, применением международно признанного стандарта обработки количественных данных – статистического пакета SPSS и корректностью использования описательной статистики для анализа данных. Для достижения наибольшей достоверности результатов проведен вторичный анализ данных, полученных по интернет-запросу: исследования ВЦИОМа «Любовь, деньги или жилье – без чего не построить крепкую семью» (N=1600, 2009), «Любовь и дружба – превыше всего» (N=1600, 2010).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке, обосновании и решении задач социологического анализа брачно-семейных отношений студенческой молодежи и может быть сформулирована следующим образом:

  1. в авторской интерпретации выделены, проанализированы и систематизированы основные теоретико-методологические подходы к изучению брачно-семейных отношений, в частности, историко-эволюционный, институциальный, структурно-функциональный, конфликтологический и гендерный, на основе которых предложена имплицированная интерпретация брачно-семейных отношений в студенческой среде;

  2. по-новому раскрыты структурные особенности вузовского пространства как социализирующей основы студенческой молодежи, выяснено, что социализирующая среда вузовского пространства направлена преимущественно на профессиональную идентификацию молодых людей;

  3. представлена оригинальная позиция в определении вузовского пространства как социального поля институциального функционирования брачно-семейных практик;

  4. установлено, что современные брачно-семейные отношения характеризуется следующими тенденциями: плюрализацией брачно-семейных практик, эгалитарностью, малодетностью, стремлением к индивидуализации, а в структуре брачно-семейных отношений студенчества доминируют квазисемейные практики;

  5. обоснована, противоречивость семейно-ценностных оценок студенческой молодежи, что ослабляет процесс преемственности позитивного социокультурного семейного опыта, затрудняющих процесс формирования конструктивных брачно-семейных практик студентов;

  6. впервые студенческая семья заявлена в качестве самостоятельного объекта социологической рефлексии, как специфическое объединение в структуре брачно-семейных отношений;

  7. доказано, что приоритетной брачно-семейной практикой студенческой молодежи является фактическое сожительство, а традиционная студенческая семья выступает лишь одной из возможных трактовок семейного поведения;

  8. осуществлен авторский анализ социальной обусловленности выбора студенческой молодежью брачно-семейной практики, типизированы проблемные поля брачно-семейных отношений в терминах «традиционное», «фактическое», «родительское»; выявлены основные факторы, обусловливающие социальную предопределенность выбора брачно-семейной практики студенческой молодежью: отсутствие материально-бытовых условий; неуверенность в партнере; недостаточная профессиональная самореализация;

  9. с учетом региональной специфики предложена авторская модель социальной поддержки семейных студентов и механизмы вторичной социализации студенческой молодежи, направленные на развитие в вузовском пространстве навыков семейного сосуществования, способствующих формированию у студентов позитивных, осмысленных форм брачно-семейного поведения и их ответственного отношения к родительству.

Достоверность и обоснованность результатов исследования опре-деляется непротиворечивым теоретическим обоснованием концепции исследования, применением социологических подходов в ходе исследования брачно-семейных отношений студенческой молодежи, комплексным анализом процессов институциализации этих отношений, соответствием методов и методологии исследования современным подходам к интерпретации социологических данных, соотнесением полученных результатов с исследованиями отечественных и зарубежных ученых.

В ходе проведения теоретического и прикладного социологического исследования получены научные результаты, формулируемые автором диссертации как Положения, выносимые на защиту:

  1. Современные брачно-семейные отношения, носящие эгалитарный характер и предполагающие равенство полов, характеризуются индивидуальностью и малодетностью. Плюрализация брачно-семейных практик, модернизационные процессы в социуме затрудняют формирование у молодежи конструктивных брачно-семейных ориентиров и идеалов. Проходя этапы хабитуализации, сожительство выполняет специфический набор функций, оказывая тем самым прямое или опосредованное влияние на социально-демографические процессы в жизни общества. Латентность или альтернативность сожительства как брачного института преодолевается его легитимизацией на уровне общественного сознания, что пролонгирует существование названного феномена в современном социуме.

