Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования Корытов Александр Владимирович

Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования
<
Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Корытов Александр Владимирович. Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования : Дис. ... канд. техн. наук : 17.00.06 : Москва, 2004 250 c. РГБ ОД, 61:04-5/4204

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Исследование исторических предпосылок введения бионики в процесс проектирования ювелирных изделий ... 11

1.1. Анализ современного уровня процесса художественного проектирования ювелирных изделий 9

1.2 Анализ развития технологии создания ювелирных изделий 17

1.3. Формирование бионики, как междисциплинарной области научного знания 26

1.4. Применение бионики при проектировании костюма, архитектуры, техники 34

Выводы по главе 46

Глава II. Исследование бионических принципов формообразования ювелирных изделий 47

2.1. Выбор и обоснование методов исследования 47

2.2. Определение бионических принципов формообразования ювелирных изделий XX века 48

2.2.1. Стиль АртНуво (1880-1915) 48

2.2.2. Стиль Art Песо (1915-1940) 69

2.2.3. Стилевые направления периода с 1940 по 1960 гт. 84

2.2.4. Стилевые направления периода с 1960 по 1980 гт. 92

2.2.5. Стилевые направления периода с 1980 по 2001 г. 98

Выводы по главе

Глава III. Разработка теоретических основ бионического формообразвания ювелирных изделий

3.1. Построение структуры бионических исследований 111

3.2. Определение структуры бионического моделирования ювелирных изделий 131

3.3. Определение функциональных параметров ювелирных украшений, как основы запроса к бионической системе 136

3.4. Определение эргономических и технологических параметров ювелирных изделий 138

3.4.1. Определение эргономических и технологических параметров формы кольца... 139

3.4.2. Определение эргономических и технологических параметров формы кулона 140

3.4.3. Определение эргономических и технологических параметров формы серьги 143

3.5. Применение компьютерных технологии при проектировании и изготовлении ювелирных украшений 148

3.5.1. Растровая графика 149

3.5.2. Векторная графика... 151

3.5.3. Фрактальная графика 153

3.5.4. Трехмерная графика 153

Выводы по главе 163

Глава IV. Апробация метода проектирования ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования в условиях промы1шшнного производства 164

4.1. Определение концептуальных направлений экспериментальных коллекций и единичных ювелирных изделий 164

4.2. Проектирование коллекции ювелирных украшений Lanata . 167

4.3. Проектирование коллекции ювелирных украшений Basic0405 Hans Jensen 174

4.4. Проектирование коллекции ювелирных украшений Trilhant : 178

4.3. Проектирование индивидуальных проектов ювелирных изделий 184

Выводы по главе 188

Заключение 189

Терминологический словарь 192

Библиография 195

Приложения

Введение к работе

В настоящее время в России в области производства ювелирных изделий (ЮИ) наблюдается тенденция к снижению их художественного уровня. Это связано с комплексом причин, таких как: отсутствие отечественной и переведенной зарубежной литературы по проектированию ЮИ; неразработанность научных концепций и современных методов проектирования ЮИ; отсутствие практических наработок по применению современных высокоэффективных компьютерных технологий. Нельзя не отметить довольно позднюю (конец 90-х гг. XX в.) организацию вузов, обучающих специалистов в области ювелирного дизайна. Как следствие, отечественные ЮИ, изготовленные в период с 1980 по 2000 гг., уступают мировым стандартам, прежде всего по уровню дизайна и новым конструктивным решениям.

Научными исследованиями и практикой производственной деятельности в стране и за рубежом доказана целесообразность использования основных положений науки бионики для проектирования объектов в машиностроении, архитектуре, костюме и других областях.

Современная индустрия ; моды требует постоянного обновления ассортимента и создания конкурентоспособной продукции на основе использования новых дизайнерских и технологических концепций. Применение законов бионики для создания моделей ЮИ и процессов их проектирования открывает возможность создания принципиально новых конструкций изделий. Кроме того, активное введение в производство ЮИ современных компьютерных технологий позволяет значительно ускорить процесс разработки и внедрения новых моделей.

Сквозное автоматизированное проектирование ювелирных изделий (САП ЮИ) предполагает применение технологий компьютерной графики в процессе проектирования ЮИ от концепции и эскизов будущего изделия до изготовления модели и самого изделия на специализированном оборудовании трехмерного прототипирования. Применение технологий быстрого прототипирования гарантирует автоматизированное построение модели ЮИ, которое достаточно сложно или невозможно изготовить

вручную, позволяет сократить затраты на изготовление изделия, увеличить скорость обновления ассортимента ювелирных изделий.

Таким образом, отсутствие объективных научных данных о возможности применения метода САП ЮИ на основе законов бионического формообразования обусловили актуальность и выбор темы данного диссертационного исследования.

Актуальность темы.

