Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX - XXI веков Ястремский Тимур Сергеевич

Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX - XXI веков
<
Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX - XXI веков Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX - XXI веков Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX - XXI веков Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX - XXI веков Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX - XXI веков Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX - XXI веков Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX - XXI веков Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX - XXI веков Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX - XXI веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ястремский Тимур Сергеевич. Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX - XXI веков : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09.- Санкт-Петербург, 2006.- 227 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-17/161

Содержание к диссертации

Введение

I. Танцевальная электронная музыка в культуре XX века

1.1 Социально-культурные предпосылки возникновения и популяризации танцевальной электронной музыки в XX веке с. 19

1.2 История формирования и развития танцевальной электронной музыки в XX — начале XXI веков. Понятие «танцевальная электронная музыка» с.36

1.3 Классификация стилей танцевальной электронной музыки с.74

Выводы по I главе с. 109

II. Технологические аспекты создания танцевальной электронной музыки на современном этапе развития музыкальной культуры

2.1 Средства выразительности танцевальной электронной музыки с. 111

2.2 Студийная практика в процессе создания танцевальной электронной музыки с, 127

2.3 Основные направления создания произведений танцевальной электронной музыки с. 142

Выводы по II главе с. 167

III. Особенности реализации танцевальной электронной музыки

3.1 Формы реализации произведений танцевальной электронной музыки в социально-художественном пространстве современной культуры с. 169

3.2 Представление танцевальной электронной музыки в рамках дискотек с Л 80

3.3 Представление танцевальной электронной музыки в виде публикаций на компакт-дисках и других носителях, а также в рамках радийных и телевизионных эфиров с Л 94

Выводы по III главе с.207

Заключение , с.208

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования танцевальной электронной музыки в контексте художественной культуры рубежа XX-XXI веков состоит в том, что данное музыкальное направление играет значимую роль в общественной музыкальной жизни, особенно в молодежной среде. Недостаточная изученность, тесная взаимосвязь с другими видами искусства, необходимость комплексного подхода в изучении культурных и музыкальных явлений современности также актуализируют исследование танцевальной электронной музыки с позиций современного искусствоведения.

Необходимо отметить, что музыка, как и искусство в целом, несет в себе не только эстетическую функцию, но и воспитательную. И танцевальная электронная музыка, являясь доминантой молодежной субкультуры современности, в значительной степени определяет эстетические и нравственные ориентации молодых людей. Молодые люди нередко через танцевальную электронную музыку начинают свое знакомство с музыкой как с видом искусства, и воспитательная роль танцевальной электронной музыки, по нашему мнению, в этом плане весьма значима.

Социально-культурные предпосылки возникновения и популяризации танцевальной электронной музыки в XX веке

XX век в истории мировой музыкальной культуры занял особое, уникальное место. Богатейшие научные открытия и технические изобретения изменили лицо мира в XX веке. Как отмечают многие ученые-музыковеды и культурологи1, век был насыщен многообразными событиями, отразившимися на сознании человека, понимании его места в мире, его отношении к себе и окружающим людям, явлениям. Все это отразилось в музыкальной культуре XX века, в творчестве композиторов этой эпохи, в изменении восприятия музыки слушателями, так как музыка, как и искусство в целом, «есть опыт понимания, переживания и осмысления мира в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру...»2.

Именно в XX веке зародилось и сформировалось новое направление в музыкальном искусстве - танцевальная электронная музыка. В рамках данного исследования представляется актуальным рассмотрение основных тенденций в музыкальной культуре XX века, социально-культурных предпосылок повлиявших, по нашему мнению, на зарождение и развитие данного музыкального направления.

Каждый век характеризуется своим типом культуры, со своими специфическими особенностями, отличающими одну культурную эпоху от другой. Как справедливо отмечает СТ. Махлина: «Нет вечной культуры»". И в этом плане культура XX столетия - не исключение. Музыкальная культура XX века отличается особым разнообразием проявлений взглядов на место и роль музыки в жизни человека. Многие прежние истины подвергались сомнению или даже яростно отрицались. Справедливо в своих исследованиях отмечает отечественный музыковед Ы.Г. Шахназарова: «На протяжении всего XX века резкие полюсы обозначились в ориентации общекультурной жизни -от отчетливо элитарной обособленности до многообразных проявлений масс-культуры» .

