Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние моды на социализацию личности Колесникова Елена Викторовна

Влияние моды на социализацию личности
<
Влияние моды на социализацию личности Влияние моды на социализацию личности Влияние моды на социализацию личности Влияние моды на социализацию личности Влияние моды на социализацию личности Влияние моды на социализацию личности Влияние моды на социализацию личности Влияние моды на социализацию личности Влияние моды на социализацию личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колесникова Елена Викторовна. Влияние моды на социализацию личности : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Курск, 2004 140 c. РГБ ОД, 61:04-22/416

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Мода как социокультурный феномен времени . 10

1.1. Мода в системе социокультурных отношений . 10

1.2. Основные структурные компоненты моды. 35

1.3. Функции моды и особенности их проявления в обществе. 55

Глава II. Мода в процессе развития и самореализации личности . 73

2.1. Особенности воздействия моды на процесс социализации личности 73

2.2. Мода как средство реализации социальных качеств человека . 93

2.3. Сравнительный анализ влияния моды на различные социальные группы населения в современных условиях. 113

Заключение 129

Библиографический список. 132

Введение к работе

Актуальность проблемы данного исследования обусловлена тем, что в современных условиях мода становится одним из социальных регуляторов общественного поведения широких слоев населения. Наступивший XXI век характеризуется кардинальными изменениями научно-технического и технологического характера, которые оказывают существенное влияние на социокультурные условия. жизни современного человека. Становится очевидным, что изменение социальной реальности невозможно путем привычных материально-вещественных, технических преобразований, оно требует существенных изменений' в самом человеке: трансформирования базовых социальных качеств личности, способствующих экономической; культурной, социальной и психологической адаптации человека к новым условиям социального бытия.

Одним из механизмов регуляции в структуре социокультурных отношений является мода. Этот феномен, обнаруживая себя в различных областях жизни, обладает большими возможностями. В связи с этим, представляется оправданным рассмотрение проблемы социализации личности современного человека через призму социологического анализа моды как нормативной системы, выявление ее специфического места и роли в структуре этого процесса.

Мода является фактором, требующим очень серьезного отношения в цивилизованном обществе, так как имеет прямое влияние на экономическое и социальное развитие общества. Феномен: моды не может быть отнесен к одной категории определений (социальной, экономической; психологической), вследствие того, что является сложным, неоднозначным явлением. Многозначность феномена моды породила и различие в методологических подходах к его изучению разными науками. Трудно установить границы между этими подходами, разделение здесь достаточно условно. А поскольку мода неразрывно взаимосвязана со многими социальными явлениями, в настоящей работе из всего многообразия подходов к этому феномену нами предложен социологический. Такой подход позволит адекватно идентифицировать моду как объект исследования и понять как специфическую форму социальной регуляции, обусловливающую периодическую

4 смену и циклический характер развития образцов массового поведения. Мода -

очень чувствительный «инструмент» всех социальных перемен. Для решения

задачи в этом контексте, необходимо перейти от рассмотрения проявлений моды в

отдельных областях культуры и человеческой деятельности к рассмотрению ее как

целостного феномена, занимающего специфическое место в системе

социокультурных норм.

Мода относится к той категории явлений, которые подчас считают возникающими на основе случайных пересечений, не управляемых никакими рациональными факторами. Для доказательства обратного в исследовании причин изменения моды применяется ретроспективная проекция этого феномена, нашедшего отражение в призме исторического развития общества. Если моду рассматривать на относительно большом отрезке времени, тогда ее изменения представляются регулярными; на протяжении же короткого периода изменения моды представляются стохастичными.

Изучение закономерностей изменения моды; в течение длительного периода ее существования, дает возможность ее прогнозирования. Прогнозирование моды необходимо не только для наблюдения за развитием ее главных тенденций, но и за реакцией на нее различных категорий населения

Степень научной разработанности проблемы.

Период конца XIX - начала XX века характеризуется огромным интересом к вопросам моды, который нашел отражение в появлении обширной литературы, посвященной истории одежды и моды, закономерностям их развития.

