Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идея правового государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв. (Историко-правовой и теоретико-методологический аспекты) Никищенкова Мария Александровна

Идея правового государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв. (Историко-правовой и теоретико-методологический аспекты)
<
Идея правового государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв. (Историко-правовой и теоретико-методологический аспекты) Идея правового государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв. (Историко-правовой и теоретико-методологический аспекты) Идея правового государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв. (Историко-правовой и теоретико-методологический аспекты) Идея правового государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв. (Историко-правовой и теоретико-методологический аспекты) Идея правового государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв. (Историко-правовой и теоретико-методологический аспекты) Идея правового государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв. (Историко-правовой и теоретико-методологический аспекты) Идея правового государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв. (Историко-правовой и теоретико-методологический аспекты) Идея правового государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв. (Историко-правовой и теоретико-методологический аспекты) Идея правового государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв. (Историко-правовой и теоретико-методологический аспекты) Идея правового государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв. (Историко-правовой и теоретико-методологический аспекты) Идея правового государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв. (Историко-правовой и теоретико-методологический аспекты) Идея правового государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв. (Историко-правовой и теоретико-методологический аспекты)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никищенкова Мария Александровна. Идея правового государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв. (Историко-правовой и теоретико-методологический аспекты) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Самара, 2002 198 c. РГБ ОД, 61:03-12/27-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Источники, предпосылки и основания идеи правового государства в истории философии права 15

1. Теория естественного права как предпосылка и основание идеи правового государства 15

2. Философско-правовые основания идеи правового государства в учении И.Канта 31

3. Идея правового государства в политико-правовом учении Г.В.Ф.Гегеля 45

Глава 2. Русская либерально-правовая мысль конца XIX — начала XX вв., ее становление, место и роль в развитии идеи правового государства 66

1. Идеалы и тенденции либерально-правовой мысли России конца XIX - начала XX вв.: их оппозиция и взаимовлияние 66

2. Особенности правопонимания русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв. в развитии идеи правового государства 81

3. Определение, место и роль государства в развитии идеи правового государства в России конца XIX - начала XX вв 107

4. Соотношение общества, права и государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв. как основание идеи правового государства 127

Глава 3. Русская либерально-правовая мысль конца XIX - начала XX вв. о сущности правового государства и формах ее проявления 138

1. Принципы правового государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв 138

2. Содержание и форма правового государства в русской либерально- правовой мысли конца XIX - начала XX вв 164

Заключение 183

Библиографический список использованной литературы 187

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Правовое государство как определенная теория и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Выбор данной темы не является случайным, поскольку в современной России реформирование политической и правовой сферы, свойственное последнему десятилетию, полностью направлено на становление и развитие основополагающих принципов правового государства. Россия стоит на пути становления и развития правового государства. В действующей Конституции Российской Федерации данное положение нашло свое отражение в статье 1. Но сегодня мы не можем сказать, что Россия как правовое государство уже сформировалась. Это процесс длительный и трудный. Невозможно прийти к правовому государству только путем реформирования государственных институтов, изменения законодательных актов. Правовое государство как комплексное явление возникает на основании формирования ценностей и идей в общественном сознании и общественном бытии. Все эти предпосылки являются необходимым условием становления и развития правового государства. В свою очередь, историческое развитие идеи правового государства во многом предопределяет систему ценностей и идеалов современного общественного правосознанаия.

Поэтому обращение к истории идеи правового государства имеет сегодня большое научное значение. Это особенно важно и актуально для преодоления догм и стереотипов нашего общественного и прежде всего политического и правового сознания, сформировавшегося на требованиях классового подхода.

Восстановление нарушенных традиций российского правопонимания заставляет нас обратиться к дореволюционной политико-правовой либеральной мысли, в рамках которой складывалась и развивалась идея правового государства.

