Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтический праздник как явление искусства: истоки, особенности, тенденции Маркин Роман Евгениевич

Поэтический праздник как явление искусства: истоки, особенности, тенденции
<
Поэтический праздник как явление искусства: истоки, особенности, тенденции Поэтический праздник как явление искусства: истоки, особенности, тенденции Поэтический праздник как явление искусства: истоки, особенности, тенденции Поэтический праздник как явление искусства: истоки, особенности, тенденции Поэтический праздник как явление искусства: истоки, особенности, тенденции Поэтический праздник как явление искусства: истоки, особенности, тенденции Поэтический праздник как явление искусства: истоки, особенности, тенденции Поэтический праздник как явление искусства: истоки, особенности, тенденции Поэтический праздник как явление искусства: истоки, особенности, тенденции
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Маркин Роман Евгениевич. Поэтический праздник как явление искусства: истоки, особенности, тенденции : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09.- Москва, 2005.- 138 с.: ил. РГБ ОД, 61 05-17/130

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА первая. Генезис поэтического праздника

1.1 Зарождение искусства поэтического слова 13

1.2 Усиление роли звучащего слова в массовом действе: от фараонов до якобинцев 30

1.3 Предтечи праздника: Древняя Русь 43

1.4 Литературные объединения и публичные чтения: Россия XIX - начало XX вв 64

ГЛАВА вторая. Праздничная культура и искусство поэзии: взаимосвязь и взаимовлияние

2.1 Место поэтического праздника в праздничном пространстве 82

2.2 Звучащее поэтическое слово как средство нравственно-эстетического воспитания 99

2.3 Современные поэтические праздники: специфика и перспективы 108

Заключение 127

Список литературы 131

Введение к работе

Тема исследования. Поэтический праздник как явление искусства. Истоки, особенности, тенденции.

Актуальность темы. Звучащее поэтическое слово — неотъемлемая часть культуры и искусства. Возникнув в глубокой древности, оно живёт и сегодня в самых разных сферах — на массовом народном гулянье, в театре и на эстраде, на радио и телевидении... О его востребованности можно судить и по такому явлению, как поэтические праздники.

Они проходят в пушкинском Михайловском и лермонтовских Тарханах, блоковском Шахматове и есенинском Константинове, других заповедных местах, связанных с именами русских поэтов. Тяга людей к звучащему поэтическому слову подтверждается и появившимися сравнительно недавно, но уже ставшими традиционными, ежегодными праздниками - Алексея Фатьянова в Вязниках Владимирской области, Евгения Маркина в деревне Клетино на Рязанщине... В последние годы на рязанской же земле, в поселке Пителино, на родине Бориса Можаева, начали проводиться многолюдные, под открытым небом, «можаевские дни». На них вместе с прозой выдающегося писателя звучат стихи российских поэтов.

Поэтический праздник - один из факторов развития культурной и общественной жизни. Трудно переоценить его социальную значимость. Он притягивает к себе массу людей, поскольку, как и любой вид праздника (народное гулянье, карнавал и т.д.), представляет собой контраст будничному течению жизни: на время праздника люди переносятся в другой, непохожий на обычный, мир, который настраивает их на особое эмоционально-художественное осмысление событий. Праздник обращен к широким массам, и есть их ответное желание, как писал А.В. Луначарский, «откликнуться всем

сердцем на событие, которое празднуется». [74;С.&5] Вовлекая большие группы участников действа в круг определённых идей и представлений, он консолидирует людей, будит их жизненную* гражданскую активность.

Значимость поэтического праздника усилена ещё и тем, что, по самой своей природе, по сущности, он представляет феномен. Казалось бы, его «законное» место - в праздничном пространстве, ибо ему, поэтическому празднику, присущи все признаки, характерные для праздничной культуры. Но у него есть также и свои специфические особенности, которые роднят его с другой, художественной, культурой - с миром искусства.

Доминанта поэтического праздника — лидирующая роль звучащего художественного слова, которое определяет содержание и форму праздника, организует его пространство, направляет действие, расставляя в нём смысловые и эмоциональные акценты — о чём оно, это действие, и зачем, какова его «сверхзадача». Поэзия, сама являясь искусством, диктует своему празднику жить, сообразуясь, с главным принципом искусства - а это художественно-образное отражение действительности, духовное освоение мира.