Научная база по изучению социологии моды сформировалась и получила свою разработку, в основном, в трудах немецких ученых - Г.Зиммеля [144], В.Зомбарта [41], Г.Тарда [109], П.Спенсера [106, 107], Р.Барда [132], Т.Веблена [22], Г.Блумера [134,135]. Интерес к моде в России был не меньшим: переводились зарубежные авторы, появились публикации отечественных ученых. Однако российские научные исследования в этот период были малочисленными. Хотя отечественные авторы признавали объективный характер моды как явления,

5 неразрывно связанного с развитием человеческого общества (Л.Бакст, М.Кузьмин и

другие), но не предлагали стройных концепций моды;

В\ последние десятилетия XX в. в России осуществлялись как теоретические, так и эмпирические, прикладные исследования моды. В соответствии с тем, какой из аспектов берется в качестве обусловливающего явления моды, сегодня можно выявить следующие относительно самостоятельные направления.

Мода выделяется, прежде всего, своим экономическим значением (сторонники «экономического» подхода (Н.Т.Фролова, Л.Н.Жилина). [40]

Значительна культурно-воспитательная роль моды. Она служит одним; из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту. Этот подход раскрывается^ в работах Т.В'Козловой [47,49], В.И.Казариновой [44], Н;Т.Савельевой [94], И^А.Андреевой [3], А.И.Бастрыкина [7], Э.В.Ширяева \7], Р.Б.Фишмана [118]. Особенно выделяется роль моды в эстетическом; воспитании личности (Г.Г.Шубин [123], И.Г.Добросмыслова [35], З.Л.Совдагарова [99]).

Политический подход к изучению моды получил развитие в работах Т.А.Есиной [39]^ И.В:Бандуры [7], О.А.Феофанова [116, 117];

Деятельностный аспект моды обнаруживает себя в работах Е.Я.Басина[5, 6];. А.Б.Гофмана [26-32], Б.ДіПарьігина [78, 79];В.ИЛЪлстых [113].

Над вопросами психологического анализа моды работали Л.В:Петров [81], ЯШ;Коломинский [51, 52], Б.Ф.Поршнев [86], А.Л.Свенцицкий [96], Г.М.Андреева [3], Б.Д.Парыгин [80], М.И;Килошенко [46].

Рассмотрение моды как специфической^ формы межличностной коммуникации характерно для? В;Ю.Борева [16], А.ВіКоваленко [16]. Изучение моды как знаковой системы предпринимается в семиотике (Ю.М.Лотман [63]).

Появились,работы, анализирующие моду комплексно, в целом (З.Б.Элькина [125], МіН.Топалов [114], Л:И.Ятина [129М30])*

Очевидно, что исследование феномена моды, - это широкое поле деятельности для специалистов в различных областях изучения общественных явлений: философов, историков, экономистов, психологов, культурологов, социологов. Вместе с тем, поиск социологического содержания моды осложняется

тем фактом, что, большей частью основан на анализе разрозненных, несистематических, стихийно возникающих представлений о моде, формировавшихся в русле специальных теорий. Несмотря на, большое количество научных теоретических и практических исследований феномена моды за последние десятилетия, обнаруживает себя проблема поиска объединяющей концептуальной основы. Одной из причин данной проблемы является неоднозначность представлений о предметном основании исследуемого объекта. В качестве научного подхода к исследованию данных вопросов мы предлагаем еще недостаточно, по нашему мнению, разработанный; социально-культурологический подход, осуществляя его посредством установления и анализа взаимосвязи и взаимовлияния между модой и личностью, модой; и обществом. Вэтой связи нам представляется целесообразным исследование природы моды через призму отношений «человек-общество», раскрывая ее роль в процессе социализации личности.

Объектом диссертационного исследования является мода как социокультурное явление.

Предмет исследования - специфика влияния моды на социализацию человека.

Цели и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в определении социокультурных особенностей влияния моды на процесс социализации личности.

