Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальная культура Томска второй половины XIX века Еременко Елена Петровна

Музыкальная культура Томска второй половины XIX века
<
Музыкальная культура Томска второй половины XIX века Музыкальная культура Томска второй половины XIX века Музыкальная культура Томска второй половины XIX века Музыкальная культура Томска второй половины XIX века Музыкальная культура Томска второй половины XIX века Музыкальная культура Томска второй половины XIX века Музыкальная культура Томска второй половины XIX века Музыкальная культура Томска второй половины XIX века Музыкальная культура Томска второй половины XIX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Еременко Елена Петровна. Музыкальная культура Томска второй половины XIX века : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09 СПб., 2006 252 с. РГБ ОД, 61:06-17/149

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Томское отделение Императорского Русского Музыкального общества 15

1. Создание и организационная деятельность 15

2. Концертная деятельность оркестра 50

3. Хоровая концертная деятельность 76

4. Камерное исполнительство 94

Глава II. Музыкальное образование в Томске 119

1. Духовные учебные заведения 119

2. Светские учебные заведения 133

3. Музыкальные классы ТО ИРМО 147

Глава III. Хоровая культура Томска 160

1. Церковные хоры 160

2. Хоры учебных заведений и любительские коллективы 174

Глава IV. Концертно-театральная культура Томска 185

1- Концертная деятельность 185

2. Музыкально- театральная жизнь 207

Заключение 229

Список источников и использованной литературы 233

Приложение: Персоналии деятелей музыкальной культуры Томска второй половины XIX века 245

Введение к работе

Данное исследование посвящено изучению особенностям развития музыкальной культуры Томска второй половины XIX века. Известно, что история музыки каждой страны представляет собой свод сложных процессов, происходивших не только в столицах, но и во всех других регионах. Поэтому систематическое изучение музыкальной культуры многочисленных российских городов и регионов - важнейшая задача отечественного исторического музыкознания. Этим и объясняется актуальность предлагаемого исследования, поскольку полная картина музыкальной культуры России на каждом этапе ее исторического развития может сложиться лишь при достаточной степени изученности ее состояния в провинции, на периферии. Кроме того, изучение опыта, накопленного в прошлом, может быть полезным в современных условиях, когда в нашей стране происходят сложные процессы социально-общественного и культурного преобразования. На рубеже XX- XXI веков увеличилось число работ по музыкально-краеведческой тематике, что является явным показателем актуальности подобных исследований. Научная мысль направлена на расширение географии анализируемых объектов, углубление проблематики, выявление типологических и специфических параметров бытования музыки в провинциальном городе.

Музыкально-исторические исследования на протяжении длительного периода были посвящены, в основном, изучению процессов, проходивших в столицах и городах европейской части России (исключения весьма незначительны). И только в последние десятилетия XX века в зону внимания исследователей попадает Сибирский регион. Однако в появившихся исследованиях Сибири не было существенных попыток целостного анализа всех сторон музыкальной культуры Томска второй половины XIX века. А ведь именно этот город указанного периода стал одним из значительных культурных центров Сибири. Поэтому изучение этой проблемы важно для понимания сложных культурных процессов, происходивших на востоке России.

Степень разработанности проблемы. Обсуждение научной разработанности проблем музыкальной культуры Томска второй половины XIX века необходимо начать с того, что длительное время в отечественном музыкознании не было развито музыкальное краеведение. Оно было делом немногочисленных исследователей, понимавших важность этой области исторического музыкознания. Отдельные статьи о музыкальном прошлом провинциальных городов России стали появляться еще в дореволюционный период . Среди более поздних трудов по истории музыкальной культуры провинции выделяется двухтомный сборник статей под редакцией Б. С. Штейнпресса «Из музыкального прошлого», который вышел в свет в 1960 и в 1965 годах. В нем исследуется музыкальная жизнь Киева, Одессы, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Перми, Саратова, Нижнего Новгорода. В 70-80-е годы были опубликованы книги по истории музыкальной культуры Нижнего Новгорода, Тамбова, Нерчинска, Твери2. В 1980-2000-е годы вопросам музыкального краеведения был посвящен целый ряд диссертационных исследований, посвященные музыкальной истории Иркутска, Баку, Азербайджана, Казани и других городов и регионов3.

Так, например, среди трудов этого направления можно назвать брошюры: Финде-зейн Н. Ф. Очерк деятельности Полтавского отделения ИРМО за 1899 - 1915 гг. Полтава, 1916. Миклашевский И. Очерк деятельности Киевского отделения ИРМО. 1863-1913. Киев, 1913 и др. В годы Великой Отечественной войны была написана диссертация И. Миклашевского «Музыкальная культура Харькова» (J944).

2 Беляков Б., Блинова Б. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде -
городе Горьком. Горький, 1980; Емельянова Н. Н. Музыкальные вечера: Хроника музы
кальной жизни Тамбовского края за 100 лет. Воронеж, 1977; Коллар В. А. Музыкальная
культура Нижнего Новгорода - города Горького. Горький, 1982; Музыканты Верховол-
жья. Калинин, 1984; Харкеевич И. Ю. Музыкальная культура Иркутска. Иркутск, 1987;
Кривошея Б. Г., Лаврушева Э. М. Музыкальная жизнь Красноярска. Красноярск, 1983.

3 Большакова И. В. Музыкальная культура Самары середины 19 - 30-х годов 20 века.
М., 1997; Борисов Г. П. Музыкальная культура Екатеринодара с начала 20 века по 1920
год. М., 1992; Брандобовская Л. В. Деятельность Вятского и церковно-певческого общест
ва на рубеже 19 - 20 вв. Екатеринбург, 2004; Еременко С. И. Становление и основные
тенденции в развитии хорового пения на Кубани. Л., 1974; Казьмина Е. О. Музыкальная
культура Тамбовского края (1870 - 1917). М., 2000; Карпова-Шулюпииа Е. К. Музыкаль
ная жизнь Казани. М., 1986; Королева В. А. Музыкальная культура юга Дальнего Востока
России 1917 - 1929 гг. Очерки истории. Владивосток, 1996; Локощеико Г. Д. Музыкаль
ная культура Сумщины. Киев, 1990;ПарфирьеваЕ. В. Музыкальное образование в Казани
в 18 - нач. 20 века: Становление и развитие. Казань, 2004; Мещерякова Н. А. Музыкаль
ная культура Дона и Приазовья по материалам местной прессы (1870 - 1917). .Л., 1988;

Зарождение интереса к истории развития музыкальной культуры Сибири относится к 70 - 80-м годам XX века. В 1974 году выходит книга А. Копылова «Очерки культурной жизни Сибири» - первый капитальный труд, в котором наиболее глубоко вскрыты процессы, характерные для исторического развития сибирского просвещения, архитектуры, живописи, театрального и музыкального искусства.

