Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие института коммерческого радиовещания в России и США: сравнительный анализ Балилемва Буберва

Становление и развитие института коммерческого радиовещания в России и США: сравнительный анализ
<
Становление и развитие института коммерческого радиовещания в России и США: сравнительный анализ Становление и развитие института коммерческого радиовещания в России и США: сравнительный анализ Становление и развитие института коммерческого радиовещания в России и США: сравнительный анализ Становление и развитие института коммерческого радиовещания в России и США: сравнительный анализ Становление и развитие института коммерческого радиовещания в России и США: сравнительный анализ Становление и развитие института коммерческого радиовещания в России и США: сравнительный анализ Становление и развитие института коммерческого радиовещания в России и США: сравнительный анализ Становление и развитие института коммерческого радиовещания в России и США: сравнительный анализ Становление и развитие института коммерческого радиовещания в России и США: сравнительный анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Балилемва Буберва. Становление и развитие института коммерческого радиовещания в России и США: сравнительный анализ : сравнительный анализ : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 СПб., 2005 131 с. РГБ ОД, 61:05-22/605

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Становление и развитие института коммерческого радиовещания в США 10

1. Институт коммерческого радиовещания

2. Основные этапы и тенденции развития коммерческого радиовещания в США 22

3. Основные особенности коммерческих радиостанций в США (опыт Нью-Йорка) 35

Глава II. Становление и развитие института коммерческого радиовещания в России 43

1. Развитие российского общества и средств массовой информации в 90-х годы XX века

2. Становление и развитие коммерческого радиовещания в России —его основные этапы и тенденции развития 57

3. Коммерческие радиостанции в российском радиоэфире 59

4. Развитие коммерческого радиовещания в Санкт-Петербурге 78

Глава III. Сравнительный анализ коммерческого радиовещания в США и России 90

Заключение 108

Приложение 111

Список использованной литературы 121

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Развитие современного общества немыслимо без мощных информационных потоков, оказывающих воздействие на общественное сознание, глубину преобразований во всех областях жизни социума. Кардинальные реформы изменили в 1990-е годы облик российского общества. В результате перехода к рыночным отношениям образова лись разнообразные формы собственности, например частная, государственная и муниципальная. Кроме того, развитие рыночной экономики способствовало созданию новых средств массовой информации - (СМИ), в частности, коммерческого радиовещания.

Все это говорит об актуальности темы и требует специальных исследований. Тем не менее эта проблема не нашла должного отражения в современной российской научной литературе. Малоисследованными остаются такие ее аспекты:

• коммерческое радиовещание как социальный институт российского общества;

• взаимосвязь этого института с другими институтами;

• социальные функции коммерческого радиовещания.

Степень разработанности темы

Роль СМИ в современном российском обществе заметно возросла и в последнее время к ним проявляют все больший общественный интерес, в частности к коммерческому радиовещанию.

Коммерческое радиовещание как один из видов деятельности СМИ в российской научной литературе изучено мало. До сих пор было проведено недостаточное количество исследований на подобную тему. Основные работы представлены отдельными публикациями в специализированных журналах, газетах, а также в некоторых научных изданиях, посвященных радиовещанию и СМИ, таких, как «Невский наблюдатель», «Телескоп», «Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика» (1998-2002 гг.), а также в деловой прессе: «Известия» (Рубрика Медиа с 1999 г.), «Деловая Панорама», «Радио» (с 2000 г.), «Реклама» (с 2003 г.), «Fuzz» (1999 г.), в журнале «США — Канада» (1999 г.), затем в архивах радиостанций на Интернет-сайтах или на общих сайтах, например www.radiorinet.ru, www.fm.radio.ru, и информационных агентств, в частности www.onair.ru, www.gallupmedia.ru, www.comconmedia.ru и др. Сегодня возникла необходимость в более глубоком и систематическом изучении коммерческого радиовещания в России.

Исследователь данной проблематики должен опираться на научную литературу, накопленную российскими и зарубежными учеными, о СМИ как самостоятельном социальном институте, о закономерности их развития и взаимосвязи с другими социальными институтами.

