Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен народного праздника в художественном творчестве Б. М. Кустодиева Леднев Валерий Александрович

Феномен народного праздника в художественном творчестве Б. М. Кустодиева
<
Феномен народного праздника в художественном творчестве Б. М. Кустодиева Феномен народного праздника в художественном творчестве Б. М. Кустодиева Феномен народного праздника в художественном творчестве Б. М. Кустодиева Феномен народного праздника в художественном творчестве Б. М. Кустодиева Феномен народного праздника в художественном творчестве Б. М. Кустодиева Феномен народного праздника в художественном творчестве Б. М. Кустодиева Феномен народного праздника в художественном творчестве Б. М. Кустодиева Феномен народного праздника в художественном творчестве Б. М. Кустодиева Феномен народного праздника в художественном творчестве Б. М. Кустодиева Феномен народного праздника в художественном творчестве Б. М. Кустодиева Феномен народного праздника в художественном творчестве Б. М. Кустодиева Феномен народного праздника в художественном творчестве Б. М. Кустодиева
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Леднев Валерий Александрович. Феномен народного праздника в художественном творчестве Б. М. Кустодиева : диссертация... кандидата искусствоведения : 17.00.09 Санкт-Петербург, 2007 250 с. РГБ ОД, 61:07-17/133

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 . «Народный праздник» как особый жанр живописи 11

1.1. Праздник как феномен национальных культур и теоретические основания изучения его образов 11

1.2. Зарождение и становление жанра народного праздника в русской

живописи 32

ГЛАВА 2. Национальные традиции - основа образов народных праздников в искусстве Б.М. Кустодиева 41

2.1. Историко-культурный и личностный контекст творчества Б.М.Кустодиева 41

2.2. Понятие «народный праздник» в эстетическом восприятии и художественной трактовке Б.М. Кустодиева 72

2.3. «Праздник» в живописи Б.М. Кустодиева - магистральная линия творчества художника 83

ГЛАВА 3. Образно-художественные особенности произведений Б.М. Кустодиева на тему народных праздников 95

3.1. Своеобразие структурной организации сюжетных картин Б.М.Кустодиева 95

3.2. Стихия народного искусства и его декоративно-пластическое преломление в произведениях Б.М. Кустодиева на «праздничную» тему... 122

3.3. Роль и место «народных праздников» Б.М. Кустодиева

в истории русского изобразительного искусства XX века 132

Заключение 141

Библиография 150

Приложение 1. «Народный праздник в искусстве Б.М. Кустодиева: каталог произведений» 164

Приложение 2. Альбом иллюстраций 172

Введение к работе

Диссертация посвящена исследованию феномена народного праздника в произведениях живописи, графики и театрально-декорационного искусства Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927).

Актуальность исследования обусловлена рядом обстоятельств социокультурного и общенаучного плана. Новый поворот отечественной истории требует переосмысления творчества выдающихся мастеров России. В логике трансформационных процессов становится необходимым исследование проблем идентичности и национального самосознания. В значительной мере это определяет насущный интерес современного искусствоведения к изучению основ русской народной культуры.

Национальное своеобразие русского народа и его культуры периода конца XIX - первой трети XX века нашло яркое воплощение в красочных, запоминающихся образах произведений живописи, графики и театрально-декорационного искусства Б.М. Кустодиева. Особое значение в связи с этим обретает осмысление художественного отражения русских народных праздников (общегосударственных, региональных, календарных, церковных, семейных) в творческом наследии мастера.

Творчество Б.М. Кустодиева вобрало в себя фундаментальные основы академического профессионального образования, черты демократической направленности, свойственной передвижничеству, декоративность и артистизм, присущие представителям объединения «Мир искусства», а также все прогрессивное и продуктивное, чем отмечены этапы развития отечественного искусства первой трети XX века. Живопись мастера, искрящаяся оптимизмом и яркими красками народных гуляний, выражающая национальный дух и величие родной природы, жизненно необходима сегодня, на крутом повороте истории, как напоминание о корневых основах русской культуры, как оздоровительный источник народной духовности, как призыв к справедливости и красоте, как критерий высокой

гражданственности. Все это сполна подтвердила масштабная выставка

произведений Б.М. Кустодиева, прошедшая в Русском музее и Третьяковской галерее в 2005 году. Она высветила те стороны искусства мастера, которые неизменно вызывали интерес у художественной общественности, но до последнего времени оставались неизученными. В восполнении этой лакуны также состоит актуальность диссертационного исследования.

В настоящее время, когда художники вновь обратились к поискам выражения национального самосознания, всесторонний и комплексный анализ творческого метода Б.М. Кустодиева и исследование феномена народного праздника в его художественном творчестве представляются особо актуальными для воспитания новых поколений русских художников в стенах высшей художественной школы.

