Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческого потенциала личности в системе высшего образования Мартинович Наталья Владимировна

Развитие творческого потенциала личности в системе высшего образования
<
Развитие творческого потенциала личности в системе высшего образования Развитие творческого потенциала личности в системе высшего образования Развитие творческого потенциала личности в системе высшего образования Развитие творческого потенциала личности в системе высшего образования Развитие творческого потенциала личности в системе высшего образования Развитие творческого потенциала личности в системе высшего образования Развитие творческого потенциала личности в системе высшего образования Развитие творческого потенциала личности в системе высшего образования Развитие творческого потенциала личности в системе высшего образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мартинович Наталья Владимировна. Развитие творческого потенциала личности в системе высшего образования : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Курск, 2005 174 с. РГБ ОД, 61:05-22/476

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основания исследования творческого потенциала личности 12

1.1. Творческий потенциал в структуре личностного потенциала 12

1.2. Творчество как способ самореализации личности 39

Глава П. Социокультурные факторы развития творческого потенциала личности 75

2.1. Особенности развития личности в процессе подготовки специалиста с высшим образованием 75

2.2. Социокультурные формы деятельности как фактор динамики учебной мотивации и развития творческого потенциала личности ... 100

2.3. Профессиональная деятельность как реализация творческой и социальной активности личности 130

Заключение 155

Литература 162

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется в первую очередь особой значимостью феномена творчества как одного из фундаментальных факторов развития общества и культуры. Уровень развития творческого начала в человеке во многом определяет динамику становления общественных отношений, в значительной степени оказывает влияние на все жизненно необходимые процессы, происходящие в социуме.

Конец XX века ознаменовался реформированием всех сторон общественной жизни, в том числе и высшего образования в Российской Федерации. Особенности переходного периода страны проявились в том, что она оказалась в положении крайнего неравновесия, трансформационные процессы осуществлялись особенно активно и стали общесистемными. В сравнении с периодами обычного функционирования социальной системы возросла роль субъективного фактора, реформаторских программ и законотворческой деятельности государства. Социокультурные условия, экономическая ситуация, сложившиеся в настоящее время в России, актуализируют качественную трансформацию существующей парадигмы образования, ее ориентацию на развитие творчески активной личности, способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и принимать активное участие в преобразовательной деятельности. Мобилизовать творческий потенциал личности в нестабильных условиях и использовать его на благо общества — одна из важнейших задач российского государства по выходу из кризиса.

Актуальность данной работы заключается и в гносеологической переориентации, переосмыслении характера социального развития и в поиске методов, позволяющих глубже проникнуть в сущность социокультурных процессов. Современная теоретическая социология, переосмысливая масштабы срциального пространства и его основные характеристики, фиксирует внимание не только и не столько на социальной структуре, сколько на социальных процессах. Данное обстоятельство еще более актуализирует интерес к проблеме социального субъекта как творческой личности. В современной социокультурной ситуации под влиянием философской концепции постмодернизма само общество, социальная реальность воспринимается как своеобразное «поле возможностей» социальных субъектов для реализации их творческой активности. Поэтому действие социальных субъектов становится сегодня одной из основных единиц социологического анализа.

Таким образом, актуальность заявленной темы определяется как общественными потребностями, логикой происходящих в стране социальных трансформаций, так и закономерностями развития самого социологического знания.

Степень научной разработанности проблемы. Расширенное воспроизводство высокопрофессиональных специалистов составляет одно из приоритетных направлений современной образовательной политики России. Этим объясняется растущий интерес исследователей к проблематике теории и практики образования (Н.В. Александров, СИ. Архангельский, Ю.Т. Бабанский, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Н.Д. Никандров, А.И. Пискунов, В.К. Розов, Н.К. Сергеева, Л.Ф. Спирин, Т.И. Шамова, Е.Н. Шиянов и другие).

Проблема изучения личности как целостности нашла свое отражение в работах таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, Л.П. Буева, М.С. Каган, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Л.П. Станкевич и другие.

