Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принцип политического многообразия в российском праве Шантора Алексей Андреевич

Принцип политического многообразия в российском праве
<
Принцип политического многообразия в российском праве Принцип политического многообразия в российском праве Принцип политического многообразия в российском праве Принцип политического многообразия в российском праве Принцип политического многообразия в российском праве Принцип политического многообразия в российском праве Принцип политического многообразия в российском праве Принцип политического многообразия в российском праве Принцип политического многообразия в российском праве
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шантора Алексей Андреевич. Принцип политического многообразия в российском праве : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Москва, 2002 165 c. РГБ ОД, 61:03-12/326-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Политическое многообразие как принцип правового регулирования общественный отношений.

1. Социальная природа принципа политического многообразия.

2. Юридическая природа принципа политического многообразия.

3. Принцип политического многообразия в системе культурно-правовых ценностей российского общества.

Глава II. Юридические средства реализации принципа политического многообразия.

1. Понятие и виды юридических средств реализации принципа политического многообразия.

2. Регулятивные юридические средства реализации принципа политического многообразия.

3. Охранительные юридические средства реализации принципа политического многообразия.

4. Органы внутренних дел в системе юридических средств реализации принципа политического многообразия.

Заключение.

Список литературы.

Введение к работе

Актуальность исследования. Мировой опыт показывает, что становление правовой государственности предполагает формирование общественных отношений, основанных на принципе политического многообразия. Различные требования этого принципа нашли свое отражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 года (ст. 19, 20, 21), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 1, 18, 19, 21, 22, 25, 26)1, в конституциях практически всех современных демократических государств .

Признавая общепризнанные принципы и нормы международного права составной частью российской правовой системы, Конституция Российской Федерации закрепляет идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом (ст. 13), а также комплекс прав и свобод, позволяющих гражданам участвовать в политической жизни страны как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 17, 18, 28, 29. 30. 31, 32, 33). В развитие Конституции Российской Федерации в последние годы принят целый пакет законодательных актов, в том числе Закон Российской Федерации «О политических партиях», призванных обеспечить нормативно-правовое регулирование общественных отношений, основанное на принципе политического многообразия.

Большое значение нормативно-правовому обеспечению формирования отношений политического многообразия придает руководство Российского государства. Об этом свидетельствуют, в частности, указы Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации», «О комиссии при Президенте Российской

1 См.: Международная защита прав и свобод человека. Сб. док. М., 1990, с. 17-18, 32, 40-43.

2 См.: Конституции зарубежных государств. М., 1996; Новые конституции стран Восточной Европы и Азии. М.,
1996.

з федерации по противодействию политическому экстремизму в Российской федерации», «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам взаимодействия с политическими партиями, фракциями, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»1, а также его ежегодные послания Федеральному Собранию Российской Федерации2.

В то же время, практика свидетельствует о том, что складывающийся механизм нормативно-правового регулирования политических отношений не всегда эффективно обеспечивает формирование и развитие их плюралистических, демократических начал, недостаточно защищает общество от проявлений политического экстремизма и других негативных явлений, ущемляющих права и свободы участников политических процессов, происходящих в современной России. Кроме того, до настоящего времени среди определенной части представителей отечественной политико-правовой науки и политической элиты существует мнение о неприемлемости для Российской Федерации якобы чуждых ей ценностей западной цивилизации, в том числе и институтов политического многообразия.

В этих условиях актуальной задачей политико-правовой науки становится разработка различных аспектов принципа политического многообразия в качестве отправной идеи, основного начала нормативно-правового регулирования политических отношений, а также критический анализ нового российского законодательства, закрепляющего требования принципа политического многообразия и выработка на этой основе оптимального механизма правового обеспечения формирования демократической политической системы.

1 См.: Российская газета, 1995, 25 марта; 1996, 22 октября; 1997, 30 октября.

2 См.: Российская газета, 1999, 31 марта; 2000, 18 января; 2001, 4 апреля.

3 См.: Синюков B.H. Российская правовая система. Саратов, 1994, с. 210-211; Зюганов Г.А. Давайте научимся
слушать оппонента. - Российская газета, 2001, 27 сентября.