Основная мысль данного исследования формулируется следующим образом: поэтический праздник — особое явление в искусстве, стоящее в праздничной культуре несколько особняком. Такая неоднозначность и даже противоречивость природы поэтического праздника делают его сложным объектом как исследования, так и постановки. А поскольку оба эти акта теснейшим образом связаны друг с другом, то осмысление данного феномена представляется ещё более актуальным.

«Кто не знает, - писал Л.С. Выготский в своём труде «Психология искусства», - что всякий акт искусства непременно включает как своё обязательное условие предшествующие ему акты

рационального познания, понимания, узнавания, ассоциации и т. п... Организуя известным образом сознание, идущее навстречу искусству, мы заранее обеспечиваем успех или проигрыш этому произведению искусства...» [29;С325]

Актуальность предпринятого исследования подкрепляется и
другими свидетельствами. Так, поэтический праздник — надёжный
способ приобщения людей к высокому искусству поэзии. Это не
обязательный школьный урок, не учебная лекция, тем более не
казённое мероприятие для «галочки», которые чаще всего сразу же и
забываются. Это праздник, проходящий в атмосфере радостной
приподнятости, искренности и открытости, личной

заинтересованности каждого и всех вместе участвовать в таком действе. Это «заряд» надолго.

Широкий спектр поэтического праздника даёт возможность напрямую связывать его с литературным просветительством, пропагандой новых произведений художественной литературы, сохранением нашего культурного наследия. И всё это тут же, на празднике, в прямом общении с его участниками.

Эту свою многогранную миссию поэтический праздник выполняет тем лучше, чем выше его художественный уровень. «Сложный характер массовых праздников требует от режиссёра высокого профессионализма и ставит перед ним ряд художественно — творческих проблем, которые должны найти своё отражение в драматургии праздника... В каждом празднике есть «сверхзадача», которую ставит перед собой режиссёр: для чего проходит, во имя чего создаётся, к чему стремится праздник»[131;С./0].

Это относится ко всякому празднику, и в ещё большей мере — к поэтическому, поскольку он, - особое явление искусства. Следовательно, художественную планку нужно держать на высоте. Это трудно всегда, а особенно сегодня: небо над нашим культурным

пространством отнюдь не безоблачно. В последнее десятилетие идёт
открытая девальвация самих понятий искусства, литературы,
поэзии... Культура, поставленная на рельсы рыночных отношений,
подвергающаяся коммерциализации, начинает сдавать свои

нравственные и эстетические позиции: произведения вытесняются изделиями — на потребу обывателю. Изменился характер чтения - с базара несут «иронические детективы» и «любовные романы», да и само чтение стало занимать всё меньше места в жизни человека.

«В обществе, - отмечает профессор В.Н. Гагин в своём труде "Культура России: Досуговая культура", - обозначилась тенденция отпада потребности в литературе, но крепнет, между тем, надобность в телевидении, как наиболее примитивном виде досуговой культуры.» [31;С.72]

Этому негативу необходимо противостоять - активным неприятием навязываемого коммерцией дешёвого чтива, и столь же активной поддержкой тех явлений, которые, не благодаря, а вопреки, держатся и даже имеют тенденцию к развитию. Как, например, поэтический праздник, который и в этом отношении - тоже своего рода феномен.

Степень научной разработанности проблемы. Обратимся сначала к праздничной культуре в целом, с которой, как уже было сказано выше, поэтический праздник находится в «родстве», а следовательно многие проблемы, с ней связанные, близки и ему.

В сфере научных интересов исследователей праздничное
пространство представлено довольно скромно. Хотя, безусловно,
созданы труды, заложившие фундамент теории праздника,
представившие широкий спектр вопросов социокультурной

деятельности. Эти труды, «по сути, служат учебниками не первому поколению студентов». [140;С.Р]

Углубленно и всесторонне рассматривает праздник в контексте всей культурно-досуговой деятельности и в сопоставлении с искусством А.И. Мазаев в своём труде «Праздник как социально-художественное явление». Ученый исследовал этот феномен в полном его объёме, в историческом, социальном и художественном аспектах, чем инициировал появление целого ряда работ по этим проблемам других авторов.

