Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Неформальные объединения города, как объект социального управления Мамукина Галина Ивановна

Неформальные объединения города, как объект социального управления
<
Неформальные объединения города, как объект социального управления Неформальные объединения города, как объект социального управления Неформальные объединения города, как объект социального управления Неформальные объединения города, как объект социального управления Неформальные объединения города, как объект социального управления Неформальные объединения города, как объект социального управления Неформальные объединения города, как объект социального управления Неформальные объединения города, как объект социального управления Неформальные объединения города, как объект социального управления
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Страница автора: Мамукина Галина Ивановна


Мамукина Галина Ивановна. Неформальные объединения города, как объект социального управления : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.08 : Москва, 2004 - 196 c.

Содержание к диссертации

Введение

I. Теоретико-методологические основы управления неформальными объединениями 12

1.1. История возникновения неформальных объединений молодежи 13

1.2. Сущность, причины возникновения неформальных объединений молодежи 33

II. Анализ неформальных объединений в современной России 59

2.1. Структура неформальных объединений города в современной России 60

2.2. Анализ ценностных ориентации и этических систем представителей неформальных объединений города 75

III. Система управления неформальными объединениями в городе 108

3.1. Методы анализа управленческой ситуации в неформальных объединениях города 109

3.2. Методы социально-управленческого воздействия на неформальные объединения современного города 128

Заключение 144

Литература . 148

Приложения 157

Введение к работе

Происходящие на сегодняшний день процессы в молодежной среде не могут не волновать социологов. Для нас особый интерес представляет проблема неформальных организаций города как объекта социального управления. Рассматривая неформальные организации, автор пытается определить роль и место этих самодеятельных общественных формирований в жизни страны в настоящее время и ближайшие перспективы их развития с учетом возможных альтернативных вариантов. Сегодня, не смотря на активную деятельность неформальных организаций, известно о них не так уж и много. Отдельные публикации в прессе не позволяют получить целостную картину, а иногда дают искаженные представление о тех или иных формированиях, поскольку рассматривают, как правило, лишь одну какую-то сторону их деятельности.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что молодежь является специфической социальной группой, от социализации которой зависит будущее страны. Стремление молодежи объединяться в неформальные организации - это, во многом, естественный процесс. Однако этим процессом нужно уметь управлять, в противном случае, неформальное движение может приобрести социально-опасную негативную направленность. Но для эффективного управления неформальным движением среди молодежи необходима серьезная научная проработка проблемы организации и развития неформальных молодежных объединений, разработка и внедрение системы анализа ситуации в молодежной среде, научно-обоснованных, и даже деликатных, методов управленческого воздействия. В условиях социальной нестабильности, когда в целом снижается эффективность управленческих воздействий на происходящие в обществе изменения, нашему обществу необходима современная концепция неформальных объединений молодежи как социальных групп, основанная на достоверных знаниях о неформалах, о неформальных группировках. Нужна концепция, мобильно отражающая изменения социума, социальные процессы в неформальных объединениях молодежи. Общество и органы управления должны иметь в своих руках эффективный инструмент постоянного слежения и контроля за происходящими в молодежной среде изменениями для научного анализа ситуации и последующей своевременной корректировки осуществляемых мер и программ в области интегральной молодежной политики.

Актуальность данной проблемы возрастает и в связи с тем, что молодежь легко воспринимает асоциальные идеи и взгляды, склонна к крайностям, подражанию, некритическому восприятию контркультур и девиантному поведению. Это может способствовать распространению в молодежной среде экстремистской идеологии и появлению неформальных объединений негативной направленности. В связи с усилением конфликтогенных реалий возрастает потребность в деятельности сети государственных служб по оказанию социально- адаптационной помощи молодому населению и центров по научно- практическому изучению, прогнозированию социальной напряженности в молодежной среде. Тем более, что до сих пор не решены проблемы подготовки квалифицированных кадров по работе с молодежью, не созданы на уровне отдельного города или села сколько-нибудь дееспособные управленческие структуры, непосредственно воздействующие на неформальные молодежные объединения и их лидеров.

