Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Компьютерное общение как атрибут духовной социализации личности Жуликова Ольга Валентиновна

Компьютерное общение как атрибут духовной социализации личности
<
Компьютерное общение как атрибут духовной социализации личности Компьютерное общение как атрибут духовной социализации личности Компьютерное общение как атрибут духовной социализации личности Компьютерное общение как атрибут духовной социализации личности Компьютерное общение как атрибут духовной социализации личности Компьютерное общение как атрибут духовной социализации личности Компьютерное общение как атрибут духовной социализации личности Компьютерное общение как атрибут духовной социализации личности Компьютерное общение как атрибут духовной социализации личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жуликова Ольга Валентиновна. Компьютерное общение как атрибут духовной социализации личности : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Тамбов, 2004 200 c. РГБ ОД, 61:04-22/561

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Природа, история и качественные особенности феномена «компьютерного общения» 15

1.1. Отношение «человек-техника»: историко-теоретические аспекты проблемы 15

1.2. Социально-духовные проблемы компьютеризации общества 33

1.3. Качественные особенности феномена «компьютерного общения» 49

Глава вторая. Проблемы теоретического моделирования и эмпирического исследования роли «компьютерного общения» в духовной социализации личности 73

2.1. Социализация как проблема гуманитарного знания 73

2.2. Теоретическая модель роли «компьютерного общения» в духовной социализации личности 91

2.3. Специфика эмпирических исследований социальных аспектов компьютеризации 112

Заключение 158

Список литературы 165

Приложения 185

Введение к работе

Актуальность исследования. Компьютерное общение, возникшее в информационную эпоху, ставит перед человеком и человечеством новые острейшие проблемы, которые связаны с новыми ценностными конфликтами - культурными, цивилизационными, социальными. К концу XX века стала ясно ощущаться угроза опережения и вытеснения научно-техническим прогрессом духовного развития общества; иными словами, возникла опасность культурного, духовного истощения социума.

Новые информационные технологии радикально изменили сам тип существования человека. Позитивная сторона информационных технологий очевидна - это расширение коммуникативных возможностей, либерализация, оперативность, доступность информации, полифункциональность. Однако наблюдаются и негативные воздействия информационных технологий на социокультурную среду: разрушение традиционных механизмов передачи информации; появление новых форм манипуляции сознанием; упрощение, тривиализация информационно-коммуникативного поля; обезличивание, деперсонификация самого субъекта информационно-коммуникативных отношений; формирование новых форм зависимости; возникновение информационной перегрузки, информационного стресса и других негативных последствий как для общества в целом, так и для личности. Особое влияние эти процессы оказывают на незрелую, только формирующуюся личность.

Содержание ценностного мира личности - мировоззренческие установки, убеждения, ценности и нормы, необходимые для успешной ориентации в изменчивом мире социальных отношений, а также большая часть личностных свойств в значительной степени определяются интенсивностью взаимодействий с социальной средой и освоением системы культурных значений в процессе социализации и межличностного общения индивидов. В условиях массового информационного общества меняются содержательность, масштабы и направлен-

*

ность духовной социализации. Противоречия индивидуальной и макросоциаль-ной среды, активизирующие контекстуальный диссонанс в экзистенциальном индивидуальном мире, препятствуют выработке устойчивого и внутренне последовательного образа собственной личности, делают его фрагментарным и проблематичным, в связи с чем актуализируется одна из самых сложных и фундаментальных проблем гуманитарной науки - проблема духовной социализации, обеспечивающей согласование мира социума и индивидуальных человеческих ценностей как объективно необходимое условие группового бытия.

Формирование личности объективно требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы духовной социализации, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся ее форм. Такая практика их преобразования немыслима без опоры на научно-теоретическое социологическое знание закономерностей развития человека в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Поэтому актуальность темы социализации определяется тем, что, как отмечает Т.М. Дридзе, «проблема выживания и воспроизводства физически, психически и нравственно здорового человека в здоровой жизненной среде становится сегодня все более острой»[207, с. 31].

В рамках выбранного нами подхода социализация трактуется как процесс вхождения (интеграции) индивида в социокультурную среду, прежде всего, посредством усвоения норм и ценностей, транслируемых коммуникативными каналами.

Именно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает пользоваться современными «благами общества» (в том числе компьютерными технологиями), предназначенными не только для детей, когда на него начинает оказывать

особое воздействие информация, предназначенная для взрослой аудитории и тем самым привлекательная для подростка, возрастает роль компьютера и компьютерных технологий в социализации личности.