Не случайно, что эти научные направления рассматриваются в ряду наиболее предпочтительных диссертационных исследований проблем общей теории права и государства на ближайшие годы .

Несмотря на очевидную актуальность и практическую значимость данного направления научных исследований, проблема принципа политического многообразия в российском праве до настоящего времени не разрабатывалась.

Высказанные соображения и предопределили выбор автором данной темы диссертационного исследования.

Объект исследования. Объектом исследования являются политико-правовые отношения.

Предмет исследования. Предметом исследования выступает принцип политического многообразия в российской праве.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является характеристика политического многообразия как принципа нормативно-правового регулирования общественных отношений и выработка предложений по оптимизации его законодательного закрепления и реализации.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

- раскрыть социальную и юридическую природу принципа
политического многообразия;

показать место и роль принципа политического многообразия в системе культурно-правовых ценностей российского общества;

обосновать понятие и виды юридических средств реализации принципа политического многообразия;

проанализировать особенности регулятивных и охранительных юридических средств реализации принципа политического многообразия;

1 См.: Баранов П.П., Баранов В.М. Общая теория права. Ретроспективный библиографический указатель. Ростов-на-Дону, 1999, с. 67, 84, 699, 807 и др.

- выявить роль и основные направления деятельности органов
внутренних дел в системе юридических средств реализации принципа
политического многообразия;

- сформулировать предложения по совершенствованию юридических
средств реализации принципа политического многообразия.

Методологические и теоретические основы исследования. Работа выполнена на основе диалектического материализма - всеобщего метода научного познания, позволившего показать социальную и юридическую природу принципа политического многообразия и его соотношение с другими общественными явлениями. Для раскрытия места и роли принципа политического многообразия в системе культурно-правовых ценностей российского общества использовался структурно-функциональный метод. Применение сравнительно-правового метода научного познания и методов толкования права позволило проанализировать используемые законодателем регулятивные и

^ охранительные юридические средства реализации принципа

политического многообразия. В процессе разработки всех аспектов темы использовались также логический, историко-правовой методы исследования государственно-правовых явлений.

Теоретическими источниками диссертационного исследования стали труды правоведов, политологов, историков, философов, а также представителей других областей научных знаний. В процессе подготовки

* диссертации были использованы, в частности, работы С.С. Алексеева, B.C.

Афанасьева, М.В. Баглая, Н.В. Витрука, Н.Н. Вопленко, Ж. Карбонье, Д.А. Керимова, Н.М. Кепзорова, В.В. Лазарева, Д.Н. Луковской, М.Н. Марченко, В.О. Мушинского, B.C. Нерсесянца, Н. Неновского, Б.М. Пугачева, Т.Н. Радько, В.Н. Синюкова, Л.С. Явича и многих других авторов.

Глубокому и всестороннему анализу было подвергнуто законодательство Российской Федерации, в котором нашли закрепление

6 различные юридические средства реализации принципа политического многообразия.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой первое монографическое исследование политического многообразия как принципа правового регулирования общественных отношений и особенностей его реализации в законодательстве современной России.

Научная новизна диссертации находит свое непосредственное выражение в следующих основных положениях и выводах, выносимых на защиту:

1. Социальная природа принципа политического многообразия

>

кроется в таком типе общественных отношений, для которого характерны:

многопартийность; легальная оппозиция государственной власти;
регулярные свободные общенародные выборы органов государственной
власти; комплекс прав и свобод граждан, позволяющий им участвовать в
общественно-политической жизни; равноправие и свобода идеологий;
- правовые формы взаимодействия субъектов политических отношений и

др.

Особенностями формирования данного типа общественных
отношений в современной России являются: существование значительного
числа политических партий, многие из которых формируются
конъюнктурно и не отражают интересы соответствующих социальных
слоев населения; преимущественно левая ориентация массового низового
* актива политических объединений; низкий рейтинг (привлекательность)

политических партий среди населения; отсутствие эффективной социал-демократической альтернативы леворадикальным политическим течениям; криминализация партийно-политических отношений и др.