В соответствии с целью исследования в диссертации поставлены следующие задачи:

уточнить социальную сущность понятия «мода», определить место моды в системе социокультурных отношений;

раскрыть структуру моды;

рассмотреть функции моды и выявить особенности их проявления в системе общественных отношений;

исследовать характер влияния моды на развитие личности в процессе ее

социализации;

рассмотреть моду как средство реализации социальных качеств человека в процессе деятельности;

на основе конкретно-социологических исследований выявить особенности динамики соотношения моды и самореализации личности в зависимости от базовых социологических параметров (пол, возраст, уровень образования).

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Диссертант в своей работе опирается как на классические, так и на современные социологические, философские, психологические труды, в которых отражена заявленная проблематика, а также не исследования в синтетических областях знаний - социология культуры, социальная психология, социология моды.

Анализ теоретических основ для понимания сущности феномена моды проведен на основе работ З.Фрейда [119], Э.Фромма [121], В.Зомбарта [41], Дж. Флюгель[138].

Методологически важными для изучения рассматриваемой проблемы явились труды зарубежных классиков социологии: Г.Тарда [109], Г.Спенсера [106], Г.Зиммеля [145], Р.Барда [133], Т.Веблена [22], Г.Блумера [135, 136], М.Вебера [21], П.Бурдье [9].

Вопросы исследования процесса развития личности рассмотрены на основе изучения трудов В.А. Ядова [126], А.Д.Столяренко [108], П.А.Сорокина [104], Т.Парсонса [76, 77], К.К.Платонова [84], П.Ф.Кравчук [69, 82, 110].

Основой исследования является структурно- функциональный анализ, который позволяет адекватно раскрыть взаимосвязь явлений общественной и гуманитарной областей знаний с конкретными социально-историческими условиями.

Эмпирическую базу исследования составил: анализ документов, в которых нашли объяснение вопросы социологии моды; контент - анализ документов и материалов прессы. В качестве метода сбора данных была выбрана индивидуальная

8 очная письменная форма опроса выборочным методом. Анкетный опрос

проводился с января по апрель 2003г среди жителей г.Курска, в группе

респондентов, обеспечивающей репрезентативные результаты. Объем!

предложенной выборки - 500 человек. Обработка, изучение и анализ

социологической информации проводился на основе анализа анкет. В качестве

основного признака для анализа результатов выбран половозрастной признак

респондентов, имеющих различный образовательный уровень. Для анализа были

выделены три возрастные группы: 17-29 лет (191 человек), 30-45 лет (156 человек),

и старше 45лет (153 человека). Количество мужчин и женщин в объеме выборки

составляет соответственно 235 и 265человек. Образовательные уровни - а)

неполное среднее, среднее (79 человек); б) среднее специальное, незаконченное

высшее (283 человека); в) высшее, наличие ученой степени (138 человек).

Данные, полученные в результате анкетирования обработаны в операционной среде WINDOWS с помощью программы Microsoft Excel;

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

-Уточнено понятие «моды» как инновационной социокультурной формы интефации различных свойств личности, выступающей в качестве объекта восприятия окружающей социальной среды и субъекта деятельности.

-Выявлены факторы влияния моды на сознание и поведение личности, дающие возможность гармонизировать характер взаимоотношений и взаимодействия людей, к которым относим: активность жизненной позиции, относительную независимость, уверенность в себе, креативность, психологическую мобильность, адекватную самооценку, социальную рефлексию.

-Доказана возрастающая роль личностных свойств участников социальных отношений, определяющих качество и динамику развития моды в условиях общества нестабильного транзитивного (переходного) типа.

-Разработана типология индивидуально-значимого многообразия модной деятельности человека - репродуктивно-потребительская, репродуктивно-созидательная, творчески-потребительская, творчески-созидательная деятельность.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что:

9 -полученные результаты и выводы могут способствовать углублению

представлений о моде в обществе, соотношении моды и самовыражении личности

во внешнем проявлении, специфике роли модной коммуникации, механизме

социальной регуляции модного поведения отдельных субъектов (индивидуумов и

социальных групп); оказать помощь по ее практическому использованию теми, для

кого различные сферы модной деятельности являются объектом изучения;

-теоретические положения данной работы могут быть учтены и использованы
при организации учебного процесса в вузах, в лекционных и практических курсах
по социологии и социальной психологии моды, отдельных спецкурсов.