Широкая историческая панорама праздника с эпохи Древней Греции и до Новейшего времени представлена в книге И.Г. Шароева «Режиссура эстрады и массовых представлений». Здесь же анализируется специфика художественного воплощения массовых действ. По-новому осмыслил категорию праздника, конкретно — карнавала, праздничного смеха М.М. Бахтин в известном труде «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса», вызвав не только признание, но, отдельными своими положениями, и возражения в учёном мире. Выявлению характерных признаков массового праздника, его социально-психологических механизмов посвящен труд Д.М. Генкина и А.А. Коновича «Массовые театрализованные праздники и представления». В круг исследований, считающихся классическими, вошли работы Ф. Энгельса («Рейнские празднества») и А.В. Луначарского («О массовых празднествах, эстраде и цирке»).

Разные стороны проблемы нашли отражение в работах А.А. Рубба («Тайна режиссёрского замысла», «Феномен эстрадной режиссуры»), А.Д. Силина («От замысла к воплощению»), В:Н. Гагина («Культура России: Досуговая культура»), А.И. Чечётина («Основы драматургии театрализованных представлений»), польского исследователя К. Жигульского («Праздник и культура») и др.

В исследовании массового праздника неоценимую помощь могут оказать фактологический материал исторического плана,

многие теоретические положения, содержащиеся в трудах академиков А.Н. Веселовского, Ф,С. Буслаева, Д.С. Лихачёва, известных ученых В.Н. Всеволодского (Гернгросса), В.Я. Проппа и других.

При этом приходится констатировать, что праздник до сих пор не имеет полноценного теоретического обоснования, отсюда нередко встречающаяся расплывчатость в определении самого понятия «праздник», его жанров и форм, путаница в терминологии, преувеличение или недооценка значимости тех или иных составляющих праздничного действа и т.д. Так, в одних случаях утверждается, что первейшая основа праздника - обряд (нет обряда -нет праздника), в других - игра, в третьих не разграничены понятия «праздник» и «театрализованное представление»... Нередко, концентрируя внимание на одной проблеме, не увязывают её с остальными, не менее значительными в контексте всего праздника.

Что же касается непосредственно поэтического праздника, то у него практически нет теоретической базы. В научной литературе даже упоминания о нём крайне редки, не говоря уже об анализе, которому подвергаются другие виды праздника в публикациях теоретиков и режиссёров-практиков. Ситуация усугубляется также тем, что это жанр сложный, в известной степени противоречивый, представляющий собой синтез праздничной массовой культуры и искусства и всё же больше искусства. Особенно если учесть, что он — ещё и факт литературной жизни, а значит в какой-то мере объект литературоведения.

Безусловно, основные положения досуговой праздничной культуры экстраполируются и на поэтический праздник. Но, как уже было сказано выше, у него есть настолько свои специфические особенности, что давно назрела необходимость его углубленного, всестороннего изучения.

Цель данного диссертационного исследования заключается в анализе природы поэтического праздника, определении его места и роли в общем пространстве праздничной культуры как самостоятельного вида праздника, имеющего свои социальные, эстетические и воспитательные функции. Реализация цели достигается посредством постановки, рассмотрения и решения принципиально важных, конкретных задач:

исследование генезиса стиха, являющегося главы у м «строительным материалом» поэтического праздника, - когда, как и почему возникли ритмизированные, рифмованные строки;

выявление и прослеживание истоков, архетипов поэтического праздника, проявляющихся и в нынешнем его характере, - где, в какие времена и в каких формах он зарождался;

доказательство особенности поэтического праздника в праздничной культуре, его близости к миру искусства;

рассмотрение общественной значимости и эстетической ценности произнесённого, озвученного художественного слова - доминирующем направлении развития современного поэтического праздника.

Настоящее исследование проводится в историко-искусствоведческом аспекте, что позволяет всесторонне охарактеризовать поэтический праздник и выразить его сущность в формуле: поэтический праздник - явление искусства.

Выявление природы поэтического праздника преследует и такую цель, как сохранение и дальнейшее развитие жанра в русле естественных для него форм. Это вызвано необходимостью противостоять наплыву "литпопсы", режиссёрским псевдоновациям,

агрессии шоу-бизнеса, что имеет сегодня место и в праздничной культуре, и в мире искусства.