Большой вклад в развитие сибирского музыкального краеведения внесли ученые Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, которые на рубеже 70 - 80-х годов стали регулярно проводить конференции, посвященные истории и современности Сибири и Дальнего Востока, и издали серию сборников, в которых рассматривались вопросы музыкальной культуры Сибири4. Среди работ сибирских исследователей представляет интерес монография Т. А. Роменской5. Своеобразным подведением итогов проведенной исследовательской работы сотрудников Новосибирской государственной консерватории стал трехтомник «Музыкальная культура Сибири», изданный в 1997 году6. В исследовании освящается музыкальная культура Сибири с древнего периода до наших дней. Характеризуется музыкальный быт Сибири, рассматривается развитие церковной и военной музыки, освещается деятельность любителей-музыкантов и музыкальных обществ, анали-

Мирошниченко Н. А. Становление хорового исполнительства на Южном Урале. Магнитогорск, 1999; Мжельская М В. Формирование хоровой, исполнительской и музыкально-театральной культуры в Самаре сер. 19 - нач. 20 века. СПб., 2002; Никулин В. Г. Хоровая культура Якутии. Магнитогорск, 1999; Палкииа И. Д. Музыкальное исполнительство в Ростове и Новочеркасске в 19 веке. Ростов н/Д, 2001; СковиковаЕ. Г. Музыкально-театральная жизнь Симбирска конца 18 - нач. 20 века. СПб., 1998; Хавторин Б. П. Династия Федотовых-Растроповичей и развитие музыкальной культуры Оренбурга в 20 столетии. Магнитогорск, 1999; ХаркеевичИ.Ю. Музыкальная культура Иркутска дооктябрьского периода. Иркутск, 1976; Черных М. П. Музыкальная культура Ростова-на-Дону от середины 18 до 20-х годов 20 столетия. М., 1993; Щукина Е. А. История театральной и музыкальной жизни на Дону в нач. 20 века. Ростов-на-Дону, 1997.

4 История музыкальной культуры Сибири (на рубеже XIX - XX вв.) Сб. статей. М.,
1978; Музыка Сибири и Дальнего Востока. Сб. статей. М., 1982; Музыкальная культура
Сибири и Дальнего Востока. История и современность. Новосибирск. 1983; Культурно-
бытовые процессы у русских Сибири. XVIII-XX в. Новосибирск. 1985. Музыкальное твор
чество народов Сибири и Дальнего Востока. Сб. научн. трудов. Новосибирск, 1986.

5 Роменская Т. А. История музыкальной культуры Сибири от походов Ермака до кре
стьянской реформы 1861 года. М., 1993.

6 зируются музыкально-эстетические взгляды видных деятелей сибирской культуры, прослеживается развитие музыкального образования.

Среди работ последних лет, посвященных проблемам истории музыкальной культуры Сибири, выделяется фундаментальный труд новосибирских искусствоведов «Музыкальная культура Новосибирска»7. Музыкальная жизнь Дальнего Востока освещается в монографиях В. А. Королевой и О. П. Новоселовой8 и диссертации Белоносовой И. В.9.

В 70 - 90-е годы было создано несколько диссертаций по проблемам музыкальной культуры Сибири. Значительный материал был собран в диссертациях Т. А. Роменской, И. Ю. Харкеевич, Т. Ю. Куперт, О. П. Новоселовой, М. И. Лознер, М. Г. Шуряк и Л. А. Дьябелко10. Все эти авторы касаются отдельных аспектов музыкальной жизни Томска второй половины XIX века. Наибольший интерес представляет диссертационное исследование Т. Ю. Куперт, которая в своей работе обращает особое внимание на становление и развитие профессионального музыкального образования в Томске, анализируя деятельность музыкальных классов Томского отделения Императорского русского музыкального общества (ТО ИРМО) с начала XX века. Материал, связанный с музыкальной культурой Томска, рассматривался и в брошюре

Музыкальная культура Сибири, В 3-х тг. Гл. ред. Б. А. Шиидин. Новосибирск, 1997.

7 Музыкальная культура Новосибирска. Сост. Беличенко С А., Брославская Т. Р., Га-
лицкая С. П. и др. Ред. Б. А. Шиндин. Новосибирск. 2005.

8 Королева В. А. Музыкальная культура Дальнего Востока. Владивосток. 2004; Ново
селова О. П. Музыкальная жизнь Восточной Сибири второй половины XIX века в глазах
современников. Иркутск, 2001.

9 Белоносова И. В, Музыкальная культура Читы. Новосибирск, 2005.

10 Роменская Т. А. Музыкально-просветительская деятельность декабристов в Сибири.
Автореферат дис. .. кандидата искусствоведения. Новосибирск, 1971 Харкеевич И. Ю.
Музыкальная культура Иркутска дооктябрьского периода. Автореф. дис. ... кандидат ис
кусствоведения. М., 1976.. Шуряк М. Г. Музыкальная культура Западной Сибири в годы
Великой Отечественной войны. Автореф. дис. ... кандидат искусствоведения. Новоси
бирск, 1981.Куперт Т. Ю. Музыкальная культура городов Западной Сибири в конце XIX -
начале XX в.: Автореф. дис. ... кандидат искусствоведения. М., 1986 Новоселова О. П.
Музыкальная жизнь Восточной Сибири второй половины XIX в. Автореф. дис.... канди
дат искусствоведения. Л., 1990 Лознер М. И. Пути развития музыкальной культуры горо
дов Западной Сибири. Автореф. дис. ... кандидат искусствоведения. М., 1990; Дьябел
ко Л. А. Фортепианная культура Сибири и Дальнего Востока. Автореф. дис. ... кандидат
искусствоведения. Л., 1989.

