Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество А.М. Васнецова в синтезе теории и художественной практики Ядохина Елена Ивановна

Творчество А.М. Васнецова в синтезе теории и художественной практики
<
Творчество А.М. Васнецова в синтезе теории и художественной практики Творчество А.М. Васнецова в синтезе теории и художественной практики Творчество А.М. Васнецова в синтезе теории и художественной практики Творчество А.М. Васнецова в синтезе теории и художественной практики Творчество А.М. Васнецова в синтезе теории и художественной практики Творчество А.М. Васнецова в синтезе теории и художественной практики Творчество А.М. Васнецова в синтезе теории и художественной практики Творчество А.М. Васнецова в синтезе теории и художественной практики Творчество А.М. Васнецова в синтезе теории и художественной практики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ядохина Елена Ивановна. Творчество А.М. Васнецова в синтезе теории и художественной практики : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09. - Москва, 2005. - 162 с. : ил. + Прил. влож. в дис.: 9с.:ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. A.M. Васнецов о природе и сущности искусства 13

1. Мировоззренческие позиции 13

2. Эстетические взгляды 35

Глава вторая. Темы и образы: реализация творческих идей в художественной практике Васнецова 71

1. Пейзажная живопись 78

2. Графика 116

3. Театрально-декорационное искусство 135

4. Декоративно-прикладное искусство и архитектурные проекты 143

Заключение 148

Библиография '. 151

Приложение 161

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Традиции и новации в искусстве, поиски путей создания нового искусства, синтез искусств, поиск художественного выражения духовной гармонии личности, самосознание творческой личности и ценностных ориентации определяли художественное сознание кон. XIX - нач. XX в. Эпоха конца XIX - начала XX столетия -яркая, самобытная и переломная в истории искусства России.

Сложнейший онтологический, культурно-религиозный и социальный кризис на рубеже XX в. затронул все стороны человеческого существования. Проблема взаимоотношения человека и окружающего его мира, творческой личности и современной действительности была крайне актуальна, требовала решения. Поиск выхода из сложившегося кризиса разные мыслители, художники, теоретики видели по-разному, что нашло яркое отражение в многообразных исследованиях. Это было время, с одной стороны, многих и неизбежных утрат в искусстве, а, с другой стороны, время создания новых художественных ценностей.

Поиск духовной гармонии личности и окружающего ее мира, стремление к «духовности» в искусстве кон. XIX - нач. XX в. -отличительная черта этого времени.

Художники, поэты, мыслители ощущали потребность рассмотреть эстетические проблемы и судьбу искусства в контексте с онтологическими, культурно-религиозными и социальными проблемами человека, существование его в окружающем мире, во Вселенной.

Многие разноплановые художники, крупнейшие мастера русского искусства в начале XX в. обратились к теоретическим обоснованиям дальнейшего развития искусства, отстаивая свои эстетические воззрения и установки на него, как это сделали А.Н. Бенуа, A.M. Васнецов, М.А. Волошин, И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих, К.Ф. Юон, представляющие различные течения и направления искусства XX столетия, а также художники русского

авангарда - В.В. Кандинский, К.С. Малевич, М.В. Матюшин, П. Филонов, Н.Н. Пунин1 и другие, теоретически обосновавшие беспредметное искусство, как необходимую основу для дальнейшего развития всех пространственных искусств. К слову, эти же процессы происходили и в других видах искусства. Достаточно назвать К.С. Станиславского в театре, А.Н. Скрябина - в музыке.

Столь разнообразные эстетические программы и установки, заявленные художниками-теоретиками искусства, не только определяли современное им искусство, но и делали заявки на будущее его развитие.

Достойное место среди самобытных и интереснейших мыслителей, теоретиков искусства нач. XX в. занимает и творческое наследие А. Васнецова.

В данной работе не ставится цель рассмотреть труды других художников-теоретиков искусства, а четко ограничивается круг исследования теоретическими трудами А. Васнецова, мировоззренческие и эстетические идеи которого, изложенные в неопубликованной рукописи «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания. 1914-1932 гг.», в книге «Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи», в серии статей и т.д., нашли яркое воплощение в созданных им художественных образах.

Свое мироощущение, миросозерцание, концепцию бытия, свои представления о человеке и жизни, о добре и зле, красоте и истине, о прошлом и будущем человечества и искусства во многом определило

Бенуа А.Н. Критические и художественные статьи по вопросам искусства в журналах «Мир искусства», «Аполлон». Бенуа А. История живописи в XIX веке. Русская живопись. Вып. 2. - СПб., 1902. - 285 с. Васнецов A.M. Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. - М.: Изд. И. Кнебеля, 1908. - 133 с. Васнецов A.M. Происхождение красоты // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 8. - Харьков: Научная мысль, 1923. - С. 1-63- 282с. Кандинский В.В. Художественные статьи в журналах «Новости дня», «Мир искусства», «Аполлон», «Речь». Кандинский В.В. О Духовном в искусстве (1910), автобиографическая книга Ступени (1919) и другие. Издание альманаха «Синий всадник». Лисицкий Э. Супрематический сказ про два квадрата (Уновис, Витебск; Берлин, 1922). Малевич К.С. От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм (1916). Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. Статьи, манифесты, теоретические сочинения (1913-1929). Матюшин М.В. Статьи. Опыт художника новой меры (1926). Закономерность цветовых сочетаний и др. Пунин Н.Н. Первый цикл лекций по современному искусству (1920). Юон К.Ф. Статьи. Природа и жизнь в искусстве. Театр художника. Театрально-декорационное искусство и др. // Юон К.Ф. Об искусстве: в 2-х т. - М.: Советский художник, 1959.-383(1) с;-284 (2) с.

