Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обычное право абхазов в конце XVIII-XIX вв. (Историко-правовой аспект) Кавшбая Лия Леонидовна

Обычное право абхазов в конце XVIII-XIX вв. (Историко-правовой аспект)
<
Обычное право абхазов в конце XVIII-XIX вв. (Историко-правовой аспект) Обычное право абхазов в конце XVIII-XIX вв. (Историко-правовой аспект) Обычное право абхазов в конце XVIII-XIX вв. (Историко-правовой аспект) Обычное право абхазов в конце XVIII-XIX вв. (Историко-правовой аспект) Обычное право абхазов в конце XVIII-XIX вв. (Историко-правовой аспект) Обычное право абхазов в конце XVIII-XIX вв. (Историко-правовой аспект) Обычное право абхазов в конце XVIII-XIX вв. (Историко-правовой аспект) Обычное право абхазов в конце XVIII-XIX вв. (Историко-правовой аспект) Обычное право абхазов в конце XVIII-XIX вв. (Историко-правовой аспект)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кавшбая Лия Леонидовна. Обычное право абхазов в конце XVIII-XIX вв. (Историко-правовой аспект) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Н. Новгород, 1999 158 c. РГБ ОД, 61:00-12/637-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Условия формирования общественного и правового строя Абхазии в конце XVIII-XIX вв.

1.1 Этапы исторического пути абхазского общества 14

1.2 Социально-экономические отношения Абхазии в конце XVIII-XIX вв. 26

1.3 Социальная структура абхазского общества 36

Глава II Обычное право абхазов XVIII-XIX вв.

2.1 Общая характеристика обычного права 49

2.2 Обычное гражданское право 64

2.3 Обычное семейное право 73

2.4 Обычное уголовное право 97

2.5 Суд и судопроизводство 119

Заключение 137

Список использованной литературы 141

Приложение 157

Введение к работе

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Определение темы диссертационного исследования было обусловлено наличием ряда факторов, характеризующих современное состояние российской государственности, и необходимостью их теоретико-правового осмысления.

Государственно-правовая монистическая традиция, принятая в Российской империи и в СССР, в современных условиях (90-х гг.) не позволяет решить сложные национально-государственные и политико-правовые проблемы, стоящие перед Россией - цивилизованным путем. В последние десятилетия в российском правоведении усилилось внимание к проблеме обычного права, исследованию его правовой сущности, что тесно связано с изменением правопонимания, признанием обычая, как важнейшего источника права. Поэтому сегодня происходит отказ от прежней концепции понимания права. В теорию права вводятся новые понятия - как "правовой плюрализм", "российская национальная правовая система".

Обоснование выбора объекта и предмета настоящего исследования непосредственно связано с актуальностью темы диссертации.

Изучение обычного права Абхазии в его исторической ретроспективе заслуживает внимание по следующим причинам. Во-первых, в рамках сложнейшего процесса познания права и осмысления правовых явлений в отечественной науке обычное право абхазов - важный эмпирический материал для постижения и определения места в российской национальной правовой системе феномена, известного в науке как обычное право.

Нормы обычного права регулировали важнейшие области общественных отношений абхазского общества и отражали основные черты материал для постижения и определения места в российской национальной правовой системе феномена, известного в науке как обычное право.

Нормы обычного права регулировали важнейшие области общественных отношений абхазского общества и отражали основные черты и особенности, существовавших в этом обществе экономических, социальных и бытовых отношений. Более того, и сегодня обычное право продолжает играть заметную роль в жизни абхазов, в частности в брачно-семейных, наследственных, уголовных, гражданских правоотношениях.

События, происходящие в последнее время в Абхазии, дают основание по-новому посмотреть на эту проблему. На современном этапе исторического пути в Абхазии идет процесс формирования государственности и вместе с тем реформирование законодательства, переход к национальной правовой системе. Несомненно, что без всестороннего изучения обычного права невозможно решить многие проблемы, стоящие сейчас на государственном уровне, так как корни старых правовых отношений довольно устойчивы и играют значительную роль в общественном сознании абхазов. В связи с этим возможна частичная интеграция обычного права в официальное законодательство, а потому изучение обычного права Абхазии представляет интерес для правоведов. Цель и задачи. Целью данного диссертационного исследования является детальное и вместе с тем комплексное изучение концепции обычного права, как основного источника права Абхазии в конце XVIII-XIX вв., выяснение историко-правовой, социальной действительности, в которой осуществлялась правоприменительная практика норм обычного права; изучение функционирования различных отраслей обычного права; анализ механизма реализации обычно-правовых норм в судопроизводстве Абхазии в исследуемый период.

Необходимым условием для достижения этой цели явилось решение следующих задач: 1) определение факторов, воздействовавших на процесс становления обычного права Абхазии рассматриваемого периода; 2) анализ социально-экономической основы общественных отношений Абхазии в исследуемый период; 3) изучение юридического статуса основных слоев населения Абхазии в конце XVIII-XIX вв.; 4) исследование источников обычного права абхазов; 5) определение отраслей обычного права Абхазии и внутриотраслевой классификации; 6) характеристика основных институтов гражданского, семейного, уголовного обычного права абхазов в конце XVIII-XIX вв.; 7) анализ функционирования судебных органов в Абхазии в исследуемый период; 8) попытка проведения классификации судов действовавших в Абхазии в конце XVIII-XIX в.