Существующие труды по созданию ювелирных украшений (Э. Бреполь, В,И. Марченков) [5, 6] главным образом описывают технологию изготовления известных конструктивных элементов, не предоставляя алгоритма для их развития и создания новых разработок технологических узлов.

Другая группа работ (М.М. Постникова-Лосева, Р.А. Ванюшова, Е. Ананьева, П. Бирбаум) [3, 4, 8, 11] носит исследовательский, энциклопедический характер, демонстрирует предметы ювелирного искусства и рассказывает об истории развития стилевых направлений.

Таким образом, выявлено, что трудов, направленных на комплексное решение проектных задач ювелирного дизайна нет.

В результате литературно-исторического анализа мы установили, что создание ювелирного дизайна, прежде всего, основано на аналогиях с образами и конструкциями живой и неживой бионической материи. Это способствует решению задач образно-идейного содержания и вариантов технических решений формы ювелирного изделия. Осмысленно или интуитивно художник-ювелир применял, как в прошлом, так и в настоящем, бионические аналогии формообразования.

Формирование первой теории системного проектирования ювелирных украшений должно происходить по пути междисциплинарного синтеза научных дисциплин, таких как: теория художественного проектирования, теория бионического моделирования объектов дизайна и архитектуры, теория компьютерной 3D и 2D графики и технологий быстрого трехмерного прототшшрования.

6 Цель исследования

Целью работы является разработка метода сквозного

автоматизированного проектирования ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования, с привлечением средств компьютерной графики и аппаратного обеспечения технологий быстрого прототипирования, для создания и внедрения в производство новых форм ювелирных изделий, сокращения времени внедрения и снижения себестоимости производимой продукции.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

изучение принципов и методов бионического формообразования ЮИ в XX веке и составлении классификации бионических прототипов природных мотивов, используемых при проектировании ЮИ;

построение классификации ювелирных изделий XX века по основным ассортиментным группам;

изучение законов бионического формообразования природных систем, путей морфологического роста и развития бионических форм;

определение функциональных характеристик ювелирного изделия (стилистических, эргономических и технологических параметров);

адаптация существующего в бионике метода дифференциации природных структур для формирования запроса на поиск бионической аналогии формы, структуры и конструкции ЮИ;

анализ функциональных возможностей современных технологий компьютерной графики в процессе проектирования ЮИ;

определение структуры процесса бионического моделирования ЮИ на основе принципа взаимосвязи функции и формы и разработке алгоритма процесса САП ЮИ;

апробация полученных результатов работы на примерах проектирования и производства различных видов ювелирных изделий;

Объектом исследования является - процесс формообразования в ювелирном искусстве XX века.

Предметом исследования является: бионическое формообразование предметов ювелирного искусства XX века.

Методологическую основу исследования составили положения теории бионических исследований и моделирования объектов архитектуры и дизайна. Для решения поставленных задач так же использовались методы эмпирического и теоретического познания. В качестве инструмента в диссертационной работе использовались методы: структурно-графический, методы математической статистики, компьютерного моделирования.

Теоретические основу исследования составляют труды Леонардо да Винчи [25], И.Ф. Гете [26] , Г. Земпера [18] , как основоположников бионического подхода в искусстве, отразившегося в стремлении к изучению природы и постижению божественной красоты - совершенства, творений природы для решения прикладных задач декоративно-прикладного искусства и архитектуры.

На формирование идей диссертации оказали влияние работы Гармаша И.И. [20] и Сергеевой Н.А. [19], посвященные организации и проведению бионических исследований, СП. Капицы [58] - ученого, пропагандирующего развитие междисциплинарных связей в науке; И.Ш. Шевелева, изучавшего законы формообразования природных объектов с позиций математики, Ю.С. Лебедева [22] - основоположника развития архитектурной бионики в нашей стране, В.Н. Козлова [32] и Т.В. Козловой [29, 31], работы которых оказали большое влияние на формирование теории дизайна и становление художественного проектирования, как области научного знания. Э. Бриполя [6] - крупного специалиста по технологии изготовления ювелирных украшений, М.М. Постниковой-Лосевой [3] - историка-искусствоведа, занимающейся изучением истории развития ювелирного искусства в России. М. Марова [54, 55] - специалиста в области инженерной и компьютерной

s графики, автора трудов, посвященных трехмерному моделированию всевозможных объектов нашего мира. На защиту выносятся:

Структурная схема процесса бионического проектирования ювелирных изделий,

Метод определения эргономических и технологических параметров ювелирных изделий.

Научная новизна:

Разработан алгоритм определения функциональных критериев ювелирного изделия, заключающийся в анализе стилистических, эргономических и технологических аспектов формообразования;

Определена структура бионического исследования и моделирования природных форм;

Разработана структура применения технологий компьютерной графики и трехмерного быстрого прототипирования для проектирования ювелирных изделий.