Предостережением может послужить нынешнее состояние эстрады. Одним из обстоятельств, снижающим её эстетический уровень, профессор А.А. Рубб считает «почти полное отсутствие разработанной теории эстрадного искусства, без которой оно не может успешно развиваться». [105;С./3]

Объект исследования — поэтический праздник и его место в разнообразном спектре социальной, культурной жизни общества.

Предмет исследования - возникновение, развитие и становление поэтического праздника от истоков до наших дней. А именно: признаки, характерные для поэтического праздника, как и для всей праздничной культуры, и специфические особенности, присущие только ему; «предтечи» современного поэтического праздника, их сравнительный анализ, позволяющий выявить его традиции, тенденции, перспективу.

Анализируя состояние нынешнего поэтического праздника, автор данного исследования чаще всего обращается к праздникам А.С. Пушкина в Михайловском и проводимым на рязанской земле - С.А. Есенина в селе Константиново, Е.Ф. Маркина в деревне Клетино. Такой выбор обусловлен тем, что Пушкинский - главный поэтический праздник страны, а в подготовке двух других, рязанских, автор принимал непосредственное участие в качестве сценариста и режиссёра.

Положения, выносимые на защиту. 1. Соединение в природе поэтического праздника признаков, характерных для праздничной культуры в целом, и специфических особенностей, в большей степени сближающих его с художественным миром, даёт основание рассматривать поэтический праздник как социальное явление искусства.

  1. Поэтический праздник - синтетический, многожанровый вид художественной культуры с лидирующей ролью звучащего слова, которое, не подавляя остальные жанры, определяет содержание действа, его эстетический уровень.

  2. Обращение к истокам поэтического праздника, воссоздание его многоликого прообраза - одно из условий, помогающее раскрытию сути исследуемого феномена культуры, расширению его тематических границ и художественной палитры.

  3. Поэтический праздник, используя богатые возможности художественного слова в выражении мысли и чувств, передаче информации, способен эффективно влиять на формирование морально-нравственных качеств и эстетических вкусов человека.

Научная новизна исследования. Поэтический праздник
рассматривается как феномен, природу которого составляет синтез
праздничной культуры и искусства с явным лидерством факторов
искусства, с преобладанием художественной составляющей. Это даёт
основание признать его обособленность в праздничном пространстве
и характеризовать как явление искусства. В рамках исследуемой
проблемы обобщены исторические, литературные,

искусствоведческие материалы. Рассмотрены профессиональные проблемы, наиболее часто возникающие при постановке и проведении поэтического праздника, и пути их решения.

Практическая значимость работы. Фактологический материал, положения и выводы, изложенные в диссертации, могут быть использованы при исследовании проблем, связанных с генезисом поэзии, с искусством поэтического праздника. Это представляется современным, актуальным, поскольку у поэтического праздника

практически отсутствует своя теория, а сложившиеся на практике положения должны быть научно осмыслены. Данные, представленные в работе, можно применить в учебном процессе в институтах и училищах культуры и искусства, а также в практической деятельности профессионалов культуры — организаторов, сценаристов, режиссёров-постановщиков праздничных действ.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была допущена к защите на кафедре теории и истории искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.

Основные положения работы обсуждались на научно-
практических конференциях молодых учёных в АПРИКТ, Рязанском
областном научном центре народного творчества, на заседании
кафедры режиссуры Рязанского заочного института культуры
Московского Государственного университета культуры и искусства,
на занятиях со студентами этого вуза, а также Рязанского областного
училища культуры, применялись в их практической работе, получили
отражение в ряде публикаций в научных изданиях, средствах
массовой информации <

Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка использованной литературы.

Зарождение искусства поэтического слова

Главный «строительный материал» поэтического праздника -стих как особая система художественной речи. Если кратко сказать об отличии стихов от прозы, то это основные стихотворные средства выражения —ритлі (общая упорядоченность звукового строения речи) и рифма (созвучие концов стихов или полустиший). Но каковы первопричины появления поэтического слова, его развития, становления, его жизненной необходимости сегодня?

Все началось еще в первобытные времена.

Наблюдая за жизнью природы (смена времен года, дня и ночи, ежегодное весеннее обновление природы, осеннее созревание плодов и т.д.) древний человек стал применять явление ритма в своей жизни. В совместной работе, используя повторяющиеся движения, восклицания, хлопки и т.д., которые помогали упорядочить трудовой процесс, сделать его эффективнее. В хороводных песнях-играх, для которых характерен синкретизм - слитность, нерасчлененность пляски, пения, музыки, повторяющихся ритмических движений, слов и элементов слов, восклицаний... В первобытном синкретизме слово было только опорой напева, иногда это было даже не слово, а, как уже говорилось выше, восклицание. Главную роль играл ритмический распорядок.