Прежде всего необходимо отметить ряд работ классиков социологии массовых коммуникаций, заложивших основы структурно-функционального подхода к изучению взаимосвязи СМИ с другими общественными институтами (П. Лазерсфельд, Г. Лассуэл, Д. Маккуэйл, Д. Келлнер, Р. Мертон, Г. Шиллер и др.) В период 1930-1946-х в США годов разрабатывались методические средства исследований массовой коммуникации, процедуры массового выборочного опроса и панельного исследования аудитории (П. Лазерсфельд), контент-анализа (Г. Лас суэл и Б. Берельсон) и т. д. Следует особо отметить книгу Д. Мак-куэйла «Введение в теорию массовых коммуникаций»1, где проведен анализ основных принципов функционирования СМИ в современном мире.

Исследованию различных аспектов деятельности СМИ уделялось большое внимание и в работах российских авторов. Например, в работах Н. П. Попова, Э. А. Иваняна, О. А. Феофанова, М.М. Назарова анализируются структура СМИ, их функции и внешнеполитический аспект . В разработку концепции СМИ свой вклад внесли другие российские социологи Ю. М. Осипов, Ю. П. Андреев, Н. М. Коржевская, Н. Б. Костина.

Изучение процессов формирования коммерческого радиовещания целесообразно рассматривать с точки зрения институциональной социологии (С. Липсет, Дж. Ландеберг, П. Блау, Ч. Миллс) и институцио-нализма в экономической теории (Т. Веблен, Дж. Коммонс, Дж. Гэл-брейт, Д. Норт).

Цели и задачи исследования

С учетом актуальности темы исследования и её недостаточной разработанности сформулирована цель данного исследования, которая заключается в изучении становления и развития коммерческого радиовещания как социального института в США и России, характеристике этапов и тенденций его формирования, определении общего и

особенного в коммерческом радиовещании США и России. В зависимости от этого поставлены задачи работы:

1) раскрыть содержание понятий «социальный институт» и «ин-ституционализация» и определить возможности их использования для научного объяснения особенностей становления и развития коммерческого радиовещания;

2) изучить и проанализировать основные этапы становления и развития коммерческого радиовещания в США и России;

3) определить изменения российского общества и их влияние на развитие СМИ в 90-х годах XX века;

4) рассмотреть особенности коммерческого радиовещания в современном российском обществе;

5) провести сравнительный анализ особенностей коммерческого радиовещания в США и России.

Объект исследования — коммерческие радиостанции как часть СМИ.

Предметом исследования является сравнительный анализ становления и развития коммерческого радиовещания в США и России.

Теоретические и методологические основы исследования

Мы опираемся на совокупность теоретических концепций западных и российских социологов, рассматривающих проблемы становления, функционирования и развития социальных институтов в обществе.

В нашем исследовании мы также использовали основные принципы и положения социологии СМИ, прежде всего классические концепции, разработанные представителями структурно-функционального направления социологии СМИ (П. Лазерсфельд, Г. Лассуэл, Д. Маккуэйл, Д. Келлнер, Ж. Веделл). В то же время в работе особое

внимание обращено на исследования российских авторов (Я. Н. За-сурского, В. П. Пугачева, А. А. Чичановского и др.), обосновавших основные принципы исследования современных СМИ, их роль в политическом процессе и диалектику взаимоотношений с государственными структурами.

Для изучения процессов формирования коммерческого радиовещания в работе использовались: сравнительный подход, исторический подход, структурно-функциональный анализ и обобщение научной литературы, как отечественной, так и зарубежной.

Эмпирическую базу исследования составили первичные данные проведенных нами социологических опросов сотрудников санкт-петербургских коммерческих радиостанций на тему «Формирование имиджа коммерческих радиостанций в Санкт-Петербурге» в ноябре 2000 г., а также в США в Нью-Йорке на основе пилотажного исследования методом сбора информации при помощи личного интервью по формализованным анкетам, которые были переведены на английский язык и распространены в Нью-Йорке через электронную почту среди представителей нью-йоркских маркетинговых радио «Бродкастерс», в сокращенном виде «NYMRAD» (New York Market radio Broadcasters and Advertisement).

