Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях (На материалах Республики Адыгея) Ильинова Надежда Александровна

Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях (На материалах Республики Адыгея)
<
Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях (На материалах Республики Адыгея) Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях (На материалах Республики Адыгея) Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях (На материалах Республики Адыгея) Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях (На материалах Республики Адыгея) Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях (На материалах Республики Адыгея) Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях (На материалах Республики Адыгея) Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях (На материалах Республики Адыгея) Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях (На материалах Республики Адыгея) Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях (На материалах Республики Адыгея)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ильинова Надежда Александровна. Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях (На материалах Республики Адыгея) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Майкоп, 2003 150 c. РГБ ОД, 61:04-22/165

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы традиций и ценностных ориентации

1.1. Социально-исторические проблемы возникновения ценностных ориентации и традиций в системе социализации личности

1.2. Классические концепции социализации личности и их современное состояние 34

1.3. Преемственность социального опыта поколений в процессе социализации личности

Глава 2. Традиции и ценностные ориентации адыгских народов - важный фактор социализации личности в трансформируемом российском обществе

2.1. Социально-педагогическая направленность современных традиций адыгских народов и их роль в становлении личности 82

2.2. Национальные традиции адыгов - действенный фактор преодоления девиации и маргинализации 107

Заключение 132

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Российское общество в начале XXI века находится на сложном, противоречивом этапе развития. Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Реформирование всех сфер жизнедеятельности общества и попытки преодолеть кризис напрямую зависят от личностного фактора, от непосредственного участия граждан в процессах трансформации, от социальной активности всего общества. Успех в преодолении социального кризиса возможен лишь тогда, когда изменения личности отвечают требованиям современного общества, стабильности и прогрессу общественных процессов.

Сегодняшняя ситуация в России, как никакая другая, способствует пристальному обращению к проблеме социализации. Нет необходимости доказывать специально, что кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и отдельно взятых индивидов и личностей.

В условиях, когда общество пребывает в глубочайшем кризисе, удержаться от социальной катастрофы - одна из насущных задач. От этого в немалой степени зависят судьба и перспективы социальных преобразований современной России и ее субъектов.

Каждый человек с самого раннего детства усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления до тех пор, пока большинство из них не становятся привычными. Это вхождение в социальный мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм,

4 ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества. Основная причина этого процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир и реагировать на него.

Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Формирование и развитие принятых в данном обществе качеств личности происходит, как правило, путем воспитания, то есть целенаправленной передачи норм и правил достойного поведения от старшего поколения младшему. В каждой культуре исторически сложились свои способы обучения приемлемому поведению. Процесс глобализации в современном мире допускает заимствование элементов культуры разных народов. Известно, что духовное бытие Северного Кавказа в будущем во многом будет определяться степенью самоорганизованности социокультурного пространства. При этом для выработки концепции стабильного развития Северного Кавказа следует учитывать потенциал этнокультурных традиций: идеи добра, диалога, уважения, содружества - того, что может содействовать формированию культуры, гуманного отношения друг к другу и природе. Важны также определения роли и места религиозного фактора в Республике, вариантов демократического развития общества, расстановка мировоззренческих акцентов духовной жизни населения, особенно молодежи, объединение интеллектуальных сил региона, фокусирование разума на сохранении и развитии полиэтничности при соблюдении прав каждого человека.

Особую значимость в такой многонациональной республике, как Адыгея, приобретают проблемы становления и функционирования социальных ценностей, основывающиеся на общепринятых положениях, согласно которым ценностные ориентации, с одной стороны, образуют

5 стержень культуры и обеспечивают интеграцию общества, являются связующим звеном во взаимодействиях общества и личности, между личностями, с другой стороны - признаются центральным компонентом личности и высшим уровнем мотивации и регуляции ее поведения. Трансформация и социальная нестабильность общества породили ряд новых проблем, требующих тщательного изучения.