Со временем для еще большего упорядочения звуковой формы потребовалось созвучие - в восклицаниях, элементах слов, словах. Рифма способствовала усилению смыслового значения слов. На это обратил внимание академик В. М. Жирмунский в своём труде «Теория стиха»: «Объединяя одинаковым созвучием два разных слова, замыкающих стих, рифма выдвигает эти слова по сравнению с остальными, делает их центром внимания и сопоставляет их в смысловом отношении друг с другом. Поэтому весьма существенным фактором поэтического стиля является выбор рифмующих слов и их взаимоотношение с точки зрения значения». [50;С20]

Древнерусская народная поэзия представляет множество примеров того, что в текстах наличествует рифма. Например, далеко не последнюю роль играла она в строении былинного стиха. По подсчетам ученых, в былинах почти треть строк связана рифмой. Ее эмбриональные формы присутствуют и в древнерусской книжной словесности.

Говоря о первопричинах зарождения поэзии, нельзя обойти и такой фактор, как естественная способность человека к подраэ/санию. Древние люди не отделяли себя от природы. Наблюдая брачные танцы животных и птиц, их охотничьи повадки, слушая их голоса, человек стремился им подражать. Чтобы окружающий мир стал ему ближе, понятней и чтобы этот мир был добрее к нему. Наши предки подражали, своим соплеменникам, жрецам и другим служителям культа, повторяя за ними песнопения, слова заклинаний. А чтобы тексты лучше запоминались, произносились в унисон, им придавали ритмичность, рифмованность.

«Поэтическое искусство, - писал в своем труде «Поэтика» великий древнегреческий философ и ученый Аристотель, - породили две естественные причины. Во-первых, подражание присуще людям с детства, и они тем отличаются от прочих животных, что наиболее способны к подражанию, благодаря которому приобретают первые знания; а во-вторых, результаты подражания всем доставляют удовольствие... Так как подражание свойственно нам по природе, ;:ак и гармония и ритм, то еще в глубокой древности были люди, одаренные от природы способностью к этому, которые, мало-помалу развивая ее, породили из импровизаций поэзию». [5\С.26-27]

С течением времени интересы людей становились все более широкими, взаимоотношения все более сложными. Появилась необходимость полнее, эмоциональнее, точнее выразить свои чувства. Различные восклицания, мало что значащие, а подчас и просто непонятные слова, фразы начали превращаться в нечто более цельное, осмысленное — в текст.

Почему это произошло? Древний человек начал ощущать себя индивидуумом, личностью, со своими собственными мыслями, собственными чувствами. И ему понадобилось лучше уяснить их для самого себя и поделиться ими с другими.

С развитием культуры хоровые песни-игры стали все больше преобразовываться в обряды и в более устойчивую их форму - в культы, с религиозными ритуалами, моленьями и т.д. Слово, которое в древнейшем синкретизме играло вспомогательную роль, начинает обретать самостоятельность и эстетическую ценность. Постепенно из хора стал выделяться запевала, солист, обретающий все большую индивидуальность.

«Когда партия солиста окрепла, - пишет родоначальник исторической поэтики, академик А.Н. Веселовский, - ... она могла выделяться из рамок обрядового или необрядового хора, в котором сложилась, и исполняться вне его. Певец выступает самостоятельно, поет, и сказывает, и действует... Иногда пели попарно, сменяя друг друга, подхватывая стих или стихи, вступая в положение, о котором уже пел товарищ, и развивая его далее. Песня слагалась в чередовании строф, разнообразно дополнявших друг друга, с повторением стихов или группы стихов, которые и становились исходным пунктом новых вариаций». [2\\С202,204-205]

Усиление роли звучащего слова в массовом действе: от фараонов до якобинцев

Современные поэтические праздники имеют корни, которые уходят в глубокую древность. Звучащее художественное слово с его динамичностью, яркой эмоциональной окраской с незапамятных времён стремилось стать доминантой, главным действующим лицом целого ряда массовых представлений и зрелищ. Некоторые из них, и об этом можно говорить с полным основанием, являются архетипсми (прообразами) нынешних литературных празднеств. Об этом свидетельствуют история их зарождения и развития, традиции, дошедшие до наших дней, тенденции, которые прослеживаются сегодня.