  2. Культура индивидуализации демонстрирует независимость молодежи по отношению к классической модели семьи и предполагает, прежде всего, свободу брачно-семейной самореализации, не ограниченной традиционным социальным опытом и стереотипами. В условиях дезинтеграции социальных институтов молодежь стремится освободиться от социального контроля и построить новую неформальную семью, конструируя более доступные и конформные отношения, соответствующие социальному окружению. Традиционная брачно-семейная практика студенческой молодежи в современном обществе не воспринимается как единственная абсолютно идеальная модель, а скорее служит ориентиром.

  3. Социализирующая среда современного вузовского пространства направлена преимущественно на профессиональную идентификацию молодых людей. В результате социализация студенческой молодежи происходит посредством постижения институциальных норм и правил через практики повседневной культуры. Вузовское пространство не в полной мере использует социально-воспитательный потенциал для конструирования позитивных брачно-семейных ценностей студенческой молодежи, как в учебное, так и внеучебное время.

  4. Содержательные изменения брачно-семейных отношений инициируют возникновение новых брачно-семейных практик, делая стратегию сожительства наиболее приемлемой. В таком союзе, согласно данным авторского исследования, проживают 57,7% респондентов. Эмпирически подтверждено, что студенческая молодежь не отказывается от семейных практик, но отказывается своевременно и официально регистрировать свои отношения. Стремление к вступлению в брак сдерживается не только ответственностью или увлеченностью учебой, а в большей мере отсутствием соответствующих социальных условий.

  5. В ходе проведенного анализа типизированы следующие поведенческие установки по отношению к сожительству: эмоционально захваченные, но не готовые к браку; рационалистические, живущие вместе по материальным причинам; адаптационные, собирающиеся вступать в брак и живущие совместно в ожидании этого; и социальное отторжение официального брака. Согласно результатам анализа основной спецификой семейно-ценностной основы молодежи выступает ее тесная взаимосвязь с жизненными ценностями (например, карьера, материальное благополучие) и возрастание прагматичности. Семейно-ценностная эклектичность мировоззрения студенческой молодежи затрудняет процесс преемственности конструктивного брачно-семейного опыта.

  6. Жизненное пространство семейных студентов представлено в конструкциях повседневных практик, идентифицированных в результате субъективных представлений акторов о семейной жизни. В зависимости от социальной идентификации происходит формирование пространства семейных отношений в студенческой среде и выделение «традиционного», «фактического» и «родительского» проблемного поля брачно-семейных практик.

  7. Анализ социальной политики в области брачно-семейной сферы показал, что в настоящее время семейная политика сфокусирована на социальной поддержке традиционной нуклеарной семьи с детьми. В структуре брачно-семейных отношений студенческая семья юридически не выделяется, а квазисемейные отношения исключаются из фокуса ее внимания. Мобилизация социальной поддержки брачно-семейных практик студенческой молодежи, ограниченная социальной политикой, представляет собой совокупность ресурсов вузовского пространства в сочетании с различными стратегиями выживания: экономное распределение доходов, включенность партнеров в сферу трудовых отношений, родительская поддержка.

Теоретическая и практическая значимость работы. Основные идеи автора расширяют теоретическое знание о социальных процессах внутривузовского пространства с точки зрения формирования позитивных практик студенческих брачно-семейных отношений. Значимость работы определяется новым качественным подходом к проблеме выбора брачно-семейных практик студенчества. Выводы, представленные в диссертационной работе, могут иметь ценность с точки зрения использования их в разработке и совершенствовании методик оказания действенной социальной помощи студенческим семьям. Работа имеет теоретическое значение для социологии семьи, социологии молодежи, фамилистики, социальной политики, теории и технологии социальной работы.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке курсов социологии семьи, социологии молодежи, фамилистики, теории и практики социальной работы для студентов вузов, магистрантов, сотрудников и преподавателей социально-гуманитарных дисциплин, а также в работе органов социальной защиты, отделов по делам молодежи на всех уровнях, во внутривузовском менеджменте. Данная диссертационная работа может найти практическое применение в деятельности социальных служб всех уровней, занимающихся проблемами поддержки и помощи современным семьям. Выводы и полученные результаты могут быть востребованы в формировании социального сервиса в образовательном пространстве вуза.