Необходимо отметить, что современные проблемы построения правового государства в России исходят, прежде всего, из недостаточной изученности и восприимчивости специфики отечественного правосознания и попытки перенесения на российскую действительность западноевропейской и американской практик становления и развития основных принципов правового государства. Между тем процесс реализации идеи правового государства представляется более эффективным, если он основан на глубоком теоретическом анализе источников и предпосылок данной идеи, которые носят вне- и надгеографический характер, а также подкреплен изучением системы ценностей, идей, традиций данного общества на конкретном этапе его исторического развития.

Безусловно, идея правового государства не является новой для отечественной философско-правовой мысли. История ее становления и развития уходит своими корнями в античную философию. Активное развитие идеи правового государства происходит в период Возрождения и в Новое время. Однако свое новое прочтение данная идея получает в свете возрождения русской либерально-правовой мысли, определяющей особенности российского менталитета в характеристике взаимоотношения личности, общества, права и государства.

Именно в конце XIX - начале XX веков Россия вошла в эпоху развития правовых институтов. Самодержавие как форма организации правительственной власти в России перестало играть свою главенствующую роль и освободило путь новым либерально-демократическим институтам. Именно в этот период русские ученые поднимали вопрос о возможности становления правового государства.

Трудности современного построения правового государства в России связаны не столько с недостаточной разработанностью идеи правового государства в отечественной и зарубежной философии и теории права, сколько с отсутствием преемственности в отечественной правовой науке идеи правового государства, основания которой были заложены еще в

дореволюционный период. Настоящая работа призвана, в определенной мере, компенсировать этот пробел.

Степень теоретической разработанности проблемы. В отечественной юридической науке долгое время не рассматривалась русская либерально-правовая мысль конца XIX - начала XX вв. Это было связано прежде всего с нарушением преемственности и традиции в философии и теории права и с определением в качестве единственного марксистско-ленинского подхода в правопонимании.

К сожалению, и в зарубежной юриспруденции русская либерально-правовая мысль рассматривалась недостаточно. Исключение составляют исследования эмигрировавших из России ученых, труды которых были изданы уже за рубежом (Вл. Соловьев, Н.Бердяев).

Однако изменения, происходящие в России сегодня, заставляют нас обратиться к опыту предшествующих поколений и восстановить нарушенные традиции русской либерально-правовой мысли1.

К сожалению, современный исследовательский материал в недостаточной степени систематизирован и представляет собой анализ работ отдельных персоналий, а также изучение различных направлений в русской дореволюционной философии и теории права (историческая, психологическая теории права, позитивистская теория и т.д.) . Так же научный интерес в значительной степени сконцентрирован на формулировании основных

1 Гольублат А.А. Развитие идеи правового государства в России (1905 — 1917):
Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1994. - 25с; Пупрова Н.В. Идея
правового государства в русской политической мысли начала XX столетия:
Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1995. - 21с; Корнев А.В. Идея
правового и полицейского государства в дореволюционной России:
Автореферат дисс ... канд. юрид. наук. М., 1995. - 24с

2 Багушкин А.И. Консервативные политико-правовые взгляды в России во
второй половине XIX - начале XX века: Автореферат дисс. ... канд. юрид.
наук. М., 1998. - 18с; Окара А.Н. Учение И.А.Ильина о праве и государстве:
Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1999. - 21с; Акчурина Н.В.
Историческое направление в русском правоведении XIX века: Автореферат
дисс.... доктор юрид. наук. Саратов, 2000. — 42с

принципов правового государства , что, безусловно, является важным, но не единственным аспектом анализа идеи правового государства.

Представляется значимым определение историко-правовых и теоретико-методологических источников и оснований идеи правового государства, воспринятой русской правовой мыслью и получившей в ее недрах свое дальнейшее развитие.

Большое значение при решении поставленных в работе задач имело обращение к классическому наследию западной философско-правовой мысли — работам И.Канта и Г.В.Ф.Гегеля. Плодотворным для раскрытия проблематики идеи правового государства было использование первоисточников — работ представителей русской либерально-правовой мысли Б.Н.Чичерина, Г.Ф.Шершеневича, Н.М.Коркунова, А.С.Алексеева, В.М.Гессена.