Пользование компьютером становится одним из социальных инструментов и средств разрешения противоречий в развитии общественных отношений на личностном уровне, а значит, и формой всесторонней социализации, способом включения в систему общественных отношений, адаптации к ним и их преобразования, важнейшим средством, регламентирующим духовный мир личности, что всегда вызывало интерес у самых разных по своим интеллектуальным убеждениям исследователей..

Актуальность фокусной для данной работы проблемы обуславливается и тем, что продукты информатизации усваиваются как элементы жизненного мира, их форма позволяет им войти в бытийную сферу личности, и поэтому они обращены к человеку во всем многообразии его общественных и индивидуальных интересов, потребностей и способностей.

Степень разработанности проблемы

При анализе степени разработанности заявленной проблематики учитывались две области исследований - собственно проблематика социализации во всех ее исторических аспектах и история попыток формирования общетеоретических методов изучения роли техники (прежде всего, ЭВМ) в жизни человека и общества.

К настоящему времени разработано множество подходов к осмыслению феномена социализации, нашедших свое отражение в работах таких ученых, как Э. Дюркгейм, Ч.Х. Кули, Дж. Мид, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Эриксон. Л.С. Выготский и др. [73, 199, 4, 174, 175, 227, 229, 230, 244, 52, 53, 54] Ее природа определяется принципиально по-разному, в том числе через:

- собственно освоение ролей в юности, при чем через формирование базового эдипова комплекса (3. Фрейд [227]);

- освоение системообразующих ценностей, провоцирующих образование
замкнутого числа типов личности (Э.Фромм [229], К. Хорни [234], А. Адлер

[3]);

общую адаптацию к новой среде, в том числе ментальной и языковой (Б. Малиновский [127], С. Южаков [246], Ч.Х. Кули [199]и др.);

практику поведенческих выборов (экзистенциальная традиция, множество вариантов трактовок Ж.П.Сартра [192], М. Хайдеггера [232, 233], К. Яспер-са [249, 250, 251], А.Камю [98], Н. Саррот [191], Э. Босса [199] и др.);

специфическую психоролевую деятельность в сравнительно новых социальных ситуациях (классики «деятельностного подхода»: Л. Выготский [52, 53, 54], П. Гальперин []56, 57, Д. Узнадзе [220, 221], Н.Зинченко [89, 90, 91] и

др-);

систему процессов взаимодействия тяги личности к самореализации и свободе, с одной стороны, и социальной «ангажированности» («шиз-анализ» Ф. Гваттари и Ж. Делеза [58], теория «симулякров» Ж. Бодрийяра [33], Ж. Дер-рида [68] и др.);

теорию социализации как своеобразного «гена», связывающего поколения и цивилизации (О. Шпенглер [242], Л. Гумилев [64], Д. Вико [46], Маль-тус[128]);

систему особых суггестивных воздействий в теориях НЛП [69, 70], систему педагогического, в широком смысле, общения и т.д.

Значительное место в теории социализации занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы К. Марксом, Г.Кули, Дж.Мидом, Р.Линтоном, Т.Парсонсом, Р.Мертоном и др. [131, 4, 199, 167]

Наиболее часто встречаются варианты интерпретации природы социализации, связывающие ее с общением. Концептуальные основы разработки проблемы общения как особого вида человеческой деятельности содержатся в тру-

дах В.М.Бехтерева [ЗО], Л.С.Выготского [52, 53, 54], С.Л.Рубинштейна [186, 187], А.Н.Леонтьева [120], Б.Г.Ананьева [5, 6], М.М.Бахтина [21], которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Символьные аспекты передачи опыта, освоение новых знаний и навыков в ходе общения и социализации разрабатывались Дж. Г. Мидом [4] как концепция символического интеракционизма, а также в теории П. Жане [74], изучавшего психологические аспекты деятельности людей в условиях сотрудничества. Один из последователей Дж.Мида Т. Шибутани [238] отмечал, что личность является проекцией мира коммуникаций, и каждый человек строит свое поведение, ориентируясь на ожидания людей, в том числе и в ходе социализации.

Отечественные психологи (Г.М. Андреева [7, 8], А.А. Бодалев [32], Я.Л. Коломинский [105], А.А. Леонтьев [119]) определяют общение как взаимодействие двух и более людей, заключающееся в обмене познавательной и эмоционально-оценочной информацией и деятельностью, частным случаем чего является и социализация. Сложнейшие явления общения и социализации в отечественной психологии разрабатывали также Б.Г. Ананьев [5, 6], П.П. Блонский [173], В.Н. Мясищев [153].