Проблемой формирования личности, развитием ее творческих качеств занимались многие отечественные исследователи: Л.И. Анцыферова, Г.С. Альтшуллер, А.Г. Асмолов, П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Ю.К. Васильев, Л.С. Выготский, Э.А. Голубева, В.Н, Дружинин, А.И. Иванов, П.Ф. Кравчук, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, А.В. Мудрик, А.Я. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Славская, В.Д, Шадриков, Д.Б. Эльконин, B.C. Юркевич и другие.

Процесс профессионального развития и саморазвития личности студента, его мотивационно-ценностных и культурологических характеристик, научного стиля мышления тщательно проанализирован в работах И.В. Вачкова, Б.З. Вульфова, М.Т. Громковой, И.Ф. Исаева, Н.Е. Мажара, Л.М. Митиной, В.А. Сонина и другие.

Очевидный интерес представляют исследования, раскрывающие систему профессиональной подготовки личности как субъекта инновационных образовательных процессов (В.П. Кваша, М.В. Ларин, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин и другие).

Теоретико-социологический и социально-культурологический подходы к проблеме творческой деятельности личности, социальной группы, общества, основанные на философских, социологических и культурологических исследованиях, осуществлялись в трудах Е.Г. Андрющенко, Э.М. Андреева, А.Л. Андреева, Г.С. Батищева, B.C. Библера, И.А. Бутенко, Г.Н. Волкова, В.Д. Зотова, В.Н. Иванова, А.С. Капто, А.С. Кулагина, Ю.А. Левады, Н.А. Нартова, Г.В. Осипова, М.Н. Руткевича, В.М. Соколова, Ж.Т. Тощенко, В.Г. Харчевой, В.И. Чупрова, В.А. Ядова и других.

Ценностные аспекты творчества как феномена духовности исследовались в работах Ю.М. Бородая, А.А. Гусейнова, Д.И. Грядового, В.Е. Давидовича, Ю.Н. Давыдова, Г.В. Дубова, Г.Г. Заиграева, A.M. Когана, В.М. Кукушина, В.Н. Ксенофонтова, М.К. Мамардашвили, В.И. Толстых, А.К. Уледова и других. В последние годы стали появляться работы о творчестве не только как о духовном процессе, но и как о высшей форме гармонизации человеческих знаний и жизни человека.

Особым образом следует отметить, что проблематика творческой активности личности частично находит свое отражение в других областях знаний, изучающих различные ее аспекты: философии, культурологии, инноватике, педагогике. Несмотря на то, что различные аспекты творчества в этих дисциплинах получили определенное изучение и значение, все же социологическая проблематика остается отрывочной и мало заметной в общем потоке дисциплинарных исследований, что повышает актуальность выделения социологической тематики в самостоятельное направление.

Таким образом, возникло известное противоречие между растущей потребностью в усилении творческой активности личности как одного из важнейших факторов, влияющих на становление будущего специалиста и недостаточной разработанностью этого вопроса в социологической науке. С учетом этого противоречия сделан выбор темы исследования

Объект исследования - личность в системе высшего образования.

Предмет исследования — процесс развития творческого потенциала личности в высшей школе.

Цель исследования: выявление особенностей развития творческого потенциала личности в условиях высшего учебного заведения.

В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:

- обосновать роль творческого потенциала как системообразующего фактора личностного потенциала;

- выявить роль творчества в процессе становления и самореализации личности;

- исследовать особенности развития личности в высшем учебном заведении;

- раскрыть специфику влияния информационных технологий на развитие творческого потенциала личности;

- проанализировать социокультурные формы деятельности как фактора динамики учебной мотивации и развития творческого потенциала личности;

- рассмотреть профессиональную деятельность как сферу реализации творческого потенциала личности.