В рамках современной отечественной юриспруденции русская
либерально-правовая мысль анализируется в работах Н.М.Азаркина,
В.Д.Зорькина, В.Г.Графского, В.Н.Жукова, B.C. Нерсесянца, М.Э.Казмера,
И.Ю.Козлихина, В.В.Леонтовича, И.Д.Осипова, В.В.Согрина,

З.М.Черниловского, В.А.Четвернина, В.И.Шамшурина.

Общетеоретические и методологические основания анализа русской либерально-правовой мысли стали возможны благодаря трудам прежде всего М.К.Мамардашвили, Л.С.Мамута, В.С.Нерсесянца, ЭЛО.Соловьева, В.С.Петрова, Д.А.Керимова.

Цель предпринимаемого исследования: рассмотрение историко-правового и теоретико-методологического аспектов идеи правового государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв.

3 Антонова Е.Г. Принципы построения правового государства: Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1996. - 22 с; Квачева Н.Е. Конституционное закрепление принципов правового государства: Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1996. - 29с; Зорина ЕЛО. Идея разделения властей в российской политико-правовой мысли конца XIX — начала XX вв.: Автореферат дисс.... канд. юрид. наук. М., 2000. - 21с.

В соответствии с названной целью в диссертации ставятся следующие задачи:

  1. Исследовать методологические основания, предпосылки идеи правового государства в европейской философии права.

  2. Определить теоретические источники идеи правового государства в философии права И.Канта и Г.В.Ф.Гегеля.

  3. Проанализировать теоретико-методологические основания русской либерально-правовой мысли конца XIX — начала XX вв. в развитии идеи правового государства; рассмотреть значение новационного подхода в определении государственных и правовых институтов в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв. с акцентом на их социальную природу.

  4. Установить презумпцию свободы личности в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв., как основополагающее положение идеи правового государства. Обосновать выделение доминирующего положения личности в ее отношении с обществом, правом и государством как основание развития идеи правового государства в рамках русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв.

  5. Представить принцип верховенства права в качестве основополагающего в концепции правового государства, а также раскрыть иные принципы правового государства, сформулированные в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв.

  6. Выявить практические аспекты идеи правового государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX — начала XX вв., выражающиеся в соотношении содержательных и формальных аспектов правового государства.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования настоящей работы является изучение идеи правового государства, ее источников, предпосылок и оснований.

Конкретизация данного объекта изучения происходит благодаря выделению предмета исследования. Предметом исследования настоящей работы является идея правового государства, ее теоретико-методологический и историко-правовой аспекты в либерально-правовой мысли России конца XIX -начала XX вв. Диссертационное исследование основано на анализе работ ярчайших представителей русской либерально-правовой мысли конца XIX -начала XX вв. - Б.Н.Чичерина, Г.Ф.Шершеневича, А.С.Алексеева, Н.М.Коркунова и В.М.Гессена. Являясь представителями различных философско-правовых направлений (историческая, позитивистская, нормативистская, социологическая и естественно-правовая теории), ученые-правоведы в своих работах предопределили становление и развитие идеи правового государства в России. Придерживаясь различных, иной раз полярных, точек зрения, данные представители русской либерально-правовой мысли рассматривали различные аспекты правового государства как комплексного явления и тем самым способствовали развитию идеи правового государства.

Предмет исследования данной диссертации не составляют работы П.И.Новгородцева и Л.И.Петражицкого, поскольку, презюмируя значимость и ценность нравственного и психологического аспектов правопонимания в рамках идеи правового государства, они представляют предмет самостоятельного глубокого научного изучения, а, следовательно, не могут быть рассмотрены в качестве структурного элемента настоящей диссертации.