Трудно, конечно, претендовать в одной диссертационной работе на полный охват всех современных проблем социализации. Но можно, выявив стержневые факторы, попытаться осуществить такое концептуальное видение этой проблемы в целом, из которого и стали бы понятны многие уже проявленные в событиях ее аспекты, элементы или части, и сформировалась бы теоретическая платформа для дальнейших прогнозов, оценок и стратегий. Нам представляется, что таким конституциональным фактором в проблеме социализации, особенно на современном этапе, является диалектическая взаимосвязь традиций и ценностных ориентации адыгских народов с системой социализации. Можно сказать, что процесс социализации поколений, входящих в общественную жизнь, по сути представляющий процесс самовоспроизводства общества, тесно связан с традициями. А современный этап мирового общественного развития не менее тесно связан с традициями и ценностями.

В условиях глобального ценностного нигилизма российское общество теряет основные средства воздействия на личность. Пересматривается роль многих социальных институтов, ранее занимавших ведущее место в процессе социализации личности (общественные организации: пионерия, комсомол и т.д.). Утеряны такие адыгские национальные институты воспитания (например, аталычество, кунацкая и др.), а современная система воспитания и образования не удовлетворяет все возрастающие требования трансформации общества. Следует отметить, что современная молодежь, оказавшаяся в условиях декаданса, связанного с поведением человека, с его

взглядами на жизнь и его отношением к миру, пытается обнаружить моральные и нравственные устои, регулирующие социальные связи. Социальный опыт, являющийся стержнем общественного прогресса, в первую очередь, имеет место в институте семьи. Именно семья дает «толчок» развитию личности. В зависимости от позитивных или негативных устоев семьи, общество получает либо Личность, либо существо, изначально направленное на разрушение (самого себя или своего окружения). Намечается тенденция возникновения антиценностных явлений, которые в последнее время имеют место и на территории Республики Адыгея: алкоголизм, наркомания, проституция и т.д.

Процесс социализации - один из наиболее сложных явлений в жизни человека, благодаря которому он становится «своим» в обществе себе подобных. Человек не может руководствоваться лишь животным началом в жизни, он опирается на общепринятые в обществе культурные традиции и ценности, которые являются «маяком» в попытке найти верный путь в жизни. В современных условиях трансформации российского общества традиции и ценности приобретают особый смысл, и их можно трактовать как одну из составных частей процесса социализации.

Социализация, ее специфика зависят от региона, от конкретной социальной системы, где особым образом сочетаются ценностные и традиционные особенности общественного развития, влияние социального опыта на подрастающее поколение, зависимость поведения личности от социального окружения. Важным моментом является воздействие на сознание индивида таких традиционных социальных институтов как адыгагьэ, адыгэ хабзе и т.д.

Этим объясняется особая актуальность изучения различных аспектов социализации личности как социальной диагностики ее состояния, особенностей у представителей различных этнокультурных групп.

Степень разработанности проблемы. Проблемы социализации и социального взаимодействия членов общества разрабатывались в трудах зарубежных и отечественных исследователей.

Так, впервые термин «социализация» был введен в науку в 40-50 гг. XX столетия Д. Доллэру и А. Тарком.

Методологическими положениями при изучении проблемы личности выступают концептуальные взгляды и подходы, разработанные: Бергером П.(28), Мертоном Р., Мид Дж. (209), Мид М. (104), Парком Р. (211), Парсонсом Т (212).

В отечественной науке преобладает социально-философский и культурно-исторический подходы к изучению общественных явлений и определению места и роли личности в социуме: Ануфриев Е.А. (13), Гилинский Я.И. (48), Здравомыслов А.Г. (60), Зеленев Л.А. (61), Коган Л.Н. (71), Кон И.С. (78), Миньшов Ф.И., Немировский В.Г. (114), Сулимов С.Ф., Тощенко Ж.Т., Ядов В.А. (197) и т.д. Личность рассматривается ими как социальный феномен, как система, отдельными элементами которой являются социальное окружение, ценности и ценностные ориентации, традиции, потребности, интересы, поведение и т.д.