Гипотеза диссертационного исследования. Развитие творческого потенциала осуществляется наиболее успешно при условии создания креативной образовательной среды, включающей в себя как внутренние

обеспечение индивидуального и личностно-ориентированного подхода), так и внешние (внеаудиторные социокультурные формы деятельности) факторы. Научная новизна диссертационного исследования:

- выделены и проанализированы сущностные характеристики творческого потенциала личности: многоуровневость содержания, диалогичность, социальность, системность;

- уточнена специфика творчества как целостного многоуровневого социально-духовного явления, подчиненного универсальным законам развития личности и общества;

- обосновано положение, что внедрение информационных технологий в образовательный процесс создает наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала личности только в том случае, если информатизация образования охватывает не отдельные дисциплины или формы проведения занятий, а осуществляется в рамках спроектированной креативной образовательной среды.

- уточнены и проанализированы критерии профессионального развития студентов как сферы реализации их творческого потенциала: мотивационно-творческая направленность личности, дивергентность мышления, творческие способности, активность личности, интеллектуальное развитие.

Общая методология исследования основывается на использовании основных положений философской, социологической, педагогической и психологической антропологии о человеке как объекте внешних влияний и как субъекте саморазвития, о способах воздействия на активизацию его сущностных сил. В исследовании реализуется единство следующих методологических подходов:

- личностно-деятельный, трактующий личность как такой уровень развития человека, на котором его поступки детерминированы не только внешними обстоятельствами, но главным образом, «внутренними

условиями», мировоззрением, целевыми установками, всем строем мотивационно-потребностной сферы;

- социологический, определяющий личность как системное качество человека, обусловленное его включенностью в систему социальных отношений и институтов, а также способностью выступать одновременно объектом и субъектом деятельности.

- культурологический, основанный на диалогизации обучения и взаимного общения между преподавателем и студентом, на открытости преподавателя как носителя инновационной культуры;

Эмпирическую базу исследования составили результаты, проведенного автором социологического исследования, в ходе которого, на основе анкет, разработанных диссертантом, были опрошены 530 человек -студентов московских вузов: МПГУ (Московский педагогический государственный университет) - 230 человек, МГУКИ (Московский государственный университет культуры и искусства) - 200 человек, 100 человек - выпускников московских школ. Выборка строилась по квотному принципу. Обработка данных производилась в операционной системе Windows ХР с применением аналитической программы Statistika 5.0.

В диссертации использовались также результаты других социологических исследований, в частности группы под руководством А.В. Булгакова в 2002 году среди студентов Московского государственного университета сервиса и курсантов Военного университета, группой под руководством В.Кроля и В. Мордвинова в 1998-2000 годах среди студентов Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Исходя из того, что целостность есть интегративная характеристика личности, тип целостной системы, а, следовательно, и тип личности зависит от интегративного системообразующего стержневого элемента. Системообразующий фактор является субстанцией личности как самоорганизующейся системы. В качестве такого системообразующего фактора личности выступает творческий потенциал.

Творческий потенциал является исходной предпосылкой для саморазвития человека. Он представляет собой наличную совокупность готовности, возможности и способности личности осуществлять деятельность, цель которой заключается в выражении своей «самости». Творческий потенциал способствует выведению личности на новый уровень жизнедеятельности - творческий, преобразующий общественную сущность, когда личность реализует, выражает, утверждает себя не только в порядке разрешения ситуации, ответа на ее требования, но и в порядке встречного, противостоящего, преобразующего ситуацию и саму жизнь, отношения своего решения.

2. Творчество - это не только создание новых идей, новых произведений искусства и культуры, но и феномен социально-духовной жизни общества. В процессе творческой деятельности происходит саморазвитие личности, реализация ее творческого потенциала.