Также за рамками исследования данной работы остался теологический аспект правопонимания, представленный в религиозной философии права Вл.Соловьева и Н.Бердяева. Данное ограничение предмета исследования обусловлено желанием автора проанализировать формально-юридический и аксиологический аспекты правопонимания как основания формирования и становления идеи правового государства.

Методы исследования. Теоретические и методологические основы исследования тесно связаны с поставленной целью. Диалектический метод

составляет основу настоящего исследования. В целом работа исходит из принципа единства исторического и логического методов познания. Исследуются теоретико-методологические источники, предпосылки идеи правового государства на основе анализа европейской философии права, а также их отражение и преемственность в либерально-правовой мысли России конца XIX - начала XX вв.

В работе используются общенаучные методы. Особое значение имеет метод сравнительного анализа, так как его использование способствует решению большинства поставленных в исследовании задач, позволяет выявить характерные для представителей русской либерально-правовой мысли рассматриваемого периода тенденции и идеалы, питающие становление и развитие идеи правового государства. Метод сравнительного анализа дополняется в настоящей работе использованием еще одного общенаучного метода - синтеза. Использование данного метода позволяет объединить в единое целое свойства и признаки правового государства, выделенные в результате анализа, что, в свою очередь, определяет рассмотрение идеи правового государства в ее единстве и целостности.

При анализе политико-правовых взглядов был использован также системный метод, преимущество которого заключается в выявлении взаимодействия различных идей, на основании которых выстраивается концепция правового государства.

Научные результаты и их новизна. В предлагаемой диссертационной работе проанализированы особенности становления и развития идеи правового государства в рамках теоретико-методологического и историко-правового аспектов либерально-правовой мысли России конца XIX - начала XX вв. Автор рассматривает философско-правовые и политико-правовые предпосылки и основания идеи правового государства в учениях И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля, а также их влияние на становление и формирование идеи правового государства в русской политико-правовой мысли. Спецификой русской либерально-правовой мысли в формировании и развитии идеи правового государства в

рассматриваемый период являлось использование в качестве методологической основы теории естественного права.

Проанализированы особенности русской либерально-правовой мыли конца XIX - начала XX вв. с необходимостью разграничения формально-юридического (эмпирического) и аксиологического аспектов правопонимания как основы формирования принципа верховенства права в государстве — основополагающего принципа правового государства. Особое значение приобретает выделение в русской либерально-правовой мысли рассматриваемого периода концепции свободы личности и её доминирующего положения в определении соотношения личности, общества, права и государства.

Новизна работы заключается в рассмотрении русской либерально-правовой мысли по данной проблеме не как тотальности или ее отдельных персоналий, а в качестве единства, главным образом, двух альтернативных подходов, их взаимовлияния и взаимодополнения.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Русская либерально-правовая концепция возникла на определенном этапе становления и развития историко-правовой мысли в России и ее теоретико-методологическими источниками явились немецкая классическая философия права И.Канта и Г.В .Ф.Гегеля, а также школа естественного права.

  2. Следует различать источники русской либерально-правовой мысли и ее основания. Под последними понимаются принципы, начала, на которых она вырастает и которые, в конечном счете, определяют ее сущность, природу, содержание.

  3. Русская либерально-правовая мысль конца XIX - начала XX вв. в силу этого оказалась в достаточной степени поляризована и представлена, главным образом, двумя направлениями - позитивистским и аксиологическим, или естественно-правовым.

  4. Становление и развитие естественно-правового направления занимает достаточно длительный историко-правовой период: движение от

позитивизма к аксиологизму через возврат к идеализму, что обусловлено объективной логикой перехода.

  1. Оба направления в истории русской правовой мысли, выражая крайние точки зрения, взаимовлияли, взаимодополняли друг друга, в силу чего их взамодействие явилось необходимым условием развития отечественной философско-правовой мысли.

  2. Идея правового государства как система принципов, единство теории и практики его построения включает в себя знания не только природы, функции, способа организации права и правовой сферы, но и характер их связи с обществом, государством, личностью, процессами становления и развития новых общественных отношений и институтов.