Обратимся к самым ранним истокам — к тем празднествам, в которых слово начинает играть лидирующую роль.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. Одна из древнейших цивилизаций на Земле возникла на берегах Нила более пяти тысяч лет назад. К этс/му времени формируются основные характерные для египетской культуры особенности — иероглифическое письмо, художественный стиль, религиозные представления. А примерно через тысячу лет египтяне поднялись на качественно новую ступень своего развития. Вот как характеризует эту эпоху известный советский египтолог И. С. Кацнельсон:

"Среднее царство - эпоха расцвета египетской культуры: язык этого времени считался классическим, и в последующие столетия ему стремились подражать. Созданные тогда художественные произведения: сказки, повествования, поучения - впоследствии переписывались и изучались в школах..." [58;С./3]

Археологические раскопки приоткрыли изумлённому человечеству завесу тайны над многими сторонами жизни древних обитателей долины Нила. Так, росписи на стенах, тончайшие рельефы, обнаруженные в гробницах, запечатлели бытовые, домашние сцены, "трудовые будни" египтян, их обряды, ритуалы, церемонии, игры, развлечения... Неумолимое время сохранило для потомков память о праздничной культуре Древнего Египта.

В своё время египтологи обнаружили гробницу-часовню важного чиновника. Он служил у одного из величайших фараонов — Аменхотепа 111, жившего за 3500 лет до нас. Рельефы на стенах этой гробницы запечатлели, кроме самого сановника, ещё и фараона с царицей и египетской богиней. Они изображены во время ритуального танца на празднестве сед, на котором совершалась церемония, якобы возвращавшая фараону молодость и силу. На других рельефах -ритуальное сражение между мужчинами, танцующие девушки, музыканты, играющие на различных инструментах, гости, которые смотрят представление... На стене другой гробницы изображён слепой арфист и, что хочется особо подчеркнуть, над его головой начертан текст песни, которую он исполняет, т. е. стихи. До нас дошли сведения об их играх и развлечениях, а также, религиозные тексты, поэмы.

Один из образцов древнеегипетской поэзии - "Гимн Атону". Его сочинил видимо сам фараон Эхнатон (время правления 1419- ок. 1400 гг. до н. э.) — религиозный реформатор, восславивший бога Солнца: Ты восходишь, прекрасный, на горизонте неба, О живой Атон, дарующий жизнь! Когда появляешься на востоке неба, Ты озаряешь все земли своей красотой] В этом же Гимне провозглашается "здравица" фараону, а также его великой жене Нефертити: Да живёт она и остаётся юной На веки веков! [64;CJ70,173] И действительно: знаменитый скульптурный портрет Нефертити и сегодня восхищает человечество.

Знаток истории Древнего Египта англичанин Леонард Котрелл пишет в своей книге "Во времена фараонов": "Если даже теологическая позиция Эхнатона не совсем ясна, то его личность поэта и провидца не вызывает сомнения." [64;С. 173]

Поскольку поэзия в Древнем Египте достигла такого развития, то уже само её присутствие в массовых праздниках поднимало их художественный уровень. В них можно увидеть зачатки явления, появившегося на земле через многие и многие века - зачатки поэтического праздника.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Любопытно обратить внимание на фрагмент из "Илиады" Гомера (Песнь XVIII), где описывается хороводное действо:

Юноши в хоре и девы, для многих желанные в жёны, За руки взявши друг друга, на этой площадке плясали... Много народу теснилось вокруг, восхищаясь прелестным Тем хороводом. Певец же божественный пел под формингу, Стоя в кругу хороводном... [38;С700] Это описание, сделанное непосредственным участником события, каким, очевидно, был Гомер, можно считать документальным. По крайней мере, на это указывают точность, лаконичность в воссоздании действия, отсутствие "архитектурных излишеств". Основа праздничного действа — танец юношей и девушек, а также песня в исполнении певца. Значит, в этом древнем хороводе уже присутствовало, звучало художественное слово.

