Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественные организации как фактор социокультурного развития региона Окатов Александр Владимирович

Общественные организации как фактор социокультурного развития региона
<
Общественные организации как фактор социокультурного развития региона Общественные организации как фактор социокультурного развития региона Общественные организации как фактор социокультурного развития региона Общественные организации как фактор социокультурного развития региона Общественные организации как фактор социокультурного развития региона Общественные организации как фактор социокультурного развития региона Общественные организации как фактор социокультурного развития региона Общественные организации как фактор социокультурного развития региона Общественные организации как фактор социокультурного развития региона
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Окатов Александр Владимирович. Общественные организации как фактор социокультурного развития региона : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Тамбов, 2006 171 с. РГБ ОД, 61:06-22/564

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы изучения общественных организаций 17

1. Общественные организации как феномен современного общества: понятиен классификация 18

2. Основные теоретические подходы к изучению общественных организаций в классической и современной социологии 42

, 3. Методологические основы исследования общественных организаций 70

Глава II. Социологическое исследование деятельности общественных организаций в сфере духовной жизни региона 88

1. Историко-социологический анализ работы провинциальных общественных организаций дореволюционной России (на примере Тамбовской губернии) 88

2. Общественные организации социокультурной направленности Тамбовской области в конце XX - начале XXI веков: институционализация, структурно-типологическая характеристика 104

3. Эмпирические исследования деятельности общественных организаций социокультурного сектора Тамбовской области 118

Заключение 152

Список использованных источников 157

Введение к работе

Актуальность исследования. В последние десятилетия в связи с демократическим реформированием российского общества роль добровольных организаций в жизни страны неизмеримо возросла, что активизировало ведущееся в общественных науках обсуждение перспектив формирования в России гражданского общества, связанное, в частности, с определением путей и средств ограничения монополии государства на общественную жизнь. Российская власть стремится к усилению конструктивного диалога и сотрудничества с общественными организациями, подчеркивая необходимость оказания действенной поддержки их социально значимых инициатив, способствующих укоренению в обществе ценностей демократии и правового государства социальной направленности.

Являясь субъектами социального поведения, общественные организации объединяют граждан вокруг решения важных для населения региона задач, артикулируют и агрегируют интересы различных слоев граждан, сотрудничают с государственными структурами в реализации социокультурных инициатив, самоопределении человеческой личности. Кроме того, общественные организации представляют собой надежный элемент «обратной связи» между гражданами и органами власти, при наличии которой последние получают объективные данные об эффективности управленческих решений и ответной реакции на них населения. История становления гражданского общества свидетельствует о том, что существование добровольных объединений стимулирует социальную активность, а она, в свою очередь, способствует экономическому, социально-политическому и культурному развитию страны.

Рост добровольной общественной самодеятельности в регионах страны позволяет более четко подойти к социологическому осмыслению противоречивых процессов становления в России гражданского общества. Ведь создавая теоретические конструкции гражданского общества, современное обще-ствознание заинтересовано не только в рассмотрении его общих схем и клас-

4 сических образцов, но и конкретных его проявлений на уровне различных сфер жизнедеятельности региона, выявлении особенностей социальной политики для различных групп населения. Поэтому в диссертационной работе выявляются теоретические подходы к изучению места и роли общественных организаций в формировании социокультурной среды региона, в разработке конкретных методик использования их возможностей в развитии духовной сферы, сохранении традиций и обычаев, становлении новых ценностных ориентации, идеалов и образцов.

Таким образом, злободневный в современных общественно-политических условиях вопрос о пересмотре традиционной системы взаимоотношений государства с обществом в целом и общественными организациями, в частности, делает тему данной работы достаточно актуальной.

Степень научной разработанности проблемы. По мере становления гражданского общества и обобщения опыта его развития возрастает внимание исследователей к общественным организациям как к одному из ключевых акторов социально-культурного действия. В работах классиков социологической мысли М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, А. де Токвиля и др. дается представление о социальных институтах и организациях, группах интересов и группах давления.1 К ним примыкают работы Э. Арато, Р. Арона, А. Лейпхарда, Ю. Хабермаса и др., анализирующие проблему повышения роли гражданского общества как континуума общественных организаций при-менительно к странам Запада.

В западной социологии основы современных исследований общественных организаций заложили основоположники психологической парадигмы Г. Тард и Г. Лебон.3 На базе разработанной ими теории коллективного

1 Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990; Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, пред
назначение. - М.: Канон, 1995; Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академический Проект, 2000;
Токвиль А. Демократия в Америке. - М.: Прогресс, 1992.

2 Арато Э. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание - и направление для
дальнейших исследований // Полис. - 1995. -№ 3; Арон Р. Эссе о свободах. М.: Праксис, 2005; Лейпхард А.
Многосоставные общества и демократические режимы // Полис. - 1992. - № 1; Хабермас Ю. Теория комму
никативного действия//Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия,- 1993.-№4.

3 Тард Г. Социальная логика. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996; Лебон Г. Психология наро
дов и масс. - СПб.: Макет, 1995.

5 поведения в середине прошлого века сформировалось влиятельное направление в изучении общественных организаций и социальных движений. Этот подход, именуемый в литературе классическим, вбирает в себя теории коллективного действия (Г. Блумер, Н. Смелзер и др.)4 и теории массового общества (X. Арендт, У. Корнхаузер, С. Липсет и др.)5- В рамках данного подхода общественные организации рассматриваются как весьма распространенный тип коллективного поведения.

С появлением на Западе в 60-70-е годы XX столетия невиданных ранее крупномасштабных форм коллективных действий («новые общественные движения») возникают такие теоретические направления, объясняющие природу и сущность общественной самодеятельности, как парадигма мобилизации ресурсов (У. Гэмсон, К. Дженкинс, Б. Кландерманс, Дж. МакКарти, М. Олсон, Ч. Тилли, С. Тэрроу, М, Цальд, К, Эккерт и др,)6 и парадигма новых социальных движений (М, Кастеллс, X. Кризли, А. Мелуччи, К. Оффе, А. Пиззорно, Д. Рухт, А. Турен, П. Штомпка и др.)7- Эти подходы в интерпретации добровольных объединений ориентировались на изначальную организованность социальных акторов и рациональность коллективных конфликтов.

4 Blumer Н. Collective behavior II Principles of Sociology / Ed. by A. McClung Lee. - New York: Random House,
1951; Smelser N. The theory of collective behavior. - N. Y., 1963.

