Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Игровая зависимость как социокультурное явление в современном обществе Шепель Юрий Владимирович

Игровая зависимость как социокультурное явление в современном обществе
<
Игровая зависимость как социокультурное явление в современном обществе Игровая зависимость как социокультурное явление в современном обществе Игровая зависимость как социокультурное явление в современном обществе Игровая зависимость как социокультурное явление в современном обществе Игровая зависимость как социокультурное явление в современном обществе Игровая зависимость как социокультурное явление в современном обществе Игровая зависимость как социокультурное явление в современном обществе Игровая зависимость как социокультурное явление в современном обществе Игровая зависимость как социокультурное явление в современном обществе Игровая зависимость как социокультурное явление в современном обществе Игровая зависимость как социокультурное явление в современном обществе Игровая зависимость как социокультурное явление в современном обществе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шепель Юрий Владимирович. Игровая зависимость как социокультурное явление в современном обществе : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Шепель Юрий Владимирович; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2009.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-22/319

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические подходы к исследованию игровой зависимости как формы девиантного поведения 14

1.1. Основные подходы в исследовании зависимого поведения как формы девиации 14

1.2. Типология форм зависимого поведения 28

ГЛАВА П. Социокультурные основания игровой зависимости 47

2.1. Играизация как форма социальной практики 47

2.2. Азартные игры и игровая зависимость как составляющие досуговой сферы современного общества 58

ГЛАВА III. Социальная реабилитация как фактор снижения уровня девиантного поведения 76

3.1. Социальные и психологические характеристики портрета игромана 76

3.2. 0сновные направления социальной реабилитации игрозависимых индивидов 91

Заключение 142

Список литературы 149

Приложения 169

Введение к работе

С расширением глобализационных процессов в мире, в обществе происходит ослабление традиционных социальных связей, активно формируется общество тотального потребления.

Социально-политические и экономические трансформации современного общества сопровождаются серьезными психологическими потрясениями, социальными и духовными девиациями. Испытывая эмоциональные сверхнагрузки и стрессы, социально активные индивиды

ищут новые, более радикальные формы релаксации, иные способы

проведения досуга. Во всем мире сегодня отмечается необычайный рост индустрии досуга, а азартные игры стали отдельной социальной и культурной сферой — хорошо организованной сферой досуга.

В результате активного вовлечения в азартно-игровую сферу сформировался новый вид зависимого поведения — «игромания», характеризующийся социокультурными девиациями и признанный специалистами Всемирной Организации Здравоохранения такой же проблемой, как наркомания.

Согласно зарубежным социологическим исследованиям в

настоящее время этой социальной патологией только в России страдает до 2 млн. человек. Это связано с легализацией и практически бесконтрольным функционированием (до недавнего времени) игровой сферы.

Игромания представляет собой сложное социокультурное,

социопсихологическое явление, в котором действующими лицами

является не только индивиды, непосредственно занимающиеся азартными

играми (игроманы, игрозависимые), но и члены их семей, родственники,

друзья (созависимые).

Сегодня у специалистов, исследующих социальные причины игромании, не существует единой точки зрения на то, как возникают и развиваются подобного рода зависимости, на данный момент также не описан социальный портрет игрозависимои личности, что затрудняет организацию эффективной реабилитационной системы. Учитывая, что игровая зависимость это форма девиантного поведения, проблема социальной реабилитации игрозависимои личности является особенно актуальной для России, где в последние годы игорный бизнес приобрел характер пандемии.

Только выявив социальные и психологические характеристики типичного игромана, систему ценностных ориентации индивида, совокупность причин и факторов, способствующих формированию игровой зависимости, станет возможным определить и способы профилактики и реабилитации индивидов.

Проблема исследования игровой зависимости и возможных форм социальной реабилитации является важной и актуальной в современном обществе, что и обусловило выбор темы диссертационной работы.

В диссертационной работе были использованы как материалы социологических и психологических теоретико-практических исследований, так и результаты социологических исследований проведенных автором в «Исследовательском институте психологии и терапии азартно-игровой зависимости» (г. Таллинн, Эстония) в 2004 и 2006гг.

Степень разработанности темы.

Деструктивные социальные процессы в современном обществе сопровождаются кризисом традиционных ценностей и устоев общества, мировоззренческими, духовными, психологическими деформациями личности. Активно формируется новый тип человека — человека

игрозависимого. Проблема исследования игровой зависимости сложная и

требует многоуровневого анализа. В связи с этим в диссертационной работе рассматривалось несколько направлений исследования.

