Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дизайн печатных изданий в интерактивной среде Золотарев, Денис Александрович

Дизайн печатных изданий в интерактивной среде
<
Дизайн печатных изданий в интерактивной среде Дизайн печатных изданий в интерактивной среде Дизайн печатных изданий в интерактивной среде Дизайн печатных изданий в интерактивной среде Дизайн печатных изданий в интерактивной среде Дизайн печатных изданий в интерактивной среде Дизайн печатных изданий в интерактивной среде Дизайн печатных изданий в интерактивной среде Дизайн печатных изданий в интерактивной среде Дизайн печатных изданий в интерактивной среде Дизайн печатных изданий в интерактивной среде Дизайн печатных изданий в интерактивной среде Дизайн печатных изданий в интерактивной среде Дизайн печатных изданий в интерактивной среде Дизайн печатных изданий в интерактивной среде
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Золотарев, Денис Александрович. Дизайн печатных изданий в интерактивной среде : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.06 / Золотарев Денис Александрович; [Место защиты: Ур. гос. архитектур.-худож. акад.].- Тольятти, 2011.- 273 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/136

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Письменность как инструмент медиа в контексте истории развития информационных технологий 17

1.1. Анализ конструктивных и стилистических взаимосвязей техник письма и технологий фиксирования информации (носителей письма) 17

1.1.1. Эволюция письменности и проблематика носителей письма 20

1.1.2. Эволюция формы носителя от глиняных табличек до свитка

1.1.2.1. Принцип резьбы по камню как базовая форма письменной коммуникации 24

1.1.2.2. Глиняные таблички и клинопись как переходный этап к мобильным типам носителей 26

1.1.2.3. Восковые таблички как компромисс между мобильностью и сохранностью сообщения 28

1.1.2.4. Папирусный свиток как первая функциональная форма книги

1.1.3. Пространственные особенности кодекса как конструкции. Кодекс как оптимальная форма структурирования информации 32

1.1.4. Особенности восприятия рукописного кодекса 34

1.2. Возникновение и развитие печати, эволюция книжной формы и возникновение периодических печатных изданий. Особенности пространственной организации и интерпретации текста в периодических изданиях 38

1.2.1. Возникновение печати. Значение печатной формы передачи информации для культуры и социума 39

1.2.2. Формальные и стилистические особенности печатных книг 41

1.2.3. Предпосылки возникновения периодических изданий. Особенности организации информации в периодике 45

1.2.4. Авангардистские течения начала 20 в. как инструмент трансформации формальной и смысловой структуры текста 49

1.3 Развитие и трансформация печатных изданий в 20 в 54

1.3.1 Особенности структуры периодических изданий 60

1.3.2 Кризис и перспективы развития печатной продукции

1.3.2.1 Печатные издания в контексте развития информационных технологий.. 67

1.3.2.2 Перспективы и актуальные проблемы развития печати 69

Выводы по главе 70

ГЛАВА 2. Типографика и текст в пространстве интерактивной среды 72

2.1 Влияние «экранной эстетики» на графический дизайн и типографику 72

2.1.1 Значение аудио- и видеоканалов в информационной среде 72

2.1.1.1 Развитие телерадиовещания, его значение и особенности 73

2.1.1.2 Особенности восприятия динамического изображения. Принцип обратной связи 77

2.1.2 Типографика 20 в. в контексте эволюции цифровых технологий 80

2.2 Роль цифровых технологий в сфере коммуникаций 85

2.2.1 Интерактивные технологии 87

2.2.1.1 Интерактивные технологии как инструмент качественного изменения

информации 90

2.2.2 Возможности развития интерфейсов в интерактивной среде 93

2.2.2.1 Сокращение числа посредников между пользователем и информацией 93

2.2.2.2 Вероятные пути развития интерфейсов 96

2.2.3 Технологии подачи текстовой информации и типографика в контексте всемирной Сети 97

2.2.3.1 Интенсификация потребления информации во всемирной Сети 97

2.2.3.2 Свойства гипертекстуальности в Сети 99

2.2.3.3 Структурирование информации как саморегулирующаяся система 100

2.2.3.4 Влияние всемирной Сети на характер работы с информацией 103

2.2.4 Сравнительный анализ восприятия печатной информации и информации в интерактивной среде 104 2.2.4.1 Структурные и композиционные особенности представления информации в интерактивной среде 104

2.2.4.2 Особенности отображения печатного и экранного текста 105

2.2.4.3 Физические ограничения экранного текста 106

2.2.4.4 Особенности восприятия экранного текста 108

2.2.4.5 Опосредованное восприятие как фактор дистанционирования реципиента 109

2.2.4.6 Текст в интерактивной среде как интерпретация оригинала ПО

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 112

ГЛАВА 3. Потенциал современных цифровых технологий как преемника печатных медиа. разработка проектных подходов для работы с электронными изданиями 116

3.1 Печатные издания в контексте интерактивной среды 116

3.1.1 Миграция СМИ в интерактивную среду 116

3.1.2 Электронные издания как феномен интерактивной среды 117

3.1.3 Виды присутствия изданий в интерактивной среде Всемирной сети

3.1.3.1 Возможности существования книги в интерактивной среде 119

3.1.3.2 Возможности актуализации информации в сети на примере электронных копий печатных изданий 120

3.1.3.3 Электронные издания как аналог печатных. PDF-издания 121

3.1.3.4 Информационное сопровождение печатных изданий посредством интернет-ресурсов 123

3.1.3.5 Потенциал интернет-ресурсов как площадок для решения альтернативных задач 124

3.1.3.6 Возможности адаптации печатных изданий для планшетных устройств 125

3.1.3.7 Перспективы разработки самостоятельных изданий для планшетных устройств 127

3.1.3.8 Псевдоиздания как агрегаторы личного информационного потока реципиента 129

3.1.3.9 Сочетание печатной и электронной формы посредством технологии «бумажных дисплеев» 130

3.1.4 Сравнительный анализ печатных и современных электронных изданий на формальном и структурном уровне 131