  3. Переход от идеи к ее действительности предполагает рассмотрение единства сущности, содержания и формы правового государства, что представляет собой не только теоретический, но и практический интерес, тем более в современных реалиях России.

Научная и практическая значимость исследования заключается в следующем:

1) В предлагаемой работе предпринята попытка проследить
преемственность преемственность европейской и русской правовой школ, в
частности, влияние философско-правоых оснований идеи правового
государства в учении И. Канта и политико-правовое учение Г.В.Ф.Гегеля на
становление и формирование взглядов русских ученых-правоведов -
представителей либерально-правовой мысли конца XIX — начала XX вв.

  1. Отмечая значимость европейской правовой школы, автор диссертации признает самобытность русского правопонимания, его особенности, обусловленные в том числе и историческим становлением и формированием русской правовой мысли.

  2. В настоящий момент актуальна проблема становления и развития правового государства в России. Идеи правового государства разработаны в философии и теории права, однако, решение поставленной проблемы не

представляется возможным без восстановления нарушенных традиций русской либерально-правовой мысли, так как основания идеи правового государства в России были заложены еще в дореволюционный период. Именно рассмотрение данной проблемы составляет теоретическую значимость представляемой диссертационной работы.

4) На основании отдельных теоретических результатов данного диссертационного исследования могут быть разработаны специальные курсы в рамках теории государства и права и истории политических и правовых учений, что представляет практическую значимость настоящей работы.

Структура диссертации подчинена цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, трех исследовательских глав и заключения. Структура диссертации отражает логику исследования.

В первой главе анализируются источники, предпосылки и основания идеи правового государства в истории философии права. Обосновывается положение о том, что теоретико-методологическим и аксиологическим источником идеи правового государства в истории мировой философско-правовой мысли выступает теория естественного права, рассмотрению которой посвящается первый параграф работы. В качестве гносеологических источников русской либерально-правовой мысли в развитии идеи правового государства рассматривается немецкая классическая философия, а именно - философия права И.Канта и Г.В.Ф.Гегеля. Русская либерально-правовая мысль конца XIX - начала XX вв. не была вырвана из мировой истории развития политико-правовых идеи и идеалов, наоборот, она воспринимала их, критически оценивала и пыталась вписать в систему традиционных ценностей российского общества.

Во второй главе работы анализируется развитие идеи общечеловеческих ценностей в рамках русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв. Постановка основной проблемы - определение характера соотношения личности, общества, права и государства, - позволяет выделить сущностный

признак правового государства, реализация которого составляет основу практики правового государства.

Третья глава работы раскрывает практический аспект правового государства через определение многообразия отношений, связей, форм, благодаря которым сущность правового государства проявляет себя вовне, находит свое бытие. Конкретизируется основополагающий признак правового государства происходит выделение его принципов, а также предпринимается попытка определить наилучшую форму, характерную для русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв.

Апробация результатов исследования. Существенные аспекты содержания настоящей работы изложены в нескольких выступлениях автора на конференциях, а также в публикациях:

  1. Участие в научной конференции преподавателей СаГА 16.04.98г. Тема выступления: «Идея правового государства в трудах русских правоведов конца XIX - начала XX вв. (Гессен В.М., Котляревский С.А., Алексеев А.С.). Соотношение формы и содержания правового государства».

  2. Участие во II теоретической конференции преподавателей СаГА 12.05.99г. Тема выступления: "О личности и правовом государстве в философско-правовой литературе конца XIX - начала XX вв. в России".

  3. Участие в межвузовской конференции, посвященной памяти профессора Н.И.Коняева 09.04.99г. Тема выступления: «Соотношение естественного и позитивного права в трудах русских ученых конца XIX — начала XX вв.»

  4. Участие в международной конференции «Актуальные проблемы истории государства и права, политических и правовых учений», проходившей 14-15 мая 2001г. в г.Самаре. Доклад на тему: «Положение личности в философии права Иммануила Канта».