Научная новизна диссертации

В данном исследовании охарактеризованы основные этапы становления коммерческого радиовещания в США и России, процесс его развития, структура и функции, выполняемые в обществе.

1. Коммерческое радиовещание рассмотрено нами как особый социальный институт, который может быть охарактеризован как с позиции структуры его деятельности, так и по содержанию связи с внешней

средой. Структура института коммерческого радиовещания включает в себя типичные цели деятельности его участников, субъектов, их социальные роли, правила и нормы, регулирующие отношения между субъектами, а также типичные формы социального контроля. Кроме того, в эту структуру входят отношения между этими компонентами.

2. Анализ ситуации, сложившейся в современном коммерческом радиовещании США и России, со всей очевидностью подтверждает, что коммерческое радиовещание может появиться и функционировать в разных странах, с различными культурами, обычаями, традициями и географическим положением, в то же время сохраняя все черты, присущие ему как социальному институту.

3. Установлены и проанализированы основные внешние и внутренние функции коммерческого радиовещания. К внутренним функциям мы относим получение и присвоение прибыли; самоорганизацию; социальный контроль. К внешним функциям: информационная; маркетинговая - продвижение товаров и услуг (от производителей до потребителей); формирование общественного мнения; организация общения, развлечения и т. д.)

4. Изучение внутренних и внешних функций коммерческих радиостанций как в России, так и в США показывает, что на сегодняшний день эти радиостанции фактически выполняют одни и те же функции, а это сближает позиции специалистов, работающих в области коммерческого радиовещания двух стран.

5. Определены направления использования опыта США для совершенствования подхода к регулированию радиовещания в России, а именно: создание общественных организаций для контроля над деятельностью радиостанций, разработка нормативов, действующих для всех вещателей.

Сравнение процесса становления и развития коммерческого радиовещания в США и России показало наличие ряда общих закономерностей, которые, по нашему мнению, сводятся к следующему. Этот процесс и в США, и в России последовательно прошел три основных этапа: первый, связанный с созданием законов и нормативных актов, а также с появлением первых радиостанций; второй— усвоение и адаптирование нового вида деятельности СМИ на информационном рынке США и России; третий— развитие и увеличение числа коммерческих станций, благодаря приобретенному первой радиостанцией опыту работы с аудиторией.

Научная и практическая значимость

Выводы диссертационного исследования дают возможность использовать их для дальнейшего изучения коммерческого радиовещания. В этом случае открываются перспективы обоснования новых направлений, условия и тенденции в реформировании данного социального института.

Материалы исследования могут быть применены в практической деятельности сотрудников радиостанций, а также полезны для учебных курсов студентов, обучающихся по специальностям «журналистика», «социология» и «экономика».

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в двух статьях в научном журнале «Регион: политика, экономика, социология», опубликованных в 2001 г., № 2/3, с. 49-52, и в 2004 г., № 1, с. 88-91. Материалы исследования прошли ряд обсуждений на аспирантских семинарах и на кафедре теории и истории социологии факультета социологии СПбГУ.

Основные этапы и тенденции развития коммерческого радиовещания в США

Изучение процесса институционализации американского коммерческого радиовещания, в частности коммерческое, является необходимым в свете современного активного развития данного вида деятельности СМИ в стране. Анализ процесса его формирования, как од ного из видов средств массовой информации, позволяет выявить активную роль, которую играет коммерческое радиовещание в социальной, экономической и политической жизни США. Для наиболее полного понимания этой роли коммерческого американского радиовещания необходим последовательный анализ его деятельности, начиная с момента его появления в США.

Отдавая себе отчет в том, что изучение становления коммерческого радиовещания в США затрагивает целый ряд политических, экономических и социальных проблем, мы поставили задачу дать полное представление лишь о некоторых из них. В нашей работе, в частности, мы попытались исследовать процесс становления коммерческого радиовещания и выявить основные этапы и тенденции его развития, изучить законодательную базу, регулирующую деятельность коммерческого радиовещания, исследовать процесс внедрения радиовещания на коммерческой основе (коммерциализация).