3.1.5 Технологическое сопровождение современных электронных изданий

3.1.5.1 Анализ планшетов как посткомпьютерных устройств для потребления информации 139

3.1.5.2 Виды и сравнительные характеристики планшетных компьютеров 140

3.1.5.3 Развитие планшетных компьютеров в качестве универсальных устройств 142

3.1.5.4 Особенности разработки и дистрибуции электронных изданий для планшетных устройств 143

3.2 Перспективы развития электронных изданий 150

3.2.1 Проблематика перехода печатных изданий в интерактивную среду 150

3.2.1.1 Факторы, сдерживающие развитие электронных изданий 151

3.2.1.2 Особенности печатной формы, требующие адекватного отражения в интерактивной среде 155

3.2.1.3 Электронные издания в типологии программного обеспечения 158

3.2.2 Перспективы развития технологий представления информации 160

3.2.2.1 Современные технологии как инновационный форм-фактор 160

3.2.2.2 Потенциал использования аналогий физической среды в интерфейсах и альтернативные интерфейсы 163

3.2.3 Потенциал проектирования электронных изданий 170

3.2.3.1 Формообразующий фактор информационных носителей 170

3.2.3.2 Возможности взаимодействия содержания и контекста 171

3.2.3.3 Анализ альтернативных средств конструирования цифровых изданий. Перспективы развития инструментария 172

3.3 Разработка принципов проектирования электронных изданий 173

3.3.1 Методы структурирования информации в электронных изданиях 173

3.3.1.1 Выявление потенциала различных способов структурирования в рамках проектирования электронных изданий 173

3.3.1.2 Введение информационных слоев и обратная связь с реципиентом как метод интенсификации восприятия издания 179

3.3.1.3 Контекстная зависимость как средство расширения функциональности и пространства издания 182

3.3.2 Принципы дизайна электронных изданий 184

3.3.2.1 Объединение содержания и средств управления в интерфейсе электронных изданий 184

3.3.2.2 Возможности стилистической индивидуализации 187

3.3.3 Инструментарий и технологии разработки электронных изданий 188

Выводы по главе 191

Общие выводы по работе 193

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Проблема визуализации информации, ее сохранения и передачи стала актуальной еще до изобретения письменности. Можно проследить, как в процессе эволюции средств коммуникации менялся характер информационных носителей и технологий – от наскальных рисунков и предметного письма к современной фонетической письменности и бумаге.

В контексте исторического развития, информационные носители, а также способы передачи и особенности восприятия данных, претерпевали наибольшие изменения в моменты радикальной смены технологий, что часто сопровождалось также трансформациями техник письма. Так, например, переход к глиняным табличкам спровоцировал развитие клинописи. В качестве основных точек бифуркации (рассматривая исторический период после развития фонетического письма) можно отметить переход от свитка к кодексу (осуществленный благодаря изобретению бумаги), а также изобретение и распространение технологий печати.

Следует отметить и постепенное расслоение самой информации, изначально неделимой, на текстовую и графическую составляющую. Текст и сегодня является основным инструментом передачи и сохранения данных в неизменном виде.

Относительно законченный вид, в общих чертах оставшийся неизменным и по сей день, текстово-графическая информация приобрела именно в печатных книгах, использовавших конструкцию кодекса. В них же были отработаны основные принципы и способы взаимодействия текста и изображений. В свою очередь, организация пространства и типографика кодекса послужили прототипом для большей части печатных изданий, до середины 19 в. проектировавшихся по книжным канонам.

Дальнейшая эволюция печатных изданий была спровоцирована скорее экономическими, чем технологическими факторами – так, экономически более выгодная модель выпуска изданий сериями легла в основу концепции периодических изданий, что также отвечало возросшим потребностям общества в получении наиболее актуальной информации.

В настоящее время подобным переломным моментом, по степени значимости сравнимым с изобретением книгопечатания, стало развитие компьютерных технологий и глобальных сетей, в результате чего общий объем информации сейчас удваивается каждые полтора-два года. Происходит стремительная виртуализация информационной среды, то есть – переход всех средств коммуникации и информационных носителей в цифровой формат. Практически любая текстовая или графическая информация изначально производится, передается и сохраняется в электронном виде, что обеспечивает огромную степень мобильности и свободы оперирования данными, но, в то же время, ставит проблему информационной экологии (разумного и взвешенного подхода к производству информации).

Рассматривая современные печатные издания, можно заметить, что они постепенно теряют свою аудиторию, переходящую в пространство Глобальной сети (согласно исследованию, проведенному компанией МсKinsey, за 2009 год объем рекламы в бумажных журналах уменьшился на 40%). Также за последние 20 лет Интернет более чем вдвое уменьшил доли традиционных носителей в медиапотреблении.

Информация, во все больших объемах мигрируя в виртуальную среду, образует новый вид изданий, с одной стороны, являющихся полноправными преемниками печатных медиа, и, с другой – строящихся и функционирующих по специфическим принципам, диктуемым виртуальным пространством. Управление этими принципами, освоение новой среды является сейчас первостепенной задачей подавляющего большинства издательских домов, каждый из которых в том или ином виде экспериментирует с электронными изданиями.

Следует отдельно отметить такое свойство виртуальной среды, как интерактивность (заключающуюся в реализации диалога между реципиентом и информационным объектом). В некоторых случаях (например, в контексте сетевых ресурсов или компьютерных приложений) виртуальная среда перманентно находится в интерактивном состоянии, что позволяет говорить уже об интерактивной среде. Тем не менее, ее возможности мало используются в современных электронных изданиях, большинство из которых стараются даже в нематериальном виде имитировать свою физическую форму, что оборачивается скорее диссонансом, чем комфортом восприятия.

Наиболее серьезные изменения происходят на уровне периодических изданий. Они представляют наибольший интерес как объекты дизайна, в равной степени сочетающие в себе изобразительную и текстовую информацию, и обладающие определенной структурной гибкостью в противовес книгам, где, так или иначе, сохраняется линейность сюжета.