5 Арендт X. Вирус тоталитаризма II Новое время. - 1991.- № 11; Kornhauser W. The Politics of Mass Society.
-N.Y.: Free Press, 1959;LipsetS. Political Man.-Berkeley, 1981.

6 Gamson W. The Strategy of Social Protest. - Homewood, IL.: Dorsey, 1975; Jenkins С Resource Mobilization
Theory and the Study of Social Movements II Annual Review of Sociology. - 1983. - Vol. 9; Klandcrmans В.,
Kriesl H., Tarrow S. From Structure to Action: Comparing Social Movement Research across Cultures II Interna
tional Social Movement Research. - 1988, -№ J; McCarthy J.D., Zald M.N. Resource Mobilization and Social
Movements: A Partial Theory II American Journal of Sociology. - 1977. - Vol. 82; Olson M. The Logic of Collec
tive Action. - Cambridge: Harvard University Press, 1965; Tilly Ch. From mobilization to revolution. - Reading,
MA: Addison - Wesley, 1978; Jenkins C, Eckert C. Channeling Black Insurgency: Elite Patronage and Professional
Social Movement Organizations in the Development of the Black Movement II American Sociological Review. -
1986.-Vol. 51.

7 Castells M. The City and the Grassroots: A Cross-Cultural Theory of Urban Social Movements. - London, 1983;
Kriesl H. The Interdependence of Structure and Action: Some Reflections on the State of Art II International Social
Movement Research. Vol. 1. From Structure to Action. - London, 1988; Melucci A. The New Social Movements:
A Theoretical Approach II Social Science Information 19. - 1980. - № 2; Offe С Reflections on the Institutional
Self-Transformation of Movement Politics: A Tentative Stage Model II Challenging the Political Order: New Social
and Political Movements in Western Democracies. - Oxford: Oxford University Press, 1990; Pizzorno A. Political
Exchange and Collective Identity in Industrial Conflict II The Resurgence of Class Conflict in Western Europe since
1968, vol. 2. - London: Macmillan, 1978; Rucht D. The Study of Social Movements in Western Germany II Re
search on Social Movements. - Frankfurt am Main, 1991; Турен А. Возвращение человека действующего.
Очерк социологии. - М.: Научный мир, 1998; Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект
Пресс, 1996.

В настоящее время интерес к общественным организациям в западной социологии сохраняется. В США выходит авторитетный журнал «Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly», посвященный проблемам функционирования добровольных некоммерческих ассоциаций. В публикациях Э. Броди, Дж. Корбина, А. Мейнхорда, Б. О'Коннела, А. Ортмана, П. Руни, Д. Ренца, К. Стейнберга, С. Топлера, М. Фостера, Р. Хермана, П. Холла, Р. Эбзага, Д. Янга и др. рассматриваются различные аспекты деятельности общественных организаций в структуре гражданского общества, дается систематика потребностей личности в создании объединений, анализируются мотивы объединения людей в организации, выявляется характер взаимоотношений общественных организаций, бизнеса и власти в исторической, правовой и экономической перспективах, исследуются особенности мелких некоммерческих организаций (grassroots organizations), их взаимодействие с более крупными общественными объединениями и др.8

Анализ отечественной научной литературы свидетельствует о том, что представления о роли и месте добровольных организаций в духовной жизни общества носят фрагментарный характер. В проблемном поле такой отрасли социологической науки, как социология организаций, наиболее полное представление об организации с системных позиций дают B.C. Дудченко, Н.И. Лапин, В.Г. Подмарков, Д.А. Поспелов, А.И. Пригожий, В.В. Щербина и др.9 Описание организации как динамичной, самопрограммируемой, способной к

Corbin J. A Study of Factors Influencing the Growth of Nonprofits in Social Services II Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. - vol. 28. - № 3. - 1999; Foster M., Meinhard A. A Regression Model Explaining Predisposition to Collaborate II Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. - vol. 31. - № 4. - 2002; O'Connell B. Civil Society: Definitions and Descriptions II Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. - vol. 29. - № 3. - 2000; Steinberg K., Rooney P., Chin W. Measurement of Volunteering: A Methodological Study Using Indiana as a Test Case II Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. - vol 31, - Ж 4. - 2002; Herman R., Renz D. Theses on Nonprofit Organizational Effectiveness //Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. - vol. 28. - № 2. - 1999; Toepler S. Grassroots Associations Versus Larger Nonprofits: New Evidence From a Community Case Study in Arts and Culture II Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly, - vol. 32. -№ 2. - 2003; Abzug R. Nonprofits in Organizational Sociology's Research Traditions: An Empirical Study II Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. - vol. 28. - № 3. - 1999; Young D. Alternative Models of Government - Nonprofit Sector Relations: Theoretical and International Perspectives II Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. - vol. 29. - № 1. - 2000.

Дудченко B.C. Основы инновационной методологии. - M.: На Воробьевых, 1996; Нововведения в организациях / Под ред. Н.И. Лапина. - М: Мысль, 1987; Лапин Н.И. Проблемы социологического анализа организационных систем // Вопросы философии. - 1974. - № 7; Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. - М: Мысль, 1973; Пригожий А.Ю. Современная социология организаций. - М.: Наука, 1995; Щербина В.В. Социология организаций. Словарь - справочник.-М.: Союз, 1996.

7 изменению своей природы социальной системы, главной чертой которой является способность к выбору своего будущего, представлено в работах Т.М. Дридзе, А.И. Кравченко, Н.Ф. Наумовой, ГЛ. Щедровицкого и др.10

Различные версии инвайронментального подхода к анализу организаций, позволяющие понять их взаимоотношения с динамичной внешней средой, анализируют IO.IO. Екатеринославский, А.А. Ицхокин, Е.П. Попова.11 Собственно общественным организациям как добровольным некоммерческим ассоциациям людей посвящены работы Г.Г. Дилигенского, С.Г. Климо-

1

вой, А.А. Ослона, К.В Петренко. Рассматривая общественные организации как образования, имеющие культурную природу, эти авторы считают их важными социальными акторами и определяющим компонентом гражданского общества.

Большой интерес к исследованию общественных организаций проявляют отечественные историки, юристы и политологи. Первые рассматривают различные аспекты деятельности добровольных обществ на разных исторических этапах развития российского общества. Так, И.Г. Косихина, М.В. Михайлова, А.Д. Степанский, А.С. Туманова свои работы посвятили общественным организациям, функционировавшим на рубеже ХІХ-ХХ веков.13 Т.П.