В рамках данного исследования особо важным представляется тот факт, что музыкальное искусство XX еека активно развивалось как в сфере профессионального композиторского творчества, так и в области «популярной», «массовой» музыки. Изучению данных вопросов посвящены труды многих ученых-музыковедов и культурологов современности, таких как М.Г. Арановский, Э.Н. Артемьев, А.Н. Горохов, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Л.В. Кириллина, А.С. Козлов, Дж.Л. Коллиер, В.Д. Конен, СТ. Махлина, В.В. Молзинский, И.Л. Набок, С.С. Павлшнин, СИ. Савенко, А.И. Смирнов, А.К. Троицкий, A.M. Цукер, Н.Г. Шахназарова и других. В своих исследованиях ученые также отмечают специфичность и противоречивость в развитии музыкального искусства XX века.

Так, например, отечественный музыковед СС Павлишин считает, что: «Особенностью XX века является фактическое существование нескольких исторических эпох в пределах одной, благодаря насыщенности, интенсивности развития или сочетанию различных стилистических направлений. Поэтому понимание современной музыкальной эпохи только как хронологического отрезка времени, соответствующего общеисторическому развитию, представляет лишь одну сторону вопроса. Важнейшим фактором является ее восприятие в динамической процессуальное и во всей сложности взаимодействия противоречивых тенденций...» . По нашему мнению, данный подход в изучении музыкального искусства XX века необходим при рассмотрении любых аспектов его развития.

Кроме того, для целей нашего исследования представляет ценность высказывание известного отечественного музыковеда В.Д. Конен, которая отмечает: «Искусство обладает уникальным свойством преломлять дух эпохи в свойст венных ему одному формах. Нередко оно предчувствует приближение общественного перелома до того (подчас задолго до того), как внешние события запечатлеют летописцы. Музыка в этом отношении - чуткий организм...». В.Д. Конен рассматривает несколько примеров, в том числе симфонии Г. Малера, в которых слышится «прощание с эпохой гуманизма», «тоска по уходящему миру». Данная идея прослеживается и в опере «Воццек» А. Берга, в которой происходит смена «героического романтического героя» на образ «маленького человека», задавленного и униженного «сильными мира сего». Б.В. Асафьев в свою очередь отмечает, что в XX веке музыка «восприняла, как восприняла и поэзия, и живопись, все красивое и безобразное, чем живет современный город и современная толпа...» .

Начало XX века в западноевропейской музыкальной культуре отмечается бурной нигилистической реакцией на романтизм с его идеализацией, сентиментализмом и нарочитой красотой. Композиторы стремились найти принципиально новые средства выразительности, способные отразить новое время, эпохи перемен, глобальных войн, революций, научно-технических достижений. Как отмечает в своих исследованиях В.Д. Конен, «выразителем антилирических настроений в музыке стали политональные эффекты (наложение двух или трех тональностей одна на другую в одновременном звучании); аккорды, построенные не на терцовой основе (как строятся все гармонии классицистского и романтического стилей), а на диссонирующих интервалах... ; пустая линеарная фактура, лишенная гармонической заполненности; мелодика, утратившая закругленную плавную песенность, максимальная детализация и дифференциация тембровых эффектов и т.п. Короче говоря, распалась и рухнула та целостная система гармонии, ритма, мелодики и инструментовки, на основе которой воздвигался музыкальный язык XVIII и XIX столетий».