Практическая значимость:

Научно-практическая значимость работы заключается в создании первого метода проектирования ювелирных изделий, разработке информационной базы по бионическому исследованию и моделированию ювелирных изделий, а так же метода применения технологий компьютерной графики в процессе создания ювелирных изделий.,.

Разработанный метод проектирования, возможно, применять в производстве ювелирных изделий на предприятиях, а так же использовать в процессе обучения дшайнеровчовелиров в высших учебных заведениях.

Апробация работы:

На основе разработанного в диссертации метода сквозного автоматизированного проектирования ювелирных изделий на основе бионического формообразования с применением технологий компьютерной графики осуществлено:

1. Проектирование и промышленный запуск коллекции ювелирных
украшений BASIC 0405 для ювелирного дома Hans Jensen.

2. Проектирование и дромьшшенный запуск коллекции ювелирных
украшений Trilliant для фирмы «Е. Заке. Художники-ювелиры».

  1. Проектирование коллекции ювелирных украшений Lanata для дизайн-студии Lanata.

  2. Проектирование и промышленный запуск 50 единичных изделий по индивидуальным проектам для фирмы Hans Jensen.

  3. Некоторые положения метода использовались в процессе обучения студентов на факультете прикладных искусств (отделение ювелирного дизайна) в МГТУ им. А.Н. Косыгина с 2001 по 2004 тт.

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

  1. Корытов А.В. Проектирование ювелирных украшений на основе законов бионического формообразования. // Сб. тезисов докладов Всероссийской научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности». (ТЕКСТИЛЬ-2003) // М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. С. 334.

  2. Корытов А.В., Козлова Т.В. Концепция развития и совершенствования технологий дизайнерского проектирования ювелирных украшений. Информационно-методический журнал для профессионалов «FA3ION, MARKETING, DESIGN», Ks 5 - 6, М.„ 2003. С 72 -75.

  3. Корытов А.В. Бриллианты: мода и вечность. Журнал российской элиты «БУРЖУАЗИЯ», № 2, М., 2003. С. 114 - 115.

4: Корытов А.В. Вечное произведение искусства. Журнал «БОСС.

Бизнес: организация, стратегия, системы», Ш5, М, 2003. С.68 - 69. 5. Корытов А.В., Кузин А.А., Рудык А. На маленькие атедье

возлагаются большие надежды. Журнал для профессионалов моды

«Модный magazin». № 9, М, 2003. С. 40.

6. Корытов AJB-, Шаталова И., Кузин А.А. Ювелирные стили. Публикация эскизов аксессуаров и ювелирных изделий, разработанных по теме диссертационного исследования. М., 2004, С 164.

Объем диссертационной работы доставляет 250 страниц. Диссертационная работа содержит 117 рисунков, 4 таблицы и 6 приложении. Библиография состоит из 139 наименований.

Структура работы

Объем диссертационной работы составляет: введение, 4 главы, заключение, терминологический словарь, приложения.

Во введении обоснован выбор темы диссертационной работы, определены рамки исследования, сформулированы цель и задачи, описаны научная новизна и практическая значимость работы, и реализация результатов исследования.

В главе I осуществлен анализ уровня и составляющих процесса художественного проектирования ювелирных изделий в России . на протяжении XX века Исследуются предпосылки к применению бионики в процессе проектирования ювелирных изделий.

Вторая глава содержит исторический анализ бионических принципов формообразования ювелирных изделий ведущих мировых производителей XX века

В главе 3 проведена разработка теоретических основ по использованию законов бионического формообразования в ювелирных изделиях. Также здесь приводится анализ существующих технологий компьютерной графики и определяются возможности их применения в проектировании ювелирных изделий.

В главе 4 содержатся структура и результаты эксперимента по применению результатов исследования в процессе проектирования единичных ювелирных изделий и коллекций ювелирных изделий условиях промышленного производства.

Анализ современного уровня процесса художественного проектирования ювелирных изделий

В конце XIX - начале XX века Россия по уровню выполняемых ювелирных изделий занимала одно из ведущих мест в Европе. Этот период связан с именем Густава Фаберже и основанной им вПетроградев 1848 .году-фирмы «Фаберже».

На начальном этапе своего развития фирма занималась производством модных в то время массивных золотых браслетов, брошей и медальонов. Художественный и технический уровни исполнения этих изделий не отличались от продукции отечественных ювелирных предприятий того времени.

Ситуация изменилось после вступления в дело двух сыновей Густава Фаберже - Карла и Агафона Фаберже, которые получили художественное образование за границей. Художественная сторона изготавливаемой ііродукции заняла ведущее место в проектировании ювелирных изделий (см. рис. 1) «Как бы проста не была задуманная вещь, он рассматривал ее со всех точек зрения и не приступал к ее исполнению, пока не исчерпал всех возможностей и не рассчитал все эффекты. Достаточно сказать, что в ювелирных работах он редко довольствовался рисунком, но лепил восковую макетку и распределял на ней нужные камни, заботясь проявить красоту каждого из них. Крупные камни ждали неделями рисунок своих оправ» [11].