2. Принцип политического многообразия - это совокупность

основных начал, отправных идей, отражающая объективные потребности 0

демократического устройства политических отношений и определяющая сущность и содержание их нормативно-правового регулирования.

Содержание принципа политического многообразия

характеризуются совокупностью требований, направленных на правовое

обеспечение демократического типа политической системы. К основным

из этих требований относятся: ограничение нормативно-правового I

регулирования сферами политических отношений, государственный

контроль за которыми необходим для обеспечения демократических

институтов; использование преимущественного общедозволительного

метода правового регулирования поведения субъектов политических

отношений; наделение субъектов политических отношений правовым

статусом, позволяющим им активно участвовать в политических процессах

и предотвращающим злоупотребление правом; установление юридических

последствий правонарушений в сфере политических отношений и

взаимной ответственности их участников и др.

3. Отсутствие исторических традиций формирования и
функционирования демократических институтов, кризисные процессы в

^ различных сферах общественных отношений на современном этапе

обусловливают не всегда адекватное восприятие принципа политического многообразия определенной частью российского общества.

Процесс адаптации принципа политического многообразия к неоднозначной по своему содержанию системе культурно-правовых ценностей современного российского общества носит объективный характер, но во многом будет зависеть от решения социально-

* экономических проблем, повышения правовой культуры,

сбалансированности реконструкции организационных структур политической системы.

4. Содержание юридических средств реализации принципа
политического многообразия включает в себя нормативно закрепленную
совокупность правовых категорий, понятий, конструкций,
процессуальных механизмов их реализации, отражающую требования
основных начал демократических политических отношений. По

функциональному назначению юридические средства реализации принципа политического многообразия делятся на регулятивные и охранительные. Первые обеспечивают позитивное функционирование субъектов политической системы путем нормативного закрепления содержания принципа политического многообразия прав, обязанностей и механизмов их осуществления, а вторые - защиту субъектов политических отношений посредством нормирования процессуальных механизмов выявления, пресечения и расследования правонарушений в политической сфере и установления юридических последствий их совершения.

  1. В качестве объекта регулятивных юридических средств реализации принципа политического многообразия выступают две группы политических прав граждан: обеспечивающие участие в организации и деятельности государства (избирательное право, право на референдум, право на равный доступ к государственной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы); обеспечивающие участие в жизни гражданского общества (право на объединение, право на проведение коллективных политических мероприятий, право на свободу слова и средств массовой информации).

  2. Охранительные юридические средства реализации принципа политического многообразия находят свое применение в конституционной, административной, уголовной, дисциплинарной сферах нормативно-правового регулирования. В механизме применения охранительных юридических средств реализации принципа политического многообразия участвуют: Государственная Дума и Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации; суды общей юрисдикции; органы внутренних дел; органы федеральной службы безопасности; органы прокуратуры; государственные органы и

должностные лица, имеющие право назначения на должности государственных служащих; квалификационные коллегии судей.

  1. Деятельность органов внутренних дел по применению юридических средств реализации принципа политического многообразия строится на принципах приоритета прав и свобод личности, политической беспристрастности и включает в себя: охрану общественного порядка при проведении массовых политических мероприятий; оказание помощи субъектам политических отношений по реализации принадлежащий им прав и свобод; задержание лиц, нарушающих права и свободы, порядок их осуществления и оформление материалов для привлечения виновных к административной ответственности; проведение оперативно-розыскных и дознавательных мероприятий по выявлению преступных посягательств на политические права и свободы.

  2. Существующая система регулятивных и охранительных юридических средств реализации принципа политического многообразия имеет ряд недостатков. Не получили адекватного конституционного закрепления основные элементы содержания принципа политического многообразия. Отсутствует законодательная основа механизма использования права на проведение массовых политических мероприятий, права на индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти. Остается ограниченным право на участие в отправлении правосудия через институт присяжных заседателей. Не получил достаточно последовательного и четкого закрепления уведомительный порядок создания политических партий. Законодательный запрет создания политических партий по признакам профессиональной, национальной и религиозной принадлежности не согласуется с Конституцией Российской Федерации. Отсутствует должная нормативно-правовая база ответственности государства за нарушение принципа политического многообразия, противодействия проявлениям политического экстремизма.