История формирования и развития танцевальной электронной музыки в XX — начале XXI веков. Понятие «танцевальная электронная музыка»

XX век - век популяризации музыки сферы «третьего пласта», в течение которого танцевальные жанры являлись неотъемлемой частью облика музыкальной массовой культуры. Рост популярности электронных музыкальных инструментов во второй половине XX века нашел свое отражение и в танцевальной музыке, в результате чего сформировалось новое направление в музыке сферы «третьего пласта» - танцевальная электронная музыка, обогатившаяся за счет электронного инструментария новыми выразительными возможностями.

В рамках настоящего исследования представляется необходимым определение понятия «танцевальная электронная музыка», так как в результате рас смотрения справочных и энциклопедических источников данного определения не было обнаружено.

По нашему мнению, данное понятие включает в себя черты двух музыкальных категорий: «танцевальная музыка» и «электронная музыка», определения которых даны во многих музыкальных энциклопедических изданиях. Так «Музыкальная энциклопедия» (гл. ред. Ю.В. Келдыш) характеризует вышеуказанные понятия следующим образом:

«Танцевальная музыка - в общем смысле музыкальный элемент искусства хореографии, музыка для сопровождения танцев (бальных, ритуальных, сценических), а также производная от нее категория музыкальных произведений, не предназначенных для танцев, имеющих самостоятельную художественную ценность; в узком смысле - легкая музыка, сопровождающая популярные бытовые танцы...

Организующая функция танцевальной музыки определяет ее наиболее общие внешние признаки: доминирующее положение метроритмического начала, использование характерных ритмических моделей, четкость кадансовых формул...» .

Все вышеуказанные характеристики справедливо можно отнести и к танцевальной электронной музыке.

Особого внимания заслуживают следующие пояснения: «Из всех отраслей искусства танцевальная музыка и песня наиболее непосредственно связаны с бытом и подвержены влиянию моды... Поэтому в образном содержании танцевальной музыки преломляются вкусы и эстетические нормы каждой эпохи; в экспрессии танцевальной музыки отражается облик людей данного времени и манеры их поведения: сдержанно высокомерная паванна, гордый полонез, развинченный твист...»2. Однако, по нашему мнению, необходимо уточиить, что на современном этапе танцевальная музыка относится к сфере «третьего пласта», в то время как до XX века танцевальная музыка относилась и к области профессионального композиторского творчества.

В этом же энциклопедическом издании указано определение понятия «электронная музыка»: «Электронная музыка - это музыка, которая создается и исполняется с помощью электроакустической и звуковоспроизводящей аппаратуры. В электронной музыке объектом работы композитора является не только звуковая ткань и композиция в целом, но и звуковой материал. Звуки и звучания сочиняются...»

Таким образом, на основе существующих определений «танцевальной музыки» и «электронной музыки» представляется возможным сформулировать следующее определение:

Танцевальная электронная музыка - это музыка сферы «третьего пласта», предназначенная для сопровождения танцев в рамках массовых зрелищных мероприятий, создаваемая и исполняемая с помощью электроакустической и звуковоспроизводящей аппаратуры, также производная от нее категория музыкальных произведений, не предназначенных для танцев, имеющих самостоятельную художественную ценность, обладающих всеми типичными чертами произведений танцевальной электронной музыки: доминирующее положение метроритмического начала, использование характерных ритмических моделей.

Основной функцией танцевальной электронной музыки является удовлетворение потребности слушателей в развлечении, что во многом определяет принципы ее развития и популяризации в условиях современного художественного рынка.

Средства выразительности танцевальной электронной музыки

Любое музыкальное произведение обладает определенным набором выразительных средств, зависящим от эпохи, в которой оно создавалось, используемого инструментария, а также от своей жанровой специфики и своего предназначения, то есть тех условий, в которых оно представляется слушателям.

Проблемы средств выразительности музыки рассматриваются в работах многих ученых-музыковедов, таких как М.Ш. Бонфельд, Л.П. Казанцева, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, М.И. Ройтерштейн, Ю,Н. Холопов, В.Н. Холопова, В.А. Цуккерман и другие.