К числу наиболее распространенных направлений изучения практики современного общения, имеющих прямое отношение к социализации, относятся: снижение уровня коммуникабельности (В.А. Лабунская, Б.Д. Парыгин и др. [114, 168, 169, 170]); рост напряженности и конфликтности общения людей в условиях сегодняшнего кризиса российского общества (Л.А. Петровская, Л.И. Рюмшина, А.А. Сухов и др. [172, 144]); развитие «социальной аномии» как компенсации недостатка социальной коммуникативности (СВ. Глущак, Н.Д. Чеботарева и др. [144]); умножение опосредованности общения, связанное с процессами развертывания различного вида аудиовизуальной информации -телевидения, компьютеризации и другими (Е.Л. Еремин, В.Г. Зазыкин,

В.Г. Кузуб, Л.В. Матвеева, С.А. Муратов и др. [86, 152, 144]); противоречивые эффекты влияния на человека системы Интернет как фактора развития виртуальной коммуникации, которая чревата деформацией реального общения и развитием психологического синдрома «Интернет-зависимости» (Е.П. Белинская, А.Е. Войскунский, Ю.В. Мостепанова, М.В. Свиридов и др. [25, 49, 50, 144]).

В настоящее время идет разработка и внедрение в нашу жизнь оригинальных техник общения, разных видов тренинга, методик социореабилитации (Ф.Е. Василюк, Н.Л. Карпова, А.Ф. Копьев, М.Ш. Магомед-Эминов, Г.И. Марасанов, В.В. Панасюк, Л.А. Петровская, А.П. Ситников, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковская, Т.А. Яценко и др. [42, 125, 129, 165, 172, 202, 208, 144]) и других видов помощи человеку в обеспечении его коммуникативных связей с действительностью.

Собственно же проблема социальных и психологических последствий компьютеризации была впервые сформулирована в отечественной литературе O.K. Тихомировым [214, 215, 216] и затем получила разработку в работах его сотрудников (И.Г. Беловина [26], Л.П. Гурьева [66], И.В. Малич [144]) на различном эмпирическом материале. Как показывает мировой и отечественный опыт, информационные технологии оказывают все более активное воздействие на социализацию. При этом следует дифференцировать прямое и косвенное влияние информационных технологий на психическую деятельность: прямое связано с возникновением новых форм деятельности (O.K. Тихомиров [214, 215, 216], М.Г. Ярошевский [248]), косвенное проявляется во влиянии на некомпьютеризированные виды деятельности и на личность в целом (Б.Ф. Ломов [121, 122], А.В. Беляева [144], М. Коул [110]).

Изучению влияния компьютерных технологий на развитие процессов социализации уделено большое внимание в работах Н.Винера, М.Хайлу, А.И.Ракитова, Л.Н.Федотовой, М.Кастельса и др. [47, 48, 179, 100]

Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория развития личности и техногенной цивилизации достаточно глубоко разработана западными исследователями: Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом, Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, Э.Тоффлером, Ж.Фурастье и др. [226, 59, 143, 4, 217] Именно Ж.Фурастье определил постиндустриальное общество как «цивилизацию услуг» [4].

Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления, необходимо отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, А.В.Соколова, А.Д.Урсула и др. [60, 148, 149, 179, 200, 201, 221] В настоящее время активно работают в этом направлении Г.Т. Артамонов, К.К. Колин и др. [15, 104]

Эффекты компьютерного общения, оказываемые на аудиторию, изучают как проблемы поиска информации и разнообразия предоставляемых знаний, так и вопросы использования и удовлетворенности аудитории полученными результатами (В.Ю. Борев [35], А.В. Коваленко [35], Е.Г. Слуцкий [20], Ю.П. Ме-лентьева [145], А.В.Соколов [200, 201]).

В рамках изучения социальных и психологических последствий компьютеризации предметом исследования являлись в основном навыки, операции, конкретные действия, отдельные психические процессы, различные виды профессионально, игровой и учебной деятельности. В настоящее время накоплен обширный материал в этой области (В.П. Зинченко, М. Коул, В.Я. Ляудис, Д. Норман, С. Пейперт, Ш. Текл, O.K. Тихомиров, А.Г. Шмелев и др. [90, 91, 110, 124, 159, 171, 214, 215, 216, 241]).