*

*

Практическая значимость исследования. Несмотря на теоретико-правовой характер диссертации, она имеет и практическое значение. Содержащиеся в ней положения и выводы о понятии принципа политического многообразия и особенностях юридических средств его реализации в современной России могут быть использованы для совершенствования законодательства, регулирующего политические отношения, а также деятельности государственных и общественно-политических организаций.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы и в процессе преподавания общей теории права и государства, конституционного права, политологии и некоторых других учебных дисциплин.

Апробация работы. Положения и выводы диссертации нашли отражение в рабочих программах ряда дисциплин юридических вузов МВД Российской Федерации. По теме диссертации опубликованы две научные статьи.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка литературы.

Социальная природа принципа политического многообразия

Начало социологии государства и права было положено развитием социологической науки во Франции Огюстом Контом и в Англии Гербертом Спенсером. Позже было создано и социологическое направление государственно-правовой науки, основателем которой считается австрийский ученый Эрлих, написавший в 1913 году книгу «Основы социологии права». Это направление в противоположность догматической (формальной) юриспруденции предполагало рассмотрение в качестве источника права не государство, а общественные отношения, изучение права эмпирически, во взаимосвязи с другими социальными явлениями. В рамках этого направления современной государственно правовой наукой исследуются складывающиеся правовые отношения, эффективность права, правосознание, правовая культура и другие аспекты права, требующие применение социологических методов научного познания. В современной отечественной юриспруденции, пожалуй, отсутствуют работы, исследующие данную проблематику на уровне, например, монографии Жана Карбонье «Юридическая социология» (1986 год). В то же время нельзя не отметить существенный вклад, который внесли в её разработку В.Н. Кудрявцев, А.П. Казимирчук, В.В. Лапаева, В.А. Щегорцев, Ю.И. Гревцов и другие.

Использование этого социологического направления в государственно-правовой науке явно просматривается в оценке сущности правовых принципов, данной в свое время еще Ф. Энгельсом. В письме Конраду Шмидту от 27 октября 1890 года он писал: отражение объективных потребностей общественного развития в правовых принципах происходит помимо сознания действующего; юрист воображает, что оперирует априорными положениями, а это всего лишь отражения экономических отношений1.

Предельно четко мысль о социальной обусловленности законов выразил и французский мыслитель XVIII века П. Гольдах. Он, в частности писал, что «гражданские законы могут лишь применять законы природы и толковать их таким образом, чтобы это в наибольшей степени соответствовало благу данного общества», а в случае, если гражданский закон «мешает нам делать то, что требует или разрешают нам природа, разум, благо общества, он несправедлив и тираничен, и его создатели превышают власть».

Социологическое направление в государственно-правовых исследованиях получило существенное развитие в современной, в том числе и в отечественной юридической науке. Поэтому сегодня является общепризнанным, что именной социологический подход помогает видеть социальную природу правовых явлений, их связь с другими общественными явлениями, в том числе экономическими, политическими, идеологическими3.

В контексте социальной обусловленности правовых явлений в юридической литературе выделяются и анализируются те из них, которые выступают непосредственным выражением, ближайшим воплощением и проводником глубинных требований социальной жизни. К числу таких явлений относят прежде всего принципы права. Подчеркивается, что генезис принципов права сложен и противоречив, его истоки лежат в закономерностях господствующих общественных отношений. В силу различных обстоятельств, то, что должно быть закреплено в качестве важнейших начал данного типа права, не всегда фиксируется в законах, а будучи зафиксированным в них не во всех случаях трансформируется в реальные принципы права . Адекватное отражение потребностей общественного развития в принципах права во многом зависит от законодателя, задача которого в демократическом обществе, как справедливо заметил К. Маркс в критике гегелевской философии права, состоит не в подмене закона своей волей, а в открытии и формировании действительного закона .