Степень научной разработанности проблемы. Феномен народного праздника в художественном творчестве Б.М. Кустодиева никогда ранее не являлся предметом специального научного рассмотрения. Творчеству Б.М. Кустодиева посвящали свои труды многие авторы, среди них -искусствоведы, художники, писатели: Вс.В. Воинов, В.Н. Докучаева, А. Дорофеева, Е.И. Замятин, С.Г. Капланова, В.Ф. Круглов, В.Е. Лебедева, И. Пикулев, Т.А. Савицкая, Н.А. Саутин, A.M. Турков, Л.В. Ширшова и другие. Особенно ценными являются труды - монографии, статьи, каталог-резоне -ленинградского искусствоведа М.Г. Эткинда. Однако несмотря на обширный массив литературы о художнике и его творчестве, произведения на тему народных праздников как особый жанр искусства Кустодиева никогда специально не выделялись и не рассматривались. Не было уделено достойного внимания в отечественном искусствоведении и общей проблеме изображения народных праздников в произведениях изобразительного искусства.

Общие и частные вопросы русского и советского искусства первой трети XX века, в большей или меньшей степени связанные с творчеством Б.М. Кустодиева, в разные годы были предметом обсуждения и изучения таких искусствоведов как И.Э. Грабарь, С.К. Маковский, Д.В. Сарабьянов,

Г.Ю. Стернин, В.А. Леняшин, Л.В. Мочалов, П.А. Павлов, Н.А. Яковлева. В своих трудах они подчеркивали, что общественная жизнь первых десятилетий XX века активно влияла на художественные предпочтения, на интеллектуально-творческие процессы, в результате чего менялись содержание и форма тематической картины. Конкретное время, общественные тенденции и творческая позиция художника определяли способы самовыражения, что неукоснительно влияло на развитие тематизма, на появление новых жанров в русском изобразительном искусстве конца XIX - начала XX века. Однако искусствоведческие исследования общего характера не могут претендовать на полное освещение всех проблем. К сожалению, некоторые из них на протяжении длительного времени не привлекали внимания ученых. К таковым можно причислить и исследование феномена народного праздника в художественном творчестве Б.М. Кустодиева, составившего глубинную основу творчества мастера.

Объект исследования - художественное наследие Б.М. Кустодиева.

Предмет исследования - произведения Б.М. Кустодиева на тему народных праздников как особый жанр искусства художника.

Границы исследования - первая треть XX века - период активной творческой деятельности Б.М. Кустодиева.

Цель исследования - исследовать феномен народного праздника в художественном творчестве Б.М. Кустодиева.

Задачи исследования:

- рассмотреть факторы формирования и процесс становления жанра
народного праздника в изобразительном искусстве;

осветить историко-культурный и личностный контекст творчества Б.М. Кустодиева;

определить круг произведений Б.М. Кустодиева, отвечающих понятию «народный праздник»;

рассмотреть национальные традиции как основу «народных праздников» в

искусстве Б.М. Кустодиева;

-исследовать понятие «народный праздник» в эстетическом восприятии и художественной трактовке Б.М. Кустодиева;

- проанализировать образно-художественные особенности произведений
Б.М. Кустодиева на тему народных праздников;

- выявить роль и место произведений Б.М. Кустодиева на тему народных
праздников в истории отечественного изобразительного искусства XX века;

- составить каталог произведений на тему «Народный праздник в искусстве
Б.М. Кустодиева».

Методология исследования обусловлена выбором темы. Она представляет собой комплексное изучение творчества Б.М. Кустодиева в контексте отечественного изобразительного искусства первой трети XX века. Методологической основой исследования явились теоретико-методические положения, развитые в трудах искусствоведов, культурологов, философов и психологов - Л.С. Выготского, В.Л. Дранкова, М.С. Кагана, П.А. Кудина, Д.А. Леонтьева, А.А. Мелик-Пашаева, Л.М. Мосоловой, Л.В. Мочалова, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Г.К. Щедриной, Н.А. Яковлевой и др.

Метод исторического обоснования позволил соотнести творчество Б.М. Кустодиева с проблемами формирования национального самосознания, ярко проявившимися не только в изобразительном искусстве, но также в литературе, на театральной сцене и в музыке.

Метод сравнительного анализа тематических произведений Б.М. Кустодиева в сопоставлении с творчеством близких ему художников - Ф.А. Малявина, А.П. Рябушкина, К.С. Петрова-Водкина - позволил выявить уникальную особенность мастера в создании картин на тему народных праздников.