  5. Идея правового государства в трудах русских правоведов конца XIX -начала XX вв. (Гессен В.М., Котляревский С.А., Алексеев А.С.). Соотношение формы и содержания правового государства // Актуальные проблемы теории и практики правового регулирования. Тезисы докладов на

теоретической конференции преподавателей СаГА и СГУ. Изд. СаГА, 1998. 0,15 п.л.

  1. Положение личности в философии права Иммануила Канта // Актуальные проблемы истории государства и права, политических и правовых учений. Материалы международной конференции. Самара, 2001. 0,15 п.л.

  2. Соотношение формы и содержания правового государства в трудах русских юристов конца XIX - начала XX вв. // Проблемы судебно-правовой реформы в России: история и современность. Сборник трудов. Вып. 6. СаГА. Самара, 1999. 0,8 п.л.

  3. Государство и личность в трудах российских философов права конца XIX — начала XX вв. // Проблемы теории и практики правового регулирования. Сборник трудов. Вып.7. СаГА. Самара, 2000. 0,6 п.л.

  4. Позитивизм и концепция естественного права: их конфронтация и единство в истории русской либерально-правовой мысли // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. Серия "Юриспруденция". Вып. 22. — Тольятти: Изд-во Тольяттинского политехнического института, 2002. 0,5 п.л.

Ю.Русская либерально-правовая мысль о взаимодействии позитивизма и естественного права // Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук: Юбилейный сборник к десятилетию Самарской гуманитарной академии. Изд. Самарской гуманитарной академии, Самара, 2002. 0,15 п.л.

Теория естественного права как предпосылка и основание идеи правового государства

Теоретические концепции правовой государственности не могут быть оторванными от опыта прошлого, от исторически сложившихся и апробированных общечеловеческих ценностей и гуманистических традиций. Значительное влияние в этом плане на формирование теоретических представлений о правовом государстве оказала школа естественного права, определившая приоритет права над государством.

Источниками теории естественного права, безусловно, выступают политико-правовые и философские идеи Древней Греции и Рима. Светский подход к политико-правовым явлениям был развит в достаточной мере еще софистами. Известное положение Протагора «Мера всех вещей — человек» определило поворот к человеческому измерению мира, включая государственные и правовые отношения, к определению степени активности человека во всех сферах жизни. Для обоснования доминирующего значения индивида в системе политико-правовых институтов софисты использовали естественно-правовые представления, ибо неотчуждаемые естественные права личности не могут попираться, но должны быть защищаемы законом и государством.

Развитие данное положение получает в философии Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона для которых государство только тогда может существовать в качестве легитимного, когда оно осуществляет свою деятельность в правовых границах, что в свою очередь обеспечивается действием принципа законности. «Dura lex - sed lex» - основной принцип римского права, отражающий реальность представленной философско-правовой идеи.

Но что составляет суть закона? Что есть «jus» - «jus quia justum» или «jus quia jussum» - закон как справедливость или закон как приказ властвующего (хозяина)? Данный вопрос всегда находился и находится до сих пор в центре внимания философско-правовых учений. Как справедливо замечает В.И.Шамшурин, «для социально-юридической практики чрезвычайно важно, обладают законы всеобщностью и необходимостью или их можно принимать и менять с легкостью необыкновенной, не сообразуясь с жизнью, историко-культурными традициями, а лишь по велению административного сердца»4.

Отвечая на данные вопросы, античные философы придерживались того мнения, что законы есть отражение объективных законов природы, а посему право не может быть простым результатом воли законодателя. Так, Аристотель, рассматривал право, как способ защиты человека от человека, т.е. право, по его мнению, ограждает каждого от проявления страстей другого.

