Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Учение С. Л. Франка о государстве и праве Черноков Алексей Эдуардович

Учение С. Л. Франка о государстве и праве
<
Учение С. Л. Франка о государстве и праве Учение С. Л. Франка о государстве и праве Учение С. Л. Франка о государстве и праве Учение С. Л. Франка о государстве и праве Учение С. Л. Франка о государстве и праве Учение С. Л. Франка о государстве и праве Учение С. Л. Франка о государстве и праве Учение С. Л. Франка о государстве и праве Учение С. Л. Франка о государстве и праве
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черноков Алексей Эдуардович. Учение С. Л. Франка о государстве и праве : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : СПб., 2002 195 c. РГБ ОД, 61:03-12/410-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование и эволюция политико-правовых взглядов С.Л.Франка с.9-35

Глава II. Духовные основы общества (методологический аспект) с.36-120

1. Онтологические основы общественности с.36-49

2. Общество и индивид с.49-61

3. Сущность общества с.61-72

4. Право и нравственность с.72-77

5. Соотношение «закон и «благодати»..с.77-89

6. Церковь и мир с.89-97

7. Иерархизм и равенство с.97-107

8. Консерватизм и творчество с.107-120

Глава III. Государство и право в структуре идеального общества с.121-181

1. Идеальное общество и революционные преобразования с. 121-148

2. Концепция государства и цели гражданского общества с. 148-170

3. От служебной роли права к естественному праву с.170-181

Заключение с.182-185

Список литературы ). с. 186-195

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования обусловлена, прежде всего, тем, что вопросы, затрагиваемые представителями отечественной политико-правовой мысли начала XX века и первых десятилетий эмиграции, остаются актуальными и в наше время. Изучение существовавших концепций должно помочь при определении направления развития страны, перед которой открыто несколько путей: либерализм (освобожденный от крайностей), консерватизм (сохраняющий возможность продвижения к правовому обществу) или возвращение к тоталитарной системе.

Достаточно значимое место среди различных политико-правовых направлений отечественной мысли занимает то, которое можно обозначить как религиозно-правовое. К нему принадлежали такие разные мыслители, как B.C. Соловьев, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев. Подходы к насущным проблемам общественного развития, предложенные этими исследователями, конечно, отличались друг от друга, но общим у них было то, что они признавали существование Божественной воли, стоящей над человеком. Они разработали оригинальные концепции права и государства, в корне отличные от популярного с начала столетия в России либерализма.

Творчество мыслителей религиозно-правового направления можно разделить на несколько последовательных этапов. В начале своего интеллектуального пути фактически все они прошли через увлеченность марксизмом (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк) и либерализмом (К.П. Победоносцев, B.C. Соловьев, С.Л. Франк). Однако, размышляя над происходившими на их глазах

событиями, практически все они кардинально изменили свои мировоззренческие позиции. Происходило это, несомненно, под влиянием увиденного и пережитого. Приняв в молодости участие в революционных событиях, большая часть представителей религиозно-правового направления пришла к выводу о пагубности революционного переустройства общества. Результатом ре-волюциопных потрясений было уничтожение всего старого уклада жизни и гибель дореволюционной культуры вместе с ее носителями, последствия чего ощущаются в России до сих пор.

Степень изученности темы

С.Л. Франк относится к наименее изученным представителям

отечественной общественной мысли. Его вклад в политико-правовую теорию практически не исследован. Имеется только несколько статей (А.В. Полякова, B.C. Семенова) и отдельные параграфы монографических работ (В.М. Быченков, А.Ф. Заком-листов, И.Д. Осипов), посвященные в большинстве своем социальной философии С.Л. Франка, а не его правовым воззрениям (исключение составляют статьи А.В. Полякова). Исследованию социальной философии мыслителя была посвящена и диссертация В.В. Сухорукова, однако, с учетом того, что она готовилась в 1985 - 1987 гг., ее идеологические составляющие перевесили фактические выводы автора.

В рамках учебников по истории политической и правовой мысли о воззрениях С.Л. Франка писал только Н.М. Азаркин (и то лишь в обзорном параграфе).

Цель и задачи диссертации

Цель диссертации заключается в том, чтобы показать эволюцию политико-правовых воззрений С.Л. Франка, ее причины, а также выявить те актуальные положения его концепции, которые могут быть использованы в настоящее время. Задачи работы формулируются в соответствии с ее целью и могут быть сведены к следующим:

выявить пути формирования и эволюции политико-правовых идей С.Л. Франка;

обосновать предлагаемую периодизацию его политико-правовых воззрений;

показать значимость и место С.Л. Франка в истории политико-правовой мысли России;

на основе изученного материала определить типологическую принадлежность воззрений С.Л. Франка;

определить актуальность политико-правовой теории мыслителя и возможность ее использования в современной общественной деятельности.