Предполагается, что теоретические положения и результаты исследования, содержащиеся в диссертации, окажутся полезными для дальнейшего исследования социологии моды.

Апробация работы: Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии Курского государственного технического университета и на научных семинарах аспирантов специальности ((Социология культуры, духовной жизни».

Материалы исследования использовались при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсу «Социология моды».

Отдельные положения работы изложены на научных конференциях: Международная научно-практическая конференция «Творчество и самоорганизация» (г.Курск, 20-21 октября, 2000г.); XXXI вузовская научно-техническая конференция «Молодежь и XX век» (г.Курск 19-20 мая 2003г.); Межвузовская научная конференция «Философско-антропологическая аналитика бытия человека в глобальном мире», (г.Владимир 7-9 октября 2003 г.).

Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих 6 параграфов), заключения, библиографического списка. Общий порядок и способ изложения обусловлены целью и задачами исследования.

Мода в системе социокультурных отношений

Мода - явление, порождающее противоречивые суждения. В зависимости от того, какая сторона феномена моды берется в качестве основания суждения, изменяются и точки зрения и характер оценок данного явления. К тому же эти оценки часто весьма эмоциональны - модой восхищаются или возмущаются, что еще более затрудняет согласование противоречивых утверждений.

Происхождение слова «мода»: Мода (от лат. modus) - мера, образ, способ, правило, норма [74, с.З]; Мода (франц. mode) - мера, образ, способ распространяться на многие области деятельности человека [48].

Отношение к моде И; понимание модного в разные временам менялось. Иммануил Кант в сочинении «О вкусе, отвечающем моде» (XVIII в.) дает одно из первых определений- моды: - «Закон этого подражания (стремления) казаться не менее значительным, чем другие, и именно в том, причем не принимается во внимание какая-либо польза, называется модой» [74, c.9]i Кант не видел в моде каких-либо достоинств и положительных свойств. «Всякая мода уже по своему понятию представляет собой непостоянный образ жизни», - И;Кант [Там же].

Гегель в «Философии духа» отмечает, что мода оказывает позитивное влияние на нравы. Он писал: «Издавна французам ставили в упрек легкомыслие, а также стремление нравиться. Но именно благодаря этому стремлению нравиться " они достигли высшей точки светского обхождения и тем самым с особым успехом возвысились над грубым себялюбием первобытного человека. Ибо это обхождение состоит как раз; в том, чтобы за своими» интересами не забывать, другого человека».[74; с.9][

B Даль-в своем знаменитом словаре определял моду как «ходячий обычай; временную, изменчивую прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды; ив нарядах» [Цит по: 74]. Даль исходил из этимологии слова и по-своему был прав, но с этим определением можно согласиться только отчасти. В современных реалиях, такое понимание, кажется устаревшим. Поиск адекватного ответа на вопрос «Что такое мода?»: слепое подражание, выражение вкуса, или образа жизни основан на разрешении внутреннего противоречия. Причина конфликта - трактовка феномена в различных смыслах - политическом, экономическом, философском, эстетическом. Разрешение возникающих противоречий видится в концентрации внимания на роли и позиции личности в изменяющихся социальных отношениях. Расширение представлений о социальных детерминантах развития человека, закономерностях социального поведения личности повлекло за собой и изменение взглядов на причины моды. Современная мода обладает большими социально значимыми возможностями. Ее сущностное предназначение - служить способом выявления новых, более совершенных культурных образцов. Наиболее активно эта функция проявляется в области одежды. Модой апробированы различные стили, фасоны, покрои одежды. Так, известный французский кутюрье Пьер Карден дал такое определение: «Мода - это способ выражения. Другими словами, мода - это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспекте» [Цит по: 74, с. 10].

