Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Туризм как феномен кросс-культурной коммуникации Рогачева Варвара Игоревна

Туризм как феномен кросс-культурной коммуникации
<
Туризм как феномен кросс-культурной коммуникации Туризм как феномен кросс-культурной коммуникации Туризм как феномен кросс-культурной коммуникации Туризм как феномен кросс-культурной коммуникации Туризм как феномен кросс-культурной коммуникации Туризм как феномен кросс-культурной коммуникации Туризм как феномен кросс-культурной коммуникации Туризм как феномен кросс-культурной коммуникации Туризм как феномен кросс-культурной коммуникации
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рогачева Варвара Игоревна. Туризм как феномен кросс-культурной коммуникации : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Москва, 2003 163 c. РГБ ОД, 61:04-22/269

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические направления исследования феномена кросс-культурной коммуникации 14

1. Основные концепции и направления в исследовании феномена культуры 14

2. Методологические основания изучения социальной коммуникации 29

3. Особенности функционирования кросс-культурной коммуникации как вида коммуникативного процесса 45

ГЛАВА 2. Исторические и социокультурные факторы формирования туризма как кросс-культурной коммуникации 59

1. Генезис «путешествия» как социокультурного явления 59

2. Туризм: сущность, виды, функции, основные концепции 76

3. Глобализация туризма как источник социальной напряженности 90

ГЛАВА 3. Особенности туризма в зависимости от базовых ценностей культуры 103

1. Развитие туризма на современном этапе 103

2. Авто- и гетеростереотипы российской культуры 118

3. Особенности феномена туризма в условиях российской действительности 133

Заключение 148

Список использованной литературы 151

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Любое современное общество вплетено в сложную сеть коммуникативных процессов. Тенденции к глобализации выступают катализатором процесса кросс-культурной коммуникации, придавая ей новые качественные формы. Исследование социальных аспектов взаимодействий между различными культурами в свете актуализировавшегося в последнее время диалога культур является важным для развития современной социологической науки. В рамках мирового цивилизационного процесса, научно-технического прогресса, развития транспортных средств и появления новых технологических возможностей, а также все большей открытости границ между государствами современный человек получил неограниченные возможности контактировать с представителями других культур. В современных условиях кросс-культурная коммуникация осуществляется в самых разных сферах человеческой жизни: экономическое, политическое, военное сотрудничество, различного рода культурные события (выставки, фестивали и так далее), учеба за рубежом, мода, спорт, туризм.

Поскольку одним из ключевых каналов кросс-культурной коммуникации является индивид как носитель определенной культуры, постольку феномен туризма, как одна из главных форм кросс-культурной коммуникации, заслуживает особого внимания.

В современной России изучение проблемы туризма как феномена кросс-культурной коммуникации представляет большой научный и практический интерес. После распада Советского Союза у российских граждан появилась возможность для беспрепятственного выезда за пределы страны, что способствовало развитию туризма. Однако это повлекло за собой целый ряд проблем как политического, экономического, так и социокультурного характера. В данной диссертационной работе особое внимание уделено исследованию феномена туризма, прежде всего, как одной из форм взаимодействия различных социокультурных систем.

Научная разработанность проблемы. Несмотря на органичную вовлеченность туризма в канву международных отношений, это явление все еще мало изучено с позиции гуманитарного знания.

Важно отметить, что в научной литературе уделено недостаточно внимания социокультурной проблематике туризма, особенно в контексте кросс-культурного взаимодействия. Существуют различные подходы и парадигмы, выбор которых варьируется в зависимости от той или иной науки. Но с развитием научного знания о туризме последний предстает как системный объект изучения, поэтому актуальность темы исследования определяется выдвижением на первый план именно социокультурной функции туризма, выражающейся в усилении его значимости в межкультурном общении. Также в работе уделено внимание глобализации как неотъемлемой части современной общественной жизни. Это породило ряд проблем мирового масштаба, от решения которых также зависит динамичность развития туристической деятельности.

Осмысление проблем социокоммуникации и кросс-культурной коммуникации имеет многовековую историю, у истоков исследования которой стояли философы Древней Греции. Проблема общения привлекала ученых еще со времен Сократа.1 Его ведущую роль подчеркивали также в своих произведениях Платон, Аристотель.2 Основная идея античных философов заключалась в том, что общение рассматривалось как выражение социального инстинкта человека, которое заставляет людей объединяться в сообщество.

В конце XVIII - начале XIX вв. эта проблематика привлекает внимание немецких философов В. фон Гумбольдта и Я. Гримма, где она рассматривается в лингвистическом контексте.

Идея общения как основной характеристики человека несколько по-новому прослеживается в трудах Т. Гоббса, Б. Спинозы, К. Гельвеция, П.

1 См.: Платон. Собрание сочинений. - М., 1999.

2 См.: Платон. Диалоги. - М.: ACT, 2003; Аристотель. Сочинения. Т. 4. - М., 1984.

3 См.: Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. - М., 1988.

Гольбаха, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, А.Н. Радищева, Д.И. Писарева.4 Общение рассматривается не просто как выражение социального инстинкта человека, но и как социальный феномен, заслуживающий особого внимания исследователей.