Основанием для исследования игрозависимого поведения как девиантологического поведения стали работы Э. Дюркгейма, Р. Квинни, Т. Парсонса, так как исследование механизмов формирования зависимости разрабатывалось в рамках девиантологического подхода.

Важное значение для исследования девиаций в современном обществе и формирования такого научного направления как социологии девиаций имеют работы Р. Берджеса, Г. Беккера, Р.Дубина, А. Коэна, Б. Лендера, Р. Маккайвера, Р. Мертона, Р.Э. Парка, Т. Селлина, Э. Сатерленда, Н. Смелзера, Э. Сагарина, Л. Сроула, Д. Римсена.

Среди исследований современных российских ученых обращавшихся к изучению причин девиантного поведения можно выделить работы ЯМ. Гилинского, В.В. Лунеева, Л.С. Алексеевой, Ю.Ю.

Комлева, С.А. Завражина, К.В. Хартановича, Л.Г. Смолинского и других.

Серьезный вклад в понимание механизмов социокультурных трансформаций внесли представители франкфуртской школы М. Хоркхаймер и Т. Адорно, Г. Маркузе. Среди российских ученых, исследовавших социокультурные трансформации в современном обществе можно назвать В.И. До.бренькова, А.И. Кравченко, М.Г. Делягина, О.В. Горского, К.Э. Разлогова, А.Л. Маршака, А.В. Захарова, П.С. Самыгина.

Особое значение для понимания формирования различного рода зависимостей имеют работы в области рискологии, изучающие рисковые аспекты как сопровождающий фактор социальных отклонений и трансформаций. Исследования С.А. Кравченко и С.А. Красикова, О.Н. Яницкого, Ф.Д. Кадария, В.И. Чупрова и Ю.А. Зубок послужили теоретическим основанием для изучения проблемы игровой зависимости.

Исследование досуга, особенно молодежного, весьма значимо для профилактики девиантного поведения и подразумевает под собой изучение разнообразных процессов и явлений в жизни молодежи, а именно - ценностных ориентации, социализации, воспитания молодежи, профессионального становления, образа жизни, и т.д. Исследования Б.А..Грушина, Ж. Дюмазедье, Г.Е. Зборовского, М. Каплан, Т. Кэндо, Г Л. Орлова, Дж. Шиверса заложили основные подходы к изучению свободного времени и досуга.

В работах В.А. Артемова, В.И. Болгова, А.П. Владимировой, В.Г. Гуну, Е.И. Дробинской, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Г.И. Минц, А.Б. Мискевич, Э.В. Соколова анализируется роль и место досуга в различных типах социума.

Игра как социокультурный феномен рассматривается в работах Й.Хейзинги, Х.Г.Гадамера.

В своих исследованиях И.В. Бестужев-Лада, В.Ю. Вишневский, Л.Д. Гордон, Э.В. Клопов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич, СВ. Толмачева и Л.В. Генин рассматривают молодежь как особую социально-демографическую группу, наиболее подверженную игровой зависимости в условиях трансформирующегося социума.

Важное значение для исследования досуга, субкультур, проблематики трансформаций ценностных ориентации и социализации личности имеют работы А.И. Вишняк, Ю.Г. Волкова, С.А. Губиной, И Л. Савченко, С.Г. Спасибенко, В.А. Шаповалова, Е.М. Омельченко, В.К. Сергеева, В.И. Тарасенко, В.М. Топалова и других.

Возможностям профилактики девиантного поведения, особенно в

молодежной среде, посвящены работы М.Ю. Попова, Л.А. Погосяна, С.В

Бондаренко, В.В. Черноуса, В.Ф. Пирожкова. Современная социология

видит своей задачей не только выявление различных видов

отклоняющегося поведения, определение его причин, выработку

способов преодоления анормальных действий, но и формирование

концепции социальной реабилитации игрозависимых индивидов. В диссертационной работе использовались исследования по проблемам социальной реабилитации игрозависимых индивидов. Среди них работы В.А.Петровского, В.Г.Пономарева, ЮЛЗ.Попов, В.Д.Вида, В.В.Постнова, В.А.Дереча.

Объектом исследования является игрозависимость как социокультурное явление в современном обществе.

Предмет исследования — игрозависимость как проявление девиантной формы поведения и возможные пути социальной реабилитации игрозависимости.

Цель диссертационного исследования - выявить и проанализировать причины и факторы, формирующие азартно-игровую зависимость, определить пути и формы социальной реабилитации игрозависимой личности.