Место поэтического праздника в праздничном пространстве

В сфере социально-досуговой деятельности значительное место занимает праздничная культура. Праздники появились в древнейшие времена у всех народов и были связаны прежде всего с земледельческим календарём. Смена сезонов обусловила и время их проведения - праздники весенние, летние, осенние, зимние.

По мере развития и психологического усложнения жизни у древнего человека стала возникать потребность отметить какое-то знаменательное событие, зафиксировав его в сознании и чувствах, выделив из череды обычных будней. Для этого нужно было создать особую обстановку, в которой рассудочно-деловое отношение к миру сменяется эмоционально-чувственным и происходит как бы остановка реального времени. На протяжении тысячелетий природа праздника, по сути, не изменилась. Расширился список поводов для его проведения, с ростом цивилизации преображалась форма (от пляски вокруг костра до авиа-шоу), но первопричины, цели и методы - те же.

В какую бы эпоху и по каким бы поводам ни проводился праздник, он всегда представляет собой контраст привычным будням, некий сказочный мир, дополняющий каждодневное реальное существование. А. И. Мазаев в своём труде "Праздник как социально-художественное явление" так определяет существо праздника: "Праздник... есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно-обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно."[75;С. 11]

На протяжении вот уже четырёх десятилетий в первых числах октября в рязанском селе Константинове проходит праздник поэзии Сергея Есенина, посвященный дню рождения поэта. С 1985 года, когда отмечалось 90-летие Есенина, этот праздник получил статус Всесоюзного. Теперь он - Всероссийский, собирающий множество гостей со всей России, из ближнего и дальнего Зарубежья.

В начале октября погода непредсказуема, переменчива -выдаются и солнечные дни, и пасмурные, с холодным дождём и ветром. Однако это не останавливает людей, прибывающих в музей-заповедник Есенина на машинах, автобусах, теплоходах... По меткому замечанию писателя Петра Проскурина, "Есенин вышел из души народной". Организаторы праздника стараются, чтобы день его рождения отмечали не только люди, причастные к литературе, а чтобы праздновал весь народ.

Главная сцена Константинова - большие подмостки, сооружённые на высоком правом берегу Оки, откуда открывается величественная панорама - заливные луга и леса низкого левого берега, причудливые изгибы Оки, старица и озёра. На этой площадке праздника писатели, есениноведы, общественные деятели, просто почитатели поэта говорят о Есенине, читают его стихи и посвященные ему произведения. Здесь же и на других площадках выступают творческие коллективы и отдельные исполнители, самодеятельные артисты. 3 октября, день рождения Есенина, - всегда особый праздник в Константинове и в целом на Рязанщине.

Праздник - факт не только культурной, но и общественной жизни народа. Он даёт ощущение физической и духовной раскованности, солидарности, единения с другими людьми.

На своеобразие праздничного общения обращают внимание и другие известные теоретики и практики социально-культурной сферы. Так, Д. Генкин и А. Конович акцентирует внимание на том, что массовое общение рождается не механическим соединением людей, а единством их эстетических ощущений и социальных воззрений: "По сути своей, праздник как раз и представляет собой тип социально окрашенного массового действия больших человеческих общностей под влиянием сложившегося общественного настроения, причём общественное настроение даёт соответствующую социальную окраску всей праздничной ситуации." [35;С41]

Польский учёный Казимеж Жигульский придерживается подобной точки зрения: "Праздник — это необычайно старый и широко распространённый институт, связанный с активностью весьма разнородных групп с незапамятных времён. Потребность в его возникновении и существовании вытекает, говоря в целом, из динамики общественной жизни, а именно из её ритма, в котором отдельные фазы трактуются группой особым образом, требуют иного, чем в обычное время, способа поведения, требуют празднования." [49;С.б8]

Существуют различные критерии классификации праздников, их типологии. Наиболее существенной представляется классификация праздников по их месту в социальном пространстве, если рассматривать праздник как явление социальное. Исходя из истории и современного состояния праздничной культуры, можно выделить календарно-обрядовые, религиозные, профессиональные праздники, а также связанные с историческими датами, общественно значимыми событиями.

Звучащее поэтическое слово как средство нравственно-эстетического воспитания

Праздничная культура как социально-художественное явление многофункциональна. Одна из её основных функций - воздействие на человека в сфере нравственно-эстетической, общественно-политической. Это воздействие такой силы, что его перспектива буквально захватывала многих выдающихся деятелей культуры и искусства - Мейерхольда, Вахтангова, Охлопкова...