Исходя из этого, особенно важным на данный момент представляется анализ возможностей перевода печатных изданий в цифровой вид в условиях виртуализации информационной среды, а также разработка дизайн-методов проектирования изданий (в частности – периодических) в контексте интерактивной среды, с учетом как ее особенностей, так и всего проектного потенциала, накопленного за более чем 500-летнюю историю печати и издательского дела, что и определяет актуальность исследования.

Источники исследования. Одной из главных опор в исследовании являются источники освещающие вопросы информационного дизайна, интерактивного дизайна и издательского дела в интерактивной среде (В. Брет, Э. Шонфельд, C. Кашин, С. Дадич, Э. Тафти, Д. Маэда, Э. Маркотт, Д. Шифман, Р. Харрелл, С. Каплин, С. Мак-Клауд и др.). Также необходимым базисом исследования явились труды по теории дизайна (С.И. Серов, А. Форти, В. Ф. Сидоренко, Белько Т.В. и др.). Непосредственные вопросы исследования, связанные с историей развития технологий коммуникаций, типографикой, книжным и журнальным дизайном, были изучены по трудам Ю.Я. Герчука, Е.Ю. Герчук, Г. Гусмана, Д. Феличи, Р. Брингхерста, О.И. Рожновой, С.И. Смирнова, Ю. Гордона и др. Гуманитарная составляющая диссертации потребовала обращения к трудам известных историков и культурологов (Й. Хейзинга, У. Эко и др.). Вопросы взаимодействия виртуального и реального рассмотрены в русле виртуалистики (И.А. Розенсон, Н. А. Носов, Н. Винер и др.), а также через теорию медиа (М. Маклюэн). Ряд источников по теории человеческого восприятия (Р. Арнхейм, Д. Гибсон, И. Рок и др.) обусловил частные методологические аспекты темы.

Степень научной разработанности проблемы. Сфера исследования, определяемая развитием цифровых информационных технологий, в настоящее время малоизучена, что объясняется в первую очередь временным фактором. Тем не менее, сама по себе задача освоения новой среды неоднократно возникала в процессе эволюции информационных технологий. Так, частные аспекты темы, касающиеся принципиальной смены информационного носителя (или технологии передачи информации), рассмотрены в трудах таких исследователей, как Ю.Я. Герчук, Г. Ноордзей.

Сама по себе проблематика визуализации информации в текстовом и графическом виде рассмотрена достаточно широко – в частности, А.Н. Лаврентьевым, Э. Тафти, В.Г. Кричевским и т.д. Среди наиболее ранних исследователей следует отметить В. Плейфейра, разработавшего все современные виды графиков и диаграмм как средства трансформации текстово-числовых данных в графические формы.

Особенности визуализации информации и взаимодействие с данными в виртуальной среде рассматривались уже с середины 80-х годов в ряде научных работ (в основном, зарубежных исследователей), например - Structure and Interpretation of Computer Programs (1984), Fundamentals of Interactivity (1993), Reading Text from Computer Screens (2000) и др., на основе которых были сформированы общие представления об особенностях виртуальной среды и компьютерных экранах как устройствах для отображения информации.

В настоящее время изучение потенциала виртуального пространства и современных технологий, в частности как среды для существования печатных изданий вызывает повышенный интерес со стороны не только ученых, но и дизайнеров-практиков. Так Скотт Дадич, арт-директор передового журнала о дизайне и технологиях Wired, стал одним из первых дизайнеров, всерьез занявшихся проблематикой электронных изданий. Также следует отметить ряд статей и эссе Виктора Брета – бывшего дизайнера интерфейсов компании Apple, активно разрабатывающего идеи «естественных интерфейсов».

Предмет исследования: проектный потенциал дизайна печатных изданий в интерактивной среде.

Объект исследования: печатные издания в интерактивной среде как феномен проектной деятельности.

Цель исследования: выявление перспектив развития дизайна печатных изданий в интерактивной среде, разработка концептуальных основ проектного подхода при работе с электронными изданиями.

Основные задачи исследования:

1) Анализ современных печатных изданий как инструмента медиа в контексте истории развития информационных технологий.

2) Исследование особенностей восприятия и работы с информацией в интерактивной среде.

3) Анализ потенциала современных цифровых технологий как преемника печатных медиа.

4) Классификация способов и технологий реализации изданий в интерактивной среде.

5) Определение факторов, препятствующих развитию электронных изданий в современной информационной среде.

6) Формулирование основных технических требований к среде разработки электронных изданий.

7) Разработка практических рекомендаций и общих принципов дизайна современных электронных изданий.

Диссертационное исследование опирается на имеющиеся представления о процессе проектирования печатных изданий, современной информационной среде и цифровых технологиях, и определяет возможности и способы реализации печатных изданий в интерактивной среде.

Границы диссертационного исследования.

Определяются пересечением таких областей дизайна, как информационный дизайн, дизайн печатной продукции и интерактивный дизайн. Также данное исследование включает в себя исторический анализ развития печатных медиа, охватывающий такие периоды, как развитие письменности от пиктографического до фонематического письма, эволюцию книги от рукописной до печатной формы, возникновение и развитие периодических изданий, и развитие печатных изданий и типографики в 20 веке вследствие технологического прогресса.

Методы исследования:

Ретроспективный анализ технологий передачи текстово-графической информации на основе обобщения различных литературных источников – монографий и публикаций, журналов по графическому дизайну и электронных ресурсов, посвященных графическому дизайну, издательскому делу и технологиям;

- сравнительный анализ особенностей представления текста в печатной и виртуальной системах;

- структурно-функциональный анализ существующих на данный момент электронных изданий и средств их производства;

- системный анализ проектного потенциала электронных изданий. Основным базовым материалом для работы являются труды в области теории и методологии дизайна, истории письма, шрифта и типографики, издательского дела и современных цифровых технологий, образцы существующих изданий, как печатных, так и электронных.