Первые теории моды, которые пытались объяснить суть этого явления и причины его возникновения возникли в конце XVIII в. Первоначально моду относили исключительно к эстетической сфере, считая, что она представляет собой изменения эстетического вкуса и проявление художественного стиля, а смену мод объясняли старением канонов и идеалов. Такой позиции придерживались и некоторые ученые XX столетия (Г.Лукач [64] и другие). Мода рассматривалась и как особый вид художественной деятельности, в этом контексте ее создателями считали модельеров.

К эстетическому близок культурно-исторический подход, когда мода трактуется как один из способов распространения и функционирования феноменов культуры стиля, вкуса и так далее). Под модой понимается также совокупность культурных форм и определенных социальных и исторических условий. Смена

направлений в моде связана с изменениями в культуре, экономике, образе жизни, социальными потрясениями. Такой подход к изучению моды был особенно характерен для историков искусства и костюма (Ф.Готтенрот [25], Э.Тиль [112])

Однако подобные теории вызывали и критику за подмену анализа моды описанием конкретных форм культуры, где она появляется, например костюм (при этом смешиваются понятия функции костюма и моды). Несомненно, мода удовлетворяет эстетическую потребность человека, но это не основная ее функция. Поиски причин изменения моды привели к исследованию ее с социальной точки зрения.

Антропологические теории ищут причины возникновения и изменения моды в особенностях психологии индивидуума. С этой точки зрения мода является результатом врожденного стремления к обновлению и удовлетворяет психологическую потребность человека в новизне, выступая как особый способ эмоциональной разрядки. Так, психолог Л.В. Петров считал, что смысл существования моды - «периодическое радикальное (раз в 6-8 лет) изменение, встряска, с помощью которой человек освежает свои ощущения. Свой вклад в исследование вопроса внесли психоаналитики (З.Фрейд [119], Э.Фромм [121]). Психоаналитические теории связывают моду с подсознательными процессами. Основной причиной ее возникновения они считают комплекс неполноценности: модные изменения позволяют компенсировать отсутствие престижа и создают иллюзию перемен в жизни человека. Этот подход получил развитие в работах американского социолога Дж.К. Гэлбрейт [ 124]. Автор указывает, что обладание модными стандартами и образцами связано с определенной психической реакцией.

В этом контексте следование моде может быть формальным, активным или отсутствовать - определяющим условием эффективности регулирования является потенциальная возможность индивида к психической восприимчивости, изменчивости. Кроме этого, мода выражает сексуальные потребности человека, служит важным элементом как социального, так и сексуального совершенствования. Эротическая интерпретация моды привела к появлению теории движения эрогенных зон, которая объясняет изменения в одежде с данной точки зрения (Дж. Флюгель [138]).

Основные структурные компоненты моды.

В современной литературе структура моды рассматривается, во-первых, как понятие, общее для некоторого класса норм, отличающихся кратковременностью их функционирования; во-вторых, как понятие, общее для тех ценностей, которым удалось распространиться в массе индивидов и стать популярными. Нам представляется, что при таких подходах структура моды предстает усеченно, неполно. Мы разделяем мнение исследователей, которые полагают, что мода процесс массовой деятельности, поток стандартизированного поведения. Так, Р.Б.Фишман [118] выделяет в структуре моды три относительно самостоятельных составляющих: 1. Коллективно сформированное и коллективно функционирующее в виде определенного общественного убеждения требование (норма); 2. Сам процесс деятельности, связанный с реализацией этого требования; 3. Распространенный в рядах последователей данной моды объект, модная ценность.

Утверждающаяся, достигшая макроразмеров мода является результатом трех перечисленных элементов. По нашему мнению, в системе элементов этой структуры наиболее важная роль принадлежит процессу человеческой деятельности как условию формирования социальных качеств (реализации социальной роли) индивида.

В соответствии с этим, в диссертации структура моды рассматривается в контексте действия субъектов с модными объектами и межсубъектного взаимодействия участников моды. Мода, как специфическая форма социальной регуляции, обусловливающая периодическую смену и циклический характер развития образцов массового поведения, включает компоненты, которые составляют ее структуру: модные стандарты, опосредованные материальными и нематериальными модными объектами, атрибутивные «внутренние» и денотативные «внешние» ценности моды, поведение участников моды [30].