Указанная цель определяет конкретные исследовательские задачи:

сформировать теоретико-методологическую базу диссертации;

выявить и проанализировать содержательный аспект понятий «азартная игра», «игровая зависимость» и определить их специфические особенности; '>

- рассмотреть феномен играизации общества как формы социальной
практики;

рассмотреть игрозависимое поведение как форму девиантного поведения;

разработать методику социологического исследования процесса формирования игрозависимого поведения;

провести социологический анализ причин и факторов,

детерминирующих процесс формирования азартно-игровой зависимости (на примере населения Эстонии);

выявить социальные, психологические, демографические характеристики игрозависимого индивида и сформировать его социальный портрет;

определить основные направления социальной реабилитации игрозависимых индивидов.

Теоретическую базу диссертационного исследования составляют классические социологические теории формирования личности и общества, труды современных российских и зарубежных ученых, посвященные социальным, культурным, духовным и психологическим аспектам игры.

Методологическую основу диссертации составили общенаучные методы анализа и синтеза, сравнения, обобщения и интерпретации данных, системного, сравнительно-исторического, культурологического подходов, а также методы социологического исследования, в том числе наблюдение, анкетирование, экспертный опрос, тестирование, методы математическо-статистической обработки данных.

Междисциплинарный подход позволяет использовать методы психологических, исторических и других наук при исследовании девиантных слоев современного общества, а также для определения возможностей их реабилитации и ресоциализации.

Системный подход позволил раскрыть целостность феномена игры,

выявить взаимосвязи между ее структурными элементами, рассмотреть

азартную игру как социокультурное явление современного общества. С

помощью сравнительно-исторического подхода выявлены частные

особенности игровой субкультуры в современном социуме, определены

тенденции ее развития и негативное влияние на социальных акторов. Методологические принципы культурологического подхода позволили выявить механизмы трансформации классической игровой культуры в тотальную «играизацию».

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют материалы социологических исследований, содержащиеся в научной и периодической печати, а также двух социологических исследований, проведенных под руководством автора в 2004 и 2006 годах по аналогичным программам в Исследовательском институте психологии и терапии азартно-игровой зависимости (Эстония). Методом сбора первичной информации,выступал анкетный опрос.

Генеральная совокупность состояла из жителей Эстонии в возрасте от 15 до 74 лет. Общая выборка составляла в 2004 году - 1047818, в 2006 году - 1049486 человек. Поскольку генеральная совокупность объективно распадается на некоторое количество однородных общностей, применялся метод многоступенчатой районированной квотной выборки. Они (с точностью до уровня исходного адреса) выбирались по размеру (числу жителей) населенного пункта. В разных регионах было выбрано 100 точек выборки. Базой для исходных адресов служил список Регистра народонаселения Эстонии. В социологическом исследовании 2004 года было опрошено 984 человека, в 2006 году - 2005 человек.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующих положениях:

  1. Определена и предложена трактовка понятия «игрозависимости» как социокультурного явления в современном обществе.

  2. Выявлены и проанализированы причины процесса играизации общества.

  1. Рассмотрено игрозависимое поведение как формы девиантного поведения.

  2. На основании комплексных социологических исследований выявлены и проанализированы социальные, психологические, демографические характеристики игрозависимого индивида и представлен его социальный портрет;

  1. Исследованы причины и факторы, детерминирующие процесс формирования азартно-игровой зависимости на примере населения Эстонии.

  2. Апробированы практические программы и методы социальной реабилитации игромана и возвращения его к адекватной общественной и культурной жизни.

Положения, выносимые на защиту.

В современном! обществе, где подвергаются глубокой трансформации и разрушению традиционные системы ценностных ориентиров, активно культивируются как положительные образы социального успеха, так и ненормативные модели поведения и образа жизни (азартные игры). В результате появилась и приобрела широкие масштабы игромания как форма девиантного поведения индивида. Игровая зависимость как форма девиантного поведения, выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния как результата постоянной фиксации внимания на азартной игре. Это сопровождается, развитием интенсивных эмоций и нарушением способности контролировать свою вовлеченность в игровой процесс.

Играизация, в отличие от игры, не знает строгих правил, напротив,

она их постоянно корректирует и создает новые. Играизация предполагает

нарушение правил, чтобьь получить деньги, статус, ту или иную выгоду.