Научная новизна исследования:

  1. В исследовании освещаются проблемы визуализации и структурирования информации, ставшие особенно актуальными за последнее десятилетие в области графического дизайна, в частности – необходимость адекватной реакции на эволюцию информационных технологий и возросшее влияние виртуальной среды, а также проблема поиска наиболее органичной формы реализации многостраничных изданий в виртуальной среде.

  2. Проводится сравнительный анализ печатных и электронных изданий с целью выявления преимуществ и недостатков каждой из систем и поиска оптимальных моделей их функционирования.

  3. Впервые проводится системный анализ проектного потенциала в сфере электронных изданий и современных интерфейсов, исследуются оптимальные формы существования электронных изданий на данный момент.

  4. Даются практические рекомендации по проектированию современных электронных изданий на структурном и манипулятивном (интерфейсном) уровне.

  5. Впервые проводится разработка принципов проектирования электронных изданий на структурном и манипулятивном уровне.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Системный анализ индустрии издательского дела и возможностей представления информации в интерактивной среде.

  2. Принципы проектирования современных электронных изданий.

Практическая и научная ценность исследования состоит в нахождении принципов проектирования современных электронных изданий, наиболее полно отвечающих потребностям потребителей и использующих возможности интерактивной среды. Результаты могут быть применены на практике при решении ряда проектных задач: разработке информационных ресурсов, проектировании электронных изданий, работе с инфографикой и дизайном интерфейсов.

Исследование представляет интерес для дизайнеров, занимающихся проектированием изданий в классическом печатном виде и в интерактивной среде, а также разработкой информационных ресурсов и интерфейсов, и может быть использовано в качестве пособия для обучающихся по специальности "Дизайн" специализации "Графический дизайн" и аспирантов, занимающихся исследованиями в области искусствознания или издательской деятельности.

Соответствие паспорту научной специализации.

В соответствии с формулой специальности 17.00.06 – «Техническая эстетика и дизайн», охватывающей вопросы оптимизации творческих процессов проектирования, взаимосвязи художественных и технологических факторов, средств, приемов и способов проектирования изделий, связи традиций и современности, в исследовании определен потенциал разработки печатных изданий в интерактивной среде. Указанная область исследования соответствует областям исследования специальности, закрепленным в п. 7 «Методы и средства теоретического и экспериментального исследования процессов проектирования изделий дизайна» и в п. 14 «Принципы художественного оформления изделий и рекламы с учетом современных технологий».

Апробация и внедрение результатов. Материалы исследования использовались:

1. В статьях сборников научных трудов, в частности: «Культурное взаимодействие современных периодических изданий России и Запада и кризис периодики» (Международная научно-практическая конференция «Россия – Запад – Восток»: политическое, экономическое и культурное взаимодействие: история и современность», г. Тольятти), «Потенциал использования информационных технологий в сфере визуальных коммуникаций» (VII Международная научно-техническая конференция «Инновации и перспективы сервиса», г. Уфа), «Типографика в системе промышленного дизайна» (Пятая международная научно-практическая конференция «Наука – промышленности и сервису», г. Тольятти), «Сравнительный анализ особенностей восприятия текста на бумажном носителе и в интерактивной среде» и «Интерактивные технологии в дизайне как инструмент качественного изменения информации», (журнал «Известия Самарского научного центра РАН», г. Самара), «Особенности дизайн-структуры современных периодических изданий» (VI Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований», г. Днепропетровск), «Роль информационных технологий как модуляторов реальности. Акутальные направления развития интерфейсов» (Международная заочная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки», г. Тамбов).

2. В разработке учебно-методических комплексов в процессе преподавания дисциплин «Шрифт» и «Типографика» специализации "Графический дизайн" в Поволжском государственном университете сервиса.

3. При создании ряда дизайн-проектов печатных и электронных изданий, выполненных автором для различных компаний и издательств. Среди них – ИД «Афиша», дизайн-студия Cosmos5, креативное бюро MOST Creative Club (г. Москва), телекоммуникационная компания «АИСТ» и др. Ряд работ получили награды на международных и всероссийских конкурсах и фестивалях, в частности: первое место в категории «Многостраничники» на российском конкурсе дизайна «Грандизайно» (проект – журнал о графическом дизайне для студентов), вхождение в TOP-100 лучших работ российского дизайна по версии портала kak.ru (в 2009 и 2010 гг.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, списка используемой литературы и приложений. Объем работы составляет 205 стр. Список литературы содержит 120 наименований.

Принцип резьбы по камню как базовая форма письменной коммуникации

Сами периодические издания нуждаются в отдельном анализе. Следует отметить, что идея периодики (в виде отдельных мобильных носителей, в отличие от информационных досок в публичных местах) не могла возникнуть без необходимых технологических открытий, таких, как печать.

Прообразом газеты считают древние рукописные сводки новостей. Еще Юлий Цезарь начал публиковать «Деяния сената», а затем «Ежедневные общественные деяния народа». Римские газеты представляли собой глиняные дощечки, на которых записывали хронику событий. Примерно с 911 года в Китае начал выходить «Цзинь бао» («Столичный вестник»). [82]

Уже в 17 веке в Европе периодические издания приобрели знакомую нам форму. Журналы и газеты той эпохи вьшолняли примерно те же функции, что и сегодня - донесение информации и неких идей (будь то веяния моды, философские размышления или художественные манифесты) либо развлечение. Они не только сыграли весьма важную роль как новые каналы коммуникации, но и имели большое значение для эволюции представлений об организации информации.

В материально-графическом воплощении текста можно выделить 2 ключевых аспекта: 1) пластические особенности букв и общая картина письма; 2) структурная и пространственная организация. Можно заметить, что во всех описанных выше исторических примерах оба аспекта находились в тесной связи - определенной технике письма (вспомним, что печать - тоже письмо) соответствовали определенные формы букв, особенности типографической композиции и свойства носителя (будь это глиняная табличка, рукописный свиток или ранние печатные книги). Независимо от объема носителя и его характера (деловой, бытовой, религиозный и т.д.) общее впечатление оставалось неизменным. Например, акциденция (т.е. «малые» печатные жанры) строилась по законам композиции книжного титульного листа, а церковные книги были внешне неотличимы от художественной литературы. В качестве примера на Рис. П.1.21 приведены уличное объявление и разворот из книги 18 века.