Именно в это время, в стенах фирмы, формировались первые отечественные методики по проектированию ювелирных изделий. «Надо было дать каждому камню наиболее выгодное назначение, не безразлично, будет ли он вставлен в брошку, кольцо или диадему; в одном предмете он может пройти и незамеченным, в другом - наоборот, все его качества будут выявлены. Затем нужно решить вопрос его «антуража», то есть чем он будет окружен. «Антураж» должен не умалять его качества, а выделять их, скрывая в то же время возможные его недостатки. Наконец, нужно придать ему то положение, при котором он отбрасывает наибольшее количество лучей» 111]. Таким образом, по этому высказыванию мы можем сформулировать основные этапы по изготовлению ювелирного изделия: разработка эскизов с учетом используемых камней; изготовление макета из воска; выполнение изделия в металле.

Выявленные этапы работы позволяют сделать вывод о формировании начальных положений методики изготовления ювелирных изделий, но, к сожалению не сохранилось никаких данных, описывающих процесс формообразования. Следует отметить композиционный прием построения ювелирного изделия, когда конструкция развивается от камня, являющегося композиционным центром ювелирного изделия. Этот подход сохраняет свою актуальность и в наше время.

Следует так же отметить уровень изготовления - при обнаружении малейшего недостатка в исполнении изделие отправлялось на переплавку и изготавливалось с начала. Этот радикальный метод работы формировал большую степень ответственности у мастеров фирмы, которые постоянно совершенствовали технологию изготовления и достигли большого технического мастерства.

Пристальное внимание к художественно-образному и технологическому содержанию изделия приводило к изготовлению высококачественных образцов, не уступающим европейским стандартам качества. Равенство этих двух составляющих процесса изготовления ювелирных изделий легло в основу работы фирмы.

Что касается вопроса о подготовки специалистов в области ювелирного дела, то по воспоминаниям главного мастера фирмы «Фаберже» Франца Петровича Бирбаума (1919 г.) можно представить уровень образования, качеством методик и доступность специальной литературы.

«Если перейти к самому мастерству, то главным тормозом его развития следует признать недостаток художественных и технических познаний у мастеров, отсутствие специальных школ и художественно-технической литературы. Существующие художествешю-промылгленные школы не выполняют своей прямой задачи - художественного и технического образования ремесленников, а создают либо художников, либо учителей рисования. Производству же нужны, прежде всего, образованные мастера-ремесленники». [11]

По мнению Ф, П. Бирбаума, за границей, помимо многочисленных специальных школ и курсов для ремесленников, существуют обширная художественно-техническая литература и периодические издания по отдельным производствам. Однако на тот момент в России не было не только оригинальных трудов по этим вопросам, но даже переводов с заграничных изданий. Таким образом, вызывает сожаление факт отставания уровня развития производства, хотя им вполне по силам бороться с заграничной конкуренцией. «Если иногда удается им выйти победителями в этой борьбе, то исключительно индивидуальными работами отдельных мастеров» [11].

Около 80% художников фирмы «Фаберже» являлись выпускниками центрального училища технического рисования барона Штиглица. Исходя из этого факта, мы можем предположить, что именно об этих учебных школах упоминал Ф.П. Бирбаум.

При таких условиях высококвалифицированные специалисты существовали только в стенах фирмы, где опыт работы приобретался непосредственно на производстве и передавался от мастера к ученику. Сотрудникам фирмы был доступен материал по ювелирному искусству, так как фирма находилась в постоянном контакте с Европой, а мастера и художники фирмы посылались на обучение в Европу.

Отсюда следует, что фирма «Фаберже» во всех отношениях являлась центром российского ювелирного искусства конца XIX - начала ХХ-го века. В дальнейшем, события 1917 года прервали деятельность фирмы, что привело к утере огромного наследия в виде документов и ювелирных изделий. В то же время, мастерские Павла Овчинникова и Ивана Хлебникова, продукция которых соответствовала уровню Фаберже, не прекратили своей деятельности, перейдя после первой мировой войны и революции на обработку драгоценных металлов и камней для технических целей. і

В конце 20-х годов ювелирное искусство в России пришло в полный упадок. Только в 40-х - начале 50-х годов начинается возрождение фабрик в Москве, Ленинграде, Свердловске (Екатеринбурге), некогда являвшихся крупными центрами ювелирного дела. К работе были привлечены специалисты, получившие образование еще до революции. В период с 1940-х по 1980-е гг. основным центром по подготовке квалифицированных специалистов по «художественной обработке металлов» был только Таллиннский художественный институт.

