Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-экономические и культурно-исторические детерминанты развития брачно-семейных отношений в Таджикистане : На примере Северного Таджикистана Акрамов, Шариф Юлдашевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Акрамов, Шариф Юлдашевич. Социально-экономические и культурно-исторические детерминанты развития брачно-семейных отношений в Таджикистане : На примере Северного Таджикистана : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Ин-т социологии.- Москва, 1996.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-2/1956-9

Введение к работе

Радикальные экономические, политические и социальные преобразования, осущсстшшгощисся сегодня в Таджикистане, не могли не затронуть такой важный социальный институт как семья. Изменения брачпо-семейных отношений, обусловленные спецификой современных социально-экономических процессов, привели к значительной трансформации норм и ценностей в данной сфере. В общественном сознании растет понимание важности проблем семьи, се роли в удовлетворении социальных и личных потребностей.

В то время как интерес таджиксгагх ученых сосредоточился, в основном, па анализе семьи в этнологическом и демографическом аспектах, проблема социологического изучения семьи не нашла должного рассмотрения. Существует ряд работ по семейной проблематике, однако они имеют сугубо теоретическую направленность и нередко носят характер общих рассуждений. Социологический анализ семьи, основанный на получении достоверных эмпирических данных в национальном разрезе практически не проводился.

Несравненно больше внимания семейной проблематике уделялось в этиологии. Здесь можно выделить работы этиологов Сухарева О.А., Бикжанова М.А., Кислякова Н.А., Мопогоропа Л.Ф., Мухиддннова И. и Рахимова Р.1, в которых рассматривались многие стороны семейной жизни таджиков: взаимоотношения в семье, положение женщин и детей, роль ислама в передаче

Сухарева О.А., Бикжанова МЛ Прошлое и настоящее селения Айкиран, Ташкент, "Фан", 1955; Кисляков П.А. Очерки по истории семьи и брака у народов. Сродней азни и Казахстана. Л., Наука, 1S69; Кисіяков НА. Семья и брак у таджиков (По материалам конца ХІХв.- начала XX в.). Изд-по Академии наук СССР, М.-Л., 1959. Таджики / Рсдкол.: Симчспко Ю.Б. (отп. Рел.) и др.; РАН Ин-т этнологии, антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая.-М., 1992. Ч. .1; Моногарова Л.Ф., Мухиддинов И. Современная семья таджиков. Ч. .2. Моногарова Л.Ф. Современная городская семья таджиков. М., 1992.

духовных ценностей от поколения к поколению, роль традиций и новаций к др.

Н.Л.Кисляков в своем фундаментальном труде "Семья и брак у таджиков" обстоятельно проанализировал бракосочетание и связанные с ним свадебные обряды таджиков как горных, так и равнинных районов и городов Таджикистана. В своей последней работе "Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии н Казахстана" Н.А.Кисляков не только подробно описывает историю брака и семьи у таджиков, но и делает глубокий анализ этих институтов у народов всей Средней Азии и Казахстана.

Интересные примеры из дореволюционной жизни семьи встречаются в работе Е.М.Псщеровой. Ценные исторические сведения имеются и в некоторых узбекских дореволюционных работах. Эти сведения привлекают нас в связи с тем, что черты материальной it духовной культуры узбеков и таджиков очень сходны. Наиболее интересна в этом смысле работа О.А.Сухарева и М.А.Бикжанова "Прошлое и настоящее селения Айкиран". Сходство религиозных воззрений, экономических и общественных отношений, веками существовавшие у таджиков и других среднеазиатских народов, привело к тому, что их обычаи, в частности брачные обряды, имеют немало общего. В этом смысле представляется интересным знакомство с работами ученых, из других стран среднеазиатского региона о брачно-ссмейных отношениях в этих странах.

Вместе с тем, полагаем, что этнологический подход к изучению семьи не всегда бывает достаточным в том плане, что материал полевых исследований недостаточно отражает объективное положение вещей в силу присущих им локальности и субъективизма. В конечном итоге экстраполяция полученных данных на все семьи выглядит не всегда правомерной.