В целом же приходится признавать довольно парадоксальный статус понятия социализации в современной гуманитарной науке. С одной стороны, проблемы социализации широко и давно изучаются в ней, с другой же - исследование именно роли компьютеризации вообще и «компьютерного общения», в частности, оставляет впечатление некоторой фрагментарности попыток примене-

ния именно традиционных социологических методов при определении природы очевидно нового в истории цивилизации явления, что еще раз показывает актуальность исследовательских работ в этой области.

Целью работы была попытка формирования общетеоретической модели роли компьютерного общения как способа духовной социализации личности и социологическая верификация такой модели.

Достижение поставленной цели подразумевало решение ряда исследовательских задач:

формирование авторских моделей природы и атрибутов социализации, общения, компьютеризации, «компьютерного общения» и нескольких других базовых для работы категорий;

определение специфики и системы характеристик феномена «компьютерного общения»;

проведение и обобщение результатов эмпирического исследования по обозначенной проблематике;

выделение ведущих корреляций и зависимостей социологических переменных по линии «общение - компьютерное общение - духовная социализация личности».

Объектом диссертационного исследования стала система процессов духовной социализации во всем богатстве и разнообразии ее свойств, взаимосвязей и элементов, предметом - законы и тенденции, регламентирующие движение, структуру и последствия феномена «компьютерного общения» как современного атрибута такой социализации.

Теоретико-методологические основы исследования. На духовное развитие автора наибольшее влияние оказали идеи классической социологии, социально-ролевой и интеракционистской трактовки природы личности и ее социализации (творчество К. Маркса, П. Сорокина, Т. Парсонса, П. Симонова, П. Гальперина, Г. Тарда, Д. Мида, и др. [131, 204, 205, 167, 193, 56, 57, 212, 199]) идеи «компь-

ютерного общения» К. Шеннона [237], Н. Винера [47, 48], М. Мак-Люэна [160], общетеоретические модели развития психики А. Леонтьева [119], Л. Выготского [52, 53, 54], Д. Узнадзе [220, 221], А. Запорожца [87].

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

сформирована модель компьютерного общения как способа взаимодействия реальных субъектов с неявными квазисубъектами посредством компьютера;

обоснована роль компьютерного общения в духовной социализации личности как фактора, формирующего особую среду социализации - квазимикросоциум;

выявлены исторические предпосылки феномена «компьютерного общения» в истории технических отношений: воспроизводящаяся система рациональных и эвристических ценностей (техническое мышление), культурно-символический характер техники, компенсирующий ограниченность человека, иррациональность отношения к каждому новому поколению техники, постепенное сращивание человека и техники, превращающее последнего в функциональный элемент, усиление квазисубъектности технических устройств;

систематизированы и описаны последствия компьютерного общения для духовной социализации личности: развивающие - снятие пространственно-временных барьеров, доступность информации; престижные - включение в систему значимых общественных отношений, элитарность статуса владельца компьютера; негативные - «компьютерная некрофилия», Интернет-аддикция;

раскрыты основные качественные характеристики «компьютерной некрофилии», включающие психологически-символьную привязанность к компьютеру; ориентацию на виртуальную реальность; отсутствие рефлексии по отношению к живым людям; формирование между человеком и компьютером симбиозных отношений и др.;

- на основе эмпирического социологического исследования выявлены противоречивые стереотипы отношения к информатизации общества и тенденции динамики групповых ценностей, мнений и настроений относительно компьютерного общения.

Теоретическая значимость исследования заключается в историческом анализе социального отношения к технике как прототипической основе феномена «компьютерного общения», в описании зависимостей и тенденций духовных основ современных технических отношений, в обосновании теоретической модели духовной социализации, в определении специфики влияния компьютерного общения на диалектику современных процессов социализации.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения соответствующих методик в курсах по общей социологии, педагогике, социальной психологии, обучающих курсах пользователей ПК, в разработке пограничных методик развития компьютерных сетей, в деятельности муниципальных властей.

Эмпирическая база диссертационного исследования включала материалы авторского исследования (простая механическая выборка с элементами квотной -535 респондентов) с генеральной совокупностью около 80 тысяч человек (взрослые жители областного центра, имеющие доступ к компьютеру) и данные ряда других эмпирических исследований.

Авторское эмпирическое исследование проводилось в один этап в 2003 г., основные методы - анкетирование, интервью обоих видов, экспертный опрос, фокус-группы, ассоциативный опрос, факторный анализ. В работе использовались также материалы и иных эмпирических исследований, где автор принимал участие и где фокусная проблематика затрагивалась лишь косвенно.