Принцип политического многообразия, как и другие принципы права, обусловливается определенным типом общественных отношений. Таковым выступают отношения политического многообразия, которые нередко ошибочно и отождествляются с одноименным принципом правового регулирования. Этот тип политических отношений подвергается исследованию в работах как зарубежных, так и отечественных авторов. В начале XX века возникает самостоятельная теория, призванная дать характеристику политического многообразия (плюрализма). Представители этой теории (Г.Ласки, М. Даль и др.) предприняли попытку моделирования общественных отношений, построенных на принципе политического многообразия. По мнению авторов в соответствии с такой моделью в осуществлении политической власти в стране наряду с правительством принимают участие многочисленные общественные объединения, создаваемые на основе единых интересов (профессиональных, материальных, религиозным, возрастных). Оказывая давление на органы государственной власти они добиваются достижения своих интересов.

Юридическая природа принципа политического многообразия

Рассмотрение принципа политического многообразия в системе культурно-правовых ценностей российского общества представляется объективно необходимым аспектом разработки темы настоящего исследования. Это объясняется тем, что между ценностями, оценками и нормами существует тесная связь и взаимные переходы. Поэтому в науках, предметом которых является мораль, право, искусство, необходимо их взаимосвязанное изучение и объяснение, а наряду с этим и их разграничение. В силу данного обстоятельства и общая теория права как наука включает в свой предмет исследование правовых ценностей, оценки в сфере права, ценностные аспекты правовых норм, критерии оценки в области права и т.д.

Как известно теория и практика принципа политического многообразия является, так сказать, изобретением романо-германской государственно-правовой системы, западными культурно-правовыми ценностями. В этой связи в российской политико-правовой теории и практике традиционно возникает и обсуждается вопрос о том, в какой степени и в каких модификациях принцип политического многообразия может быть адаптирован к системе культурно-правовых ценностей российского общества. Данный вопрос является одним из аспектов более общей проблемы постсоветского, постсоциалистического развития. По мнению B.C. Нерсесянца, уделяющего большое внимание изучению данной проблемы, характер развития постсоциалистических общественных отношений является глобальной проблемой, пути решения которой во многом определят развитие последующей истории, всей человеческой цивилизации. Направление этого развития, как считает автор, будет

определяться не субъективным желанием, а объективными возможностями и потребностями общества с социалистическим прошлым. Субъективные, в том числе политические факторы, могут сыграть позитивную роль лишь в случае их соответствия логике исторического процесса.

В работах советского периода ответ на этот вопрос, зачастую, давался весьма однозначный и категоричный: «противоположные типы политических культур качественно несовместимы, принципиально невозможны их ассимиляция друг с другом и конвергенция, о которых вопреки политической реальности упорно рассуждают политологи на Западе». Идеология политического плюрализма рассматривалась как «реакционный идеологический миф». В то же время в качестве объективной закономерности функционирования всех компонентов культуры признавалась преемственность их исторического развития, предполагающая, с одной стороны, наследование и использование накопленных культурных ценностей и, с другой, - их критический анализ и творческую переработку. Аналогичная позиция существовала и относительно преемственности политико-правовых идей и институтов.

Но и в современный период, когда отечественные политология и юриспруденция преодолевают монополизм не оправдавших себя идеологических догматов о невозможности мировой конвергенции различных типов общественных систем, высказываются различные взгляды о приемлемости западных политико-правовых институтов, в том числе принципа политического многообразия, для государств постсоветского пространства. Однако сегодня сомнения в возможности и целесообразности преемственности западных политико-правовых ценностей обосновывается уже не антагонистическим характером различных типов общественно-экономических формаций, а особым российским менталитетом.