Философский анализ проблемы субъекта и его познающих возможностей, субъект-объектных и субъект-субъектных отношений всесторонне дан И. Кантом, И. Фихте и Ф. Шеллингом.5 Л. Фейербах, развивая идеи И. Фихте об инаковости и взаимообусловленности «Я» и «другого», обозначил проблемное поле коммуникации, на котором сформировались концепции и научные школы западных мыслителей начала XX века - М. Бубера, Ф. Эбнера, Ф. Розенцвейга,6 которые рассматривали взаимоотношения между людьми на основе диалога, подчеркивая активность обеих сторон.

В дальнейшем на базе этих исследований оформились новые направления исследований диалогической коммуникации -социолингвистическое (Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский)7, герменевтическое (Х.-Г. Гадамер), феноменологическое (Э. Гуссерль), экзистенциально-онтологическое (М. Хайдеггер)10, культурологическое (А. Моль, Э. Тейлор, Л. Уайт, Р. Бенедикт, А. Кребер, К. Клакхон, Дж. Мердок)11, семиотическое

4 См.: Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. Т. 2. - М., 1991; Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. - М.:
Госполитиздат, 1957; Гольбах П. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного. -
М.: Adamant media, 2001; Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. / Пер. с фр. - М.: Кучково
поле, 1998; Гегель Г. Феноменология духа. - М.: Наука, 2000; Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. -
М.; Л., 1954; Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1984.

5 См.: Кант И. Собрание сочинений: В 6 т, Т. 6. - М., 1964; Фихте И. Избранные сочинения. / Под ред. Е.
Трубецкого. Т. 1. - M., 1916; Шеллинг Ф. Система мировых эпох. Мюнхенские лекции. 1827-1828 гг. в
записи Эрнста Ласо. -Томск: Водолей, 1999.

6 См.: Бубер М. Я и Ты. - М.: Высшая школа, 1995; Эбнер Ф. Слово и духовные реальности // От Я к

Другому: Сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Минск, 1997.

7 Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - М., 1974; Якубинский Л.П. Язык и его
функционирование. - М., 1986.

8 Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988.

9 Гуссерль Э. Собрание сочинений / Под общ. ред проф. В.И. Молчанова. Т. 3. М., 2001.

10 Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.

" Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973; White L.A. The Concept of Culture II American Anthropologist. - Wash., 1959. - vol. 61; Бенедикт P. Психологические типы в культурах Юго-Запада и США. // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. - Спб, 1997; Кребер А. Конфигурация развития культуры. // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. - Спб, 1997; Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. / Пер. с англ. Спб: группа «Евразия», 1998;

(М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман). Различные грани межкультурного диалога изучались в рамках социальной антропологии и культурантропологии (К. Леви-Стросс, Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун) . Осознание коммуникации как основы всех форм человеческого бытия связано с работами М.М. Бахтина, диалогическая методология которого стимулировала целый ряд исследований (B.C. Библер)14, посвященных специфике и формам диалога культур. В западной социологии существенный вклад в осмысление культуры внесли Т. Парсонс, У. Самнер, М. Вебер, предложившие рассматривать культуру как целостное образование, интегрирующее общества и задающие основные нормы и ценности, благодаря чему становится возможной экспектация и возобновляемость коммуникации.15 Важное значение в осмысление социальных функций внес Р. Мертон, который ввел понятие латентной функции, подчеркнув ее исключительную роль в осмыслении культурных образцов16. В рамках отечественной социологии проблемами культуры занимаются такие ученые как Л.Г. Ионин, Л.К. Зыбайлов, Т.В. Карадже, А.С. Панарин, рассматривающие современные аспекты феномена культуры, а также особенности его развития.17

Kroeber A.L., Kluckhohn С. Culture: A critical review of concepts and definition. - Cambridge, 1952; Murdock G.P. Cross-cultural research //American Sociological Review/№5. - 1940.

12 См.: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия, 1979; Бахтин М. М. Эстетика
словесного творчества. - М.: Искусство, 1979; Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992; Моль А.
Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973.

13 Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М., 1994; Малиновский Б. Научная теория культуры. //
Вопросы философии. № 2. - М., 1983; Радклифф-Браун А. Метод социальной антропологии. - М.: Кучково
поле, 2001.

14 Библер B.C. М.М. Бахтин, или Поэтика культуры. - М.: Прогресс, 1991.

15 Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект-пресс, 1997; Curtis В. William Graham Sumner. -
Boston: Twayne, 1981; Вебер M. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

16 Мертон Р. Явные и латентные функции. В кн.: Американская социологическая мысль. Тексты. - М.: МГУ,
1994.

17 См.: Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социс, 1995,
№4; Ионин Л.Г. Культура на переломе: направление и механизмы современных культурных изменений в
России // Социс, 1995, №2; Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие. -
М.: Издательская корпорация "Логос", 2000; Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм. - М.:
Прометей, 1993; Карадже Т.В. Тенденции мирового цивилизационного процесса. - М., 1996; Карадже Т.В.
Культура как фактор, определяющий развитие и динамику цивилизации. // Сб-к Актуальные проблемы
современной политической науки. - М., 2001. - с.51-72; Карадже Т.В. Теория и история культуры. - М.,
1990; Панарин А.С. Между атлантизмом и евразийством // Свободная мысль. №11, 1993; Панарин А.С.
Россия в цивилизационном процессе. М.: Ин-т философии РАН, 1995.