Играизированные практики распространяются в самых различных

культурных контекстах по всему миру и становятся самостоятельным

видом социального т культурного производства. Играизированный индивид и играизированное общество становятся глобальными символами успеха и благополучия. Индивид становится зависимым от социальных игр, в которые он не может не играть.

Играизация становится формой отчуждения, которой сопутствует регрессия - переход к более низким, упрощенно-примитивным социальным действиям. Это способствует развитию девиаций, зависимого поведения. Регрессия проявляется в различных формах зависимости — алкогольной, наркозависимости, азартно-игровой зависимости т.д.

На основании социологических исследований выявлены и
проанализированы социальные, демографические характеристики
игрозависимого индивида и представлен его социальный портрет. Более
80% - мужчины; из них 70-85% в возрасте 20-44 лет, т.е. молодые и
социально. активные индивиды; примерно две трети проживают в городе;
более трети обеих групп образуют специалисты; почти 25%

руководителей и' специалистов высшего звена, и почти столько же учащихся.

На основании анализа анкет людей проходивших реабилитацию в Исследовательском институте психологии и терапии азартно-игровой зависимости в городе Таллине, отмечается, что формирование зависимого поведения может быть обусловлено как внешними — социально-политическими, экономическими, социально-психологическими, так и внутренними — индивидуально-биологическими и индивидуально-психологическими факторами. Среди множества причин возможны следующие: инстинкт состязательности, желание обогащения, депрессия, стремление к риску, обретение устойчивого статуса, тяга к страданию и т.д.

Социокультурная реабилитация игрозависимых личностей —

совместная работа психологов, врачей, социологов, далеко не всегда

приводит к положительному результату. До сих пор не существует

реабилитационной методики, приводящей к высокому проценту положительных случаев социальной ремиссии. Гораздо выгоднее для общества и государства профилактические меры, в том числе выявление социальных групп, потенциально склонных к игрозависимому поведению. На основе оригинальных практических исследований диссертантом составлен социокультурный портрет потенциального игрока, определен образец его поведения. В результате социологических исследований в 2004 и 2006 г. автором обозначены т.н. группы риска, дан их социокультурный анализ.

Теоретическая значимость диссертационного исследования в том, что в результате комплексных социологических исследований диссертанта эмпирически обоснованы социальные и демографические характеристики потенциально игрозависимой личности, определена и предложена трактовка понятия «игрозависимости как социокультурного явления» в современном обществе.

Практическая значимость диссертационного исследования
заключается в том, что полученные выводы и результаты могут быть
использованы: ;

в разработке системного и междисциплинарного подхода к решению проблемы игрозависимого поведения как социокультурной проблемы современного общества;

результаты диссертационной работы используются в ходе практической реализации проекта EQUAL Европейского социального фонда «Социальная адаптация и возвращение азартно-зависимых людей на рынок труда, повышение их конкурентоспособности»;

- в курсе лекций по социологии зависимого поведения, социологии
досуговой сферы, а также в курсе лекций о психосоциальных аспектах

зависимости. і

Апробация и внедрение результатов работы.

Материалы диссертации внедрены в практику диагностики, реабилитации и социальной терапии игрозависимых пациентов в Исследовательском институте психологии и терапии азартно-игровой зависимости (Эстония).

Основные результаты работы были изложены и обсуждены на 13-ом Конгрессе Европейской Психотерапевтической Ассоциации (2005, Вильнюс, Литва), на практической конференции Европейского социального фонда EQUAL (2006, Santiago de Compostella, Испания), на Международной конференции «Игровая зависимость: мифы и реальность» (2006, Москва), на практическом семинаре «Экзистенциально-феноменологический подход в работе с зависимостями» (2006, Таллинн, Эстония).

Выводы, сделанные в ходе написания диссертации, и данные социологических исследований дали возможность Исследовательскому институту психологии и терапии азартно-игровой зависимости подготовить информационные материалы, направленные на профилактическую работу среди молодежи и информирования других групп риска об опасности появления азартно-игровой зависимости и о способах ее предотвращения.

Материалы исследований представлены Министерству социальных
дел , Эстонии и доведены до широкой общественности через СМИ
(телевидение, радио, газеты). Данные материалы способствовали
проведению широкой дискуссии, связанной с актуальностью проблемы
азартно-игровой зависимости, с развитием и распространением игорного
бизнеса в Эстонии. >

Структура диссертации.

Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, приложений и списка литературы. Исследование иллюстрировано схемами, таблицами и диаграммами.