своеобразие эстетического мышления Васнецова и его художественного творчества.

Васнецов был одним из организаторов и создателей «Союза русских художников», одного из многочисленных тогда возникших объединений, которое определяло во многом и общий эстетический характер эпохи, так и будущее развитие путей русского реалистического искусства.

Проблема творческой личности в искусстве, места творца в художественном процессе остается актуальной в практике искусства. В настоящей работе творческая личность Васнецова рассматривается как субъект искусства этого времени, его мировосприятие, переживания, сомнения, эстетические воззрения на искусство, которые обогатили сложное, многогранное и насыщенное эстетическое содержание эпохи конца XIX -нач. XX столетия.

Теоретические воззрения Васнецова известны в истории искусствознания по его книге «Художество», изданной в 1908 г. в России, а затем переизданной в 1909 г. в Вене, по предложению немецкого издателя К. Китайбля.

В ней были обозначены актуальные проблемы искусства начала XX в.: о природе искусства, его целях, месте и значению в жизни людей; проблемы художественного образа и символа в искусстве, проблема красоты, роль и значение творца в художественном процессе, способах и методах создания произведений искусства, другие вопросы, которые требовали разрешения в нач. XX в. и остаются актуальными и современными в настоящее время. Васнецов изложил достаточно четкие свои мировоззренческие и эстетические взгляды на жизнь и искусство, представляющие интерес для современного исследования.

Вся практика существования человечества показывает актуальность проблемы прекрасного, красоты в искусстве, которая реально существует. Мыслители каждой эпохи решали ее по-разному. Васнецов изложил свои теоретические взгляды на проблему красоты в искусстве и в

действительности в статье «Происхождение красоты», написанной в 1915 г., но в связи с событиями I мировой войны и революции в России опубликованной лишь в 1923 г., в Харькове.

Большое внимание и значение в этом теоретическом исследовании Васнецов уделял сознанию человека, его роли в эстетическом восприятии произведений искусства, считал, что только развитому сознанию человека раскрываются глубины произведений, сущность образной мысли творца. Поэтому ключевое, значимое место в жизни человека он отводил эстетике. Проблему эстетического воспитания и развития нации в начале XX в. он считал наиважнейшей.

В данном исследовании содержится анализ теоретических положений, установок, позиций, высказанных Васнецовым в научных трудах, статьях, письмах, которые подтверждают его взгляды на искусство, как художника-реалиста.

Помимо указанных (книги «Художество» и статьи «Происхождение красоты») существует неопубликованная, неизвестная рукопись A.M. Васнецова, которая бережно хранилась в семье потомков художника (сына художника Всеволода и его супруги Екатерины Васнецовых), переданная в дар Государственной Третьяковской галерее (Мемориальному музею-квартире A.M. Васнецова) по завещанию в 1997 г. Двухтомная рукопись «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания» охватывает период с 1914 по 1932 г.

Рукопись состоит из двух объемных тетрадей: включает более 1200 страниц мелко исписанных автором фиолетовыми чернилами, и с вклеенными в них печатными материалами. Из всего огромного объема рукописи к настоящему времени опубликованы лишь несколько страниц в статье «Противостояние Аполлинария Васнецова» в журнале «Наше наследие» (всего девять страниц).

Васнецова Е.К., Ядохина Е.И. Противостояние Аполлинария Васнецова // «Наше наследие», 1995, № 35-36, с. 80-89.

Обстоятельный анализ этой неопубликованной рукописи, впервые вводимой в научный оборот, и составляет центральную задачу диссертации.

Целью написания двухтомного труда, как отмечал сам художник в предисловии, была попытка «изложить в стройной системе мировоззрение»3. В рукописи Васнецов попытался осмыслить волнующие его проблемы: философские, религиозные, эстетические; выразил свои взгляды на искусство (теорию красоты, теорию формы); затронул вопросы о человеке и жизни, личности и общества, государственного устройства, о добре и зле, счастье и другие. На протяжении 18 лет он вел записи, многие из которых потаенные: здесь и беглые замечания, и глубокие наблюдения и размышления о жизни, и попытки осмыслить историю и сущность русского. Васнецов тяжело переживал события в России после революции, видя уходящую Россию, которую он знал и любил, дал оценку происходящим событиям сер. 1920-х -нач. 1930-х гг.

Между тем, в этом труде особенно ярко проявился талант Васнецова как ученого-теоретика, по-новому открылся и масштаб самой личности художника. Рукопись позволяет создать более объективную картину развития русского искусства кон. XIX — нач. XX столетия, восстановить историческую справедливость, отдать должное Васнецову, внесшему существенный вклад в его развитие.

Васнецов опирался на достижения мировой философской, эстетической мысли, но при этом дал свой анализ картины мира, внес в духовную жизнь человечества собственные теоретические открытия, свое неповторимое понимание мира и личности.

Взгляды Васнецова и как теоретика искусства, и одновременно как художника представляют историческую ценность.