Для лучшего понимания процесса становления американского коммерческого радиовещания следует рассматривать его с момента появления в эфире в 1920 году. Коммерческое радиовещание как один из видов СМИ появилось в ходе открытия путей развития электронных медий на рынке СМИ, начавшегося в 20-е годы и достигшее развития в 30-е.

Началом этапа формирования коммерческого радиовещания в США принято считать 2 ноября 1920 года, когда в Питсбурге (штат Пенсильвания) начала вещание радиостанция «KDKA». Одновременно в этом городе в одном из промышленных центров США открылась экспериментальная станция «SXK», которая стала регулярно транслировать «музыкальные и разговорные программы в виде ток-шоу». В эфире продолжали образовываться новые радиостанции, поэтому до 1920 года в стране функционировало по меньшей мере 12, постоянно вещающих в эфире, но не имевших лицензий, кроме того, существовало множество экспериментальных радиостанций9.

Однако примером для формирования коммерческого радиовещания США стало появление в эфире радиостанции «WEAF» в Нью-Иорке. С выходом в эфир радиостанция «WEAF» (позднее «WNBC», а теперь «WFAN») сделала ставку на рекламу. Именно на основе этого формата она зарекомендовала себя как рекламная станция со своей известной программой «десятиминутная реклама». Радиостанция «WFAN» использовала интересный прием подачи рекламы: классические мелодии сопровождаются рекламными роликами фирмы спонсора, а также установила нижний предел количества трансляции одного рекламного сообщения, которое при увеличении сопровождается прогрессирующей системой скидок. Основная цель— прилечь на свою волну как можно большее количество рекламодателей, интересующихся продвижением своих товаров и услуг на потребительском рынке.

Однако нечетко продуманный формат привел к ухудшению ситуации на радиоэфире. В результате радиостанция была вынуждена прекратить свою вещательную деятельность. Она сменила хозяина, и новым владельцем стала Национальная вещательная корпорация, известная под названием «Эн-Би-Си» (National Broadcasting Cooperation).

«Эн-Би-Си»— одна из крупнейших американских вещательных корпораций, которая сумела образовать две мощные радиостанции: «Эн-Би-Си — Ред» (NBC — Red) и «Эн-Би-Си — Блю» (NBC — Blue).

Вслед за «Эн-Би-Си» образовалась еще одна вещательная корпорация— «Рэйдио Корпорейшн оф Америка»— «Ар-Си-Эй» в ходе объединения крупных радиовещательных компаний. Она сразу укрепила свои позиции в развитии коммерческого радиовещания. Кроме того, под ее влиянием образовалась еще одна радиовещательная компания «Нэшнл Бродкастинг Компани» («Эн-Би-Си»). Затем в 1928 году была создана «Коламбия Бродкастинг Компани Систем» (Си-Би-Эс), и в 1934 году процесс формирования крупных вещательных компаний завершился при образовании «Мьючцал Бродкастинг Систем» («Эн-Би-Си»). Таким образом, появились ведущие американские вещательные компании, существующие и по сегодняшний день лишь с небольшими изменениями.

В результате выделяются специфические особенности американских радиосетей, ведущие к монополизации эфира. Можно сказать, что в условиях капиталистической системы коммерческое радиовещание стало составной частью СМИ в руках крупного частного капитала.

Основные особенности коммерческих радиостанций в США (опыт Нью-Йорка)

Для изучения и обобщения деятельности современного коммерческого радиовещания США была разработана программа и проведено собственное пилотажное исследование на основе случайной выборки в Нью-Йорке в марте-июне 2000 года, затем в декабре 2003 года. Для исследования мы использовали письменные опросы, анкеты были переведены на английский язык и распространены через электронную почту среди представителей нью-йоркских маркетинговых радио «Бродкастерс» («New York Market radio Broadcasters and Advertisement», в сокращенном виде «NYMRAD»).

Во время опроса, проведенного в марте-июне 2000 года и затем в декабре 2003 года, были разосланы анкеты 45 респондентам. Мы получили ответы лишь от пяти респондентов, представляющих собой радиостанции малого и среднего уровня (штат которых составляет не менее 50 и не более 75 человек).