Методологические и теоретические основы диссертации включают в себя комплексность исследований. Методами, используемыми в работе, являются исторический, логический и сравнительно-правовой, позволяющие раскрыть особенности воззрений С.Л. Франка на государство и право.

При написании диссертации были использованы труды по основным проблемам теории государства и права, истории политических правовых учений. Среди них следует назвать работы: Н.М. Азаркина, С.С. Алексеева, Д.А. Керимова, Ю.А. Баскина, В.Г. Графского, Ю.И. Гревцова, И.А. Исаева, С.Ф. Кечекьяна,

И.Ю. Козлихина, Э.В. Кузнецова, Д.И. Луковской, Л.С. Мамута, B.C. Нерсесянца, И.Ф. Покровского, А.В. Полякова, Е.И. Скрипи-лева, Л.И. Спиридонова, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, И.Л. Че-стнова, Л.С. Явича и др.

Существенное значение имели также труды дореволюционных теоретиков права и ученых русского зарубежья первой половины XX века. Среди них нужно выделить работы: Н.Н. Алексеева, И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, Н.О. Лосского, П.И. Новго-родцева, Л.И. Петражицкого, И.А. Покровского, B.C. Соловьева, П.Б. Струве, Е.Н. Трубецкого, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневнча, А.С. Ященко и др.

Большую роль в написании работы играли труды крупнейших мыслителей от античности до первой половины XX века. Среди них следует указать: Аристотеля, Платона, Николая Кузанского, И. Канта, Гегеля, Э. Гуссерля, О. Шпенглера и др.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она представляет собой первое комплексное, монографическое, логически завершенное историко-теоретическое исследование политико-правовых воззрений С.Л. Франка в контексте развития общественной мысли России первой половины XX века. В работе изложено целостное представление о политико-правовых взглядах С.Л. Франка и осуществлена их систематизация. На основе анализа трудов С.Л. Франка и его современников дана периодизация собственно политико-правовых воззрений мыслителя. Комплексное изучение эволюции воззрений С.Л. Франка позволило показать место философа в истории политико-правовой мысли России.

Основные положения, выносимые на защиту:

На процесс формирования политико-правовых взглядов С.Л. Франка существенное влияние оказал либерализм в его классическом варианте, что выражалось в приверженности мыслителя теории естествешюго права и концепции разделения властей. Это влияние обусловлено непосредственной вовлеченностью мыслителя в события первой русской революции;

отход С.Л. Франка от либерального мировоззрения связан с углубленным изучением им сущности власти в человеческом обществе и наблюдением за революционными событиями, разрушающими государственность и правопорядок;

онтологическая теория общества, права и государства, разработанная С.Л. Франком, представляет собой один из вариантов правового консерватизма, при сохранении отдельных либеральных черт (либеральный консерватизм);

предложенная мыслителем система регуляторов общественной жизни, основанная на приоритете веры и нравственности, свидетельствует о попытке обосновать интегральную концепцию правопонимания, в которой праву отводится важная, но вспомогательная роль ограничителя анархических порывов несовершенного по своей природе человека. Задачи государства при этом несводимы только к функциям арбитра и предусматривают активное участие в социальной жизни, направленное на поддержание ее онтологических устоев. Пытаясь найти баланс соотношения интересов личности и государства,

С.Л. Франк фактически отдает приоритет правовому консерватизму;

- С.Л. Франк выступает сторонником религиозного понимания естественного права. В его трактовке оно представляет собой «естественный закон» бытия, которому подчиняются все люди. Позиция мыслителя по отношению к естественному праву претерпела кардинальные изменения, эволюционировав от классической идеи прав человека через отрицание их первичности и значимости к новой их трактовке под влиянием событий второй мировой войны.

Теоретическая и практическая значимость диссертации

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы: 1) в дальнейших научных исследованиях отечественной теории и философии права; 2) при чтешш курса по истории политических и правовых учений, специального курса по истории правовой мысли России, в рамках спецкурса по философии права, при создании научных трудов по истории отечественного правоведения первой половины XX века.

Формирование и эволюция политико-правовых взглядов С.Л.Франка

Начало XX столетия было ознаменовано быстрым нарастанием социально-политических противоречий в российском обществе. Основной проблемой, с которой столкнулось русское правительство, было усиливающее стремление представителей либерального движения играть более значителыгую роль в политической системе и иметь возможность влиять на принятие государственной властью решений, касающихся судеб всей страны.

Либеральное движение начала столетия было неоднородно по своему составу. Среди его представителей были радикально настроенные группы, стремящиеся к созданию в России республики, а также более умеренные, говорившие о пользе конституционной монархии.