Так, высказывается мнение об отсутствии в общественной жизни нашей страны тенденций, которые определяли бы принципиальную возможность установления демократического политического режима. Это мнение обосновывается, в том числе, и традиционно тоталитарным характером общественного сознания в России. В частности, отмечается, что для российского мышления не характерно свойственное Западу дифференцированное осмысление структуры общества. Авторы данной точки зрения, ссылаясь на практику правового регулирования политических отношении в романо-германскои и российской правовых системах, приходят к выводу о том, что универсальность демократических ценностей является мнимой, а стремление преодолеть невосприимчивость российского менталитета к западным политико-правовым ценностям во имя преодоления отсталости и тоталитаризма может оказаться бесплодным и даже вредным.1 При этом в качестве теоретико-методологического обеспечения данного вывода используются труды В. Соловьева, Н. Бердяева, Н. Трубецкого, а также Л. Гумилева, который писал: общечеловеческая культура невозможна потому, что все этносы имеют разный вмещающий ландшафт и различное прошлое, формирующееся как во времени, так и в пространстве. Следовательно культура каждого этноса своеобразна, что и придает ему пластичность, обусловливает оптимальную форму существования человечества.

Понятие и виды юридических средств реализации принципа политического многообразия

Содержательное исследование данного аспекта темы предполагает предварительное рассмотрение понятия реализации права, поскольку существует, по крайней мере два подхода к его раскрытию, зависящих от сложившихся взглядов на соотношение права и закона.

Под реализацией права принято понимать осуществление (использование, исполнение, соблюдение, применение) субъектами содержащихся в нормативно-правовых актах предписаний. Такой подход в значительной мере объясняется традиционным отождествлением права и закона в отечественной литературе и в контексте обеспечения правомерного поведения граждан и должностных лиц, режима законности представляется вполне оправданным. Вместе с тем проблема реализации права имеет и другой, не менее важный аспект, связанный с реализацией права законодательствующими, нормотворческими органами. В этом аспекте перед ними стоит задача реализации в нормативно-правовых актах правовой природы вещей, которая выражается в объективно складывающихся принципах и нормах поведения участников общественных отношений.

Исходя из этого, под реализацией принципа политического многообразия в рамках предпринятого исследования понимается отражение его сущности и содержания в законах и подзаконных нормативно- правовых актах. Рассмотренные в предыдущей главе сущностные и содержательные характеристики принципа политического многообразия получают свое нормативное закрепление путем использования различных юридических средств.

В литературе понятие юридических средств зачастую рассматривается как само собой разумеющееся, то есть не нуждающееся в обосновании, раскрытии. Вместе с тем, в последнее время все чаще предпринимаются попытки исследовать его как особую, специфическую категорию, характеризующую механизм правового регулирования. В данном контексте юридические средства определяются как «...правовые явления, выражающиеся в инструментах (установления) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей». С этих позиций к видам юридических средств относят нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения и наказания, акты реализации прав и обязанностей.

Юридические средства раскрываются и как « ...объективированные субстанциональные правовые явления, обладающие фиксированными свойствами, которые позволяют реализовать потенциал права, его силу».3 При этом отмечается, что правовые средства не образуют принципиально отличных от зафиксированных в понятийном аппарате явлений правовой действительности, а представляют собой весь спектр правовых феноменов, нацеленных на их использование для решения различных социальных задач.

Следует отметить, что термин «юридические средства» используется и в законодательстве. Например, в статье 46 Конституции Российской Федерации говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Тот же по существу смысл имеет и содержание статьи 45, закрепляющей право каждого «... защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

О юридических средствах идет речь и в ряде статей отраслевого законодательства. Так, раскрывая понятие крайней необходимости статья 39 Уголовного кодекса Российской Федерации, в частности гласит, что причинение вреда другому субъекту допустимо, если опасность не могла быть устранена иными средствами. Статья 46 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР предоставляет право обвиняемому защищать свои права и законные интересы любыми другими средствами и способами, не противоречащими закону. Аналогичное положение содержится и в уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, вступающим в действие с 1 июля 2002 года (ст. 47).

Представляется, что понятие «юридические средства» имеет, все таки, собирательное значение и не отражает какой-либо особой правовой сущности. Исходя из этого, есть основания предположить, что содержание юридических средств реализации принципа политического многообразия включает в себя нормативно закрепленную совокупность правовых категорий, понятий, конструкций, процессуальных механизмов их реализации, отражающую требования основных начал демократических

политических отношений.

Похожие диссертации на Принцип политического многообразия в российском праве