Использование методов искусствоведческого анализа творчества художника дало возможность добиться большей точности в определении жанровой характеристики и художественной ценности произведений на тему народных праздников.

Гипотеза исследования. «Народный праздник» в искусстве Б.М. Кустодиева - магистральная линия творчества художника. Произведения Кустодиева на тему народных праздников, будучи результатом отражения национального мировидения, представляют собой новое явление в истории русского изобразительного искусства XX века. В жанре народного праздника мастер нашел новаторские формы художественного выражения народного духа.

Источниками исследования: произведения живописи, рисунка, печатной графики и театрально-декорационного искусства Б.М. Кустодиева из государственных и частных собраний России и бывших республик СССР; эпистолярное наследие Б.М. Кустодиева; опубликованные его высказывания и выступления; книги воспоминаний современников художника - И.Я. Билибина, И.И. Бродского, Г.С. Верейского, И.Э. Грабаря, М.В. Добужинского, Д.И. Митрохина, П.И. Нерадовского, К.С. Петрова-Водкина, К.Ф. Юона и других деятелей отечественной культуры; иллюстрированные альбомы репродукций и каталоги выставок Б.М. Кустодиева; каталоги выставок русского искусства первой трети XX века. Источниками научного знания о русских праздниках и их отражении в искусстве явились труды М.В. Алпатова, А.А. Каменского, В.Е. Лебедевой, Т.А. Савицкой, Н.А. Саутина, Д.В. Сарабьянова, О.И. Сопоцинского, Г.Ю. Стернина, М.Г. Эткинда, Н.А. Яковлевой.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые

- исследован феномен народного праздника в художественном творчестве
Б.М. Кустодиева;

проанализированы образно-художественные особенности (композиционное соответствие художественной идее, ритмо-колористическое выражение форм, цвето-тональное своеобразие колорита и т.д.) произведений Б.М. Кустодиева на тему народных праздников;

определены роль и место произведений Б.М. Кустодиева на тему народных

праздников в истории русского изобразительного искусства XX века;

- тема народного праздника в творчестве Б.М. Кустодиева рассмотрена в
аспекте ее влияния на аналогичную тему в творчестве мастеров
отечественного искусства последующих поколений;

- составлен каталог произведений на тему «Народный праздник в искусстве
Б.М. Кустодиева».

Положения, выносимые на защиту:

обращение Б.М. Кустодиева к теме народных праздников вызвано актуальным в начале XX века ростом национального самосознания и интересом к жизни «средних» российских сословий;

мотивы провинциальной городской среды в произведениях Б.М. Кустодиева на тему народных праздников являются не столько топографическими признаками среды, сколько общенациональным символом российской жизни;

феномен народного праздника присущ не только сюжетно-тематическим композициям Б.М. Кустодиева, но и таким жанрам его творчества как портрет и пейзаж;

создание Б.М. Кустодиевым образов людей яркого национального характера в произведениях на тему народных праздников имело существенное значение для развития русского изобразительного искусства XX - начала XXI века.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты содержат новые научные положения, которые могут найти развитие в последующих искусствоведческих разработках. Исследованные композиционные и колористические особенности картин Б.М. Кустодиева являются научным искусствоведческим теоретико-методическим материалом, существенным для постижения художественно-творческого мышления мастеров русской живописи конца XIX - начала XX века, а также для изучения современного отечественного искусства.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно может способствовать систематизации и углублению знаний по истории отечественного изобразительного искусства XX века. Результаты научного исследования творчества Б.М. Кустодиева могут быть использованы в работах обобщающего характера, в монографиях, альбомах, статьях, в музейной, научно-исследовательской и педагогической практике. Составленный диссертантом каталог может стать базой для создания художественной выставки на тему «Народный праздник в искусстве Б.М. Кустодиева». Материалы диссертации могут оказаться полезными современным художникам в их индивидуальном творчестве.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Материалы диссертации могут быть

включены в учебные лекционные и семинарские занятия по истории русского искусства в высших и средних учебных заведениях гуманитарного профиля;

использованы в научной работе искусствоведов, историков культуры, музейных работников;

- применены при создании трудов по истории русской культуры и русского
искусства;

- положены в основу разработки методических указаний для молодых
художников.

- использованы при комплектовании художественных выставок.

Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается

- полнотой собранного материала, его тщательным и многоаспектным
анализом, осуществленным в соответствии с выбранными методами
исследования;

- широтой охвата теоретических источников исследования и
методологической обоснованностью исходных теоретических позиций;

- применением автором современных методов историко-искусствоведческого исследования и корректным использованием данных искусствоведческих, историко-художественных материалов, связанных с проблематикой диссертации.