Объект и предмет. Объектом исследования данной кандидатской диссертации является в широком смысле социально-правовая, религиозная, историческая действительность Абхазии в конце XVIII-XIX вв. В более узком понимании объектом исследования выступает непосредственно обычное право абхазов в конце XVIII-XIX вв.

Предмет диссертационного исследования представляет собой гражданские, семейные, уголовные и процессуальные нормы обычного права; механизм регулирования обычно-правовых отношений в Абхазии и особенности их функционирования в исследуемый период.

Методология и теоретическая основа исследования. Раскрытие предмета диссертационного исследования, достижение его цели и поставленных для этого задач основываются на применении принципа историзма, неразрывно связанного с общефилософским диалектическим методом познания. Принцип историзма составил методологическую базу настоящего исследования. Его применение дало возможность осмыслить обычное право абхазов в конце XVIII-XIX вв. в связи с конкретно-историческими условиями того времени.

Основными методами диссертационного исследования являются сравнительно-правовой метод, общенаучный метод, который включает в себя анализ, синтез, комплексный и другие подходы.

Этот метод позволяет провести условное разделение обычного права Абхазии на такие отрасли, как семейное, уголовное, гражданское и. уголовно-процессуальное.

При написании работы применялся сравнительно-статистический метод исследования эмпирических данных. Его использование позволило систематизировать эмпирические данные о порядке вступления в брак и его расторжении, о видах преступления, механизме осуществления правосудия по обычному праву абхазов.

В настоящей диссертации был использован частно-научный метод, включающий приемы, способы, сбора, обработки и обобщения фактического материала, составившего источниковую базу данной работы.

Среди этих источников следует отметить архивные материалы. Кроме архивных актов и других источников, теоретическую и фактическую базу данной кандидатской диссертации составили исследования дореволюционных и советских авторов.

Степень научной разработанности. В кавказоведческой литературе вопрос об обычном праве абхазов является мало изученным. В дореволюционной и советской литературе освещались отдельные стороны жизни абхазов: общественно-политическое устройство, обычаи и традиции.

Эта проблема рассматривалась попутно, в статьях, в научных сообщениях и иных работах историков и этнографов. До сих пор отсутствуют работы, в которых комплексно на монографическом уровне были бы исследованы вопросы, изучающие обычно-правовые нормы абхазов.

Документальную основу исследования составили материалы фондов Российского Государственного военно-исторического архива (РГВИА);

Российского Государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ГНИАСПб); Центрального государственного исторического архива Грузии (ЦГИАГ). (К сожалению ценнейшие архивы Государственного исторического архива Абхазии были сожжены во время грузино-абхазского конфликта и нам не представилась возможность использовать их в нашей работе).

Много интересных и ценных сведений о правовых обычаях абхазов можно найти в описаниях поездок в Абхазию в статьях многих европейских авторов - ученых, путешественников, среди которых работы. Дж. Белл, И.Ф. Бламберг, Гюлденштедт,. К. Главани, Дюбуа де Монпере, Дж. Интериано, Г.Ю. Клапорт, А. Ламберти, М. Пейсонеля, Ж. Шарден1.

Сначала XIX в., после присоединения Абхазии к России правовые обычаи абхазов находят все большее отражение в русской историко-этнографической литературе. Произведения русских авторов, печатные и архивные документы составляют тот главный материал, на основе которого можно воссоздать реальную картину семейных, уголовных, гражданских и процессуальных правоотношений в Абхазии рассматриваемого периода. К ним относятся: И.И. Аверкиев, СМ. Броневский, Ф. Завадский, К. Чернышев1.

Военная история, колониальная политика царизма полнее всего отражена в Российском государственном военно-историческом архиве. Но архив богат не только чисто военным материалом, в нем содержатся наиболее ранние военно-топографические, статистические и этнографические описания народов Кавказа, сведения о нравах и обычаях. К 40-м годам относятся и статистическое описание Кавказа, содержащееся в фонде ВУА - военно-ученом архиве; в фонде 482 - Кавказской войны, мы находим описание брачно-семейных обычаев абхазов, судопроизводства и общественного строя.

Много данных о гражданском, семейном, юридическом быте было извлечено из Центрального Государственного исторического архива Грузии. Так, в фонде 542 содержатся источники, касающиеся земельных отношений абхазов, нормы наследования. Обычно-правовые материалы о взаимоотношениях высших сословий и крестьян содержатся в ф. 416, 231 и других.

Большая роль в изучении нравов и обычаев абхазов в 30-40 гг. XIX столетия принадлежит офицерам Генерального штаба русской армии. К числу работ такого рода можно отнести сведения, собранные Г. Новицким, Ф.Ф. Торнау2. В частности, Г. Новицкий составил первое описание осмотренной им местности, первые статистические данные о горских народах.

Для нашего исследования наибольший интерес представляют широко известные мемуары офицера царской армии - Торнау Ф.Ф. Среди них можно выделить статью "Обычаи абхазского народа и разделение его на состояния", в которой подробно описывается социальная структура абхазского общества, взаимоотношения сословий, которые по замечанию Торнау Ф.Ф. "искони регулируются нормами обычного права".

Очень важные сведения об общественно-политическом устройстве Абхазии XVIII-XIX в., о правовом положении населения, мы находим, в "Трудах Сухумской сословно-поземельной комиссии", которая была специально создана для подготовки крестьянской реформы, проведенной в Абхазии в 1870 году. Нельзя не отметить очерки, издаваемые Председателем Сухумской сословно-поземельной комиссии П.Д. Краевичем., в которых содержится уникальный материал о правовых обычаях и судопроизводстве Абхазии1.