Данный пример хорошо иллюстрирует пластическое и композиционное подобие, свойственное всем жанрам печати той эпохи, включая журналы и газеты. Конечно, это не отменяло жанровых различий. Если главной функцией газеты было информирование, то первые журналы имели, прежде всего, развлекательный характер. «Прообразами первых развлекательных журналов были не книги, а богато иллюстрированные придворные календари, назьшавпшеся альманахами, и атласы с географическими и астрологическими картами». [45]

Хотя всем изданиям той эпохи свойственно определенное единство не только на уровне стилистики (что само собой разумеется), но и на уровне организации материала, тем не менее, уже изначально сама идея журнала подразумевала синтез текста и иллюстрации, что не столько меняет подход типографа и художника при работе над изданием, сколько определяет соотношение текст-иллюстрация и их соподчинение.

Таким образом, при внешнем визуальном различии (заключавшемся в степени «плотности» текстового материала), журналы, газеты и книги (как и акциденция, наподобие приведенного выше объявления) придерживались одной и той же схемы, главными чертами которой были осевая симметрия и пассивность пробельного материала. То есть: 1) все элементы композиции стремились подчиниться единой осевой вертикали и 2) печатные элементы более или менее равномерно заполняли наборную полосу, пробелы использовались исключительно как их разделители и ограничители, но не как самоценные детали композиции. На Рис. П. 1.22 показаны практические идентичные по построению первые полосы журнала Journal des Scavans и газеты Reuieil des Gazettes, выходивших в середине 18 в. Первой европейской газетой, сделанной на современный лад, можно считать La Gazette. (Рис. П. 1.23) В первую очередь, ощущение ее «современности», конечно же, создается за счет использования колонной верстки и оживляющих лист приемов (например, верстки в оборку), широко применяемых двумя веками ранее, но отторгнутых строгой типографикой классицизма, надолго разделившей текст и изображение. В дальнейшем количество колонок увеличилось, но в целом сохранялась плотная заполненность листа информацией и определенная визуальная монотонность (можно вспомнить, что первые осознанные и пршщипиальньїе эксперименты с активным белым начнутся лишь в 20 в.). На Рис. П. 1.24 показана многоколонная верстка.

Ситуация коренным образом изменилась в конце 19 века - время слома стилистических и дизайнерских парадигм и «бесстилья» (то есть, впервые -отсутствия «большого стиля»). Стремительно множащиеся газеты приобретают дробный вид, информационные блоки сокращаются в размере и растут в количество, стремясь охватить большее максимальный объем событий, без лишних подробностей. На Рис. П. 1.25 приведен образец газеты конца 19 в. Следует помнить, что это также время расцвета рекламы, наложившей свой отпечаток на всю последующую шрифтовую и типографическую эволюцию. Можно заметить, что впервые за все время существования типографики в ее современном понимании, текст теряет цельность «полотна», разбивается на отдельные самоценные фрагменты, находящиеся зачастую и на разных «слоях» композиции (задеиствуется третье измерение типографики). В какой-то степени это можно считать возвратом к непринужденной типографике ранних печатных книг и рукописных кодексов, но в данном случае арсенал типографа обогащен несколькими веками технологической и эстетической эволюции, в его распоряжении находятся сотни политипажей (готовых наборных орнаментальных и иллюстративных элементов), различных линеек, а ближе к концу столетия, и декоративных шрифтов. Таким образом, теряется присущая исторически более ранним примерам пластическая цельность, возникает дробность не только на композиционном, но и стилистическом уровне. Это , конечно, не отменяет наличие четкой конструкции, диктуемой самой техникой металлического набора, «разводящей» все элементы по местам, в отличие от рукописных и ранних печатных образцов, где текст деформируется подобно глине, ложась в отведенное ему пространство. На Рис. П. 1.26 проводится сравнение рукописи середины 15 в. и газеты конца 19 в. Неудивительно, что ближе к концу века процесс «размножения стилей» (нашедший свое отражение, конечно же, во всех областях искусства) породил стойкую потребность в «новом стиле», который собрал бы воедино пестрый ковер эклектики.

В журнальном дизайне происходили схожие процессы, с тем лишь отличием, что здесь ключевым моментом стало разнообразие иллюстраций (а не типографических ходов) и способов взаимодействия их с текстом. Возникнув изначально с целью развлечения, журналы навсегда запечатлели это в своем собирательном образе - и в наши дни их скорее просматривают, чем читают. Зачастую сам текст превращался в картинку, а картинка - в текст, что достигалось в основном за счет орнаментально-декоративистских ходов, а не за счет работы с «чистым» типографским материалом. Упомянув инверсию текста и изображения (инверсия - способ взаимодействия типографией с изображением, при котором сам типографический материал берет на себя образно-изобразительные функции [76]), следует обратить внимание на то, что во все времена предпринимались попытки превращения текста в нечто большее, чем определенным образом закомпонованную информацию, задействования его потенциала, как активного композиционного и смыслового пятна. Примеры этому можно найти и в средневековых рукописях и в более поздней печатной литературе. В качестве яркого примера можно вспомнить типографическую иллюстрацию в форме головы короля Луи-Филиппа в газете Le Charivari за 1834 год. (Рис. П. 1.27) Удивляет современность хода - стоит только обратить внимание на контрформы, также выполненные в стиле наборных элементов и близкие нам, знакомым с текстографикой интернета. (Рис. П. 1.28) Но, конечно же, не экстремальные типографические эксперименты (время которых настанет чуть позже - в первом десятилетии 20 века), а сама организация текстовых и изобразительных блоков, потока разворотов в целом выделила газету и журнал как отдельные жанры. Уже в начале 20 века сложилось четкое представление о периодике как, в первую очередь, динамичном жанре, постоянно изменяющемся, но остающимся узнаваемым. Таково главное требование к любому журнальному или газетному макету, который можно сравнить с конвейером, вьщающим образцы продукции (при этом родственные, но не идентичные друг другу) стабильного качества в стабильные сроки. Единственное отличие, что если в журнале «деталями» являются прежде всего визуальные образы - синтез картинки и текста, то в газете это в первую очередь текстовая информация.