Идеи, мысли художника, его позиция и концепция нашли яркое проявление в его произведениях, как отражение самостоятельного поиска

3 Васнецов A.M. Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания. 1914-1932 гг. -Архив мемориального музея-квартиры А.М.Васнецова, инв. №1073-1074, т. 1, л. 5. Далее: Странствование...

путей развития искусства, дающего новый, образный материал о действительности кон. XIX - нач. XX в.

Поиск путей выхода из сложившегося культурно-религиозного кризиса рубежа веков Васнецов видел в поиске Бога, в религиозном сознании человека, в обретении правды-истины, которая возможна лишь в познании Бога, в этом предназначение человека.

Васнецов отстаивал гуманистические идеалы, утверждая, что человек, его личность — высшая ценность во Вселенной. Добро, Красота, Истина, Справедливость - вот те идеалы и ценности, которые приведут, по Васнецову, человечество к Богу.

Утверждение художником этического и эстетического начал в искусстве: претворение вечных тем, таких, как любовь к Родине, к национальной природе, национальным традициям и раритетам, и их интерпретация в системе созданных им художественных образах, обогатило искусство кон. XIX - нач. XX в.

В диссертации обозначена проблема соотношения видов искусств (пространственного и временного), впервые рассмотренная в исследовании на конкретном материале: книжные иллюстрации, исполненные Васнецовым к произведениям русской классики (сочинениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова), к собственным литературным произведениям, что значительно углубляет изучение художественного наследия Васнецова.

Степень научной разработанности проблемы. Литературу, раскрывающую различные аспекты проблематики, можно условно разделить на три группы.

К первой группе относятся монументальные труды и исследования, посвященные истории русского искусства кон. XIX - нач. XX в., где отражены проблемы синтеза искусства, духовные искания крупнейших художников рубежа веков, проблемы стиля и художественных направлений в искусстве нач. XX в., а также специальные исследования жанров изобразительного искусства; труды по истории сценографии и театрально-

декорационному искусству рубежа веков. Ценные сведения для настоящего исследования были почерпнуты в трудах Богемской К.Г., Гозенпуда А.А., Лобанова В.М., Манина B.C., Мальцевой Ф.С., Подобедовой О.И., Сарабья-нова Д.В., Стернина Г.Ю., Сыркиной Ф.Я., Федорова-Давыдова А.А.4

Вторая группа включает мемуары, статьи, письма выступления, интервью современников Васнецова, в которых раскрывается характер эпохи, дается оценка творчеству Васнецова, характеристика его личности, что представляет непосредственный интерес для исследования. Воспоминания БенуаА.Н., Нестерова М.В., Грабаря Н.Э., ЮонаК.Ф. и других.

Третья группа охватывает непосредственно круг исследований, посвященных творчеству А. Васнецова. Существует только одна персональная монография о его жизни и творчестве - книга Л.А. Беспаловой5 «Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933» (1983). Монография не утратила своей научной ценности, но теоретические аспекты творчества Васнецова в ней не рассматривались, только упоминалась книга «Художество». Тема мало изучена и исследована. Несмотря на недостаточную разработку темы, нельзя не отметить существующие статьи и диссертации, в которых затронуты те или иные аспекты творчества Васнецова: работы Васнецовой Е.К., Векслера А.Г., Горюновой Л.Б., Козлова В.Ф., Малышевой Т.В., Шмидта И.А.6

Все перечисленные труды касаются, однако, только художественного наследия А. Васнецова как живописца, графика, автора эскизов декораций и т.д.

4 Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. - М.: Галактика, 1992. - 336 с. Гозенпуд А.А. Русский оперный
театр между двух революций. 1905-1917. - М.: Музыка, 1975. - 368 с. Подобедова О.И. О природе книжной
иллюстрации. - М.: Советский художник, 1973. - 335 с. Манин B.C. Русский пейзаж. - М.: Белый город,
2001. - 630 с. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. - М.: Галарт, 2001.
- 301 с. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. - М: Искусство, 1970. -
292 с.

5 Беспалова Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933. - М.: Искусство, 1983. - 228 с.

6 Векслер А.Г. A.M. Васнецов - художник-исследователь прошлого Москвы // Москва в творчестве
A.M. Васнецова. Сборник. - М.: Московский рабочий, 1986. - С. 36-56. - 271 с. Горюнова Л.Б. Творчество
A.M. Васнецова как отражение национально-культурного сознания рубежа XIX-XX веков. Дис. ...канд.
культурологических наук. - Киров, 2004. - 175 с.

Теоретические взгляды художника до настоящего времени не были предметом специального рассмотрения, что и позволяет говорить об актуальности данной работы.

Цель исследования - раскрыть творческую личность Васнецова как теоретика искусства, рассмотреть его художественное наследие как синтез теории и практики искусства.

Задачи исследования:

Реконструировать взгляды Васнецова на природу и искусство как целостную эстетическую концепцию, которая является вкладом в теорию искусства начала XX в.

Выявить теоретические установки, положения, мировоззренческие и эстетические идеи и взгляды Васнецова, рассмотреть их реализацию в художественной практике Васнецова.

Определить этические и эстетические начала искусства в круге вечных тем и их интерпретацию в художественных образах, созданных Васнецовым.

Объект исследования - теоретические воззрения Васнецова и их проявление в различных видах изобразительного искусства - живописи и графики, театрально-декорационного и декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования - научные труды Васнецова по теории искусства, художественное наследие Васнецова.