Необходимость обращения к данной теме связана и с недостаточной ее разработанностью в научной литературе. В имеющихся исследованиях эта актуальная проблема не получила достаточного внимания. Это затрудняет ее решение в деятельности органов местного самоуправления.

Актуальность указанной проблемы и ее значимость определили выбор темы настоящего исследования, его объект, предмет и цель. Цель и задачи исследования

Цель настоящего исследования состоит в разработке системы управления неформальными объединениями города и выработке предложений по повышению эффективности молодежной политики. Для достижения указанной цели предполагается решить следующие основные задачи:

разработать методологические подходы к изучению неформальных объединений, определить сущность понятий «неформалы» и «неформальные объединения», их место в молодежной среде;

раскрыть теоретико-методологические аспекты управления неформальными объединениями;

определить специфику неформалов как субъекта социальных процессов и объекта управления;

проанализировать социальные процессы в молодежном социуме современной России;

вскрыть причины возникновения неформальных объединений негативной направленности;

раскрыть внутреннюю и внешнюю структуры неформальных объединений города в современной России;

провести анализ ценностных ориентации и этических систем представителей неформальных объединений города;

разработать методику, позволяющую анализировать управленческую ситуацию в неформальных объединениях города и оказывать на них социально-управленческое воздействие.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования выступают неформальные объединения молодежи как социальное явление. Предметом исследования является деятельность органов власти, политических партий и общественных организаций по управлению неформальными объединениями города.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема молодежи и молодежных неформальных объединений всегда привлекала внимание исследователей. Значительное внимание этой проблеме уделяли классики социологии, известные зарубежные и российские ученые. Так, П.А.Сорокин1, В.Тернер, Т.Парсонс, Л.Фойер2 рассматривают сущность и причины возникновения неформальных объединений, в частности, делают вывод о том, что в выпавшем, неопределенном, «подвешенном» состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Известный американский ученый Джеймс Д.Томпсон3 сосредоточил внимание на переменных, которые не включены ни в одну из рациональных управленческих схем - социальные средства управления через неформальные нормы.

Характерно, что первые исследования неформального молодежного движения (объединений студенчества) в России были проведены в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия. В советское время пытались раскрыть сущность и причины возникновения неформальных объединений Г. А. Луке, А.А.Кутьина, А.А.Матвеева4, А.В.Громов, О.С.Кузин5. При этом особое внимание уделялось изучению неформальных объединений экстремистского направленности. Такие исследователи, как Д.Волчек, Б.Констриктор, Б.Колымагин, Б.Иванов, А.Величанский, Г.Махрова, Ю.Крохин6 стремились воссоздать картину альтернативной культуротворческой деятельности социалистической эпохи, дать объективную оценку вкладу неформальных писателей, художников, поэтов и музыкантов в общую копилку отечественной культуры.

В постсоветский период исследованию неформальных молодежных объединений были посвящены работы Ю.Г. Волкова, В.И. Добренькова, В.Н. Нечипуренко, А.В.Попова7, М.Т.Иовчука8, С.Г.Давыдова9. Авторы рассматривают причины и предпосылки возникновения неформального молодежного движения как феномена общественной жизни, особенности его развития, специфику проявления, показывают преемственность традиций неформального движения советской молодежи. Способность к саморазвитию и самообучению неформальных организаций, неформальных объединений отмечают В.Н. Бурков, В.А. Ириков, А.И. Кравченко, Б.З. Мильнер, Л.И. Евенко, B.C. Раппопорт, В.Н. Бурков и др.10 В.В.Семенова объясняет причину возникновения неформальных объединений отстранением молодежи от управленческих функций в обществе: в 1985 г. всего 3% работающих молодых людей находились на руководящих должностях11. Е.ЕЛеванов объясняет появление неформальных объединений распространением социальной апатии, ростом недоверия руководству.12 М.Т.Иовчук., И.И.Грошев, С.Т.Струмилин13 объясняют этот процесс влиянием западной культуры и идеологии, появлением транснациональной молодежной моды, ошибок в системе воспитания, в пережитках прошлого, в общем повышении благосостояния общества, в позднем взрослении и в наличии социального паразитизма, свойственного молодежи. А.В.Шубин в работе «От «застоя» к реформам. СССР в 1917-1985гг.» исследуют такие неформальные объединения, как авторская песня, рок-движение. К.В.Калинин в своей работе «Национальные отношения в СССР: история и современность» стремится выяснить истоки национальных конфликтов.14 Существуют публикации, посвященные роли и месту молодежи в национальных движениях отдельных регионов.15