Конечно, на основе ответов пяти респондентов нельзя сделать обобщающих выводов. Тем не менее полученные сведения позволяют зафиксировать некоторые особенности американских радиостанций. Существует взаимодействие коммерческого радиовещания и институтов власти. Во-первых, в институтах власти разрабатываются и формулируются законы и правовые акты, на основе которых функционируют радиостанции; во-вторых, в США существует широкая инфраструктура государственных организаций по развитию и поддержке коммерческих радиостанций. Наличие тесного контакта с властью позволяет коммерческим радиостанциям успешно функционировать в радиоэфире США. Среди проблем, наиболее остро стоящих перед нью-йоркскими радиостанциями, респонденты отметили жесткую конкуренцию на радиоэфире.

Для формирования имиджа они используют разные методы, но чаще всего предпочитают более экономичные, такие, как стрит-маркетинг (Street marketing method), благотворительные мероприятия, местную периодическую печать, Интернет и т. д. Изученные нью-йоркские радиостанции строят свои структуры вещания в узком формате, цель которых направлена на определенную категорию слушателей.

Радиостанция «WHTG». Она была основана в 1957 году в Нью-Иорке. С выходом в эфир радиостанция строила свое вещание на АМ-диапазоне. Из-за некачественной частоты в эфире в 1960 году перешла на FM-диапазон.

Радиостанция «WHTG» принадлежала частным владельцам с момента ее основания до 2000 года. Когда она сменила владельца, новым учредителем стала одна из крупнейших вещательных корпораций США.

Радиостанция сделала ставку на музыкальный формат, а именно на легкую музыку для слушателей среднего возраста. Во время функционирования на нью-йоркском радиоэфире «WHTG» пришлось частично менять свою форму на более подходящую. Именно поэтому в 1983 году радиостанция пришла к новому музыкальному формату — «Рок-музыка или альтернативный рок». Как подчеркивал директор по программе М. Саутела, коммерческих радиостанций, вещающих в таком формате, в стране существовало всего 5 или 6. Для поддержания своего формата радиостанция создавала специальные программы и приглашала известные рок-группы (такие, как «REM», «Depeche Mode», «U2», «Red Hot Chilly Peppers», «Simple Mind» и др.) выступать в прямом эфире. Кроме живого концерта, в эфире также звучит современная рок-музыка, проходят различные ток-шоу.

Цель данного формата направлена на молодежную аудиторию в возрасте от 18 до 34 лет. Она насчитывает 75 тысяч человек, а общее число слушателей доходит до 200 тысяч человек.

Радиостанция «WHTG», по мнению М. Саутела, для формирования своего имиджа использует наиболее экономичные методы, среди которых можно отметить местную прессу (журналы и газеты), участие радиоведущих в различных музыкальных концертах, а также стрит-маркетинговый метод, который более распространен в США «Street Marketing» (машины с логотипом радиокомпании ездят в тех местах, где проходят фестивали и благотворительные мероприятия). Таким образом проходит знакомство с аудиторией. Кроме того, радиостанция использует Интернет, который широко применяется для популяризации радиостанции и доступен для многих радиослушателей США.

Еще одной немаловажной особенностью радиостанции «WHTG» является профессионализм ведущих, их умение подобрать подходящую музыку и способность всегда быть в курсе мероприятий в зоне вещания. Радиостанция сотрудничает с разными рекламодателями, как местными, так и национальными, к их числу можно отнести распространителей товаров и услуг, продуктовые магазины, распространителей пива, ночные клубы и концерты. По мнению М. Саутела, национальные рекламодатели, к сожалению, не являются постоянными клиентами радиостанции, поэтому клиентская база опирается именно на местных рекламодателей.

Радио «WCTC 1450 FM». Радиостанция существует и постоянно вещает в эфире более полувека. Она формировала свое вещание на информационном формате в виде ток-шоу, основанных на разнооб разных передачах, например политических, финансовых, социальных и спортивных, которые направлены на различные категории слушателей. Разнообразные жанры в эфире радиостанции образуют хронику информационных блоков.