Основная гипотеза работы может быть выражена в следующих частных предположениях:

бурное развитие компьютерной техники, особенно компьютерных сетей, с необходимостью порождает качественно особый феномен «компьютерного общения», выражающий именно современное, глубинное, укореняющееся в человеческом подсознании, отношение к технике как к ведущему общецивилиза-ционному процессу отчужденного бытия человека, а не просто как к средству преобразования и изучения природы;

такой феномен показывает природу и тенденции современного дистантного общения на индивидуальном и групповом уровне;

все эти процессы могут идти незаметно для человека, что может быть обнаружено через сети социологических категорий и с использованием неклассических методов социологического исследования.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Отношение человека к технике является естественным процессом саморазвития природы разума в единственном известном варианте и не имеет строго определенного начала отсчета в антропогенезе. Вплоть до появления современных ЭВМ законы технических отношений были примерно однокачественны, декларируя подчиненность технических систем воле человека и социальных групп; в реальности же ценности производства и использования техники играли все более значительные, в том числе символьно-психологические роли в социо-генезе.

  2. Появление компьютеров усилило квазисубъектность технических устройств. До появления компьютера ни при каких социальных условиях такая квазисубъектность не становилась одним из решающих факторов социализации. Выступая квазимикросоциумом, компьютер деформирует структуру и меняет качество духовной социализации, причем делая это объективно, независимо от оценок, чаще негативных, со стороны субъектов социализации, что может быть изучено социологическими методами. Такие трансформации выражаются, в ча-

стности, в иллюзорно-компенсаторной самодостаточности существования чело-веко-компьютерной коммуникации.

  1. Феномен «компьютерного общения», понимаемый как взаимодействие реального субъекта с неявными видами компьютерных субъектов, выходит за пределы классической техногенности человеческого поведения. Он показывает становление нового мира ценностей человеческой духовности, которые не сводимы ни к известным образцам, ни к обычному поведенческому прагматизму, -причем мира, который осваивается людьми со все более раннего возраста.

  2. В процессе современной социализации создается все больше предпосылок для формирования типа личности «компьютерный некрофил», к основным характеристикам которого можно отнести: привязанность к компьютеру; ориентация на рукотворную виртуальную реальность; отсутствие реальной рефлексии по отношению к живым людям, но не по отношению к компьютерам, компьютерным играм; формирование между человеком и компьютером некоторого рода симбиозных отношений. Компьютерная некрофилия порождается не только отношением личности к технике, в частности к компьютерам, но и отношением социума к личности, установками, задачами социальной системы, а также возможностями уровня экономического, политического, правового развития общества.

Работа апробирована в ходе профессиональной деятельности автора в филиале Поволжской академии государственной службы имени П.А.Столыпина, в выступлениях на международных, всероссийских и региональных научных конференциях (Москва, 2004г., Екатеринбург, 2004г.), в десяти авторских публикациях, а также при проведении нескольких эмпирических социологических исследований.

Содержание работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Отношение «человек-техника»: историко-теоретические аспекты проблемы

В наши дни исследования техники развертываются в самых различных направлениях. Техника показала свою фундаментальную роль во всем бытии человека. Мир вступил в эпоху грандиозных социальных перемен, технических и культурных нововведений. Мощными катализаторами прогресса сегодня стали микроэлектроника, информационные технологии и многое другое. Глубинное и поразительное по своим последствиям развертывание потенциала техники воздействует на все стороны социальной жизни: меняется содержание труда; резко, в десятки раз, возрастает его производительность; существенные преобразования происходят во всем строе культуры и современной цивилизации. Бурный технический прогресс привел к изменению социальных пространственно-временных характеристик бытия человека. Техника стала принципиально новым фактором мировой истории; она знаменовала собой резкое усиление социальной динамики.

Широкий спектр вопросов взаимосвязи человека и техники стал предметом исследования целого ряда естественных, технических и общественных наук. Научно-технический прогресс, его влияние на человека и общество стали линией раздела множества точек зрения, теорий и концепций. Причем, получившие в современных условиях распространение различные теории культурно-технического пессимизма абсолютизируют отрицательные последствия научно-технического прогресса, содержат устрашающие прогнозы, а противостоят им очень немногочисленные концепции оптимистического понимания техники.

Уже в начале XX в. было отмечено, что машина имеет огромное социологическое значение, она ставит с необычайной остротой проблему судьбы чело века в обществе; это есть проблема отношения человека к природе, личности к обществу, духа к материи, иррационального к рациональному [28, с. 16].