В конце 60-х годов, в Ленинграде был организован художественно-профессиональный лицей, занимающийся подготовкой ювелиров. Выпускники этой учебной школы, работающей и сейчас, составили целый пласт ювелиров Санкт-Петербурга. Вопросы формообразования ювелирных изделий решались только на уровне технологий изготовления. В 80-х годах в Москве был открыт Профессиональный лицей декоративно-прикладного искусства имени К. Фаберже. В лицее преподавались дисциплины, направленные на развитие навыков по технологии изготовления, и полностью отсутствовали предметы по проектированию ювелирных изделий. Предмет «композиция ювелирных изделий» сводился к выполнению копий ювелирных изделий и созданию собственных разработок, ориентированных на скопированные вещи.

Таким образом, катастрофическая ситуация с учебными школами, методиками обучения и специальной литературой к концу ХХ-го века не отличалась от ситуации» описанной Ф.П. Бирбаумом на начало ХХ-го века.

В 1998 году в Санкт-Петербурге Ковалевой Г.Н. был организован фонд поддержки образования и творчества художников-ювелиров «Форма». Фонд занимается организацией выставок в России и за границей и проведением специализированных форумов. В 2000 году фонд организует дизайн центр «Форма», который занимается подготовкой художников-ювелиров. Методы обучения базируются на программах Таллиннского художественного института, методических работах Баухауса и ювелирной школы в Пфурцхейме.

Выбор и обоснование методов исследования

Литературный анализ подразумевает работу над литературными источниками определенного периода времени с целью поиска интересующих данных. Нами определен период исследования: необходимо проанализировать ювелирные украшения, созданные в XX веке, мировыми производителями ювелирной моды. Основными источниками иконографического материала являются энциклопедические издания по периодам ювелирной моды XX века, выпускаемые издательствами Thames&Hudson, Antique collectors club, The Peppin Press, Harry N.Abrams inc., Dorling Kindersly book, а также иллюстративный материал по журналам мод, отдельным изданиям по истории ювелирных украшений. Периодических журналов по ювелирной моде не существовало до 70-х годов; Следует отметить, что периоды ювелирной моды, значительно уступают по временным показателям темпам смены мод в костюме. Это связано со статусом ювелирных украшений, позиционирующихся как вечное произведение искусства. Если мода в одежде меняется раз в год, то коллекции ювелирных украшений представляются на рынке интервалами от 1 до 10 лет. На этом этапе исследования перед нами стоит задача определения предпосылок и аспектов образования стилевых направлений в различные периоды XX века, определения стилевых черт, установления и определения уровня бионичности, выраженном в степени приближения формы ювелирного украшения к бионическому прототипу. Для этого использовались следующий комплекс методов: статистический сбор информации, необходимый для фиксации изменений интересующих нас параметров во времени и пространстве, что позволит впоследствии проследить динамику развития формообразующих процессов. структурный анализ для изучения параметров ювелирного изделия (стилевых черт), таких как: ассортимент - виды ювелирных украшений; бионический прототип - определение бионической аналогии с параметрами изделия - 2, 3, 4; художественные элементы - декоративные элементы формы - художественный аспект; композиция - определение механизмов построения художественного произведения, обусловленных его содержанием; конструкция - механизмы образования функционально эргономического аспекта. 2.2. Определение бионических принципов формообразования ювелирных изделий XX века

Стиль — это «исторически сложившаяся, относительно устойчивая общность признаков образной системы средств и приемов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания» [26]. Каждое стилевое направление можно описать набором стилевых черт, таких как, общая идея, образ, параметры формы, материалы и технология. В рамках данного исследования, нас интересует анализ стилевых черт, определяющих направления формообразования ювелирных украшений анализируемого периода.

Это направление «рождалось в атмосфере глубокой неудовлетворенности существующим искусством» и «ставило своей целью перевернуть сложившуюся еще со времен Возрождения традицию европейского искусства» [23]. «Новое искусство» возникло в различных странах Европы: во Франции оно получило название - Арт Нуво; в Италии -либерти, в Германии - югенддггаяь, в Бельгии - «змеиный стиль» (eel style), в России - модерн. Творчество всех художников Арт Нуво объединял интерес к природе и новое отношение к взаимодействию искусства и технического прогресса. «Вызрев из противоборства с машинным производством, Арт Нуво поднимало на недосягаемую высоту роль художника» (8).

Начало века в ювелирном искусстве характеризуется поиском новых форм, который происходил особенно динамично. Это связано с индустриализацией производства и, как следствие, повышением количества выпускаемой продукции. «Индустриальная революция позволила не только внедрить серийное производство изделий из драгоценных материалов, но и значительно удешевить их изготовление; материальная ценность вещей стала, чуть ли не единственным их достоинством» [8]. В этой сложной ситуации образовалось движение «Искусство и ремесла» (1880 г.), главные идеологи которого Джон Раскин и Уильям Моррис выступали за возвращение к системе ювелирных гильдий, когда ремесленники изготавливали вручную штучные, эксклюзивные украшения. Это воспринималось современниками, как возврат к прошлому не только в технологии, но и в дизайне украшений. ((Искусство и ремесла» послужили катализатором перемен в концепции-европейского декоративно-прикладного искусства, на волне которых возникло направление ((Новое искусство» (См. рис. 20).