3. В условиях информационного общества информационные технологии становятся одним из важнейших инструментов формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок, наконец, инструментом воздействия на мировоззрение человека в целом, механизмом воспитания и обучения. Информатизация, компьютеризация и другие формы модернизации обучения, не подкрепленные философско-гуманитарным процессом, ведут к нивелированию информации, к потере ее главной ценности - смысла, что ведет к росту среди молодежи «информационной наркомании» и компьютерной зависимости. Создание креативной информационной образовательной среды, основанной на научном подходе к вопросам проектирования, оценки качества и применения информационных технологий обучения способствует наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности.

4. Соответствие субъективных свойств, качеств и состояний, сформированных или приобретенных личностью в результате социально- культурного воздействия, - свойствам, качествам и состояниям, необходимым для учебной деятельности, - является необходимым условием, логично связывающим основные феномены учебной и социально-культурной деятельности. Формирование такого соответствия во внеучебное время, в ходе культурных мероприятий, является одним из резервов повышения творческой активности личности и эффективности образовательного процесса в вузах.

5. Профессиональная деятельность является важной сферой реализации творческого потенциала личности. Развитие профессиональной деятельности как системного явления в направлении наиболее полного выражения социальной сущности человека происходит во взаимосвязи и взаимоусилении внешних и внутренних социальных механизмов. Функционирование личности в сфере своей профессиональной деятельности связано по преимуществу с активизацией внешних механизмов, то есть с управляющим воздействием на человека. Развитие профессиональной культуры связано с актуализацией внутренних механизмов, направленной на преодоление противоречия между объективным значением культурного уровня профессиональной деятельности и его значением для личности, его личностным смыслом.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в возможности использования основных научных положений и выводов в качестве методологической базы для дальнейшего изучения и разработки подходов к проблемам развития творческого потенциала личности. Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы расширяют объектное поле социологических исследований. Они могут быть использованы для обогащения курсов «Социология культуры», «Социология личности», организации соответствующих спецкурсов и спецсеминаров, а также для проведения исследований в области диагностики уровня развития творческого потенциала личности.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на международной научно-практической конференции «Социальная работа в XXI веке» (г. Курск, май 2002 г.), на международной научной конференции «Инновационные технологии в образовании» (г. Курск, октябрь 2003 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Россия на рубеже веков: история и современность (г. Курск, 5 ноября 2004 г.), на заседаниях кафедры философии и социологии Курского государственного технического университета, отражены в публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Творческий потенциал в структуре личностного потенциала

Социокультурные условия, экономическая ситуация, сложившиеся в настоящее время в России, актуализируют качественную трансформацию существующей парадигмы образования, ее ориентацию на развитие творчески активной личности, способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Действия по шаблону, основанные на передаче знаний и опыта известными способами деятельности (умения и навыки) уже не могут удовлетворить требования адаптации к происходящим изменениям. Напротив, жестко заданные и некритично усвоенные образцы действий препятствуют проявлению творчества.

Уровень сформированности творческого потенциала детерминирует не только социальное и экономическое положение личности, но и степень ее влияния на само общество, на его стратификационную структуру.1 Именно развитие креативности, творческих сил индивидов, актуализация заложенных в них природой способностей и задатков позволит формирующейся личности в будущем занять достойное место в обществе.

При всей несомненной теоретической и прикладной значимости многочисленных исследований проблемы развития творческого потенциала личности следует отметить, что в условиях модернизации системы образования она остается открытой для научного поиска. Современная школа, как средняя, так и высшая, испытывают острую необходимость в обосновании и разработке теоретико-методологических аспектов и адекватного технологического обеспечения процесса развития творческого потенциала личности как фактора успешной социальной интеграции индивида, что позволит, на наш взгляд, наметить пути решения ряда проблем, обусловленных следующими противоречиями:

- между объективными требованиями общества в подготовке творчески активной и высоко социализированной личности и слабой востребованностью творческого потенциала как личностного, так и группового;

- между потребностями современной социокультурной ситуации в повышении творческого потенциала школьников и студентов и недостаточным качеством системы среднего и высшего образования.