Социальные проблемы взаимоотношений человека и техники являются предметом внимания социологии и философии техники. Обращение этих наук к осмыслению техники, ее природы и сущности, вызвано кризисом не столько техники, сколько всей современной «техногенной цивилизации». «Техноген-ность» подразумевает влияние техники на человека, на все аспекты цивилизации, а также глубинные технические истоки ее развития [209, с. 98].

Хотя понятие техники возникло на заре человечества, феномен техники в его современном значении был выделен и осознан только в XIX столетии. Но даже с этого времени изучались не столько социологические аспекты, сколько философские основы взаимоотношения человека с машиной. Поэтому обратимся первоначально к анализу философских концепций.

Социологическое и социально-философское осмысление феномена техники относится ко второй половине XIX века. Многие исследователи отмечали, что промышленная революция, заменив ремесленное производство машинным, произвела решительный сдвиг в производственных силах общества. В философском сознании возникла также идея, что научно-техническая революция возникла как бы на прототипической основе. Иначе говоря, в истории техники на качественно новой базе обнаруживаются некоторые явления, имевшие место в минувшие эпохи, что и отражено в нашем историко-социологическом обзоре.

По своему происхождению техника - порождение европейской культуры, где под техникой имеется в виду ее современное понимание; конечно, и до XIX века в истории философии встречается рефлексия по поводу техники, но эта рефлексия неспецифична.

Тот контекст, в котором формировались древняя техника и технология, сложился в архаической культуре [183, с. 14-15]. Человек открыл и научился использовать в своей деятельности различные природные эффекты, создав тем самым первую технику (орудия труда, одежду, дом, печь и т.д.). В области технологии основным достижением было освоение двух основных процедур, соединение в одной деятельности разных операций, относящихся к другим дея-тельностям и основание самой логики деятельности, т.е. уяснение, запоминание типов и последовательностей операций, составляющих определенную деятельность. В религиозной мифологической традиции изготовление вещей понималось как совместные действия людей и богов [11, с. 82-83], иными словами, вещи и орудия труда изначально трактовались как не только нечто материальное, но и как, по выражению Г. Гегеля, «окаменевший дух».

Античные концепции «технэ» (Платон, Аристотель) имели в виду скорее не технику, а искусство производства вещей: от картин и скульптур до собственно технических изделий; искусство, воплощающее в себе знание, подражающее природе и выступающее в качестве образца для понимания изменчивого природного бытия.

С точки зрения Платона, человек создает некоторую вещь, подражая ее идее, причем идею создал не он, а боги [61, с.417-424]. По Платону получается, что относительно философского познания, ведущего от вещей к идее, изготовление вещей, уводящих от идеи к вещам, является обратной операцией, а, следовательно, по сравнению с философскими занятиями, является делом, не стоящим настоящих усилий. Таким образом, связь деятельности по созданию вещей с мышлением и знанием была не только неочевидна, но, напротив, казалась противоестественной; действие - одно, а знание - другое. Требовался гений Аристотеля, чтобы соединить эти две реальности в единую категорию «технэ».

Социально-духовные проблемы компьютеризации общества

На обыденном уровне выделяется два типа отношения к технике как фактору духовного развития. Одни считают технику нейтральной и безразличной - техника есть дело инженеров, блага жизни; но это специальная область, не затрагивающая никак сознания и не ставящая никакой духовной проблемы. Другие же переживают технику как нечто непонятное, необъяснимое, испытывают ужас перед ее возрастающей мощью над человеческой жизнью. В основании этих переживаний лежит аффект страха. Впрочем, первое решение в смысле нейтральности просто не видит проблемы [28, с. 5].

Компьютер является социальным феноменом нашего времени, который представляет единство электронно-вычислительной машины и ее программного обеспечения [214, с. 63]. Этот феномен обусловлен уровнем развития духовной и материальной жизни общества, при этом компьютер выполняет определенные социальные функции.

Критерием различения исторических этапов техники является перемещение от человека к технике таких функций, которые производят коренное изменение в технологическом способе соединения человека и техники. Соответственно в истории техники можно выделить три основные ступени ее развития: орудия ручного труда (инструменты), машины (на уровне механизации), компьютеры (на уровне автоматизации).