Апробация исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях диссертанта 2001-2007 годов в научных сборниках, в том числе в рекомендованных ВАК изданиях (общий объем публикаций по теме диссертации составляет 3,85 п.л.), а также в докладе «Произведения народных ремесел в картинах Б.М. Кустодиева» на XI международной научно-практической конференции «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития» (СПб., Высшая школа народных искусств., 2005). Диссертация обсуждались на заседаниях кафедры рисунка РГПУ им. А.И. Герцена.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения и библиографии (181 наименование). Текст диссертации дополняют два приложения: первое представляет собой каталог произведений на тему «Народный праздник в искусстве Б.М. Кустодиева»; второе - альбом иллюстраций (43 репродукции).

Объем основного текста- 149 страниц.

Общий объем диссертации - 215 страниц.

Праздник как феномен национальных культур и теоретические основания изучения его образов

Праздник как компонент духовной жизни общества, как условие семейного, товарищеского, корпоративного, конфессионального и социального единения, как форма жизни национально-культурных традиций и проявление эстетического вкуса неоднократно привлекал внимание специалистов разных гуманитарных дисциплин - философов, культурологов, психологов, политологов, теологов и т.д. Однако в определении понятия «праздник» у ученых существуют расхождения. Одни выделяют как главное условие проявления праздника отказ от работы, другие связывают устойчивую традицию праздников с зарождением культов и религий. По мнению же культуролога О.Л. Орлова, «праздник - это интегральная социальная система, которая соединяет в себе самые разнообразные атрибуты духовной жизни и требует системного подхода к этому историко-культурному феномену»1. С этой точкой зрения нельзя не согласиться. Представляется также, что праздник справедливо рассматривать и как синкретическое и полифункциональное проявление творческих способностей народа.

Российский праздник, подобно праздникам других народов, объединил в себе религиозные и мирские начала, испытал он также и влияние исторических перемен и глубинных (архетипических) традиций.

К середине XIX века коллективистским чувствам и переживаниям праздничного единства стали препятствовать все ускоряющиеся социальные расслоения. Устойчивая целостность общества, веками состоявшая из традиционных классов (господ и тружеников), сменилась градуированной системой социальных и культурных отношений, заметным различием материального положения, условий жизни и образования. Они, в свою очередь, породили различие в ценностных ориентирах, обособление и отчуждение социальных слоев, возрастных групп и отдельных личностей.

Возникновению праздников с архаических времен способствовало сочетание социальной и культурной потребностей людей. Оформленный художественно досуг, сопровождаемый танцами, розыгрышами, застольем, дарением гостинцев и торговыми сделками, вылился не в законсервированную и застывшую, а в живую и развивающуюся форму. Естественно, что праздники подлежат трансформации и отмиранию. Потребность в их возникновении и существовании в целом вытекает из динамики основных отраслей жизни - хозяйственной, духовной, политической. Они поддерживаются сменой ритмов, в которых отмеченные календарем фазы жизни предлагают иные, чем в обычное время, способы поведения и требуют от людей празднования.

Таким образом, идею и функции праздника можно сформулировать так: праздник — это исторически сложившееся правило общественной и личной жизни людей создавать радостное (торжественное) настроение по какому-либо значимому поводу с непременным временным отступлением от бытовых (будничных) обязанностей и приданием событию запоминающейся яркой эмоциональной окраски. Праздник - явление общечеловеческое, повсеместное, раскрывающее с неповторимой оригинальностью характерные черты каждой эпохи, страны, нации.

Наука накопила множество детальных описаний обрядов, ритуалов и различных торжеств. Наиболее общие работы по этой теме принадлежат А.Н. Афанасьеву, М.М. Бахтину, А.И. Бенифанду, Ф.И. Буслаеву, А.Н. Веселовскому, А.Е. Зерину, Д.С. Лихачеву, А.Ф. Лосеву, Ю.М. Лотману, А.Ф. Некрыловой, О.В. Немиро, В.Я. Проппу, И.М. Пыляеву, Э.В. Соколову, С.А. Токареву и другим исследователям. Проблемы праздника с позиций искусствоведения были выделены и освещены в исследованиях С.С.

Аверинцева, Б.В. Асафьева, А.Я. Зися, A.M. Каменского. По справедливому замечанию Каменского, тождество праздника идеальной модели жизни, игровому образу высшего и гармонического совершенства, по сути дела, только начали осознавать и рассматривать в научной литературе. Так, за последнюю четверть века появились исследования В.Е. Гусева, А.Г. Левинсон, А.Ф. Некрыловой, А.И. Мазаева, О.Л. Орлова, Н.А. Хренова и других ученых.