В данном параграфе определяются сущность творческого потенциала личности, осуществляемого на основе анализа философских, социологических и психологических аспектов проблемы. Категория «потенциал» относится к числу общенаучных понятий, методологическое значение которых чрезвычайно важно не только для педагогики и психологии, но и для социологии. Если педагогическая функция потенциала реализуется в направляющей роли творческой деятельности личности, выступающей в качестве основания творческого преобразования своей жизнедеятельности, то социология акцентирует внимание на проблемах воздействия социальных и культурных стимулов и механизмов на творчество личности, раскрытие ее творческого потенциала. В психологии же, как считает Ф.И. Минюшев, «знания рассматриваются как добываемые лишь методом самонаблюдения — сам творец массово «не расспрашивался» .

Для однозначности понимания обратимся к терминологии и хотя бы в самых общих чертах раскроем сущность употребляемых в данной работе понятий.

В качестве исходного положения в анализе творческого потенциала в нашем исследовании выступает положение о личности как многомерной и многоуровневой системе. Развитие любой системы выражается в качественном изменении структуры этой системы или составляющих ее элементов, находящихся во взаимосвязи друг с другом. Для личности как системы в качестве такой структуры выступает личностный потенциал, позволяющий сохранить имеющееся состояние и осуществить процессы саморазвития индивида.

Структура личностного потенциала специалиста исследована в работах Б.М. Генкина3, Дж. Иванцевича и А.А. Лобанова4, Р.Д. Эренберга5, Р.Л. Кричевского6 и других. По определению Б.М. Генкина, личностный потенциал специалиста - это степень его общего и профессионального развития, которая определяет успешность совершения трудовой деятельности по определенной профессии (специальности)7. Личностный потенциал специалиста включает в себя:

- психофизиологический потенциал - уровень физического развития, состояния здоровья, работоспособность, выносливость, обеспечивающие успешное выполнение трудовых функций;

- квалификационный потенциал - система общих и специальных знаний и умений, обусловливающих способность совершать конкретную профессиональную деятельность;

- социальный потенциал — уровень гражданского сознания, отношение к труду и профессии, интересы, уровень культуры, способствующие повышению эффективности труда.

Творчество как способ самореализации личности

Реализация одного из основополагающих принципов современного образования — принципа личностного подхода — предполагает максимальное развитие творческого потенциала людей, формирование личности, способной наряду со знаниями, умениями, навыками привнести в дело свой талант. Решение такой задачи находится в прямой зависимости от научного познания природы творчества и, прежде всего, от получения достоверных представлений о его механизме, о факторах, способствующих проявлению данного феномена, о возможностях развития творческих способностей. Иными словами, эта задача может быть решена только на базе целостной теории творчества.

Эта теория, по мнению американского психолога Г. Рагга, должна: а) охватывать всю психику человека, как сознательное, так и бессознательное; б) признавать единство психического и физического; в) сосредоточиться на рассмотрении свободно-ассоциативного мышления в предсознательной сфере; г) исходить из признания роли как интуитивного, так и логического в получении адекватного знания, не отождествлять процесс творчества с простым решением задач; д) предполагать доминанту в нем чувственного мышления и стремления индивида к идентификации с изучаемыми явлениями в момент творческого акта; е) учитывать колебательный характер процессов в центральной нервной системе; ж) признавать влияние на процесс творчества как внутренних, так и внешних стимулов.37

Представленная программа носит чрезвычайно широкий характер. Какие-то ее положения можно оспорить, но в целом с подходом Г. Рагга нельзя не согласиться, что, в свою очередь, актуализирует проблему, если не разработки целостной теории творчества, то хотя бы приведения в единую систему накопленных различными науками знаний о творчестве.

Нельзя сказать, что проблематика творчества только в наше время обрела свою актуальность. Более века ее разработкой занимаются психологи. Еще ранее механизм творчества пытались понять философы, историки, лингвисты, много сделавшие для накопления и обобщения материала по истории открытий. Интерес к творчеству проявляли представители других наук. Не случайно среди его исследователей были такие известные ученые, как В.М. Бехтерев, А. Пуанкаре, В.И. Вернадский, Б.М. Кедров, Б.М. Теплов, П.Л. Капица и другие.

