Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование симфонической музыки Бурятии : 1934 - 2000 гг. Русинова Ольга Артемовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Русинова Ольга Артемовна. Формирование симфонической музыки Бурятии : 1934 - 2000 гг. : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Русинова Ольга Артемовна; [Место защиты: Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств].- Улан-Удэ, 2007.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 07-5/3820

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одним из характерных процессов, отражающих бытие художественной культуры ХХ века, является становление национальных композиторских школ. Формирование бурятской композиторской школы находится в русле этого процесса.

Симфоническая музыка является одной из наиболее значительных сфер профессионального музыкального искусства Бурятии. Открыв историю музыкального профессионализма, она заняла лидирующее положение, определяемое количественным превосходством симфонических произведений и их культурообразующим влиянием на другие жанровые сферы. Поэтому исследование такой важной области композиторского творчества необходимо и актуально для понимания процессов, происходящих в бурятской музыке.

Развитие симфонических жанров отразило изменения, происходящие в идейно-образном, стилистическом, драматургическом строе бурятской музыки, стало репрезентантом ее внутренних трансформаций. Симфоническая музыка, по мнению Ю.С. Корева, является одним из тончайших индикаторов сущностных творческих процессов1.

Актуальность избранной темы определяется также тем, что по сравнению с другими традиционными жанровыми парадигмами (оперой, балетом, вокально-симфоническими и камерными произведениями), симфоническая музыка изучена мало, и это не согласуется с ее ролью в истории бурятской музыки. Составить верное суждение о специфике бурятского музыкального искусства можно только с учетом процессов, характеризующих бытие этого артефакта.

Степень изученности темы. В настоящее время значительное количество статей, книг и монографических исследований, посвященных музыкальной культуре республик, регионов, городов Сибири и затрагивающих проблемы взаимодействия фольклорных и профессиональных музыкальных традиций, не восполняют информационного дефицита в историческом и теоретическом освещении вопросов становления бурятской симфонической музыки. Немногочисленные статьи публицистического характера рассредоточены по отдельным главам масштабных трудов2, монографических очерков, посвященных творчеству бурятских композиторов3, учебных пособий4 и исчерпываются описанием отдельных произведений. Рассматривать существующую научную и методическую литературу можно только в качестве источниковедческой. Источником для настоящего исследования явились, прежде всего, фундаментальные труды коллективов центральных и сибирских научных институтов и музыкальных вузов: «История музыки народов СССР», «История русской советской музыки», «Музыкальная культура Сибири». В рамках теории межэтнической интеграции особый интерес представляют масштабные исследования С.А. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, Н.И. Конрада, Е.В. Васильченко.

Методологические принципы взаимодействия художественных культур Запада и Востока рассматриваются в монографиях М.С. Кагана, Е.Г. Хилтухиной, А.Л. Маклыгина6. Методология подходов к проблемам функционирования национальных культур выработана в исследованиях Г.А.Аванесовой, А.Б.Каяк, Б.С.Ерасова, Р.И Пшеничниковой, Ю.А. Серебряковой7.

Анализ межкультурных взаимодействий в музыкальном искусстве, предпринимаемый в настоящем диссертационном исследовании, опирается на положения, выдвинутые в трудах Н.Г. Шахназаровой, В. С.Виноградова, В.Д. Конен, Г.Ш. Орджоникидзе, Г.В. Григорьевой, Л.Н. Березовчук, М.Н. Дрожжиной8.

Осмысление взаимодействия народного искусства и профессионального композиторского творчества использует в качестве основополагающих выводы, изложенные в фундаментальных исследованиях И.И. Земцовского, Г. Л.Головинского, Э.Е. Алексеева, А.А. Юсфина, С.П. Галицкой9.

В исследовании проблем симфонической музыки использованы труды Б. В.Асафьева, М.Г. Арановского, В.Д. Конен, Л.Н. Раабена, М.Е. Тараканова, Т.Ю. Черновой10 Проблемы формирования симфонических жанров в национальных республиках рассматриваются с учетом опыта исследовательской деятельности Н.С. Янов-Яновской, Т.С. Вызго, И. М.Вызго-Ивановой, З.Л. Столяра, Г.А. Осипенко, Н.И. Головневой, Н. М.Кадыровой, Л.В. Казанской11.