Среди публикаций особое место занимают работы по истории массовых музыкальных феноменов, сыгравших большую роль в неформальном движении молодежи СССР (А.Троицкий, А.Козлов, М.Гнедовский, А.Кушнир)16, и об инакомыслии в СССР (Л.Алексеева, Ю.Ф.Лукин, А.А.Данилов, Л.А.Королева)17, которые сосредоточились на выяснении причин возникновения неформальных объединений, структуре, истории развития оппозиционного движения, расширили представление о неформальной деятельности молодежи, рассматриваемой как часть оппозиции к тоталитаризму. В ряде работ (И.Русланов, H.Pilkington) неформальная активность молодежи рассматривается как политическая и идеологическая альтернатива для молодого поколения в условиях хронического кризиса советской политической системы.

Большое внимание советские и российские исследователи уделяли неформальному поведению молодежи как феномену (В.Г.Алексеева)19, истории неформальных объединений в стране (В.Ф.Левичева, Л.С.Запесоцкий, А.П.Файк) , перспективы развития этих объединений (И.Ю.Сундиев, Е.Е.Леванов) , воссоздавали картину ненормативного мира советской молодежи (Ю.П.Щекочихин) , посвящали свои публикации отдельным аспектам феномена молодежного движения и каково его влияние на общество (Р.Кирсанова, Л.Брусиловская, В.Зубок, С.Печуро, Д.Булганова, А.П.Файн)23, выясняются отношения молодежи и власти, в которых, опять же, поднимаются вопросы причин ненормативного поведения молодежи при командно-административной системе, выясняется степень религиозности советской молодежи и корни этого явления (В.К.Криворученко, А.А.Болелов, А.Ш.Базаров, Л.О.Вознесенская, О.И.Тернова, В.И.Добрынина, Е.А.Суслова, М.И.Ювкин) , рассматривается неформальная деятельность советской молодежи как оппозиция в молодежной среде, как правозащитное движение на примере столичного студенчества, и только (А.С.Кондратьев).25

Тем не менее, автор должен констатировать, что ни в одной из всех перечисленных работ не рассматривается социальное управление неформальными объединениями. Поэтому в данном диссертационном исследовании эта проблема рассматривается впервые.

Научная новизна диссертации заключается в целостном, системном подходе к изучаемой проблеме и заключается в следующих позициях, которые и выносятся на защиту:

• Анализ неформального молодежного объединения рассмотрен в качестве метода социального управления организацией, определены его методика, техника и основные процедуры.

Комплексное теоретическое обоснование неформального объединения молодежи как социального феномена.

Сущность, содержание и основные требования к управлению неформальным объединением.

Выявлены социокультурные факторы, которые в наибольшей степени влияют на формирование системы управления неформальными объединениями на уровне города.

Классификация неформальных объединений города по нескольким основаниям.

Методика, позволяющая определить эффективность организационно-управленческих инноваций в системе управления неформальными объединениями (организациями).

Теоретико-методологическая основа исследования. Методологической основой диссертационной работы являются труды классиков социологии, работы известных советских и российских социологов, принципы и подходы, разработанные учеными, специализирующимися в областях социального управления, социологии молодежи и образования. Исследование выполнено на основе принципов социального детерминизма, объективности, системности и комплексности. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались методы структурно- функционального, когортного, факторного, кластерного, контекстуального, латентно-структурного, многомерного, причинного и корреляционного анализа, метод вторичного анализа информации, и методы социологического исследования.