В области социальной науки теория коммуникации разрабатывалась К. Ясперсом, Э. Мунье, Д.Г. Мидом, Т. Шибутани, С. Шехтером, Д. Беллом, 3. Бжезинским, Г. Лассауэлом, П. Бьюкененом, которые подчеркивали исключительную роль коммуникации как средства формирования норм и ценностей, регулирующих взаимоотношения между людьми и устанавливающих социальный порядок.18

Весьма интересным представляется феноменологический подход в работах А. Шютца, П. Бергера, Т. Лукмана, Г. Гарфинкеля.19 Сущность феноменологической концепции заключается в том, что нормы и ценности приобретаются в процессе активного взаимодействия с другими людьми, при этом воспроизводится социальная реальность.

В отечественной науке социологические исследования коммуникации проводились преимущественно в рамках исследования языка. Первые исследования отражены в трудах таких языковедов как В.В. Виноградов, Е.Д. Поливанов, Б.А. Ларин, М.В. Сергиевский, Л.П. Якубинский, В.М. Жирмунский, Н.С. Трубецкой, СО. Карцевский, рассматривавших язык как фундаментальную характеристику культуры любого общества.20 С началом XX века начинается новый этап исследований коммуникации. Большую роль сыграла теория речевых актов Л. Витгенштейна, разработанная в дальнейшем Дж. Остином и отечественными учеными М.М. Бахтиным и Н.Д. Арутюновой. Интенсивная работа в области исследования языка как

18 Ясперс К. Смысл истории. - М.: Республика, 1992; Мунье Э. Манифест персонализма. - М.: Республика,
2000; Мид Дж. От жеста к символу. В кн.: Американская социологическая мысль. Тексты. - М.: МГУ, 1994;
Шибутани Т. Социальная психология. М., 1997; Bell D. The Social Framework of the Information Society/ The
Computer Age: A Twenty year View. - London, 1981; Lasswell H. The Structure and the Function of
Communication in Society. - Chicago, 1971; Бьюкенен П. Смерть Запада. - M.: ACT, 2003.

19 Шютц А. Смысловая структура повседневного мира. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение»,
2003; Шюц А. Структура повседневного мышления // Социс. - №2, 1988; Бергер П., Лукман Т. Социальное
конструирование реальности. - M., 1995; Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. - СПб, 1999.

20 См.: Виноградов В.В. Избранные труды. - М., 1978; Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию - М.,
1968; Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание. - М.: Просвещение, 1977; Якубинский Л.П.
Язык и его функционирование. - М., 1986; Жирмунский В.М. Национальный язык и социальные диалекты. -
Л., 1936; Трубецкой Н.С. Мы и другие // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. - M.: Наука,
1993; Карцевский СО. Введение в изучение междометий. // Вопросы языкознания. № 4. - M., 1984. с.3-13.

21 См.: Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. - М.: Гнозис, 1994; Остин Дж. Как производить
действия при помощи слов. Смысл и сенсибилии. - М.: Гнозис, 1999; Бахтин М.М. Проблемы поэтики
Достоевского. - М.: Советская Россия, 1979; Бахтин М. M. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство,
1979; Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Языки пространств. - М., 2000.

основного способа коммуникации и воздействия социокультурных факторов на процесс общения велась Ч. Филмором, П. Вундерлихом, Т.А. ван Дейком, Ю.Н. Карауловым, Н.Д. Арутюновой, В.В. Петровым.22 Но стоит оговориться, что лингвистические аспекты коммуникации лежат за пределами нашей методологии. Важным вкладом в развитие теории коммуникации является концепция неомарксизма (Ю. Хабермас), основные положения которой заключаются в отчуждении социальных структур общества и содержательных (предметно-вещественных) характеристик коммуникативных средств, приоритете фактологического анализа при изучении коммуникации как социально обусловленной деятельности.23

В последнее время существует ряд направлений в социологии, которые
испытывают значительное влияние постмодерна. Речь идет о ряде теорий,
пытающихся объяснить новые тенденции в социальной жизни. Основными
представителями постмодернизма являются Ж. Бодрийяр, 3. Бауман, Дж.
Ритцер, У. Эко, Д. Урри, и другие.24 В работах этих авторов анализируются
новые явления, возникающие в современных культурах, такие как
глобализация, виртуализация, симуляция, гипперреальность,

индивидуализация, коды сигнификации и так далее, появление которых способствовало возникновению такого феномена как виртуальный туризм.

Проблемы туризма в своих работах рассматривали Г. Харрис, К.М. Кац, Р. Мэлкин, Д. Урри, М. Робинсон, Э. Отчет, С. Гуттман, Г. Маршан, которые занимаются анализом взаимосвязей туризма и культуры, отмечая положительные и отрицательные стороны такого взаимодействия.25 О

22 См.: Fillmore Ch., Kay P. Construction Grammar Course Book. - Berkley, 1992; Дейк ван T.A. Язык.
Познание. Коммуникация. - М., 1989; Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. - М., 1976; Арутюнова
Н.Д. Логический анализ языка. Языки пространств. - М, 2000.