Дридзе T.M. Социальная коммуникация в управлении обратной связью // Социологические исследования.

- 1998. -№ 10; Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. - М.: Изд-во МГУ, 1995; Лапин
Н.И., Наумова Н.Ф., Коржева Э.М. Теория и практика социального планирования. М.: Политиздат, 1975;
Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной жиз
недеятельности // Методы исследования и диагностики международных коллективов. - М., 1983.

11 Екатеринославский Ю.Ю. Управленческие ситуации. Анализ и решения / Ю.Ю. Екатеринославский. - М.:
Экономика, 1988; Ицхокин А.А. Анатомия социальной системы. Строение и динамика социальной органи
зации: «релятивистский взгляд» // Вестник Московского университета. Социология и политология. Сер. 18.

- 1995. -№4; 1996. -№ 1; Щербина B.B., Попова Е.П. Современные концепции структурных изменений в
организации // Социологические исследования. - 1996. -№ 1.

12 Дилигенский Г.Г. Существует ли в России гражданское общество? / Поговорим о гражданском обществе. - М.:
Институт Фонда «Общественное мнение», 2001; Климова С.Г. Возможны ли массовые общественные орга
низации в России? (ноябрь 2001 г.) // Десять лет социологических наблюдений. - М.; Институт Фонда «Об
щественное мнение», 2003; Ослон А.А. Предварительные заметки // Поговорим о гражданском обществе. -
М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2001; Петренко К.В. Общественные организации в России // По
говорим о гражданском обществе. -М: Институт Фонда «Общественное мнение», 2001.

13 Косихина И.Г. Общественно-культурные организации Курской губернии в 60-х гг. XIX в. - февраль 1917
г.: Автореф. дис... канд. ист. наук. - Курск, 1998; Михайлова М.В. Общественные педагогические и просве
тительные организации дореволюционной России (середина XIX - начало XX вв.). - М.: ИТП Институт тео
ретической педагогики и МИО РАО, 1993; Степанский А.Д. История общественных организаций дореволю
ционной России. - М., 1979; Туманова А.С. Общественные организации города Тамбова на рубеже ХІХ-ХХ
веков. -Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999.

8 Коржихина и И.Н. Ильина изучали общественные организации советского периода.14

Правоведы основное внимание обращают на правовое регулирование деятельности общественных организаций. Изучение законодательства об объединениях и союзах периода первой русской революции предпринято в трудах В.Н. Печникова и А.С. Тумановой,15 Политические и организационно-правовые аспекты функционирования общественных объединений в СССР исследовали Ц.А. Ямпольская и А.И. Щиглик.16 Изучением правового статуса общественных организаций в современной России занимаются С.А. Сол-датов, A.M. Понамарев, Н.В. Костенко, В.Н. Шеломенцев и др.17

Неправительственные организации как субъект общественно-политического действия исследует политолог Д.Н. Нечаев.18 В работах М.Г. Анохина, Г.Г. Дилигенского, ВТ. Хороса рассматривается проблема активизации взаимодействия государства с «третьим сектором»,19 Исследования общественных инициатив женских, молодежных, правозащитных и иных организаций, анализ определенных видов гражданской субкультуры содержатся в работах С.Г. Айвазовой, О.В. Гаман-Голутвиной, И.Е. Городецкой, С.Л. Серебрякова, А.В. Шулепова.20

14 Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны! - М.: РГГУ, 1997; Ильина И.Н. Общественные организа
ции России в 1920-е годы. - М.: Институт российской истории РАН, 2001.

15 Печников В.Н. Антидемократическое законодательство царизма о союзах и собраниях в период первой
русской революции: Дисс.... камд. юрид. наук. - Казань, 1984; Туманова А.С. Деятельность министерства
внутренних дел Российской империи по осуществлению свободы союзов. - Тамбов; Издательство ТГУ им.
Г.Р.Державина, 2003.

16 Ямпольская Ц.А. Общественные организации в СССР. - М.: Наука, 1972; Щиглик А.И. Закономерности
становления и развития общественных организаций в СССР. -М.: Наука, 1977.

17 Солдатов С.А. Общественные объединения в Российской Федерации: Автореф. дисс... докт. юрид. наук. -
М., 1995; Понамарев A.M. Общественные организации: понятие и особенности учреждения (гражданско-
правовой аспект): Дисс.... канд. юрид. наук. - Белгород, 2004; Костенко Н.В. Гражданско-правовое регули
рование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации: Автореф. дисс.... канд. юрид.
наук. - Екатеринбург, 2004; Шеломенцев В.Н. Общественные объединения в России: теоретико-правовой и
институциональный анализ: Автореф. дисс... докт. юрид. наук. -М, 2006.

18 Нечаев Д.Н. Неправительственные организации как фактор политического развития России и ФРГ: Срав
нительный анализ. - М.: Издательство МГУ; Воронеж: Издательство Воронежского государственного уни
верситета, 2003.

19 Анохин М.Г., Валовая М.Д., Горохов В.М. Связи с общественностью в политике и государственном
управлении / Под общ. ред. B.C. Комаровского. - М.: Издательство РАГС, 2001; Хорос В.Г. Гражданское
общество: общие подходы // Мировая экономика и международные отношения. - 1995.- № 11; Дилиген-
ский Г.Г. Политика и общественное мнение в России // Мировая экономика и международные отношения. -
2001.-№10.

20 Айвазова С.Г. Женское движение в России: традиции и современность // Общественные науки и совре
менность. - 1995, -№ 2; Городецкая И.Е. Возрождение благотворительности в России // Мировая экономика

9 Подводя итог обзору научной литературы, заметим, что при наличии определенной суммы знаний по теме исследования в ней с разной степенью полноты изучены лишь отдельные ее аспекты. В качестве фокусной исследовательской проблемы вопрос о влиянии общественных организаций на социокультурную среду региона еще не ставился. Настоящая диссертационная работа призвана в определенной мере восполнить этот пробел.