Структура, виды и влияние традиций и ценностей на процесс социализации разрабатывались в разное время Анисимовым С.Ф. (10), Батыгиным Г.С. (26), Поповой И.П. (129), Сорокиным П.А.(145), Суглобовым Г.А. (158).

Социализация личности как одно из наиболее сложнейших явлений социальной науки, как процесс, неотделимый от человеческого существования, как средство связи индивидуума с социальным организмом разрабатывалась или затрагивалась Валиевой С.Ф. (39), Коломиец В.П. (74), Мальковской Т.Н. (102), Москаленко В.В. (108), Сорокиным П.А. (149), Титовой М.А. (162), Харчевым А.Г. (178).

В условиях глобального изменения современного общества на процесс социализации оказывает серьезное давление большое число различных

8 факторов, и это влияние не всегда позитивно. Связь социализации, девиации и маргинализации рассмотрена в работах Голенковой З.Т. (49), Игитханян Е.Д., Казариновой И.В., Лавриненко В.Н., Навджавонова Н.О. (109), Садкова Е.В. (135), Старикова Е. (155), Фарж А. (166), Урманцева Ю.А. (165).

Огромное внимание влиянию ценностей и традиций на личность уделялось в работах разных лет ученых-социологов и философов Северо-Кавказского региона: Афасижева Т.И. (119), Ачох А.Х., Бгажнокова Б.Х., Джанчатовой И.А., Ляушевой С.А. (100), Нахушева В.Ш., Ханаху Р.А. (174), ШаджеА.Ю. (189).

Цель исследования - анализ динамики национальных ценностных ориентации и традиций, играющих важную роль в социализации личности в условиях трансформации современного российского общества.

В процессе достижения поставленной цели автором решаются следующие задачи:

  1. Проанализировать социально-исторические проблемы возникновения традиций и ценностных ориентации.

  2. Проследить развитие личностной проблематики в концепциях зарубежных и отечественных ученых.

  3. Раскрыть и уточнить роль традиций, ценностных ориентации и преемственности социального опыта поколений в социализации личности.

  4. Обозначить социально-педагогическую направленность современных традиций адыгских народов и их роль в становлении личности.

  5. Рассмотреть национальные традиции адыгов как средство преодоления маргинальное и девиации у адыгов.

Объект исследования - степень влияния национальных адыгских традиций и ценностей на социализацию личности.

Предмет исследования - формы и методы воздействия социальных институтов Республики Адыгея на личность, при которых изменяются ценностные ориентации, мировоззрение, нравственные и культурные идеалы различных социальных групп.

Теоретико-методологическая основа исследования. В работе над проблемой автор использовал теоретические разработки отечественных и зарубежных социологов в области теории социологических концепций личности: Е.А.Ануфриева, В.Г. Афанасьева, М. Вебера, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, Э. Дюркгейма, Л.Н. Коган, А.Н. Леонтьева, В.Г. Немировского, Ж.Т. Тощенко, Р. Парка, Т. Парсонса, 3. Фрейда.

Опираясь на методологии, разработанные В.А. Ядовым, в 2002-2003 годах было проведено самостоятельное социологическое исследование в Республике Адыгея (Кошехабльский район, г. Майкоп), выступившее практическим подтверждением теоретических выводов автора диссертационного исследования. Объем выборочного исследования составил 700 респондентов: студентов - 82,4%; представителей других социальных слоев (учителя школ, преподаватели ВУЗов, рабочие)- 17,5%. Выборочная совокупность в целом репрезентативна родительской популяции и составляет шесть процентов. Опрос и отбор респондентов проводился по месту учебы или работы. Проведенный социальный обзор принес валидные данные.

Методы исследования. При сборе и анализе эмпирических данных автор использует методы системного анализа, структурно-функциональный анализ, статистические методы, метод сравнения и аналогий. Контент-анализ документов использовался для обеспечения репрезентативности результатов при отборе текстов из их общей генеральной совокупности. Также применен метод восхождения от абстрактной теории к практике и от нее к новым, обогащенным теоретическим представлениям. Методы конкретного исторического исследования позволили проследить влияние ценностных ориентации и традиций на социализацию личности в различные периоды человеческой истории.