Суммарными усилиями было упорядочено воззрение на праздник как на специфический феномен народной жизни, то есть явление, содержащее константные характеристики соучастия и сорадости больших групп населения по поводу реальных или мифологизированных событий, календарных циклов труда и отдыха, эстетического сотворчества в различных сферах духовной деятельности и ознаменования, определенных традициями, возрастных этапов жизни и юбилеев - общественных и индивидуальных.

В ситуации праздничного досуга многообразно и сильнее, чем в иных эпизодах общественной и личной жизни, проявляется «генетический код» народной культуры. В нем закрепились наиболее важные компоненты производственного опыта, моральных требований, эстетических предпочтений. Поскольку границы существуют между государствами, а не между народами, то благодаря сходству некоторых общих у народов праздников, отмечаемых в разных областях и краях, обнаружилось родство этнических групп и национальностей, а также их традиционных культур, миропонимания, восприятия природы и красоты.

В обстановке праздника его участникам предоставляется возможность непроизвольного творческого самовыражения. Память о народных праздниках запечатлена в произведениях тех художников, которые полагали необходимым сохранить (а в отдельных случаях и воссоздать) национальные особенности своего народа, оживить их в анналах истории и культуры.

Историко-культурный и личностный контекст творчества Б.М.Кустодиева

Переломная эпоха, в которую жил Б.М. Кустодиев, как известно, ознаменована поисками национальной темы не только в изобразительном искусстве, но и в музыке (оркестровые миниатюры «Волшебное озеро» и «Кикимора» А.К. Лядова, «Скифская» сюита С.С. Прокофьева, музыкально-сценическая композиция «Картины народных празднований на Руси» А.Д. Кастальского, вокально-симфоническая поэма «Колокола» СВ. Рахманинова, балеты «Жар-птица» и «Петрушка» И.Ф. Стравинского и т. д.), утверждением на театральной сцене драматургии с отчетливо выраженной российской тематикой, появлением стиля «а-ла-рюс» в архитектуре.

Художественное наследие Б.М. Кустодиева, охватывающее почти все виды и жанры изобразительного искусства, всегда узнаваемо благодаря его национальному характеру. Искусство Кустодиева абсолютно русское, что можно сказать о произведениях далеко не каждого представителя отечественной культуры.

«Есть русские художники без русского лица: они могут быть здесь, могут быть там, за рубежом - все равно. И есть художники, чье творчество настолько символично, что их невозможно представить себе оторванными от родины. Сомов за рубежом? Огорчительно, но не очень. ... "Француз Somoff из Парижа". Чудесный мастер, но какой-то "всеевропейский". Совсем другое - Кустодиев. Сознание, что он не у нас, не с нами, было бы невыносимо», - писал о художнике Э.Ф. Голлербах15.

Время подтвердило слова этого крупного знатока искусств. Что же касается самой темы проявления национального в художественном творчестве, то следует признать: она не раз становилась предметом глубокого изучения и споров, при этом творчество Кустодиева, как правило, служило и доказательством, и яркой иллюстрацией в проходивших дискуссиях.

Говорить и писать о том, что Кустодиев - глубоко национальный мастер, стало уже привычным делом. Но поскольку гордостью россиян являются и такие виртуозы как Сомов, то было бы правомерным понять сущностное отличие национального художника от тех его коллег, что сторонились национальной проблематики, причем если в былые дискуссии о народном характере творчества привносился мотив «душевных струн», то в настоящий момент исследователь вооружен теорией архетипов (первообразов), составляющих как бы атомическую основу культуры (М. Бахтин).

Согласно этой теории, наиболее распространенными и сохранившимися носителями архетипов являются мифы и сказки. По ним ученые проверяют изменения и наслоения в системах первообразов, создающих условия для культурного единства народа.

Структура архетипов предполагает наличие глубинных исходных слоев и поверхностных, общечеловеческих и более частных, куда входят, например, элементы славянского архетипического комплекса. Славянское язычество, не покидающее русского человека, рассматривается как взаимосвязанная система основополагающих идей, отраженных в общей картине мира, в мифах, обрядах и других формах жизнедеятельности. Свойственный русскому народу архетипический комплекс претерпел в ходе истории эволюцию. В нем начали формироваться параллельные структуры, связанные с христианской догматикой. Так русская народная культура стала итогом взаимодействия славянских и христианских архетипических комплексов.

Этим синтезом можно объяснить некоторые особенности российского менталитета, национального характера и так называемой «народной души».