Существенными для данного исследования явились теоретические положения, разработанные в трудах исследователей материальной и духовной культуры бурят: в сфере этнографии – Т.М. Михайлова, Т.Д. Скрынниковой, Н.Б. Дашиевой, Д. А.Николаевой12; литературы – В.Ц. Найдакова13; театра – В.Ц. Найдаковой14; этномузыкологии – Ю.И.Шейкина, Д.С. Дугарова, Л.А. Халтаевой, Л. Д. Дашиевой, О.Н. Новиковой15; профессионального композиторского творчества – П.М. Берлинского, Н.И. Угрюмова, О.И. Куницына, О.Н. Поляковой, Т. Г.Балхановой, О.Ю. Колпецкой16.

Сведения о некоторых наиболее значительных симфонических произведениях бурятских композиторов содержатся также в периодической литературе, рецензирующей и анонсирующей симфонические премьеры. Другой информационный источник – программы симфонических концертов, а также эпистолярия. Анализ сведений, содержащихся в перечисленных источниках, позволяет утверждать, что созданный предпосылки для дальнейшего продвижения в изучении музыкального искусства Бурятии. Вместе с тем очевидно, что вопросы становления и развития бурятской симфонической музыки во всем многообразии ее жанровых форм, стилистических и драматургических тенденций остаются пока вне целенаправленного теоретического осмысления.

Целью исследования является анализ процесса формирования и становления симфонической музыки Бурятии как художественного явления национального искусства.

Поставленная цель определяет следующие задачи исторического и музыкально-теоретического характера:

исследовать бурятскую симфоническую музыку в контексте взаимодействия национального и интернационального;

проанализировать ее жанровую природу и проследить эволюцию симфонических жанров;

выявить и обосновать специфику авторских методов работы с музыкальным тематизмом;

классифицировать принципы и приемы композиторской разработки музыкального материала;

выявить эволюцию образно-тематического содержания;

исследовать логику развертывания музыкальной композиции и систематизировать процессы формообразования в бурятской симфонической музыке.

Объектом исследования является бурятская симфоническая музыка.

Предмет исследования – симфонические произведения бурятских композиторов различных жанровых разновидностей: симфонии, симфонические поэмы, сюиты, увертюры, концерты, миниатюры.

Хронологические рамки исследования ограничены периодом середины 1930-х– 2000 годами, то есть началом межкультурного синтеза и началом ХХI века, обозначившим новые проблемы творчества.

Методологические основы исследования. Методология исследования базируется на единстве теоретико-аналитического, системного, системно-структурного и сравнительно-исторического подходов. Системный подход позволяет раскрыть целостность феномена бурятской симфонической музыки. Системно-структурный анализ направляется на выявление имманентных свойств компонентов системы «бурятская симфоническая музыка» и характерных особенностей их взаимоотношений и взаимодействий для определения линии преемственности и развития.

Исследование сочетает свойства исторического и теоретического подходов. Диссертант рассматривает жанры бурятской симфонической музыки в их эволюции и взаимодействии, выявляя как особенности каждого произведения, так и черты общности.

Эмпирической базой настоящего исследования послужили нотные рукописи партитур и клавиров симфонических произведений различных жанров – увертюр, сюит, миниатюр, поэм, симфоний, концертов из архива Музыкального фонда Союза композиторов, библиотек Бурятского академического театра оперы и балета и Бурятского республиканского музыкального колледжа им. П. И. Чайковского, личных архивов композиторов, а также немноочисленные опубликованные партитуры, и сборники бурятского музыкального фольклора.

Ценный материал был получен в результате изучения фондовых записей Бурятской государственной теле- радио компании, а также в результате бесед автора диссертационного исследования с композиторами Б.Б. Ямпиловым, Ж.А. Батуевым, С.С. Манжигеевым, А.А.Андреевым, Ю.И. Ирдынеевым, В.А. Усовичем, В.М. Юшиным, П.Н. Дамирановым.

Работа содержит выводы, сделанные в результате анализа 38 произведений, большая часть которых анализируется впервые. Аналитические описания подчинены конкретным задачам – выявления особенностей стиля, формообразования, музыкальной драматургии.