Информационные выпуски этой радиостанции отличаются компетентностью и обстоятельностью в подаче материала, более четко и конкретно на определенные темы. Кроме того, радиостанция строила свое вещание более уникально, по выходным дням в эфир выходят специальные информационные выпуски, которые представляют собой краткие ответы на вопросы: «Что? Где? Когда?». Это позволяет сохранить динамику вещания и придает информационным выпускам деловитость и значимость.

Становление и развитие коммерческого радиовещания в России —его основные этапы и тенденции развития

Переход российского общества к рыночным отношениям вызывает изменения в организации различных видов деятельности СМИ. Одним из заметных явлений в информационной сфере стало появле w ние коммерческого радиовещания.

Коммерческое радиовещание начало свою вещательную деятельность в России после того, как на московском радиоэфире «Радио Юность» возникло экспериментальное вещание. Радиостанция выходила в эфир всего два часа в день. Ею руководило «Kiss-FM» радио. В эфире звучала западная музыка стиля нон-стоп. По мнению Андрея Анисенко, генерального директора радио «Европа плюс», это был некий эксперимент совместной работы советских и французских журналистов. Эта идея создания новых видов деятельности радио в СССР принадлежит с французской стороны основателю радио «Нант» и президенту сети «Kiss-FM» Жоржу Полински, а с советской — родоначальнику проекта «Европа плюс» Андрею Анисенко. Они совместно разработали проект, и появилась первая коммерческая радиостанция «Европа плюс», которая вышла в эфир 30 апреля 1990 года в Москве. Прошло более 14 лет после того, как российский радиоэфир наполнился голосами первой коммерческой станции, которая в основном вещала в музыкальном формате.

Процесс институционализации коммерческого радиовещания в России шел поэтапно, на основе этого можно определить сроки существования радиостанций российского радиоэфира. Используя подобный подход, можно говорить о том, что основные этапы становления коммерческого радиовещания имели следующий характер.

Первый этап. Его можно оценить как этап становления. Он Начался в 1990 году и длился примерно до 1994 года, характеризовался формированием коммерческих радиостанций, имеющих музыкальный формат. Были разработаны методы и технологии работы нового вида деятельности СМИ, затем создан государственный контроль над вещательной деятельностью. Появились такие радиостанции, как Европа плюс, Радио Роке, Эхо-Москва, Радио Балтика и т. д.

Второй этап начался в 1994 году и продолжался до 1995 года. Он характеризуется появлением новых радиостанций, в большинстве случаев гораздо более подготовленных к работе на коммерческой основе, а также усилением процесса формирования регионального радиоэфира. Появились радиостанции «Русское радио», «Радио Максимум», «Радио Ретро», «Модерн», «Эльдорадио», «Ностальжи», «Радио Рекорд», «Радио Хит-Fm».

Третий этап (1996-1998 годы) характеризуется бурным ростом числа коммерческих радиостанций, особенно местных, а также значительным усилением экспансии крупных радиосетей в регионе. Основные черты этих радиостанций сформировались благодаря успеху, завоеванному в радиоэфире первыми коммерческими радиостанциями. В большинстве случаев они наиболее подготовлены к работе в радиоэфире. Стали работать региональные станции «Европы плюс», «Русского Радио», «Максимум радио» и других крупных радиосетей.

К 2002 г. коммерческий радиорынок в основном стабилизируется. 3. Коммерческие радиостанции в российском радиоэфире

Коммерческое радиовещание как новый вид деятельности СМИ в России существует в эфире уже 14 лет. За это время оно сумело развиться таким образом, что на сегодняшний день в каждом большом городе и во многих мелких населенных пунктах работает не менее одной местной коммерческой радиостанции, а в ряде городов действуют многочисленные конкурирующие между собой частные радиостанции. Исходя из этого, необходимо провести обзор радиостанций, вещающих в России, что позволяет лучше понять современную ситуацию на российском коммерческом радиоэфире с момента его образования.