Цель исследования состоит в раскрытии и анализе сущностных черт современных общественных организаций, деятельность которых распространяется на духовную жизнь общества, группы, личности, изучении их влияния на социокультурное пространство региона.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач;

выделить и систематизировать подходы к определению понятия «общественная организация»;

осуществить социологический анализ реального бытия и функций общественных организаций как естественно-искусственных структур гражданственности;

раскрыть основные теоретические и методологические подходы к изучению общественных организаций в классической и современной социологии;

показать особенности общественных организаций как субъектов социокультурного действия, выявить и рассмотреть основные направления их деятельности в сфере духовной жизни региона в исторической и социокультурной перспективах, спрогнозировать возможные пути их развития в ближайшие пять лет;

провести эмпирическое исследование эффективности и действенности функционирования общественных организаций социокультурной направленности, определить уровни их деятельности.

и международные отношения. - 1997. - № 2; Серебряков С.Л. Цивилизационные основы формирования гражданского общества в России // Социально-политический журнал. - 1995. - № 2; Шулепов А.В. Становление институтов гражданского общества в реформируемой России. - М: РИЦ ИСПИ РАН, 2001.

10 Объектом настоящего исследования являются общественные организации как феномен современного гражданского общества.

Предмет исследования - деятельность общественных организаций в сфере духовной жизни и их влияние на социокультурную среду региона.

В качестве основной гипотезы диссертационной работы выступают следующие предположения:

количественные и качественные показатели развития общественных организаций становятся определяющими в процессе эволюции гражданского общества, отодвигая на второй план воздействие традиционных социальных институтов;

формы существования конкретных гражданских инициатив следует изучать во взаимосвязи с практикой их деятельности, а механизмы взаимодействия между ними и с другими институтами гражданского общества увязывать с отечественными социокультурными традициями.

Теоретико-методологической основой диссертационной работы служит целый комплекс социологических парадигм и теорий: теории социальных фактов и коллективных представлений Э. Дюркгейма, теория социального действия М. Вебера, структурный функционализм Т. Парсонса и его школы, принцип «подбора социальных комплексов» А.А. Богданова, феноменологическая социология, концепция двухступенчатого познания мира Ю. Хабермаса и др.21 Использование этих теорий применительно к характеристике общественной организации позволяет представить ее одновременно как сферу автономной деятельности и конвенционального взаимодействия людей и как саморазвивающуюся систему.

Большое значение для диссертанта имели исследования отечественных философов и социологов, посвященные изучению особенностей социальных институтов через призму социальной истории и культуры России (А.С. Ахие-

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995; Вебер М. Избранные произведения, - М.: Прогресс, 1990; Парсонс Т. О структуре социального действия. - M.: Академический Проект, 2000; Богданов А.А. Эмпириомонизм. - M.: Республика, 2003; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб.: Наука, 2000.

11 зер, Н.А. Бердяев, З.Т. Голенкова, Н.Я. Данилевский, Т.И. Заславская, А.А. Зиновьев и др.).

Основными методологическими ориентирами автора в ходе проведения исследования были общие принципы социокультурного, деятельност-ного, социоструктурного и системного подходов, принцип единства теоретических построений и реальных социальных практик. Комплексное применение этих подходов дает представление об общественных организациях как сети устойчивых взаимоотношений между людьми и их группами как автономными субъектами, занимающими определенные гражданские позиции, характер которых не может быть нормативно предписан и вытекает из особенностей добровольного, совместно конструируемого и видоизменяемого соглашения.

Основные методы исследования: анализ научной литературы, анализ вторичных данных, анкетирование, опрос экспертов с использованием метода полустандартизированного интервью, фокусированное групповое интервью, группировка данных, корреляционный анализ, факторный анализ.

Эмпирической базой диссертационной работы являются результаты массового анкетного опроса студентов вузов г. Тамбова «Роль общественных организаций в жизни нашей области», проведенного в ноябре 2005 — январе 2006 годов , опроса экспертов «Перспективы развития общественной самодеятельности в регионе», проведенного в октябре - ноябре 2005 года среди руководителей (лидеров) социокультурных организаций, представителей

Ахиезер А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии. -2000. - № 9; Бердяев Н.А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. - М: Мысль, 1990; Голенкова З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социологические исследования. - 1998. -№ 10; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - СПб.: Глаголь; Издательство Санкт-Петербургского университета, 1995; Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельно-структурная концепция. - М: Дело, 2003; Зиновьев А.А. Русская трагедия. -М.: Эксмо; Алгоритм, 2005. 23 Объем генеральной совокупности составляет 35 тыс. человек (общее количество студентов высших учебных заведений Тамбовской области по данным Госкомстата на 2004 год). Величина выборочной совокупности - 453 человека (студенты, обучающиеся в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина, Тамбовском государственном техническом университете и Тамбовском филиале Московского университета МВД России). Формирование выборочной совокупности происходило в соответствии с целями и задачами исследования в несколько этапов. На первом этапе использовалась гнездовая выборка, на втором и третьем - квотная по факультету и половозрастным характеристикам.

12 власти и бизнеса , фокусированного группового интервью с участниками и лидерами тамбовских социокультурных объединений, проведенного в сентябре 2005 года25.

Использован разнообразный круг источников, выявляющих возникновение, механизмы функционирования общественных организаций, их место в политической системе, роль в социализирующих факторах и в приобщении различных групп населения к социокультурным традициям и ценностям (социальное российское законодательство, официальные статистические данные, в том числе материалы текущего архива отдела государственной регистрации общественных, религиозных объединений и ведомственных правовых актов Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области, материалы съездов и заседаний общественных организаций, имеющих федеральный статус, документы политических партий, фиксирующих их взаимоотношения с общественными организациями, публикации периодической печати и др.).

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что она представляет собой комплексное исследование общественных организаций как фактора социокультурного развития региона. Осуществлен теоретико-эмпирический анализ феномена общественных организаций:

охарактеризованы общая природа и генетическая взаимосвязь социокультурных и институциональных оснований генезиса общественных организаций. Проведено сравнительное исследование дореволюционных и современных общественных организаций, которое выявило общие закономерности их формирования и условий функционирования в социуме. В ходе исследования было подтверждено предположение о том, что социокультурные процессы в российской провинции носят нелинейный характер и во

В опросе приняли участие 46 человек. Процедура формирования выборки состояла из двух этапов. На первом были сформированы квоты, а на втором внутри квот случайным образом были отобраны респонденты. 25 В фокус-группе участвовало 14 человек. Использовалась случайная выборка с элементами квотной.