Научная новизна диссертационного исследования содержится в следующем:

- в научный оборот введен новый эмпирический материал, отражающий особенности региона;

10 - выявлена и уточнена роль национальных адыгских ценностей и традиций в процессе социализации личности на современном этапе. Положения, выносимые на защиту:

  1. В современном российском обществе, в условиях его трансформации, процесс социализации личности характеризуется определенными тенденциями, противоречиями, закономерностями. Специфика социализации зависит от региона, где особым образом сочетается влияние ценностей и традиций на формирование личности.

  2. В переломные этапы развития общества наблюдается процесс отчуждения человека от других людей, от самого себя, от общества и природы. Результатом этого является маргинализация и девиация. В адыгском обществе присутствует эффективная регуляция поведения его членов, основанная на традициях и обычаях, что играет значительную роль при преодолении маргинализации и девиации.

  3. Социальный опыт в современном обществе выполняет роль исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей. В социальном опыте аккумулируются подлинные достижения человечества и передаются от поколения к поколению в процессе социализации индивидов.

Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты имеют теоретическую, практическую и мировоззренческую значимость и направлены на разрешение проблем, связанных с социализацией личности.

Некоторые теоретические положения исследования используются в разработке и преподавании общего курса социологии, социальной философии, спецкурсов «Личность и общество», «Девиантное поведение», «Информационная культура личности».

Результаты проведенного эмпирического исследования могут быть рассмотрены как база для исследований современного состояния общества. Они представляют интерес при изучении состояния социализации личности в Республике Адыгея и процессов, влияющих на социализацию.

Апробация работы. Отдельные положения и выводы диссертации докладывались на научно-практических конференциях в 2003 г., проводившихся в Адыгейском государственном университете и в Тамбовском государственном университет им. Г.Р. Державина, а также отражены в 5 публикациях общим объемом 3,5 п. л.

  1. Личность в современном социокультурном пространстве.-Майкоп, 2003 (2,5 п. л.).

  2. Ценности в становлении личности в условиях новой социокультурной ситуации //Молодые голоса в науке. Выпуск второй. -Майкоп, 2003. - С. 47-50 (0,25 п. л.).

  3. К вопросу концепции структуры личности //Молодые голоса в науке. Выпуск второй. - Майкоп, 2003. - С. 14-18 (0,25 п. л.).

  4. Негативное влияние маргинальное на социализацию личности //Человек и Вселенная. - 2003. - №8. -С. 104-108 (0,25 п. л.).

  5. Роль ценностей в становлении личности //Материалы 1-й международной научно-практической конференции (заочной). - Тамбов, 2003.-С. 90-93. (0,25 п. л.).

Сформулированные в диссертационном исследовании положения проверялись и уточнялись в ходе социологических исследований, проведенных автором в 2002-2003 гг.

Диссертация рассматривалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета в 2003 году.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы. Диссертационная работа иллюстрирована схемами и диаграммами, отражающими результаты проведенного социологического исследования.

Социально-исторические проблемы возникновения ценностных ориентации и традиций в системе социализации личности

Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для любой из наук, занимающихся человечеством и обществом, прежде всего в силу того, что ценности выступают интегративной основой, как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, культуры, нации, наконец, для человечества в целом. Такой глубокий и проницательный мыслитель как Питирим Сорокин усматривал в наличии целостной и устойчивой системы ценностей важнейшее условие внутреннего социального мира [147; 500]. Следовательно, разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису общества. Это относится как к личности, так и к обществу в целом, поэтому выход из него возможен только на пути обретения новых ценностей. Нет нужды говорить о том, насколько тесно это связано с сегодняшней ситуацией в российском обществе, распавшемся на группы и группки и лишенном единой объединяющей платформы.

Этот раскол есть прямое порождение всеохватного кризиса, разразившегося вслед за крушением тоталитарной идеологии, подразумевавшей наличие у всего населения единообразной системы ценностей и довольно успешно формировавшей эти ценности через общегосударственную систему идейного воспитания и пропаганды. Разрушение этих ценностных ориентиров не сопровождалось появлением сколько-нибудь равноценных новых.