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на методологических семинарах, заседаниях кафедры социальных и гуманитарных наук БИТТУ (2007-2011), на международных, всероссийских, межрегиональных, межвузовских научно-практических конференциях: Международная научная конференция молодых ученых, аспирантов и студентов «Молодежь в начале XXI века: основные ценности, позиции, ориентиры» (Самара, 2010); Всероссийская научная конференция «Актуальные проблемы современной науки и образования» (Сибай, 2010); Всероссийская научная конференция – школы молодых ученых «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук» (Саратов, 2009); Международная научная студенческо-аспирантская конференция «Актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии» (Пермь, 2009); Всероссийская научная конференция «Инновационное общество: национальная безопасность России в сценариях столкновения цивилизаций» (Саратов, 2008); Научная конференция «Специфика организации социальной работы в студенческой среде» (Балашов, 2008).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 16 работ общим объемом 3,88 п.л.

Структура диссертации включает введение, две главы (четыре параграфа), заключение, список использованной литературы, приложения.

Брачно-семейные отношения студентов: социологическая проблематизация

Семья и брак относятся к феноменам, являющимся постоянным предметом научной рефлексии, поскольку, несмотря на разнообразие политических, экономических и социальных организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и заканчивая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица. Анализируя брачно-семейные отношения, исследователи продуцируют значительное количество подходов к изучению семьи, а также дефиниций встречающихся в научной литературе. При этом, отметим, что в настоящее время отсутствует единое мнение ученых в отношении определения «семья», хотя данная дефиниция представлена в различных областях научного знания: психологии2, этнографии3, демографии4, экономической теории5. В контексте диссертационного исследования первостепенное значение имеет социологическая трактовка семьи.

Обобщая классические теоретические подходы к исследованию семьи и брака, рассмотрим их методологические основы, уточним теоретическую базу нашего диссертационного исследования. В первую очередь конкретизируем те понятия, которые являются базовыми для выявления сущности брачно-семейных отношений.

В результате развития человеческого общества сменилось немало форм организации отношений между полами. Каждой такой форме соответствовал определенный уровень социально-экономического развития общества. Считаем возможным выделить несколько подходов к изучению брачно-семейных отношений: 1) историко-эволюционный; 2) институциальный; 3) структурно-функциональный; 4) конфликтологический; 5) тендерный.

Традиции изучения брачно-семейных отношений были заложены И. Бахофеном, Л. Морганом и Ф. Энгельсом. Анализируя их подход, определим, что характерной чертой брачно-семейных отношений существовавших до появления моногамии является наличие в них большей или меньшей свободы отношений полов до брака. Добрачные отношения и внебрачные отношения во многих обществах не рассматривались как нарушение правил и соответственно никак не осуждались. Социальное признание правомерности небрачных (добрачных и внебрачных) связей наиболее ярко проявлялось в том, что доклассовые общества определенным образом их регулировали, вводили в определенные социальные рамки, причем те же самые, в которые были заключены и брачные отношения.

В современном обществе продолжается процесс изменения старой и формирования новой формы индивидуального брака и семьи. О. Конт, изучая семью, определял ее как «универсальное общечеловеческое явление», которому свойственно развитие и изменение.

В рамках диссертационной работы целесообразным представляется рассмотрение развития матримониальных отношений с точки зрения теории институциализации. Согласно вышеуказанной теории П. Бергера и Т. Лукмана социальный институт, в том числе семьи, должен обладать следующими свойствами: человеческая деятельность подвергается хабитуализации, что предшествует институционализации и предоставляет возможности переднему плану для рассуждений и инноваций; институт типизирует как индивидуальные действия, так и тех, кто эти действия производит, имея своей основной функцией поддержание социального порядка; институты предполагают историчность и контроль, устанавливая предопределенные образцы человеческого поведения; институты, появляются, как правило, в довольно многочисленных общностях, хотя теоретически они могут возникнуть при повторяющихся взаимодействиях двух индивидов; институциальный мир воспринимается в качестве объективной реальности, в то же время ему требуются способы легитимации, то есть способы его объяснения и оправдания, а также расширенная система социального контроля; социальные институты неразрывно связаны друг с другом; границы институционализированных действий могут уменьшаться или деинституционализироваться6.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995.-С. 28-75. Разрабатывая понятие социальный институт, Т. Веблен трактовал его как группу людей, объединенных какими либо идеями, для выполнения каких либо функций, а в формализованном категориальном виде - как систему социальных ролей, организующую систему поведения и социальных отношений. В качестве определяющей черты институционального взаимодействия Т. Веблен отмечал организованность, а важнейшими элементами институциональной структуры считал социальные формы, роли, ожидания. Американский социолог У. Самнер основной задачей социального института считает закрепление социального опыта, его трансляция от поколения к поколению, и тем самым поддержание общественного равновесия .