Модными стандартами называют определенные способы и образцы поведения или действия, зафиксированные в культуре и периодически сменяющие друг друга. Реализация этих действий и образцов поведения осуществляется посредством материальных и нематериальных объектов, которые называют модными объектами. К ним относятся модная одежда, идеи, а также свойства объектов (форма, размер, цвет). Модные объекты функционируют только как элемент модного стандарта - модной является не одежда, а действия (ношение) по отношению к ней, или, напротив, отказ от действия.

Не существует стандартов поведения и объектов, которые были бы изначально, по природе, вследствие своих внутренних свойств модными. Они становятся модными только тогда, когда наделяются модными значениями, то есть выступают в качестве знаков моды и указывают на некоторые ценности, которые в обществе или социальных группах воспринимаются как модные. Одни модные стандарты и объекты время от времени обесцениваются, сменяются другими. Однако, функционирование моды - процесс постоянный, что объясняется наличием некоего ценностного ядра, конституирующего самотождественность и постоянство моды. Ядро составляют атрибутивные «внутренние», первичные ценности моды, к которым относятся: современность, универсальность, демонстративность и игра.

Рассмотрим ценностное ядро моды - атрибутивные ценности. Одна из главных атрибутивных («внутренних») ценностей моды - ее современность. Она всегда современна, даже если возрождает что-то очень старое. Мода не может не быть современной, она является таковой по определению. Современность, сиюминутность - это ее главное достоинство. Старая мода - это уже антимода. Чем мода свежей, тем выше ее качество. В этом фундаментальное ее отличие от обычая, в котором древность выступает в качестве мерила обоснованности. Признание исторического характера ценности современности противостоит трактовке моды как выражения «естественного» стремления человека к новизне. Необходимо отметить в этой связи такую черту моды как фактор новизны. Новизну в моде следует, по-видимому, рассматривать как одно из выражений ценности современности на уровне мотивации модного поведения. Мода служит средством разрушения однообразия, защитным механизмом от монотонности, повторения впечатлений. В то же время, она дает возможность людям удовлетворить потребность в психологической разрядке, защищает от избытка впечатлений, «упорядочивает» новизну, сводя ее к более или менее массовому стереотипу. С этой точки зрения, мода - наша помощница, стабилизирующая уклад жизни.

Важное значение ценности современности в моде было зафиксировано, в частности, в социологическом исследовании проблем массового потребления Л. Н. Жилиной и Н. Т. Фроловой во второй половине 60-х годов [40]. Был проведен опрос по поводу отношения к моде: и представлений о ней среди учащихся 9-10 классов московских школ и их родителей. Ответы респондентов, положительно относящихся к моде, авторы распределили по четырем группам в соответствии с тем, какие аспекты моды были признаны наиболее важными. Наиболее значительной оказалась группа опрошенных, выделивших те характеристики моды, которые так или иначе выражают ценность современности, - 34,7%. По их мнению мода предлагает и: выражает: «современность» (17,4%); «новизну» (8,2%); «прогрессивность» (4,9%); «нестабильность, изменчивость» (4,2%). К этому следует добавить некоторые названные респондентами характеристики моды, которые авторы исследования включили в другие группы ответов, но которые выражают появление ценности современности в массовом представлении о моде: «индивидуальность, оригинальность» (15,3%); развитие вкуса (3,5%); творчество (0,8%). Таким образом, доля тех, кто, относясь положительно к моде, в той или иной форме подчеркнул значение современности в структуре модных ценностей, составила 54,3%.

Другая «внутренняя» ценность моды - универсальность. Мода возможна только в обществе, где отсутствуют внутренние жесткие перегородки и которое открыто внешнему миру. Ей по определению присуще и такое качество, как диффузность, универсальность, которая проявляется в двух основных измерениях: (1) мода не признает региональных и государственных границ, этнических перегородок; (2) мода игнорирует различия между классами и слоями общества.