Методологической основой исследования являются принципы диалектической логики, герменевтические исследования, историко-искусствоведческие и творческо-психологические исследования.

Методы исследования обусловлены спецификой поставленных задач и целью исследования. В качестве основных использовались: метод реконструкции, гносеологический и аксиологический анализы, искусствоведческий анализ произведений, включение элементов биографического метода исследования и элементов герменевтического метода в искусствоведческое

исследование. В целом, к изучению данной темы потребовался комплексный подход.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в полном объеме исследуются теоретические воззрения Васнецова, его целостная эстетическая концепция на искусство и жизнь, с использованием неопубликованного источника — рукописи Васнецова «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания», которая впервые вводится в научный оборот, что позволило:

показать по-новому сам масштаб личности Васнецова, его многогранность таланта, его вклад как теоретика, мыслителя в историю русского искусства конца XIX - начала XX в.;

рассмотреть живописца как модель универсальной творческой личности в искусстве рубежа веков с позиции ценностного самоопределения художника относительно времени.

проанализировать наследие Васнецова в синтезе его теории и художественной практики искусства.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее положение и теоретические выводы могут быть использованы в исследовании истории отечественного искусства конца XIX - начала XX в., в курсах теории и истории искусства, в творческой деятельности научных сотрудников музеев и архивов, в культурно-просветительской деятельности.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры гуманитарных наук Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма и рекомендована к защите. Основные положения диссертации опубликованы в печатных работах. Ее результаты апробированы в выступлениях на конференциях: в г. Кирове, на Международном конгрессе соотечественников (1993), Кировский областной художественный музей им. братьев В.М. и A.M. Васнецовых; в Российском культурном центре, на творческом семинаре музейных специалистов в Г.Будапеште (1998); в г.Саратове, на VIII Боголюбовских чтениях (2002)

Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева; на научно-практической конференции Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (2005). Материалы исследования использовались в цикле лекций «Васнецовских вечеров» в культурно-просветительской деятельности Мемориального музея-квартиры A.M. Васнецова (2003-2005); в монографии «Мемориальный музей-квартира A.M. Васнецова. Путеводитель. - М.: ОАО Московские учебники, 2004. - 207 с. (в соавторстве Ядохина Е.И., Кудрявцева Л.С.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, источников, приложения.

Мировоззренческие позиции

Мировоззренческие позиции художника формировались под воздействием опыта европейской философской мысли. Понимая роль и значение философского знания, А. Васнецов писал: «Философия не должна быть пессимистической, так как она обнаруживает бытие, а бытие вечно, излагаемая философская система носит оптимистический характер. Задача истинной философии - указать на светлые пути, чтобы истина - как путеводная звезда вела человека к предназначенной цели»7, познанию мира и совершенствованию во Благе. Целью написания стало не только осмысление художником мировоззренческих проблем для себя, но и желание познакомить со своими взглядами на жизнь молодое поколение художников в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где Васнецов преподавал класс пейзажа с 1901 по 1918 гг.

«Мир подобен постоянно развертывающемуся свитку; наше сознание прочитывает только то, что написано на развернутой его части; свернутое же остается для нас постоянной тайной... Бесконечный план совершенствования мира, его прогресса останется для нас вечной тайной»8. Поэтому, считает Васнецов, человеку необходима «нить Ариадны» - философское знание, чтобы понять мир в целостности и совокупности, понять какова его субстанция, имеет ли он смысл и разумную цель, какую ценность представляет человеческая жизнь и наши дела и поступки, какова природа добра и зла, что такое счастье.

Человеку в жизни необходимо философствовать. Но на эти вопросы у науки нет ответа, каждая наука представляет отрывочное знание, и только философия дает систему знания о мире как целом. Иначе, писал Васнецов, можно уподобиться слепцам в известной древнеиндийской притче. «Однажды три слепых пожелали узнать, что есть слон. К ним подвели слона и предложили: одному пощупать хобот; другому - ногу, а третьему - хвост. "Ну как, теперь вы знаете, что такое слон?" - спросили их. "О, да, знаем. Это что-то мягкое и гибкое, как змея", - ответил первый слепой. "Это что-то большое, как бревно", - сказал второй, ощупывая ногу слона. "Это что-то тонкое и длинное, как веревка", - заметил третий». В этой притче есть намек на то, что знающий нечто лишь частично остается в неведении сути того, что дается в обобщающей мысли, ориентированной на мир в целом и опирающейся на знание конкретных наук. Поэтому огромное значение в жизни человека имеет философия.

Васнецов, решая вечный вопрос о соотношении духа и материи, исходил из того, что материальное и духовное - это совечно единое сущее. Вне этого принципа невозможно понять смысл сущего, целесообразность и гармонию в мироздании, формообразование всего и вся. Рассматривая проблему бытия, Васнецов основывался на достижениях греческой античной мысли: различал бытие и сущее.

