Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовой статус Русской православной церкви в Советском государстве Шершнева-Цитульская Ирина Александровна

Правовой статус Русской православной церкви в Советском государстве
<
Правовой статус Русской православной церкви в Советском государстве Правовой статус Русской православной церкви в Советском государстве Правовой статус Русской православной церкви в Советском государстве Правовой статус Русской православной церкви в Советском государстве Правовой статус Русской православной церкви в Советском государстве Правовой статус Русской православной церкви в Советском государстве Правовой статус Русской православной церкви в Советском государстве Правовой статус Русской православной церкви в Советском государстве Правовой статус Русской православной церкви в Советском государстве Правовой статус Русской православной церкви в Советском государстве
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шершнева-Цитульская Ирина Александровна. Правовой статус Русской православной церкви в Советском государстве : 12.00.01 Шершнева-Цитульская, Ирина Александровна Правовой статус Русской православной церкви в Советском государстве (1917-1943 гг.) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 Москва, 2006 225 с. РГБ ОД, 61:06-12/464

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Взаимоотношения государства и Русской православной церкви накануне Октября 16

1. Русская православная церковь в иерархии религиозных объединений Российской империи 16

2. Русская православная церковь в системе органов власти и управления Российской империи 25

3. Гражданская правоспособность Русской православной церкви 43

Глава II. Организационно-правовые основы взаимоотношений Советского государства и Русской православной церкви (1917-1929 гг.) 62

1. Отделение церкви от государства в Советской России 62

2. Правовое положение Русской православной церкви в РСФСР (1921-1929 гг.) ...: 96

3. Особенности правового положения Русской православной церкви в других советских социалистических республиках 131

Глава III. Эволюция правового статуса Русской православной церкви (1929-1943 гг.) 146

1. Русская православная церковь в период ужесточения религиозной политики Советского государства (1929-1936 гг.) 146

2. Правовое положение Русской православной церкви после принятия Конституции СССР 1936 года 178

Заключение 203

Источники и библиография 208

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Взаимоотношения Русской православной церкви (РПЦ) и Российского государства имеют более чем тысячелетнюю историю, на протяжении которой государство, меняясь само, неоднократно изменяло правовой статус церкви. Исследование государственно-церковных отношений с 1917 по 1943 гг., ныне особенно актуально потому, что именно в этот период в России в условиях атеистического государства была юридически закреплена свобода совести и реализован принцип отделения церкви от государства и школы от церкви. Обращение к истории развития правовых отношений церкви и Советского государства позволяет вернуться к истокам современного правового статуса крупнейшего религиозного объединения российского общества - Русской православной церкви Московского патриархата, проследить эволюцию правового положения религиозных объединений в целях обобщения опыта правового регулирования их деятельности, который необходимо учитывать в совершенствовании современного законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является изучение становления и развития правового статуса РПЦ в Советском государстве в период с 1917 по 1943 годы. Поставленная цель конкретизирована следующими задачами:

выявить сущностные черты правового статуса РПЦ накануне Великой Октябрьской социалистической революции;

установить особенности формирования организационно-правовых основ взаимоотношений Советского государства и религиозных объединений в период отделения церкви от государства и школы от церкви;

проследить эволюцию правового положения РПЦ в период НЭПа, а также до и после принятия Конституции СССР 1936 года;

выявить причины изменения правового положения РПЦ в первые годы Великой Отечественной войны;

- провести сравнительно-правовой анализ положения РПЦ в разных
советских социалистических республиках, рассмотреть основные аспекты
становления и развития правового статуса РПЦ в Союзе ССР;

проследить эволюцию правового положения духовенства в Советском государстве;

изучить и обобщить опыт правового регулирования государственно-церковных отношений в Советском государстве.

Хронологические рамки исследования обусловлены объективными факторами и событиями в истории церкви, ее отношений с государством: с одной стороны, тема ограничена революционными изменениями, произошедшими в России в 1917-1918 гг., с другой - судьбоносными для церкви событиями 1943 г., ознаменовавшими крупный поворот в истории отношений Советского государства и религиозных объединений.

Объектом исследования является совокупность урегулированных правом отношений Советского государства и РПЦ, раскрывающих сущность и содержание правового статуса РПЦ в Советском государстве.

Предмет исследования составляют правовые нормы различных отраслей права, регулировавшие отношения Советского государства и религиозных объединений, акты правоприменительной практики, позволяющие показать фактическое положение РПЦ в Советском государстве.

Методологической основой диссертации являются общенаучные методы (анализ, синтез и др.), а также частнонаучные (формально-юридический, исторический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, проблемно-хронологический) позволившие выявить закономерности и особенности становления и развития правового статуса РПЦ в Советском государстве. Указанные методы исследования применялись с учетом принципов историзма, системности и всесторонности.

Эмпирическую базу исследования составили 7 групп источников. Первая группа источников представлена законодательными актами Российской империи, СССР, а также РСФСР и других союзных республик. В частности, для написания диссертации использованы такие законодательные акты Российской империи как: Духовный регламент, Инструкция обер-прокурору Св. Синода, Устав духовных консисторий, Устав о наказаниях уголовных и исправительных, Основные государственные законы Российской империи ред. 1906 года и др. Вероисповедное законодательство Временного правительства анализируется не в полном объеме, а

лишь в пределах необходимых для выявления особенностей правового положения РПЦ накануне Октября 1917 года. Особое внимание уделено советским Конституциям и конституционным актам - декрету СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г., декрету Временного Рабоче-крестьянского правительства УССР «Об отделении...» от 22 января 1919 г. и др., поскольку они определили содержание свободы совести и заложили основы частноправового статуса церкви в различных советских государствах. В диссертации анализируются необходимые акты текущего законодательства СССР и союзных республик.

Вторая группа источников представлена подзаконными актами: ведомственными инструкциями и циркулярами НКЮ и НКВД РСФСР, а также соответствующих наркоматов других советских республик, циркулярными письмами и инструкциями наркоматов Союза ССР. Значительная часть подзаконных актов, регулировавших деятельность религиозных объединений в Советском государстве, имела гриф «секретно» или «совершенно секретно» и не подлежала опубликованию. Несмотря на то, что многие из них ныне уже опубликованы, тем не менее, в исследовании введены в научный оборот такие подзаконные акты, как секретная директива Главного управления Госкредита и Госсберкасс СССР 1936 г. об отмене практики открытия текущих счетов на имя исполнительных органов религиозных объединений, циркулярное распоряжение Зампредседателя СНК СССР В.М. Молотова от 24 августа 1944 г. руководству Госбанка СССР об открытии текущих счетов в отделениях Госбанка СССР Московской Патриархии, ее епархиальным управлениям и приходским церковным советам.

Третью группу источников составляют акты правоприменительной практики. Это приговоры и постановления судов, протоколы административных правонарушений, договоры аренды культового имущества, договоры субаренды культовых зданий, хозяйственные договоры советских органов с епархиальными управлениями РПЦ и т. п. Большая часть указанных документов впервые введена в научный оборот из фондов центральных и местных архивов Российской Федерации.

Четвертая группа источников представлена партийными документами. На партийных съездах, конференциях, пленумах, заседаниях Политбюро РКП(б)\ ВКП(б) неоднократно обсуждались вопросы текущей религиозной политики Советского государства и партии и перспективы развития сферы государственно-церковных отношений. Резолюции партсъездов и конференций опубликовывались, но существовали и секретные документы Политбюро и Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б), с которых гриф «совершенно секретно» был снят только в 90-е гг. XX столетия. Такие документы в основном уже опубликованы историками церкви, однако, в диссертации наряду с широко известными партийными документами использованы еще не введенные в научный оборот материалы из фонда Политбюро Российского государственного архива социально-политической истории XX века. К партийным документам следует отнести и переписку между членами Политбюро по вопросам церковной политики и письма В.И.Ленина, Л.Б.Троцкого в Политбюро ЦК РКП(б).

Пятая группа источников - церковные документы. К ним относятся указы Патриарха Тихона, постановления Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. и Обновленческого Собора 1923 г., официальные послания верующим митрополитов РПЦ и др. Эти источники привлечены для того, чтобы выявить причины конфликта церкви и Советского государства и показать стремление духовенства нормализовать отношения с советским руководством. В диссертации использованы неопубликованные архивные материалы из фонда Поместного собора РПЦ 1917-1918 гг. Государственного архива Российской Федерации, которые позволили установить неизвестные факты истории национализации церковного имущества в 1917 году, уточнить характер взаимоотношений советской власти и церкви в центре и на местах в период реализации декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

Шестую группу источников составили публицистические материалы, позволившие показать реакцию духовенства и верующих на различные события государственно-церковной жизни, проследить эволюцию взглядов отдельных партийных и советских деятелей по различным проблемам развития государственно-церковных отношений и советского законодательства о культах, использовать официальную статистику о состоянии религиозных организаций в

СССР, материалы о проведении антицерковных кампании и т.п. К этой группе источников относятся статьи В.И.Ленина, И.В.Сталина, П.А. Красикова, Е.Ярославского, В.Д. Бонч-Бруевича и др. В диссертации также привлечены материалы церковной печати, представленной публикациями журналов «Церковные ведомости», «Прибавления к церковным ведомостям», «Московские церковные ведомости».

Седьмая группа источников - документы личного характера, представленные мемуарами и письмами свидетелей и участников изучаемых исторических событий. Это воспоминания выдающихся церковных, общественных, партийных деятелей изучаемой эпохи: товарища обер-прокурора Св.Синода Н.Д. Жевахова, митрополита Евлогия (Георгиевского), протопресвитера Г.Шавельского, А.Э.Левитина, В.Д.Бонч-Бруевича, И.И.Скворцова-Степанова.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Исследование истории становления и развития правового статуса религиозных объединений в Советском государстве в целом и правового положения РПЦ в частности до сих пор не стало самостоятельной научной проблемой. Правоведы чаще всего обращались к исследованию различных проблем развития государственно-церковных отношений и правомочий свободы совести1, что обуславливалось недостаточной разработанностью в теории права и государства категории «правовой статус религиозного объединения» и классификации видов правого статуса религиозных объединений. Только в монографическом исследовании А.И.Куницина была сделана попытка раскрытия сущности и содержания государственно-церковных отношений посредством категории «правовой статус религиозного объединения»2. Вместе с тем автор предложил использовать для осмысления этой проблемы не виды правого статуса религиозных объединений, а «типы регулирования правового статуса религиозных

1 См.: Кислицын И.М. Российский закон о свободе вероисповеданий. Пермь, 1993; Варьяс М.Ю. Церковное
право как корпоративная правовая система: опыт теоретико-правового исследования // Правоведение. 1995.
№ 6; Авакьян С.А. Свобода вероисповеданий как конституционно-правовой институт // Вестник МГУ.
Серия 11. Право. 1999. № 1; Бурьянов С.А. Правовые основы, сущностное содержание и гарантии свободы
совести // Государство и право. 2001. № 2; Куприянов А. Церковное право и его рецепция в российское
законотворчество // Российская юстиция. 2001. № 2. Муравская Е.А. Правовое оформление религиозных
отношений в Российской империи XVIII - начала XX вв. Армавир, 2001; Гревцова О. А. Конституционные
принципы и правовое регулирование имущественных отношений государства и Русской православной
церкви. М., 2003; Комкова Г.Н. Реализация принципа светскости государства в постсоветской России //
Религиозный фактор в процессе становления гражданского общества в своременной России. Саратов, 2004.

2 Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и
актуальные проблемы. М, 2000.

объединений». Отдельная глава монографии была посвящена эволюции правового статуса религиозных объединений с конца X в. по 90-е гг. XX века. Однако автор не ставил задачу подробного исследования правового статуса РПЦ в Советском государстве, поэтому историко-правовой аспект проблемы был рассмотрен схематично.

Но, несмотря на отсутствие специализированных исследований, посвященных проблеме правового статуса церкви в Советском государстве, отдельные аспекты темы диссертации рассматривались в работах советских и современных российских правоведов. В исследованиях советских авторов 20-80-х гг. XX века - Н.М.Лукина, С. Урсыновича, Л. П. Дьяконова, П.В.Гидулянова, Н.С.Орлеанского, В.А.Куроедова, В.И.Клочкова, В.Н.Калинина, Ю.А.Розенбаума -на основе марксистко-ленинского учения была проанализирована законодательная и правоприменительная практика государственно-церковных отношений в Российской империи, Советской России и Союзе ССР . В работах указанных авторов была доказана закономерность и насущная необходимость установления в России свободы совести и отделения церкви от государства и школы от церкви, получили освящение такие аспекты правового положения церкви в государстве, как налоговый статус и гражданская правоспособность религиозных объединений, административно-правовые отношения государства и религиозных объединений, уголовно-правовая защита деятельности религиозных организаций, правовой статус духовенства (служителей культа).

Следует особо выделить монографию Ю.А.Розенбаума «Советское государство и церковь», в которой была сделана попытка целостного осмысления проблемы соотношения церкви и государства в советском обществе, разработана периодизация развития советского законодательства о свободе совести и религиозных объединениях. Однако и в этой работе изучение правового статуса

3 Лукин Н.М. Революция и церковь. Пг., 1918; Урсынович С. Отделение церкви от государства в связи с постановкой данного вопроса в современном русском законодательстве. Саратов, 1921; Дьяконов Л.П. Советские законы о церкви. Л., 1926; Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства в СССР. Полный сборник действующих декретов, ведомственных распоряжений, инструкций Союза СССР и союзных республик. М., 1926; Орлеанский Н. Закон о религиозных объединениях в РСФСР и действующие законы, инструкции, циркуляры с отдельными комментариями по вопросам, связанным с отделением церкви от государства и школы от церкви в Союзе ССР. М, 1930; Клочков В.В.Религия, государство, право. М, 1978; Он же. Закон и религия: от государственной религии к свободе совести в СССР. М., 1982; Он же. Социалистическое государство, право и религиозные организации. М., 1984; Куроедов В.А Религия и церковь в Советском государстве. М., 1981; Он же. Религия и церковь в советском обществе. М, 1984; Розенбаум Ю. А. Советское государство и церковь. М., 1985; Калинин В.Н. Советское законодательство о свободе совести и религиозных организациях. М.. 1989.

религиозных объединений еще не было выделено в качестве самостоятельного предмета исследования, а период с 1917 по 1943 гг. был рассмотрен автором фрагментарно. Последними работами советского периода, посвященными истории правового регулирования отношений Советского государства и религиозных объединений, стали исследования И.М.Кислицына4, разработавшего периодизацию развития правовых отношений Советского государства и церкви, но изучение истории развития статуса религиозных объединений в качестве самостоятельной цели исследования автор тоже не ставил.

Историко-правовая наука обратилась к исследованию проблем истории взаимоотношений Советского государства и церкви сравнительно недавно, поэтому ныне располагает только диссертационными исследованиями на соискание степени кандидата юридических наук и научными статьями5. Исключение составляют работы Н.Ю.Титова, созданные в 80-90-е гг. XX столетия6. Существенный недостаток большинства современных диссертационных исследований, посвященных истории государственно-церковных отношений, заключаются в том, что авторы, называя свои исследования историко-правовыми, анализ историко-правового материала осуществляют только в качестве прелюдии, предшествующей рассмотрению проблем современного состояния и перспектив развития государственно-церковных отношений в Российской Федерации, что, несомненно, отражается на качестве данных работ.

Немалый вклад в изучение истории правового регулирования государственно-церковных отношений внесла историческая наука. И если значительную часть работ 20-40 гг. XX века сегодня можно рассматривать в

4 Кислицын И.М Советское законодательство о свободе совести и религиозных объединениях (1917-1975
гг.): учебное пособие по спецкурсу. Пермь, 1991; Он же. Российский закон о свободе вероисповеданий.
Пермь, 1993.

5 Ахмедов P.M. Государство и церковь в российском обществе XX столетия: историко-правовое
исследование. Дисс... кло.н. Казань, 2001; Муравская Е.А. Свобода совести в годы становления советской
власти: теория и практика // Северный Кавказ в межцивилизационных конфликтах и диалогах: от древности
к современности. Армавир, 2001; Она же. Правовое регулирование государственно-конфессиональных
отношений в России в XVIII - XX вв. Дисс... к.ю.н. Ставрополь, 2002; Гревцова О.А. К вопросу о
взаимоотношениях российского государства и Русской православной церкви в сфере образования //
Вопросы гуманитарных наук. 2003. № 4; Она же. Регулирование отношений между государством и Русской
православной церковью: историко-правовое исследование. Дисс... к.ю.н. М., 2004.

6 См., напр.: Титов НЛО. Трудным путем: 70 лет декрета об отделении церкви от государства и школы от
церкви // Наука и религия. 1988. № 2; Титов Н.Ю., Трофимчук Н.А. Проблемы противодействия буржуазно-
клерикальной пропаганде: вопросы и ответы. М, 1988.

качестве источников по истории отношений государства и церкви , то работы 50-80-х гг. являются историческими исследованиями в полной мере. Для их создания авторами были привлечены архивные материалы, мемуарная литература и публицистика, но отсутствие доступа к ряду архивных материалов сделало эти работы односторонними и упрощенными, хотя именно они определили основные направления в исследовании истории государственно-церковных отношений, среди которых были и правовые аспекты8.

После получения в начале 90-х гг. XX века возможности изучения недоступных ранее архивных материалов, историки церкви начали активное исследование неизвестных ранее источников. Это возродило интерес к каноническому праву и истории отношений Советского государства и религиозных объединений. В 90-е гг. прошлого столетия и в начале нынешнего историками церкви были написаны десятки статей и несколько монографий, посвященных государственно-церковным отношениям в Советском государстве, опубликовано несколько сборников архивных документов9. Работы В.А.Алексеева, Е.В.Беляковой, О.Ю.Васильевой, М.И. Вострышева, Н.Е.Емельянова, А.Н.Кашеварова, М.Ю.Крапивина, Н.А.Кривовой, М.И.Одинцова, С.Г.Петрова,

Введенский А.И. Церковь и государство. Очерк взаимоотношений церкви и государства в России1918-1922 гг. М., 1923; Брихничев И. Патриарх Тихон и его церковь. М, 1923; Рожицын В. Тихоновцы, обновленцы и контрреволюция. М.-Л., 1926; Борис (Рукин), епископ. О современном положении Русской Православной патриаршей церкви. М., 1927; Кандидов Б. П. Церковно-белогвардейский собор в Ставрополе в мае 1919 г. Материалы по вопросу организации церковной контрреволюции годы гражданской войны. М. 1930; Он же. Церковь и Октябрьская революция. М, 1930; Вайсборд І. Духовніцтва у контрреволюцьіі. Менск, 1930; Бойцов Н. Святейшая контрреволюция. М.-Л., 1931; Дмитриев А. Д. Подготовка интервенции против СССР и церковь. М., 1932; Амосов Н.К.Октябрьская революция и церковь. М., 1937; Ельвін І. Духівництво в ролі агентів Гестапо. Киів, 1937; Абросенко К.П. Религия на службе контрреволюции в Сибири. Иркутск, 1938; Дягилев Д.В. Церковники и сектанты на службе контрреволюции. Челябинск, 1939; Лебедев А.Ф. Социалистическая Октябрьская революция и церковь. Сталинград, 1940; Тубанов С. Церковь на службе врагов народа. Свердловск, 1940.

8 Персиц М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви. М., 1958; Черемисский Н.А. Изъятие в
1922 г. церковных ценностей для помощи голодающим // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1962;
Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции в 1917-1923 гг. М., 1966; Лисавцев Э.И. Критика
буржуазной фальсификации положения религии в СССР. М., 1971; Зыбковец Н.Ф. Национализация
монастырских имуществ в Советской России (1917 - 1921гг.). М., 1975; Регельсон Л. Трагедия Русской
Церкви, 1917-1945. Париж, 1977; Крывелев И.А. Русская православная церковь в первой четверти XX века.
М., 1982; Русское православие: вехи истории / Под ред. А.И.Клибанова. М, 1989.

9 Сосуд избранный: Сборник документов по истории Русской Православной церкви, 1888-1932 гг. / Сост.
М.Д. Склярова. СПб., 1994; Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие
документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943 гг. / Сост. М.Е.
Губонин. М., 1994; Русская Православная церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы
по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Г. Штриккер. В 2-х кн. М., 1995. Кн. 1.;
Русская православная церковь и комигунистичсское государство, 1917-1941: Документы и фотоматериалы
/Отв. ред. Я.Н.Щапов, отв. сост. О.Ю.Васильева. М., 1996; Архивы Кремля: Политбюро и Церковь, 1922-
1925 гг. / Под ред. Н.Н.Покровского, С.Г.Петрова. М.; Новосибирск, 1997. Кн. 1; 1998. Кн. 2; Следственное
дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ / Гл. ред.
В.Н.Воробьев, отв. сост. Н.А.Кривова. М, 2000.

М.В.Шкаровского и др., внесли большей вклад в развитие отечественной историографии истории Русской православной церкви и ее отношений с Советским государством . В работах указанных авторов были разработаны такие проблемы, как противостояние церкви и Советского государства в 1917-1919 гг., проведение антицерковных кампаний периода Гражданской войны и НЭПа, функционирование механизма регулирования государственно-церковных отношений в 20-30-е гг., причины церковного раскола, история церковного суда, история отношений РПЦ и Советского государства в годы Великой Отечественной войны и др.

Среди исследований православных богословов можно выделить труды архиепископа Иоанна (Снычева), иеромонаха Дамаскина (Орловского), протоиерея В.Цыпина11 и др.

Проблемы истории взаимоотношений церкви и Советского государства привлекли внимание и зарубежных исследователей. В диссертации использованы работы зарубежной историографии, представленные трудами канадского историка В.Д.Поспеловского и немецких авторов П.Соколова, К.И.Смолича .

В качестве теоретической базы в диссертации были использованы труды отечественных дореволюционных13, советских и современных российских

Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М, 1991; Белякова Е.В. Проблемы церковной жизни и церковный суд в истории России. М., 2004; Васильева О.Ю., Кнышсвский П.Н. Красные конкистадоры. М, 1994; Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997; Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М, 1995; Емельянов С.Н. Власть и церковь: эволюция государственной религиозной политики и институтов церковного управления в губерниях Центрального Черноземья, 1917-1922. М- Курск, 2001; Кашеваров А.И. Государственно-церковные отношения в советском обществе 20-30-х гг. СПб., 1997; Он же. Церковь и власть: Русская православная церковь в первые годы Советской власти. СПб., 1999; Он же. Православная Российская церковь и Советское государство, 1917-1922. СПб., 2005; Крапивин М.Ю. Непридуманная церковная история: власть и церковь в Советской России (Октябрь 1917 - конец 1930-х гг.). Волгоград, 1997; Одинцов М.И. Государство и церковь: 1917-1938 гг. М., 1991; Он же. Государство и церковь в России в XX века. М., 1994; Он же. Русские патриархи XX века. М, 1999; Он же. Религиозные организации накануне и в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945. М, 1995; Петров С.Г. Документы делопроизводства ЦК РКП(б) как источник по истории Русской церкви (1921-1925). М, 2004; Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. СПб., 1999; Он же. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве: государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг. М., 1999.

11 Иоанн (Снычев), митрополит. Церковные расколы в Русской Церкви в 20-30-х гг. XX столетия -
григорианский, ярославский, иосифлянский и другие, их особенности и история. Изд. 2. Сортавала, 1993;
Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской
Православной церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн. 1; 1996. Кн.2;
Цыпин В., протоиерей. Русская Церковь (1917-1925 гг.). М., 1996; Он же. История Русской Церкви: 1917-
1997. М., 1997.

12 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М, 1995; Соколов П. Путь Русской
православной Церкви в России- СССР: 1917-1961. Мюнхен, 1962; Смолич И.К. История Русской Церкви:
1700-1917. М., 1997.

13 Айвазов И.Г. Новая вероисповедная система русского государства. М, 1908; Барсов Т.В. Святейший
Синод в его прошлом. СПб., 1896; Верховской П.В.Учрсждение Духовной коллегии и Духовный регламент.
Ростов-на-Дону, 1916. Т.1; Градовский А.Д. Собрание сочинений. СПб., 1907. Т. VIII; Коркунов Н.М.
Русское государственное право. СПБ., 1914. Т. 1; Лазаревский Н.И. Русское государственное право. СПб.,

правоведов в области теории права и государства, конституционного, административного, гражданского и канонического права, а также работы, созданные историками государства и права , позволившие выявить специфику правового положения РПЦ накануне и после Октября 1917 года.

Научная новизна диссертационного исследования определяется особенностями избранного предмета исследования и заключается в том, что данная работа представляет собой первую в историко-правовой науке попытку комплексного исследования правового статуса РПЦ в Советском государстве в период с 1917 по 1943 гг.

Апробация исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории государства и права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, ее основные положения отражены в публикациях, результаты исследования были изложены автором в докладах на всероссийских и международных научно-практических конференциях: «Церковное право и государственное законодательство в истории России: к 75-летию член-корреспондента РАН Я.Н.Щапова» ( всероссийская научная конференция, г. Москва, РАН, май 2003 г.), «Экономические и правовые проблемы гармонизации в области защиты прав и обеспечения интересов личности в условиях глобализации: теория и практика

1913. Т.1; Павлов А.С. Курс церковного права / Под ред. И.М.Громогласова. Троицс-Сергиева лавра, 1902; Рейснер М.А. Государство и верующая личность. СПб., 1905; Суворов Н.С. Центральная организация церкви как юридическое лицо // Ж-л юридического общества при императорском Санкт-Петербургском унте. 1895. Кн. 5; Он же. Архиерейский дом и епархия как юридические лица // Ж-л юридического общества... 1895. Кн. 10; Он же. Монастыри и церкви как юридические лица//Ж-л юридического общества... 1896. Кн. 6; Яснопольский Л.Н.Очерки бюджетного права. М., 1912.

14Авакьян С.А. Свобода вероисповеданий как конституционно-правовой институт // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1999. № 1; Алексеев С.С.Общая теория права. В 2-х т. М., 1982. Т. 2; Бахрах Д.Н. Административное право России. М, 2000; Гражданское право / Отв. ред. Е.А.Суханов. М, 2003. Т. 1; Гражданское право / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2004. 4.1; Грибанов В.П. К вопросу о разграничении права собственности и права оперативного управления // Вестник МГУ. Сер. 11. Право, 1969, № 3; Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора. Красноярск, 1998; Корнесв СМ. Право оперативного управления как субъективное гражданское право // Советская юстиция. 1978. № 4; Козорва Н.В. Некоммерческие организации: благотворительность или предпринимательство? // Законодательство. 1988. № 1; Морозова Л. А.Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. № 3; Писенко К. А. Соглашение о сотрудничестве между религиозными объединениями и исполнительными органами государственной власти РФ как разновидность административного договора // Государство и право. 2004. № 3; Русская православная церковь и право / Отв. ред. И. М..Ильичев. М., 1999; Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М, 1991; Якимов А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. № 4.

15 Законодательство Петра I / Отв. ред. А.А.Преображенский, Т.Е.Новицкая. М., 1997; Законодательство Екатерины II: в 2-х кн. М., 2000; Российское законодательство X - XX веков: в 9-ти т. М., 1984-1994. Т. 7-9; Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерки истории Советской Конституции. М., 1987;Курицын В.М. Становление социалистической законности. М., 1983; Новицкая Т.Е. Кодификация гражданского права в Советской России 1920-1922 гг. М., 1989; Портнов В.П., Славин М.М. Этапы развития Советской Конституции. М., 1982; Семидеркин Н.А. Создание первого брачно-семейного кодекса. М., 1989; Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М., 2003; Он же. Конституция СССР 1924 года. М., 2004.

стран СНГ» (международная научно-практическая конференция, посвященная году России в Казахстане, г.Алма-Ата, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, 20 ноября 2004 г.), «Государство, церковь, общество: исторический опыт и современные проблемы» (международная научная конференция, г. Москва, РАН, 11-13 апреля 2005 г.).

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании общих курсов истории отечественного государства и права, конституционного, финансового, административного, трудового, гражданского права, истории Отечества, истории Русской православной церкви, а также спецкурсов, посвященных проблемам истории государственно-церковных отношений. Выводы диссертационного исследования могут быть учтены в совершенствовании действующего законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. К концу синодального периода процесс инкорпорации РПЦ в государственный механизм Российской империи был завершен: она принимала участие в осуществлении исполнительной, законодательной и судебной власти. Вместе с тем, до Октября 1917 г. сохранились такие особенности положения РПЦ в государственном механизме, как наличие независимых источников финансирования; частичная, а не полная подконтрольность ведомства православного исповедания Государственному казначейству; Духовное ведомство являлось собственником церковного имущества и выступало в имущественном обороте как юридическое лицо публичного права; Св. Синод сохранил за собой ряд властных полномочий, отличавшихся от полномочий совещательного органа при министре, а полномочия обер-прокурора Св.Синода в Духовном ведомстве не были тождественны полномочиям министров Российской империи.

  2. Накануне Октября 1917 г. государственно-церковные отношения находились в кризисном состоянии, связанном с углублением в ходе развития Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года социально-экономических, политических, национальных, классовых противоречий российского общества. Выход из создавшейся ситуации и Временному правительству, и церкви виделся в отказе от синодальной системы отношений и

изменении правового положения РПЦ. Предполагалось предоставить ей статус государственной церкви буржуазной Российской республики, согласно которому она получила бы право на самоуправление, оставаясь при этом публично-правовым учреждением, продолжавшим осуществлять некоторые государственные функции без включения церковной организации в государственный аппарат управления.

2. С объявлением II Всероссийским съездом Советов буржуазного
Временного правительства низложенным РПЦ фактически перестала являться
частью государственного механизма, юридически это событие было оформлено
декретом СНК РСФСР «О свободе совести, церковных и религиозных обществах»
от 20 января 1918 года. Этот акт не только изменил правовой принцип
соотношения церкви и государства, но и определил РПЦ новый статус -
частноправовой, сущность которого заключалась в признании церкви частным
объединением верующих граждан, лишенным права собственности на церковное
имущество и прав юридического лица.

  1. Реализация принципа отделения церкви от государства и школы от церкви в Советской России была процессом длительным и проводилась в отношении разных религиозных объединений неодновременно. Отделение РПЦ от государства было фактически начато только осенью 1918 года после издания инструкции НКЮ РСФСР о проведении в жизнь декрета СНК РСФСР «Об отделении...», а завершилось в конце 1920 года передачей функции распределения продуктов, необходимых для проведения религиозных обрядов, из ведения епархиальных советов РПЦ в руки государственных органов.

  2. Принятие в мае 1929 года новой редакции ст. 4 Конституции РСФСР 1925 г., и внесение аналогичных изменений в Конституции других союзных республик, согласно которым право граждан на проведение религиозной пропаганды было исключено из текста этих нормативных актов, послужило юридической базой, на которой осуществлялось наступление Советского государства на права религиозных объединений.

5. Отказ Советского государства и ВКП(б) в середине 30-х годов от
политической доктрины скорой победы «мировой революции» и утверждение
концепции построения социализма в отдельно взятой стране, находящейся во
враждебном окружении, способствовали формированию новой религиозной

политики Советского государства. Начало формирования политики терпимости атеистического государства в отношении религии и церкви юридически было положено принятием Конституции СССР 1936 года, изменившей правовой статус духовенства, получившего избирательные права.

  1. Частноправовой статус религиозных объединений в течение 20-30-х гг. подвергался некоторым изменениям, которые не затронули его основы - принципа отделения церкви от государства и школы от церкви. Эволюция правового статуса РПЦ в Советском государстве с 1917 по 1943 гг. заключалась в том, что церковь, лишенная с 20 января 1918 г. прав юридического лица, стала церковью, за которой были юридически признаны и фактически реализованы такие правомочия юридического лица, как организационное единство, имущественная обособленность, владение имуществом на праве собственности.

  2. С образованием нескольких советских социалистических республик, объединившихся в 1922 г. в союзное государство, возникла проблема определения единого правового статуса религиозных организаций на территории СССР, которая была решена путем использования опыта РСФСР. Конституции союзных республик предоставили религиозным объединениям частноправовой статус на основе принципа отделения церкви от государства и школы от церкви и признали за всеми гражданами независимо от классовой принадлежности свободу совести. В 20-е гг. в связи с тем, что Конституция СССР 1924 г. оставила сферу регулирования государственно-конфессиональных отношений в ведении республик, некоторые особенности в содержании норм, регулировавших деятельность религиозных организаций, еще сохранялись. К середине 30-х гг. вследствие процесса централизации управления в масштабах Союза ССР и благодаря деятельности Постоянной комиссии по рассмотрению религиозных вопросов при Президиуме ЦИК СССР, даже в условиях отсутствия общесоюзного закона о свободе совести и религиозных организациях, исчезли различия в правовом положении религиозных объединений в союзных республиках.

Русская православная церковь в иерархии религиозных объединений Российской империи

К Октябрю 1917 г. правовое положение Русской православной церкви в Российской империи представляло собой итог эволюции государственно-церковных отношений синодального периода, отправной точкой которой явилась церковная реформа Петра I. Эти отношения, получившие в научной литературе название «симфонии властей», основывались на первенстве Русской православной церкви в пантеоне религиозных объединений империи с признанием исключительной роли православия в идеологической сфере общества при тесном слиянии Русской православной церкви и государства в единый социальный организм. Коротко и емко квинтэссенцию государственно-церковных отношений этого периода сформулировал министр народного просвещения эпохи Николая I граф С.С.Уваров в своей знаменитой триаде «православие, самодержавие, народность», подчеркнув особую роль православия в функционировании российского абсолютизма.

Остальные вероисповедания Российской империи по принципу конфессионального предпочтения делились на 3 группы: «признанные», к которым относились все «инославные» (т.е. христианские) вероисповедания; «терпимые» -большинство христианских сект и все иноверные вероисповедания; «гонимые» -«ереси, соединенные со свирепым, изуверским и фанатическим посягательством на жизнь свою или других, либо с противонравственными гнусными действиями»1. «Гонимые» вероисповедания находились под запретом уголовного закона, не допускалась в России и деятельность Ордена иезуитов. Указанные группы вероисповеданий отличались друг от друга объемом прав и привилегий. Но различал ли при этом закон организационно-правовые формы конфессий, или был к ним безразличен?

В юридических и исторических исследованиях господствует мнение о том, что Свод Законов содержал только иерархию вероисповеданий, а иерархия организационно-правовых форм конфессий российскому законодательству была неизвестна . Эта концепция, восходящая к работам государствоведа М.А. Рейснера, базируется на утверждении о том, что иерархия «исповеданий» Российской империи имела под собой национально-политическую основу. Ее родоначальник, ссылаясь на статьи 1100, 1103, 1117, 1118, 1673 Уставов духовных дел иностранных исповеданий, а так же на статью 45 Основных государственных законов (изд. 1832 г.) и статью 90 Ч.І Свода законов гражданских, пришел к выводу о том, что «закон присвояет веротерпимость... отдельным пленам и народам... а совсем не духовным обществам как таковым»2. Иерархию «исповеданий», закрепленную в, законе М.А. Рейснер объяснял политическим значением народов-носителей того или иного вероисповедания, подчеркивая, что «неоднократно в Своде Законов носителями определенных «терпимых» религий указываются не отдельные духовно-религиозные общества, а племена и народы»3. Современные исследователи сомнению данные выводы не подвергают4.

Однако до сих пор не было обращено внимание на двойное значение термина «исповедание», употребляемого в Своде Законов Российской империи. Законодательство синодального периода не оперировало понятиями «конфессия» и «религиозная организация (объединение)», для их обозначения использовался термин «исповедание», поэтому какое именно из двух значений имел в виду законодатель, употребляя этот термин, следует рассматривать каждый раз индивидуально, исходя из контекста определенной статьи. К примеру, в Основных государственных законах редакции 1906 года статья 62 закрепляла принцип первенства и господства православной веры «кафолического восточного исповедания», в то же время из содержания статей 63 и 64 вытекало, что православное «исповедание» - это не что иное как РПЦ, которая была лишь одной из организационно-правовых форм православия.

В государствоведческой доктрине начала XX века еще не разграничивались понятия «конфессия» (вероисповедание) и «религиозное объединение» (организация). К примеру, Н.М. Коркунов полагал, что «свобода совести и свобода церковная разные категории» и российское законодательство не обеспечивало «ни свободу церковную, ни свободу совести, а стремилось обеспечить... равенство исповеданий»1.

Неразвитость понятийного аппарата привела к тому, что в разработанной М.А.Рейснером иерархической классификации «исповеданий», были смешаны конфессии и религиозные организации. Вместе с тем, как это ни парадоксально, но именно М.А. Рейснер, используя термин «исповедание», обратил внимание на то, что не только разным конфессиям, но и религиозным организациям одной и той же конфессии предоставлялись неодинаковые по объему права и привилегии. Классификация «исповеданий» по М.А. Рейснеру выглядела следующим образом: «терпимые» - составляли 3 нижние ступени иерархии (сибирские шаманисты, самоеды-язычники, раскольники, шотландские и базельские сектанты, менонниты и баптисты, язычники-ламаисты, евреи-талмудисты, евреи-караимы и магометане); «признанные» - объединяли церковные организации христианства, составляя 3 и 2-ю ступени (протестантские церкви, Русская римско-католическая церковь, Армяно-католическая церковь, Армяно-григорианская церковь); наконец, «господствующая» -Русская православная церковь, венчавшая собой вершину иерархической пирамиды

Русская православная церковь в системе органов власти и управления Российской империи

Одной из основных сфер деятельности Русской православной церкви в синодальный период было осуществление государственного управления и отправление правосудия. Однако до сих пор этот вид деятельности церкви так и не стал самостоятельным предметом исследования, а продолжает рассматриваться как один из элементов, составляющих содержание системы государственно-церковных отношений синодального периода. Поэтому исследователи, в основном, обращались к изучению таких аспектов истории государственной деятельности РПЦ, как взаимоотношения Св.Синода и его обер-прокуроров в XVIII - начале XX вв., положение и полномочия Св. Синода в системе высших органов власти и управления Российской империи . В то же время остальные проблемы истории государственной деятельности церкви начала XX века остаются в современных исследованиях почти не затронутыми. К таким мало исследованным проблемам относятся: роль и полномочия РПЦ в осуществлении законодательной власти в период ограничения абсолютизма, эволюция соотношения властных полномочий Св.Синода и его обер-прокурора, гражданско-правовое положение ведомства православного исповедания в целом и его учреждений в частности. Все они являются аспектами более крупной проблемы - проблемы места и роли РПЦ в государственном механизме Российской империи.

В науке сложилась традиция рассматривать государственную деятельность РПЦ в синодальный период посредством категории «системы (модели) государственно-церковных отношений», что представляется не совсем удачным, поскольку сама постановка вопроса о существовании государственно-церковных отношений в правовом аспекте предполагает наличие такого качества у его субъектов как самостоятельность. Между тем, именно такого качества у РПЦ в синодальный период не было, она являлась неотъемлемой частью государственного механизма, вследствие этого и предметом исследования должна стать не система отношений РПЦ и государства, а правовое положение РПЦ в государственном механизме Российской империи. Этот подход, позволяющий объединить формально-юридический и исторический методы исследования, как нельзя лучше иллюстрируется словами протопресвитера А. Шмемана, который отмечал, что для «симфонии властей», являющейся православным идеалом соотношения государства и церкви, изначально была чужда идея самостоятельности церковной организации: «...Нет проблемы церкви и государства, а есть только вопрос о соотношении двух властей: светской и духовной в самом государстве»2.

В дооктябрьский период правовой статус РПЦ, а также «признанных» и «терпимых» религиозных объединений империи, был публично правовым вследствие того, что закон обязывал их осуществлять такие государственные функции, как регистрацию актов гражданского состояния, судопроизводство по брачным делам, духовную цензуру и полицейскую слежку за своей паствой. В то же время нельзя не заметить того, что между религиозными объединениями империи существовало и юридическое, и фактическое неравенство, а Свод законов Российской империи закреплял различия в правовом состоянии религиозных объединений в государственном, гражданском, административном, финансовом, уголовном и процессуальном законодательстве. Неравенство правового положения религиозных объединений составило сущность иерархии «исповеданий» Российской империи. Правовое положение РПЦ отличалось от правового положения остальных религиозных объединений, в первую очередь тем, что РПЦ являлась частью государственного аппарата империи, в то время как «терпимые» и «признанные» религиозные объединения, выполняя возложенные на них государственные функции, непосредственно в него не входили, относясь к сфере «управления подчиненного» . Управление РПЦ согласно Основным государственным законам Российской империи было отнесено к «управлению верховному», т. е. такому, в котором верховная власть императора действовала непосредственно, а не через другие органы исполнительной власти. Во всех правоотношениях РПЦ выступала под наименованием «ведомства православного исповедания» или «Духовного ведомства», что подчеркивало ее правовое положение - положение церкви, являющейся частью государственного аппарата.

Отделение церкви от государства в Советской России

Советское государство с момента своего рождения объявило одной из первоочередных задач установление в России подлинной свободы совести. И хотя правовой статус РПЦ в Советском государстве был определен только декретом «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января 1918 года1, ее положение стало стремительно изменяться уже с первых дней установления советской власти. Церковь последовательно и целенаправленно устранялась из государственной сферы жизни общества, в первую очередь был нанесен удар по ее экономической мощи. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов декретом «О земле» установил, что все земли - монастырские и церковные - переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов . В ходе реализации этого декрета церковь потеряла около 3 млн. десятин земли, 436 молочных ферм, 602 скотных двора3.

30 октября 1917г. декретом «О передаче жилищ в ведение городов» городские Советы, получив право муниципализировать частные домовладения4, в течение 1918 года муниципализировали 704 гостиницы и подворья, 1112 доходных домов, 277 больниц и приютов, принадлежавших учреждениям РПЦ5. 7 марта 1918г. в связи с введением государственной монополии на производство свечей ВСНХ РСФСР национализировал все находившиеся в России свечные фабрики, в том числе и церковные6. Народный комиссариат имуществ постановлением от 14 января 1918 года упразднил «придворное духовенство», а его благотворительные и учебные заведения передал государству . 20 января 1918г. декретом «О прекращении выдачи государственных средств на содержание церквей, часовен, священнослужителей, законоучителей и на совершение церковных обрядов» вьщача денег из государственных средств на нужды бывшего Духовного ведомства была прекращена, а выплата жалованья священнослужителям - с 1 марта 1918 года8.

Эти меры привели к ликвидации большинства источников финансирования деятельности РПЦ: госкредиты и госассигнования, отпущенные ведомству православного исповедания были изъяты, капиталы, принадлежавшие Св. Синоду -национализированы, недвижимость - отчасти муниципализирована, отчасти национализирована. Сократились поступления в общецерковную казну от приходов и монастырей, что сделало крайне затруднительным издание периодической церковной печати, финансирование духовных академий9, выплату жалования церковной иерархии.

РПЦ была отстранена от традиционной для нее деятельности по воспитанию молодого поколения. Постановлением СНК от 11 декабря 1917г. «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению» все учебные заведения РПЦ были национализированы и переданы в ведение Наркомпроса РСФСР10. С 1 января 1918г. в светских учебных заведениях были упразднены должности законоучителей всех конфессий.

Следующим шагом Советского государства в сфере регулирования государственно-церковных отношений стала реформа брачно-семейного законодательства. В декабре 1917 г. декретом «О гражданском браке, детях и о ведении книг записей актов состояния» был введен институт светского брака, регистрируемого в органах ЗАГС. С этого момента, заключаемые гражданами церковные браки, перестали признаваться государством в качестве юридического факта, порождающего права и обязанности сторон, а церковные браки, заключенные до 20 декабря 1917 г., были приравнены к законным11. А декретом ВЦИК и СНК «О расторжении брака» все бракоразводные дела, находившиеся в производстве духовных судов, были переданы местным судам, а при обоюдном согласии супругов на развод - в отделы Записей актов гражданского состояния.

Декрет «О суде» №1 не затронул духовные суды, которые, в отличие от дореволюционных светских судов, в ноябре 1917г. не были упразднены. Вместе с тем, согласно декрету «О расторжении брака» бракоразводные дела были переданы в ведение народных судов, что сузило сферу юрисдикции духовных судов, при этом расторжение церковного брака по каноническим правилам гражданам не запрещалось, но постановления о разводе, принимаемые церковными органами не имели юридической силы13.

Советское законодательство упразднило иерархию конфессий и религиозных объединений, провозгласив принцип равенства граждан в правах и обязанностях независимо от их вероисповедания, а Декларация прав народов России от 15 ноября 1917 года отменила и запретила все и всякие религиозные привилегии и ограничения для народов Советской России14. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 11 ноября 1917г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» были упразднены права и привилегии всех сословий, в том числе и духовенства независимо от его конфессиональной принадлежности 15. Таким образом, законодательные акты первых месяцев советской власти подготовили отделение церкви от государства, следствием чего явилось изменение правового положения РПЦ. Она была уравнена в правах и обязанностях с остальными религиозными объединениями Советской России. Эти преобразования подготовили базу для принятия декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который неоднократно анализировался в юридических, исторических, философских и религиоведческих исследованиях. В целом авторы положительно оценивают его содержание и историческое значение, критику вызывает, как правило, только пункт 12 декрета, согласно которому церковь была лишена права собственности на имущество и прав юридического лица.

Русская православная церковь в период ужесточения религиозной политики Советского государства (1929-1936 гг.)

К концу 20-х годов в религиозной политике Советского государства произошли существенные изменения, связанные с началом коренной ломки общественных отношений. Непродолжительное смягчение политики Советского государства в отношении религии и церкви середины 20-х гг. сменилось новым наступлением государства на церковь, характеризуемым исследователями как период «массовых гонений на церковь» . По мнению партийного и советского руководства, настал тот момент, когда возникла необходимость в полной мере реализовать резолюцию п. 13 второй программы партии, предусматривавшую искоренение религиозных предрассудков и ликвидацию церкви. Так, И.В.Сталин в конце 1928 г., высказываясь по поводу борьбы с кулачеством, призвал одновременно развернуть антирелигиозную пропаганду и начать борьбу с реакционным духовенством. Несколько ранее, в 1927 г. в беседе с американской рабочей делегацией он заявил: «Партия не может быть нейтральной в отношении носителей религиозных предрассудков, в отношении реакционного духовенства, отравляющего сознание трудящихся масс. Подавили ли мы реакционное духовенство? Да, подавили. Беда только в том, что оно не вполне еще ликвидировано. Антирелигиозная пропаганда является тем средством, которое должно довести до конца дело ликвидации реакционного духовенства».

В январе 1929 г. на Политбюро ЦК ВКП(б) было рассмотрено и одобрено предложение, выдвинутое Л.М.Кагановичем и В.М.Молотовым, о необходимости выработки специального партийного постановления по религиозному вопросу, которое стало бы руководящим документом и для партийных, и для государственных органов. Результатом явилось письмо ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной работы»3, разосланное в местные партийные организации в феврале 1929 года. Особое внимание в нем обращалось на политическую позицию религиозных организаций. Духовенство, актив верующих, органы церковного управления, религиозные организации в целом были зачислены в разряд активизировавшихся в условиях обострения классовой борьбы противников социализма.

На состоявшемся в мае 1929 года XIV Всероссийском съезде Советов наряду с социально-экономическими и политическими вопросами особое внимание было уделено проблеме отношения государства к религии и церкви. В докладах Председателя СНК СССР А.И.Рыкова и Наркома просвещения А.В.Луначарского религиозные организации были отнесены к «врагам социалистического строительства», а духовенство к «остаткам капиталистических классов»4. Съезд принял новую редакцию ст. 4 Конституции РСФСР 1925 года, исключившую из текста статьи право граждан на религиозную пропаганду.

8 июня 1929 г. при ЦК ВКП(б) было проведено антирелигиозное совещание, которое дало указание партийным, комсомольским, профсоюзным организациям, Центральному совету Союза безбожников начать «решительное наступление на позиции церковников и сектантов» . Этот призыв был подхвачен советской прессой, и уже на следующий день на страницах центральных изданий религиозные организации стали именоваться «кулацко-непманской агентурой», которая «мобилизует реакционные и малосознательные элементы страны в целях контрнаступления на мероприятия советской власти и коммунистической партии»6.

Политический курс ВКП(б) был поддержан профсоюзами и кооперативными организациями. Центральный совет профсоюза печатников принял постановление об отказе печатать в типографиях религиозную литературу, руководство кооперативного движения дало указание о запрещении производства и реализации предметов религиозного культа . Исполкомы местных Советов стали в массовом порядке закрывать храмы и молитвенные дома.

Вскоре начался II съезд Союза безбожников, определивший антирелигиозную борьбу как один из важнейших участков классовой борьбы. Лозунгом антирелигиозного движения стал призыв: «Борьба с религией - есть борьба за социализм»8. Переименовав организацию в Союз воинствующих безбожников (СВБ), съезд обратил особое внимание своих первичных ячеек на «разоблачение политической классовой роли религии и контрреволюционной деятельности церковных и сектантских организаций»9.

Председатель Постоянной комиссии по вопросам культа при Президиуме ВЦИК П.Г.Смидович в письме к Е.М. Ярославскому, оценивая итоги II съезда Союза воинствующих безбожников, дал яркую характеристику сущности религиозной политики ВКП(б) данного периода: «Приписать правому оппортунизму терпимость к религии и религиозным пережиткам - значит вызвать целый ряд недоразумений. Нетерпимостью к религии определить курс партии - это дать возможность прийти к заключению, что курс партии меняется, что начинается период открытого гонения на «религиозные убеждения». Этот курс «нетерпимости» будет... проводить многомиллионная массовая организация Союза Воинствующих Безбожников, которая должна превратить антирелигиозную работу в широкое массовое движение»1 . Он признавал, что «теперь уже движение Воинствующих Безбожников часто выливается в формы стихийные и не считается с рамками революционной законности»11. Вместе с тем ЦК ВКП(б) считал, что антирелигиозная пропаганда и агитация не имеет нечего общего с фактами незаконного закрытия храмов, поэтому еще 5 июня 1929 г. разослал на места циркуляр «О тактичном подходе в деле закрытия церквей», в котором предложил всем партийным организациям «повести решительную борьбу... с извращениями в практике закрытия церквей и других молитвенных домов» .

Похожие диссертации на Правовой статус Русской православной церкви в Советском государстве