Н. А. Воробьевой11, посвященной истории Томского музыкального училища, возникшего в начале XX века, и в отдельных статьях С. П. Вавилова по различным областям музыкальной культуры Томска12. Но ни в одной из этих работ не предпринималась попытка комплексного анализа явлений музыкальной культуры Томска, а анализировались лишь отдельные сферы музыкальной жизни города.

Поэтому цель настоящего диссертационного исследования состоит в том, чтобы, проанализировав весь свод сохранившихся источников, касающихся музыкальной культуры Томска второй половины XIX века, составить целостное представление о пей и попять логику происходивших процессов.

Таким образом, возникло решение следующих задач настоящего исследования:

L Выявить и исследовать материалы, касающиеся:

а) основания и работы Томского отделения Императорского русского
музыкального общества (ТО ИРМО) вплоть до начала XX века;

б) музыкального образования в учебных заведениях Томска изучаемого
периода;

в) концертно-театральной деятельности в Томске второй половины XIX
века.

2. Изучить и определить основные процессы, связанные с зарождением, становлением и развитием музыкальной культуры Томска второй половины XIX века.

Объект исследования - логика исторического развития музыкальной культуры Томска второй половины XIX века.

Предметом исследования стали события музыкальной культуры Томска указанного периода, представленные в деятельности Томского отделения Императорского русского музыкального общества, а также в системе музыкального образования города и в его концертно-театральной жизни.

11 Воробьева Н. А. Организация и открытие музыкального училища. Томск, 1993.

12 См. Список источников и использованной литературы.

Методологическим основанием данного исследования составили труды по истории отечественной музыкальной культуры (Б. В. Асафьев, А. А. Гозенпуд, Ю. В. Келдыш, Т, Н. Ливанова); истории музыкальной педагогики (О. А. Апраксина, Д. Л. Локшин, К. Ф. Никольская-Береговская); истории театра (И. Ф. Петровская).

Хронологические и географические рамки исследования заданы тем, что именно во второй половине XIX века, в связи с образованием ИРМО, в России активизировались процессы, способствовавшие повышению музыкальной культуры на периферии и, в частности, в Сибири и Томске (ТО ИРМО было открыто в 1879 году). Становилось все больше городов с отделениями ИРМО, плодотворно влиявшими на музыкальную культуру. Поэтому с полным основанием можно говорить, что именно вторая половина XIX века стала эпохой подлинного становления музыкальной культуры города.

Источниковедческая база исследования состоит из свода различных источников.

1. Прежде всего, в настоящей работе вводится в научный оборот весь
комплекс
публикаций местной периодической печати, посвященный исклю
чительно музыкальной культуре Томска исследуемого периода. Речь идет о
таких периодических изданиях, как:

а) газеты: «Сибирская газета», «Сибирская жизнь», «Сибирский вест
ник», «Томский листок», «Томские губернские ведомости»

б) журналы: «Томские епархиальные ведомости», «Сибирский наблюд-
тель», «Исторический вестник», «Путеводитель по всей Сибири и Средне-
Азиатским владениям России»1 .

2. Впервые вводятся в научный оборот весь комплекс архивных мате
риалов, непосредственно отражающих музыкальную жизнь Томска второй
половины XIX века:

а) источники из фондов Государственного архива Томской области

В процессе работы над диссертацией проанализированы все номера указанных изданий за период с 1858 по 1905 годы.

фонд 3 - фонд Томского Губернского управления;

фонд 99 - фонд Дирекции училищ Томской губернии;

фонд 125 - фонд Главного инспектора училищ Сибири;

фонд 126 - фонд управления Западно-Сибирского учебного округа;

фонд 170 - фонд Духовной консистории;

б) источники из Государственного исторического архива Санкт-
Петербурга

- фонд 408 - фонд Императорского русского музыкального обще
ства, который содержит тексты всех действовавших уставов ИРМО и прочее;

в) источники из Томского областного краеведческого музея14.

  1. Большое значение для исследования имели Отчеты Томского музыкального общества с 1879 по 1900 годы, находящиеся в фондах архива отдела редкой книги библиотеки Томского государственного университета.

  2. Мемуарная литература выдающихся и известных деятелей музыкальной культуры (воспоминания Д. Леоновой, В. Флоринского, А. Ауэрбаха, В. Тальзатти и др.)

6. Важная информация была получена из местных и региональных из
даний XIX - XX вв., содержащих сведения по интересующей нас теме15.
Свод этих источников помог выявить основные тенденции и осмыслить со
держание тех процессов, которые были наиболее характерны для музыкаль
ной культуры Томска второй половины XIX века.

Применялись следующие методы исследования: музыкально-исторический, источниковедческий и культурологический. События и явления этого периода рассматриваются в исторической перспективе и в тесном взаимодействии.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно представляет собой первый опыт целостного изучения музыкальной культуры Томска второй половины XIX века. На основе обобщения и анализа всего свода материалов, хранящихся в названных выше архивных фондах и в старой местной

Все шифры указаны в подстрочных примечаниях в диссертации. См. Список источников и использованной литературы.

периодической печати, представлена панорама событий и явлений музыкальной жизни Томска указанного периода.

Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в современное краеведение. В диссертации выявляется сложный процесс развития музыкальной культуры Томска второй половины XIX, отмеченный как позитивными, так и негативными тенденциями.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут способствовать дальнейшему изучению истории музыкальной культуры России. Они могут быть также использованы при чтении курсов лекций по истории музыкальной культуры России, Сибири и Томска, как в средних, так и в высших учебных заведениях. Кроме того, факты и события, описанные в диссертации, представляют интерес для краеведов и всех тех, кто интересуется развитием музыкальной культуры Томска.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в виде докладов на следующих конференциях:

III Всероссийская конференция «Образование в Сибири: актуальные проблемы истории и современности» (14-15 мая 2004 г.),

Региональная научная конференция «Судьба регионального центра России», посвященная 400- летию Томска (сентябрь 2004 г.).

Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 400-летию г. Томска и 50-летию отделения теории музыки Томского музыкального училища (5-6 ноября 2004 г.),

Открытая Сибирская (II Межрегиональная) научно-практическая конференция «Музыкальное искусство: из века XX в век XXI» (28-29 апреля 2005 г.) и др.

Основное содержание работы отражено в 8 публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и использованной литературы, а также приложения, включающего в себя список музыкальных деятелей Томска.

Таким образом, в работе рассматриваются все составляющие музыкальной культуры в Томске второй половины XIX века. Это позволяет осмыслить многие фактологические данные, определить особенности музыкальной жизни города и понять процессы, происходившие в культурной жизни томичей.

Переход к непосредственному исследованию музыкальной культуры Томска второй половины XIX века представляется необходимым предварить кратким очерком истории города в целом.

Томск является одним из старейших городов Сибири с богатой историей и традициями, основанный в 1604 году по указу царя Бориса Годунова, который велел «под город место высмотреть, где пригоже, и на чертеже начертить, и велети место очистити и прося у Бога милости, город поставить в крепком месте». Решение Бориса Годунова было вызвано не только необходимостью создать пограничный форпост на восточных окраинах развивающейся Руси, но и просьбой местного тюркского князя Тояна, который обещал всемерно помогать строительству пограничного города и сдерживать набеги кочевников. Пришедшие на томские земли русские казаки принесли с собой православную веру, и в ряду самых первых построек по указу Бориса Годунова значились Троицкая церковь и Алексеевский мужской монастырь.

В начале XVIII века, с расширением южных и восточных границ Российской Империи, Томск фактически перестал быть пограничным городом. К тому времени все торговые пути России с запада на восток и юг фактически проходили через Томск. Поэтому стержнем городской жизни стал Сибирский торговый тракт, связавший центр страны с Сибирской окраиной. В результате этого, город стал привлекателен для проживания населения и его количество начало быстро увеличиваться. Доминирующую роль в томском обществе играли купцы, занимавшиеся торговлей. Другую значительную часть общества составляли ремесленники, мещане, военные и духовенство. Особой категорией населения в XVIII веке становятся ссыльные. Так, в 1729 году в Алексеевском монастыре отбывал ссылку Ибрагим Ганнибал, в те же годы в Рождественском монастыре содержалась Екатерина Долгорукая.

В 1804 году, когда Томск стал административным центром новой губернии (в составе Западно-Сибирского генерал-губернаторства), началась новая страница в его истории. Формируются все службы необходимые для работы административного центра: городская управа, магистрат и полицейское управление и другое. В деревянном Томске возникают каменные строения, сначала это церкви и административные здания, затем дома зажиточных горожан.

С 1830-х годов, после открытия в Мариинской тайге месторождений золота, с началом «золотой лихорадки» в Томскую губернию резко увеличился приток населения из остальных регионов страны. Возросло строительство новых лавок, магазинов, гостиниц и роскошных особняков. Появились винокуренные, лесопильные заводы, мельницы, канатная фабрика.

По своему социально-культурному уровню Томск второй половины XIX века также ярко выделялся среди всех сибирских городов. В 1819 году в Томске появилась первая типография, с 1857 года стала выходить первая томская газета «Томские губернские ведомости». Вокруг этой газеты впервые сгруппировалась местная интеллигенция, и зародился интерес и стремление к изучению своего края. С 1863 года в городе появилась телеграфная связь16.

Заметное место в инфраструктуре культуры города занимало Общественное благородное собрание, созданное в 1857 году. Согласно уставу собрания, оно предназначалось для проведения «приятного и благородно- разнообразного» досуга: танцев, музыки, маскарадов, чтении прессы.

Церковь также являлась важнейшим элементом городской жизни. Серьезным событием в церковной жизни города стало учреждение самостоятельной Томской епархии в 1834 году. В 1861 году в Томске действовало 19 церквей и один монастырь. Кроме того, в городе функционировали лютеранская кирха, католический костел и еврейская синагога.

Подробнее об этом см.: Томск. История города от основания до наших дней. Под

ред. Н. М. Дмитриснко. Томск, 2004.

В 1873 году П. И. Макушиным были открыты первый в Сибири книжный магазин, а в 1884 году - первая в России городская бесплатная библиотека.

Гордостью Томска являлось прекрасно организованное среднее образование. В 1882 год}' в городе возникло Общество попечения о начальном образовании, первое такого рода в Сибири. Организатор его, П. И. Макушин, так сформулировал главную цель общества: «Не одного не грамотного!». В результате, к моменту принятия решения об основании томского университета в городе сложилась значительная по сибирским меркам система образования, которая включала в себя мужскую и женскую гимназии, реальное училище, уездное училище, четыре приходских училища, духовную семинарию, духовное училище, еврейскую школу при синагоге, повивальную и ветери-нарно-фельдшерскую школы. В 1885 году в городе были созданы первые в Сибири Воскресные классы технического и ремесленного рисования. Долгое время они были единственным художественным учебным заведением Сибири. Немалое значение для дальнейшего развития образования в Томске имело и то, что с 1885 года он становится центром Западно-Сибирского учебного региона.

В 1888 году в Томске открывается первый за Уралом университет, на строительство которого претендовали семь крупнейших сибирских городов. Но 16 мая 1878 года было получено высочайшее соизволение Александра III: «Разрешить учреждение Императорского Сибирского университета в Томске с четырьмя факультетами». Открытие в Томске университета способствовало росту популярности образования и «образованности» в широких кругах городского населения. Профессорско-преподавательский состав университета, помимо непосредственного участия в учебном процессе, оставил заметный след в науке и культуре города. Многие преподаватели работали в средних учебных заведениях, выступали с публичными лекциями и докладами, принимали активное участие в деятельности научных и культурно- просветительских обществ. Тогда же началось формирование знаменитой в дальней-

шем университетской библиотеки. Граф А. Г. Строганов, потомок старейшего рода русских промышленников, передал в дар будущему университету богатейшее книжное собрание.

В 1896 году в городе появляется первое в Сибири высшее техническое учебное заведение - Технологический Институт (ныне Томский политехнический университет). По числу учебных заведений к началу XX века Томск занимал первое место в Сибири (237 общеобразовательных гимназий и училищ, 3 средних специальных и 3 высших учебных заведения).