Сущее — совокупность окружающих вещей, но среди многообразия вещей можно найти то, что является общим или всем - признак мира (сущего вообще), который заключается в том, что мир - вообще существует. Это выражается в понятии бытия. Бытие - это чистое существование, не имеющее причины, бытие - причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое. Это действительность в полном смысле слова, все остальное производно, вторично, ограничено. Бытие открывается только человеку и через его мышление, то постижение бытия - это попытка человека прикоснуться к истинному существованию, понять что значит «быть», а не просто существовать, как растение или животное. Бытие, согласно учению древнегреческого философа Парменида, это то, что является причиной всего и ни от чего не зависит, оно не возникает и не исчезает, оно существует всегда, оно неделимо, всегда есть целиком, оно целостно и неподвижно, завершено, закончено и самодостаточно. Понять его можно, как полагал Васнецов, через проявления в нас - как добро, любовь, ум и т.д. Следовательно, бытие - это не только окружающий нас материальный мир, совокупность вещей, но и высшая нематериальная субстанция - Бог.

Метафизическое сознание воспринимает мир, так, что позади всякой вещи и всякого явления открываются бесконечные, не доступные нам дали и глубины. Бытие открывается человеку, становится доступным для мысли, когда он находится в особом бытийном состоянии - состоянии любви, справедливости, в таком состоянии ума, когда приходят мысли, в которых звучит голос бытия.

А. Васнецов, как и другие философы, стремился познать и объяснить то, что не могло быть предметом опыта, что можно понять только мыслью, а мысль может познать истину. Это стало возможно благодаря учению Парменида, открывшего новое измерение универсума, которое было несводимо к природе - ни к окружающему миру, ни к природе человека.

Все знания о мире - это знание о небольшой его части. Вселенная бесконечна, существуют, как писал Васнецов, иные миры и сила, сотворившая и поддерживающая их существование. «Темной и тихой августовской звездной ночью, - предлагает Васнецов своим читателям, -выйдите в поле и лягте на землю в траву с сиротливыми цветами осени и устремите ваш взгляд в небо. Среди невозмутимого покоя полей вы услышите вдали удары часового колокола на сельской церкви и замирающее эхо его, потонувшее в соседнем березовом лесу. А над собой увидите необъятную бездну звездного океана. Устремите ваш взгляд в эти звездные пространства, стараясь охватить сразу как можно больший кругозор, весь необъятный купол, все небо и тогда вам вдруг почувствуется: вся эта звездная бездна как выражение чего-то такого далекого, такого несродного всему тому, что вы видели, испытали. Слышали за день... Вы почувствуете над собой и в себе это бесконечное пространство, наполненное мирами; вы почувствуете себя, как бы повисшим в безбрежной звездной бездне и принадлежащей ей, как незримая частица... Вы поймете, постигнете, что перед вами реальная бесконечность; больше, вы увидите ее так же, как реальность, ощутите божественное величие Вселенной»9.

Эстетические взгляды

Свои взгляды на сущность искусства, проблемы творчества, о личности творца (художника) и его роли в процессе творчества; проблемы прекрасного и красоты в искусстве и в действительности; о роли и значении эстетики в жизни человека и общества Васнецов изложил не только в неопубликованной рукописи «Странствование для определения правды-истины. Философия самосознания», но и в теоретических исследованиях, которые были опубликованы при жизни художника: в книге «Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи» (1908), в статье «Происхождение красоты» (1915).

Книга «Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи» была издана в Москве в 1908 году и привлекла внимание художественного мира не только в России, но и за границей. Книга была переведена на немецкий язык и издана в Вене в 1909 году. Рецензент К. Лепилов писал: «Книга, безусловно, интересная, интересная настолько, что может быть ее следует прочесть не раз, так как вопрос, затронутый ею, назрел и стоит неразрешенным перед той частью общества, которая интересуется вопросами искусства вообще и современных его проявлений в частности. Мы должны ценить автора - одного из видных современных русских художников - разобраться в этом вопросе» .

В 1915 году Васнецовым была написана статья «Происхождение красоты», опубликованная в 1923 г. в Харькове в журнале «Вопросы теории и психологии творчества». В рецензии к публикации главный редактор журнала Б.А. Лезин писал: «С удовольствием печатаю статью уважаемого Ап. Васнецова... выдающийся художник кисти давно и глубоко интересующийся, вопросами теории красоты; и его мнения, выработанные долголетним опытом, прочувствованные и продуманные так сказать, сквозь "призму" (душу) художника представляют, смеем думать, достаточно значительный интерес для нашего читателя»34. Из приведенных высказываний следует, что современники Васнецова позитивно оценили и приняли его теоретические труды. И для современного исследователя XXI в. эти работы представляют известный научный интерес по теоретическим вопросам искусства, они не утратили актуальность и в наше время.

Из божественного замысла, по Васнецову, возникает мир, и собственно природа. Библейские идеи творения мира в течение шести дней и сотворения человека, «по образу и подобию божьему», участие в сотворении мира Софии Премудрости Божией - эти идеи легли в основу креативной интерпретации искусства: осознание мира и человека в качестве произведений искусства, а Бог - высший художник. Сотворение мира - это акт творческого процесса. Бог создатель новых формообразований действительности, бытия. Мир, созданный Богом, прекрасен. «Красота - как деятель», как идея, «была определена, как неизбежность до образования форм бытия. По ней, как по канве, ткалась бесконечная ткань мироздания. Она явилась в образовании форм, как один из неизбежных факторов»35. Без идеи нет и формы. Все, что наблюдает человек в природе, в действительности, отмечал Васнецов, «только продукты постоянного творчества». «Бытие, как вечно движущая морская волна настоящее только гребень этой волны и в каждый момент волны содержание ее иное. Ничего нет материально постоянного - все в вечном изменении и творении. Если бы могли на миг услышать то, что происходит во Вселенной, то были бы оглушены страшным грохотом - громом, ревом, взрывами и шумом и воем борьбы стихий - так происходит творение Мира. В вечном бытии абсолютное благо. Нет творчества - нет бытия»36.