Отсюда достаточно очевидным образом берут начало многие социальные проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся во всей их неприглядности: кризис нравственности и правосознания, социальная нестабильность, политическая дезориентация и деморализация населения, падение ценности человеческой жизни и многое другое. Налицо ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, экзистенциальный вакуум и многие другие симптомы социальной патологии, возникшей на почве отказа от ценностной основы.

Существует несколько подходов к пониманию ценностной проблематики. По мнению одних ученых (Дж. Дьюи, Ф. Знанецкий, У. Томас), это, во-первых, понимание ценности как атрибута, как ценности всегда чего-то - без этого уточнения само понятие лишается смысла. Это объект или предмет, нечто ценное само по себе. Во-вторых, - понимание ценности как сугубо индивидуальной реальности, значимой только для переживающего ее субъекта, возможно в рамках как атрибутивного понимания ценности, так и признания за ней особого статуса, который, однако, задается исключительно индивидуальным творящим сознанием субъекта, его ответственным личностным выбором.

Противоположная точка зрения (Л. Витгенштейн, Н. Гартман, П. А. Сорокин) предполагает, что ценность исходно является надындивидуальной реальностью. При этом возможны варианты: либо речь идет о социологической категории, адекватной для описания культур или социальных систем, либо об объективной трансцендентальной сущности. С этим можно сопоставить умеренные варианты индивидуалистской интерпретации ценностей, не отрицающие реальность общих ценностей, но рассматривающие их как вторичные по отношению к индивидуальным, как продукт согласия входящих в эту общность индивидов или как смыслы, разделяемые независимо друг от друга разными людьми. Это сопоставление дает убедительные основания говорить о существовании ценностей, как индивидуальных, так и надындивидуальных образований; истинной же проблемой выступает соотношение между ними [93; 18].

Социальные ценности же выступают как характеризующие социальные общности разного масштаба, включая человечество в целом (А. С. Богомолов, О. Г. Дробницкий). Будучи порождением жизнедеятельности конкретного социума, социальные ценности отражают в себе основные черты этой жизнедеятельности. Самостоятельным субъектом ценностного отношения может выступать любая социальная общность. Социальные ценности трансцендентны индивидуальному сознанию и деятельности и первичны по отношению к индивидуально-психологическим ценностным образованиям.

Вместе с тем, они не абсолютны и не объективны, в строгом смысле слова, и современные сравнительно-культурные исследования превосходно демонстрируют относительность даже высших и непоколебимых ценностей любой культуры.

В таком же ключе можно рассматривать и общечеловеческие ценности, обобщающие конкретно-исторический опыт совокупности жизнедеятельности человечества, хотя осознание человечеством своего единства и формирование мирового сообщества, вырабатывающего общие ценностные ориентиры, - процесс исторически весьма недавний, насчитывающий не больше столетия. Тем не менее, он отражает некоторые общие черты, присущие жизнедеятельности людей различных исторических эпох, социально-экономических укладов, классовой, национальной, этнической и культурной принадлежности. Существуют ценности, характеризующие историческую эпоху, социально-исторический уклад, нацию, а также специфические ценности профессиональных и демографических групп (например, пенсионеров, молодежи) и других объединений людей, в том числе групп с асоциальной направленностью.

Классические концепции социализации личности и их современное состояние

Существенной частью социологии является учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

Западные учения о личности тесно связаны с этической проблематикой. В своей работе «Жизнь как воля и представление» [193] немецкий философ Артур Шопенгауэр размышляет о том, что началом и человека, и бытия является иррациональная, непостижимая воля. Индивидуум получает свою жизнь, как "подарок", приходит из небытия, в смерти своей несёт утрату того подарка и возвращается в небытие.

При всём этом, не индивид, а род - вот чем дорожит природа и о сохранении чего она печётся со всей серьёзностью. Индивидуум не имеет для неё никакой ценности. Мыслитель не мог примириться с ролью человека в качестве жалкого раба жестокой воли, с его неизбежным исчезновением в ничто. Конечность бытия человека - вот основная забота и главная цель философствования Шопенгауэра.