Институт семьи существует не обособлено, а во взаимодействии с внешним миром, вследствие чего подвергается его воздействию, изменяя при этом свои функции, практики и структуру. Институциальными особенностями современных брачно-семейных отношений является то, что: приемлемыми являются как добрачные, так и внебрачные отношения; целомудрие молодых людей до брака перестало быть моральной ценностью; эгалитарный характер, предполагающий равенство полов, при принятии решений, касающихся семьи; брак, не является пожизненным и расторгается по желанию любой из сторон.

Институциальные изменения брачно-семейных отношений многие отечественные и зарубежные ученые связывают с кризисом цивилизации. Сторонники эволюционистского подхода подчеркивают негативные тенденции в развитии семейных отношений: ослабление союза родителей и детей, супругов и распад семейного хозяйства8. Никто не оценивал, какой вред нанесло общественное воспитание, отрывавшее родителей от

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - С.22. повседневного общения с детьми в раннем детстве, когда формируется характер человека и, закладываются основы его социализации9.

Модернистские процессы способствуют плюрализации матримониальных практик. Параллельно с традиционной семейной практикой функционирует и является востребованной либеральная. К либеральным практикам относят следующие брачно-семейные практики: «групповой брак», сожительство, свингерство. Хотелось бы отметить, что в дальнейшем в работе понятия фактический брак, сожительство, свободный брак, используются как взаимозаменяемые. Наличие в современном обществе двух параллельно существующих моделей семьи оборачивается не только социальными, но и нравственными противоречиями10.

Либеральная модель является деструктивной по отношению к социальному институту семьи, и к общественной системе в целом. С точки зрения теории институциализации сожительство воспринимается как моральная испорченность и полное невежество", являющееся социальной маргинальностью и следствием крушения институциональных порядков, ведущим к деинституционализации семьи. Согласно положениям данной теории, сожительство это в определенной мере, следствие неуспешной социализации молодого поколения и неудачной передачи им социального опыта. В условиях дезинтеграции социальных институтов молодежь стремится освободиться от социального контроля и построить новую неформальную семью. Увеличение числа таких семей имеет причинно-следственную зависимость, как от экономических факторов, так и от ценностных ориентации субъектов.

Социализационные возможности формирования брачно-семейных ориентиров студентов в вузовском пространстве

Можно согласиться с К. Ясперсом, рассуждающим о характере образования и его влиянии в перспективе на очеловечивание человека: «Человек есть бесконечное, в каждом конкретном случае ограниченное конкретными условиями, и только когда он их осознает, он приобретает сущность (Substanz). По этой причине для человека дело заключается в том, чтобы овладеть своими рамками и стать в них свободными. Духовно одаренные люди приобретают такую свободу через учение»5 .

Джон Дьюи, в своей теории прогрессивного образования, то есть образования для общества, стремящегося к социальному прогрессу, показал, что основной недостаток классического образования - это стремление ретроспективно привязать воззрения современного человека к опыту прошлых времен. Дж. Дьюи выступает против, каких бы то ни было строгих законов повторения, ибо, если бы такие существовали, «не существовало бы развития. Каждое новое поколение просто повторяло бы существование предыдущих, то есть развитие имеет место только как внедрение сокращений и изменений в предыдущую схему роста»37. Следовательно, функция образования заключается в том, чтобы освободить молодых людей от возобновления и повторного прохождения опыта прошлого, а не в том, чтобы повести их по пути повторений. Согласимся с Н. Шевченко в том, что «непосредственное и опосредованное влияние образовательных структур на различные сферы общественной жизни, их тесное переплетение с другими институтами является характерной чертой Нового времени»38.