23 Хабермас Ю. Отношение между системой и жизненным миром. // THESIS. - Весна, 1993, Т. 1, вып. 2.

24 Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 1995; Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или
конец социального. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000; Бауман 3. Мыслить
социологически. - M.: Аспект Пресс, 1996; Ритцер Дж. Современные социологические теории. - Спб:
Питер, 2002; Урри Д. Туристическое созерцание и «окружающая среда» // Вопросы социологии. №7. - М.,
1996.

25 См.: Мэлкин Р. Первопроходцы // Курьер ЮНЕСКО. - июль-август 1999. - с. 14-15; Харрис Г., Кац К.М.
Стимулирование международного туризма в XXI веке: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2000; Урри
Д. Туристическое созерцание и «окружающая среда» // Вопросы социологии. №7. - М., 1996. - с. 70-100;
Робинсон М. На верном ли пути культурный туризм? // Курьер ЮНЕСКО. - июль-август 1999. - с. 12-13;

значении формирования и исследования этического туризма было впервые заявлено ЮНЕСКО. Вопрос создания ценностей в сфере туризма, которые бы регулировали взаимоотношения туристов и местного населения, был признан одним из наиболее важных в сфере туристической деятельности. Такие отечественные ученые как В.А. Квартальное, Г.П. Долженко, Ю.Н. Ирга, А.А. Крючков, В.Ф. Касаткин, Г.М. Адиянц, Ж. Каз, И.В. Зорин, А.Ю. Александрова, П.Г. Городецкий, В.В. Дворниченко, В.Ф. Кудинов, Н.И. Подунова рассматривают историю возникновения туризма, вопросы управления туристической сферой и состояние современного российского туризма.

Актуальностью проблемы и недостаточной разработанностью данной темы обуславливается выбор объекта и предмета, а также цели исследования.

Объектом исследования является туризм как феномен кросс-культурной коммуникации.

Предметом исследования являются особенности влияния культурных норм и ценностей на развитие туризма как особого типа социального взаимодействия на примере российского общества.

Цель исследования - на основе социологического подхода рассмотреть и определить взаимосвязь между системой духовных ценностей российской культуры и особенностями развития туризма, а также выявить и проанализировать факторы, детерминирующие данный феномен в условиях российской действительности.

Отчет Э. Империя, построенная на песке // Курьер ЮНЕСКО. - июль-август 1999. - с. 43; Маршан Г. Хозяева в собственных вигвамах // Курьер ЮНЕСКО. - июль-август 1999. - с. 20-21. 26 См.: Крючков А.А. История международного и отечественного туризма / Высшая школа по туризму и гостиничному хозяйству. - М.: НОУ "Луч", 1999. - с. 15; Касаткин В.Ф. Факторы развития и общественное значение туризма. - М., 1983. - с. 3; Квартальное В.А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2002; Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. - Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1988; Кудинов В.Ф. Из истории развития туризма / Центральный совет по туризму и экскурсиям. - М: Профиздат, 1986; Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: Аспект Пресс, 2001; Глобализация туризма // Курьер ЮНЕСКО. - июль-август 1999.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретико-методологические концепции феномена кросс-
культурной коммуникации;

- определить сущность, виды, функции туризма как ее формы;

проанализировать данные социологических исследований по туризму, выявить тенденции его развития на современном этапе;

определить роль и значение туризма в рамках современной кросс-культурной коммуникации;

- выявить и исследовать авто- и гетеростереотипы российской культуры;

- рассмотреть особенности феномена туризма с учетом влияния авто- и
гетеростереотипов российской культуры;

- выявить и проанализировать тенденции развития российской туристической
деятельности.

Теоретико-методологическая основа исследования состоит в применении полипарадигмального подхода, который позволил всесторонне исследовать туризм как феномен кросс-культурной коммуникации:

социально-антропологическая методология анализа культуры способствовала выявлению базовых ценностей культуры;

культурологический подход дал возможность проанализировать феномен культуры, а также выделить ее основные особенности;

метод социологического анализа позволил изучить феномен туризма как вид социокоммуникации;

диалектический подход выявил противоречивость процессов глобализации туризма;

сравнительно-исторический метод дал возможность проследить генезис и эволюцию туризма, коммуникации, базовых ценностей культуры, а также сопоставить тенденции развития туризма в России и в мире;

- ценностно-нормативный подход послужил основой авторского анализа
туризма как феномена кросс-культурной коммуникации.

Источниковедческой базой при написании диссертации стали труды как западных, так и отечественных ученых: Э. Тейлор, Л. Уайт, Т. Парсонс, Дж. Мердок, Б. Малиновский, Д. Урри, Ю. Хабермас, Э. Шейн, А. Моль, Г. Харрис, К.М. Кац, Н.С. Трубецкой, В.А. Квартальное, Г.П. Долженко, А.А. Крючков, В.Ф. Касаткин, И.В. Зорин, А.Ю. Александрова, П.Г. Городецкий, В.В. Дворниченко, В.Ф. Кудинов, Н.И. Подунова и другие.27

Научная новизна работы заключается в проведении социологического исследования проблемы туризма на основе культурно-ценностной парадигмы, что позволило выявить и определить факторы, способствующие развитию феномена туризма в условиях российской действительности.