Эмпирической базой диссертации явились результаты вторичной обработки данных исследования «Молодежь-99», ежегодных мониторинговых замеров, проведенных Северо-Кавказским НИИ экономических и социальных проблем, а также результаты социологического проекта ЦСИ МГУ, конкретных эмпирических исследований российских и зарубежных социологов, данные статистики, научно-методические разработки и публикации в средствах массовой информации по данной проблематике, материалы научно-практических конференций и семинаров. Диссертация построена на результатах социологического исследования, которое проводилось автором на рок-фестивале в городе Железнодорожный, который проходил 18 февраля 2004г. В ходе исследования был использован комплекс взаимосвязанных методов, примененных по программе, разработанной автором.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется предложениями автора по созданию и совершенствованию системы социального управления неформальным молодежным движением города, разработке основных направлений молодежной политики с этой социально-возрастной группой и путей ее осуществления, организации такой системы в городе. Материалы диссертации могут быть востребованы действующими молодежными организациями, государственными структурами, политическими партиями, в учебных курсах по социологии управления, что позволит извлечь уроки из опыта прошлого, избежать ошибок в выстраивании линии общения с современной молодежью и повысить эффективность работы с ней.

Апробация теоретических положений и результатов исследования.

Полученные результаты диссертационной работы прошли апробацию и использовались автором при подготовке выступлений на межвузовских и международных конференциях по проблемам молодежи (Международная конференция "Психология и экология человека: психологические факторы культуры мира и ненасилия современной России", Москва - 2002 год), по проблемам обучения и образования (Международная конференция «Информационные технологии в образовании», Москва - 2001 год), а также в педагогическом процессе Современной гуманитарной академии.

Структура и содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Такая структура обусловлена следующей логикой: в первой главе рассматриваются основное содержание научной литературы о неформальном объединении, раскрывается сущность и называются причины возникновения неформальных объединений, во второй главе дается структура неформальных объединений и проводится анализ ценностных ориентации и этических систем представителей неформальных объединений, в третьей главе автор предлагает органам местного самоуправления выйти на тот уровень работы, когда абсолютное большинство молодежи поверят Комитету по молодежной политике и Отделу по делам молодежи и пойдет за ними, также выработать систему практических мер по улучшению морально-психологического климата в молодежной среде подмосковных городов. В заключение работы формулируются общие теоретические выводы и практические предложения по социальному управлению неформальными объединениями (организациями).

История возникновения неформальных объединений молодежи

Считается, что неформальные объединения, вопреки распространенному мнению, не являются изобретением наших дней. Они имеют богатую историю. Некоторые социологи относят к «неформалам» средневековых Вагантов, Скоморохов, Дворян, Первых дружинников. Разумеется, современные самодеятельные формирования, к которым относятся неформальные объединения, существенно отличаются от своих предшественников. Однако, для того, чтобы понять природу сегодняшних неформалов, следует обратиться к истории их появления.

Различные объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, с общим типом поведения известны с глубокой древности. Достаточно вспомнить многочисленные философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т.д. Людям всегда было свойственно стремление к объединению, ведь «только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода» (К. Маркс и Ф. Энгельс).30