Работы Цицерона также способствовали развитию теории естественного права, т.к. для него право вообще есть естественное право, вытекающее из разумной природы человека. «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает, честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона — кощунство; сколько-нибудь ограничить его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем»

В силу того, что закон истинный постольку, поскольку содержит в себе правило обычая и соответствует объективно сложившимся общественным отношениям, он является справедливым. Поскольку закон является критерием справедливости общественных отношений, именно он и выступает гарантом свободного положения в обществе. «Мы свободны настолько, насколько действуем в рамках закона» - вот основная формула античного правопонимания.

Другими словами, античные философы рассматривают естественность права в силу его объективности, природного происхождения. Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушать порядок в природе и создавать право из бесправия, он должен в обязательном порядке соответствовать справедливости, а значит праву. Естественное право, по их мнению, есть не что иное, как система ценностей, на основе которой должны быть построены и правовые, и политические институты.

Идеалы и тенденции либерально-правовой мысли России конца XIX - начала XX вв.: их оппозиция и взаимовлияние

Развитие русской дореволюционной социально-правовой мысли не может рассматриваться локально, в отрыве от формирования западноевропейской общественно-научной мысли. Стремительные и значительные по своему объему изменения правопонимания, характерные для Европы XVIII — XIX вв. не могли не отразиться и на российских философско-правовых учениях. Развитие естественно-правовой теории и идеи немецкой классической философии являются основополагающими философско-правовыми предпосылками русской либерально-правовой мысли России конца XIX — начала XX вв.

В качестве основных характеристик западноевропейского правопонимания указанного периода, которые явились основными предпосылками либерализации русской философии и теории права, можно выделить следующие:

1. Право, обладая собственной ценностью, вместе с тем черпает свои аксиологические и телеологические аспекты в обществе. Право рассматривается в качестве социально детерминированного явления. Его ценность зависит от того, обеспечивает ли оно свободу личности, предлагает ли действенный механизм разрешения социальных конфликтов и реализации интересов индивидов.

2. Западная культура основана на признании и приверженности праву. «Легализм, свойственный западной культуре, означает приверженность праву, готовность следовать его предписаниям. Именно право... обеспечивает защиту индивида с использованием разнообразных юридических процедур и институтов. »124.

3. Доминирующее правопонимание носит либерально индивидуалистический характер, т.е. основывается на признании самоценности автономного индивида как равного с другими субъектами права.

И с этой позиции, как нам кажется, необходимо провести различие между либерализмом, воспринявшим идею естественного права, и демократизмом. В эпоху формирования (XVII - XVIII вв.) либерализм провозглашал приоритет индивида, его естественных и неотчуждаемых прав. Этого не скажешь о демократии, т.к. ее приоритет не личность, а воля большинства. Основными ценностями демократии являются народный суверенитет, равенство политико-правовых статусов всех граждан. Вплоть до XIX в. на Западе либерализм и демократия были если не враждебными, то, по крайней мере, автономными.

Именно XIX - XX вв. привносят концепцию демократии в западный либерализм. Либерализм становится социально ориентированным, т.е. признающим права широких масс на социальную защиту и обеспеченность. Однако сближение и взаимовлияние демократии и либерализма не означают их тождества125. Данное положение, как нам представляется, играет существенное значение для понимания основных изменений, происходивших в русской философско-правовой мысли конца XIX — начала XX вв.

В отечественной литературе не однозначно определено начало периода либерализации русской политико-правовой мысли. Так, В.В.Леонтович связывает возникновение русского либерализма со временем просвещенного абсолютизма и деятельностью Екатерины II , а И.Осипов связывает зарождение русского либерализма с более поздней эпохой Александра I и М.М.Сперанского127.

Однако мы согласны с мнением Н.М.Азаркина, согласно которому именно пореформенная эпоха с ее быстрой эволюцией в сторону капитализма стала колыбелью отечественного либерализма. В этот период либеральная юриспруденция получила характер постоянного и закономерного явления в духовной жизни страны128.