Путь творчества ведет человека к совершенствованию, руководится человек благом и идет к благой цели - выражению красоты, приближению к истине. В мире, который эстетически познает человек в своей деятельности, существует непреоборимое стремление к совершенствованию, выражающемуся в красоте и благе. Таким образом, художественное познание действительности у Васнецова неразрывно связана и с гносеологией, и с этикой.

Мир, природа, действительность состоят в вечном движении и в вечном творчестве. Идея красоты-гармонии проявляется в природе как творение Божие. Мир одухотворен, заключает в себе Душу Бесконечную, мыслящую и живую. «Вечная живая Душа всего бытия - Бог. Мир - все то, что находится вне бога, как его обнаружение или, как принято говорить: «мир — его творение... Бесконечное разнообразие мира, в которое входят помимо положительного и отрицательное, дает ему ту реальную жизненность, без которой он не был бы тем захватывающим своею полнотой и глубиною миром. Все взаимно обуславливает друг друга»37. Противоположности - источник всякого творчества.

В основных первозданных законах природы уже заложен фундамент для дальнейшего развития «форм прекрасных». Человек только продолжает то, что было заложено в самой природе, и «он продолжает творить сознательно в формах искусства: живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, поэзии и т.д. Идея прекрасного - гармония звучит во всех родах искусства. То самое, что вызывает в нас чувство глубокого удовлетворения, восторга, радости при созерцании или слуховых эмоциях, и есть причина этих явлений, которые мы называем прекрасными. Эта причина: состояние духа. Природа одухотворена, в ней бьется пульс жизни и красота -всегдашняя ее спутница. Именно то самое, что чувство красоты в нас — состояние духа и связывает нас с объектом - миром; это всеобщее начало стало только «личным». Поэтому идея прекрасного - гармония находится вне нас и в нас. Она руководит из вне образованием форм - объекта и в нас оживает с непреоборимой силой в творчестве и искусстве»38.

Человек, созданный Богом «по образу и подобию Божьему», соответственно наделен и творческими способностями, талантом, он может творить и создавать образы из природного материла, а также использовать различные средства и техники для создания «второй природы», рукотворной.

Особое значение в творческом процессе Васнецов отводил художнику, его личности, писал об «особой миссии художника» в искусстве. Тайны мироздания раскрываются через личность художника и его творчество. Миропонимание вещей и явлений природы художник доносит через художественные образы до зрителей, которые получают от произведения искусства эстетическое наслаждение. Зрители (реципиенты) познают уже художественный мир. Предмет искусства - весь мир, действительность и сам человек.

Театрально-декорационное искусство

A.M. Васнецов внес большой вклад в развитие русского театрально-декорационного искусства кон. XIX - нач. XX в. Работа для театра - одна из ярких и значительных страниц в творчестве художника.

Васнецов - один из живописцев-декораторов, наряду с Коровиным К.А., Головиным А.Я., Добужинским М.В. и другими, положивших начало высокохудожественному оформлению спектаклей, превращению их в подлинное произведение искусства. Васнецов исполнял декорации, костюмы, грим для актеров к операм из русского репертуара на сюжеты из национальной истории, народного эпоса и быта. Круг тем и исканий художника и в области живописи, и графики, и в области театрально-декорационного искусства практически один и тот же. Исполняя театральные декорации к операм на исторические темы, он и здесь подходил к изображению минувшего не менее внимательно и вдумчиво, чем в своих картинах. Васнецов углубил и обогатил область реалистической исторической театральной декорации в опере. В его декорациях были поставлены следующие оперы: «Хованщина» М.П.Мусоргского (1897), Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (1900), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1906-1907), «Царская невеста» (1905), «Опричник» (1911) П.И. Чайковского и другие. Ставились они в Москве на сценах: частной русской оперы СИ. Мамонтова, Большого театра и частной оперы СИ. Зимина, в Петербурге - на сцене Мариинского императорского театра.

Интерес к театру зародился у Васнецова в 1880-е гг. в Абрамцевском кружке, когда он принимал непосредственное участие в домашних спектаклях. В 1885 г. СИ. Мамонтов основал Московскую частную русскую оперу. Он привлек для работы выдающихся художников того времени В.Д. Поленова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, К.А. Коровина, A.M. Васнецова, СВ. Малютина и других, которые стали новаторами в области театральной декорации. Появились новые принципы оформления - художник наравне с режиссером, композитором, певцами и музыкантами становился полноправным соавтором образного решения оперного спектакля. В театре СИ. Мамонтова шло собирание русского репертуара, поэтому русские оперы занимали в нем главное место, и премьера каждой из них становилась событием в театральной жизни Москвы. В начале своей «театральной» карьеры Васнецов помогал брату выполнять черновую работу, когда тот трудился над декорациями к «Снегурочке», наблюдал, как В.Д. Поленов создавал свои декорации, постигал и набирался опыта театрального художника.