В практическом плане заметный прогресс наблюдался в 60-70-х годах XX века и был связан с исследованием научно-технического творчества. К

данному периоду относится разработка теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ) и ряда конкретных методик. В теоретическом же отношении проблема, к сожалению, далека от своего решения. Психология, отмечают А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, «не имея по поводу протекания умственного процесса, ведущего к открытию, надежных опорных пунктов, застряла на представлениях об интуиции или «озарении» .

Означает ли это, что природа творчества в принципе непознаваема? Нам представляется, что это не так. Скорее исследователи натолкнулись, говоря словами Б.М. Кедрова, на «познавательно-психологический барьер» , преодоление которого дело времени и усилий. Аналогичные барьеры стояли на пути всех научных открытий, а их преодоление являлось вехами в истории науки. Тем более, что каждый, пусть и небольшой шаг к пониманию природы творчества, формирует предпосылки к познанию данного феномена в целом и таких шагов сделано немало. Другое дело, что возросшая практическая значимость проблемы настоятельно требует активизировать усилия по ее решению. И поиск решения должен вестись, прежде всего, в теоретическом плане.

Творчество - весьма емкое и многозначное понятие, допускающее различные толкования. Нередко за этим словом подразумевают вообще трудно совместимые значения. Разные авторы - в зависимости от времени (эпохи), типа культуры, научного профиля, конкретной темы и задачи исследования, своих индивидуальных особенностей - по-разному «вплетают» это понятие в категориально-понятийную сетку универсального человеческого знания. Можно назвать целый ряд понятий, с которыми неразрывно, генетическим образом связано «творчество». К понятиям такого рода относятся: свобода и необходимость, время, знание, истина и заблуждение, совершенство, красота, идеал, гармония, добро и зло, смысл жизни, любовь, счастье, культура и цивилизация, Бог (вглядимся в ассоциативный ряд: творчество — Творец - Бог - «искра божья»).

Особенности развития личности в процессе подготовки специалиста с высшим образованием

Постановка вопроса о развитии творческого потенциала личности в системе высшего образования в контексте социологического анализа закономерно включает в себя рассмотрение таких проблем, как: роль современного высшего образования в развитии личности, проблемы воспитания и социализации личности.

В общеметодологическом плане нам в первую очередь важно дать ответ и на вопрос о том: что такое студенчество? В этой связи следует отметить, что пристальное внимание исследователей к студенчеству как репрезентативной социальной группе обусловлено, во-первых, тем, что перемены в социальной жизни наиболее полно отражаются в ценностном сознании студентов, к ней апеллируют носители социальной модернизации, считая ее свободной от «социальных предрассудков» прошлой эпохи. Во-вторых, современное студенчество демонстрирует значимый межгенерационный нерациональный разрыв и одновременно объективно зависит от «мира взрослых», социального капитала старших поколений. В-третьих, нарастает противоречие между конкретными ценностными установками студенческой молодежи и реальными предпочтениями общества по социальному обустройству ее и интеграции в стабильную социальную страту. В-четвертых, существует проблема личного выбора при построении модели жизнедеятельности, аттрактивной (привлекательной) для молодого поколения. В-пятых, перспективы образовательной системы, которые в современных условиях способствуют «аутсайдерским» или «социально-негативным» настроениям на уровне массовых коммуникативных практик. В научной литературе нет единой точки зрения по поводу социологического определения студенчества, несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных этой теме. Студенчество называют то «социально-демографической», то «социально-профессиональной», то «самостоятельной социальной группой», то «общественной группой», а иногда представляют как «слой интеллигенции» или «прослойку». Очевидно, что студенчество является вполне самостоятельной социальной группой, поскольку представляет собой «совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящимися во взаимодействии, оказывающих друг другу помощь в достижении личных целей»96.

Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.

К основным свойствам, характеризующим современное студенчество, на наш взгляд относятся следующие положения: — современное студенчество — это объективное социальное явление, выступающее как специфическая возрастная группа; студенчество - это часть общества; проблемы студенчества - это проблемы всего общества; исследование проблем студенческой молодежи вне общества является абстрактным явлением, неполным и во многом бессмысленным: молодежь такова, каково взрастившее ее общество; Современная западная социология. - М., 1998. - С. 322. - современное студенчество имеет двойственную природу, то есть выступает как явление социальное и биологическое, что определяет связь ее психофизического и социального развития; студенчество - часть различных классов и социальных слоев, наций, оно их продукт и средство их воспроизводства; - студенчество - явление конкретно-историческое, число определений студенчества может быть равно числу конкретных обществ; студенчество -продукт истории и определённой культуры и в то же время их движущая сила и фактор перемен, социальная ценность; - социальный статус студенчества во всех конкретных обществах и во все времена в главном одинаков: студенчество одновременно объект и субъект социализации; по законам преемственности данная социальная группа осваивает наследуемые общественные отношения, духовные и материальные ценности конкретного общества с целью их последующего воспроизводства; - с понятием «студенчество» сегодня в прямой зависимости находится понятие «будущее»; - студенческая молодежь - это объект комплексных, междисциплинарных исследований и, следовательно, обладает множественностью предметов, которые в совокупности могут дать достаточно достоверную картину об объекте в целом. Учебная деятельность является ведущей для студенчества, но не единственной. С ним связаны такие виды деятельности, как общественно-политическая, хозяйственно-бытовая, культурное потребление, общение, труд семейная жизнь и занятия в часы досуга.

Особенностью современного студенчества является то, что процесс его включения в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путем формирования независимых материально-бытовых условий, новых форм проявления собственной активности путем выбора способов социального взаимодействия. Процесс формирования студенческой молодежью независимого от родителей финансового, имущественного и жилищного статуса имеет две «узловые точки»: 16-17 лет, когда начинается более или менее массовое включение во взрослую экономическую жизнь, и 21-22 года, когда накапливается первый опыт реализации материально-бытовых намерений студенчества.

Современное студенчество не является саморазвивающейся системой, его жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями. Молодой человек в соответствии с этим несет в себе прошлое, настоящее и будущее.

Студенческая молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые. Она наследует достигнутый ранее уровень развития общества и в силу своего специфического положения нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений. Она сразу воспринимает как данность новое, выработанное предшественниками в науке, технике и производстве, в образовании и культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности человека. Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем жизненный старт людей старшего возраста.

Социокультурные формы деятельности как фактор динамики учебной мотивации и развития творческого потенциала личности

Необходимость творчества для нашего общества, крайняя потребность в существенном повышении его креативного потенциала обусловлена не только внутренними российскими обстоятельствами. Она вызывается также глобальными, общемировыми условиями - резким ускорением темпов, а также противоречивостью, катастрофичностью социального развития. Отсюда, по мнению многих специалистов, вытекает потребность в переориентации воспитательно-образовательной системы. Акцент делается, прежде всего, на воспитании творческого отношения к делу, умении решать принципиально новые задачи, справляться с тяжелейшими кризисными ситуациями.