Определить суть либерализма как мировоззрения и политической доктрины достаточно сложно, но, тем не менее, необходимо для анализа политико-правовых взглядов С.Л.Франка раннего периода его творчества. Классический либерализм, родоначальником которого по праву можно назвать Дж.Локка, а крупнейшими представителями XVIII - XIX вв. - А.Смита, А.де Токвиля и Д.С.Милля, представлял собой теорию, направленную на обоснование максимально свободного развития личности, не стесненной сословными и религиозными рамками (роль ограничителей играют позитивный закон и естественное право).

Современные исследователи классического либерализма верно отмечают, что это идейное направление основано на самостоятельности человека, его жизненной активности. Так, В.П.Макаренко указывает на то, что «классики либерализма выступали против вмешательства государства в социальную жизнь. Всякое вмешательство нарушает принцип ответственности индивидов за выбор собственной судьбы. Обычно вмешательство обосновывается соображениями о социальной справедливости. На самом деле государство не в состоянии ее добиться. Прежде всего потому, что оно дает право принимать решения политикам и чиновникам. Тем самым граждане ставятся в зависимость от власти. Такая опасность возрастает, если благосостояние граждан зависит от государства» До конца XIX века именно такое понимание либерализма было господствующим. Русские либералы (в том числе и молодой С.Л.Франк) придерживались именно таких воззрений. Для этого были объективные предпосылки: степень политической свободы в России начала XX века была минимальной и находилась в противоречии с бурным экономическим развитием. В свое время еще М.Вебер четко обозначил прямую связь между капиталистическим развитием общества и его либерализацией. Некоторые исследователи даже говорят о дехристианизации, идущей вместе с либерализмом (что в определенном смысле верно: либерал — по преимуществу атеист или агностик). Поэтому мы можем принять утверждение И.И.Антоновича о том, что «в основе либерализма находится тезис о том, что индивид может «сделать себя сам», личность - творец собственной судьбы. Уже в этом - отрицание особых прав государства на него, а также проекционизма церкви, которая полагала своей «обязанностью» блюсти его благочестие, не стесняясь прибегать для этого к жестким мерам. В условиях раскрепощения индивида как общественного агента, действующего независимо от основных общественных институтов, институт частной собственности необходим ему как средство защиты всего добытого ими объявления собственности неотъемлемой частью существования» 2. Представители современного либерализма на Западе также увязывают развитие отношений собственности с правовой свободой и торжеством законности и справедливости .

Онтологические основы общественности

Говоря о дальнейшем развитии политико-правовых воззрений С.Л.Франка, следует, прежде всего, отметить, что примерно с 1909 г. (о чем было сказано в первой главе) его взгляды начинают сильно эволюционировать и ко времеші написания магистерской диссертации «Предмет знания» (1915 г.) мыслитель окончательно порывает с идеями классического либерализма, о которых говорилось в первой главе. Их место занимает собственная теория С.Л.Франка, исходящая из идей Платона и его школы (включая Николая Кузанского). Сам С.Л.Франк признавал их в числе тех мыслителей, которые оказали на него особенное влияние. Из отечествеїшьіх философов существенную роль в становлении собственной мировоззренческой системы С.Л.Франка сыграл В.С.Соловьев, один из крупных представителей философии всеединства в России. Подобная эволюция воззрений была характерна не только для С.Л.Франка, но и таких его современников, как Н.А.Бердяев и С.Н.Булгаков. Либеральное мировоззрение не могло удовлетворить наиболее вдумчивых людей эпохи, которые проделали тернистый путь от материализма к идеализму и религиозной философии.

Сам С.Л.Франк после 1909 года в меньшей степени принимал участие в политической деятельности и подвел черту предыдущему периоду публикацией в нашумевшем сборнике «Вехи», в которой направил всю силу своего таланта на разрушение мифа об особой роли революциошюй интеллигенции в русском обществе. Созданная мыслителем уже в эмиграции онтологическая теория общества представляет собой достаточно сложное явление, о методологических основах которой будет идти речь в начале данной главы.

Рассматривая феномен человека и его место в мире, С.Л.Франк, прежде всего, исследует природу знания и его соотношение с абсолютным бытием.

Согласно философу, «нам не просто доступен, наряду с известными содержаниями, непосредственно непроницаемый туман неизвестного; окутанные этим туманом, мы заранее знаем, что за ним скрывается бесконечное богатство абсолютно ясных форм. И потому, когда эти формы предстают перед нами, мы убеждены, что не мы их сотворили, а что перед нами раскрылось лишь то, что само по себе «было уже прежде» \ То есть не человек творит своей волей внешний мир, не встречая на своем пути никаких преград, а как раз наоборот, познанию подвергаются те объективные явления, которые уже существуют. Это вполне понятно, так как в противном случае каждый человек вынужден был бы заново открывать законы природы и познавать Бога, то для философской традиции России не было свойственно.

Сам С.Л.Франк не раз в набросках собственной биографии и письмах говорил о том, что на него сильное влияние оказал Платон. Великий греческий мыслитель исходил из существования двух миров: умопостигаемого и видимого. Мир видимый — по Платону — лишь слабое отражение мира умопостигаемого, познать который можно только разумом, используя диалектические законы. Разум «свои предположения... не выдает за нечто изначальное, напротив, они для него только предположения как таковые, то есть некие подступы и устремления к началу всего, которое уже не предположительно. Достигнув его и придерживаясь всего, с чем оно связано, он приходит затем к заключению, вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его выводы относятся только к ним» . В подтверждение своей концепции Платон приводит свои знаменитые примеры с пещерой, в которой отражаются бледные тени реальных вещей в колеблющемся пламени.

Идеальное общество и революционные преобразования

Значительную роль в политико-правовой теории С.Л.Франка занимает учение об идеальном обществе, совершенном государстве и наиболее приемлемом праве. В русской философии права эта тема носила сквозной характер. Практически каждый мыслитель предлагал свою версию общественного развития России и всего человечества.

Отметим, прежде всего, наличие двух уровней общественного идеала у С.Л.Франка. По его мнению, конкретное выражение общественного идеала зависит от соотношения различных социальных сил, материального и духовного состояния общества в целом и от исторической цели, поставленной данным обществом \ Следовательно, особую значимость приобретают конкретные обстоятельства, а искусственно созданные конструкции должны быть отметены.

С.Л.Франк выступает как сторонник органического подхода к обществу. Каждый шаг должен быть выверен и взвешен, прежде чем применять какие-либо меры. Кроме того, по мысли философа, не может быть абсолютно верных рецептов переустройства общественной жизни. Мыслитель справедливо указывает на то, что, несмотря на наличие стратегических задач, конкретные формы их решения могут и должны изменяться в зависимости от обстоятельств. Поэтому «вера в абсолютное значение и универсальную спасительность и применимость определенных конкретных общественных идеалов (определенной формы правления, определенного социального порядка) есть превращение относительного в абсолютное, идолопоклонство, одинаково и теоретически несостоятельное и недопустимое морально-религиозно» Эти утверждения именно своей взвешенностью коренным образом отличаются от ранних воззрений философа. Он уже не предлагает категорических путей переустройства общества, а подходит к его реформированию обдуманно и спокойно. Каждое общество выстрадало свою систему власти, свою форму государства. Они хороши или плохи не потому, что являются прогрессивными или консервативными, а потому, насколько они созвучны «духу народа» на данном историческом отрезке времени. Согласно С.Л.Франку, «лучший строй есть всегда только относительно, а не абсолютно лучший. Утопия земного рая, полного адекватного насаждения на земле Царства Божьего принципиально несостоятельна, потому что не сочетается с основным онтологическим фактом греховности, несовершенства человеческой природы. Поэтому такие утопии, при попытке их актуального осуществления неизбежно — в силу ложности их онтологического обоснования — вместо чаемого земного рая приводят к насаждению ада на земле».

Как бы ни была привлекательна та или иная идея всеобщего счастья, нужно учитывать наличие объективных условий ее осуществления в данном, конкретном обществе. За несколько лет до вышеприведенных высказываний С.Л.Франка, схожие мысли изложил П.И.Новгородцев, один из наиболее вдумчивых людей России. По его убеждению, «надо отказаться от мысли найти такое разрешительное слово, которое откроет абсолютного форму жизни и укажет средства осуществления земного рая. Надо отказаться от надежды в близком или отдаленном будущем достипгуть такой блаженной поры, которая могла бы явиться счастливым эпилогом пережитой ранее драмы, последней стадией и заключительным периодом истории» 4.

С.Л.Франк солидарен с таким подходом и в определенной степени развивает его. Для мыслителя не имеет принципиального значения форма государства, так как она может изменяться в зависимости от потребностей общества. Гораздо большую значимость приобретают общие принципы, из которых должно исходить реформирование общества. Прежде всего требуется «органичность» - учет мнения населения, его традиций и привычек. Если эти обстоятельства не принимаются во внимание, то любые реформы обречены на неудачу. Примером такой неудачи С.Л.Франк справедливо считает большевистскую диктатуру. Это связано с тем, что «попытка быстрого и радикального устранения зла в определенной общественной сфере или форме, в которой оно в дашгую эпоху особенно остро и явственно ощущается, обычно приводит к таким результатам, которые одно зло заменяют другим, иногда еще худшим...» .

Похожие диссертации на Учение С. Л. Франка о государстве и праве