Они проявляются в отношениях к Богу и силам Природы, к семье и обществу, гостям и врагам, правде и совести. Легко найти множество подтверждений тому, что культурная жизнь России от далекой древности до наших дней находится под непосредственным воздействием славянских архетипов сознания. Возможно, именно в этой устойчивости традиций коренится культурологический конфликт между Востоком и Западом не только в границах одной общности населения, но и в душе каждого россиянина.

«Мы загляделись в окно, прорубленное царем-плотником, на "страну святых чудес" ... и захотели праздников искусства», - заметил с некоторой иронией поэт и критик С.К. Маковский1 б.

Против прельщения светской красотой выступало православное духовенство. Этимология русских слов «художник» и «искусство», восходящих к словам «худо» и «искус», свидетельствует об изначальном отрицании православными священнослужителями иноземной (фрязской, латеранской) живописи как «худого занятия искушением».

Тем не менее через сто лет после учреждения Императорской академии художеств можно было услышать положительную характеристику достижений не только единичных (триумфы живописцев Лосенко, Егорова, Брюллова, Кипренского и т.д.), но и общих. Справедливо звучит похвальное слово из уст такого культурного чужестранца, как Г. Ибсен. Он писал: «Россия во всех областях искусства стоит вполне на высоте нашей эпохи. Самое свежее и в высшей степени энергичное национальное художественное восприятие мира соединяется здесь с ничем не превзойденной техникой. В России существует ... школа живописи, стоящая на одном уровне со школами Германии, Франции и любой из школ прочих стран»17.

Знаменитый норвежский драматург был не единственным, кто по достоинству оценил успехи русского искусства. Оставляя эту тему в стороне, зададимся вопросом: если налицо достижения отечественной живописи и других видов творчества, то к чему бесконечные терзания русской интеллигенции по поводу самобытности и самодостаточности русской культуры?

Как некий вывод звучат слова И.Н. Крамского - лидера художников демократического лагеря: «Чтобы быть в искусстве национальным, об этом заботиться не нужно... При полной свободе творчества национальность как стихийная сила естественно (как вода по уклону) будет насквозь пропитывать все произведения художников данного племени, хотя бы художники по личным своим симпатиям и были далеки от чисто народных мотивов»18.

Как уже отмечалось, народная культура в ее общем понимании складывалась веками во взаимодействии славянских, языческих и христианских первообразов (архетипов). Предположительно, что до реформ Петра I она была единообразной для всех слоев общества - от самых низов до бояр и князей. Реформы Петра I отделили высшее сословие от остального населения империи, что особенно сказалось на отсталости российской глубинки. Малочисленная элита государства оделась в чужеземные платья и усвоила язык, не понятный землепашцам.

Изографы при царе-реформаторе также утратили свою византийскую традицию, став ревностными последователями итальянской (болонской) академической школы. При Александре II искусство совершило еще один поворот: поборники «тенденциозного» реализма (члены Товарищества передвижных художественных выставок) демонстративно отказались от сложившихся традиций XVIII столетия.

«Праздник» в живописи Б.М. Кустодиева - магистральная линия творчества художника

Как художник и, прежде всего, как гражданин своего отечества Б.М. Кустодиев высоко почитал праздники, отмечаемые всенародно. К ним относились такие религиозные праздники, как Крещение, Вербное воскресение, Пасха, Троицын день, а также пришедшая из глубины веков, из все еще не забытого славянского язычества, Масленица.

В русском искусстве на тему народных гуляний было создано немало зарисовок и гравюр. Среди них - офорт «Качели и балаганы на площади» Д.Н. Ходовицкого (вторая половина XVIII века), литографии «Русский народный праздник» (1816) К.К. Гампельна и «Театральная площадь на Нижегородской ярмарке» (1857) с рисунка Н.П. Рыбинского, акварель «Горы и балаганы на Марсовом поле в Петербурге» К.И. Кольмана, многочисленные гравюры с рисунков В.М. Тимма, А.П. Рябушкина, зарисовки А.И. Корзухина, а также различного качества лубочные картинки. Увы, но из больших программных произведений назвать можно только фундаментальные полотна — «Народное гуляние во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869) К.Е. Маковского и «Взятие снежного городка» (1891) В.И. Сурикова.

В.Г. Перов и И.Е. Репин, изображая крестный ход, на Пасху, вносили в содержание своих полотен обличительные, антиклерикальные интонации, что не могло отразить подлинную и многообразную ситуацию, одного из любимейших в народе торжеств, возвещающего приход весны.

«Жизнь как праздник» провозглашал в начале XX века К.Ф. Юон. Он создал ряд пейзажных полотен, посвященных христианским торжествам у стен московского Кремля и в Троице-Сергиевой лавре. В 1911 году А.Н. Бенуа в эскизах декораций к балету «Петрушка» в хореографии М.М. Фокина на музыку И.Ф. Стравинского попытался возродить праздничную атмосферу старой петербургской Масленицы. Затем к теме масленичных гуляний присоединится СЮ. Судейкин. В его картинах возобладали гротеск и шарж, посредством которых будет «озвучена» идея театрализации жизни, популярная в кругах артистической богемы.