13 многом определяются изменением базовых ценностей, наметившейся тенденцией к усилению значимости институтов гражданского общества;

выявлено, что основными признаками общественной организации являются автономная деятельность и конвенциональное взаимодействие. Представляя собой культурно обусловленные, стандартизированные и конвенционально одобренные формы совместной деятельности людей, общественная организация регламентирует и закрепляет их коллективных опыт в области согласования «системных» и «жизненных» начал социокультурной жизни, выполняет функцию формирования и трансляции духовных ценностей и образцов;

проанализирована складывающаяся система взаимоотношений между общественными организациями и государственными структурами, позволяющая оценить властное и культурное измерение добровольных объединений как одного из ключевых акторов современного гражданского общества. Было выявлено, что российская власть заинтересована в конкретных проявлениях гражданственности на уровне отдельных регионов страны, определении новых векторов социальной политики и ролевых позиций добровольных неправительственных объединений в ее осуществлении в условиях разгосударствления социальной сферы;

разработана концепция, дающая представление о влиянии общественных организаций на выработку социальной политики на уровне региона, проанализирован механизм «обратной связи», позволяющий органам региональной власти претворять в жизнь идеи и проекты добровольных объединений граждан;

представлен прогноз перспектив развития общественных организаций социокультурного профиля. Основными направлениями их деятельности станут культуроохранное, культуротворческое, образовательное, просветительское, рекреативное. Социокультурные организации имеют тенденцию к постоянному расширению поля своей деятельности.

14 Теоретическая значимость работы заключается:

в выработке алгоритма исследования структурного и функционального аспектов бытия общественных организаций, позволяющего решать конкретные экзистенциальные, культурные, экономические и коммуникационные проблемы трансформирующейся России;

в проведении обобщенного анализа проблем становления, развития и эволюции института общественных организаций посредством обобщения воздействия социально-культурных факторов;

в обосновании положения о том, что современное обществознание призвано не только создавать теоретические конструкции гражданского общества, но и изучать конкретные проявления гражданственности на разных уровнях общественной жизни, учиться управлять ими, проводя их «человеческое измерение».

Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы в разработке государственной социальной, культурной, молодежной политики, политики в отношении женщин и семьи, пожилых людей. Сформулированные автором рекомендации и предложения могут быть использованы региональными властными структурами и самими общественными организациями.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы при написании монографических работ по истории и теории социологии, востребованы в учебном процессе при преподавании курсов социологии, политологии и культурологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Важнейшей составляющей гражданского общества являются социальные институты, образующие «третий» сектор общественной жизни (наряду с властью и бизнесом). Он объединяет в себе множество различных типов общественных организаций, которые возникают как средство решения социальной проблемы или удовлетворения потребности, которые не в силах решить или удовлетворить государство и другие традиционные организацион-

15 ные структуры. Общественные организации выполняют также функцию формирования новых и передачи старых социокультурных норм, ценностей, установок и образцов, внося тем самым серьезный вклад в развитие духовной сферы жизнедеятельности региона.

  1. Общественные организации являются промежуточным звеном между макросистемой общества и микросистемой семейной и личной жизни. Для индивида именно эта промежуточная система служит источником обогащения его жизненных сил за счет дополнительных социальных контактов, осуществляемых на основе автономных, конвенционально одобренных форм совместной человеческой деятельности.

  2. Общественные организации формируются и развиваются как своеобразное сочетание искусственных начал системного мира и естественных начал жизненного мира. В результате любая общественная организация являет собой сочетание целесообразности и функциональности, с одной стороны, и взаимопонимания и сотрудничества - с другой.

  3. Добровольные объединения являются особым типом организационно-управленческих систем, тесно связанным с современными жизненными реалиями, задача которых - поддерживать устойчивую мотивацию социокультурных институтов, преобразуя их деятельность в направлении демократического участия граждан в процессе управления, внедряя одновременно инновационные социальные технологии. Реализовать эту задачу общественные организации могут при условии растущей укорененности гражданственности в культуру региона, его ментальность, когда у населения формируется новый социальный опыт, связанный с переходом к рыночной экономике и политическому плюрализму.

  4. В ходе эмпирического исследования были выявлены содержательные характеристики общественных организаций, участвующих в удовлетворении духовных потребностей, а также структура различных групп самодеятельного населения. Полученные данные могут использоваться органами государственной власти и местного самоуправления для принятия управ-

ленческих решений, которые способствуют развитию социокультурной сферы региона.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой теоретической и прикладной социологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

По теме диссертации имеется девять публикаций теоретического характера, в том числе монография «Общественные организации в регионе: традиции и инновации» (Тамбов, 2006 год). Основные положения и результаты исследования излагались на международных научно-практических конференциях «Человеческий потенциал модернизации России (Стратегия опережающего развития - 2006)» (Москва, 2006 год), «Государство и общество: философия, экономика, культура» (Москва, 2005 год), «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2004 год), «Университет и региональное развитие» (Смоленск, 2002 год), на международном научном семинаре «Университет как системообразующий фактор региона и модели его управления» (Тамбов, 2003 год), на межвузовской научно-практической конференции «Государство, право, общество: современное состояние и проблемы развития» (Липецк, 2005 год), на межвузовских научных конференциях «Державинские чтения», проводившихся в 2004, 2005 и 2006 годах в г. Тамбове.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Общественные организации как феномен современного общества: понятиен классификация

В настоящее время в общественных науках сложилось преимущественно рационалистическое представление об организации как специально сконструированной целенаправленной и целереализующей системе. По мнению ряда современных исследователей, такое представление о социальных организациях является слишком узким. Оно противоречит самой природе организаций, так как многие из них появляются естественным (а не искусственным) путем, в процессе самоорганизации, в результате межличностного взаимодействия людей.

Мы согласны с определением московского социолога В.И. Франчука, который под социальной организацией понимает «относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение подобно живому организму, то есть проявляющую способность адекватно отвечать (реагировать) на вызовы или, другими словами, способность выявлять и решать социальные проблемы, понимаемые как отклонения от социальных норм»29. В качестве примеров организаций в этом смысле можно назвать не только искусственные формальные организации, главным образом, экономические, но и естественные организации, возникающие стихийно, в процессе самоорганизации, имеющие частично естественное, а частично искусственное происхождение. Подобные объекты (неформальные организации, семьи, поселения, партии, нации, мировые сообщества) не входят в предметное поле традиционной теории организаций в силу сложившегося в ее рамках преимущественно экономического понимания природы организации.30 Вместе с тем они являются объектами исследования социологии, которая рассматривает их как социальные общности в рамках частных социологии (социология семьи, социология малых групп, социология города и другие).