Современник в 1897 году писал: «Томск - столица интеллигентной Сибири по складу общественной жизни, по обилию учебных заведений и благотворительных обществ. Это по значению в Сибири главный город, уступающий лишь в торговом отношении и по числу жителей Иркутску»17.

Таким образом, Томск второй половины XIX века являлся крупным культурным и образовательным центром Сибири.

Все это необходимо учитывать при анализе музыкальной культуры Томска второй половины XIX века.

Вл. Тальзатти Театральное дело в Сибири/ЛГеатр и искусство 1897, № 28, С. 509

Концертная деятельность оркестра

Основная цель, которую ставило перед собой Томское отделение ИРМО - музыкальное просветительство и повышение общего уровня музыкальной культуры населения города. Основное средство для достижения этих целей - организация концертов. Они могли быть различных «жанров» и некоторые из них проводились, чуть ли не с самого начала существования общества. Это были семейные вечера1, концерты камерной и хоровой (церковной и светской) музыки. Они формировали вкусы слушателей, стремившихся приобщаться к самой разнообразной музыке - старинной и современной, русских и западно-европейских композиторов. Организаторы концертов стремились учесть все эти обстоятельства (правда, как говорят исследованные материалы, это далеко не всегда удавалось).

Однако руководители ТО ИРМО хорошо понимали, что без организации оркестра, в исполнении которого можно было бы прослушать крупные многочастные симфонические произведения, работа Общества оставалась бы неполной, поэтому основной задачей ТО ИРМО, стала организация оркестра. Причем, попытки решить это задачу делались постоянно. Так, до появления у ТО ИРМО собственного оркестра для проведения концертов приглашался оркестр военного батальона, расквартированного в Томске. Информация о количественном составе оркестра, принимавшего участие в концертах общества, в ранний период его деятельности отсутствует. Однако можно предположить приблизительное количество музыкантов по Отчету, отражающему состояние местного военного батальона за 1876 и 1878 гг. Так, в подобном Отчете за 1876 год в штате батальона значилось 17 музыкантов, а в Отчете за 1878 год их количество увеличилось до 222.

Конечно, художественный уровень этого оркестра оставлял желать лучшего. Но дирекция ТО ИРМО, пользуясь всеми возможными средствами, пыталась способствовать более высокому уровню творческой работы оркестра и указать его репертуарное направление, связанное с работой над лучшими образцами зарубежной и русской классики. Привлекая оркестр к работе Общества, оно стремилось придерживаться двух основополагающих принципов: пропаганды отечественной музыки и качественного художественного уровеня репертуара.

В течение первых лет работы оркестра в рамках Общества им управлял Р.К. Сирен.3

Так, уже на первом концерте ТО ИРМО, состоявшийся 13 октября 1879 года, помимо солистов, хора, инструменталистов и нескольких камерно-инструментальных ансамблей, выступил небольшой оркестр. Им были исполнены две оперные увертюры: к «Роберту-Дьяволу» Мейербера и к «Лодоиска» Керубини .

В первый год деятельности музыкального общества из 14 проведенных концертов оркестр сыграл только на трех. Здесь томичи смогли прослушать увертюры к операм «Жизнь за царя» М. Глинки, «Марко Сфило» Ф. Обера и «Оберон» К. Вебера. Одновременно с этим, в сопровождении оркестра прозвучали концерт для фортепиано с оркестром № 1 (g-moll) Ф. Мендельсона и оперные хоровые номера5.

Профессиональный уровень симфонического оркестра не давал ему возможности «справиться» с программой целого концерта. Решить эту задачу мешала и каждодневная жизнь военных музыкантов; они работали днем на «ниве» военной и бальной музыки, а репетиции в ТО ИРМО проходили вечером, после их работы. Тем не менее, профессиональный исполнительский уровень оркестр позволял им исполнять оперные увертюры.

По указанным выше причинам, в следующем сезоне 1880-1881 гг. из семи устроенных музыкальных вечеров, оркестр принял участие только в двух концертах, где прозвучали увертюры к «Жизни за царя» Глинки и к «Семирамида» Россини, а также концерт для фортепиано с оркестром № 2 (d-moll) Мендельсона.

В 1881 году Р. К. Сирен, руководивший оркестром, уехал из Томска. Естественно это не могло не сказаться на работе оркестра и в период 1881-1884 г. его концертная деятельность была временно прекращена6. Его выступления возобновились осенью 1884 года под руководством инициативного и энергичного А.А. Ауэрбаха7. Однако к этому времени «оркестровая ситуация» в Томске изменилась.

Дело в том, что 1 ноября 1884 года батальонный оркестр был распущен. Эта акция была проведена в связи с тем, что местному Военному Собранию было запрещено давать маскарады и спектакли. В результате, бальный оркестр, существовавший на балансе военного ведомства, оказался не нужен. Однако, к счастью для музыкантов, в этом же году в Томске был открыт театр8, который также нуждался в оркестре. В результаты, основная группа музыкантов военного бального оркестра перешла на службу в театр, где стала работать под руководством И. С. Маломета.

Дирекция же ТО ИРМО, уже при участии А. А. Ауэрбаха, желая сделать музыкальные вечера более разнообразными по своей программе, пригласила к участию этот театральный оркестр (14 музыкантов). Однако ввести в концерты общества новый оркестр оказалось довольно трудной задачей 9.

Светские учебные заведения

Система образования в царской России была довольно сложной и многоступенчатой. Высшими учебными заведениями были университеты (в конце XIX века их было 9)1. До поступления в университет необходимо было окончить среднее учебное заведение - гимназию, семинарию или реальное училище. Школьная реформа 1864 года разделила доуниверситетские учебные заведения на классические гимназии и реальные училища. В классических гимназиях, в основном, обучались дворянские дети. Большое внимание в них уделялось изучению латыни и древнегреческого языка. Срок обучения составлял 8 лет. В реальных училища, с шестилетним сроком обучения, помимо обычных школьных предметов изучали коммерческое дело, технику и механику. Реальные училища посещали дети разных сословий.