Следующим фактором, повлиявшим на формирование Арт Нуво, явился повышенный интерес к декоративно-прикладному искусству Японии XIX века. Эта тенденция появилось у французских художников, которых привлекли детализированные природные мотивы японской керамики, текстильных изделий и фурнитуры, с применением эмали. Произошло заимствование пластических и композиционных приемов. Изображения листьев, цветов, птиц и змей составили образную идею Арт Нуво, а принцип реалистичного изображения природных мотивов стал ведущим художественным приемом.

Другое стилеобразующее воздействие - это повышенный интерес в Европе к коллекционированию цветов и чрезвычайной популярности ботаники. Развитие селекции новых видов растений, изначально растущих на Востоке, в Северной и Южной Америке, привело к появлению в Европе таких растений, как ирисы, фуксии, лилии. Все многообразие растительного мира стало объектом для дизайна и интерпретации в ювелирном искусстве.

Так, в 1856 году вышел альбом «The Grammar of Ornament» (A. О. Jones), где были приведены иллюстрации стилизованных флористических мотивов (ем. рис 21 - 22). А в 1870 году Christopher Dresser, доктор по ботанике и идеолог «нового искусства», опубликовал ряд статей о принципах формообразования в Арт Нуво, указывая на необходимость изучения природных форм. Все это стало наглядным пособием орнаментального творчества «нового искусства».

Формообразующая тенденция Арт Нуво, продиктованная плавными изгибами растительных мотивов, проявляется, так же в силуэте костюма и пластики фигуры. Широко применялась техника вышивки и аппликации в виде природных орнаментальных мотивов, проходящая по конструктивным линиям костюма. Отдельно следует сказать о прическах: в моде были распущенные волосы, отчасти собранные на затылке, пышные конструкции, напоминающие бутоны цветов.

Композиционным центром фигуры является плечевой пояс. В связи с этим ювелирные украшения появляются на голове, шее и груди (см. рис. 23). На основе статистических данных была построена ассортиментная карта, отображающая наиболее часто встречающиеся единицы ассортимента ювелирных украшений.

Построение структуры бионических исследований

На данном этапе диссертационного исследования нам необходимо описать и классифицировать известные законы бионического формообразования. Бионика направлена на вскрытие закономерностей и принципов строения и развития природных форм для использования при проектировании различных объектов искусственной среды человека. Ювелирный бионический дизайн основан на создании ювелирных изделий, сопоставимых с творениями природы, так как человек - бионическая единица. Для углубленного анализа природных форм нам необходимо получить четкие представления о процессах бионического формообразования, заключающиеся в идентификации основных законов развития природных форм, их графическом и логическом описании, выявлении характерных особенностей и установлении бионических примеров. Основными морфологическими характеристиками природы являются спиральная конфигурация и ветвление (21).

Анализ каждого вида морфологического строения природных форм позволил выявить следующее:

Геометрическая спираль (изгиб, извив - лат.) «представляет собой. совмещенную с плоскостью кривую, которая описывается точкой, движущейся с постоянной скоростью вдоль луча, вращающегося вдоль неподвижной точки». Такую спираль еще называют спиралью Архимеда, в которой угол поворота пропорционален расстоянию от полюса до точки кривой.

Другой вид спирали - это логарифмическая спираль, которую называют еще равноугольной спиралью, так как эта спираль пересекает все прямые проходящие через полюс, под одним и тем же углом Z (см. рис. 76).

Спиральную кривую можно представить в пространстве в виде винтовой кривой или конусообразной винтовой кривой. В природе, например, у раковин моллюсков, подобные структуры существуют, благодаря взаимодействию двух сил - центробежной и гравитационной (притяжение к земле).

Наглядно принцип винтовой кривой мы так же можем наблюдать на законе филлотаксиса, по которому происходит формирование расположения листьев у растений вдоль стебля. Листья располагаются так, чтобы обеспечить наибольшее количество вертикально падающего на них света. При этом верхние листья не затеняют нижних. Масштаб листьев уменьшается с возрастанием высоты побега, образуя идеальную конструкцию (см. рис. 77).

Спиральную морфологическую характеристику можно обнаружить и в расположении семян у цветов подсолнечника, чешуек шишек сосны или ели, из кактусов, грани этих элементов сливаются в спиральные линии, лево и правозакрученные. Число правых и левых спиралей всегда одинаково, а их отношение равно отношению пар соседних чисел в радах Фибоначчи и Люка.