Известно, что в дореволюционной России насчитывались сотни различных обществ, клубов, ассоциаций, созданных по различным признакам на основе добровольности участия. Однако подавляющее их большинство имело замкнутый, кастовый характер. В то же время, например, появление и существование многочисленных рабочих кружков, создававшихся по инициативе самих рабочих, ярко свидетельствовало об их стремлении удовлетворить свои социальные и культурные запросы. Волна неформалитета захлестнула Россию уже в первые послереволюционные годы. Стали создаваться субкультурные и контркультурные группировки молодежи. Молодежная субкультура - это особая форма организации молодых людей, определяющая свой стиль жизни, поведения и мышления, отличающаяся своими обычаями, групповыми нормами, ценностями, стереотипами.31 Одним из элементов проявления молодежной субкультуры является создание неформальных объединений. И как альтернативу им, в первые годы советской власти правительство молодого социалистического государства стало организовывать принципиально новые общественные организации: общество «Долой неграмотность» (ОДН) (1923-1936г.), «Друг детей» (1923 г.), Международная организация помощи борцам революции (МОПР) (1922г.) - прообраз советского фонда мира, сформировавшегося в 1961 году, Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, ОСВОД, общество «Долой преступность», Всесоюзное противоалкогольное общество, Всесоюзное общество изобретателей и другие, Всероссийский союз рабочих писателей (1918г.), Всероссийский союз писателей и Всероссийский союз поэтов (1918г.), вольная философская ассоциация (1919г.), среди членов-учредителей которой были А.Белый, А.Блок, В.Мейерхольд. М.Кордонский отмечает, что за период 1920-1925 гг. в стране возникли десятки литературных групп, объединявших сотни и тысячи поэтов и писателей: «Октябрь», «Левый фронт искусства», «Перевал, «Молодая гвардия» и другие. Появилось множество футуристических группировок («Искусство коммуны», Дальневосточное «Творчество», Украинский «Асканфут»), также общества станковистов, Общество московских художников, Ассоциация современной музыки, в которую входили А.Александров, Д.Шостакович, Н.Мясковский. В 1923 году была организована Российская Ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), в 1925 году - Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории ("ПРОКОЛЛ").32 Все они носили отпечаток самодеятельного образования, неформального объединения.

Поэтому, выражая свое отношение к различным литературным течения и группам, ЦК РКП(б) в 1925 году подчеркивал, что «партия должна высказываться за свободное соревнование различных группировок и течений в данной области. Всякое иное решение вопроса было бы казнено бюрократическим псевдорешением. Точно так же было недопустимым декретом или партийным постановлением легализованное литературно-издательское дело какой-либо группы или литературной организации». (http://vvww.scools.techno.ru/ostrov 34.

Быстрое расширение сети различных неформальных объединений в первые послереволюционные годы позволяло надеяться на их дальнейшее бурное развитие. Однако путь, который прошли самодеятельные общественные формирования, оказался отнюдь не безоблачным. В 30-х годах прошлого столетия целенаправленными усилиями власти была резко ограничена возможность получения молодым поколением не отфильтрованной советскими пропагандистскими структурами информации извне, усилена идеологическая обработка сознания молодежи и ужесточена регламентация всех самодеятельных начинаний в интересах титульной идеологии. Молодое поколение попало под жесткий контроль, а молодежная энергия была направлена в русло подотчетных государству организаций, прежде всего комсомола, превратившегося в инструмент в руках партии, подчиняющий своему влиянию массы молодежи.

Структура неформальных объединений города в современной России

По данным социологических исследований125, по отношению к индивиду неформальное объединение выступает как механизм защиты его от ограничивающего воздействия формальной среды, как сфера удовлетворения различных его социальных потребностей. При этом неформальные объединения могут играть дисфункциональную роль в формальной среде, противодействуя общим целям, способствуя «низвержению» авторитетов и пр. Современное общество не должно видеть противников в неформальных объединениях, так как зачастую неформальная группировка является катализатором положительных, культурных, социальных, научных процессов, (например, бардовское движение, скауты). Все новые и новые разновидности неформальных групп появляются настоящее время. Это вызывает не только их консолидацию, но и конфликтные отношения. Экспертный опрос показал, что наибольшую проблему для правоохранительных органов составляют неформальные объединения, образованные по территориальному признаку для противоборства с другими объединениями подобного типа. Например, действия экстремистов преследуют цель, добиться ситуации сверхнапряжения в коллективной среде, выделения адреналина. Это становится возможным и в неформальных объединениях как позитивного (клубы ролевых игр, знатоки), так и негативного толков (скинхеды, национал-большевики, экстремистские группировки). Если в первом случае неформальные объединения молодежи не несут никакого вреда для общества, то во втором - идеи группировок представляют для общества социальную опасность.

На основе общих интересов и взаимоотношений индивиды формируют первичные группы. Эти неформальные структуры обеспечивают средства, с помощью которых люди обходят или нарушают правила, обмениваются «общими знаниями», совершают тайные поступки, решают проблемы и «срезают углы». Рациональное сочетание формальных и неформальных структур в организации - один из путей решения этой проблемы. Организация все в большей мере понимается не только как система функций, нормативов, но и как сфера межгруппового и межличностного взаимодействия.