В методологическом плане исследование социальных организаций основывается на базе целого комплекса социологических парадигм и теорий: позитивизме О. Конта, органицизме Г. Спенсера, учении о социальных фактах Э. Дюркгейма, структурном функционализме Т. Парсонса и его школы, принципе «подбора социальных комплексов» А.А. Богданова. Использование этих теорий применительно к характеристике социальной организации позволяет представить ее одновременно как сферу автономной деятельности и конвенционального взаимодействия людей и как саморазвивающуюся систему.

Всем видам социальных организаций присущи такие общие особенности, как целостность и устойчивость, наличие организационной культуры, регламентированное поведение и деятельность членов организации, способ 20 ность к саморазвитию и самообучению. Социальный механизм организации, имеющий, как правило, латентный характер, отвечает на вызовы новыми образцами организационной культуры в виде социальных институтов, организационных структур, ценностей, норм, инноваций. При этом закрепление новых образцов осуществляется как естественным, так и искусственным путем, что позволяет говорить о частичной управляемости организационного развития, рассматриваемого как процесс взаимодействия организационной культуры и человеческого потенциала.31

В современной социологии существуют три основных подхода к анализу организации: рациональный, естественный и неорациональный, синтезирующий два первых подхода. С точки зрения рациональной модели, организация мыслится как инструмент, средство достижения четко поставленных целей. В данном случае организация рассматривается как совокупность отдельных самостоятельных частей, способных изменяться и заменять друг друга, не нарушая при этом целостности структуры организации32.

Рациональный подход к социальной организации часто игнорирует роль неформальных отношений в ней. Сторонники же естественной модели, напротив, представляют организацию как «естественное целое», как некий социальный организм, которому присущ рост и стремление к продолжению своего существования и сохранению равновесия системы. В таком понимании социальная организация может продолжить свое существование даже после достижения поставленных перед ней целей. Данная модель больше внимания уделяет неформальным отношениям.

В рамках неорациональной модели социальной организации, разрабатываемой П. Блау, М. Крозье, Д. Марчом, Г. Саймоном, Ф. Селзником и другими, предпринята попытка объединения положительных черт вышеописанных моделей. От рациональной модели неорационализм взял акцент на ра 21 циональность, от естественной модели - внимание к неформальным отношениям.

Приняв неорациональную модель социальной организации в качестве базовой, обратимся к самому термину «общественные организации». Заметим, что ряд исследователей считают его «в лексическом отношении... типичным советизмом»34. В мировой практике для обозначения данного феномена используются такие категории, как союзы (профессиональные, экономические, торговые), общественные движения (экологическое, антивоенное, антиядерное), частные общества (культурные, просветительные, благотворительные), разного рода клубы.

Методологические основы исследования общественных организаций

Рассматривая методологию исследования общественных организаций, мы используем прежде всего возможности их социокультурного анализа. С точки зрения социокультурного подхода, гражданское общество, неотъемлемым компонентом которого являются общественные объединения, характеризуется дуальностью и коэволюционностью (одновременным сосуществованием) его противоположных начал. Поэтому в основе этого подхода лежат, с одной стороны, принципы единства и взаимосвязи идеального и реального, искусственного и естественного, системности (целостности) и дифференцированное, деятельностных и структурных свойств, а с другой, - принципы цикличности и линейности, прерывности и непрерывности, событийности и повседневности. 5

Следовательно, с позиций социокультурного анализа гражданская жизнь и добровольные организации граждан являются одновременно целостно-дифференцированными, естественно-искусственными, субстанциональными и реляционными, деятельностными и структурными, динамическими и статическими формами социальной организации, которая как бы опосредует взаимодействие между системным и жизненным мирами социума и личности. Другими словами, современный социум представляет собой самонастраивающийся (самоизменяЕощийся) социальный порядок, содержащий внутри себя многовариантные перспективы развития и разнообразные способы удовлетворения потребностей и реализации интересов людей, получающие свое выражение в сфере гражданской жизни в деятельности общественных организаций. На уровне общесоциологического обобщения в каждой общественной организации мы имеем дело по сути с двумя мирами социокультурной жизни людей - системным миром как целостным, нормативно упорядоченным, целесообразно организованным социальным порядком и жизненным миром -расчлененным, неупорядоченным, стихийным и хаотичным.

Возникновение категорий двух миров связано с концепцией двухступенчатого познания мира Ю. Хабермаса. Исходным пунктом данной социологической концепции является категория «жизненного мира», восходящая к феноменологической традиции. «Жизненный мир» определяется 10. Хабер-масом как нетематизированный горизонт значений, который составляет основание жизненного опыта индивида. Внешние воздействия соотносятся с этим основанием, противопоставляются ему, сравниваются по отношению к нему. Категория «жизненного мира» служит для концептуализации действия, сферы непосредственного взаимодействия, практического опыта.

Однако жизненный мир представляет собой лишь один аспект социальной действительности. Другой ее не менее важный аспект обозначается Ю. Хабермасом понятием «система». Система интегрирует разрозненные действия в соответствии с целями адаптации к внешнему миру, регулируя непреднамеренные последствия стратегического действия посредством рыночного и бюрократического механизмов, ограничивающих пределы свободного волеизъявления.

Граница между системой и жизненным миром является, по Хабермасу, подвижной и проницаемой. Система возникает внутри жизненного мира как непреднамеренное последствие действия и остается связанной с ним в нормативном смысле. «Система» и «жизненный мир» выступают как две логически и аналитически отличные функции действия, пересекающиеся в социальной действительности; две перспективы рассмотрения социальных феноменов.

Взаимоотношения «жизненного мира» и «системы» можно представить как диалектический процесс, в котором жизненный мир, являясь источником движения и противоречий, частично отчуждает себя во внешний мир, оказываясь зависимым от социальных структур и вынужденным подчиняться и приспосабливаться к ним. Однако он может и противостоять «колонизации» со стороны «системы». Он способен оказывать ей противодействие, обостряющее противоречия социальной жизни и приводящее к изменениям социальной действительности.106

Дуалистическая теория общества Ю. Хабермаса, помещая в центр обсуждения основные элементы гражданского общества (законность, гласность, гражданские ассоциации, массовую культуру, семью), позволяет подойти к пониманию двойственного характера современных общественных организаций. Идея двойного характера институционального устройства является шагом вперед, потому что преодолевает одностороннюю ориентацию на отчуждение (К. Маркс), господство (М. Фуко) и интеграцию (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс).107

Можно сказать, что общественные организации являют собой «пограничную территорию» между «жизненным миром» и «системой». Возникая в сфере «жизненного мира», дабы решить проблемы, которые затруднительно решить посредством институциональных способов, общественные организации впоследствии переходят во внешний мир, в «систему», так как только механизмы, существующие в рамках «системы», а именно механизмы адаптации к внешней среде, бюрократический и рыночный механизмы, способны обеспечить общественной организации достижение их целей.