В 1202 году итальянский математик Леонардо Пизанский открыл эту математическую закономерность в процессе решения задачи о прогрессии популяции кроликов. Ряд Фибоначчи представляет собой последовательность, где каждое число ряда равно сумме двух предыдущих. Движение начинается с чисел 1 и 2, но в двух противоположных направлениях (см. рис. 76).

Еще один вид спирального бионического формообразования представляет собой двойная винтовая спираль. В 1958 году химики Крик и Уотсон определили структуру молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) - иллюстрирующую спиральную, винтовую конфигурацию на молекулярном уровне. Рис. 77 показывает механизм формообразования двойной спирали.

Спиральная конструкция формы наблюдается у многих организмов: «обычно во всех эмбриональных структурах на начальных стадиях деления клетки располагаются радиально; на последующих стадиях во многих случаях этот тип деления сменяется спиральным».

Спираль, как графический символ, на протяжении многих столетий используется в творчестве художниками и архитекторами. Спиральные формы изучал, в частности, Гете, который рассматривал их как символ жизни. В спирали, по его мнению, заложена идея роста и развития.

В ювелирном формообразовании спиральные мотивы присутствовали с древних времен (греческие меандры, мотивы павлиньего хвоста и цветов), но систематизированных данных, описывающих механизмы геометрического и математического построения, виды, примеры в бионических прототипов и ювелирных изделий (таблица 3, глава 2), до этого момента собрано не было. Проведенный анализ спиральных структур открывает широкие возможности в моделировании ювелирных изделий на основе бионических исследований.

Следующей основной морфологической характеристикой природных форм является процесс ветвления. «Ветвящиеся формы встречаются так же и у спиралевидных форм, на всех структурных уровнях, начиная с молекул и кончая космогоническими системами, такими, как спиральные галактики» (33). Процесс ветвления представлен в бионике, как пространственно-временное развитие элементов формы. Это стохастический процесс, закономерный и случайный; его присутствие определено нами во всех бионических формах, в различных проявлениях, которые мы классифицировали по видам.

В морфологическом аспекте процессы ветвления представляют собой пространственное образование новых метамеров, расчленений тела, на различных этапах развития формы. Наиболее подробно ветвление изучено ботаникой у растительных форм. И.В. Гете в результате своих исследований признал идентичность всех растений. Он изучал развитие вегетативных и спорных побегов растений. л n

Процессы ветвления функтїионально оправданы и позволяют растениям: перемещать поглощающую поверхность тела в соответствии с интенсивности света; поглощать из данного объема среды максимальное количество необходимых веществ.

Вся форма растения, в общем, строится на основе ветвления форм. Проявления сил природы определяют форму растения. Существуют семь основных типов направлений ветвления, принятых в ботанике.

Наиболее распространенные варианты ветвления - это модели «сучок» и «вилка», возникающие в результате бокового заложения ветвей. Модель «вилка» позволяет растениям равномерно заполнить объем пространственной среды. Динамика развития ветвления по этим направлениям развивается от основной оси роста с помощью модели «сучок», а к концам ростков -моделью «вилка». Когда прочность к мощность ветвей падает, форма разветвляется дихотомически - на два направления. Кроме растений в природе ветвятся все объекты на разных структурных уровнях, в том числе и со спиральной конфигурацией.

В результате анализа существующих математических описаний форм ветвления нами были определены три основных вида параметров форм ветвления: симметрия; пропорция золотого сечения; фрактальные множества. Ї1

Симметрия в широком смысле - инвариантность (неизменность) структуры материального объекта относительно его преобразований. Объект может быть совмещен сам с собой путем поворотов, отражений, параллельных переносов и другими преобразованиями симметрии, а так же комбинаций этих преобразований.

В искусстве симметрия рассматривается, как средство гармонизации форм. Эмпирически доказано, что симметрия имеет большое значение для процессов формообразования, как средство утилитарного и духовного содержания.

Определение концептуальных направлений экспериментальных коллекций и единичных ювелирных изделий

В рамках диссертационного исследования была проведена работа по практическому использованию бионического метода и компьютерных технологий в процессе проектирования ювелирных изделий. Структура эксперимента отражена в таблице 102.

Промышленное проектирование ювелирных изделий основано на системном подходе, который подразумевает многоуровневую проектную деятельность. Дифференциация групп проектируемых изделий проходила по классификации коллекций, предложенной Т.В. Козловой [28]. Таким образом, основными видами коллекций нами были определены перспективные и промышленные базовые коллекции. Отдельная категория единичных ювелирных изделий по требованиям заказчика представлена в виде эксклюзивного блока. Перспективные коллекции направлены на формирование ведущей концепции моды, промышленные - на непосредственный массовый, многотиражный выпуск ювелирных изделий на промышленных предприятиях. Практическая сторона экспериментального проектирования на основе данных исследования направлена на создания коллекций ювелирных изделий и единичных, эксклюзивных ювелирных изделий. Такой выбор обусловлен технологическим оснащением и производственными возможностями ювелирных компаний, где проводилось экспериментальная работа.