Театрализация стала компонентом и творчества Б.М. Кустодиева. Но, в отличие от откровенно эротичной трактовки игровых ситуаций и взаимоотношений персонажей комедии дель арте в искусстве К.А. Сомова и грубо шаржированных гуляк-простаков СЮ. Судейкина, Кустодиев считал своим долгом творить во имя лучшего в человеке, во имя «отрадного» в жизни и во имя положительных идеалов в общественном мироустройстве. Его полные людским гомоном и динамикой «праздники» с их мажорным красочным переливом, улыбчивыми румяными лицами, лихими тройками и обильными застольями воспринимались как истинная самоценность народной жизни, как отражение извечных чаяний народа о красоте, счастье и изобильном мире. Пестрая мозаика этого мира отразилась в фольклоре и ремеслах, почитаемых художником.

Картины Кустодиева пронизывает идея того «хорового» начала, о котором мечтал и к которому призывал теоретик символизма Вяч. Иванов. Самые многолюдные его полотна на тему народных праздников непогрешимо гармоничны, целостны и самодостаточны не только потому, что мастерски «срежиссированы», но и потому, что уже в зачатке их замысла содержалась гармония, мысль о том, что все люди братья и дети одной огромной семьи. Потому живописец, подобно провозвестнику земного счастья, выбирает панорамные композиции с глубоко удаленным и сложным (в пять или в семь планов) развитием пространства (варианты «Масленицы»), совершенные, почти квадратные, форматы полотен для таких композиций как «Балаганы» и «Троицын день». Даже в изображении зимних мотивов Кустодиев наполняет картины теплом своей души, едва ли не больше, чем лучами солнечных зорь. Стремление к широким обобщениям, наделение красотой всех изображаемых мест приводит мастера к тому, что он редко показывает конкретные, всеми узнаваемые, города («Вербный торг у Спасских ворот»), предпочитая на основе натурных зарисовок и «архиве» своей феноменальной памяти творить собирательный образ русского города.

Творчество Кустодиева наполнено не только избыточной радостью, шумом гуляний и песнями хороводов, оно серьезно по своей сути. Будучи невосприимчивым к мистике, к философскому пессимизму и религиозной догматике (и это несмотря на то, что в юношеские годы он учился в астраханской семинарии), Кустодиев сохранял способность художественно воссоздавать религиозные переживания верующих. К этим нравственным порывам простых русских людей живописец относился без снисходительной иронии и, тем более, без сарказма. Напротив, уважительно и очень отзывчиво. Его картины на темы религиозных праздников открыты взору всех, но могут быть восприняты глубже теми зрителями, которые хоть раз в жизни побывали у Христовой заутрени или, идя в пасхальном шествии, почувствовали свое родство с другими людьми, позабыв на время о социальных, национальных, образовательных и иных их различиях.

Единение в храме, набитом людьми всякого звания, при соборном служении пасхальных священников, праздничная со-радость, испытываемая в гуще народа, а не в фамильной домовой церкви или перед красным углом в крестьянской избе, вот что волновало Бориса Михайловича. В отличие от пропагандистских лозунгов, провозглашавших единение по социальному признаку «в бою и труде», и абстрактно-философской соборности в неком «царстве разума», Кустодиев в своем искусстве по-доброму и заботливо подвигал людей к единению в счастливой утопии - стране Кустодии.

Своеобразие структурной организации сюжетных картин Б.М.Кустодиева

Б.М. Кустодиев откликнулся на общее увлечение историческим жанром еще во время учебы в Императорской академии художеств. Иначе и не мог поступить ученик И.Е. Репина, творца знаменитых полотен «Запорожцы», «Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван».

В 1897 г. начинающий живописец (ему исполнилось только девятнадцать лет) приступил к работе над картиной «Бунт против бояр на старой Руси» («Возмущение слобод против бояр»). С точки зрения исторического содержания это произведение оказалось маловыразительным. Оно ничего не прибавляло к толкованию событий прошлого в живописи и лишь свидетельствовало о мировоззренческой незрелости его создателя. Работа, скорее, интересна тем, что в ней художник попытался решить важные композиционные задачи размещения людских масс в тесном пространстве московской улочки, ведущей к кремлевским стенам.