Лишь единая мировая воля, как вещь в себе, свободна, она не ограничена ничем и потому всемогуща. В человеке эта универсальная воля проявляется в его мыслящем, познающем характере, который дан каждому изначально. Шопенгауэр называет его также внутренней сущностью человека, первичным волевым актом, раскрывающемся в идее конкретной личности. Этот интеллигибельный характер, соединяясь с мотивами, внешними побудительными силами, с неизбежностью определяет линию поведения. Индивидуальная вариация интеллигибельного характера, то, что составляет своеобразие конкретной личности, названа им эмпирическим характером.

Шопенгауэр заявляет, что самые прогрессивные воспитательные методики не помогут превратить болвана в интеллектуала. Также он высказал суждение о том, что ничей характер не стал благородным от изучения этики. Немецкий философ признаёт наличие не только изначальной предрасположенности к тем или иным нравственным качествам, но и наличие готовой добродетельности или порочности. Его вывод о том, что моральная определённость личности остаётся одной и той же от рождения до смерти, фактически отрицает необходимость воспитания и совершенствования человека. Конечно, богатую индивидуальность невозможно сформировать на скудной или испорченной психофизиологической основе. Но считать, что преобразование характера недостижимо в принципе, означает ставить под сомнение целесообразность самой этики.

Свобода человека при таких предпосылках может заключаться только в соответствовании изначальной, глубоко скрытой природе субъекта. Если поведение субъекта определяется не усвоенной им культурой, а изначальной эгоистичностью, злобностью или сострадательностью, то разум действительно не оказывает сколько-нибудь решающего воздействия на нравственность. Шопенгауэр считает, что свободно могут совмещаться друг с другом разумное и порочное, неразумное и благородное.

История представляет собой лишь арену человеческих страстей, хаос случайных жизненных путей. Человеческая нищета, распадающиеся государства, сошедшие с исторической арены народы, несбыточные политические надежды, разрушенные человеческие возможности - вот впечатления Шопенгауэра о человеческом обществе.

О культуре Шопенгауэр говорит, что она вооружает человека способностью к притворству, умением быть или казаться не самим собою. Человек всегда делает то, что хочет, говорит Шопенгауэр. Но делает он это по необходимости, ибо всё, что человек хочет, вытекает из того, что он есть. Но это значит, что его образ действий есть просто обнаружение его подлинной сущности.

Но несмотря ни на что, культура, считает Шопенгауэр, способна радикально влиять на человеческое поведение, но только в одном случае: если она, опираясь на этику мыслителя, покажет субъекту неистинность эмпирического бытия и научит квиетизму, то есть умению освобождать волю от принудительной силы мотивов, от власти суетных эгоистических желаний.

Возвращаясь к сущности человеческой природы, следует отметить, что Шопенгауэр отмечал три разновидности эмпирического характера: эгоистическую, злобную и сострадательную. В основе каждой из них лежит специфическая движущая сила человеческого поведения. Эгоизм является неотъемлемым свойством природы человека, в том смысле, что для каждого свои собственные наслаждения и страдания важнее всего остального. Но у некоторых лиц, согласно Шопенгауэру, он достигает крайних степеней, вплоть до готовности убить человека ради того, чтобы его жиром смазать себе сапоги. Эгоисты, считает Шопенгауэр, составляют преобладающее большинство человечества, они всего ближе к животной природе. Эта разновидность характера, однако, не самая худшая. Её превосходит худшее - злоба, для которой «страдания и скорбь других сами по себе служат целью, а их причинение - наслаждением», говорит Шопенгауэр в своей работе «Мир как воля и представление» [193; 630].