История музыкального искусства обусловлена, в том числе, возникновением и развитием средств выразительности, о чем справедливо отмечает Л.П. Казанцева: «Средства выразительности - система, постоянно находящаяся в движении. Ее эволюция - непрерывный процесс обновления, обнаруживающий скрытые до поры выразительные ресурсы и выявляющий их индивидуальные возможности и в результате - переакцентирующий значимость того или иного средства» . Тесную взаимосвязь социально-культурной обстановки на определенном этапе развития общества и выразительных средств искусства отмечает Е.В. Назайкииский: «Искусство реагирует на социальную атмосферу не только идеями, мыслями, чувствами, но и мутацией системы средств, принципов, техник» .

Изучение вопроса классификации средств выразительности показало, что на современном этапе сформировались две основные группы средств выразительности музыки: «специфически-музыкальные и неспецифически-музыкальные» , Так В.В. Медушевский отмечает, что «первые используются только в музыке, и поэтому их восприятие всецело опирается на музыкальный опыт слушателя. Вторые применяются не только в музыке, и поэтому при их восприятии слушатель может использовать колоссальные запасы общего жизненного опыта - биологического (сенсорного, кинетического, пространственного) и социального (речевого, шире - коммуникационного, культурного)» . К группе специфически-музыкальных средств выразительности относятся лад и гармония, которые не способны существовать вне пределов музыки, к неспеци-фически-музыкалъным - темп, ритм, регистр, тембр, зеуковысотный рисунок, артикуляция, громкость, фактура.

По нашему мнению, понятие танцевальная электронная музыка само указывает на особый круг средств выразительности, относящихся к определениям понятий «танцевальная музыка» и «электронная музыка». Так наиболее тесную связь «танцевальной музыки» с ритмическими средствами выразительности отмечает в своих исследованиях М.С. Каган, справедливо утверждающий, что ближайшей областью музыкального искусства, граничащей с искусством танца, является область «ударной музыки» и «внутренне необходимым для него {танца - прим. автора) является не соединение с мелодическими образами -эти последние способны широко варьироваться или вообще отсутствовать, а акцентуация его темпо-ритмического «костяка» ...»2. В иерархии выразительных средств танцевальной электронной музыки ритмические средства выразительности: ритм, метр, акценты, темп - играют ведущую роль. Ритм также имеет определяющее значение, будучи составной частью сложных выразительных средств, например, мелодии. А в некоторых стилях танцевальной электронной музыки («техно», «хардкор») такие высотные средства выразительности, как мелодия или лад зачастую вообще отсутствуют.

Носителями основного, «главного» ритма в произведениях танцевальной электронной музыки являются ударные музыкальные инструменты, среди ко торых ведущая роль отводится партии большого («басового») барабана (англ. bass drum), а также партиям малого барабана (англ. snare drum) и «открытых» тарелок (англ. «open hi-hats»). Именно звучание данных инструментов определяет основной ритмический «костяк» произведения, его метрический базис. При этом удары большого и малого барабанов подчеркивают сильные доли в такте, а слабые отмечаются звучанием открытых тарелок.

На современном этапе в рамках танцевальной электронной музыки на основе сочетания партий басового, малого барабана и тарелок сформировался ряд «базовых» ритмических рисунков, наиболее часто используемых в произведениях данного музыкального направления. Условно их можно разделить на две группы: «прямой» (равномерный четырехдольный (или двухдольный)) ритм (рис. 1) и «ломаный» (неравномерный четырехдольный (или двухдольный)) ритм (рис.2).

Формы реализации произведений танцевальной электронной музыки в социально-художественном пространстве современной культуры

В предыдущих главах были рассмотрены аспекты, повлиявшие на появление и формирование танцевальной электронной музыки, ее история, классификация стилей, средства выразительности. Однако, как показало изучение данного музыкального направления, его невозможно полноценно рассматривать отдельно от форм реализации. В танцевальной электронной музыке процесс создания композиций неотрывно связан со сферой их представления, которая во многом обуславливает специфику развития стилей и средств выразительности данного музыкального направления. Формы реализации в значительной степени определяют основные тенденции в развитии танцевальной электронной музыки, влияют на формы построения композиций, обуславливают критерии качества, предъявляемые к записям композиций.