К концу 50-х годов Томск имел такие светские учебные заведения, как Губернская мужская гимназия из семи классов, уездное и приходское училища. Число учащихся в гимназии достигало 150 человек, в уездном учили /у ще - 50 человек, а в приходском - 80 . Во всех этих заведениях музыкальному развитию учащихся уделялось особое внимание. В некоторых заведениях были созданы хоровые коллективы и проводились уроки пения. В 1892 году, томичи с удовлетворением констатировали, что «существует преподавание музыки в реальном училище и духовной семинарии; а при мужской гимназии и уездном училище существует оркестр»3.

Однако процесс внедрения музыкального воспитания в светских учебных заведениях проходил не просто.

В ноябре 1864 года по всей России был утвержден новый устав гимназий и прогимназий. По этому уставу гимназиям и прогимназиям предписывалось в числе учебных предметов иметь пение и гимнастику4. Однако в Томской гимназии, открытой в 1838 году, открыть класс пения оказалось возможным только в 1869 году. Для этого был приглашен чиновник Половодов5, который вел уроки пения 2 раза в неделю6. После этих занятий воспитанники пели в церкви7.

С 1876 по 1898 гг. уроки пения стал вести титулярный советник Михаил Андреевич Никольский . В 1885 году в гимназии проводилось уже 4 урока пения в неделю, на которых обучение осуществлялось под аккомпанемент скрипки9. С 1898- 1899 гг. учителем пения был назначен коллежский секретарь Александр Иоаникеевич Воронин10, выпускник Омской учительской семинарии11.

В 1889 году в гимназии был организован оркесір, для чего были приобрете-ны инсгрумешы, а для аккомпанемента хору - фисгармония .

В 1890 году директором гимназии дополнительно введены уроки музыки, для чего были приобретены инструменты. В своем письме в Министерство директор ссылался на циркулярное предложение министра народного просвещения от 15 января 1889 года о введении и улучшении преподавания пения и музыки в мужских и женских учебных заведениях: «Имею в виду ввести классы музыки вверенной мне гимназии, а также выписать необходимые для сего ноты и инструменты, поименованные в прилагаемом списке. Имею честь просить дозволить мне покупку инструментов и разрешить расходовать в течение года на наем учителя музыки». В списке были перечислены: «скрипка, альт, корнет, флейта с 10 клапанами и головкой из слоновой кости и кларнет». Разрешение на приобретение инструментов было получено гимназией 14 июля 1890 года13.

Занятия с оркестром проводил Василий Петрович Никонов - дилетант, но большой любитель музыки. Сформировав из гимназистов оркестр, он посвящал репетициям большую часть своего свободного времени14.

Оркестр играл заметную роль в жизни гимназии. Программы литературно-музыкальных вечеров могут дать представление и об уровне оркестра и вообще о музыке, звучавшей в этом учебном заведении. Эти программы включали произведения известных композиторов: «Богатель» (оп. 47) А. Дворжака, марш из оперетты Зуппе «Боккаччо», турецкий марш из оперетты А. Доницетти «Фатиница», попурри из оперы Ф. Флотова «Марта», «Дивертисмент» Ф. А. Куммера 5.

А местные газеты отмечали: «Ученический оркестр В. П. Никонова исполнял для начинающих слишком трудные пьесы»16, но тем не менее музыкальная подготовка гимназистов была поставлена настолько хорошо, что это позволяло им не только грамотно исполнять произведения, но и создавать собственные сочинения (тем, у кого были к этому способности)17.

В 1863 году в Томске открылась Мариинская женская гимназия. С первых дней ее открытая гимназия приобрела пианино и 2 рояля. Пение стало входить в число обязательных предметов и занятия проводились во всех классах 1 раз в неделю. Кроме того, во внеурочное время 2 раза в неделю более одаренные ученицы гимназии пели в хоре светской музыки, в составе которого было 22 человека18. Уроки музыки и танцев преподавались за отдельную плату, которая согласовывалась между родителями и учителями19. По сохранившимся сведениям, можно установить, что в 1880 году музыкой занималось 6 человек20.

В 80-е годы пение преподавалось уже 3 часа в неделю под опытным руководством Н. П. Асташевского21. Церковное пение с 1888 года начинает преподавать Павел Алексеевич Лебедев (активный деятель ТО ИРМО)22. С 1890 года в программу учебных предметов вводится светское пение и уроки музыки, которые ведет известная в Томске К. И. Томашинская23. С 1895 года учителем пения и хором Мариинской женской гимназии руководил Мамонт Иванович Герасимов (помимо музыки он преподавал математику, так как закончил физико-математический факультет Казанского университета)24. Кроме руководства гимназическим хором, М. И. Герасимов в разные годы руководил хорами Томского музыкального общества и студентов университета, дирижировал объединенными хорами, пел в хоре ТО ИРМО и «Духосошествен-ской» церкви (так в обиходе называлась церковь, возведенная в память о Нисхождении Святого Духа). В августе 1900 года скончался М. И. Герасимов и учетелем пения, а также руководителем хора стал Иван Константинович Любимов, закончивший Казанский учительский университет и выпускник музыкальных классов при ТО ИРМО по классу вокала)25.

Итак, сложившиеся в Томске традиции гимназического образования явились одной из основ развития и музыкального воспитания. Обучение основам нотной грамоты, игра на музыкальных инструментах, участие в хоровом пении - все это способствовало повышению уровня музыкальной культуры в целом.

Хоры учебных заведений и любительские коллективы

Столь же активное участие в развитии хоровой культуры Томска второй половины XIX века принимали учебные заведения. Они также представляли собой активную область деятельности. А некоторые из таких коллективов были на достаточно хорошем уровне, во всяком случае - по свидетельству рецензий в местных газетах.

Ученические хоровые коллективы принимали участие в годичных итоговых торжественных актах, храмовых праздниках, литературно-музыкальных концертах, танцевальных вечерах, городских юбилейных мероприятиях, нравственно-религиозных чтениях.

На протяжении всех лет существования Духовного училища при нем действовал хор, являвшийся неотъемлемой частью всех литературно-музыкальных вечеров и различных торжественных городских и церковных праздников. В репертуаре коллектива имелись произведения как духовного, так и светского содержания.