Развитие коммерческого радиовещания в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге с 1990 года стала активно формироваться сеть коммерческих радиостанций. Первыми станциями коммерческого радиовещания в городе стали «Европа плюс», «Радио Балтика», «Радио Роке», «Русское радио», «Радио Модерн», «Максимум», «Эльдо-радио», «Ностальжи Петербург», «Радио Рекорд», «Петроград 1» и др. Процесс развития петербургского музыкального эфира шел по пути увеличения числа местных радиостанций. Эта тенденция сохраняется до сих пор.

Положение коммерческих радиостанций в эфире, их рейтинг во многом зависят от формата. Поэтому необходимо описать, что такое формат. Это структура программы, которая определяет содержание, объем и стиль программы в эфире. Формат адаптирован к интересам и потребностям конкретной аудитории. Основная цель коммерческих радиостанций — привлечь на свою волну как можно больше слушателей, которые являются источником ее доходов. Существует связь между форматом, слушателем и рекламодателем радиостанций.

Одной из главных задач коммерческой радиостанции является создание конкурентоспособного формата, который может привлечь большое число слушателей и превратить их в постоянную аудиторию. Если же формат теряет присущие ему черты или не развивает их в соответствии с конъюнктурой рынка, то коммерческая радиостанция постепенно утрачивает свою аудиторию, которая отдает предпочтение другому радио. Для коммерческих радиостанций важен правильный выбор формата, его поддержание и развитие. Для этого необходимы изучение рынка слушателей и рекламодателей, а также анализ ситуации в радиоэфире в целом.

В радиоэфире существуют три вида формата: музыкальный, информационный и специальный. Из них весьма распространен музыкальный формат, он имеет разные содержание и стиль, например хитпарады, поп-музыка, рок-музыка, кантри, рок-н-ролл, классическая хип-хопп, ностальжи и т.д.

Музыкальный формат весьма характерен для большинства питерских коммерческих радиостанций.

Информационный формат — самый дорогостоящий. Он требует большого штата сотрудников и финансовой поддержки. Существует три раздела в данном формате, например «Радиоразговор — ток-шоу», «Разговорные новости» и «Любые новости» (Any news).

Специальный формат ориентирован на определенную группу людей, например учитывает этическую или религиозную принадлежность слушателей. Он характерен для стран Западной Европы и Северной Америки. В российском радиоэфире в целом звучит не часто.

Современная ситуация свидетельствует о том, что коммерческий радиоэфир не только формировался, но и активно осваивает новые виды деятельности СМИ в Санкт-Петербурге. Значительные перемены в петербургском коммерческом радиовещании произошли в 1997-1998 годы, когда ведущие станции питерского радиоэфира были серьезно потеснены вновь появившимися радиостанциями — «Максимум», «Русское радио», «Эльдорадио», которые быстро завоевали популярность.

С 2001 по 2003 год ситуация на петербургском радиоэфире изменилась. В течение этих лет количество радиостанций увеличилось. Это произошло после вхождения в эфир новых радиостанций: радио «Студио», «Наше радио», «Love радио», «Петербург-FM», «Радио Ретро», «Русское радио 2», «Радио Вертикаль», «Радио Спутник». «В настоящее время в эфире Санкт-Петербурга функционирует более 22 коммерческих радиостанций»32.

Развитие коммерческого радиоэфира отмечает изменения в составе аудитории: чем дальше развивается эфир, тем он больше сегментируется, и тем больше происходит его узкое форматирование. Силу сегментации радиоэфира почувствовали даже лидеры FM-диапазона -«Европа плюс» и «Русское радио». «По данным комкона, если в ноябре-декабре 2003 года объем ежемесячной аудитории "Европа плюс" составлял 31,5%, то в марте уже 24,7%»33. По данным исследовательской компании «Гортис», «"Европа плюс" снизила долю слушателей-мужчин с 50 до 45%, а на "Русском радио" отмечается уменьшение доли слушателей с высшим или незаконченным высшим образованием с 42 до 36%»34. Количество слушателей для большинства местных радиостанций уменьшается или меняется их качественный состав.

Похожие диссертации на Становление и развитие института коммерческого радиовещания в России и США: сравнительный анализ