Еще на машинном этапе развития техники делались попытки создания прототипов современных компьютеров. В 1642 году Блез Паскаль изобрел машину для сложения и вычитания больших чисел. Паскаль один из первых попытался механизировать вычисления и создать робота, который бы считал вместо человека. В 1666 г. Самуэль Морланд тоже задумался над проблемой сложных вычислений и создал механический калькулятор, который мог складывать и вычитать. Готфрид Лейбниц построил первую машину, способную умножать. Первые калькуляторы так и остались в единственных экземплярах, так как были сложны, дороги и мало чем превосходили в скорости нескольких человек. В 1800 г. была изобретена перфокарта как носитель данных. В 1834 г. Чарльз Бэб-бидж начал работу над своей Аналитической Машиной. Джордж Буль разрабо тал систему логики, которая впоследствии была названа его именем и легла в основу современных вычислений. В 1899 г. была изобретена магнитная запись.

Темпы создания собственно компьютерной техники значительно превысили скорость ее развития на предыдущих этапах. В 1940 г. завершена работа над Z1, первой программируемой счетной машиной, использующей двоичную систему счисления. В 1941 г. в Англии Алан Тьюринг и Томми Флауерс закончили работу над Colossus - первой полностью электронной счетной машиной, которая использовалась для дешифровки немецких сообщений в годы Второй мировой войны. В 1947 г. был изобретен транзистор. В 1954 г. Гордон Тил сконструировал кремниевый транзистор. В 1956 г. IBM сконструировала первый жесткий диск. В 1958 г. начали появляться коммерческие транзисторные компьютеры. В 1963 г. была изобретена «мышь». В 1967 г. IBM представила первую дискету. В 1968 г. Дуглас Энджелбарт продемонстрировал прототип оконного интерфейса. В 1969 г. была осуществлена первая попытка соединить в сеть несколько удаленных компьютеров. В 1978 г. Дэн Бриклин и Боб Фрэенк-стон создали первую электронную записную книжку. В 1974 г. компьютер сыграл в шахматы с человеком и проиграл. В 1980 г. в Сети стали появляться первые рассылки. В 1984 г. Sony и Philips представили устройство для чтения CD под названием CD-ROM. В 1985 г. появилась Windows. В 1993 г. появился формат сжатия видео MPEG.

Одновременно с развитием компьютерной техники шло интенсивное развитие информатики как теории компьютеризации. Главное, что представляет интерес в информатике для социологии - это возможность более глубокого проникновения в человеческую природу, в закономерности общественных отношений и социального прогресса, поскольку в данном случае изучение личности и общества происходит через орудия труда и средства производства [196, с. 49].

Социализация как проблема гуманитарного знания

Социально-историческое формирование личности не является пассивным отражением общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Ведущим процессом здесь выступает социализация.

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей гуманитарной науки [107, с. 133], где социализация трактуется как процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. В самом общем виде социализация представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение, интериоризацию индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; а с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [8, с. 276].

Теория социализации личности возникла в результате осмысления сложного комплекса процессов и явлений, определяющих положение лично сти в современном обществе, и формировалась как социологами, так и психологами. При этом для социальной психологии эта проблема наиболее интересна «со стороны взаимодействия личности и среды», а для возрастной психологии - «со стороны личности».

Однако и в психологии, и в социологии процесс изучения социализации начался на материале второй половины XX в. Поэтому фактически осталась в стороне богатейшая историко-философская традиция, когда мыслители, изучая другие проблемы, по существу обсуждали темы приобщения человека к социальности, к господствующим нормам. В философии названная проблематика рассматривалась в русле темы: «человек и общество», т.е. философского исследования социальной жизни, коллективной человеческой деятельности. В осмыслении процесса социализации огромную роль сыграло учение Платона и Аристотеля. Древние греки отождествляли процесс социализации с образованностью. «Пайдейя» - вот понятие, которое содержательно совпадает с представлением о социально адаптированном человеке.

В средневековом сознании философско-антропологические проблемы социализации получили новое освещение [61, с. 84-123] и были связаны с религиозностью. Эпоха Возрождения [21] связывала усвоение социальных норм с феноменом гуманизма. Начиная с XVII в. европейские мыслители [158] рассматривают как важнейшие факторы социализации знание и образование. Эпоха Просвещения считала источником социализации именно накопление знания. Процесс обогащения культуры был поставлен в прямую зависимость от человеческого разума и мира знаний.

В XIX в. встал вопрос о подсудности человека, то есть о том, что личность - фигура ответственная, она пытается развить себя, развернуть свой потенциал. По мнению B.C. Соловьева, если отбросить у личности ее общественное достояние, то останется животная особь [102]. Социальность, следовательно, есть одно из определений личности. Тем самым, проблематика со цианизации активно прорабатывалась в тематике личности как особой ценности европейской культуры.