В 1897 г. СИ. Мамонтов пригласил А.Васнецова в московскую частную русскую оперу в качестве художника-декоратора, где уже работали его друзья и единомышленники. Он с радостью принял приглашение. Ф.И. Шаляпин, чья карьера оперного певца начиналась также в театре СИ. Мамонтова, вспоминал о том времени так: «В окружении Мамонтова я нашел исключительно талантливых людей, которые в то время обновляли русскую живопись и у которых мне выпало счастье многому научиться. Это были: Серов, Левитан, братья Васнецовы, Коровин, Поленов, Остроухое, Нестеров... Почти с каждым из этих художников была впоследствии связана та или другая из моих московских постановок»164. СИ. Мамонтов не побоялся поручить Васнецову, начинающему театральному художнику, постановку одного из шедевров мировой оперной драматургии -музыкальную драму М.П. Мусоргского «Хованщина», повествующую о трагических событиях на Руси конца XVII столетия и связанных народной молвой с именами князей Хованских. Как известно, идею «Хованщины» предложил Мусоргскому его друг В.В. Стасов. Перед Васнецовым стояла трудная и ответственная задача добиться гармонического единства, синтеза Ф.И.Шаляпин. Т. 1. Литературное наследство. Письма. М., 1976, с. 244. декорационного решения с замыслом композитора, который передавал в музыке сложную и противоречивую эпоху, борьбу между старой и новой Русью, раскрыть яркие народные характеры. Художнику предстояло освоить законы сцены, создать декорации, которые не только отразили бы правдивую историческую обстановку, эпоху XVII в., но и создали бы особое поэтическое настроение, которое необходимо донести до зрителя через декорации, освещение, костюмы и грим актеров. Надо было обладать чувствами «театрального», чтобы помочь зрителю воспринять главную идею драматической оперы. Театральные декорации, сопровождая игру актеров и музыкантов, помогали уяснить основное идейное содержание произведения.

Васнецов проделывает огромную научную работу в библиотеках, музеях, архивах, консультируется с ведущими археологами и историками, внимательно вслушивается в музыку Мусоргского и под ее воздействием создает художественные образы, созвучные эпохе XVII в. И добивается положительного результата: эскизы декораций, костюмов, грима, реквизита были одобрены и приняты к постановке СИ. Мамонтовым.

Васнецов сам никогда не писал декорации, а исполнял лишь эскизы для спектаклей. Декорации «Хованщины» по эскизам А. Васнецова исполнили К.А.Коровин и С.В.Малютин. Премьера состоялась 12 ноября 1897г. Спектакль имел огромный успех, чему, конечно, способствовало исполнение партии Досифея Ф.И. Шаляпиным, талант дирижера Е.Д. Эспозито и художественные декорации A.M. Васнецова. В.В. Стасов, присутствовавший на премьере «Хованщины», писал: «В последние годы другие еще художники присоединились к прежним членам Мамонтовского кружка. Таковы были Аполлинарий Васнецов и Конст. Коровин - оба пейзажисты. Малютин -пейзажист и историк... Эта молодежь создала декорации и костюмы для всех лучших и талантливейших русских опер, поставленных в мамонтовском театре. Их много, и чудесных, но между самыми значительными сочинениями декораций я укажу на следующие, кажущиеся мне истинно превосходными... "Стрелецкая слобода" и "Скит раскольников" для "Хованщины" Мусоргского»165. Все сохранившиеся эскизы декораций С.И.Мамонтов передал в дар Третьяковской галерее, что и позволяет во всей полноте судить об этой работе художника. Эскизы Васнецова настолько завершены композиционно, что могут существовать как станковые картины.

Оформление первого действия «Красная площадь» вводило зрителей в жизнь столицы в конце XVII века. Значительное место занимает архитектурный пейзаж с постройками Кремля и Покровского собора. Поэтический облик древней Москвы, созданный художником в его декорации, гармонично связан с музыкой первого действия оперы, с оркестровым вступлением замечательного по красоте «Рассвета на Москве-реке». Картина солнечного восхода над просыпающимся городом выражает основную идею оперы - пробуждение Руси, наступление новых событий в предстоящем будущем города. Это хорошо понял и отразил художник в своей работе. Он прекрасно передал сказочность, красоту облика древней Москвы, своеобразие ее национальной архитектуры.

Декоративно-прикладное искусство и архитектурные проекты

Декоративно-прикладное искусство Васнецова разнообразно и интересно. Многогранность творчества художника, его универсализм, мало освещалась в современной литературе. Менее всего известно его творчество в области декоративно-прикладного искусства. По существу, здесь впервые исследуются произведения декоративно-прикладного искусства художника и реализация эстетических идей в них.

Интерес к декоративно-прикладному искусству проявился у Васнецова еще в 1880-е гг. в Абрамцеве. Увлечение это было характерно почти для всех художников Мамонтовского кружка. Так же, как Е.Г. Мамонтова и Е.Д. Поленова, он увлекся изучением образцов русской резьбы по дереву. В имении Е.Г. Мамонтовой была собрана целая коллекция резных деталей деревянных строений, набивных досок, деревянной утвари и прочего. Все это питало фантазию художника, увлеченного русской тематикой. Тем более, что его родина - Вятский край - издревле славилась талантливыми мастерами-резчиками и образцами прекрасной деревянной архитектуры и скульптуры. В Абрамцеве происходило освоение эстетики народного творчества. В столярно-резческих мастерских была реализована на практике идея понимания народного искусства как базисной основы для дальнейшего развития национальной культуры. «Русская тема» стала объединяющей в сотрудничестве разноплановых художников, по-своему интерпретирующих ее в творчестве, овеянном национальной романтикой. Формировалось новое направление, вошедшее позднее в историю искусства под названием «неорусский стиль», модерн. Васнецов, наряду с другими художниками, активно в нем работал.