Основные подходы в исследовании зависимого поведения как формы девиации

Социальная девиантология как наука ставит своей задачей не только выявление различных видов девиантного поведения, но, в первую очередь, определение его причин и выработку мер преодоления анормальных социальных и культурных действий, поступков членов общества. Для того чтобы успешно решать эти задачи, следует исследовать социальные факторы его вызывающие. Решить эту проблему - значит не только выявить полный путь развития игровой аддикции, но и представить пути возможной социальной реабилитации индивида.

Социология девиантного поведения прошла длительный и сложный путь, прежде чем сформироваться как относительно самостоятельная отрасль социологического знания. Это связано с целым рядом обстоятельств научного и практического характера. Генезис социологии девиантного поведения во многом связан с социологией права. Именно право, как средство организации функционирования общества, послужило первопричиной обособления чисто умозрительного подхода к обществу и выделения неких социальных предпосылок трансформации правовых предписаний в социальное поведение общества в целом. Юриспруденции принадлежит заслуга в области познания характера общественных законов и господствующих в обществе закономерностей. Еще Монтескье в книге «Дух законов» указал на объективный характер законов и их специальное назначение. Позднее многие историки правовой мысли объясняли происхождение социологии необходимостью признания обществом характера развития общества и указывали на заслуги правовой науки в деле формирования специальной отрасли знания об обществе и его социальных институтах [53. С.225]. Социология права исходит из положения о том) что право осуществляется в социальном контексте и может быть понято только в этом контексте. Социолог, изучающий общественный порядок, не может обойти вниманием значение социальных норм.

Сама человеческая деятельность весьма разнообразна и состоит из социальных норм, ожиданий, преодоления конфликтов, препятствующих обстоятельств. Существующий в обществе механизм правового регулирования состоит, как правило, из социально обоснованных ограничений, поиски, преодоления которых приводят к отклонениям от установленных норм. Так возникает девиантное или отклоняющееся поведение. Причины возникновения девиаций в разное время объяснялись по-разному. Одно из таких объяснений, связанное с биологическими факторами, было дано в работах Ч. Ломброзо (1836-1909) о преступном типе человека и его биологической, в силу наследственности, предрасположенности к различному роду девиациям. Другое известное объяснение отклоняющегося поведения — психологическое. Первым его наиболее обстоятельно, изложил 3. Фрейд. Но наиболее полное объяснение причин и факторов обусловливающих девиантное поведение дает социологический подход. Социологический подход к исследованию зависимостей означает анализ сущности этих отклонений, их природу и причины возникновения в контексте характерных для данного общества социально-экономических, социально-психологических, политических и национальных особенностей. Уже очевидно, что отклонение от нормы не является свойством, внутренне присущим человеческому поведению, но свойством, обусловленным социальными определениями. Наиболее распространенными теориями исследующими проблему девиации являются: теория аномии, теория культурного переноса, теория конфликта и теория стигматизации. Основанием теории девиантного поведения являются работы Э. Дюркгейма. В своей работе «Самоубийство» он изложил теорию аномии как отсутствие четкой системы социальных норм. Это была первая попытка социологического объяснения девиантного поведения индивида. Аномия общества имеет наибольшее распространение в периоды экономических трудностей. В эти периоды, по Дюркгейму, она носит «хронический характер» [64. С.240]. Во времена быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. "Старые нормы" уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации. Дюркгейм утверждал, что девиация играет функциональную роль в обществе, поскольку девиация и наказание девианта способствуют осознанию границ того, что считается допустимым поведением, и выполняют роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Согласно его теории, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Более того, девиация по Дюркгейму подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. Наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм.

Играизация как форма социальной практики

Для дальнейшего исследования такого ! явления как игровая зависимость как форма девиантного поведения необходимо обратиться к анализу его социальных причин. Наиболее полную картину отдельных видов девиантного поведения дают социологические исследования. В то же время, недостаток должной информации, і недостаточное количество социологических практикумов, прежде всего из-за нехватки средств, выдвигает особые задачи перед социологией девиантного поведения. Что і такое азартно-игровая зависимость! (лудомания), каков, механизм и закономерности распространения І В обществе5 патологических зависимостей? Почему индивид в сфере проведения досуга предпочитает игровой автомат и карточный стол лыжной прогулке или семейному походу В кинотеатр.

Сложность ответов на эти вопросы определяется рядом обстоятельств, которые не может не учитывать специалист.