Обращают на себя внимание и первые этнографические очерки о горских народах, составленные такими авторами, как Н.И. Берже; А.Н. Введенский; Н. Дубровин; Н.И. Карлгоф;. Л.Я. Люлье; К.Ф. Сталь2.

Полковник Генерального штаба К.Ф. Сталь в своей работе дает краткое описание истории, общественно-семейного быта народов Закубанья. Н.

Дубровиным собран большой фактический материал, относящийся к вопросу общественно-политического устройства Абхазии. Им также исследуется институт присяги, используемый в судопроизводстве абхазов как средство доказательства невиновности в совершении правонарушения. Другой ценной работой, посвященной юридическому быту абхазов, являются статьи Л.Я. Люлье. Автор дает общую характеристику судоустройства и судопроизводства у всех черкесских племен. Его работы, несмотря на свою краткость, составляют весьма ценный для нас материал, так как он собран правдивым и обладающим огромным запасом сведений наблюдателем, прожившим более пяти лет среди черкесских племен и изучавшим их язык. Это выгодно отличает его труд от работ других авторов.

С конца XIX в. стало проводится публикация документов по истории Кавказа. Самой обширной и значительной публикацией документов являются "Акты, собранные Кавказской археологической комиссией" под председательством А.И. Берже. В АКАК содержатся материалы о внутреннем строе народов Кавказа, их взаимоотношениях с Россией и между собой. Но основная масса документов посвящена все-таки действиям царских войск и администрации на Кавказе.

Сведения о правовых обычаях абхазов имеются в работах и других авторов XIX - нач. XX вв.1. Среди них особо следует выделить и многочисленны работы местных дореволюционных энтузиастов-краеведов -Н.С. Джанашиа; СТ. Званба; К.Д. Мачавариани; П.Г. Чарая2.

В основу этой работы также легли специальные и периодические издания второй половины XIX в. К ним относятся: "Сборник сведений о кавказских горцах" (1868-1881), издаваемый Кавказским горским управлением (ССКГ), "Сборник сведений для описания местностей и племен Кавказа" (ССОМПК), "Кавказский календарь", журналы "Русский вестник", "Журнал гражданского и уголовного права", "Военный сборник", газеты "Тифлисские ведомости", "Кавказ", "Закавказский вестник", "Иверия", "Сотрудник Закавказской миссии".

Были тщательно изучены работы, созданные в советский период исследователями истории и этнографии Абхазии, к которым относится: И.А. Аджинджал, З.В. Анчабадзе, СМ. Ашхацава, Ц.Н. Бжания, Д.Ю. Гулия, Г.А. Дзидзария, Ш.Д. Инал-ипа, М.Я Марр, Г.А. Меликишвили, Я.С. Смирнова, А.В. Фадеев, Р.Л. Харадзе, Г.Ф. Чурсин и др1.

В своем диссертационном исследовании автор опирался на труды российских ученых-юристов, которые имеют общетеоретический характер: С.С. Алексеева, В.Г. Бабаева, В.М. Баранова, А.Б. Венгерова, С.Л. Зивса, В.Н. Карташова, С.Н. Кожевникова, В.М. КорельскогоА П.Г. Абхазия и абхазы. (Этнографическое описание), Иверия, июль, 1888, № 165-186 (на груз. яз.).

Научная новизна диссертации состоит в том, что в работе впервые на диссертационном уровне предпринимается попытка детально проанализировать семейное, уголовное и гражданское обычное право; суд и порядок судопроизводства Абхазии в период XVIII - XIX вв.

Диссертант впервые вводит в научный оборот эмпирический материал почерпнутый из архивных фондов и полевых исследований, проведенных автором.

Диссертация впервые в абхазской и российской литературе содержит комплексное историко-теоретическое и правовое исследование норм обычного права, что может представлять интерес и для решения сложных внутрироссийских проблем, в частности, для урегулирования отношений с республиками Кавказа, а также странами СНГ.

Теоретическая и практическая значимость диссертации в том, что сформулированные в ней теоретические выводы могут быть использованы: 1) в деятельности государственных органов по урегулированию конфликтов, возникающих на этнической основе; 2) в законотворческой деятельности государственных органов Республики Абхазия; 3) в правоприменительной практике Республики Абхазия; 4) в разработке новых подходов к решению проблем, стоящих на современном этапе исторического развития абхазского общества.

В практическом отношении результаты проведенного исследования могут быть применены в научно-исследовательской работе преподавателей и студентов юридических и исторических факультетов университетов и других ВУЗов. Эти результаты можно использовать в процессе изучения истории государства и права Абхазии и при анализе актуальных вопросов государствоведения.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Данное исследование подготовлено на кафедре теории и истории государства и права ННГУ им. Н.И. Лобачевского, где проводилось ее обсуждение и рецензирование. Различные аспекты диссертации получили развитие в виде отдельных научных работ.

Автор принимал участие в научно-практической конференции молодых ученых "Российское право в период социальных реформ" (Н. Новгород, 18 ноября 1997 г.); в научно практической конференции "Российское право в период социальных реформ" (Н. Новгород, 20 -21 ноября 1998 г.); в научно-практической конференции "Российское право в период социальных реформ" (Н. Новгород, 19 ноября 1999 года).