Некоторые ученые считают126, в молодежной среде существуют только три ведущих тенденции неформальных объединений: «мажоры» -молодые люди, занимающиеся мелким бизнесом и ориентированные на легкое добывание денег и «красивую жизнь»; «люберы», «гопники» и т.д., отличающиеся жесткой дисциплиной, агрессивностью, криминальной направленностью, занимаются рэкетом и спекуляцией; «яппи» и «неояппи», ориентированные на «нормальную жизнь» и на продвижение по служебной лестнице. Эти тенденции - не исчерпывающее описание молодежной среды. Ценностные ориентации перечисленных неформальных группировок нельзя назвать ни всеобщими, ни ведущими. Поэтому в неформальном объединении со временем формируются собственные нормы поведения. Неформальные объединения приобретают свою иерархию, структуру, классификацию, где формируются механизмы внутригруппового контроля и собственные нормы поведения.

В рамках диссертационной работы типологию неформальных объединений молодежи можно представить следующим образом: любительские объединения (неформальные группировки); общественные объединения (самодеятельные, неформальные организации, неформальная группа); общественные движения (различные субкультуры, контркультуры, молодежные движения, неформальные движения).

На основе их задач и целей различаются общественно-политические, социально-культурные, экологические, спортивные организации, клубы социальной помощи и др. На основе отношения к сложившимся нормам, образцам, традициям различаются просоциальные, асоциальные и антисоциальные группы, объединения.129

Неформальные объединения являются отражением проблем общества на тот период и дают пищу для размышлений о том,.каковы будут ценностные ориентации россиян XXI столетия.130 Молодежь, состоящую в неформальных объединениях, называют неформалами. Их еще называют на Западе «выпавшими людьми». В.Тернер рассматривает поведение молодежи в стабильные периоды и в периоды перемен в традиционных обществах. В стабильные периоды в традиционных обществах В.Тернер называет «выпавших людей» тех, кто в данный момент, но временно, находится в процессе перехода. Он оптимистически заверяет, что в конце концов, они входят в общество,там устраиваются, обретают статус.

В периоды перемен, «выпавшими» становятся в той или иной мере значительные прослойки. Иногда это затрагивает чуть ли не каждого. Многие проходят через контркультурное состояние: попадают в зону действий контркультуры. В.Тернер131, Т.Парсонс, Л.Фойер в основе их концепций идет рассуждение о том, что в выпавшем,- неопределенном, «подвешенном» состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры. По Парсонсу , например, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых - «нетерпение» занять места отцов в социальной структуре. А они некоторое время еще остаются заняты. Но дело кончается встраиванием нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством. У М.Мид появление «выпавших людей» определяется сдвигами в самом обществе, и выглядит так: «Молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, тех позиций в ней нет».133

Анализ ценностных ориентации и этических систем представителей неформальных объединений города

Наше российское общество в настоящее время очень многогранно. Существует множество явлений социально-политической жизни, имеющих большой спектр политической направленности - от крайне правых до крайне левых. И разобраться в позициях различных партий, союзов, объединений, организаций очень непросто, а еще более трудно иметь свое мнение в молодом возрасте и отстаивать его в ходе участия в различного рода событиях политической жизни. Ведь проявление интереса к социально-политическим событиям происходит на уровне сознания личности и судить о реальном проявлении гражданственности человека можно только по его участию в различных мероприятиях и деятельности общественно-политических организаций. За последние 10-15 лет вследствие больших изменений в различных сферах общественной жизни произошел значительный спад в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Система воспитательных воздействий на молодежь оказалась полностью разрушенной. От старых идеологизированных форм отказались, а новые - не предложили. В результате образовавшегося вакуума произошла деформация ценностей и нравственных ориентиров, деградация таких, всегда почитаемых в России моральных основ общества, как честь, долг, патриотизм. В то же время кое-где агрессивный патриотизм приобретает уродливые националистические формы. Причиной этого является, прежде всего, неспособность государства создать необходимые условия для нормального развития молодых людей и их самореализации. Поэтому в таком многогранном обществе каждый молодой человек считает себя не частицей целого, а чувствует себя обособленно. А в России на данный момент не происходит формирование самостоятельных молодежных структур, которые имели место во второй половине прошлого века.