Во-первых, традиционные методы социологии не всегда приемлемы и не всегда дают достаточную информацию. ,

Во-вторых, относительная новизна этого \ явления для нашего общества определяет отсутствие опыта, как житейского, так и исследовательского.

В-третьих, азартно-игровая зависимость і может рассматриваться одновременно как социальная, психологическая, духовная, и медицинская проблема. Другими словами это междисциплинарная проблема.;

Зависимое поведение в досуговой и культурной сфере современного общества приобретает коллективные формы и в большинстве случаев сохраняется длительное время. В связи с этим важной общественной задачей становится предупреждение1 девиации;1 а его основным видом является социальный контроль. Одна из форм социального контроля — профилактика и реабилитация — комплекс мер, направленных на возвращение индивида к нормальной социальной жизни. Девианту предлагается переоценить свою роль, сделать ее соответствующей нормам группы или общества. і Девиантное поведение, соотносится с экономическими и духовными реалиями современности. Институализация общественных отношений порождает социальные конфликты и, как следствие, нарушает конформизм.. По мере развития ; цивилизованных отношений люди вырабатывают механизмы, преодоления зависимостей, и аддиктивных процессов. , : - м ;i Для современных социальных процессов характерно явление подмены, замены, деформации представлений о норме и, нарушении. Это. весьма заметно на определение понятиям «игра». Явление это анализирует Хейзинга. В.своем «Homo ludens» он полагает,, что «важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества ... переплетаются с игрой», при этом идет замещение игрового элемента (по его же словам краеугольный каменьї социума) «пуерилизмом»; что, есть по Хейзинга -«состояние духа незрелого юнца, не связанного воспитанием, формой и традицией ... это касается большей] частью обычаев и привычек, порожденных или стимулируемых техникой современного духовного общения... например, легко удовлетворяемая, но никогда не насыщаемая потребность в банальных развлечениях... « (курсив — Ю.Ш.).

Концепция «играизации общества», предложенная С.А. Кравченко во многом позволяет объяснить появление, роль и функции «человека зависимого». f

Главными.положениями теории, являются: , . ;

1) внедрение принципов «игры» и ее элементов в прагматические жизненные стратегии; .І

2) новую, формирующую парадигму рациональности; .

3). фактор конструирования и поддержания виртуальной реальности (виртуальных авторитетов, виртуальной репутации и т.д.); І

4) как новую социологическую парадигму с теоретико-методологическим инструментарием, который позволяет объяснить эти реалии. , ,

Рассмотрим социокультурные реалии современного общества и сравним, чем отличаются понятия «игра» по Хейзинга и «игра», «играизация» по Кравченко. і В классическом понимании «игра» — есть деятельность, лишенная прямой практической целесообразности. Играизация — это реальные жизненные стратегии; она прагматична, что проявляется в следовании узкопрактическим интересам, соображениям выгоды и пользы. С помощью игровых практик есть возможность получить жизненные блага, определенный социальный статус. «Правила игры бесспорны и обязательны ... Стоит лишь отойти от правил, и мир игры тотчас же рушится. Никакой игры больше нет» [86. С. 28].

Играизация не знает строгих правил, напротив, она их постоянно корректирует и создает новые модели деятельности. Изменение правил ведет к смене игроков. Здесь правила намного подвижнее статичных норм, они соответствуют динамичной внешней среде. Если раньше порядок создавался правовыми нормами, то сейчас, когда они теряют свою значимость и в несовершенном мире, и в сумбурной жизни, временное и ограниченное совершенство творит игра. Играизация предполагает нарушение правил, чтобы получить деньги, статус, ту или иную выгоду.