Так, в ноябре 1891 года на годичном итоговом акте духовного училища под управлением учителя пения Е. В. Миловзорова хор исполнил «Тропарь преподобному Стефану»1, две кантаты из «Лепты» («Пред тобою, мой Бог» и «На высоте Урала»), а также светское произведения «Светлой радостью горя день торжеств встречайте» Главача2. А в 1895 году хор смог выступить с таким сложным произведением, как «Вознесу тя, Боже мой» Бортнянского. Кроме того, хор Духовного училища регулярно участвовал в нравственно-религиозных чтениях. Так, на одном из таких чтениях, состоявшегося б декабря 1891 года хор учеников спел кантаты из «Лепты»3.

На особо торжественных мероприятиях коллектив не редко выступал в составе объединенных хоров других учебных церковных заведений. Один из таких актов духовных учебных заведений состоялся 1 декабря 1892 года. Под управлением преподавателя дидактики и пения семинарии Н. П. Асташев-ского объединенный хор духовных учебных заведений открыл собрание исполнением хорового концерта «Днесь благодать св. духа нас собра» Бортнян-ского. Затем хор архиерейских певчих и учеников Духовного училища исполнил «Слава на небе солнцу» Славянского. Благодаря такому опытному «знатоку пения», как Н. П. Асташевский состоялось такое грандиозное хоровое действо. Он принял на себя труд подготовить воспитанников к совместному пению и провел репетиции в здании архиерейского дома»4.

Важную роль в развитии хоровой культуры города играл и хор Духовной семинарии, действовавший с самого открытия семинарии. Первым регентом хора стал Федор Федорович Гурьев. До работы в Томске Ф. Ф. Гурьев был регентом семинарского хора в Тобольске. Благодаря его опытности и энергии семинарский хор занял видное место среди томских хоров и стал считаться вторым после архиерейского хора5. Конечно, основным предназначением хора стало участие его в службах домашней церкви при семинарии. В отчете о состоянии Духовной семинарии за 1883 - 1884 учебный год отмечалось, что «воспитанники охотно читали и пели в церкви, хор взрослых учеников семинарии (без сопрано и альтов) исполнял весьма часто с глубоким чувством церковные песнопения, переложения Турчанинова, Бортнян-ского и заслуживал одобрения знатоков церковного пения»6. Хор часто исполнял церковные песнопения на греческом языке. Например, 22 апреля 1894 года в семинарской церкви все богослужение прошло на греческом языке7.

На следующий год все бдение совершалось на греческом языке при участии трех хоров воспитанников9. В этом проявлялось не только стремление отметить единство православных нравов (греческого и русского), но и косвенно напомнить слушателям о первых шагах русской церковной музыки, самым тесным образом связанной с византийскими истоками.

Об уровне семинарских певчих свидетельствует анализ программ концертов, в которых присутствовали не только церковные произведения, но и светские. Например, 21 сентября 1883 года, на торжественном акте, посвященному 25-летию учебного заведения, хор Духовной семинарии, под управлением учителя пения С. Ф. Тихвинского, исполнил достаточно разные по сложности и содержанию произведения: псалмы «Вси языцы восплещити руками» и «Господи, силою твоею возвеселится Царь», духовный концерт «Радуйтесь Богу помощнику нашему» Бортнянского и хор странников «Во Иордане реке» из оперы Серова «Рогнеда». Рецензент, слышавший пение хора, отметил, что оно было «спокойное и произвело хорошее впечатление на слушателей»10.Произведения из церковного репертуара звучали на религиозно-нравственных чтениях, на которых хор часто выступал совместно с хором архиерейских певчих. На религиозно-нравственных чтениях в 1892 году хор семинарии пропел по-гречески пасхальный тропарь «Христос воскресе» и пасхальный ирмос «Святися, святися»11. Произведения из светского репертуара хором исполнялись на литературно-музыкальных вечерах. Например, 26 ноября 1900 года в семинарии на одном из таких вечеров хор исполнил «Два великана» Направника и «Весну» Соколова12.

Однако в организации работы хора Духовной семинарии не все было безупречно. В газете «Сибирский вестник»13 отмечалось, что исполнение певчими в семинарской церкви на торжественном богослужении концерта «Возведох очи мои горе» Бортнянского не могло произвести на слушателей «цельного впечатления» из-за отсутствия детских голосов, «на которых построена вся мелодия этого концерта. Такой же недостаток констатировался и в отношении исполнения двухорного концерта «Слава в вышних Богу» Давыдова, «Херувимская» Введенского, «Верую» Чайковского14. Руководство хора пыталось улучшить положение. Стремясь сохранить интересный репертуар и совершенствовать качество исполнения, семинарский хор часто выступал совместно с другими хоровыми учебными коллективами, которые хотя бы частично нивелировали указанный недостаток. 1 июня 1896 года на литургии, приуроченной к выпуску Епархиального училища, под управлением преподавателя пения семинарии Н. П. Асташевского был организован сводный смешанный хор из воспитанников семинарии и воспитанниц епархиального училища. Этот сводный коллектив исполнил концерты «Тебе Бога хвалим», «Днесь благодать святаго духа нас собра» и гимн «Велик наш Бог» Бортнянского15. На праздничном же вечере 29 декабря 1897 года тем же составом был исполнен русский репертуар: «Верою русской свободна», «Буря мглою небо кроет» Яковлева, «Кукушечка», «Косари», «Славься» Глинки, «Ручеек» в обр. Архангельского, «Гой ты Днепр» Архангельского16.

Собственный хор воспитанников функционировал и в Губернской мужской гимназии. В 1858 году он смог исполнить отрывок из концерта «Господи, кто обитает в жилище твоем» Бортнянского и другие довольно сложные для хора произведения17. Через год этот же хор исполнил другое не менее сложное произведение Бортнянского - «Достойно есть»18.

Музыкально- театральная жизнь

Столь же активное участие в развитии хоровой культуры Томска второй половины XIX века принимали учебные заведения. Они также представляли собой активную область деятельности. А некоторые из таких коллективов были на достаточно хорошем уровне, во всяком случае - по свидетельству рецензий в местных газетах.

Ученические хоровые коллективы принимали участие в годичных итоговых торжественных актах, храмовых праздниках, литературно-музыкальных концертах, танцевальных вечерах, городских юбилейных мероприятиях, нравственно-религиозных чтениях.