Основоположник социологии О.Конт считает, что личность связывается с производством, социальными группами, организациями через различные социальные институты (семью, государство, церковь) [95]. Среди четырех основных социологических принципов, сформулированных О.Контом в данном случае представляется важным принцип условий существования (Milieu), требовавший отдавать предпочтение социальной среде, выделять внешнюю и внутреннюю (духовную) среды, учитывать взаимодействие между организмом и средой (причина и следствие), между человеком и обществом, выделять проблему влияния сознания на среду.

По Э.Дюркгейму, человек - это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют две сущности: социальная и индивидуальная. Существует примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения. Дюркгеим подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными, следовательно, социальные нормы (и социальные факторы в целом) влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы их интериори-зации, внешняя детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов, действенность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индивидов [73, с. 493].

Теоретическая модель роли «компьютерного общения» в духовной социализации личности

Как было показано выше, понятие социализации предельно широкое, оно включает в себя процессы и результаты становления, формирования и развития личности на протяжении всей жизни. Важным аспектом социализации является формирование духовного потенциала личности, что выражается понятием «духовная социализация». В связи с чем особое значение имеет исследование факторов, механизмов и результатов включения индивидов в духовную сферу.

Фундамент духовного развития личности формируется в детские годы, однако роль этой духовной основы недопустимо абсолютизировать, так как она содержит преимущественно чувстенно-эмоциональный компонент. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, включившись в широкий контекст социальных связей, личность активно формирует свою жизненную позицию, ориентируясь на широкий спектр общечеловеческих ценностей. Духовность личности неразрывно связана с индивидуальным восприятием ею социальных условий. Духовность есть самая глубокая сущность человека именно как носителя индивидуального качества разумного существа.

М.С. Каган достаточно убедительно показал, что ни одно другое понятие, обозначающее различные проявления психической деятельности человека, - ни «сознание», ни «разум», ни «мышление», ни «интеллект» - не фиксируют деятельность человека в ее целостности, в реальной полноте, охватываемых ею способностей, сторон, уровней, механизмов так, как духовность [97, с. 131-171].

В реальности межличностных отношений человек предстает как целое, как уникальный живой субъект, во всем многообразии своих индивидуально-неповторимых свойств и проявлений. Действительная природа человека заметно растворилась в многообразии социальных явлений, через призму которых он зачастую рассматривается. Поскольку реальная духовная жизнь личности представляет собой взаимодействие внешнего социального мира и внутренних свойств личности, внешний мир отражается в сознании, но не прямо, а преломляется в специфических уникальных структурах данной личности, порождается единство типичного и неповторимого в ней.

Исходными представлениями о природе личности для нас стали следующие положения: - личность не тождественна и не сводима к психике, так как имеет в себе, кроме психических еще и социальные составляющие; - личность является не частью, а стороной психических процессов; - личность имеет собственную логику развития, лишь отчасти сводимую к реализации социальных ролей; - личность не врождена и является результатом как социализации, так и экзистенциального развития человека; - личность имеет сложную структуру, включающую уровневые и ме-журовневые эффекты в организации психики.

Процесс духовной социализации личности включает в себя сознательный выбор личностью знаний, духовных ценностей и образцов поведения; формирование собственно духовного мира личности на основе критического отбора соответствующих ценностей и норм поведения в процессе выполнения определяющих социальных ролей; различные формы духовной деятельности личности.

Содержание, стадии и конкретные механизмы духовной социализации определяются социально-экономической структурой общества и варьируются в различные исторические периоды. В современных условиях, с развитием техники и микроэлектроники, происходит усложнение общественных институтов социализации: разрушение одних - традиционных, становление новых ее форм, изменяется соотношение семейного и несемейного воспитания, взаимоотношения поколений, меняются критерии социальной зрелости и т.п. Модель позитивного и негативного влияния информатизации на социализацию была предложена Хессигом [179, с. 32-33] (Рис. 2).

Процесс и результаты социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт между идентификацией личности с обществом и обособлением ее в обществе. Человек, полностью адаптированный в обществе, конформист, может рассматриваться как жертва социализации. Следовательно, эффективная социализация предполагает эффективный баланс между идентификацией с обществом и обособлением в нем.

В идеале, социализированный человек должен быть способен в какой-то мере противостоять, если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам. Однако чаще встречаются полностью социализированные люди, фактически растворившиеся в социуме, не готовые и не способные к той активности, которая нужна для противостояния среде.

Похожие диссертации на Компьютерное общение как атрибут духовной социализации личности