Социальные и психологические характеристики портрета игромана

Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Сложные социально-экономические условия в значительной мере осложняют реальность. Происходит резкая смена привычных стереотипов, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда. Существенно ускорились инфообменные процессы. Утрачивается вес традиционных ценностей. Особенно остро это ощущается в современном играизованном обществе. Эти и многие другие факторы способствуют потере ощущения «уверенности в завтрашнем дне» у значительной части населения. В поисках средств снятия напряжения, дискомфорта, стресса индивиды стремятся получить максимально возможную релаксацию за минимально короткий отрезок времени. Если раньше было достаточно одного отпуска в год, то сейчас социально активные индивиды практикуют 2-3 отпуска. Чем жестче и быстрее ритм жизни, тем короче и ярче должен быть досуг. Досуг, его наполнение становится одной из важнейших социокультурных І характеристик современного .индивида. В его пространстве видна динамика изменения всей системы ценностных ориентации в связи с падением уровня общей культуры, разрушением , традиционных норм и ценностей, распространением элементов упрощенной, массовой культуры, в том числе игромании. В подобной ситуации индивиды утрачивают определенность в выборе линии нормативного поведения, и, даже зная нормы и правила, не всегда следуют им. Прежде всего «размываются» устойчивые жизненные ориентиры у молодежи, снижается уровень культуры ее досуга. Подобная ситуация характеризуется рядом негативных моментов, таких, как I: , ; настроения бессмысленности существования, криминализация досуга, проявляющиеся в росте молодежной! преступности, алкоголизме, наркомании, игромании и пр. Печально, что территориально это распространяется как на город, так и на деревню. Наше исследование (см. С. 105) показало, что 1/3 потенциальных игроков живет в городе (Таллинн), и 40% в деревнях. Другими словами, разрыв весьма незначительный, говорящий о том, что болеют игрозависимостью не только мегаполисы или крупные города. Можно сказать, что этот тип зависимого поведения общераспространен. Противоречивость ценностных ориентации в современной социокультурной ситуации ведет к тому, в социуме утрачиваются способность противостоять воздействию негативных тенденций, сформировавшихся в системе досуга. Так вместо «старого» формы досуга — чтения книг, предпочитают телевизор, вместо игры в шахматы — игровой автомат. Часто это «безобидная» лотерея (см. С. 120). В идеальном социуме і і досуг должен не только помогать преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества исходя из социокультурных потребностей личности и общества. Особенности социокультурных характеристик индивида преломляются в его досуге. Особенно это актуально для молодежи, досуг, который по сравнению с другими возрастными группами отличается разнообразием и преобладанием активных и развлекательных форм . Сейчас очевидно, что идет процесс ослабление влияния на становление молодежи традиционных институтов социализации. При этом доля досуга в социальной жизни молодежи - увеличивается. Сейчас в молодежной среде происходит быстрая смена главных жизненных ценностных ориентации: раньше это были і. I ценности труда, в рамках которого досуг - лишь компенсационный отдых и і . подготовка к новому труду; сегодня - это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. В этих условиях сама социализация индивида складывается под влиянием тех или иных предпочтений в проведении свободного времени, досуга. Процесс трансформации досуговой сферы жизнедеятельности обусловлен как і переменами в социокультурной жизни России, так и технологическими и культурными изменениям произошедшими в условиях глобализации., Возникли качественно новые виды досуга, характерными чертами которых являются і развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность их содержания. Основные виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, набор фильмов ;и пр.), что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности. ; і Любопытно заметить,; что множатся и изменяются не только «позитивные» формы досуга, но и приводящие к зависимости. Наше исследование (таблица 5, приложение 4) показало, что чаще всего стали играть, в мгновенную, лотерею (в СССР это был «СПРИНТ»). В игре участвует половина (!) населения Эстонии. За ней; идет цифровая лотерея 35%, игровые автоматы 22%, игорный стол и рулетка 17%. Между тем, хочется заметить, что от безобидной лотереи совсем недалеко до денежных ставок. Как следует из анализа (Рисунок 4, с. 109) .потенциальных игроков характеризует частая игра именно в лотерею. Таким образом, роль досуга как фактора формирования і особой досуговой субкультуры социума возрастает вследствие распространения новых форм игр, а также снижения , роли і традиционных институтов социализации, отсутствия скоординированной государственной политики в области досуга, особенно молодежного. При этом надо понимать, что формирование субкультур (как позитивных, так и негативных) в обществе процесс неизбежный,, обусловленный как автономизацией социальных институтов, так и вовлечением личности,в различные социальные группы.