В 1919—21 гг. широкое распространение во многих больших и малых городах России получили массовые театрализованные представления и праздники. Сохранились воспоминания свидетелей этих грандиозных действ и их воздействия на массы. Даже такой искушённый в искусстве человек, как Горький, был потрясён разыгрываемой на импровизированной сцене «Мистерией освобождённого труда». Всё его существо было поглощено не только действием, но ещё более тем воодушевлением, которым были охвачены люди, окружающие сцену.

«Современники - постановщики, театроведы, зрители -оставили немало описаний, свидетельствующих о популярности, сильном эмоциональном, политическом воздействии театральных действ на зрителей. Сохранились и фотодокументы, эскизы игровых площадок и оформлений, которые позволяют убедиться в том, что авторы описаний не преувеличивали меру зрелищной эффектности представлений, их воспитательного значения в атмосфере революционного подъёма, гражданской войны.» [144;С.54-55]

Столь же мощный заряд воздействия на массы заложен и в празднике поэтическом. С той лишь разницей, что большее влияние на умы и сердца оказывает не зрелищный фактор, а магия слова. Один из показателей духовной культуры общества - то, насколько оно приобщено к чтению, к восприятию, пониманию художественного слова, то, в каком состоянии находится литература, как она развивается. Это сказывается на интеллектуальном потенциале страны, её нравственных устоях, этических предпочтениях. И это существенно для судьбы нации в целом. Если общество не будет развиваться нравственно, духовно, оно никогда-не достигнет успехов ни в экономике, ни в социальной, ни в правовой сфере.

Так, в XVK веке идея возвеличивания Российского государства после Смутного времени обусловила появление новых литературных форм, книг, которые расширяли и обновляли представление русского человека о мире - о других странах и его стране. Рождается новая для Руси литературная форма - книжная поэзия.

«На Руси издавна существовали придворные летописцы, великие князья и цари держали сказочников, рассказчиков, -их развлекали скоморохи. Впервые у Алексея Михайловича появился придворный поэт-это был Симеон Полоцкий... Вошло в обычай, что по случаю разных торжественных событий при дворе Симеон Полоцкий читал свои новые вирши... Главной темой в них было прославление могущества Российского государства...». [100;С366]

Возможности литературы поистине безграничны. Если другие виды искусства передают общий характер эмоций, переживаний, настроений, то ей доступны любые стороны действительности -жизнь целых общественных групп и отдельных личностей, их взаимоотношения, поступки, события, конфликты. Литература — единственный вид искусства, который может во всей полноте сформулировать, отразить и передать мысль, воссоздать сам процесс, человеческого мышления. Ей подвластно и воссоздание чувств - от самых ярких до неясных, ещё не определённых, ещё только пробуждающихся.

Сейчас бытует мнение, что литература устарела, уступив место кино и телевидению. Скорее всего это преувеличение. Более того, это недооценка той роли, которую играло, играет и будет играть в интеллектуальной жизни человека, всей человеческой жизни искусство художественного слова, с его основными функциями — гносеологической, социальной, воспитательной, организационной, эстетической.

«Указанные функции литературы носят объективный всеобщий характер, - пишет доктор философских наук Ю.А. Лукин, — познание в литературе — это эстетическое познание, общение достигается через систему художественных образов, с помощью изобразительно-выразительных художественных средств; наслаждение, доставляемое произведениями литературы, - это эстетическое наслаждение; литература способствует формированию и совершенствованию эстетических чувств читателя». [73;С.26]

К восприятию подлинного искусства людей нужно готовить, процесс эстетического воспитания — сложный, продолжительный процесс, но без него духовное развитие общества невозможно. Это имеет глубокие исторические корни.

«Обучаясь чтению, афинские школьники вслух и хором читали стихи древних поэтов, понижая и повышая голос на отдельных слогах. Среди изучавшихся в школе на первом месте стоял Гомер. Однгко читали и других авторов, в частности... и произведения поэтов-трагиков. Школьное обучение чтению, таким образом, было и известного рода упражнением в декламационном искусстве и в то же время приобщало афинян с детских лет к поэзии и мифам». [55;С37]

Похожие диссертации на Поэтический праздник как явление искусства: истоки, особенности, тенденции