Структура работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка литературы.

Этапы исторического пути абхазского общества

Абхазы принадлежат к абхазо-адыгской, западно-кавказской группе коренных кавказских народов, являющихся аборигенами, с незапамятных времен населяющими северо-восточное побережье Черного моря. Сами себя они называют апсуа, свою родину Апсны, то есть "страной апсов" или, как иногда переводят это название, "страной души", (по-русски - это Абхазия), которое A.M. Горький назвал безумно красивым куском благодатной земли1.

Столицей республики является приморский портовой город Сухум, который абхазы называют Акуа.

Человек, в силу исключительно благоприятных условий для существования, поселился на этой благодатной земле еще с незапамятных времен.

Первые упоминания о предках абхазов обнаруживаются в ассирийских источниках 2 тыс. лет до н.э. под именем абешла - как древнешие обитатели Черноморского побережья Кавказа2.

Красота и природные богатства Абхазии с древнейших времен привлекали внимание иноземных захватчиков. Так, в разное время Абхазию порабощали греческие колонисты, когорты римских императоров, войска грозного понтийского царя Митридата Евпатора, скифские орды, легионы и миссионеры Византии, арабские полчища, алчные генуэзские купцы, наконец, турецкие паши и янычары.

Рассказы путешественников - смелых одиночек о благодатном климате и плодородной земле Восточного побережья Черного моря давно достигали Древней Греции. 2500 лет назад греки с островной и материковой Греции добираются до берегов Абхазии. Вблизи бухт, удобных для стоянок судов, в обжитых коренным населением местах, они основывают свои колонии, города и торговые фактории - Диоскурию (современный Сухум), Питиунт (современный Пицунда), Гюэнос (современная Очамчира) и др.

Эти города-колонии вскоре превратились в важнейшие культурно-экономические центры Кавказского побережья.

Экономическое и культурное влияние греков в Абхазии заметно сказалось на культуре местных племен1. Это влияние, в частности выражалось в обряде погребения, нравах, в чеканке местной монеты -колхидки. В то же время самобытная культура аборигенов влияла на греческих колонистов.

Известный ученый Фредерик Дюбуа де Монпере побывавший на Кавказе восклицает: "Как много общего в нравах с античной Грецией, Грецией Гомера находим мы у Черкесов!.. Все это возвращает нас в Грецию и заставляет согласиться с тем, что должна быть колонизация в какой-то форме, должны были быть частные связи в античные времена для того, чтобы черкесы могли сохранить столько черт примитивных нравов греков2.

В первой половине I века до н.э. территория Абхазии, как и всей Колхиды, входила в состав Понтийского царства, воевавшего с Римом. Знаменитый понтийский царь Митридат VI Евпатор провел зиму 66-65 гг. до н.э. в Диоскурии (современный Сухуми). В этот период Диоскурия переживала свой расцвет, даже чеканила собственную монету.

В 63 г. н.э. здесь укрепились римляне, сначала в Себастополисе, возникшем на месте Диоскурии, а затем и в нескольких других пунктах побережья1.

В греко-римских исторических источниках, начиная с самых первых веков нашей эры, упоминаются древнеабхзские племена, главным из которых были апсилы на юго-востоке страны и абазги на ее северо-западе".

К началу VI века, на территории Абхазии сложились раннеклассовые образования, такие как Абасгия, Апсилия, Мисиминия, Санигия, которые входили в состав Византийской империи, (возникшей на развалинах Западно-Римской империи и продолжавшей политику Рима).

В середине VI века Абхазия номинально подчиняется Лазскому царству, также зависимому от Византии. Абхазские племена, во времена греко-персидских войн, при Юстиниане I пытаются отделиться от Византии, выступая на стороне персов.

Однако персидские войска не смогли укрепиться в Абхазии. Вскоре в общественный строй абхазского племенного союза проникают феодальные отношения; принятое еще в 527 году христианство дало толчок этому процессу.

В 736 году в Абхазию вторглись полчища арабов. Абхазы вступили с ними в ожесточенную борьбу.

Апсилы, абасги и саниги явились основным ядром в процессе формирования абхазской феодальной народности в VIII веке. Так в древнегрузинском источнике "Мученичество Або Тбилели" (VIII век) прямо говорится о "стране Абхазия"3.

В течение двух веков VIII-X вв. существовало сильное государство Абхазское царство, политические границы которого простирались от района современного Туапсе до Сурамского перевала (Грузии).

Правившая династия абхазских Леонидов после Леона I Абасга, Леона II, включила имена Феодосия II, Дмитрия II, Георгия I, Баграта I, Константина III, Георгия II, Леона III, Дмитрия II и Феодосия III Слепого.

Династия абхазских царей пресеклась по мужской линии со смертью слепого и бездетного Феодосия, и власть перешла к его племяннику Баграту III (978-1014 гг.), который был грузином по отцу и унаследовал по материнской линии, (абхазка Гурандухт, сестра Феодосия), абхазский престол. В XI-XII веках Абхазия входила в состав грузинского царства.