Предлагается социологическая трактовка понятия «туризм» и делается анализ развития туризма в России на основе авто- и гетеростереотипов российского общества.

В процессе диссертационного исследования были получены следующие результаты, имеющие принципиальную научную значимость:

- проведен анализ теорий коммуникации, на основе которого выявлены
особенности кросс-культурной коммуникации;

- конкретизировано содержание базовых теоретических понятий,
раскрывающих объект исследования: «туризм», «путешествие», «кросс-
культурная коммуникация», «виртуализация туризма», «глобализация

*

туризма»;

27 См.: Minton G. Does tourism destroy everything it touches? II Mail on Sunday? 19 May 1996; Murdock G.P. Cross-cultural research II American Sociological Review/ №5. - 1940; Porter R., Samovar L. Communication between cultures. - Wash., Wadsworth Publishing Company, 1995; White L.A. The Concept of Culture II American Anthropologist. - Wash., 1959. - vol.61; Hall E.T. Beyond Culture. -New York: Doubleday, 1976; Усыскин Г. Очерки истории российского туризма. - СПб.: ТК "Герда", 2000; Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - M., 2000; Сенин B.C. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999; Россия и Европа в XIX-XX веках: Проблемы взаимовосприятия народов, социумов, культур. - М., 1996; Хенви Р. Достижимая глобальная перспектива. Рязань, 1994; Орехова Е.Ю., Кулагина С.Г. Модель глобального образования Роберта Хенви, рассмотренная в контексте туризма // сборник тезисов докладов II окружной конференции молодых ученых ХМАО. - Сургут: Изд-во Сур ГУ, 2001; Межкультурная коммуникация. / Под ред. Зусман В.Г. - H. Новгород: Деком, 2001; Квартальное В.А. Мировой туризм на 2000 года: прогнозы и реальность. - M.: Финансы и статистика, 1998.

выделены и исследованы новые формы туризма как следствие динамизма современной эпохи и технологического развития постиндустриального общества;

проведена структуризация функционально-видовой направленности туризма;

выявлена противоречивая и неоднозначная сущность туризма, порожденная глобализацией мирового сообщества;

анализируется проблема воздействия современных интернет-технологий на развитие туризма и современного постиндустриального общества;

на основе вторичного анализа результатов социологических исследований выявлена и проанализирована направленность социокультурного развития российского и международного туризма;

- поставлена и обоснована проблема необходимости формирования
парадигмы туризма как культурно-коммуникативного феномена.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что
использование автором комплексного метода исследования, в том числе
социологического, культурологического, исторического,

компаративистского, цивилизационного, психологического и так далее, позволило расширить и углубить понимание особенностей феномена туризма. Теоретико-методологические положения и выводы, полученные автором, могут послужить основой для исследовательских разработок по проблемам этики туризма, программ развития связей с общественностью в туристической деятельности, а также при разработке и преподавании в вузах курсов социологии культуры, социологии коммуникации и спецкурсов.

Основные положения, выносимые на защиту:

сущность кросс-культурной коммуникации заключается во взаимодействии ценностных образцов различных культур;

- туризм является одним из наиболее важных и распространенных
видов кросс-культурной коммуникации;

- туристическая деятельность представляет собой сложное явление, на
которое существенное влияние оказывают экономический, политический,
географический, социокультурный и демографический факторы;

- главным фактором, определяющим форму и развитие туризма,
являются базовые ценности культуры;

влияние международного туризма на кросс-культурную коммуникацию неоднозначно, так как туризм несет как позитивные, так и негативные последствия;

основой успешного осуществления туризма в современных условиях выступает фактор «мультикультурной грамотности»;

авто- и гетеростереотипы, сформировавшиеся в российской культуре, являются сдерживающим фактором динамичного развития туризма в России;

- главный акцент при развитии российского туризма должен быть
сделан на коррекции содержания авто- и гетеростереотипов российского
общества.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены в докладах на научных конференциях, статьях, на семинарских занятиях и лекциях по общей социологии, проведенных диссертантом в МПГУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Основные концепции и направления в исследовании феномена культуры

Любое исследование культуры сопряжено с проблемой определения самого этого понятия. Культура, являясь многообразным и многослойным явлением, имеет сложную историю изучения. Этот термин используется в разных научных дисциплинах, каждая из которых вносит свое понимание в изучение культуры. Именно по этой причине отправным пунктом нашего исследования является изучение этимологии термина «культура».

В первоначальном значении латинское слово cultura означало возделывание земли. В этом значении оно используется и сейчас в биологических и сельскохозяйственных науках, когда говорят, например, о культивировании, выращивании определенных растений.

В другом значении слово «культура», перенесенное из земледелия, означает улучшение, облагораживание человеческих обычаев и способов поведения. Это значение встречается в обыденной речи, но оно не является научным.