Научная новизна исследования заключается в следущем:

диссертация представляет собой первый опыт монографического исследования бурятской симфонической музыки;

автор систематизирует широкий музыкальный материал, исследуя произведения, не становившиеся ранее объектами изучения;

в диссертации впервые дается развернутая картина формирования и развития симфонических жанров в Бурятии, систематизируются содержательные, стилевые, структурные особенности симфонических произведений, выявляются тенденции их развития;

итогом разработки темы диссертации являются: определение места симфонической музыки в контексте бурятской музыкальной культуры, построение и обоснование периодизации ее становления, детализированная характеристика жанровой структуры, выявление особенностей и внутренних тенденций развития образно-тематических сфер, специфики и характера использования принципов и приемов драматургического развития, систематизация процессов формообразования, выявление особенностей взаимодействия национального и интернационального.


Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Бурятская симфоническая музыка является сложным творческим итогом межкультурных и внутрикультурных взаимодействий;

  2. Ядром бурятской симфонической музыки становятся жанры европейской музыкальной традиции, освоение которых проходит в два этапа;

  3. Музыкальный материал бурятской симфонической музыки на первом этапе строится на основе цитирования/моделирования фольклорных источников; второй этап отмечен активизацией авторского начала, вследствие чего связи с фольклорными источниками становятся тоньше и опосредованнее;

  4. Свойства ладовой и структурной организации бурятского музыкального фольклора влияют на особенности авторского прочтения симфонических жанров, проявляясь в деталях склада, фактуры, в принципах и приемах формообразования;

  5. С 1970-х годов в бурятской симфонической музыке выделяется в качестве ведущего обобщенный тип программности и формируются образно-эмоциональные сферы, характерные для драматического архетипа;

  6. Каталогизация авторских решений выявляет характерное для профессиональных композиторских школ деление исходных жанровых признаков на две типологические группы;

  7. Процессы формообразования в симфонических произведениях свидетельствуют о росте мастерства композиторов Бурятии, об усилении личностной компоненты в художественном прочтении тем.

Теоретико-практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут иметь значение для изучения культурных процессов в национальных республиках и областях нашей страны, для сравнительного изучения тенденций развития симфонической музыки в национальных композиторских школах.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке курсов лекций и подготовке учебных пособий по эстетике, культурологии, культуре Востока, в университетах и колледжах; истории музыкальной культуры Сибири, спецкурсов по истории культуры Бурятии, истории музыки Сибири в художественных вузах, училищах, колледжах, музыкально-педагогических институтах, в деятельности современных культурно-просветительных организаций, научных исследованиях, композиторском творчестве.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в 20 публикациях и изложены в докладах на:

Международных симпозиумах: «Традиционный фольклор в полиэтнических странах» (Улан-Удэ, 1998), «Байкальские встречи – III: культуры народов Сибири» (Улан-Удэ, 2001); международных конференциях: «Фольклор в системе современной культуры» (Улан-Удэ, 1991), «Восток-Запад: диалог культур» (Улан-Удэ, 1996), «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2002, 2004); Всероссийской конференции «Культура и общество: возникновение новой парадигмы» (Кемерово, 1995); Всероссийском научно-практическом семинаре «Проблемы культурологического образования: этно-региональные аспекты» (Улан-Удэ, 1998); зональных конференциях «Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока» (Новосибирск, 1983, 1986);Межрегиональной научно-практической конференции «Образование и культура ХХ века» (Улан-Удэ, 2000);региональном научно-практическом симпозиуме «Подготовка кадров культуры и искусств: методология и методика реализации регионального и национального компонентов государственно-образовательного стандарта России» (Улан-Удэ, 1998);

Результаты исследования используются в учебном авторском курсе «История музыки Сибири», который читается автором в Институтах музыки, танца, на факультетах искусств, библиотечно-информационном, социо-культурной деятельности в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств и ее филиалах – Иркутске и Чите с 1983 года.

Данные, полученные в процессе исследования, вошли в меатериалы лекций и бесед, проводимых автором на курсах повышения квалификации работников культуры республики, преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств, учителей музыки в общеобразовательных школах, а также на радио и телевидении.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Библиография содержит 254 названия.

Похожие диссертации на Формирование симфонической музыки Бурятии : 1934 - 2000 гг.