Разъяренная толпа стрельцов обозначена не характерами отдельных лиц, а сгустком массы, которая мечется, бранится, угрожающе размахивает руками. Другая цель художника — найти соотношения тонов красных стен Кремля, укрытых снегом избяных крыш, разноцветных стрелецких кафтанов и боярских шуб. Этот опыт композиционного построения пригодится Кустодиеву впоследствии.

Еще одним важным уроком в приобретении навыков написания многофигурного полотна стала коллективная картина «Постановка натуры в мастерской И.Е. Репина» (1900). Кустодиев принял в ней самое деятельное участие и проявил не только заметное трудолюбие, но и высокие качества портретиста. Именно поэтому Репин в выборе помощников для исполнения ответственного заказа - группового портрета членов Государственного Совета остановился прежде всего на кандидатуре Кустодиева.

В письме И.С. Куликову, сотоварищу по мастерской и второму помощнику Репина, Борис Михайлович пишет: «3-го мая будет заседание Совета и нам нужно быть там, зарисовывать, чтобы скомпоновать картину по возможности живее, чтобы не вышла шаблонная вещь»63. В этих словах звучит не только понимание серьезности задания, но и забота о художественном качестве работы.

В письме к невесте, Ю.Е. Прошинской, Кустодиев сообщает: « ... Илья Ефимович изволит снова переделывать то, над чем мы работали эти две недели, потратили много часов и собственных усилий. Остался недоволен перспективой, которую иначе и нельзя сделать, если мы хотим остаться верными действительности. Приходится всю работу начинать снова. Впрочем, унывать нечего, лучше теперь же решить все, чем после переделывать. Во всяком случае, я от работы не отказываюсь»64. Весьма интересно продолжение описаний процесса работы над этим гигантским полотном.

« ... Утром чертим перспективу на большом холсте, работа скучная и кропотливая, все линейки, циркуля и угольники, которых я не терплю, — откровенно признается Кустодиев. — ... Репин, по обыкновению, заставил опять переделывать почти все снова, что было уже нарисовано, и будет ли доволен теперь, не знаю»65. Из искренних повествований художника своей невесте, лишенных бравады и мелочного хвастовства, вырисовывается не только общая ситуация напряженного и мучительного процесса написания группового портрета, но и самопожертвование живописца, для которого творчество является высшим предназначением.

Успех картины «Торжественное заседание Государственного Совета» в дальнейшем подсказал И.Э. Грабарю идею создания группового портрета участников объединения «Мир искусства», с которой он поделился с Кустодиевым, адресовав ему этот заказ. Художник трудился над портретом в 1910-1916 годах, однако портрет остался незавершенным. Причины были разные: капризы знаменитых моделей, их постоянная творческая занятость, начавшаяся Первая мировая война и т.д. Не было в этом только вины Бориса Михайловича, создавшего развернутый эскиз и ряд отдельных портретов -И.Я. Билибина, К.А. Сомова, Е.Е. Лансере, К.С. Петрова-Водкина и др.

Основательность была свойственна Кустодиеву во всех его начинаниях. Откровенность писем художника позволяет понять те сложности, которые он преодолевал по мере продвижения к намеченной цели. Из села Семеновского под Кинешмой, где Борис Михайлович работал над эскизами и этюдами для программной конкурсной картины «Базар в деревне», он писал: «Думал, что, приехавши сюда, сразу и окончательно решу композицию картины, но на деле вышло иначе; все это разнообразие сбило меня совсем с толку, и я не могу на чем-либо остановиться. И главным образом фон меня мучает. То хочется даль показать, то избы и лес. Так и не могу решить .. . »66.

Делился планами молодой живописец и по поводу колористического решения будущей картины: « ... Остановился я уже на базаре, уж очень по краскам интересно — все так разнообразно, эффектно. ... . Как никогда я рад, что эскиз окончательно сделан. Все прошлогодние этюды войдут в него, немного теперь дополнить надо. Этюд ... базара у меня тоже в прошлом году был сделан»67. Над декоративной цветностью своих картин Кустодиев работал много. В связи с этим он увлекся изучением древних храмовых росписей и намеревался изобразить пришедших на молебен крестьян, стоящих группами на фоне древних фресок. Казалось бы, ему, недавнему семинаристу, в храмовом убранстве все должно быть знакомо и не вызывать никаких сомнений. Однако замысел его заключался в том, чтобы соединить в произведении образно-декоративную красочность русских фресок и живописную реальность подлинных крестьянских типов. «Хочется нынче начать писать картину ("В церкви"), а поэтому думаю заехать в Ярославль, Ростов, а может быть, и в Суздаль» , —пояснял он в одном из писем маршрут своих летних поездок.

Похожие диссертации на Феномен народного праздника в художественном творчестве Б. М. Кустодиева