Социально-педагогическая направленность современных 82 традиций адыгских народов и их роль в становлении личности

В современных условиях, когда важнейшее значение для выхода нашей страны из кризиса имеет возрождение нравственно-духовных ценностей общества, особую роль играет понимание полиэтничности России. Сегодня практически все бывшие автономные республики своими решениями изменили свой национально-государственный статус. Расширился круг их компетенции, повысился государственно-правовой статус. На территории современной России живут представители более ста наций, народностей и этнических групп. Каждая из них обладает специфическими особенностями духовной и материальной культуры.

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.

Любая национальная культура, независимо от численности ее носителей, является определенной целостностью, имеющей механизмы саморегуляции, которые обусловливают структурно-функциональные связи между различными ее частями. Эта целостность находится в динамическом равновесии, то есть в непрерывном изменении и одновременно в состоянии самосохранения, относительной стабильности и длительной исторической устойчивости [69].

В национальной культуре как в сложно-компонентной системе синтезированы все элементы изменяющегося бытия: от социально-экономических и политических в исторической гетерогенности до сформировавшихся эстетических и духовно-нравственных идеалов и ценностей. Как результат длительного развития, каждая национальная культура включает в себя не только наиболее развитые способы и формы освоения действительности посредством различных видов деятельности (политика, наука, философия, искусство и т.д.), но и постоянно воспроизводит элементы действительности в процессе различных видов деятельности обыденной жизни: быт, традиции, обряды и верования, фольклор [55].

Исторически сложилось так, что жизнедеятельность представителей различных национальностей подталкивала к тесному контакту, взаимодействию и взаимовлиянию. Вот как определяют термин «нация» авторы Большого толкового социологического словаря: «нация - общность чувства или воображаемая общность, основанная на одном или более из следующих признаков: раса, этнос, язык, религия, обычаи, политическая память и разделяемый опыт другого. Нация существует там, где люди имеют общие претензии на принадлежность к единому целому, обеспечивая признание этого другими...» [56; 464].

Современные условия жизнедеятельности общества приводят к тому, что когда-то четкие национальные границы, различия в традициях, обычаях и обрядах сегодня размываются. Этому способствует и стремление государств всего мира к единому экономическому пространству, и возможность международных организаций, таких как ООН, НАТО, ЕЭС, вносить корректировки во внутреннюю политику некоторых государств. Но сформировавшиеся в ходе исторического творчества масс нравственные идеалы и нормы сохраняют значение. Более того, в критические моменты исторического развития традиционные ценности обретают особый смысл, становятся как бы нравственной опорой в движении вперед. Смысл этих этических регуляторов социальной жизни, их специфика проявляются в том, что, сохраняя в основе свою сущность, содержательную наполненность, они имеют тенденции к самообновлению и обогащению, обладают внутренними стимулами и мотивами к совершенствованию.

Основные элементы культуры - черты, знаки, символы, ценности, идеалы способствуют образованию глубинных, протяженных во времени, элементов национального характера.

Национальность - это особенность, черты и качества. В сегодняшнем обществе не все граждане ощущают, чувствуют себя представителями той или иной нации. Достаточно вспомнить, что документы, подтверждающие личность с некоторых пор не фиксируют факт национальной принадлежности. Наблюдается волюнтаристский подход со стороны государства в решение национальной принадлежности. Возможно, это приводит к потери равновесия в мироощущении индивида. Мы считаем, что отсутствие этого «ощущения» отрицательно сказывается на процессе формирования личности. Отсутствие должного внимания к национальным традициям, обычаям, обрядам, социальному опыту приводит к бескультурию (отсутствию культуры) всего общества.

Национальные традиции адыгов - действенный фактор преодоления девиации и маргинализации

С древнейших времен человек задумывался над вопросом о своей природе, о том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, каковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием. Поэтому проблема личности занимала умы ученых разных поколений.

Но особый интерес в этом вопросе представляет изучение региональных духовно-культурных отличий и связанных с ним форм социального поведения. Это объясняется неоднородностью (дифференцированностью) духовно-культурного пространства современной России, где переплетены "Восток" и "Запад", православие и ислам, модернизм и традиционализм.

Предельно актуальным является изучение природы и особенностей духовно-культурных мотиваций социального поведения на Северном Кавказе.