Процесс либерализации в России был обусловлен не только изменениями западной философско-правовой мысли, но и объективными политическими и экономическими преобразованиями, проходившими с середины XIX века. «Конец XIX - начало XX вв. в России - период уникальный. Эта своеобразная эпоха совместила в себе посткрепостнический феодализм и современные на тот момент формы капитализма, великую интеллектуальную культуру (прежде всего в виде искусства) и сплошную неграмотность многомиллионных крестьянских масс, средневековые стереотипы общественного сознания и европейские либеральные ценности и идеалы"

Принципы правового государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв

В предыдущей главе работы мы определили сущностную характеристику правового государства — верховенство права и его предопределенность объективными закономерностями развития общества. Вместе с тем определение сущности предмета есть первый шаг на пути его познания. "Под сущностью предмета, события разумеется самое главное, решающее, наиболее глубокое, относительно устойчивое при постоянной изменчивости развития явление. Коротко говоря, сущность есть внутренняя связь явлений".

Поэтому сущность нужно рассматривать как то в вещах, "что самодостаточно, само себя опосредует, соотносится с собой" .

Вместе с тем нельзя признать простое выделение сущности как самодостаточное знание. "Понять предмет означает... не что иное, как облечь его в форму обусловленного и опосредованного" .

То есть необходимо выявить систему связей, отношений. Конкретизация сущности происходит за счет ее определения в конкретных формах, в определении связей, отношений, вступая в которые, сущность получает возможность проявлять себя вовне.

Именно выход сущности вовне позволяет определить существование рассматриваемого явления. В противном случае непроявляемая сущность не получает бытия. "Абсолютная сущность в этом простом единстве с собой не обладает наличным бытием" .

Сущности свойственно проявление вовне, именно многообразие связей определяет ее существование. "Сущность не замыкается в единичности, тем более в изолированной единичности (даже в ее глубине)... Безбрежность, "УХО всеобщность связей есть ее бытие" Поэтому при рассмотрении правового государства недостаточно определить необходимость действия в нем принципа верховенства права. Для нас огромное значение приобретает изучение многообразных связей и форм проявления сущности правового государства.

Сущность правового государства определяет свое бытие в принципах правового государства. Рассмотрение данных принципов в трудах русских ученых конца XIX - начала XX вв. составляет предмет нашего изучения в рамках данного параграфа.

Прежде всего нас интересует вопрос соотношения свободы личности, находящей свое выражение в правовой форме, и государственной деятельности, являющейся отражением его властной сущности. В решении данного вопроса основополагающей является формула Ульпиана: "Человек никогда не должен быть средством достижения цели, напротив — именно человек есть цель"240.

Ранее мы уже касались вопроса правового оформления свободы личности, а также правового ограничения произвола государственной власти. Теперь, в силу требований формальной логики, нам предстоит рассмотреть вопрос реализации свободы личности в государстве. Но дабы не выйти за рамки темы данной работы, мы должны акцентировать свое внимание на формально-юридических аспектах свободы личности в правовом государстве, рассмотренных в работах русских ученых конца XIX - начала XX вв.

Особое внимание данному вопросу было уделено в работах Б.Н.Чичерина, который считал, что ". свобода тогда только становится правом, когда она признается законом, а установление закона принадлежит государству"241. Действительно, форма дает бытие вещи. Вне формально-юридического определения свободы личности невозможно определить ее истинное содержание. Но поскольку творцом формы права - закона, является государство, нам необходимо определить гарантии свободы личности. И такие гарантии Б.Н.Чичерин видит в реализации принципа народовластия в государстве.

Объяснение данного принципа Б.Н.Чичерин выводит из определения государства, одним из признаков которого выделяется народ. При этом, именно личность и ее интересы являются движущей силой объединения народа. Поэтому никакое отдельное лицо не может решать по своему усмотрению вопросы, касающиеся всех. Но каждый свободный член общества может самостоятельно принимать решения относительно вопросов, касающихся его. Следовательно, единственно возможная форма осуществления законодательной власти в государстве - это форма народного представительства.

Похожие диссертации на Идея правового государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв. (Историко-правовой и теоретико-методологический аспекты)