Рассмотрение общественных организаций как исторически определенного, имеющего национально-специфическую окраску способа соединения системных и стихийных начал современного социума, с одной стороны, а с другой, - как исторической формы социальности, возникающей на стадии индустриального развития и становящейся ведущей формой в обществе модерна, является, на наш взгляд, плодотворным и эвристически значимым со 73 циологическим подходом. Как идеальная сфера общественные организации представлены совокупностью идей, верований, традиций, норм и ценностей, символически опосредующих взаимодействие системных и жизненных начал социального мира. Как реальный феномен общественные организации выступают в виде внешне выраженной структуры действий или отношений, ориентированных на поддержание продуктивного взаимообмена и устойчивого равновесия между ними.

Институционализация общественных организаций совпадает по времени с рационалистическим периодом развития гражданского общества, который сопровождался переосмыслением места и роли в нем личности. Идейные итоги этого периода можно отразить в формуле «личность - добровольные объединения и союзы - государство». Внимание исследователя здесь обращено на изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в общественные организации, форм взаимодействия людей и типов межличностных отношений, сложившихся в рамках общественной организации, формирования социальных установок личности под влиянием организационной среды, средств коммуникации в добровольном объединении и др.

Историко-социологический анализ работы провинциальных общественных организаций дореволюционной России (на примере Тамбовской губернии)

Складывание общественных организаций как социального института представляло собой в России исторически протяженный процесс, берущий начало в конце XVIII столетия и достигший развитой формы в начале XX века. В отличие от стран Запада, где формирование гражданских институтов было связано с крушением в ходе буржуазных революций абсолютистских режимов и становлением третьего сословия, в России они вызревали в недрах самодержавного строя и являлись поначалу результатом усилий не столько самой общественности, сколько просвещенных монархов и чиновничества, отдававших дань требованиям времени. Таким образом, семена гражданского общества в той или иной мере и с различной степенью интенсивности разрушавшего устои самодержавно-монархического строя, засевались в России самим самодержавием.

Гипертрофированная роль государства обусловливала слабость и неразвитость в России институтов гражданского общества, объясняла ее серьезное отставание в развитии гражданской жизни от стран Западной Европы и США. Так, если на Западе общественные объединения были чрезвычайно распространены уже в начале XIX столетия, что отмечал в 1835 году в своей книге «Демократия в Америке» А. де Токвиль , то в России даже в более позднее время общественные организации считались редкостью.

В первые шестьдесят лет XIX века в нашей стране насчитывалось около ста добровольных организаций, причем подавляющие большинство приходилось на столицы и западные губернии. Старейшими и наиболее авторитетными среди них являлось Вольное экономическое общество, созданное указом Екатерины II в 1765 году. Крупными научно-просветительными центрами стали Общество истории и древностей российских (1804), Общество испытателей природы (1805), Общество любителей российской словесности (1811) при Московском университете, Минералогическое (1817) и Русское географическое (1845) общества в Петербурге, имевшие свои отделения в некоторых губернских городах, в том числе и в Тамбове.

Статус неотъемлемого атрибута российской жизни институт частных обществ начал приобретать лишь с наступлением времени великих реформ Александра II. Общественным организациям в процессах формирующейся гражданственности принадлежала совершенно особая роль. Начавшие действовать в условиях отсутствия представительных учреждений и независимой печати, политических партий и гарантированных конституцией гражданских и политических свобод, они долгое время оставались единственной формой реализации социальной активности, являлись исторически первым элементом гражданского общества, так сказать его «институциональным стержнем».

Апогея своего развития добровольные организации достигли в эпоху конституционных преобразований 1905-1917 годов. Тогда в стране наблюдался настоящий «бум» общественной самодеятельности, проявившийся в создании не только в столицах, но и в провинции разветвленной сети добровольных общественных организаций. Регистрировались сотни просветительских и научных организаций, тысячи благотворительных обществ, десятки творческих союзов. Вторгаясь в такие сферы духовной жизни, как образование, наука, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, благотворительность, общественные организации существенно дополняли, а иногда и заменяли действия правительства и органов местного самоуправления. Тем самым они подрывали монополию государства в области регулирования социальных отношений, способствовали складыванию у населения чувства гражданского долга и ответственности, обеспечивая ему защиту как от произвола власти, так и от чрезмерного влияния частного интереса.

Рост добровольной общественной самодеятельности явился серьезным достижением предреволюционной эпохи. В нем обретали питательную среду такие нехарактерные для авторитарного режима процессы, как формирование традиций либерализма и демократии, развитие политической и правовой культуры. Общества внесли весомый вклад в повышение материального благосостояния страны, предвосхитили многие достижения в научно-технической и культурной областях, готовили глубинные изменения в самосознании россиян, их духовно-нравственных ориентациях, способствуя превращению индивида из верноподданного в гражданина.

К началу XX века количество легальных обществ в России выросло в сотни раз. Наряду с общероссийскими обществами, широкое распростра 91 нение получили региональные организации, сфера деятельности которых ограничивалась рамками отдельной губернии, уезда или города. Организации «малого радиуса действия» преобладали в провинции. По своей насыщенности общественная жизнь провинциальных городов заметно уступала столичной. Поэтому складывание развитой инфраструктуры добровольных обществ в провинциальной России несколько отставало во временном отношении от столичных центров. Знакомство провинции с организованной самодеятельностью произошло уже в пореформенный период, тогда как в первой половине XIX века здесь усилиями отдельных представителей дворянства и купечества создавались лишь немногочисленные, как правило, досуговые объединения и клубы, предназначенные для «внутреннего пользования» их учредителей и не оказывавшие заметного влияния на широкие группы городского населения, на духовную жизнь провинции.