Средневековые итальянские республики - Венеция и Генуя стремились распространить свое экономическое и политическое влияние через Крым на побережье Колхиды1, в частности на Абхазию. Венецианцы в Абхазии закрепились еще в конце XII века. В конце XIV ожесточенное соперничество Генуи окончательно вытеснило венецианских купцов с побережья. Во многих приморских пунктах Абхазии возникают генуэзские фактории. Хакара (Гагра), Санта-София (район Пицунды), Питиунда (Пицунда), Себастополис (современный Сухуми) и Санта-Анджелло ( у устья реки Ингура). Генуэзсцы сыграли определенную роль в деле вовлечения края в сферу европейской культуры и торговли. Абхазия имела общение с европейской цивилизацией, в ее столице Сухуми чеканилась национальная монета. Но в то же время политика Генуи, как и Венеции, была связана с насильственным грабежом, морским разбоем, похищением рабов, порабощением колоний.

Еще более тяжелым было турецкое иго. В конце XV в. Абхазия попадает в сильную зависимость от Османской империи. Связи с Европой прерываются. Французский путешественник Шарден, посетивший Черноморское побережье в XVII веке, писал, турецкие купцы ежегодно вывозили из приморских городов Закавказья огромное количество рабов.

Несмотря на неоднократное восстание абхазов, турецкое владычество в Абхазии продолжалось около 300 лет.

Но несмотря на это мусульманская религия и традиции не прижились у абхазского народа. Его греко-римские корни и национальное мировоззрение оказались очень жизнеспособными.

Трагическим событием в жизни абхазского народа второй половины XIX века явилось махаджирство - массовое выселение в Турцию под влиянием провокационных действий турецких агентов.

Даже в этих условиях абхазские князья сохраняли определенную автономность в управлении страной. В конце XVIII в. Абхазское княжество возглавил Келешбей Чачба-Шервашидзе, который в противоборстве между Турцией и Россией на черноморско-кавказском пространстве четко ориентировал Абхазию на Россию.

Как и некоторые другие кавказские государства, Абхазия объективно тяготела к России, могущество которой нарастало и она могла стать защитником от нашествий иранских, турецких и др. завоевателей.

Абхазия - страна яркой языческой культуры. Характерные черты этой культуры - ритуальный обряд, захоронение тела в дольменах, поклонение рощам, деревьям, животным, природным стихиям и священным местам.

Социально-экономические отношения Абхазии в конце XVIII-XIX вв.

Общественный строй Абхазии, социальная структура общества были объектом исследования многих авторов XIX века. Так, С. Броневским был собран большой фактический материал и впервые сделана попытка характеристики общественного строя горцев Кавказа, в том числе абхазов.

В рассматриваемый период Абхазия представляла собой феодальное княжество со значительными остатками более ранних социальных отношений. Абхазия занимала промежуточное положение между демократически вольными обществами горцев северо-западного Кавказа и феодальной системой Грузии.

Характерной чертой являлось устойчивость общественных отношений, что было обусловлено своеобразием хозяйственного быта абхазов, основные виды которого состояли из скотоводства и земледелия, что вело к длительному сохранению общинных форм собственности и общинного быта, медленному развитию феодальных отношений.

Как отмечал профессор Г.А. Дзидзария, Абхазия в рассматриваемый период "оставалась страной господства феодальных отношений и натурального хозяйства с весьма слабым развитием торговли и городской жизни"1.

Вместе с тем в систему так называемого "горского феодализма" Абхазии крепко вживались элементы родо-цлеменного строя и патриархально-общинные традиции. Исследователи единодушны в том, что общественный строй горцев Кавказа отличался особым своеобразием с их, как отмечает М.О. Косвен, "иногда довольно высокими формами примитивного народоправства, с их особой вольностью и вместе с тем весьма устойчивым общественным порядком наряду с крайней отсталостью материальной и хозяйственной культуры"1.

Показателен в этом смысле характер сельской общины "акыта", которая была своеобразной "основой основ" общественного устройства Абхазии. Сельская община абхазов до конца XIX века сохранила пережитки архаических форм общины - родовой и соседской, что вело к переплетению отношений раннегосударственного типа с патриархально-общинными.

Под влиянием имущественного и социального неравенства, индивидуального труда выделение господствующей верхушки родовая община разлагалась. В Абхазии исследуемого периода от родовой общины остались пережитки, которые практически не определяли способы производства. К их числу относились совместные поселения членов бывших родов, родовые кладбища, экзогамия, взаимопомощь родственников. Таким образом, функция родовой общины перешла к общине соседской, члены которой были связаны общностью территорий, коллективной собственностью на леса, на пастбища и выгон.

В рассматриваемый период "акыта" объединяла все слои общества, которые жили своей особой внутренней жизнью на основании издавна установившихся взаимных отношений между членами общества. При этом каждая община представляла две категории населения и два рода отношений: в общине находился непременно ахылапшю - покровитель, защитник другой части общества - хипши - покровительствуемых. Чем сильнее и многочисленнее была община, тем легче было ахылапшю -покровителю исполнять лежащие на нем обязанности. Согласно обычному праву они заключались в следующем: во-первых, в обеспечении безопасности общины от набегов соседственных народов, а также в преследовании неприятеля ( с целью возвратить награбленное), во-вторых, установление порядка пользования лесами и другими угодьями - для устройства зимних приютов для скота, летних пастбищ и так далее в-третьих, решение вопроса о кровомщении (покровитель должен был мстить за кровь покровительствуемого и участвовать в примирении кровников), в-четвертых, покровитель содействовал в поисках украденного, преимущественно скота1.

Характерно, что термин "акыта" означал одновременно и селение и общину. "Каждая община состоит из нескольких селений или поселков, но этих селений и поселков в тесном значении слова, в действительности нет, т.к. вся земля общины испещрена отдельными участками и жители живут раздельно по хуторам; участки составляют собственность отдельных домов, а некультурные, невозделанные свободные земли: лесные, пастбищные, под кустарниками и папоротниками принадлежит жителям всей общины и составляют земельный фонд для наделения малоземельных домов" , - читаем мы в источниках.

Сельская община в Абхазии начала XIX в. была вполне сложившейся социальной и экономической единицей.

Вот как описывалось "акыта" в "Очерке устройства общественно-политического быта Абхазии и Самурзакани": "Абхазская община (акыта) представляет соединение родовых фамильных союзов с преобладающим влиянием и значением одного какого-либо лица, одной какой-либо фамилии... Такое исключительное положение означенных фамилий и особенность обязанностей, лежащих на них, способствовали поставленню их выше всего остального населения общин и обусловили за ними некоторые права и уважение к ним населения"1.

Авторы "Очерка", считали, что сразу с появлением сельских общин отдельные лица или фамилии займут в них привилегированное положение. Однако, захват феодалами власти в общине можно расценивать не как добровольную уступку свободных общинников, а результатом классовой борьбы, "все большего развития феодальных отношений в общине, приводивших к разложению демократических порядков в последней"2.

Причинами образования сельских общин в Абхазии были развитие производительных сил, способствующих тесному экономическому и политическому взаимодействию между родами; внешний фактор - угроза со стороны других племен и народов, борьба с иноземными захватчиками. Все это в целом ускорило процесс образования сельской "акыты", характерными чертами которой были принадлежность жителей к разным родовым группам и подворно-усадебный характер их поселений. Следовательно и выборы старшин происходили в основном по территориальному принципу - от каждой местности, поселка, урочища3.

Архивные материалы свидетельствуют, что люди поселявшиеся в общине должны были принести присягу следующего характера: "Мы будем соблюдать общинные правила, будем защищать союз и сами пользоваться защитой"4.

Социально-экономическую основу сельской общины составляли большая и малая семьи. По мере разрастания большой семьи от нее отделялись малые семьи, каждая из которых представляла собой самостоятельную единицу . Вместе с тем вся эта группа семей сохраняла в ряде отношений хозяйственные, общественные и идеологическое единство. Именно эта родственная группа называлась патронимия. Патронимия имеет у различных народов Кавказа свое особое наименование, так, в начале XIX в. заметное место в быту абхазского народа занимало определенная родственная группа - абипара (abipara)2. Вся жизнь патриархального рода регламентировалась нормами обычного права.

Определяющий признак абхазской патронимической организации выражается в ее родственном составе и сам по себе раскрывает социальную сущность института, обуславливает специфику его содержания и структуры. Абхазская абипара - патронимия рассматривается как целостный социальный институт, для которого характерна экзогамия.

Патронимия в Абхазии складывалась в результате роста, расширения, а затем - сегментации пережиточной формы семейной общины, большой семьи путем формирования родственной группы отделившихся семей как по восходящей, так и боковой линиями. Помимо мужчин, в состав патронимии входили их сестры и дочери, которые в случае замужества, правда, покидали семьи и отдалялись от них территориально, но несмотря на это до самой смерти оставались членами патронимии отцов и братьев. И даже после ухода из семьи их упоминали по наименованию родной абипары.

Большая семья была основана на принципе агнатного родства (это исторически сложившаяся социальная единица, пережиточная форма семейной общины).

Экономической основой семейной общины была коллективная собственность на усадебный комплекс, землю, скот и инвентарь. Как и в других уголках Кавказа, основным экономическим источником большой семьи в Абхазии, являлись скотоводство и земледелие, были развиты также виноделие, охотничий промысел, пчеловодство, некоторые ремесла и так далее

Основным и наиболее древним видом собственности абхазской большой семьи, находящемся в наследственном владении являлось жилище с центральным домом.

Социальная структура абхазского общества

Для выявления специфики общественного строя Абхазии конца XVIII-XIX в. необходимо исследовать социальную структуру абхазского общества.

Мы располагаем многими письменными источниками по социальной структуре абхазского общества феодальной эпохи. Наиболее значительные из них: документальные, этнографические, языковые и другие данные.

Так, в официальных документах середины XIX в. неоднократно говорится о разделении абхазского общества на классы, о видах зависимости между ними, о их взаимоотношениях и юридическом положении.

В этой связи особый интерес представляют отчеты и другие документы составленные штабс-капитаном бароном Ф.Ф. Торнау1, в которых дается подробнейшая характеристика сословий и их правового положения.

В Абхазии конца XVIII в. классы были не достаточно консолидированными; каждый из них распадался на сословные группы, которые в имущественном и правовом отношении значительно отличались друг от друга. Хотя формальное деление населения на классы отсутствовало, тем не менее исходя из фактического положения царская администрация уже после присоединения Абхазии к России, различала здесь два класса: феодалы и крестьяне2.

Особенности социальной структуры Абхазии XVIII в. предопределялись системой феодальной зависимости. Общественный строй феодальной Абхазии характеризовался социальной иерархией, со значительным числом ступеней. Каждый класс в свою очередь подразделялся на сословные группы.

Рассмотрим подробнее структуру абхазского общества, имущественное и социальное положение классов, степень их зависимости, определяемые обычным правом.

Феодалы были представлены тремя сословными группами: князьями (тавадами) и дворянами (аамста) и духовенством, которое по происхождению, как правило, принадлежало к тем же феодалам.

Нормы обычного права строго определяли права и обязанности каждого сословия. Сюда входила рента, барщина и другие виды повинностей.

"Права и обязанности каждой сословной группы, на которые делится абхазский народ, обозначены обычаем, хранимым в Абхазии с незапамятных времен"1, - свидетельствуют источники.

Личность феодала охранялась обычным правом, "по абхазскому феодальному адату она считалась неприкосновенной, а воля его законом", -констатирует Г.А. Дзидзария.

Князья (тавады) обязаны были повиноваться только владетелю. Они имели право владеть землей, иметь крестьян и рабов. В пределах своих общин и уделов феодалы стремились быть верховными распорядителями земель.

Как уже было указано выше вслед за князьями на иерархической лестнице стояли дворяне (аамста).

Социальный облик дворян, как и грузинских азноури, также определялся их происхождением, экономическим состоянием и служебным положением. Некоторые дворяне были обязаны нести лишь личную, почетную службу у владетеля. В основном дворяне были в прямой зависимости от князей и выполняли различные обязанности1.

В этом отношении представляет несомненный интерес и сообщения И.К. Багратион-Мухранского об обязанностях дворян Маргания (Маан) и Званба, принадлежавших келасурскому князю Г.Д. Чачба-Шервашидзе. Дворяне находились в "полной зависимости от своего господина князя Георгия и обязаны отбывать ему повинности личной службой на войне, в свите и в виде домашней прислуги: они служили сборщиками податей, назначались для присмотра крестьян. Кроме того, в случае вступления в брак удельного князя или его детей, каждый из них обязан был привести в дар лошадь, а на праздник святой пасхи лучшую корову из своего стада. Дары эти хотя и были обязательными по обычному праву, но считались почетными, потому что были сопряжены с званием княжеского дворянина"".

Вот как Ф.Ф. Торнау описывал абхазских князей и дворян: "Они имеют одинаковые "права над народом" и те же обязанности в отношении к владетелю, составляют господствующий класс землевладельцев. Избавлены от податей и не подлежат другому наказанию, кроме денежной пени. По зову владетеля они обязаны собираться"3.

В господствующую сословную группу входили также духовные князья - высшие служители христианской церкви. Церкви и монастыри играли большое значение в культурной, экономической и политической жизни страны. Они являлись самыми крупными землевладельцами, обогащаясь пожертвованиями разных владетелей и царей4.

Прежде чем перейти к исследованию класса крестьян необходимо остановиться еще на "ашнакума", переходном слое от высшей группы крестьянства к дворянству. "Эта категория формировалась, главным образом, из верхушечного слоя абхазского крестьянства - анхаю, а также из выходцев из адыгских племен и Мегрелии и т.д."1, - писал Г.А. Дзидзария. Сухумская сословно-поземельная комиссия отмечала, что ашнакума составляли "как бы охранную стражу владетеля", кроме того "патрон по отношению к ашнакуме пользовался выморочным тіравом". Так, самурзаканский князь Леван Чачба-Шервашидзе передал князю Балуху Чачба- Шервашидзе, жившему в с. Саберио, своих подвластных в Гвамгвердии, доставшихся ему после смерти ашнакума Пацалия Гваджава "по выморочному праву"2, - читаем мы в источниках. По обычаю на "ашнакума" лежали следующие обязательства: надзор за хозяйством князя или дворянина, рубка леса, сопровождение во всех праздниках. Крестьяне

Следующим основным классом являлось крестьянство. Оно делилось по принципу принадлежности на владетельских, княжеских, дворянских и церковных, не представляя по своему материальному и правовому положению однородной массы. Крестьяне распадались на следующие категории: свободный общинник (анхаю), прислужник (амацу разку), крепостной (ахою), домашний раб (ахашала).

Социальное и правовое положение всех категорий зависимого крестьянства определялось обычно-правовыми нормами.

Обычное гражданское право

Гражданские правоотношения у абхазов складывались между отдельными лицами, родами и позже большими семьями (патронимия), которые и являлись субъектами имущественных и обязательственных отношений.

Обычное право абхазов, признает право собственности и регулирует договорные, обязательственные отношения, вытекающие отсюда. Наиболее распространенным видом договоров среди абхазов был договор имущественного найма.

У абхазов до выделения малой семьи в экономически самостоятельную единицу существовала общая коллективная собственность большой семьи, распорядителем которой являлся старший из мужчин.

По обычному праву абхазов распоряжение имуществом распространялось не на всякое имущество собственника. Куплю-продажу земли в Абхазии почти не знали, право собственности на родовую землю было наследственным и поэтому собственник не мог совершить сделки по продаже, дарению или обмену земли, принадлежащей ему. Несмываемым позором покрыл бы себя тот, кто решился бы продать семейное имущество.

Согласно обычаю распоряжаться той частью земли, которая составляла общую собственность патронимии, не имели права ни старейшины семьи , ни рядовые члены этого института, поскольку члены патронимии, находясь в экономической и хозяйственной зависимости друг от друга сознавали, что это - достояние коллектива, а не собственность отдельного человека. Таким образом, их отношения укладывались в определенные рамки. "В пределах общины, - писал П. Чарая, - еще никто не обладает правом продажи земли ни в Самурзакана, ни в Абхазии"1. Основным богатством абхазов были земли и скот. Поэтому естественно, что право собственности осуществлялось чаще всего в отношении их.

Одним из наиболее распространенных видов договоров являлся договор личного найма. Феодалы, имеющие большое количество скота часто нанимали пастуха, на определенный срок. Такой договор назывался "ачнырра", а сам пастух "ачнырром"2. Это был не наемный пастух общины, а работник у частного хозяина. В "ачнырры" шли обычно сыновья бедных крестьян. Условиями договора найма были следующие: 1) "ачнырр" договаривался пасти мелкий рогатый скот хозяина в течении 5 лет, в некоторых случаях и на более длительный срок. По окончании срока договора хозяин должен был дать пастуху половину приплода от 50 % наличного стада. Кроме этого договор предусматривал в пользу пастуха две дойные козы: одну в знак "основания" пастухом своего стада, а другую - для того, чтобы пастух приступил к своей работе. По договору пастух получал комплект полного обмундирования (домотканный шерстяной костюм, обувь, шапку, короткую бурку и заплечную кожаную сумку для хранения личных вещей)3. Более того "ачнырр" имел право заселять для себя небольшой участок земли у хозяина.

В случае, когда "ачнырр" уходил до истечения срока договора, то ему выплачивали 1/5 назначенного ему количества скота за каждый прослуженный им у нанимателя год.

Так, мы находим в источниках следующий рассказ 80-летнего пастуха К. Тарба: "Шестьдесят лет я был пастухом, из них 7 лет состоял ачнырром у богатого скотовладельца Шенгелия. На восьмом году мы с ним разделили скот. Когда он меня нанимал, мы договорились, что будем владеть 40 козами и овцами из его стада. Эти 40 голов вместе с их приплодом в конце моей службы мы разделили между собой поровну. Расходы на мое содержание он принял на себя. Кроме того, хозяин дал мне традиционные подарки начинающему скотоводу - одну овцу в знак "взятия палки" и одну козу в знак "основания стада", которыми вместе с их приплодом я мог распоряжаться по своему усмотрению".

Исполнение договора обеспечивалось обычаем барамты, то есть завладением чужим имуществом в обеспечении материального ущерба причиненного вследствие не надлежащего исполнения обязательств. Обычай барамты распространялся в основном на скот.

Обычное право регулировало договор займа. Предметом займа выступали деньги, вещи или какие-то предметы.

Спорные дела по долговым обязательствам рассматривались народными судами, по обычаю, если "кто задолжал другому корову, то через год он обязан был вернуть корову с теленком; через 2 года - два теленка и корову; через 3 года - две коровы и два теленка"1, - читаем мы в источниках. Если же предметом заема были деньги, то кредитор взыскивал со своих заимодавцев 5 % в месяц.

Таким образом, существующие, по обычаю, исчисления процентов с имущества или денег, переданных по договору займа были по существу разорительны для бедных абхазов.

Договоры личного найма, займа и др. заключались в устной форме, полагаясь на честность участвующих в договоре лиц. Лишь в конце XIX в., характерным явлением в крае стала сдача феодалами земли в аренду. А.В. Пахомов отмечал, что в имении Г.Д. Чачба-Шервашидзе поля отдавались "в наймы некоторым вольнопромышленникам, которые за право обработки земли платят по десять рублей за лето"1.

В архивных материалах нами обнаружен один такой контракт, заключенный между управляющим имением Г.Д. Чачба-Шервашидзе-Е. Туркия и жителем г. Сухум - Н. Мачхаладзе 20 декабря 1869 года. Основным пунктом договора являлось условие о том, что арендатор арендует в местечке Келасу-ри 5 десятин земли под посевы с платой за это в пользу помещика по 10 руб. серебром за каждую десятину2.

Договор товарищества. Одним из древнейших видов договора является договор товарищества. Среди абхазов, как и у многих народов Кавказа обеспечение взаимных обязательств по договору товарищества происходит в добровольном порядке. Взаимную помощь абхазы оказывали друг другу во всех случаях жизни.

В повседневной жизни абхазов сплошь и рядом наблюдались проявления товарищеской солидарности, взаимной помощи, поддержки. "Пожар ли уничтожит имущество, град ли истребит урожай, пострадает ли человек от засухи или наводнения, будет ли он ограблен и т.д. - во всех случаях он может рассчитывать на помощь соседей и родственников"3, - писал Чурсин Г.Ф.

К взаимной помощи прибегали при постройке дома, при сельскохозяйственных работах, обычно все соседи работали у одного, затем у другого, третьего. Одна из форм трудовой взаимопомощи называлось "киараз"4. Крестьянский киараз охватывал трудоспособное население данного поселка функционировал как правило, в страдные периоды земледельческих работ. В благодарность за помощь хозяин устраивал угощение. Договор товарищества напоминает скорее институт помочей, существовавший у всех древних народов.

Никаких принудительных мер выполнения обязательств по договору товарищества адаты абхазов не знают. Добровольные организации "киараз" -безвозмездно обрабатывали земли сиротам, вдовам, больным, вообще нуждавшимся, пусть даже не входившим в состав киараза. "Такие организации,... существуют вовсе не как повинность - члены их ходят работать на чужие поля по своей доброй воле".

Похожие диссертации на Обычное право абхазов в конце XVIII-XIX вв. (Историко-правовой аспект)