По словам известного газетного дизайнера Алана Якобсона, структурная и пространственная организация текста в современной периодике имеет большее значение, чем шрифтовые или типографические нюансы. [55]

Таким образом, в качестве главных особенностей (в организации текста), отличающих периодические издания от книги как архетипичного носителя текста, можно выделить следующие: 1) Необходимость создания гибкой структуры, воспринимающей от выпуска к выпуску материал различного характера и объема - то есть работа с потоком информации, а не отдельными неизменными фрагментами. 2) Широкое задействование акцидентных приемов типографики для создания иерархии, акцентов или просто большей художественной выразительности.

Физические ограничения экранного текста

Немаловажным фактором при работе с любой информацией также является наличие или отсутствие посредников. При сравнении электронного текста с текстом на бумажном носителе можно заметить, что «бумажное» восприятие осуществляется через непосредственный физический (манипуляции с книжным, листовым изданием) и визуальный контакт (постеры, афиши). Восприятие же электронного текста всегда опосредовано. В виде посредников выступают различные вводные устройства и манипуляторы, интерфейсы, экраны, задействуются различные программные алгоритмы и т.д.

Для сравнения: чтобы перевернуть книжную страницу человеку необходимо осуществить одно физическое движение, прямо воздействующее на носитель. При этом текст со страницы книги воспринимается за счет отраженного света и механизма зрительного восприятия человека. Когда же пролистывается экранная страница, то задействуется целая система, включающая в себя действия самого человека и цепочку технических устройств: рука человека, устройство ввода (мышь, клавиатура, тачпад, планшет), программа-драйвер, обеспечивающая взаимодействие устройства и системы, программа отображения электронного документа, реагирующая на команды вводного устройства и драйвер дисплея, отвечающий за формирование изображения на экране. Восприятие же текста происходит за счет свечения самого монитора. Лишь в бук-ридерах, устройствах, предназначенных для чтения книг, экран не имеет собственного свечения, что полезно для глаз и позволяет воспринимать текст более естественно.

К особенностям виртуальной среды следует отнести и то, что перевод текста из печатного в электронный формат приводит к некоторому обезличиванию информации точно так же, как печатная техника обезличивает рукописный текст. Печатная краска придает рельеф букве, иногда видимый невооруженным глазом, бумага - вещественность, имея фактуру, толщину, запах, пластичность. Текст, напечатанный на бумаге, кажется чем-то неизменным - посланием, вещественно засвидетельствованным автором. Его уже нельзя отменить или внести серьезные изменения, в подобном случае, это будет уже фальсификация или плагиат. Буква на экране - пучок электронов или набор диодов, которые произвольно отобразили эту форму; они непостоянны, они являются временными носителями послания, тогда как бумага, как правило - носитель без возможности перезаписи

Все экземпляры печатной книги - оригиналы, так как нельзя считать оригиналом полиграфические пленки, поскольку они имеют лишь производственно-техническую ценность, представляют собой этап производства полиграфической продукции. По словам Владимира Кричевского: «...при воспроизведении изображений, изначально созданных для воспроизведения, оригинал и репродукция меняются местами». [28]

Текст на экране монитора - всегда копия, его оригинал - файл, содержащий последовательность глифов (глиф - отдельный знак) в виде их номеров по одной из компьютерных кодовых таблиц (ANSI или Unicode), описание примененного к ним форматирования (размер, шрифт, цвет и т.д.). При этом параметры форматирования могут быть не жесткими и меняться от ситуации к ситуации. Например, текст на одном и том же сайте может поменять внешний вид, в зависимости от выводного устройства (монитора, принтера) или системы компьютера. Экран (понимая под экраном и само выводное устройство, и его программное обеспечение) - интерпретатор файла. Он выдает изображение того, как МОГ БЫ ВЫГЛЯДЕТЬ этот код. Оригинал же всегда хранится в модуле памяти и вызывается к жизни («тиражирует» на экран свою «копию») лишь по требованию пользователя.

Исходя из вышесказанного можно заключить, что бумага не интерпретирует текст, а может лишь сообщить ему дополнительную выразительность, в то время как текст в виртуальной среде - всегда интерпретация, зависящая это свойств экрана, программного обеспечения, выставленных пользователем настроек и многих других параметров.

Сам фактор интерпретации и независимости сообщения от носителя является одним из определяющих моментов в разработке цифровых изданий (а также электронных сетевых публикаций) и будет рассмотрен в следующей главе.

Несомненно, интерактивная среда как носитель информации обладает рядом весомых преимуществ по сравнению с классическими печатными технологиями. Кратко их можно охарактеризовать следующим образом: 1) Широкие возможности оперирования с информацией, в первую очередь текстовой. Нематериальность текста позволяет свободно управлять им - копировать, вносить изменения, в том числе параллельно с процессом восприятия. 2) Возможность нелинейного повествования за счет создания активных участков текста (гиперссылок), отсылающих к другим фрагментам информации (в печатных изданиях эту роль играют сноски, но оперирование ими не столь удобно и эффективно, в силу материальной природы) или активирующих всплывающие комментарии. Таким образом, интерактивная среда как нельзя лучше подходит для публикации различных справочников, энциклопедий, словарей. 3) Возможность дополнения вербальной информации визуальными эффектами, анимацией, звуком, что очень удобно для увеличения наглядности или производимого эффекта. В то же время, восприятие электронных документов (периодических изданий, книг) существенно проигрывает печатным изданиям по психологическому комфорту и удобству на уровне простого манипулирования. Преимущества виртуального текста оборачиваются его же недостатками, из чего можно заключить, что в настоящее время стоит проблема привнесения преимуществ печатных изданий в интерактивную среду.