Проведенное исследование выявило три основные сферы представления танцевальной электронной музыки: 1) дискотека; 2) трансляция в радио- и телеэфире; 3) публикация на компакт-дисках и других носителях. Особенности представления танцевальной электронной музыки, безусловно, отражают специфику этих форм, как социально-культурных явлений XX века.

В ходе исследования также было установлено, что для развития танцевальной электронной музыки, значение данных форм представления неравнозначно. Так дискотека, по нашему мнению, играет первостепенную роль. Она оказывает влияние не только на развитие танцевальной электронной музыки, но и на формирование остальных сфер ее реализации, которые в большинстве случаев являются лишь отражением тех тенденций и веяний, которые актуальны для современной им дискотеки.

Поэтому в рамках исследования способов создания и представления композиций танцевальной электронной музыки представляется необходимым более подробное освещение специфики дискотеки, как социально-культурного явления, влияющего на данное музыкальное направление.

Вопросы формирования, развития и функционирования дискотеки затрагиваются в работах таких авторов, как А.С. Запесоцкий, А.С. Козлов, Мэттью Колин и Джон Годфри , Тим Лоуренс (Tim Lawrence ) и других. Особый интерес, на наш взгляд, представляют работы А.С. Запесоцкого3 по истории развития дискотек и их роли в жизни современной молодежи, в которых рассматриваются социальные, культурные, технические аспекты развития данной формы досуга.

Проведенное исследование развития дискотеки выявило, что на начальном этапе своей истории она не оказывала какого-либо влияния на транслируемую в ее рамках музыку. Это были стандартные записи, предназначенные для домашнего прослушивания. Дискотека была малопрестижным способом времяпровождения для низших социальных слоев: в Европе - для малообеспеченной молодежи, в Америке - для «аутсайдеров»: негров и гомосексуалистов. Однако в последующий период, с популяризацией дискотеки, на нее начали ориентироваться авторы музыкальных произведений, студии-производители звукозаписей, что проявилось в появлении новых типов композиций — «удлиненного формата» (Extended Play) обычных композиций. Данный формат был более приемлемым для воспроизведения в рамках дискотек и для восприятия слушателями.

Именно такой формат был взят за основу первыми авторами композиций танцевальной электронной музыки. Что, на наш взгляд, является вполне естественным, так как создание данных композиций было ориентировано, прежде всего, на последующее их представление в рамках дискотек. Рассмотренные в параграфе 2.3 данного исследования примеры композиций танцевальной электронной музыки, также соответствуют обозначенному формату.

С самого начала своего формирования дискотека была направлена на удовлетворение потребности людей в развлечении и общении, что и определило ее основные функции в культурной жизни общества . Рост популярности и последующая коммерциализация данной формы досуга привели к тому, что дискотека стала отдельной сферой бизнеса, включающей в себя целый комплекс технических, интеллектуальных, творческих средств достижения коммерческого успеха. Танцевальная электронная музыка является непосредственной составляющей этого комплекса и соответствует задачам, которые выполняет дискотека.

Коммерческий фактор, играющий в данном случае одну из первостепенных ролей, обосновывает ориентированность владельцев дискотечных заведений на вкусы и предпочтения посетителей при выборе музыкального формата.

Исследование показало, что на рубеже XX-XXI веков посетители дискотек - это не только молодежь, студенты, но и люди более солидного возраста и материального достатка. Социальные, культурные, возрастные различия у посетителей дискотек обуславливают широкий спектр запросов, предъявляемых ими к качеству развлечения, предоставленного тем или иным заведением, в том числе и к качеству музыки, транслируемой в его стенах. Как результат мы можем отметить сформировавшееся на современном этапе разнообразие ночных клубных заведений, отличающихся друг от друга ориентацией на ту или иную целевую аудиторию.

Похожие диссертации на Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX - XXI веков