0сновные направления социальной реабилитации игрозависимых индивидов

В истории развития) человеческих цивилизаций азартные игры долгое время (были растворены» в предпринимательской деятельности, спекулятивных техниках, принудительном страховании, государственных лотереях, собирающих деньги для пополнения государственной казны, и проч. [9]. В современном мире азартные игры стали отдельной социальной сферой-хорошої организованной сферой досуга. ( її Игру в казино, каю способ время провождения можно встретить во многих, обществах иі культурах как на (Западе, (так и на Востоке. Две универсальных составляющих — абстрактная «холодная» теория вероятности, лежащая в основании всех игр и присущее человеку реальное «горячее» желание испытать сильные ощущения и эмоциональный всплеск — это то, что делает казино успешным в любой культурной среде. Помимо тысяч игровых залов еще и около 30 тысяч,сайтов азартных игріВИнтернете. По данным ученых .университета штата Коннектикут, і среди виртуальных игроков в три раза больше людей с патологической зависимостью, чем среди посетителей обычных казино [11. , С 3]. На адреса электронной почты (а сегодня подростки и молодежь часто имеют дело с Интернетом) приходят рекомендации, «как выиграть в on-line казино». \ і Несмотря на то, что в сущности своей, игры в казино культурно нейтральны, отношение к этой форме досуга все же заметно различается в общецтвах ,с разными культурными, экономическими и политическими особенностями. Каждая , культура или субкультура,, определяет форму зависимости как «нормальную» или «негативную» іна основе і собственной системы,ценностей [40. С. 623]. Большая часть данных, приведенных в данной- работе,, основываются результатах исследований зарубежных специалистов, по игромании.. Так, в соответствии с исследованиями известно, что зависимостью от азартных игр страдают примерно от 0,5 до 1,5% (по другим данным от 1,0 до 3%) населения развитых стран, особенно в тех районах, где игорный бизнес легализован. При этом около 60% населения хотя бы раз в год проводят свой досуг именно в игровых салонах. - і В России это связано с (легализацией и практически бесконтрольным развитием игорного бизнеса, где в очень короткое время создана и функционирует і крупнейшая в Европе сеть , игорных залов. В законодательстве России, до последнего времени, ,было разрешено устанавливать игровые, автоматы в местах большого скопления людей — на станциях метрополитена, в кинотеатрах, на вокзалах [30. С. 16]. В январе 2007 года президент В.В. /Путин подписал і Закон о госрегулировании игорного і бизнеса. Но многое еще остается неясным, сроки довольно растянуты, и, самое главное ситуация с азартными] играми требует более глубокого внимания со стороньи правоохранительных органов. На вопрос «Азартный ли вы человек?» прямой ответ «да» дают немногие - 26% мужчин и 12% женщин. При этом 33% опрошенных признались, что иногда испытывают чувство азарта в некоторых ситуациях, но 43% уверенно і заявили: чувство азарта им не знакомо..Те, кто откровенно признался в своей страсти, по большой части уверены, что их азартность помогает им в жизни — так считают 59% опрошенных, и только 31% сожалеет об этом. ,

Понятие «азарт» у россиян чаще всего ассоциируется с игроком, который в день получения зарплаты бежит в игровой зал. О том, что азарт бывает, к примеру, спортивный, люди как-то забывают и к самим игрокам относятся неодобрительно: 52%( полагают, что в России азартных не любят, и лишь 14% занимают противоположную позицию.

При этом в ходе опроса проявился любопытный парадокс: 60% респондентов уверенно заявляют, что чувство азарта полезно — главное найти ему применение, и лишь 3% уверены, что это чувство вредное и способно принести только неприятности. Интересно и то, что на игровых автоматах играет 56% из числа признавшихся в пагубном пристрастии и 32% из тех, кто себя азартным не считает. Как выяснилось, игровые автоматы уступают по популярности картам, г в карты на деньги играли 20% опрошенных, а с «однорукими бандитами» сражалось всего 16%. Правда,! проигрыши распределились не в пользу карт: как оказалось, в карты проигрывает 26% игроков, тогда как і автоматам1 проигрывало 49% і- практически, каждый второй. Почти, 85% респондентов заявили, что у них около дома есть игровые

Согласно социологическому исследованию, проведенному диссертантом в 2005 году в Эстонии, с численностью населения 1,45 млн. человек, патологических игроков от 15, до 25 тысяч. Проблемы с игрой существуют еще у 100-120 тысяч человек.

Лидирующее место в европейской империи азарта занимает Великобритания. По разным подсчетам, в стране насчитывается 275-370 тысяч игроков с азартно-игровой зависимостью., Обеспокоенные таким положением дел, британские парламентарии предложили обложить игорный бизнес новым дополнительным налогом. Полученные деньги предполагается пустить на , финансирование общественных .организаций и групп, помогающих игроголикам.

В Италии проживает 57,2 млн. жителей, из них 13 миллионов (22,72%; данные 2003 года) регулярно тратят деньги на азартные игры, 150 тысяч считаются патологически азартными игроками. В среднем каждая итальянская семья тратит на эти цели в год около 700 долларов. 5% от всех казино Европейского союза находится именно в Италии.

Похожие диссертации на Игровая зависимость как социокультурное явление в современном обществе