Наряду с общими для большинства регионов характеристиками (относительно спокойная социальная жизнь; известная неразвитость гражданского общества), Республика Адыгея имеет и отличительные черты. К специфике Адыгеи относится многонациональный состав ее населения с преобладанием двух национальностей - русских и адыгов. Они различаются по языку, традициям, обычаям, нравам, религиозным верованиям и т.д. Эти и другие особенности региона формируют и особый духовный феномен.

Каждое общество заинтересовано в определенном, наилучшем образом ему соответствующем, типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и т.д. Процесс формирования личности труден и многократно опосредован. На основе объективного одинакового положения, но вследствие разного субъективного оценочного отношения к нему, могут складываться различные типы личности [153; 234].

Общество представляет собой строго систематизированное объединение. Каждый индивид занимает определенное место в этой системе. Положение человека в обществе является его статусом. Российское общество в последние 15-20 лет также обнаружило наличие граждан с различными статусами, естественно, появляется вопрос, влияет ли социальный статус родителей на их ребенка.

Миру известны случаи, когда дети знаменитых и обеспеченных родителей пытались раскрыть свои возможности и способности вдали от именитых родственников. Они пытались доказать окружающим, что являются для общества ценностью независимо от того, кто их родители. 29,3% опрошенных нами респондентов также считают, что личностные качества не зависят от социального статуса родителей.

Но в современных условиях трансформации нашего общества мы чаще сталкиваемся с иным положением вещей. Родители стремятся дать лучшее воспитание и образование своим детям; компонент финансирования также играет не последнюю роль в формировании возможностей и способностей человека. Родители с высоким статусом имеют больше возможностей оказать помощь своим детям. И 60,2% респондентов считает, что социальный статус родителей играет определяющую роль в воспитании личности ребенка (см. диаграмму на стр. 110).

Ценности отделяют человеческую жизнь от биологического существования. Поэтому именно ценности определяют, в конечном счете, собственно человеческий смысл его существования. Но на вершине ценностной иерархии могут быть в таком случае лишь самодостаточно безграничные, вечные и неисчерпаемые идеалы, которых нельзя достичь раз и навсегда, а потом забыть о них и стремиться к новым. В этом смысле ценность и есть исходное условие и место встречи смертного человека с вечностью, бытия с Богом, становясь своего рода ступенькой в бессмертие.

Таким образом, ценности становятся ядром культуры народа и общества. Культура сохраняет единство нации, государства, общества в целом, так как она определяется степенью осуществления ценностей и реализации ценностных отношении во всех сферах человеческой жизнедеятельности, и потому культура каждого народа, каждой нации первична по отношению к ее экономике, политике, праву и морали.

Разрыв ценностных межсубъектных отношений представляет собой источник и основу отчуждения человека от других людей, от самого себя, от общества и природы. Отчуждение является источником разобщенности, ненависти, вражды и зла как подлинных антиподов ценности и основ антикультуры. Все эти негативные явления действительно есть в современном обществе, являясь в значительной степени следствием техногенной цивилизации, которая с конца XIX века привычно противопоставляется культуре. И сегодня цивилизация — это поле полезности, технология бытового, производственного и социального удобства, без которых современное общество просто немыслимо.

Понятно, что в мире нет ничего совершенного. Поэтому и в социальном поведении людей, к сожалению, имеет место множество нежелательных отклонений. С ними связано еще одно социологическое понятие - так называемое девиантное поведение.

Усвоение социальных норм - основа социализации. Соблюдение социальных норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением. Воровство, взяточничество, грабежи или убийства нарушают основные законы государства, гарантирующие права личности, и преследуются в уголовном порядке. Над преступниками совершается суд, им определяют меру наказания и на разные сроки (в зависимости от тяжести уголовного деяния), ссылают на исправительные или каторжные работы, сажают в тюрьму или определяют условную меру пресечения (частичное ограничение в правах). Это чрезвычайно широкий класс явлений - от безбилетного проезда до убийства человека.

Похожие диссертации на Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях (На материалах Республики Адыгея)