В рамках диссертационного исследования в течение трех лет происходила экспериментальная работа по созданию коллекций ювелирных украшении и единичных, эксклюзивных ювелирных изделий, на основе индивидуальной работы с заказчиками. Работа осуществлялась на базе ювелирных предприятий «Е. Закс. Художники-ювелиры» и «Hans Christian Jensen». Алгоритм экспериментального проектирования основывается на данных, показанных нарис. 10 Г (глава 3) диссертационного исследования и обладает трехуровневой структурой: 1. Подготовительный этап, включает в себя формирование проектного задания, концепции (идеи), ассортиментной карты, стилистических, технологических и эргономических аспектов будущего изделия. 2. Бионический, состоит из поиска конструктивных аналогий на основе исследования систем природы, определения бионических прототипов и закономерностей формообразования бионического прототипа. 3. Практический, основан на бионическом моделировании свойств выбранного прототипа в конструкции ювелирного изделия. Этот этап направлен на создание эскизов, трехмерного RP прототипа, технической документации и видео презентации.

В рамках экспериментального проектирования осуществлялась разработка трех коллекций ювелирных изделий: одной экспериментально-перспективной и двух промышленных. Четвертый, замыкающий сектор прикладной деятельности включает в себя разработку эксклюзивных ювелирных изделий по индивидуальным заказам.

Подготовительный этап проектирования начинается с формирования проектного задания. Целью проектирования является создание перспективной коллекции эксклюзивных ювелирных изделий для девушек 16-25 лет. Определены следующие материалы: серебро 850 пробы, цирконы различных цветовых оттенков. Запланирован выпуск 10 моделей ювелирных украшений. Концепция коллекции основана на определении назначения коллекции и определении стилевых направлений формообразования.

Необходимо разработать ювелирные украшения для повседневного ношения, для людей со средним уровнем доходов. Общая тенденция формообразования коллекции основана на биологических исследований представителей морского планктона - диатомовых водорослей. Формы этих одноклеточных организмов удалось получить только при помощи электронного микроскопа. Человечество впервые увидело структуру бионических объектов подобных конфигураций (см. рис. 105). Выбор этой группы природных объектов обусловлен результатами исследований бионических прототипов XX века, которые относят категорию объектов микробиологии к новым направлениям исследования форм природы. Функциональный аспект отражается в моделировании конструкций изделий, в которых элементы закрепки камней образуют форму ювелирного украшения. В классических ювелирных украшениях элементы закрепки камней (касты), в основном, выполняются как отдельные части конструкции, часто противоречащие общей логике формообразования. Ассортимент определен тремя моделями колец и семью моделями кулонов. Стилистические аспекты определены тенденциями бионического дизайна мебели, архитектуры, промышленных объектах. Эргономические аспекты определяются степенью контакта человека и украшения - ежедневный контакт. Для анализа колец были использованы метод и результаты эргономических исследований (рис. 94, 3 глава). Технологические требования для колец определены в разработке элементов крепления камней в зонах свободного развития формы изделия. Кулоны содержат элемент фиксации украшения на цепочке (шнурке). Второй - бионический этап, основан на формировании запроса к природе для поиска аналогии формообразования. Запрос основан на функциональных аспектах конструкций кольца и кулона.

Нами обнаружена аналогия между элементами закрепки камней в ювелирных изделиях и накоплением влаги растительными объектами. Влагосборные и влагопроводящие элементы выглядят как крапана или каст с камнем, только у растения вместо камня фиксируется капля воды. В форме и функциональном содержании этих элементов обнаружена аналогия формообразования природы и ювелирных украшений (см. рис. 103.). Таким образом, первый этап поиска - это исследование элементов конструкции растительных форм, выполняющих функцию сбора влаги.

Следующая аналогия природного и ювелирного формообразования заключается в моделировании формы ювелирных украшений на основе процессов роста растительных форм. Растения развиваются из одной точки -семени и постепенно самоконструируются во времени - растут. Так и ювелирные изделия имеют точку развития и путь развития.

На основе данных исследования законов бионического формообразования мы выявили группы многогранников (см. рис. 85, глава 3). Все формы многогранников обладают пространственной симметрией. По нашим данным этот вид симметрии недостаточно изучен и применен в практике ювелирного искусства. Поиск бионических аналогов с пространственной симметрией форм является третьим пунктом запросов к бионическим системам для коллекции Lanata.

На основе информации предшествующих этапов исследований мы классифицировали системы природы по общим бионическим запросам. В результате, установлено, что при создании бионической модели ювелирного изделия моделируются бионические системы с механической формой движения, при этом создается модель, воспроизводящая структурные аспекты жизни на уровне клеток и бионических популяций, с моделированием функций природного прототипа.

Похожие диссертации на Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования