Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовое и моральное регулирование частной жизни в современной России Головкин Роман Борисович

Правовое и моральное регулирование частной жизни в современной России
<
Правовое и моральное регулирование частной жизни в современной России Правовое и моральное регулирование частной жизни в современной России Правовое и моральное регулирование частной жизни в современной России Правовое и моральное регулирование частной жизни в современной России Правовое и моральное регулирование частной жизни в современной России Правовое и моральное регулирование частной жизни в современной России Правовое и моральное регулирование частной жизни в современной России Правовое и моральное регулирование частной жизни в современной России Правовое и моральное регулирование частной жизни в современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Головкин Роман Борисович. Правовое и моральное регулирование частной жизни в современной России : Дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01 Н. Новгород, 2005 516 с. РГБ ОД, 71:06-12/19

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические основы правового и морального регулирования частной жизни

1. Мера регулирования взаимоотношений между людьми ...19 стр.

2. Особенности нормативного регулирования поведения людей 36 стр.

3. Особенности ненормативного регулирования поведения людей 51 стр.

4. Взаимосвязь права и морали в контексте регулирования частной жизни ...65 стр.

5. Механизм правового и морального регулирования частной жизни 89 стр.

Глава 2. Правовое и моральное регулирование основных свойств частной жизни

1. Сущность частной жизни 106 стр.

2. Правовое и моральное регулирование времени функционирования частной жизни 130 стр.

3. Правовое и моральное регулирование достойного характера частной жизни 147 стр.

4. Правое и моральное регулирование неприкосновенности частной жизни 158 стр.

5. Правовое и моральное регулирование тайны частной жизни 175 стр.

6. Правовое и моральное регулирование информации о частной жизни человека 194 стр.

Глава 3. Правовое и моральное регулирование основных сторон частной жизни

1. Правовое и моральное регулирование брачно-семейных отношений в системе частной жизни 207 стр.

2. Правовое и моральное регулирование дружбы как элемента частной жизни 232 стр.

3. Правовое и моральное регулирование любви и секса как элементов частной жизни 254 стр.

4. Правовое и моральное регулирование религии в системе частной жизни 279 стр.

Глава 4. Правовое и моральное регулирование охраны и защиты частной жизни

1. Правовое и моральное регулирование охраны частной жизни 303 стр.

2. Общая характеристика правового и морального регулирования защиты частной жизни 318 стр.

3. Правовое и моральное регулирование государственной защиты частной жизни 332 стр.

4. Правовое и моральное регулирование общественной формы защиты частной жизни 356 стр.

5. Правовое и моральное регулирование индивидуальной защиты частной жизни 370 стр.

Глава 5 Правовое и моральное регулирование частной жизни в пенитенциарной системе

1. Специфика правового и морального регулирования общественных отношений в условиях государственной изоляции 391 стр.

2. Специфика права на неприкосновенность частной жизни в пенитенциарной системе 404 стр.

3. Правовая охрана и морально-правовая защита права на неприкосновенность частной жизни лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы 421 стр.

Заключение 442 стр.

Библиографический список 464 стр.

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Становление и развитие новой демократической России немыслимо без защищенного и стабильного функционирования частной жизни человека, обеспечивающей ее развитие и подготовку к активному участию личности в общественных отношениях. В этой связи президент РФ В.В. Путин отмечает, что развитие личности и гражданского общества - это одно из приоритетных направлений каждодневной практики современного Российского государства1. Несомненно, что данное направление деятельности публичной власти требует качественной правовой регламентации. В силу специфики существования и свойств сферы частной жизни ее правовое регулирование должно интегрировать другой, не менее важный социальный регулятор -мораль. Как справедливо отмечает президент РФ В.В. Путин, «в России право и мораль, политика и нравственность традиционно признавались понятиями близкими и соотносимыми. Во всяком случае, их взаимосвязь была декларируемым идеалом и целью»2.

В современной России интеграция права и морали в регулировании частной жизни явно усматривается, но не всегда учитывается юридической наукой и практикой. Данное положение обусловлено многими факторами, существенное значение среди которых имеют следующие обстоятельства. С одной стороны, современное законодательство закрепляет основополагающие правовые и моральные начала деятельности государства в сфере обеспечения неприкосновенности частной жизни3. С другой стороны, несмотря на конституционное закрепление и употребление термина «частная жизнь» в литературе уже с начала XIX века, обозначаемый им объем понятия весьма противоречив, дискуссионен и не получил еще должной научной разработки. Правовое и моральное регулирование частной жизни вообще не рассматривалось в качестве предмета научного анализа. Все это, в конечном счете, затрудняет качественное обеспечение данной сферы жизнедеятельности индивида и ее правовую и моральную регламентацию.

Сложности в повышении качества бытия и степени защищенности системы частной жизни сопряжены также и с другими технико-юридическими и обусловленными ими гносеологическими проблемами. Так, действующее право оперирует различными терминами, которые можно отнести к сфере регулирования частной жизни, как-то: «личная тайна», «семейная тайна», «тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений», «информация о частной жизни лица», «достойная жизнь» и др., однако при этом ни Конституция РФ, ни другие источники, опосредующие отношения, связанные с частной жизнью, не содержат легальных дефиниций этих высокозначимых понятий. Кроме того, технико-юридические особенности действующего отечественного законодательства провоцируют «вольную» трактовку его статей и стремление извлечь из нее те свойства, которыми он не обладает. Например, это касается возможных ограничений прав человека, предусмотренных моралью (нравственностью)4.

Как представляется, изложенные обстоятельства придают особую актуальность проблеме изучения правового и морального регулирования частной жизни и определения путей ее эффективного обеспечения.

Степень разработанности проблемы. Работы, связанные с проблематикой настоящего исследования, можно разделить на две группы: первые посвящены различным аспектам правового и морального регулирования, вторые - проблемам частной жизни.

Правовое и моральное регулирование, его онтологические, генетические, функциональные и собственно-юридические характеристики привлекали и привлекают многих исследователей5. Как показывает источниковедческий анализ, в рамках общей теории права не предпринималось попыток исследования его под углом зрения комплексных характеристик, с позиций выявления места и роли частной жизни.

В свою очередь конституционное закрепление права на неприкосновенность частной жизни предопределило интерес к данной проблеме. С 90-х годов прошлого века проведен уже целый ряд исследований, так или иначе затрагивающих частную жизнь6. Но так и нет до сих пор ясности ни с ее определением, ни с ее свойствами, ни с охраной и защитой, а вопрос о ее комплексном морально-правовом регулировании ставится вообще впервые.

Таким образом, в юридической науке отсутствуют теоретические исследования, посвященные системному анализу правового и морального регулирования частной жизни.

Объектом исследования является частная жизнь как относительно обособленная от общества и государства сфера человеческого бытия.

Предметом исследования является комплексное правовое и моральное регулирование частной жизни.

Цель исследования - создание единой концепции правового и морального регулирования частной жизни человека в условиях современного российского общества, отражающей общие закономерности и тенденции его развития. Для достижения сформулированной цели в работе поставлены следующие исследовательские задачи:

- определить общие предпосылки и основания регламентации частной жизни;

- установить специфику нормативного и ненормативного регулирования применительно к частной жизни;

- выявить предпосылки правового и морального регулирования частной жизни;

- сформировать механизм правового и морального регулирования частной жизни;

- определить структуру и объем категории «частная жизнь», отграничить ее от смежных понятий;

- проявить и исследовать правовое и моральное регулирование основных свойств частной жизни;

- проанализировать правовое и моральное регулирование основных сторон частной жизни;

- провести анализ охраны и защиты правового и морального регулирования частной жизни;

- исследовать правовое и моральное регулирование частной жизни в условиях государственной изоляции лица;

определить приоритетные направления в совершенствовании правового и морального регулирования частной жизни в современной России с целью наиболее эффективного ее обеспечения.

При решении данных задач автор исходил не только из необходимости теоретического осмысления правового и морального регулирования частной жизни, но и учитывал потребности социально-юридической практики в научно обоснованных предложениях, направленных на повышение степени защищенности личности и обособленности ее от общества и государства.

Методологическая основа диссертации. В решении поставленных задач автор опирался на современные методы познания, выявленные и разработанные философией, историей, социологией, теорией права и государства, отраслевыми юридическими науками и апробированные юридической практикой.

При подготовке настоящей работы использовались три группы методов: общефилософские, общенаучные и специально-юридические.

Поскольку частная жизнь есть явление социальное, чрезвычайно продуктивным для настоящего исследования стало использование общесоциологических (системный, институциональный, поведенческий подход) и конкретно-социологических (анализ документов и статистических данных, письменные и устные опросы и т.п.) методов исследования.

Исследование частной жизни предполагает формулирование соответствующего понятия, отграничение его от «смежных» категорий. Поэтому в работе используются методы собственно теории государства и права в совокупности с логическими приёмами анализа, синтеза, конкретизации и абстрагирования. Нормативно-догматический метод применяется при анализе юридико-технической составляющей регулирования частной жизни. Сравнительный метод используется при сопоставлении однопорядковых элементов в различных ее подсистемах, а также при анализе процессов преемственности в развитии правовой и моральной регламентации функционирования частной жизни во взаимодействии с обществом.

В ходе исследования широко применялись специально-юридические методы познания, среди которых следует выделить метод сравнительно-правового анализа, теоретико-правового моделирования и прогнозирования, правовой диагностики, интерпретации правовых и религиозных текстов, юридической статистики.

Теоретическую основу исследования составили труды ученых, разработавших фундаментальные категории общей теории права. Это работы следующих авторов: С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, П.П. Баранова, А.Б. Венгерова, Н.А. Власенко, Н.Н. Вопленко, Ю. Г. Галая, А.А. Демичева, B.C. Жеребина, В.Б. Исакова, В.П. Казимирчука, В.Н. Карташова, Д.А. Керимова, С.Н. Кожевникова, В.В. Лазарева, О.Э. Лейста, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Л.А. Морозовой, В.В. Оксамытного, А.С. Пиголкина, СВ. Полениной, Т.Н. Радько, Р.А. Ромашова М.М.. Рассолова, В.Б. Романовской, В.П. Сальникова, В.Н. Синюкова, И.Н. Сенякина, В.М. Сырых, Л.Б. Тиуновой, Ю.А. Тихомирова, В.А. Толстика, А.Ф. Черданцева, Б.С Эбзеева, А.И. Экимова и других.

Обстоятельно изучены работы СФ. Анисимова, М.И. Бобневой, Л.Г. Гринберга, Н.А. Головко, М.П. Каревой, Е.А. Лукашовой, B.C. Нерсесянца, В.А. Ойзенгихта, Е.М. Пенькова, В.Д. Плахова, О.И. Цыбулевской, А.Н. Шитова и другие, посвященные правому и моральному регулированию.

В той мере, в какой это обусловливалось предметом исследования, применялись так или иначе затрагивающие частную жизнь труды следующих ученых: И.В. Бондаря, К.Д. Гюлльмана, Ю.А. Замошкина, В.П. Кацалова, Л.О. Красавчиковой, М.И. Лифанова, А.Б. Лярского, И. Л. Петрухина, Г.Б. Романовского, Х.Л. Сабирова, И.В. Смольковой и других.

Исследование современных проблем правового и морального регулирования частной жизни невозможно без обращения к фундаментальным трудам дореволюционных российских правоведов (Е.В. Васьковского, Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского, С.А. Котляревского, Г.Ф. Шершеневича).

При подготовке диссертации использовались работы зарубежных правоведов: Г.Дж. Бермана, Р. Давида, Г. Еллинека, Ж. Карбонье, Г. Кельзена и др.

Эмпирическую базу исследования составляет существующая практика правового и морального регулирования частной жизни. В работе использовались различные статистические данные, результаты социологических исследований, анализ публикаций в периодической печати.

Теоретические выводы диссертации обосновываются результатами анализа Конституции Российской Федерации, документов международного права, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, конституций и уставов субъектов РФ, договоров, соглашений, законов и иных правовых актов субъектов Федерации. Значительное внимание было уделено анализу религиозных текстов, содержащих моральные нормы, а также обычаям и моральным нормам, выявленным в процессе изучения регулирования частной жизни.

Научная новизна диссертационного исследования.

1. Впервые разработана концепция комплексного правового и морального регулирования частной жизни, которая содержит теоретические положения по вопросам, не являющимся предметом специального изучения в отечественной научной литературе:

разработано содержание понятий теории права, используемых в научном анализе и юридической практике применительно к предмету исследования: «частная жизнь», «регулирование частной жизни», «тайна частной жизни», «информация о частной жизни» «неприкосновенность частной жизни»;

создан категориальный аппарат, необходимый для регулирования частной жизни;

выявлена природа и структура частной жизни, ее свойства и стороны;

изучено взаимодействие правовых и моральных нормативно-ненормативных регуляторов применительно к регламентации частной жизни, определены основные тенденции и закономерности ее развития;

установлены системообразующие связи и факторы структурных элементов частной жизни и ее регулирования;

дана общая характеристика механизма правового и морального регулирования частной жизни;

раскрыты особенности правового регулирования отельных свойств частной жизни;

выявлена специфика правовой и моральной регламентации основных сторон частной жизни;

определены особенности регулирования охраны и защиты частной жизни;

установлено наличие частной жизни в местах государственной изоляции и способы ее морально-правовой регламентации;

определены приоритетные направления совершенствования правового и морального регулирования частной жизни.

2. В диссертации обобщены и проанализированы результаты многочисленных социологических исследований автора, посвященных изучению правового и морального регулирования частной жизни, а также результаты исследований других лиц, сколько-нибудь отражающие предмет диссертационного исследования. На данной основе выработаны предложения по максимально эффективному обеспечению бытия частной жизни в современной России, разработан закон Владимирской области «Об охране и защите частной жизни на территории Владимирской области», внесены предложения по изменению регионального и федерального избирательного законодательства в вопросах, касающихся частной жизни.

На защиту выносятся следующие положения, в которых нашла отражение научная новизна диссертации:

1. Частная жизнь - это урегулированная правом и моралью особая, имеющая сложную структуру, сфера жизнедеятельности человека, предназначенная для относительной автономизации личности от общества, обеспечиваемой самой личностью и государством.

2. Структура частной жизни. Центральным элементом (ядром) частной жизни выступает внутреннее психическое пространство, включающее самосознание, образ мышления и выступающее предпосылкой возможности саморефлексии и уединения. Внешняя граница частной жизни - это согласованный с личностью предел возможного вмешательства государства в данную сферу. Между ядром и внешней границей находится внутреннее пространство частной жизни, куда входят различные взаимосвязи человека частного свойства (интимные, дружеские, семейные, религиозные и т.д.). Перечисленные связи, как правило, начинаются в сфере частной жизни одного человека и могут продолжаться в сфере частной жизни другого.

3. Частная жизнь регулируется правом и моралью в комплексе. Когда речь идет о единстве и согласованном характере требований права и морали, целесообразно вести речь о морально-правовом регулировании. Если же имеются противоречия, следует говорить о правовом и моральном регулировании частной жизни в отдельности.

4. У правового и морального регулирования частной жизни единая ценностная основа. Право и общесоциальная мораль отражают те ценности, которые являются смыслом и условием бытия человека, в том числе и в сфере частной жизни. Это ценности-объекты, ценности-цели. Ценностью обладают и сами принципы, механизмы, институты, средства, при помощи которых осуществляются и защищаются ценности первого рода. Именно ценности-средства и содержатся в правовых и моральных нормах, они различны (тогда как ценности-цели находятся в структуре нормативного и частью - ненормативного регулирования и они подобны). В связи с данным обстоятельством моральные ценности-средства не должны отражаться в праве. Включение в правовую систему данных регуляторов может привести к тому, что бескомпромиссные требования морали ужесточат регулирование частной жизни.

5. Механизм правового и морального регулирования частной жизни представляет собой совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих моральных, правовых норм и иных средств, с помощью которых осуществляется регламентация личных отношений и уединения индивида, относительно обособленных от общества и государства.

6. Структура механизма правового и морального регулирования частной жизни представляет собой совокупность нормативных и ненормативных средств. Основные нормативные средства - это правовые и моральные нормы. Дополнительные (факультативные) - обычаи и религиозные нормы в виде идеологической составляющей права или морали. К нормативным средствам можно отнести и ряд локальных норм частной жизни, которые складываются в личных взаимоотношениях. В качестве ненормативных средств механизма морально-правового регулирования следует учитывать не все ненормативные регуляторы, а лишь искусственные, связанные с человеческой деятельностью, т.к. их можно планировать, просчитать их целевую направленность и результат воздействия, к ним можно отнести: индивидуальные акты, ситуативные ценности, информационные регуляторы, правовые и моральные символы и т.д.

7. Совместному правовому и моральному регулированию частной жизни во времени подвергается лишь тот период, когда лицо может осознавать свое «Я» и взаимодействовать с другими субъектами правовых и моральных отношений.

8. Правовое закрепление моральной категории «достойная жизнь» охватывает своим содержанием все сферы жизни человека, в том числе и частную ее составляющую. С одной стороны, частная жизнь является элементом жизни человека в целом, с другой стороны, достойная жизнь подвержена моральному регулированию, основанному на оценочных категориях (нормативно-ненормативного плана).

9. Правовая и моральная регламентация неприкосновенности частной жизни, осуществляется путем ее охраны, в виде установления запретов и путем ее защиты, в виде установления правомочий и обязываний. Неприкосновенность частной жизни с помощью права и морали обеспечивается государством и самой личностью.

10. Правовое и моральное регулирование информации о частной жизни направлено на ограничение доступа к ней, а также на ее оборот внутри данной сферы жизнедеятельности индивида. Регулятивное значение имеет и тот факт, что правовые и моральные ненормативные средства сами являются носителями информации о частной жизни.

11. Правовое и моральное регулирование тайны частной жизни - это необходимая гарантия ее стабильности и защищенности. В данном случае регламентация частной жизни представляет собой двустороннее правовое и моральное воздействие на должностных лиц и граждан, которые обладают сведениями о данной сфере жизни индивида. Цель обеспечения тайны заюіючается, с одной стороны, в недопущении причинения вреда индивиду, с другой - в недопущении вреда общественной нравственности.

12. Правовое и моральное регулирование брачно-семейных отношений, относящихся к частной жизни, на сегодняшний день, в целом, однонаправленно. Семья не является единым субъектом правоотношений, и это свидетельство обособленности внутрисемейных отношений от общества и государства. Вместе с тем, это не означает, что правом регулируются только брачно-семейные отношения, находящиеся на границе частной жизни и вне нее. Правом регулируются и ситуации внутри частной жизни, например, когда необходимо защитить права и законные интересы членов семьи. Общесоциальная мораль, в данном случае, поддерживает правовые предписания.

13. В регулировании дружбы как элемента частной жизни, мораль занимает доминирующее положение, право участвует в регламентации опосредованно, подвергая эти отношения прямому воздействию лишь в случае правонарушения в данной сфере. Между тем роль дружеских связей играет существенную роль не только в частной жизни, но и может оказывать влияние на правовое регулирование на всех его этапах.

14. Правовое и моральное регулирование любви и секса диспропорционально: право играет преимущественно охранительную роль мораль - регулятивную. Это обусловлено тем, что любовь и секс тесно связанные, но не тождественные отношения, любовь практически полностью является элементом частной жизни, а секс лишь частично.

15. Право и мораль оказывают существенное регулятивное воздействие на религию в системе частной жизни. Правовые и моральные нормы могут выступать частью религии, отсюда воздействие имеет максимальную регулятивную силу. С другой стороны, право и общесоциальная мораль могут быть за пределами религии, в этом случае регулятивная сила уменьшается, возрастает роль собственно религиозной морали и потенциальная возможность правонарушений в сфере частной жизни.

16. Правовое и моральное регулирование охраны частной жизни представляет собой многоуровневый комплекс нормативно-ненормативных мер, направленных на создание условий для функционирования данной сферы жизни индивида, а также предотвращение возможных нарушений в данной области. Правовое и моральное регулирование охраны частной жизни - это сложный многоуровневый феномен, который не сводится исключительно к запретам на преодоление ее границ извне. Оно проявляется и в наличии внутренних контуров охраны частной жизни, выражающихся в установлении правовых и моральных запретов от ее проникновения в общественную жизнь.

17. Правовое и моральное регулирование защиты частной жизни - это одно из средств реального обеспечения ее функционирования в общественной системе. Представляется в виде предусмотренного правом и моралью активного противодействия нарушению границ частной жизни, ее тайны и стабильности ее внутреннего пространства, а также деятельность по снижению негативных последствий от данных нарушений.

18. Специфика комплексного морально-правового воздействия обусловливает тот факт, что частная жизнь существует практически в любых условиях, в том числе и в местах государственной изоляции лиц, совершивших правонарушение.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выявление и формулирование научной проблемы, разработка теоретических положений и решение данной проблемы представляет собой перспективное научное направление, значимость которого определяется необходимостью обеспечения частной жизни в современной России.

Содержащиеся в работе выводы и рекомендации способствуют более глубокому пониманию конкретных проявлений и тенденций развития в регулировании частной жизни, что расширяет границы научных исследований. Предложенная концепция частной жизни, ее правового и морального регулирования применима в качестве теоретической основы для дальнейшего изучения частной жизни, ее свойств, сторон и особенностей, в целях обеспечения наиболее эффективного ее функционирования.

Практическая значимость работы заключена в выработке рекомендаций правотворческим и правоприменительным органам по обеспечению высокого качества частной жизни, а также гражданам по ее осуществлению, охране и защите.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, изложены автором в опубликованных работах, а также в выступлениях на международных (Владимир, 1999, 2000, 2001гг.), всероссийских (Н.Новгород, 1999, 2001, 2002 г.г., Москва, 2003, Тула, 2004) и региональных конференциях и «круглых столах».

Автор разработал и представил в региональный законотворческий орган на рассмотрение закон Владимирской области «Об охране частной жизни на территории Владимирской области». Является одним из разработчиков закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» (в части, касающейся неприкосновенности частной жизни). В качестве члена областной избирательной комиссии диссертант вносил соответствующие предложения и рекомендации в Федеральное избирательное законодательство. Материалы рассматриваемого диссертационного исследования использовались в деятельности комиссии по правам человека при губернаторе Владимирской области. Автор активно участвовал в работе группы, созданной при названной комиссии, по рассмотрению жалоб и заявлений граждан.

Автор апробировал свое исследование в международном проекте городов-партнеров: Владимир (Россия) - Блумингтон (США) - Кентербери (Великобритания) по предотвращению домашнего насилия.

Новаторские идеи автора находят применение при чтении лекций и проведении семинаров по курсам «Теория государства и права», «Римское частное право», спецкурсов «Актуальные проблемы теории права и государства», «Теоретические основы правового и морального регулирования частной жизни».

Основные итоги работы над диссертацией отражены в 43публикациях, в том числе монографиях, научных статьях, учебных пособиях.

Общий объем публикаций составляет 77,84 п. л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав с параграфами, заключения, библиографического списка и приложений.

Мера регулирования взаимоотношений между людьми

Регулирование - сложный и во многом противоречивый процесс, который можно рассматривать с теоретической и с практической точки зрения. В обиходной речи термин «регулирование» применяется к характеристике самых различных видов деятельности: говорят о регулировании автодорожного движения, температуры и освещения в помещениях, частной жизни и т.д. Стоит отметить, что на обыденном уровне характеристика регулирования во многих случаях вполне заменима другими родственными понятиями: «воздействие», «упорядочение», «сохранение».

Понимание термина «регулирование» в систематизированном теоретическом познании, в различных отраслях науки также неоднозначно. В той или иной мере понятие регулирования используется практически во всех сферах научного знания: естественных, технических и общественных науках, в том числе и в юриспруденции.

При таком многоаспектном употреблении существует ощутимая опасность утраты конкретности содержания понятия. В этой связи М. Старр писал: «Надо признать, что такие слова, как «регулирование», относятся к так называемым «общим словам» с недостаточно определенным смыслом. На термин «регулирование» пытаются возложить чрезмерную нагрузку, применяя его для описания самых разнообразных ситуаций. Для того чтобы в таких случаях этот термин служил с пользой, необходимо уточнить предписываемые ему частные значения»1.

Понятие «регулирование» используется в русском языке как действие по значению глагола «регулировать» в трех значениях: «1. Упорядочивать, налаживать. 2. Направлять развитие, движение чего-нибудь с целью привести в порядок, систему. 3. Приводить механизмы и части их в такое состояние, при котором они могут правильно, нормально работать»2. В значении упорядочивающего, налаживающего фактора «регулирование» толкуется и в других справочных материалах и изданиях3.

Безусловно, применительно к различным отраслям знания трактовка понятия «регулирование» осуществляется по-разному4, в настоящем исследовании будем понимать регулирование как процесс воздействия на человека, результатом которого является упорядочение его поведения во взаимодействии с другими людьми, а также внешним миром.

Из данного определения можно вывести следующие признаки регулирования. Во-первых, регулирование представляет собой процесс. Известно, что процесс это и последовательная смена явлений, состояний, изменений в развитии чего-либо, это и совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов5. Процесс складывается из определенных этапов или стадий. В регулировании можно усмотреть следующие стадии: а) первичное воздействие на сознание регулирующего фактора (влияние природы, социально-психологических факторов, знакомство с текстом нормы, приказом начальника и т.д.); б) восприятие и осознание регулирующего фактора (уяснение воздействия и определение возможных последствий в результате его учета либо игнорирования в поведении человека; в) принятие решения и корректировка поведения.

Во-вторых, регулирование представляет собой воздействие на поведение человека. Воздействие на человека может быть разноплановым: это и стихия природы (вспомним цунами в Таиланде), и личные его естественные потребности, и социальные детерминанты. Воздействие может быть целенаправленным, то есть предполагать заранее предусмотренный результат, например, индивидуальное предписание. Целенаправленное воздействие может повлиять и на поведение субъекта, на который оно не было рассчитано, например, государственные реформы в России, направленные на монетизацию льгот, оказали регулирующее воздействие и на членов их семей. Регулирующее воздействие может быть и стихийным, ситуативным, например, резкое недомогание у человека.

В-третьих, регулирование - это и результат воздействия на человека. Здесь следует обратить внимание на следующее: даже если лицо пытается игнорировать воздействие, регулирование все равно присутствует. Думается, что регулирующие последствия воздействия на лицо предопределены. В пользу данного вывода могут свидетельствовать некоторые иллюстрации: например, если человек не учел надвигающуюся непогоду и не взял зонт, то он скорее всего промокнет и будет вынужден действовать - переодеться или высушиться. Другой пример: за нарушение правовой нормы может последовать юридическая ответственность и т.д. Целенаправленное воздействие может привести не к тем результатам, которые предусматривал его автор, например, антиалкогольная компания не только не победила, но и породила экономический кризис и рост алкоголизма и наркомании.

В-четвертых, регулирование обусловливает поведение человека по отношению к другим людям во всех сферах своей деятельности (на работе, в частной жизни и т.д.). Человек выстраивает свои взаимоотношения с другими людьми на основе базовых стереотипов поведения, заложенных программой социализации и воспитания и корректируемых индивидуально-ситуативными моментами. Например, юноша с детства воспринял норму, утверждающую уважение к пожилым людям, в результате он уступит место в троллейбусе старушке, даже если сам находится в состоянии усталости.

В-пятых, посредством регулирования обеспечивается поведение человека во взаимоотношениях с внешним миром. Особенностью регулирования данных взаимоотношений является то, что оно носит односторонний характер. Например, формулируя инструкцию по поведению человека в условиях стихийных бедствий, можно предусмотреть влияние только на поведение человека. На стихию, в данном аспекте человеческой деятельности, повлиять нельзя, можно только предугадать ее поведение, основываясь на научном прогнозе и на предшествующем опыте.

В-шестых, регулирование, как следует из предлагаемого определения и рассмотренных признаков, может быть дифференцировано на различные виды.

Видовой состав регулирования может подразделяться по разным основаниям в зависимости от нужд исследования, например, в зависимости от объекта воздействия: на механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. С точки зрения прикосновенности и к обществу включенности в него, применительно к настоящему исследованию, в качестве первичного (базового) основания будем рассматривать тип регулирующего воздействия, и в зависимости от него подразделим все регулирование на нормативное и ненормативное. В качестве корреспондентов данных типов выступают соответственно: нормативному - целенаправленное, ненормативному -индивидуально-ситуативное.

Сущность частной жизни

Частная жизнь, являясь неотъемлемым элементом жизни человека в целом, имеет свои специфические черты и особенности. Термин «частная жизнь» употребляется достаточно давно и часто, даже фигурирует в названиях исторических работ с начала XIX века1. Вместе с тем как научное понятие «частная жизнь» используется сравнительно недавно, лишь в последние три десятилетия , при этом существует большой разброс мнений о ее сущности и особенностях. Эти моменты личностного бытия мы подвергнем исследованию и на данной основе (с учетом возможности правого воздействия) сформулируем дефиницию частной жизни.

Формирование сферы частной жизни можно представить как возникновение и поэтапное расширение относительной свободы личности от общества. Данный процесс в ходе исторического развития не всегда был строго поступательным. Однако можно резюмировать, что объективно сложилась тенденция, при которой на каждом новом этапе развития цивилизации человек приобретает новую, более широкую степень независимости. Противоположная сторона этой тенденции - расширение массы обязанностей общества и его институтов по обеспечению степени независимости индивида. Поскольку границы этой расширяющейся степени свободы индивида на любом этапе определялись современным ему балансом прав индивида, общества и его институтов (прежде всего государства), то генезис явления «частная жизнь» неразрывно связан с общим процессом возникновения и развития прав и свобод человека.

В связи с изложенными обстоятельствами для формирования наиболее адекватного определения понятия частной жизни целесообразно обратиться к ее истокам, которые лежат в начальной форме организации человеческих сообществ. Одной из первых известных форм организации человеческой жизнедеятельности выступала родовая община. Анализ существующей литературы, посвященной данному социальному институту первобытности, позволяет установить, что в первобытной общине не было места для частной жизни. В ту эпоху не существовало ни обособления индивида, ни специализированных норм, защищающих и регламентирующих степень свободы индивида3. Наличие частной сферы жизни предполагает внутреннее обособление индивида от общества. В условиях первобытности, в силу специфики совместного проживания, производства и потребления, данная независимость была возможна только при условии внешнего отделения от рода (племени). Обособление индивида от рода (племени) означало его неминуемую гибель, так как в одиночку человек не мог добывать пищу, защищаться от хищных животных и стихийных сил природы. Следовательно, присваивающий тип экономики и родоплеменная организация не нуждались в институте частной жизни, так как он противоречил механизму выживания первобытного общества.

Предположительно, сфера частной жизни возникает вследствие неолитической революции как результат перехода к производящей экономике и новой форме организации жизнедеятельности общества (появление государства и права). Идея о необходимости относительной независимости личности для более успешного функционирования общества и государства появилась еще в первых известных трудах античных философов Платона и Аристотеля. Последние отстаивали мысль, что государственность возможна лишь там, где господствуют справедливые законы4. Что касается прав индивида в древнегреческих полисах, то их по современной классификации скорее следует отнести не к правам человека, а к правам гражданина, поскольку возникшая в полисах относительная независимость индивида была реализована прежде всего в установлении равных политических прав для лиц, являющихся гражданами полиса.

Думается, что наличие данной независимости индивида (гражданина полиса) породило идею существования различных сфер жизни человека, однако античное понимание этих сфер отличалось от современного. Так, для древних греков существовала трихотомия: «сфера собственно частной жизни», «сфера семейной жизни» и «сфера общественной жизни» (политика)5.

Если сравнивать с выведенной в предыдущих параграфах дихотомией «общественное - частное», то роль сферы «общественного» в древнегреческой системе играла, разумеется, «политика», считавшаяся единственной достойной сферой, где должны реализоваться все силы и таланты любого гражданина на службе родному полису. «Частное» же реализовывалось в двух оставшихся сферах - «собственно частной» и «семейной».

Однако противостояние общественного и частного в демократических полисах происходило не по линии «город против семьи» или, что то же самое, «политика против частного». Действуя в семейной сфере, индивид в известной мере отрешался от интересов и законов полиса и сосредоточивался на интересах и нормах семьи (по тогдашней формуле считалось, что индивид в семейной сфере отрешается от «гражданских богов города» и сосредоточивается на «семейных богах»). При этом семья продолжала оставаться опорной ячейкой полиса, поскольку именно нормы права и властные институты этого города-государства обеспечивали право собственности семьи на землю и на рабов6.

Объясняется данная коллизия достаточно просто: и семья, и полис по своей сути являются общинами, причем семья как малая община более низкого уровня входит в качестве структурной единицы в полис, являющийся общиной более высокого уровня. Эта уникальная интеграция древних общин является следствием еще большей общности стиля тогдашней жизни. Семья, племя, полис, цивитас - все они были общинами, точно подобными друг другу, которые были сформированы одна за другой посредством серии федераций, и когда различные группы стали, таким образом, ассоциированными, ни одна из них не утратила своей индивидуальности или своей независимости. Семья могла преследовать свои «частные цели», занимаясь своими «частными делами», будучи в этом отношении свободной от вмешательства общества. Характер же этих дел был частным не в смысле отнесения его к сфере частной жизни индивида, а скорее в смысле жизни, протекающей в отдельной общине и имеющей свои собственные «частные законы», к которым полис должен был относиться с уважением7.

Следовательно, противостояние общественного и частного, с точки зрения древних греков, происходило по линиям «семья против частного лица как такового» и «город против частного лица как такового». Чтобы достигнуть полного частного обособления, индивид должен был отвернуться от «семейных богов» и «гражданских богов полиса» (то есть отрешиться от интересов и законов семьи и города) и сосредоточиться только на своих «частных богах» (то есть исключительно на своих личных интересах). А это уже было опасно и для семьи (рода), и для полиса, которые с величайшим подозрением относились к существованию такой самостоятельности.

Правовое и моральное регулирование брачно-семейных отношений в системе частной жизни

Семья и брак - это два важных социальных института, предназначенных, прежде всего, для воспроизводства населения, воспитания и развития детей, формирования у них опыта первичной социализации. Следовательно, и отношения, возникающие в процессе взаимодействия между супругами и другими членами семьи, обычно признаются общественными и регулируются социальными нормами. Вместе с тем, представляется, что брачно-семейные отношения являются и неотъемлемым элементом частной жизни и имеют свою специфику, в том числе и особенности их регулирования.

Чтобы обосновать приведенный тезис, определимся с ключевыми понятиями «брак» и «семья» и на этой основе исследуем их как элементы частной жизни, выявим специфику правового и иного регулирования данного вида межличностных взаимосвязей.

Итак, вначале о браке. Природа брака объяснялась и объясняется по-разному1. Не углубляясь в историю вопроса, остановимся лишь на тех точках зрения, которые отражают в какой-то мере свойства брака, влияющие на частную жизнь или составляющие ее признаки.

Согласно толковому словарю русского языка, брак - это семейные отношения между мужчиной и женщиной. Здесь же брак - это сопровождаемое обрядом бракосочетания христианское таинство вступления в супружество2. Большой энциклопедический словарь тоже сводит брак семейному союзу мужчины и женщины, но уже говорит о правах и обязанностях по отношению друг к другу и детям .

С точки зрения религиозной литературы брак - особое таинство, направленное на формирование союзом двух лиц разного пола, основанное на чувстве любви, который имеет своим назначением пополнить личность отдельного человека, неполную в самой себе, личностью лица другого пола4. В этой связи В. С. Соловьев отмечал: «В нашей материальной среде нельзя сохранить истинную любовь, если не понять и не принять ее как нравственный подвиг. Недаром православная церковь в своем чине брака поминает святых мучеников и к их венцам приравнивает венцы супружеские»5. Отсюда единение духовного и естественного, т.е. полнота образа Божия связана с двуполостью человека, ибо «полный образ человека есть мужчина и женщина в соединении в духовно-телесном браке, девственное соединение любви и супружества есть «внутреннее задание христианского брака»6.

Весьма распространенным было, есть и будет представление о браке как договоре, которое берет свое начало в Древнем Риме и развито в последующем европейском праве. Договорная концепция базируется, прежде всего, на трех постулатах, создающих образ брака-договора: требованиях к его форме и условиях действительности, возможности получения возмещения убытков в результате расторжения брака, а также права уйти от законного имущественного режима и предусмотреть режим договорной8. Другой взгляд на брак основывается на представлениях о нем не как таинстве или как гражданско-правовом договоре, а как явлении (институте, отношении) особого рода. Договор, утверждал И. Кант, не может порождать брак, так как всегда имеет некую временную цель, при достижении которой себя исчерпывает, брак же охватывает всю человеческую жизнь и прекращается не достижением определенной цели, а только смертью людей, состоявших в брачном общении9.

Современные последователи этой концепции именуют такой институт особого рода «статусом», который приобретается субъектом в результате совершения предписанных законом действий и придает ему качество женатого, семейного человека. Об этом же свидетельствует и социологическое представление о браке как партнерстве10, производное, в первую очередь, от эмансипации женщины и эгалитаризации на этом основании брачного союза.

Приведенные суждения свидетельствуют о том, что в прошлом и в современности брак рассматривался и рассматривается как религиозное, нравственное, социально-психологическое, экономическое, физиологическое и юридическое явление во взаимодействии этих сущностей. Анализ вышеизложенных дефиниций и современного Российского законодательства позволяет вывести следующие признаки брака. 1. Брак есть юридически оформленный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание и поддержание семейных отношений и порождающий права и обязанности супругов (п. 3 ст. 1 СК РФ). 2. Следующая важная составляющая брака - и целевая, и содержательная его характеристики - создание и поддержание семейных отношений. Норма п. 1 ст. 27 СК РФ императивно объявляет цель данного союза - намерение создать семью. 3. П. 2 ст. 10 СК РФ подчеркивает конститутивное значение государственной регистрации брака. Правила ст. 12—14, п. 3. ст. 15 СК РФ расшифровывают условия его действительности. Правовые последствия брака фиксированы в разделе III СК РФ «Права и обязанности супругов». 4. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брак (ст. 12 СК РФ). Это требование трактуется в единстве воли и волеизъявления. 5. Весьма важный для настоящего исследования признак - это психологическая аттракция (притяжение), без взаимного притяжения не может быть и брака.

Следовательно, брак - это урегулированный правом и моралью особый тип взаимосвязи между людьми (муэючинои и женщиной) на основе психической аттракции, представляющий собой добровольный, относительно устойчивый союз, направленный на формирование семьи, воспитание и развитие детей.

Теперь о семье. Обратимся к Философскому словарю. Он дает следующее определение семьи. «Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство»11.

В.В. Лопатин, Л.Е Лопатина рассматривают семью так: во-первых, как группу живущих вместе родственников (муж, жена, дети,); во-вторых, как единство, объединение людей, сплоченных общими интересами; в-третьих, этого группа животных, состоящая из самца, самки и детенышей .

СИ. Ожегов и Н.Ю. Шведова, рассматривают семью почти как и вышеназванные авторы, в трех значениях: 1) группа живущих вместе близких родственников; 2) объединение людей, сплоченных общими интересами; 3) группа животных13.

Для социологии семья — малая группа, основанная на различном сочетании родственных, супружеских и свойственных связей, характеризующаяся совместным проживанием и ведением общего хозяйства ее членами14. Или «союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой»15. Сегодня данное определение можно оспорить. Так, семья в социальном смысле может основываться также и на фактических брачных отношениях, в том числе и на отношениях между лицами одного пола.

Большое влияние на развитие понятия семьи в странах - участницах Римской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» 1950 г.16 оказала интерпретация понятий «семья» и «семейная жизнь» в решениях Европейского Суда по правам человека по применению ст. 8 Конвенции . Европейский Суд констатирует наличие семейной жизни не только при наличии формальных семейных связей, но и в случае фактического сожительства.

Правовое и моральное регулирование охраны частной жизни

Сегодня вопрос обеспечения всеобщего уважения прав человека стал проблемой всего мирового сообщества. Любое государство, желая быть полноправным членом мирового сообщества государств, должно сообразовывать свое законодательство с требованиями международных стандартов в области прав человека, в том числе и в сфере охраны частной жизни.

Развитие правового и морального регулирования данной сферы бытия человека было противоречивым: от полного отрицания в законе и охране в морали до согласованного морально-правового закрепления права на тайну переписки и, в конце концов, до признания права на охрану личной жизни.

Вместе с тем, большинство норм права, так или иначе отражающих частную жизнь, не имеет единой концепции ее защиты, а в основном отражает какой-то ведомственный или корпоративный интерес. Формирующаяся судебная практика данных норм тоже далека от совершенства. Следовательно, назрела необходимость научного анализа данной проблемы.

Несмотря на то, что уже появились монографические исследования, посвященные данной тематике, например, работы И.Л. Петрухина, Г.Б. Романовского1, проблема регламентации охраны частной жизни еще не разрешена и требует дальнейшего изучения.

Для начала определимся с ключевыми понятиями. Прежде всего коснемся термина «охрана права на неприкосновенность частной жизни».

Вопрос далеко не праздный: дело в том, что в литературе наряду с термином «охрана» применительно к правам человека употребляется термин «защита»2. Как показывает анализ законодательства и литературы, термин «защита» употребляется чаще, так как вопрос о правах наиболее остро встает в момент их нарушения или посягательств на них. Итак, термин «защита», согласно этимологическому анализу , применяется для обозначения активного противодействия нарушению прав человека и снижению негативных последствий от данных нарушений. Как показывает практика, защитную инициативу, как правило, проявляет потерпевший, до его обращения обычно вопрос о нарушении права не возникает, следовательно, не возникает вопроса и о защите.

И хотя в литературе существует точка зрения о том, что защита и охрана - тождественные явления4, представляется все же более обоснованным противоположное мнение. Думается, что понятие «охрана» включает в себя лишь систему мер, направленных на предотвращение нарушений прав человека. Иными словами, «охрана» сориентирована главным образом на недопущение возможных нарушений, а «защита» - на нейтрализацию уже существующих. Об этом свидетельствуют некоторые высказывания современных правоведов. Н.И. Матузов пишет о том, что охрана и защита субъективного права и охраняемого законом интереса - не одно и то же: охраняются они постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются5. Не противоречит данной точке зрения и позиция А.С. Мордовца: под охраной понимается состояние правомерной реализации прав и свобод под контролем социальных институтов, но без их вмешательства6. Следовательно, «охрана» - это перспективный аспект деятельности государства по обеспечению права на неприкосновенность частной жизни человека, «защита» ретроспективный. Думается, излишний акцент в защите приводит к тому, что государство в рассматриваемом случае «бьет по хвостам», а это отнюдь не улучшает ситуации с обеспеченностью права на неприкосновенность частной жизни. Думается, следует сконцентрироваться на охране прав, тогда потребуется и меньше их защищать.

И все представленные понятия не случайно переплетаются и отдельными авторами воспринимаются как единое целое. Дело в том, что как охрана без защиты, так и защита без охраны теряет свой смысл, т.к. непонятно, а что охранять? Представляется, что и охрана, и защита - два этапа единого, последовательного процесса - обеспечения частной жизни. Первая стадия данного процесса - это охрана частной жизни. Вторая стадия -защита частной жизни. Третья - факультативная стадия - самозащита. Здесь следует обратить внимание на то, что третья стадия может стать второй, а вторая - третьей, все зависит от лица, чья частная жизнь защищается.

В рамках данного параграфа рассмотрим первую стадию процесса обеспечения частной жизни. Первая стадия данного процесса - охрана частной жизни, она регламентируется правом и выражается в установлении права на неприкосновенность частной жизни и системы запретов, направленных на предотвращение нарушения данного права. В этом смысле правовые средства защиты - это весь арсенал правовых феноменов различных уровней с той лишь особенностью, что они вычленяются и рассматриваются не с позиций одних лишь нужд юридической практики, а с позиций их функционального предназначения, тех черт, которые характеризуют их как инструменты правового регулирования частной жизни.

Попытки свести правовые средства только к определенному кругу правовых явлений, притом таких, которые во многом носят «ненормативный» характер7, вряд ли могут увенчаться успехом. Следовательно, вопрос правовых средств не столько вопрос обособления в особое подразделение тех или иных фрагментов правовой действительности, сколько вопрос их особого видения в строго определенном ракурсе, их функционального предназначения, их роли как инструментов правового регулирования, средств оптимального решения правовых задач. В этом смысле можно согласиться с С.С. Алексеевым, который считает, что правовые средства - это объективированные субстанциональные правовые явления, обладающие фиксированными свойствами, которые позволяют реализовать потенциал права, его силу.8 Выраженная в правовых средствах социально-нравственная сила характеризует их как существенные ценности.

Применительно к праву на неприкосновенность частной жизни, это означает: а) определенность, надежность и устойчивость складывающихся отношений по обеспечению мероприятий, направленных на недопущение нарушений в данной сфере; б) корреляцию существующего правового регулирования с морально-правовой сущностью права на неприкосновенность частной жизни; в) строгую регламентацию и, в то же время, гарантированность, защищенность данного права на основе соответствующих правомочий, исследованных в предыдущих частях данной работы; г) комплекс способов, гарантирующих реальное, фактическое исполнение юридических обязанностей представителей государственной и общественной власти; д) необходимую процедуру для осуществления юридических действий, процессуальные формы и механизмы, нацеленные на реализацию охраны неприкосновенности частной жизни.

В то же время нужно видеть, что возможность использования правовых средств субъектами вовсе не означает, что правовые формы являются «средствами» этих субъектов. Например, возможность использования государством известного набора сложившихся правовых форм не есть утверждение этатического подхода к праву, при котором место и функции последнего в жизни общества сводятся к тому, что оно выступает лишь как орудие государства. Акценты в трехчленной связке «субъект - правовые средства - охрана права на неприкосновенность частной жизни» должны быть смещены к третьей части приведенной формулы. Сложившиеся правовые формы являются средствами, инструментами не с точки зрения субъектов, а, главным образом, с точки зрения решаемых с их помощью задач по обеспечению защиты права на неприкосновенность частной жизни исследуемой категории лиц. Следовательно, они - инструменты оптимального решения данных задач, с которыми и находятся в органической связи.

Похожие диссертации на Правовое и моральное регулирование частной жизни в современной России