Множество исследований и высказываний ученых посвящено сегодня тому, сколь значим общесоциальный фактор для формирования в обществе творческой личности и специалистов должного уровня квалификации. В одних высказываниях чувствуется главным образом тревога. Исследователи предупреждают, что именно социокультурное окружение формирует «мотивационно-потребностные установки личности в области творчества» и при «невостребованности творчества социокультурным окружением его потенциал угасает и не восстанавливается в зрелом возрасте».106 Другие отмечают, что «образование представляет собой совокупность социальных структур, порождающих человека как творца и произведение культуры» и принадлежит к важнейшим элементам стратегии общественно-исторического процесса.107 При этом, предостерегает автор, необходимость «учета системой образования требований рыночной экономики, применительно к российской действительности, чревата серьезными отрицательными последствиями».1 8 Третьи справедливо констатируют: «Будущее любого современного сообщества зависит от того, в какой мере раскрыт креативный потенциал молодежи и детей, и какие черты определяют «лицо» интеллектуальной элиты, приходящей на смену пожилым. В условиях очень жесткой экономической и технологической конкуренции шансами на благополучие располагают теперь только те социумы, где сохраняются и культивируются творческие способности (и в науке, и в технике, и в бизнесе)».109 И показав на фактах, насколько плачевны наши дела с воспроизводством творческой части технической элиты, эти авторы предупреждают: «Если не изменить вектор социальной динамики, то Россия неизбежно окажется в положении страны отсталой, поставляющей на мировой рынок лишь сырье (природные ресурсы и остатки усыхающего слоя интеллектуалов)»110.

Система образования - это слепок с того общества, внутри которого и для которого она функционирует. Поэтому она имеет множество сходных с ним черт. Но вместе с тем она может в чем-то заметно отличаться от него, особенно в условиях переходного (транзитивного) состояния общества. То есть система образования обладает относительной самостоятельностью, автономностью, и в каких-то своих чертах и свойствах может опережать, а в каких-то — отставать от своего общесоциального лона. Причем, и эти опережения и отставания могут иметь вполне позитивное (как, впрочем, и негативное) значение для общества в целом: все зависит от конкретных обстоятельств. Учитывая сказанное, систему образования целесообразно использовать в качестве весьма удобного - и при этом очень мощного — рычага воздействия на окружающий социум, на творческие способности и возможности входящих в него субъектов.

Ряд авторов сосредоточились на выявлении и раскрытии позитивного потенциала системы образования, способного противостоять негативным процессам в российском обществе. Так, Е.П. Борзова, отметив проблематичность положения России в системе постиндустриального общества, указывает, что «именно система образования остается несомненным «козырем» в XXI веке для формирования условий его построения». «Несмотря на тотальный экономический кризис, резкий рост социального неравенства, утрату цели и смысла общественного развития, слабость политической элиты, - пишет Е.П. Борзова, - Россия все же имеет потенциальную возможность скачка в постиндустриальное общество, благодаря наличию в стране интеллектуальной собственности. Главными ее элементами являются профессиональные кадры, система народного образования, инновационные наработки, превосходящие аналогичные разработки Запада...»111

На позитивные моменты в изменении российского социума и благотворное их воздействие на систему отечественного образования обращает внимание И.И. Бурдукова. Она пишет о том, что уходит в прошлое авторитарный стиль в педагогике, и центральной фигурой образовательного процесса становится студент; у него формируется система ценностных ориентации «применительно к новым условиям российской действительности»; «на смену прежней системы государственного распределения молодых специалистов пришел свободный рынок»; происходит гуманизация образования; «развиваются и получают новое наполнение междисциплинарные связи, появляются и утверждаются новейшие направления в развитии базовых специальностей, компьютерные технологии определяют информационно-интеграционные процессы, целостность образования». Все это, считает автор, обеспечит «полиуниверсальность в будущем развитии образования, когда большую значимость приобретают профессионалы с широким диапазоном знаний, кругозора, с большими адаптационными возможностями в постиндустриальном обществе».112

В данном параграфе мы не рассматриваем все составляющие процесса общей концепции образовательной системы. Это достаточно хорошо сделано другими учеными.113 Нас интересует образовательный процесс как процесс подготовки высококвалифицированных кадров и творчески развитых личностей, что невозможно без развития и саморазвития личности в процессе обучения. Главное в деле образования и воспитания — сформировать личность, способную к труду и творческому отношению к себе и окружающим, к саморазвитию и личностному росту.

Похожие диссертации на Развитие творческого потенциала личности в системе высшего образования