Большой интерес к проблемам таджикской семьи характерен для демографии. Речь идет о работах С.Исламова, А.Азимова, в которых были изучены социально-демографические аспекты-таджикской семьи, влияние показателей брачности на рождаемость

и воспроизводство населения. Но поскольку демография семьи
исследовалась лишь традиционными инструментами

демографического анализа, при таком подходе из поля зрения ученых выпали такие важные в теоретическом и практическом отношении вопросы, как образ жизни, структура семьи, матримониальные предпочтения людей, не состоящих в браке и др.

Безусловно, многие проблемы современной семьи могут быть решены достаточно полно и углубленно при их исследовании не в одном, а в нескольких аспектах, в том числе и с позиций этнографии и демографии. Подключение разных наук к изучению одного и того же проблемы возможно и необходимо тогда, когда они дополняют друг друга, когда описание рассматриваемого феномена с точки зрения одной из них не является повторением анализа с позиции другой.

Комплексность, междасциплинарность объекта (в данном случае таджикской семьи) и позволяет утверждать, что его социологическое исследование может дать нечто новое по сравнению с этнологической, демографической и другими линиями анализа. Поэтому в настоящей работе и предпринята попытка, не "конкурируя" ни с философией, ни с психологией или другими гуманитарными пауками, рассмотреть тс факты и закономерности генезиса таджикской семьи, которые проявляются при анализе вопроса социологическими методами. Это поможет не только глубже понять закономерности функционирования современной таджикской семьи, но и, как мы считаем, принесет практические результаты, т.к. будет способствовать выработке научно обоснованных рекомендаций, которые могут быть использованы в разработке государственной семейной политики и в работе системы сгужб по оказанию помощи семьям.

В связи с этим, в качестве предмета исследования в данной работе выбраны образ жизни и система установок мужчин и женщин в сфере брачно-семейных отношений. При этом надо учитывать, что и чисто социологический подход, как и любой другой, односторонен. Поэтому, выводы работы надо накладывать

па общую теорию семьи, рассматривать в системе с выводами других наук о семье.

Последние дна десятилетия очень активно разрабатывались методология и методика социологических исследований проблем семьи и брака. В ряде интересных работ дается социально-философское осмысление брака и семьи, ее социально-экономических, политических и духовных основ1.

В социологии семьи как специальной социологической теории сделано многое: накоплен огромный массив эмпирически данных, в научный оборот внедрен новый понятийный аппарат, предложены оригинальные концептуальные схемы, типологии и классификации.

Существенный вклад в решение этих проблем вносят исследования М.С.Мацковского2, в которых рассматриваются методологические проблемы разработки системы переменных и эмпирических индикаторов, приводится во многом новая система категорий и понятий, разработанная автором на основе анализа более 3 тыс. Исследований по различным проблемам брака и семьи.

Представляют значительный научно-практический интерес демографические исследования, использующие методы социологии.

Внимание ученых все больше обращается к проблемам молодой семьи, например, в трудах М.С.Мацковского, Т.А.Гурко, И.Ф.Дементьевой, С.А.Кабиловой, И.И.Шляхтенко, В.А.Сысенко и др.3

Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. Изд. 2, перераб. и доп. М., Мысль, 1979. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М., Наука, 1989.

Мацковский М.С, Гурко ТА. Молодая семья в большом городе. М., Знание, 1986. Дементьева ІГ.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. М., Наука, 1991. Кабипова СА., Шляхтенко И.М. Молодая семья. Опыт социологического исследования. Душанбе, Доииш, 1991. Сысенко ВА, Молодежь вступает в брак. М., Мысль, 1986.

Цель и задачи исследования

В работе предпринята попытка проследить основные тенденции развития таджикской семьи. Учшывая происходящие в обществе радикальные перемены, ставились следующие задачи:

определить характер изменения традиционных ценностей таджикской семьи, степень изменения традиционных и появление современных;

выявить причины и характер изменений, которые претерпели брак и семья у таджиков;

проанализировать основные сферы жизнедеятельности таджикской семьи и происходящие в них изменения;

проследить влияние ислама на особенности функционирования таджикской семьи.