На протяжении всех лет существования Духовного училища при нем действовал хор, являвшийся неотъемлемой частью всех литературно-музыкальных вечеров и различных торжественных городских и церковных праздников. В репертуаре коллектива имелись произведения как духовного, так и светского содержания.

Так, в ноябре 1891 года на годичном итоговом акте духовного училища под управлением учителя пения Е. В. Миловзорова хор исполнил «Тропарь преподобному Стефану»1, две кантаты из «Лепты» («Пред тобою, мой Бог» и «На высоте Урала»), а также светское произведения «Светлой радостью горя день торжеств встречайте» Главача2. А в 1895 году хор смог выступить с таким сложным произведением, как «Вознесу тя, Боже мой» Бортнянского. Кроме того, хор Духовного училища регулярно участвовал в нравственно-религиозных чтениях. Так, на одном из таких чтениях, состоявшегося б декабря 1891 года хор учеников спел кантаты из «Лепты»3.

На особо торжественных мероприятиях коллектив не редко выступал в составе объединенных хоров других учебных церковных заведений. Один из таких актов духовных учебных заведений состоялся 1 декабря 1892 года. Под управлением преподавателя дидактики и пения семинарии Н. П. Асташев-ского объединенный хор духовных учебных заведений открыл собрание исполнением хорового концерта «Днесь благодать св. духа нас собра» Бортнян-ского. Затем хор архиерейских певчих и учеников Духовного училища исполнил «Слава на небе солнцу» Славянского. Благодаря такому опытному «знатоку пения», как Н. П. Асташевский состоялось такое грандиозное хоровое действо. Он принял на себя труд подготовить воспитанников к совместному пению и провел репетиции в здании архиерейского дома»4.

Важную роль в развитии хоровой культуры города играл и хор Духовной семинарии, действовавший с самого открытия семинарии. Первым регентом хора стал Федор Федорович Гурьев. До работы в Томске Ф. Ф. Гурьев был регентом семинарского хора в Тобольске. Благодаря его опытности и энергии семинарский хор занял видное место среди томских хоров и стал считаться вторым после архиерейского хора5. Конечно, основным предназначением хора стало участие его в службах домашней церкви при семинарии. В отчете о состоянии Духовной семинарии за 1883 - 1884 учебный год отмечалось, что «воспитанники охотно читали и пели в церкви, хор взрослых учеников семинарии (без сопрано и альтов) исполнял весьма часто с глубоким чувством церковные песнопения, переложения Турчанинова, Бортнян-ского и заслуживал одобрения знатоков церковного пения»6. Хор часто исполнял церковные песнопения на греческом языке. Например, 22 апреля 1894 года в семинарской церкви все богослужение прошло на греческом языке7.

На следующий год все бдение совершалось на греческом языке при участии трех хоров воспитанников9. В этом проявлялось не только стремление отметить единство православных нравов (греческого и русского), но и косвенно напомнить слушателям о первых шагах русской церковной музыки, самым тесным образом связанной с византийскими истоками.

Об уровне семинарских певчих свидетельствует анализ программ концертов, в которых присутствовали не только церковные произведения, но и светские. Например, 21 сентября 1883 года, на торжественном акте, посвященному 25-летию учебного заведения, хор Духовной семинарии, под управлением учителя пения С. Ф. Тихвинского, исполнил достаточно разные по сложности и содержанию произведения: псалмы «Вси языцы восплещити руками» и «Господи, силою твоею возвеселится Царь», духовный концерт «Радуйтесь Богу помощнику нашему» Бортнянского и хор странников «Во Иордане реке» из оперы Серова «Рогнеда». Рецензент, слышавший пение хора, отметил, что оно было «спокойное и произвело хорошее впечатление на слушателей»10.Произведения из церковного репертуара звучали на религиозно-нравственных чтениях, на которых хор часто выступал совместно с хором архиерейских певчих. На религиозно-нравственных чтениях в 1892 году хор семинарии пропел по-гречески пасхальный тропарь «Христос воскресе» и пасхальный ирмос «Святися, святися»11. Произведения из светского репертуара хором исполнялись на литературно-музыкальных вечерах. Например, 26 ноября 1900 года в семинарии на одном из таких вечеров хор исполнил «Два великана» Направника и «Весну» Соколова12.

Однако в организации работы хора Духовной семинарии не все было безупречно. В газете «Сибирский вестник»13 отмечалось, что исполнение певчими в семинарской церкви на торжественном богослужении концерта «Возведох очи мои горе» Бортнянского не могло произвести на слушателей «цельного впечатления» из-за отсутствия детских голосов, «на которых построена вся мелодия этого концерта. Такой же недостаток констатировался и в отношении исполнения двухорного концерта «Слава в вышних Богу» Давыдова, «Херувимская» Введенского, «Верую» Чайковского14. Руководство хора пыталось улучшить положение. Стремясь сохранить интересный репертуар и совершенствовать качество исполнения, семинарский хор часто выступал совместно с другими хоровыми учебными коллективами, которые хотя бы частично нивелировали указанный недостаток. 1 июня 1896 года на литургии, приуроченной к выпуску Епархиального училища, под управлением преподавателя пения семинарии Н. П. Асташевского был организован сводный смешанный хор из воспитанников семинарии и воспитанниц епархиального училища. Этот сводный коллектив исполнил концерты «Тебе Бога хвалим», «Днесь благодать святаго духа нас собра» и гимн «Велик наш Бог» Бортнянского15. На праздничном же вечере 29 декабря 1897 года тем же составом был исполнен русский репертуар: «Верою русской свободна», «Буря мглою небо кроет» Яковлева, «Кукушечка», «Косари», «Славься» Глинки, «Ручеек» в обр. Архангельского, «Гой ты Днепр» Архангельского16.

Собственный хор воспитанников функционировал и в Губернской мужской гимназии. В 1858 году он смог исполнить отрывок из концерта «Господи, кто обитает в жилище твоем» Бортнянского и другие довольно сложные для хора произведения17. Через год этот же хор исполнил другое не менее сложное произведение Бортнянского - «Достойно есть»18.

Похожие диссертации на Музыкальная культура Томска второй половины XIX века