Рассмотрим ценностные ориентации и этические системы представителей неформальных объединений города: социально-полезные (клубы интеллектуальных игр, клубы ролевых игр, «идущие вместе», экологисты); экстремальные виды спорта (восточные единоборства, культура хип-хоп); музыкальные фанаты (рэпперы, панки, металлисты); группы образа жизни (спортивные фанаты, «клубная молодежь» -клабберы); социально-нейтральные (митьки, хакеры); политизированные (анархисты, неофашисты, скинхеды, национал-большевики, коловрат, антиглобалисты); маргинальные (гопники, сатанисты, растаманы, рэкетиры).

Социально-полезные неформальные организации: клубы интеллектуальных игр, клубы ролевых игр, «Идущие вместе», экологисты.

В городе Железнодорожном имеется свой клуб интеллектуальных игр традиции «Брейн-Ринг». Существует он с 2002 года. Участников — 60 человек, от 14 до 23-25 лет. Это - студенты вузов, залицензированные в нашем городе. Клуб официально не зарегистрирован: руководителем клуба является Комитет по делам молодежи, который учредил приз «Серебряной совы». Ролевые игры — вневозрастное явление. В городе клубы ролевых игр - толкиенисты: «Варяг» и «Эльфисты», которые отвлекают подростков и молодежь постарше от негативных увлечений дворовой культуры. Участники игры собираются на полянке в лесу, который за городом Железнодорожный. А в Пестовском парке города Железнодорожный собираются участники ролевой игры «DeDraggon». Во время ролевых игр происходит полное моделирование жизни, включая государственное и общественное устройство, культуру и историю, язык. Играющие попадают в разные миры: реальные, исторические, фантастические и т.д. Бывают и смешанные миры-перекрестки. Игры проводятся как командные, так и индивидуальные, односерийные и сериалы.

Типы ролевых игр. Ролевых игр великое множество, но можно выделить несколько их основных видов, лежащих в основе всех остальных. Во-первых, нужно определить основные признаки ролевой игры: - наличие правил игры; - наличие мастерской группы (т.е. людей, на которые разрабатывают правила и следят за их соблюдением в игре. Они же следят за тем, чтобы игра не зашла в тупик и пришла к какому-либо логическому концу); - наличие в игре таких образований, как «кабак» (место, где игроки могут питаться за игровые деньги), «мандос» (место, куда уходят игроки после игровой гибели, отбывают положенный срок и получают новую роль) и «мастерятник» (место, где мастера могут обсудить ход игры). Это основные признаки полноценной ролевой игры, которые могут совмещаться, изменяться, что-то может отсутствовать, но хотя бы один из признаков наличествует обязательно. Основные виды ролевых игр: настольная ролевая игра «волшебка», «этюд», павильонная ролевая игра, или «павильонка», городская ролевая игра, полигонная ролевая игра.

«Идущие вместе» - это существующие в стране зарегистрированные региональные общественные организации и Общероссийская общественная организация. Основная цель создания «Идущих вместе» -содействовать воспитанию духовно, нравственно и физически здоровой молодежи, способной обеспечить реальное возрождение России, содействовать развитию демократического государства. Движение зародилось в 2001 году. Как утверждают, это движение координируется из Кремля, «Идущие вместе» демонстрируют любовь к Президенту. Делается ставка на этические, а не на политические лозунги. Главный лозунг - уважение к старшим, попытка вернуть их уважение. Привлекает лозунг организации: «Мы — будущее государства». Призыв - «Примени и реализуй свои возможности и таланты». Данное движение ширится и растет. Сейчас их более 4000 человек. Лидером движения является ВЛкименко. Организация существует в 52 городах России. В организации существует жесткая иерархия: пятерки, сотни, тысячи... В нашем городе учредителем «Идущих вместе» является Комитет по делам молодежи. Участников - 60 человек. В «Идущих вместе» делается попытка сформировать не только имидж члена организации, но и человека, имеющего свое собственное мнение. Это кадровый резерв государственного управления.