Особенности воздействия моды на процесс социализации личности

Существо проблемы социальных отношений и личности в современном обществе - это двуединый вопрос, с одной стороны, о том, как именно социальные отношения воздействуют на личность и, с другой; как она преобразует свою социальную среду. В одном отношении личность выступает в качестве продукта социальных и культурных условий, но в другом, она же является создателем своих собственных условий существования, то есть социальным субъектом. Если в первой главе данной работы исследовательский интерес автора сосредоточивался на изучении сущности и структуры; моды, функций в обществе, специфики различных сфер модной деятельности, то в этой связи, представляется оправданным построение развернутой гипотезы относительно модной деятельности как формы развития и реализации социальных качеств человека. Механизм образования и распространения моды регулируется, прежде всего, механизмом социального взаимодействия; на ее развитие оказывают влияние как особенности конкретно-исторической социальной среды, так и поведение отдельных субъектов, составляющих данный социум. На примере «модных отношений» сделаем попытку раскрыть структуру соотношения моды и самореализации личности.

В любой области социологического знания проблема личности в том или ином контексте выступает на. первый план. Целесообразным представляется рассмотрение системообразующего качества, сущностной харатеристики в процессе развития личности. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. Так, в научной литературе встречаются два основных подхода к анализу процесса формирования целостной личности:

1) Представители первой концепции полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Согласно этой концепции, личность как продукт общества (истории, культуры и тому подобное) понимается как частное некоего целого социокультурного пространства. Таким образом, с этой позиции понимания проблемы, мера развития человека, степень социализации личности задаются обществом, стало быть, человек оказывается в мире тотального общества, в котором нет места индивидуальной территории. Этих взглядов придерживались Т.Парсонс [75, 76, 77], М.Вебер [21], К.Маркс [66]; П.А.Сорокин [104, 105]. Т.Парсонс утверждает, что личность представляет собой # «усвоенную посредством обучения поведенческую систему», формирование и научение которой «происходит в контексте определенной культурной системы», но «в границах, определяемой генетикой вида и упорядочивающими культурными образцами» [75, с.496]

В книге «Бегство от свободы», Э.Фромм пишет: «Человек полностью отрекается от своего «Я», лишает себя своей индивидуальности, отказывается от своей гордости, уникальности, от своей внутренней свободы, но при этом он обретает уверенность в себе и в завтрашнем дне, он горд своей причастностью к той силе, которая приняла его и наделила новыми качествами, так необходимыми ему ранее» [119, с.194]. Этот подход получил свое развитие в теории Б.Ф. Скиннера, согласно которой, социальное поведение индивидуума является реакцией на внешние социальные ситуации (теория социального бихевиоризма).

Однако данный подход позволяет осуществить анализ проблемы неполно, игнорирует специфику внутреннего мира личности, автономность субъективности, подразумевая в: большей степени процесс формирования в личности социально типичного.

2) С точки зрения исследователей второго подхода, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, влияние общества на этот процесс незначительно (Ж.-П.Сартр [95], КЛсперс [127]). Данный подход, нашел отражение в теории персонализма развиваемой Н.Л.Бердяевым, В.В.Розановым. Н.Бердяев подчеркивает: «Человек результат космической эволюции и оружие космической эволюции» [13, с.179]. В.В. Розанов объявляет, что человек абсолютно ценен, и, прежде всего, как личность, как индивидуум, который противопоставляется философом обществу: «...индивидуум первее общества...; и он содержательнее его, как носитель главных и ненарушимых норм всякой человеческой деятельности...» [92, с.53]. В приведенном подходе представлена попытка объяснения человека из него самого. В результате человек противопоставляется всему внешнему и выступает в качестве первичной реальности, черпает из себя свое собственное содержание. В концепции размыто различие между личностью и индивидуальностью, сама личность «, понимается как нечто самодостаточное, поляризируются понятия «личность» и «общество».

Мода как средство реализации социальных качеств человека

Формирование личности в результате случайных внешних воздействий (средства массовых коммуникаций, улица, соученики, соседи и прочее) играет значительную роль в формировании любой личности, но результат формирования зависит как от особенностей формирующих воздействий, так и от личностного потенциала, а также процессуальных особенностей личности, которые могут быть как врожденными, так и сформированными в раннем детском возрасте. Анализ процесса формирования и развития личности требует учета субъективного фактора.