Основоположники социологии образования отмечали определяющее воздействие образования на человеческую личность. Образование является процессом «методической социализации молодого поколения» , цель которого заключается как в обеспечении молодежи необходимым минимумом культуры, так и способом, посредством которого общество воспроизводит условия своего существования. М. Вебер указывал на воздействие системы образования на общественную жизнь, стремясь избежать насилия как средства достижения социального мира и справедливости, и считал, что управляемые массы следует готовить к целерациональному поведению путем образования. Согласно М. Веберу, правильным образованием для народа будет такое образование, которое лишит людей потребности в социальных возмущениях, возникающих при не учитывающем эмпирическую действительность иррациональном стиле поведения. Э. Дюркгейм, рассматривая образование как социальный институт по передаче опыта от одного поколения к другому, подчеркивал не только саму социальную обусловленность этого института, но и фиксировал внимание на тех ценностно-целевых и содержательных различиях, которые характерны для той или иной культуры и исторической эпохи, а также различия в тех требованиях общества, которые оно предъявляет к системе образования60.

По мнению К. Манхгейма, образование «представляет собой часть общего социального прогресса»61. Он рассматривал образование как социальный феномен, а не «как взаимный обмен между двумя индивидами, учителем и учеником, на уровне личных отношений». К. Манхгейм считал, что образование находится в тесной взаимосвязи с обществом и его социальными структурами: «не одна система образования не в состоянии поддерживать эмоциональную стабильность и духовную целостность, пока она не имеет своего рода общие стратегии с социальными службами, действующими за рамками школы. В наше время лишь взаимодействие с ними можно контролировать социальное влияние, которое в противном случае дезорганизует жизнь общества» .

Исходя из вышеизложенного, автор полагает, что образование является основным фактором социализации молодых людей, включающего не только интеллектуальное, но и духовное развитие. От качества полученного образования в значительной степени зависит как карьерный рост молодых людей, так и общественно-достигнутый статус. Образование является способом, которым общество воспроизводит условия своего существования. В этой связи на первый план выходит моральный аспект образования, ибо под моралью понимается не только моральные учения, но также и привычки и стереотипы поведения. Образование помогает людям определить и устанавливать эти общие идеалы и распространяет их в обществе, создавая тем самым предпосылки цивилизованного социального (гражданского) развития. Таким образом, комплекс общепризнанных идеалов - это не что иное, как комплекс общепризнанных представлений или идей о жизни общества и о жизни в обществе, усваиваемых именно в процессе образования.

Несовершенство системы высшего образования привело к тому, многие студенты, сталкиваясь с проблемами материального характера, бросают обучение, берут академический отпуск на неопределенный срок. В лучшем случае - переводятся на вечернюю, чаще заочную форму обучения. Применительно к теме диссертационного исследования понимание образования как человеческого капитала значимо в рамках процесса акселерации молодого поколения. Эмоционально захваченные молодые люди создают семью, не задумываясь о последствиях раннего отцовства и материнства. Автор придерживается позиции, что для такой семьи «сложнее приобрести образование, конкурентоспособную специальность, квалифицированную, хорошо оплачиваемую работу»63. Именно получение высшего профессионального образования важно для последующей успешной интеграции человека в общество

Социальная обусловленность выбора брачно-семейных практик студентов

Порыв к вступлению в брак сдерживается не только ответственностью или увлеченностью учебой, а в большей мере отсутствием соответствующих социальных условий. Судя по этим данным, можно сделать вывод, что причины роста фактических браков имеют не только материальную, но и психологическую обусловленность. Штамп в паспорте автоматически ассоциируется с ответственностью, между ними можно поставить знак равенства. Вот как описала данный факт, студентка 3 курса: «Мне кажется, что молодые люди не бояться регистрировать свои отношения, а просто не уверены в завтрашнем дне. Многие хотят сначала чего-то достичь, а потом создавать семью. К тому же современная культура и ценности сделали понятие «Любовь» очень шатким. Не каждый уверен в своих чувствах и живя со второй половинкой без свадьбы, хотят убедиться, что этот человек действительно любовь на всю э/сизнь. Или, наоборот, заранее знают, что сами ветрены, что эти отношения не надолго - так зачем их регистрировать?»(Интервью 7).