Третий аспект значения слова «культура» берет начало в трудах французских энциклопедистов XVIII века. Здесь под культурой понимается «воспитанность» человека, его отличие от дикости и варварства, что соответствовало идеалам гуманизма и просвещения. С этого времени берет начало философский спор о противопоставлении терминов «культура» и «цивилизация», вызванный идеями нового общества, основанного на свободе, равенстве, братстве и движении от варварства к порядку и гражданственности. Долгое время культура и цивилизованность понимались как синонимы, однако, И. Кант, а в последствии и О. Шпенглер полностью разграничивают и противопоставляют друг другу эти два понятия. Так согласно Шпенглеру, цивилизация - это высшая стадия культуры, на которой происходит ее окончательный упадок и наступает ее «неизбежный конец» . Таким образом, цивилизация символизировала противоположность культуре.

Стоит отметить, что характерной чертой рассмотрения вопросов, связанных с изучением культуры, обозначенных выше, является их философский характер. Культура здесь еще не выделяется как специфическая область научных исследований.

Со второй половины XIX века культура становится предметом пристального изучения, прежде всего со стороны антропологов. Профессор Оксфордского университета Э. Тейлор в 1871 г. в своей работе «Первобытная культура» дал определение культуры, ставшее классическим на многие десятилетия вперед. Согласно определению Э. Тейлора, культура, или цивилизация, может рассматриваться как «состоящая из верований, обычаев, законов, форм познания, искусства, морали, права и так далее, которые присущи индивиду в качестве члена того или иного общества и которые могут быть изучены с помощью научного анализа» . Э. Тейлор в своей концепции культурных различий обществ основывается на эволюционистском подходе и принципе историчности. По его мнению, культуру общества можно представить как пошаговое развитие, направленное на постепенное приближение к цивилизованности. Таким образом, главным в работах Тейлора является принцип развития.

Несколько иной подход к анализу культуры предложил Б. Малиновский. Согласно Малиновскому, культуры должны анализироваться с точки зрения удовлетворения с их помощью основных потребностей человека. Исследование функций культурных феноменов, способов, какими они удовлетворяют человеческие потребности, должно стоять на первом месте по сравнению с исследованием стадий развития культуры и ее эволюции.31

Вышерассмотренные подходы к изучению культуры являются преимущественно описательными и по этой причине не могут претендовать на глубокий всесторонний анализ этого сложного явления. Описание является лишь первым шагом к осмыслению феномена культуры.

Отчасти этот недостаток снимается в теории А. Радклифф-Брауна о социальной структуре.32 Центральным местом в теории Радклифф-Брауна является отождествление социальной и культурной структур общества с использованием аналогии между социальной и органической жизнью. Социальная жизнь представляет собой продукт социальной структуры. При этом последняя представляет собой гармоничное единство. В отличие от подходов Тейлора и Малиновского, Радклифф-Браун отрицал возможность изучения отдельно взятого культурного компонента. Главным при анализе культуры, согласно теории Радклифф-Брауна, должно стать единство всех культурных компонентов в их функциональной взаимозависимости. Таким образом, можно считать Радклифф-Брауна одним из основоположников функционального анализа культуры.

Методологические основания изучения социальной коммуникации

В предыдущем параграфе мы отметили, что культуры активным образом взаимодействуют друг с другом. При этом одно из центральных мест в таком взаимодействии занимает процесс коммуникации. Весьма важным представляется изучение коммуникативного процесса и самого понятия «коммуникация» для осмысления процессов межкультурного взаимодействия.

Этимологически термин «коммуникация» восходит к латинскому языку: communicatio - сообщение, передача от communico - делать общим; сообщать; беседовать; связывать, соединять; общаться; иметь дело, иметь связи.

Если попытаться проследить его судьбу в других языках народов мира, то окажется, что содержание понятия «коммуникация» не претерпело заметных изменений. Так, в английском языке коммуникация означает: сообщение, связь; коммуникационные линии; средство сообщения (железная дорога, телеграф, телефон и так прочее); общение, средство общения. Во французском языке: сообщение, передача (новостей и так прочее); сообщение, связь, соединение (по телефону); сношение, связь (между людьми); военные коммуникационные линии. В немецком языке: связь; сообщение.52

Что же касается употребления этого термина в русском языке, то можно сослаться на следующие данные. В документах, описывающих намерения морской экспедиции капитана Джемса Кука пройти через Северный Ледовитый океан от Камчатки до Англии, русские чиновники того времени (1779 г.) пишут, что мореходы «поедут изыскивать прямую коммуникацию»53.

Словарь В.И. Даля толкует коммуникацию как сообщение, пути, дороги, средства связи. В современном русском языке термин «коммуникация» встречается в двух значениях: путь сообщения; сообщение, общение.