Методологической и теоретической основой диссертации являются труды ведущих российских и зарубежных фамияистов, материалы государственной статистики России и Таджикистана, результаты эмпирических и теоретико-прикладных исследований по социологии, демографии, истории, этнологии, псдагогаке, праву и социальной психологии.

Эмпирической базой диссертации служат результаты исследования, проведенного автором в 1991-1992 годах в городах и селах Лспннабадской области Республики Таджикистан.

Объем выборочной совокупности составил 390 супружеских пар. Выборка репрезентативна населению Таджикистана, проживающему в городской и сельской местности. В качестве объекта исследования выступили мужчины и женщины в возрасте старше 18 лет, состоящие в браке. В связи с существенными различиями в условиях и образе жизни городского и сельского населения, традиционных и новых семей, в выборку включены как молодые супруги, так и семьи "со стажем" из городских и сельских регионов.

Научная новизна работы состоит в том, что: О впервые проведено эмпирико-социологическое исследование

проблем современной таджикской семьи; О при разработке теоретических положений и основных гипотез

исследования использованы труды среднеазиатских ученых,

философов, писателей нового времени и современности; О теоретически переосмыслено и подробно исследовано влияние

ислама на таджикскую семью; О на эмпирическом уровне показано влияние исламских

ценностей на функционирование семей. Теоретическая значимость работы заключается, во-первых, в рассмотрении специфики различных парадигм (этнологической, демографической, социологической) анализа проблем таджикской семьи. Во-вторых, представлено новое понимание роли ислама в жизнедеятельности таджикской семьи, соответствующее нынешнему этапу общественного развития страны. Выдвинут ряд новых гипотез, позволяющих наметить дальнейшие направления изучения проблем семьи в Таджикистане. Проведена адаптация современных методик исследований семьи, разработанных в ИС РАН для изучения особенностей таджикской семьи.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что се выводы могут быть использованы при разработке семейной политики в Таджикистане, нового семейного кодекса страны. Результаты могут найти применение в. ходе совершенствования семейного законодательства, в деятельности Университета семейпо-бытовой культуры, Служб семьи, других учреждений, реализующих на практике задачи укрепления, института семьи, подготовки молодежи к браку. Материалы диссертации также могут быть использованы при разработке курса преподавания "Этика и психология семейной жизни" в Таджикистане.

Апробация работы

Основные положения диссертации обсуждены и одобрены на заседании Цсіггра семьи и семейного воспитания Института

сощюлопш Российской академии наук, апробированы в докладах па республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов (Лснинабад, 1990), региональной конференции под девизом "Молодая семья: проблемы и их решения" (Худжант, 1994).

Основные положения, выносимые па защиту:

современная таджикская семья продолжает во многом сохранять черты традиционализма в брачно-семейных отношениях;.

в хозяйственно-бытовой, воспитательной, досуговой сферах жизнедеятельности таджикской семьи наблюдаются тенденции демократизація! брачно-семейных отношений;

в вопросе поддержания стабильности современной таджикской семьи велика роль органов местного самоуправления - махалля;

при формировании новой семейной политики необходимо учитывать национальные и религиозные традиции и обычаи таджикского парода;

взаимоотношения поколений в таджикских семьях характеризуется преемственностью образцов поведения, поэтому значительно реже, чем среднестатистические показатели воспроизводство аіггиобществснного поведения в благополучніьгх семьях;

высокий авторитет родителей в семье таджиков обусловливает передачу семейных традиций новому поколению и успешность воспитательного воздействия;

отличительная черта современной таджикской семьи в том, что содержание и структура досуга изменилось, он способствует духовному развитию детей, формирует в них новую систему ценностей;

важным условием качественного воспитания является фактор включенности подростка в жизнь родительской семьи. Информированность о семейном подходе и необходимы расходах, участие в домашнем труде, в семейных досуговьгх занятиях создают почву для развития у подростков таких

иолігпішіглх качеств, как ответственность, чувство общности, умение сочетать свои желания и интересы с желаниями других людей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертации на Социально-экономические и культурно-исторические детерминанты развития брачно-семейных отношений в Таджикистане : На примере Северного Таджикистана