В последние годы фактические браки становятся среди молодёжи своего рода этапом, который непосредственно предшествует юридически оформленному союзу. Это можно объяснить влиянием следующих факторов. Несколько десятилетий наблюдается раннее психофизиологическое развитие молодёжи. Нет особых ограничений в трансляции соответствующих ориентации в средствах массовой информации. Во многих семьях налицо ослабление сексуального контроля над подростками. Нет, или очень мало, социальных программ сексуального воспитания. Они подменяются программами сексуального просвещения и в большей мере ориентированы на профилактику ВИЧ/СПИДа и нежелательной беременности, чем на подготовку к семейной жизни. На протяжении многих лет прослеживается чёткая закономерность раннего и более активного вступления женщин в брачные отношения. Причём данная тенденция, по итогам исследований , характерна для студентов и абсолютно одинакова как для юридически оформленных браков, так и для фактических союзов.

Рост числа фактических браков среди молодежи можно объяснить с точки зрения теории социального обмена Дж. Хоманса, П. Блау. Обмен между индивидами или группами, желающими использовать ресурсы для осуществления своих целей, является одним из аспектов институционального обмена и формирования, институциональных образцов. На индивидуальном уровне социальное поведение рассматривается как личный контакт между двумя индивидами, в котором вознаграждение или проигрыш определяют их поведение. То есть, как человек, вступающий в отношения обмена с другим человеком, будет ожидать, что доходы каждого из них будут пропорциональны расходам - чем больше доходы, тем больше расходы73. Одним из исходных положений теории социального обмена является то, что людям необходимы многообразные виды вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус, а также практическая помощь.

Сексуальные отношения, забота, проявление симпатии являются своего рода вознаграждением, как в семье, так и в фактическом браке. Значимость того или иного вознаграждения или потери зависит от её ценности для конкретного индивида. Нехватка или отсутствие вознаграждения ведет к прекращению союза. В официальном браке, отношения расторгаются через суд и сопровождаются юридическими и имущественными тяжбами. В этом плане фактический брак социально выгоден, в нем имеется полная психологическая и документальная свобода, возможность легко расстаться, что в свою очередь и привлекает большинство молодежи.

И. Почему Вы не стали регистрировать свои отношения? Р. «Хотели просто пожить для начала вместе, проверить чувства бытом. Потому что вдруг зарегистрируемся и не уживемся вместе, не хочется переживать развод, а так вроде ничего не держит: «не нравится -до свидания». (Интервью 9).

Р. «Потому что жизнь сейчас очень нестабильная, а хочется: чтобы все было по-настоящему и красиво, чтобы жить не на съемной квартире, а в своей, чтобы пусть не шикарная, но свадьба или просто праздник для друзей или близких. А на все это нужны деньги. Конечно, я понимаю, что покупка квартиры может отложиться и на более долгий срок. Но отсутствие штампа мне никак не мешает, как, я думаю, никак не помогало бы его наличие. Мне кажется, он действительно понадобится, когда будем оформлять какое-то имущество, чтобы юридически подстраховать себя от разных поворотов жизни. Это же формальность и мы оба это прекрасно понимаем». (Интервью 7).

В Советском Союзе такое явление как свободный брак среди студенческой молодежи отсутствовало. Во-первых, потому, что существовали другие представления о семье и браке, о мужских и женских ролях. Во-вторых, студентами в советское время становились и молодые люди, у которых за плечами имелся армейский или трудовой опыт. Таким образом, возрастная граница увеличивалась, а с ним увеличивался и жизненный опыт. В-третьих, у советской студенческой молодежи имелась надежда и уверенность в завтрашнем дне

Активизация социальной политики государства в отношении студенческих семей

Об этом свидетельствует договор, о сотрудничестве Министерства общего и профессионального образования и федеральной государственной службы занятости Российской Федерации (РФ), заключенный на основании законов РФ «Об) образовании» и «О занятости населения РФ». Договор определяет стратегию взаимодействия органов образования и служб занятости на федеральных и региональных уровнях в вопросах профессионального обучения и соцзащиты выпускников вузов.