Знакомство с энциклопедическими изданиями мало что добавляет к характеристике понятия «коммуникация». И здесь коммуникация понимается как связь, отношения между людьми, взаимопонимание, пути сообщения, транспорта, связи; общение, передача информации от человека к человеку; процесс обмена информацией в системе, технические средства, обеспечивающие процесс передачи информации. В отличие, скажем от XIX века, введены новые понятия: информация, система. Но контекст всех словоупотреблений термина «коммуникация», по существу, один: коммуникация - это различные виды связей людей.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что сам по себе термин «коммуникация» является слишком неопределенным в том смысле, что подразумевает множество значений. По этой причине весьма важным аспектом становится контекст употребления этого термина.

До начала XX в. термин «коммуникация» в философской и социологической науке не употребляется, речь шла лишь об одном из ее элементов - социальном общении. Это объясняется тем, что, во-первых, коммуникация и общение близки по содержанию, а во-вторых, массовая коммуникация как один из элементов системы социальной коммуникации окончательно сложилась только в 50-е годы XX столетия.

Проблема общения стала привлекать внимание философов еще со времен Сократа54. Известно, что философская деятельность носила форму диалогов - бесед и споров. Сократ считал жизнь вне диалогов, обсуждений и исследований бессмысленной и высоко ставил роль живого, непосредственного общения, его уникальность.

В «Государстве» у Платона всячески подчеркивается невозможность существования отдельного изолированного человека: каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих. Платон строит модель общества как результата социального контракта, подчиняющего себе индивида. Такой подход к оценке сущности общения оказал большое влияние на всю домарксистскую философию XVII - XVIII веков.

Создателем первой общей схемы процессов общения был Аристотель.56 Ему принадлежит и указание на одну из важных форм общения - дружбу, в основе которой, по его мнению, лежит себялюбие. «Любя друга, мы любим собственное благо, ибо хороший человек, став нашим другом, становится благом - поскольку мы его любим. Таким образом, каждый в дружбе любит собственное благо». Аристотель создает свою модель общества как выражения социального инстинкта человека.

Философы средних веков в какой-то мере затрагивали проблему общения, но, по существу ничего нового в ее трактовку они не внесли.

Следующий этап в разработке проблемы общения связан с Т. Гоббсом. Античным моделям общества он противопоставляет модель общества - Левиафана как альтернативу «войне против всех».59 Своей моделью Гоббс предвосхитил воззрение на погоню за статусом, стремление к высокой самооценке, эгоизм как основные движущие силы человеческого взаимодействия.

Генезис «путешествия» как социокультурного явления

В современном мире не существует полностью изолированных культур. Более того, в последнее время в силу научно-технического прогресса, перманентно увеличивающейся плотности населения, углубления международной экономической и политической интеграции абсолютно естественным становятся контакты с носителями иных культур. Современный человек получил неограниченные возможности передвижения в связи с развитием транспортных средств и все большей открытости границ между государствами. Как следствие этого - учащение контактов с представителями других культур.

Динамичность и движение - основные характеристики нашей коммуникативно-информационной эпохи. Мобильность общества, связанного глобальными структурами политики, экономики и туристического бизнеса, приводит население Земли в состояние постоянного передвижения. Эти передвижения совершаются по намеченным маршрутам. Маршруты предполагают наличие карт с нанесенными на них культурными точками, программ заданных мероприятий, что соответствует динамике и фрагментарности постмодернистского мироощущения.

Одной из наиболее распространенных форм современных контактов, или даже общения, между представителями различных культур выступает туризм. При этом само это общение можно рассматривать как своеобразный диалог между культурами, или как кросс-культурную коммуникацию. Данная аналогия может быть применена, так как при взаимодействии представителей различных культурных сред задействуются различные системы интерпретаций действительности, которые, в свою очередь, являются типичными в рамках «своего» менталитета. Таким образом, получается как бы взаимодействие не столько отдельных индивидов, сколько самих этих менталитетов.

Древнейшие виды путешествий берут свое начало в дописьменной истории человечества, но для формирования культуры путешествий как вида рекреационной или познавательной деятельности, близкой к современному пониманию туризма, требуется сочетание определенных условий: достаточно высокий уровень развития цивилизации и культуры, а также наличие привилегированного слоя общества, обладающего определенным уровнем образования, богатством и свободным временем («праздный» класс).99 Таким условиям отвечала, прежде всего, зрелая античность Древней Греции и Римской империи. Первыми в истории путешественниками в Европе считаются римляне, чьи поездки были ограничены пределами Римской империи, поскольку сама империя занимала громадную территорию, они посещали довольно много мест, которые были оборудованы специально построенными тавернами и постоялыми дворами. Финикийские мореплаватели в V-III вв. до н.э. совершили путешествие вокруг Африки. Последовательность развития культуры путешествий при этом обеспечивалась преемственностью культурных образцов. Наиболее массовое передвижение людей в средневековой Европе происходило во времена крестовых походов, которые предпринимались европейскими рыцарями и следовавшими за ними купцами в целях захвата чужих богатств и территорий. Вслед за ними двигались на Восток священники и паломники в сопровождении бесчисленных толп бродяг и обездоленных. В эпоху Средневековья формируется культура религиозных путешествий, которой, однако, не чужды познавательные цели. Представители привилегированных классов совершали в средние века путешествия к целебным источникам. Тогда же в рамках городской, университетской культуры, складывается, точнее, возобновляется традиция образовательных путешествий. Одним из самых известных путешественников Востока был великий арабский путешественник XIV в. Ибн Баттута. Покинув родной Танжер, он проделал около 120 тыс. км по исламским странам и добрался до далеких Китая и Суматры «ради удовольствия познакомится с новыми странами и новыми людьми».