Резюмируя, можно отметить, что сейчас как никогда необходимы новые принципы подачи информации (как текстовой, так и графической), адекватные носителям, но максимально использующие преимущества 600-летнего периода книгопечатания.

Возможности существования книги в интерактивной среде

Оптимально подходящие для обмена информацией, глобальные сети стимулируют миграцию многих процессов в цифровой формат. Наиболее явным примером является электронная почта, в некоторых аспектах полностью вытеснившая обычную. Вполне закономерно, что новая, более эффективная, быстрая и удобная среда, в потенциале несущая неисчерпаемые возможности становится объектом повышенного интереса со стороны всех, кто так или иначе связан с процессами производства, транслирования и обмена информацией. Тем не менее, простой механический перенос старых технологий и подходов в новую среду не представляется возможным в силу самой специфики взаимодействия с виртуальным пространством, где требуется, прежде всего, принятие новых принципов работы с информацией и новой логики поведения. Таким образом, встает задача освоения новых "территорий" - так человек, впервые столкнувшись с водной средой, отличающейся по характеристикам от сухопутной, был вынужден изобретать способы взаимодействия с ней. Перенося данную аналогию на виртуальную среду, можно заметить важное отличие -человек здесь одновременно творец и колонизатор. Однажды запущенный механизм продуцирует новую реальность посредством реципиента, но неподконтролен ему в целом.

В отличие от водной среды или космического пространства, при взаимодействии с виртуальной средой главной целью реципиента является не выживание или подчинение ее себе, а выявление всех возможностей и использование их для интенсификации своей жизнедеятельности. Последний тезис требует пояснения: рассматривая различные аспекты человеческой жизнедеятельности, будь то взаимодействие с другими индивидуумами, создание материальных и духовных благ, усвоение и обработка информации, развлечения и т.д., можно заметить, что практически каждый из них может быть модифицирован в сторону увеличения КПД, ориентируясь на измеримые показатели. Последнее является необходимым уточнением в свете того, что многие аспекты с трудом поддаются измерению или приобретают двусмысленный оттенок - так возможность постоянного общения с большим количеством собеседников в социальной сети не гарантирует качества получаемой информации или даже удовольствия от процесса общения. Это говорит о том, что даже в эпоху максимальной автоматизации многих аспектов жизни решающую роль все равно играет человеческий фактор.

В настоящий момент возможности реализации печатных изданий в цифровой форме осложнены рядом факторов, как технических, так и человеческих. В первую очередь это касается не решенного противоречия между формой и содержанием электронных изданий в целом заключающегося в попытке прямого копирования «бумажного» издания в интерактивную среду и оборачивании его электронной оболочкой. Таким образом, в большинстве случаев форма и содержание либо независимы друг от друга, либо вступают в конфликт. Проблема взаимоотношений формы и содержания существует столько, сколько существует сам художественный процесс как осмысленная деятельность, но особый интерес к данной теме возник в конце 20в., в период смены модернистской парадигмы формообразования на постмодернистскую. Так В.Ф. Сидоренко определяет форму в отношении к содержанию как классическую и контрформу: «Диалектика формы и контрформы в художественном процессе задана уже самим наличием «рамки», собирающей внутри себя содержание, и атакой на «рамку», размыкающей форму и рассеивающей содержание. Эта диалектика пронизывает художественный процесс, в каком бы измерении мы его ни рассматривали». [51]

Данная проблема и прочие факторы, осложняющие процесс перевода печатных изданий в интерактивную среду, рассмотрены ниже.

Наиболее очевидной причиной, затрудняющей адекватный переход печатных изданий в интерактивную среду, является недостаточная освоенность современных технологий, которые, потенциально неся массу возможностей, до сих пор не имеют достаточно проработанного инструментария и проектных подходов, систематизирующих процесс разработки изданий, вследствие чего -технологический потенциал используется лишь частично, ограничиваясь очевидными ходами, наследуемыми от стандартных интерфейсов операционных систем.

Еще одним моментом, ограничивающим возможности читателей при обращении к электронным изданиям, является их размер, выраженный в мегабайтах. В данном аспекте стремление издательских домов максимально приблизить электронные версии к печатным по наполненности приводит к тому, что их размер возрастает до 100, а в отдельных случаях (например, у Wired) -250 мегабайт. Внедрение интерактивного и видеоконтента еще также способствует увеличению веса файла. Это приводит к тому, что зачастую покупателю проще дойди до ближайшего киоска с бумажным аналогом издания, чем по 30-40 минут дожидаться его загрузки через интернет. С другой стороны, технологии связи продолжают эволюционировать, постепенно наращивая пропускную способность, тем не менее, в данном случае приемлемое время загрузки должно быть в 5-6 раз меньше, чего современные интернет-технологии не смогут позволить еще несколько лет, в течение которых развитие отрасли электронных изданий будет серьезно тормозиться. [108]

Осознав данную проблему, некоторые издательские дома начинают сокращать объемы цифровых версий своих изданий. Также можно отметить, что опыт вынужденного сокращения контента может благотворно сказаться не только на объеме продаж электронных изданий, но и на самой их форме -выбирая самое основное, достойное перенесения в цифровую интерактивную форму, переформатируя ту или иную информацию для более емкого представления, издатель облегчает процесс потребления информации своим читателям, уменьшает долю информационного шума и позволяет электронному изданию обрести лаконичную завершенную форму.