Кроме того, в провинции не наблюдалось такого разнообразия видов и направлений общественной работы, как это было в столицах. Действовавшие там общественные объединения можно подразделить на две крупные группы: общества социокультурного типа, действия которых были направлены на формирование в своем регионе культурной среды, и общества социальной защиты, ориентированные на улучшение социально-бытовых условий жизни населения.134 К первой группе относились просветительские, научные, культуртрегерские (работавшие в области искусства и культуры досуга) и здравоохранительные общества, ко второй - благотворительные организации и общества взаимопомощи.

Общественные организации социокультурной направленности Тамбовской области в конце XX - начале XXI веков: институционализация, структурно-типологическая характеристика

В советский период государственная политика по отношению к общественным организациям носила ярко выраженный классово-партийный характер и бюрократически-регламентированную направленность. Это обстоятельство, с одной стороны, заметно снижало интерес исследователей к данной теме и ограничивало возможности ее полновесного изучения, а, с другой, - обусловливало направленность тех практических шагов, которые осуществляло в отношении сохранившихся с дореволюционного времени добровольных обществ советское правительство. В конце 20-х годов XX века, ознаменовавшихся «развернутым наступлением социализма по всему фронту», подавляющая часть обществ была ликвидирована и общая их численность по сравнению с 1917 годом многократно сократилась.

В стране, наряду с комсомолом и профсоюзами, доминировать стали всесоюзные общественные организации различных типов - общество «Зна 105 ниє, ДОСААФ, общество «Красный крест», Комитет защиты мира, Фонд мира, ветеранские и женские объединения, объединения по интересам (рыболовов, охотников, коллекционеров), имевшие свои отделения во всех республиках, краях, областях и других административных единицах и представлявшие собой по существу часть государственного аппарата, несмотря на наличие внешних атрибутов гражданских ассоциаций (добровольность участия, способность независимо осуществлять свои функции, персональное фиксированное членство, законность организации и ее деятельности, некоммерческая цель, наличие штатного аппарата и внутренней структуры). Все они в большей или меньшей мере функционировали под жестким организационным и идеологическим контролем КПСС.

Идеологическая конъюнктура возродила исследовательский интерес к общественным организациям в 60-е годы XX века. В принятой в 1961 году на XXII съезде КПСС третьей программе партии отмечалась необходимость повышения роли добровольных объединений в жизни страны. Однако оживления общественной самодеятельности не наблюдалось - страна постепенно входила в период, который позднее назовут «застоем».

Рост добровольной общественной самодеятельности начался в постсоветский период, когда был определен новый вектор социальной политики, имеющий фундаментальный характер. Им становится принцип социального диалога и социального партнерства с общественными организациями. Происходит изменение ролевой позиции добровольных неправительственных объединений в осуществлении социальной политики. Можно сказать, что, повернувшись лицом к общественным организациям, мы возвращаем социальную политику, социальную сферу в число стратегических приоритетов общественного развития.

Каковы же основные аспекты современной модели социальной политики, значительно поднимающие роль и возможности общественных организаций в российском обществе? Во-первых, это отказ от патернализма, то есть отказ государства от жесткого детерминирования поведения человека в соци 106 альной сфере. Патерналистская модель социальной политики была присуща социалистическому государству. Отсюда и проистекало отношение к общественным объединениям как составляющей государственного аппарата. Современная практика свидетельствует, что, с одной стороны, значимость патерналистской функции государства заметно снижается, а, с другой, - значительная часть населения страны нуждается в такой политике и даже приветствует ее (примером может служить неудачно проведенная правительством и региональными властями кампания по монетизации социальных льгот). Объективно это обусловлено обнищанием, маргинализацией и дезадаптацией этой части населения, а субъективно - традиционной установкой на «абсолютизм» государства, то есть на государство как единственный источник всех благ и единственную защиту. Эти реалии надо учитывать, преодолевая политику патернализма и развивая общественную самодеятельность.

Во-вторых, разгосударствление социальной сферы и освобождение государства от функции непосредственного предоставления гражданину социальных услуг необходимо формирует рынок этих услуг с реально возникающей конкуренцией их производителей, с повышением качества социальных услуг и снижением издержек на их производство. Социальная сфера в нашей стране имеет тощий бюджет, но и выделяемые небольшие средства используются крайне нерационально. Поэтому требование выделить больше денег на социальную сферу в условиях, когда роль государства неэффективна, вряд ли следует признать справедливым. Тем более, мы имеет богатый мировой опыт работы в этой сфере. В частности, европейская практика показывает, что, когда для большинства людей круг гарантированных государством социальных прав сужается, есть надежда преодолеть бедность, чувство безнадежности и социальную апатию, если шире использовать новые организационные структуры и поддерживать нетрадиционные хозяйствующие субъекты, свободные от государственного бюрократизма и коррупции.

В социальной сфере появляется новый субъект - гражданин, который ранее был только объектом социальной политики. При этом надо иметь ввиду, что трансформация объекта в субъект невозможна, когда гражданин выступает как изолированная единица. Поэтому и возникает словосочетание «гражданин в общественной организации», которое отражает муниципальную природу социальной политики. Это означает, что человек должен получать поддержку, развивать свои социальные и духовные потенции в той среде, где он существует, работает и где легко проверить, увидеть реальные возможности, оценить реальные потребности этого человека. Муниципальная социальная политика более технологична, более экономична для бюджета и ближе к потребителю, поскольку реализуется она в деятельности прежде всего общественных организаций, представляющих собой связующее звено между государством и гражданином.

Одним из главных признаков зарождавшейся российской демократии был бурный рост в начале 90-х годов прошлого века общественных объединений. Ныне этот «третий сектор» в стране составляет более 600 тысяч организаций, их них активно действуют не менее 70 тысяч153 (для сравнения: в США - 1,2 млн. общественных объединений). Реагируя на чрезвычайные обстоятельства и трудности последних десятилетий, люди начали создавать образовательные, просветительские, культурно-досуговые, инвалидные организации, антикризисные центры по оказанию социальных услуг и др. В некоторых случаях сохранились и получили вторую жизнь прежние общественные структуры: женские и ветеранские организации, объединения по интересам и т.д. Анализ показывает, что это общественное движение обладает значительными возможностями для решения важных социокультурных задач. Главное в деятельности общественных организаций - инициатива граждан, добровольно объединяющихся для решения насущных проблем.

Похожие диссертации на Общественные организации как фактор социокультурного развития региона