В 1995 году постановлением правительства было утверждено Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием. Суть ее в следующем: студент во время учебы заключает контракт с конкретным работодателем, а затем, получив диплом, без проблем устраивается на работу. Проблему трудоустройства помогает разрешить программа «Молодежная политика», целью которой является временное (до 12 месяцев) трудоустройство выпускников на предприятиях для применения молодежью профессиональных навыков и возможности их дальнейшего трудоустройства.

На наш взгляд такая политика, особенно в период мирового кризиса, наиболее приемлема. Здесь уместно упомянуть о двух полярно отличных подходах к профориентации, отмеченных Д. Сьюпером (США) еще в 1968

.По его мнению, теория профессиональной ориентации находится под влиянием экономических и политических факторов. Когда политическая ситуация спокойна, а экономика находится в равновесии, господствует подход, акцентирующий значение способностей и интересов личности в

Выбор молодежью жизненного плти. Под редакцией Е.М. Ьабосова. M.X. Титмы. - Минск: Наука и техника. 1988. -№6.-С. 58. выборе ею профессии. Если же экономическая и политическая ситуация осложняется, то изменяется и политика профориентации. В ней начинает преобладать тенденция, благодаря которой политики и руководители различных рангов склонны относиться к профессиональному самоопределению молодежи не как к проблеме согласования частных и общественных интересов, а как к простому перераспределению рабочей силы. Трудоустройство выпускников вузов, помощь в поиске места подработки для семейных студентов поможет преодолеть социальный и профессиональный инфантилизм молодежи.

Одной из насущных проблем у семейных студентов, вне зависимости от официального статуса, является отсутствие собственного жилья. Решение жилищной проблемы остается приоритетным, но трудноразрешимым, направлением российской социальной политики в целом.

С целью выяснить, как жилищная проблема решается на внутривузовском уровне, нами было проведено экспертное интервью. В качестве эксперта выступил председатель студенческого профкома БИТТиУ. Понимая актуальность и важность проблем семейных студентов, он охотно согласился на проведение интервью, и дал развернутые ответы на все поставленные вопросы. По словам начальника профкома: «Комната в общежитии предоставляется студентам, которые зарегистрировали свои отношения. С расселением семейных пар особых трудностей не возникает, всегда молено найти комнату в «спокойном блоке». Гораздо сложнее, когда один из супругов из другого вуза или не студент. Если студенты проживают граледанекші браком, я не могу предоставить жилье на двоих. Здесь молено посоветовать снимать комнату или квартиру. Хозяева благосклоннее отнесутся к спокойной паре, нежели к веселым студентам-первокурсникам. Если они иногородние, они могут проживать в общежитии, но не в одной комнате».

С целью улучшения жилищных условий молодых семей в Саратовской области осуществляется подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». По мнению автора, данная программа слабо подходит для студенческой семьи. Так, согласно данной подпрограмме основной формой поддержки молодых семей будет предоставление субсидий на компенсацию части затрат при покупке или строительстве жилья, и только при условии рождении или усыновлении ребенка. Вследствие этого данная подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» носит избирательный характер. Во-первых, потому, что рождение ребенка в студенческой семье, усугубляет их материальное положение, накладывает больше обязанностей. Во-вторых, большинство семейных студентов, вне зависимости от официального статуса, имеет низкую платежеспособность, у них нет возможности выплачивать ежемесячный ипотечный взнос, так как он слишком большой. Согласно закону «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (1997) многие студенческие семьи могут быть признаны малоимущими. Важным показателем уровня жизни является минимальный потребительский бюджет семьи. Он складывается из минимально необходимого уровня потребления материальных благ и- услуг с учетом наличного уровня развития производительных сил и выражает минимальные потребности человека (семьи) в продовольственных и непродовольственных товарах и услугах. Согласно результатам нашего анкетного опроса семейные студенты отмечают, что «денег им на еду хватает, но приходится отказываться от других покупок». Минимальный потребительский бюджет является своеобразной точкой отсчета бедности. Для малоимущих семейных студентов государство предусматривает следующую систему защиты, состоящую из двух элементов:

Похожие диссертации на Практики брачно-семейных отношений в студенческой среде