В социологическом понимании личность - активно преобразующий субъект познания и деятельности может вмешиваться в этот процесс, поэтому развитие личности в данном контексте выступает как саморазвитие. Субъективный фактор механизма формирования личности включает в себя две стороны. С одной стороны, это субъективное осмысление и переосмысление осваиваемой личностью совокупности общественных отношений, с другой - воспитание, как источник условий, для выявления творческих потенций индивида, которые содержат объективные предпосылки его жизнедеятельности. Субъект моды - модная личность - количественное понятие, это составная индивидуальной структуры целостной личности. Сущность этого качества определяется тем, что мода является неким эпицентром, вокруг которого располагается прошлый, настоящий и будущий социальный опыт человека. Собственно процесс моды, разворачиваясь в настоящем времени, требует особого отношения человека ко времени жизни, особенно настоящему, требует от него своевременности. Субъект моды - личность выступает субъектом времени моды, организатором этого времени. Отсюда зависимость между модой, настоящим временем и своевременностью личности. «Под властью моды время дробиться на прерывистые, взаимоналагающиеся циклы» [15, с. 170]. Мода и настоящее время оказываются тождественными по ряду признаков и, прежде всего, из-за их социальной детерминации. Социальное время, предъявляя свои требования к человеку, четко обозначает, в какой период он должен уложиться, чтобы социально не отстать, «успеть». Выполнение этих требований определяет успешность субъекта в процессе следования моде. Своевременность - одно из важнейших качеств личности как субъекта моды, осознанное или переживаемое основание регуляции времени жизни. В моде объективируется способность личности увеличить время жизни, умножить социальное время на временной потенциал своего развития. Социальное время может выступать как «движущей силой» развития субъекта времени (с точки зрения совершенствования способов управления временем), так и его тормозом, стрессогенным фактором в случае несформированности личностью своего качества как субъекта времени [12].

Проблемы социологии моды тесно связаны с особенностями перспективы развития личности. Актуальность изучения этого вопроса определяется самой спецификой моды, ее ориентацией на перспективное и прогрессивное развитие. Возникает вопрос о личностных детерминантах такого развития. Для личности как социальной системы в качестве такой детерминанты выступает личностный потенциал - совокупность индивидуальных свойств и возможностей личности, показатель ее социальной зрелости, потенциала ее развития, сформировавшейся способности к творческой деятельности. Уровень личностного потенциала индивида определяет жизненную перспективу личности, которая, включая совокупность обстоятельств, при прочих равных условиях жизни субъектов в рамках одной референтной группы, создает личности возможность для оптимального жизненного продвижения. Можно предположить, что предназначение моды открывается лишь тому, кто занял определенную жизненную позицию, выработал систему оптимального отношения к моде.

Социальные отношения являются надличностными образованиями, объективными, составляющими базис жизни индивидов. Эти образования представлены как в общезначимых символах и образах, так ив непосредственной предметной деятельности людей. Общество стремится, чтобы индивид действовал в рамках культурных норм, а индивидуум стремится к определенным ценностям, зная, что достигнуть таковых возможно лишь находясь в рамках установленных обществом норм, правил и отношений. Однако личность каждого человека наделена присущим только ей сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Как бы далеко, широко и глубоко не заходил процесс индивидуализации личности, он никогда не выходит за пределы целостности, за пределы родовой природы человека. Общество устанавливает набор социальных характеристик, которыми должен обладать любой участник социальных связей, независимо от его индивидуальных особенностей, склонностей и так далее. Личность, как индивидуальность обладает определенным потенциалом (социальности) , который может быть раскрыт только в особой культурной среде. В таком случае факторами, детерминирующими становление индивидуальности, выступают культурные аспекты индивидуальности, куда включается и субкультура как культура группы; социальный статус и социальная роль личности; которые во многом определяют индивидуальное поведение личности.

Похожие диссертации на Влияние моды на социализацию личности