По мнению Васнецова, идея красоты, гармонии «имеет наибольшее применение» именно в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Большое значение Васнецов уделял эстетизации окружающей среды человека - на улицах города, в общественных учреждениях, дома. Считал необходимым, чтобы человека окружали красивые архитектурные здания и красивые предметы, которые облагораживают и воспитывают человека, приучают к изысканности вкуса, к красивым формам и гармоническим сочетаниям красок. Красота вызывает в человеке чувства восторга, радости, удовлетворения при созерцании, и эти эстетические чувства в человеке и есть проявление его духовной сущности. Поэтому необходимо, полагал Васнецов, для начала сделать красивой внешнюю среду обитания человека, и в этом главную роль должно играть декоративно-прикладное искусство. Интерьер комнаты, дома, внутреннего убранства должен был выявить духовный мир человека и сделать психологически комфортным его проживание. Приоритет красоты оставался главной идей при создании произведений декоративно-прикладного искусства. Васнецов искал вдохновение в традициях национального творчества, в народном понимании красоты.

Природа, по мнению художника, всегда является неисчерпаемым источником для создания красивых форм, в ней он находил вдохновение для создания новых тем и образов. Осуществляя свои идеи на практике, Васнецов в начале 1900-х годов создает эскизы мебели для своей квартиры в Фурманом переулке (д. 6, кв. 21). По его эскизам мебель в «неорусском стиле» изготавливается в столярных мастерских в Абрамцеве и отдельные предметы мебели (буфет для столовой комнаты) в мастерских Троице-Сергиевой Лавры, который впоследствии художник расписал. В начале 1900-х годов Васнецов много работал по заказам частных лиц, выполнял эскизы мебели, бытовой утвари для мастерских Троице-Сергиевой Лавры и абрамцевских столярных мастерских. В 1910-1911 годы в кустарном музее Московского губернского земства (Московский музей С.Т.Морозова в Леонтьевском переулке) по эскизам Васнецова был создан гарнитур мебели из 18 предметов (буфет, малый буфет типа серванта, обеденный стол, стулья, кресла). Замечательный по красоте и функциональным удобствам буфет выполнен в «русском стиле», как и весь гарнитур.

Буфет оригинален по форме, в виде огромного сказочного терема, верхние створки которого имитируют слюдяные оконцы с изображением голубя и белки, грызущей орех, а нижние - воспроизводят вид массивных ворот с металлическими накладками - «засовами» и ручками. Буфет дубовый резной, двухъярусный, разъемный, восковой полировки с металлической фурнитурой. Он декорирован не повторяющейся даже в незначительных деталях резьбой растительно-орнаментального характера, а также символическим изображением животных и птиц (птицы Сирин и Алконост). Разнообразие растительных листьев, побегов, цветов, меняющих свое направление, характер завитков, ритм, глубину резьбы, - все нашло отражение в украшении буфета.

Интересен чайный тумбовый стол с квадратной столешницей и встроенным приспособлением для сервиза. Он не только оригинален и красив, но и функционален и полезен для повседневной жизни человека. Нижняя часть тумбы декорирована плоской резьбой с изображением зверей и птиц и обрамлена ажурной резьбой. Мебель, исполненная по эскизам Васнецова, отличалась изящностью и оригинальностью форм, красотой пропорций и уравновешенностью всех частей, ритмом, что составляло гармоничное целое, хорошо отвечала и своему практическому назначению.

Фотографии мебели, исполненной по эскизам Васнецова, были опубликованы в лондонском журнале «Studio» в июне 1912 г., что свидетельствовало о признании и успехе художника на поприще декоративно-прикладного искусства, об оригинальности его таланта.

В абрамцевской керамической мастерской СИ. Мамонтова многие художники пробовали свои силы в создании произведений искусства. В.Д. Поленов, В.А. Серов - создали прекрасные вазы, М.А. Врубель -изразцы для печи-лежанки, садовой скамьи. Обращение Васнецова к керамике носило единичный характер, было лишь эпизодом, пробой сил. Им было исполнено несколько ваз, особый интерес представляет вылепленная художником декоративная ваза.

Подписная ваза с рельефным изображением цветка ириса относится к первому опыту Васнецова в создании объемно-пластического произведения в керамике. На темно-синем фоне вазы рельефно проступают бледно-голубой цветок ириса и темно-зеленая растительная ветвь, обвивающая горлышко сосуда. Здесь проявился интерес и к форме, и к градациям, и оттенкам цвета красок, их соотношение и ритм с рисунком и фоном вазы, которые поддерживали и выявляли друг друга, - то, что художник называл «стушеванностью» элементов. Он использовал комбинацию любимых им цветов - темно-синего, зеленого и белого. И цвет звучит то как одинокая мелодия, то как стройное звучание многоголосия, извлекая из цвета многообразные оттенки радости и умиротворенной тишины. Васнецова отличало безукоризненное чувство цвета. Ваза красива и гармонична. Она служила украшением его домашнего интерьера.

Похожие диссертации на Творчество А.М. Васнецова в синтезе теории и художественной практики