Методы анализа управленческой ситуации в неформальных объединениях города

В учебнике В.И.Франчука «Основы общей теории социального управления» можно найти множество позиций, отражающих разнообразие отношений к управлению. Например, Ф.Тейлор основатель школы научного управления, определял управление как «искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом». Питер Дракер, которого считают ведущим теоретиком в области управления и организации в мире, предлагает такое определение: «Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу». По мнению В.И.Куценко, «управление является процессом осознания и организации решения назревших проблем». Он считает, что к функциям управления должны быть отнесены такие как усмотрение, осознание, осмысление назревшей проблемы, оценка сложившейся проблемной ситуации.165 По мнению И.М.Слепенкова и Ю.П.Аверина166, «социальное управление есть воздействие на общество и его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной спецификации, совершенствования и развития». По мнению В.Н.Иванова, «Управление -это особый вид профессиональной деятельности, который не сводится только к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития»167.

В «Социологическом энциклопедическом словаре» социальное управление определяется как один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей развития общества и его подсистем; функция его заключается в формировании критериев и показателей социального развития объекта, выделении возникающих в нем социальных проблем, в разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов».168

Проблема управляемости неформальными объединениями включает целую совокупность проблем, актуальных для отечественной мысли не один год: что представляет собой современная российская молодежь, каковы ее перспективы, какой должна быть цена за переход с одной ступени общественного развития на другую, за оптимизацию социальной управляемости. Степень управляемости неформальными объединениями молодежи обусловлена совокупностью социальной управляемости в конкретный момент времени и может меняться при осуществлении на них управленческих воздействий.

Неформальные организации по своему происхождению относятся к естественным социальным организациям. Еще древние греки (Платон, Аристотель) заметили усложняющийся характер социальной эволюции, связанный с увеличением размеров социальных организаций. Они считали, что сложное общество происходит из простого (семьи, общины). В дальнейшем (Конт, Спенсер, Парсонс169) стало ясно, что усложнение социальных организаций объясняется усложнением их механизмов управления, ответственных за устойчивость организаций. Чем крупнее организация и чем сложнее она устроена, тем сложнее должен быть ее механизм управления. Поэтому, прежде чем говорить об управлении, необходимо сначала остановиться на особенностях социальных организаций, поскольку они определяют особенности управления. В обществе преобладает естественная культура управления, т.е. всегда присутствует нечто неформальное, осложняющее характер управления.

Неустойчивое общество требует тщательного анализа и всестороннего исследования объекта, новых концептуальных подходов. У современных исследователей складываются такие подходы, учитывающие более гибкие и многозначные взаимодействия объекта и субъекта, общества и личности, при которых сама социальная реальность, личностный фактор социальной жизни опосредуется структурирующим воздействием прошлого опыта, а продвижение социума по ступеням развития определяется большой совокупностью факторов (в том числе воздействием случайных моментов).

Проблема социального управления неформальными объединениями - особая тема, актуальность которой стала очевидной с начала перестройки и гласности. И, если раньше, в советском обществе, говорилось только о необходимости решения социальных проблем молодежи, то сегодня речь идет об умении не только управлять неформальной организацией, но и устранять, предупреждать их появление, особенно это касается асоциальных (социально опасных) неформальных организаций.

Изучение проблемы социального управления неформальной организацией заключается в необходимости осмысления на научно-теоретическом уровне причины их появления в обществе, выявлении основных тенденций их развития, и прогнозирования возможности управленческого воздействия на них, обеспечения их управляемости с целью разработки наиболее оптимальной, научно обоснованной государственной молодежной политики, позволяющей регулировать проявления нестабильности в молодежной среде.

Похожие диссертации на Неформальные объединения города, как объект социального управления