В эпоху Возрождения происходит восстановление разрыва в культурно-исторической преемственности и, соответственно, восстановление культуры рекреационно-познавательных путешествий, восходящих к античным образцам.

В IX-XI вв. Древняя Русь в силу своего географического положения являлась центром пересечения торговых путей между Западом и Востоком. Особенно тесными были торговые связи с Византией. С принятием христианства из Византии на Русь потянулись служители церкви, переводчики, переписчики книг, ремесленники.

На Руси в XI в. путешественников называли гостями, что означает «приезжий купец». В русском государстве в XVI-XVII вв. так называли наиболее богатых купцов, получивших царскую жалованную грамоту на особые привилегии и право на внешнюю торговлю. Путешествиям «иностранных гостей» придавалось большое политическое значение. Так, киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» завещал сыновьям хорошо принимать «гостей», заботиться о них, потому что эти «мимоходящие» люди могут разнести по всему свету вести о стране и о князе.

Развитие туризма на современном этапе

В предыдущих главах мы отмечали, что в современных условиях постиндустриального общества туризм выступает как одна из главных форм кросс-культурной коммуникации. Целью данного параграфа является рассмотрение особенностей туризма на современном этапе. При этом основной акцент мы будем делать на международном туризме как наиболее ярком представителе кросс-культурной коммуникации.

Во второй половине XX века международный туризм становится одним из наиболее динамичных секторов мирового хозяйства. В середине 1990-х годов число участников международного туризма превысило 550 млн. чел, а к 2005 году при сохранении сложившихся за последние двадцать лет средних темпов роста, число международных туристов достигнет 900 млн. человек.152

Стоит отметить тот факт, что туризм развивается неравномерно в различных регионах Земного шара.153 Первое место в этом списке занимает Европа. В 1989-1996 гг. число туристов, прибывавших в Европу, увеличилось с 274 до 347 млн. человек, а денежные поступления от международного туризма - более чем в 2 раза. Однако в течение этого периода доля Европы в мировом туризме устойчиво падала, несмотря на значительные колебания среднегодового роста прибытий в Европу и поступлений от туризма. Такая нестабильность отчасти объясняется экономической ситуацией в туристообразующих странах.

Исследования национальной принадлежности гостей, приезжающих в Европу, показывают, что 90% - это туристы из европейских стран. Так, немцы путешествуют в основном внутри региона и составляют 19% общего числа международных туристов. Британские путешественники составляют 10% общего числа европейских туристов, французы - 7%, датчане - 6%. США являются единственной неевропейской страной среди первых десяти туристообразующих стран для Европы.

Вторым регионом по числу иностранных туристов является Америка, куда, по определению ВТО, входят Северная Америка, Центральная Америка, Южная Америка и острова Карибского бассейна. В 1996 г. этот регион посетили 115,5 млн. человек, что составило 19,5% общемировых прибытий.

Однако доля американского региона в мировом туризме по числу прибытий имела неустойчивую динамику. Так, с 1970 по 1985 г. она постоянно снижалась и достигла 20,17%, то есть самого низкого значения за прошедший период, затем в течение длительного времени колебалась и в 1996 г. упала до 19,5%.

В отличие от Европы туристский спрос на американские страны более или менее диверсифицирован по странам мира, но, несмотря на это, половину международных прибытий в регион обеспечивают США и Канада. Из стран Северной Америки наиболее посещаемы США, Канада и Мексика, которые являются главными туристскими центрами региона и где, помимо международного туризма, развит внутренний туризм.

Первой страной в регионе по туристским прибытиям и поступлениям являются США. Это следствие огромного внутреннего рынка и высокоразвитой инфраструктуры страны. США располагают самой обширной в мире гостиничной и транспортной индустрией.

Второе место по развитию туризма в регионе занимают Карибские острова, принимающие 12 млн. туристов в год. Туристские потоки в страны Южной Америки относительно слабы. Так, доля прибытий составляет 10%. Это результат политической нестабильности и слабого экономического положения в регионе.

После Европейского и Американского регионов по развитию туризма следуют Восточная Азия и Тихоокеанский регион. Некоторые страны этого региона совсем недавно начали развивать индустрию туризма. В основном это новые индустриальные страны региона - экспортеры товаров: Гонконг, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Индонезия и Тайвань. В этих странах экспорт товаров и экспорт услуг взаимно дополняют друг друга. Развитие этих секторов базируется на стремительном подъеме телекоммуникаций, международного транспорта, в частности воздушного транспорта, и банковской сферы. Так, экспорт товаров приводит к увеличению деловых путешествий в эти страны, которые, в свою очередь, стимулируют развитие гостиничного бизнеса и индустрии развлечений, одним словом - въездного туризма.

Похожие диссертации на Туризм как феномен кросс-культурной коммуникации