Следует отметить общий недостаток большей части приложений для чтения книг и журналов в электронном формате - практически всегда в их интерфейсе используется эффект натурализации реальной бумажной страницы (периодически дополняясь визуальной имитацией перелистывания). Данный факт свидетельствует о главной проблеме всей отрасли электронного издательского дела - психологической инерции разработчиков изданий, стремящихся облечь новый тип медиа в «привычную» форму, что приводит, как уже упоминалось, к необдуманному копированию формальных свойств печатных изданий в ущерб их структурным и функциональным достоинствам. Виктор Брет, бывший сотрудник компании Apple, занимающийся разработкой инновационных интерфейсов, задает в своем эссе на тему эволюции информационного дизайна Magiclnc закономерный вопрос: «Если интерактивная среда (программное обеспечение) не может представлять информацию так же хорошо, как бумага, разве можно считать это прогрессом?». [109]

Подавляющее большинство недостатков современных интерфейсов является следствием того, что их разработчики мыслят «машинными» аналогиями, сравнивая программное обеспечение с реальными механизмами. Проводя параллель между программным обеспечением как объектами виртуальной среды и предметами нашего быта как объектами среды реальной, имеет смысл вспомнить принципы взаимодействия в условиях предметной среды. Дональд А. Норман называет в качестве главного условия взаимодействия формирование ментальной модели (то, как мы оперируем тем или иным устройством). [38]

Введение информационных слоев и обратная связь с реципиентом как метод интенсификации восприятия издания

В процессе исследования было выделено три возможности улучшения восприятия информации посредством работы на уровне интерфейса:

1) Обдуманное использование графических возможностей.

Основное достоинство подобного подхода - увеличение наглядности. Любые параметры могут быть описаны в виде текста. Это более привычная нам форма, чем кнопки, пиктограммы и сокращения. Также любое слово можно превратить в интерактивный элемент, значение которого может изменяться. Данньш подход уже используется в некоторых технологиях разработки сетевых ресурсов, например - в проекте Джереми Растона Tiddly Wiki. [118]

Один из основных принципов инфографики - изменяться должны данные, а не их графическое отображение. (The Visual Display of Quantitative Information) Это означает, что количество измерений в графике должно совпадать с количеством измерений в данных. Конечно, и из этого правила есть исключения, когда производится большее впечатление без искажения самой информации. Так, в свое время Вильям Плейфайр использовал для одной из своих схем круги (фигуры с 2 измерениями) для отображения 1 типа данных - площади городов, хотя это можно считать небольшой корректировкой принципа - соответствие не количества типов, а сути данных и их графической интерпретации.

Этот же подход должен быть спроецирован на интерфейс - построенный больше по вербальным принципам и использующий описания вместо условных кнопок, что создаст впечатление диалога, а не работы на некой виртуальной машине.

2) Относительная навигация.

В противовес абсолютной - навигация, возникающая из контекста (куда именно мы хотим попасть), постепенно уточняющая наши действия, она базируется на истории отношений с информационным объектом и его средой и может быть также представлена как набор «ярлыков» в информационном пространстве.

Можно сформулировать один из видов реализации относительной навигации как векторную навигацию, кратко характеризуемую следующим образом: «Если хотите попасть куда-то, вам в ту сторону». С данной точки зрения, современной навигационный инструментарий - колонцифра - является позиционной навигацией, отображающей лишь наше текущее местоположение. Тем не менее, при работе со сложноструктурными объектами с нелинейной логикой повествования сложно выявить какую-то четкую последовательность, недвусмысленно обозначающую наше местоположение в пространстве издания. Таким образом, навигация должна скорее предлагать направление движения. В то же время, с целью недопущения разрастания навигационного аппарата в интерфейс могут быть внедрены многофункциональные элементы.

Принцип многофункциональности является одной из обязательных составляющих инфографики. Многофункциональные элементы могут существенно улучшить графику. Например, использование самих данных в качестве графики (цифры в диаграмме за счет компоновки приобретают второе значение). Практически любой элемент может быть переосмыслен с точки зрения многофункциональности (как с точки зрения информационной, так и графической составляющей). Так оси графика превращаются в ограничительные шкалы, отображающие экстремумы данных, а часто бесполезная сетка может стать несущим информацию элементом. [77]

Одним из вариантов применения данного принципа в навигации может быть плавающая колонцифра, перемещающаяся вдоль горизонтального поля, показывая не только номер текущей страницы, но и ее положение в общем пространстве документа. Также сама колонцифра может быть элементом скроллинга (при воздействии на нее осуществляется переход по материалам). Теоретически это позволяет ввести второе измерение в иерархию документа, превратить его из последовательности в карту страниц, где за вторую ось будет отвечать вторая колонцифра на вертикальном поле.

Каждое проявление интерактивности должно приводить к изменению состояния системы. Таким образом, после каждого изменения системы пользователь должен видеть последствия и планировать следующие действия.

В каком-то смысле, можно считать это проявлением особенностей естественной среды - в предметном мире каждый акт взаимодействия так или иначе меняет систему.

В качестве примера можно привести следующий: возьмем простой объект -яблоко. Каждое наше взаимодействие с ним изменит его принципиальное состояние. Например, мы можем его съесть, раздавить, запечь, нарезать на ломтики. В любом случае оно изменит свои свойства, перейдет в новое состояние. Но нельзя (или не имеет смысла), например, сделать его кубической формы или покрасить в синий цвет (изменятся только внешние характеристики, но никакие из свойств или состояние яблока). Точно так же, в цифровой среде объекты меняющие свой внешний вид, но влекущие за этим изменение состояния системы, по меньшей мере будут бесполезны, а скорее всего запутают пользователя.

4) Разделение возможностей пользователя при работе с приложением на уровни. Необходимо уйти от стремления выносить все функции на первый план. Приложение должно функционировать как единое целое, без зримого разделения на "интерфейс" и "контекст". Тем не менее, функции, расширяющие возможности пользователя (плюсы современных технологий и интегрированность в локальный (среда пользователя) и глобальный (вся информационная среда) контекст) должны сохраняться, но уходить на второй уровень восприятия. Хорошим примером являются особенности интерфейса некоторых приложений для потребления информации (например, Amazon Kindle) - при выделении слова или клике на нем выводить контекстное меню с доступом к словарю, браузеру, закладкам и т.д.

Похожие диссертации на Дизайн печатных изданий в интерактивной среде